Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (28)

  • Южно-Российский государственный технический университет (НПИ) (г. Новочеркасск) по результатам общественного обсуждения

    Дополнить п. 2 ст. 123 после слов «предоставляется лицам:» словами «имеющим общее среднее образование и прошедшие обучение по программе профессионального обучения».

    +0
  • Исключить абз. 3 п. 4 ст. 116. Ввести вместо этого пункта следующий пункт:

    «Ректор иного государственного или муниципального образовательного учреждения высшего образования в порядке, установленном уставом этого учреждения, избирается на альтернативной основе из числа кандидатур, имеющих опыт педагогической и административной работы в высших учебных заведениях не менее десяти лет, имеющих ученое звание профессор (доцент) и ученую степень доктор наук (кандидат наук) тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий 5 лет, по результатам обсуждения программ претендентов.»

    +0
  • Изменения в абзацы 2, 3 подп. 3 п. 2 ст. 113:

    абзац 3: После слов «реализация программ» вставить слово «академического»; слова в скобках «(прикладного, академического)» исключить.

    абзац 4: исключить слова «всех уровней» и вместо них вставить слова: «академического бакалавриата, специалиста и магистра».

    Пояснение:

    Считаем излишним дублирование подготовки прикладного бакалавра и в колледже, и в институте, и в университете. Если бакалавр обучается в институте или университете, то следует давать ему квалификацию академического бакалавра. Для этого у институтов и университетов имеется необходимый научный, кадровый и материально-технический потенциал.

    +0
  • Внести изменения в ст. 114:

    1. Исключить из п. 1 ст. 114 слово «национальный».

    2. Дополнить п. 1 ст. 114 словами «и политехнический университет»

    3. Дополнить ст. 114 пунктом 7: «Категория «политехнический университет» устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении университета, который:

    - эффективно реализует образовательные программы высшего образования и подготовки научных кадров по техническим направлениям и выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру технических наук с учётом специфики региона;

    - обеспечивает интеграцию науки, образования и производства в своем регионе;

    - обеспечивает переподготовку и повышение квалификации кадров в своем регионе по широкому спектру направлений.

    Пояснение:

    1) исключить из названия «национальный исследовательский университет» слово «национальный». Непонятно, какую роль в названии университета играет слово «национальный» в нашей многонациональной стране. На наш взгляд, название «исследовательский университет» или «региональный исследовательский университет» более удачно.

    Для российской традиции термин «национальный» не означает «общегосударственный», наоборот, он ассоциируется с какой-либо одной национальностью в нашем многонациональном государстве;

    2) в систему высших учебных заведений предлагаем ввести категорию "политехнический университет";

    3) предлагаем характеристику (определение) политехнического университета.

    +2
  • Дополнить абз. 2, 3, 4 п. 2 ст. 113:

    1. Дополнить абз. 2 п. 2 ст. 113 (о колледжах) после слов «реализация программ прикладного бакалавриата» слова «выполнение фундаментальных или прикладных научных исследований, результаты которых непосредственно используются при реализации основной образовательной программы бакалавриата» .

    2. Дополнить абз. 3 п. 2 ст. 113 (об институтах) после слов «и программ подготовки специалиста» слова «выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, результаты которых непосредственно используются при реализации основных образовательных программ».

    3. Дополнить абз. 4 п. 2 ст. 113 (об университетах): «результаты которых непосредственно используются при реализации основных образовательных программ».

    Пояснение:

    Законопроект практически совсем не содержит норм о регулировании порядка организации и развития научных исследований в высших учебных заведениях. Это вызывает недоумение. Высшее образование отличается от среднего, прежде всего, научным уровнем преподавания, сопряженностью учебного процесса с научными исследованиями. Интеграция науки и образования является ключевым фактором, обеспечивающим подготовку новых кадров научно-инновационного типа. В законопроекте отсутствуют типологии научных подразделений, их органов управления, нет норм об источниках и объемах их финансирования и др.; в содержание понятий видов образовательных организаций высшего образования не входит такой обязательный признак вузов, как научные исследования. Исходя из смысла п. 2 ст. 113 такие вузы, как колледж и институт могут вообще не заниматься наукой, а только образовательной деятельностью. Чем же тогда они будут отличаться от средних специальных заведений?

    Предложение разработчикам:

    В целом по тексту законопроекта уделить большее внимание правовому регулированию научной исследовательской деятельности образовательных организаций высшего образования. Предлагаем предусмотреть бюджетное финансирование научной работы студентов, а также выделение предприятиями всех видов собственности части прибыли на внедрение результатов научных исследований и другие меры.

    +1
  • Исключить из п. 2 ст. 113 : «-колледж – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация программ прикладного бакалавриата;».

    Мы считаем, что вхождение колледжей в систему высшего образования является преждевременным и принесет на нынешнем этапе развития высшего образования ощутимый вред (существенное снижение уровня высшего образования в стране). Не стоит слепо копировать западную модель образования. Предлагаем исключить колледжи из видов образовательных организаций высшего образования.

    +1
  • Исключить из п. 4 ст. 113 слова «преимущественно в одной области науки или культуры».

    Пояснение:

    Статья 113, пункт 4 определяет, что институты, их филиалы смогут (если захотят, но могут и вообще этим не заниматься) вести научные исследования только в одной области деятельности. Слово «преимущественно» смягчает смысл положения, но, зная нашу бюрократическую систему, мы опасаемся, что формулировка п. 4 ст. 113 приведет к закрытию и уничтожению научных школ в институтах и их филиалах. Сегодня имеются институты, в том числе технические, с традиционно многопрофильными научными исследованиями. Предлагаем убрать ограничение одной областью науки или культуры в научных исследованиях.

    +2
  • Дополнить абз. 2 и абз. 3 п. 4 ст. 112:

    после слов : «по результатам освоения программ бакалавриата – «бакалавр;» дополнить словами «для освоивших образовательную программу высшего технического образования – «инженер - бакалавр»»;

    после слов : «по результатам освоения программы подготовки специалиста – «специалист» дополнить слова «для освоивших образовательную программу высшего технического образования – «инженер - специалист»»;

    Пояснение:

    считаем, что из системы терминологии, привычной в российском образовании, неоправданно выпал термин «инженер».

    Дополнить абзацем 6 п. 4 ст. 112: Подготовка докторов наук (докторантура) регулируется отдельным актом.

    Пояснение:

    Не упоминается докторантура. Вероятно, она будет регулироваться отдельным актом. Это следует указать.

    Внести изменения в абз. 2 п. 4 ст. 112: после слов «по результатам освоения программ бакалавриата –» вместо слова «бакалавр» ввести слова ««прикладной бакалавр», «академический бакалавр»».

    Пояснение:

    Предлагаем привести в соответствие п. 4 ст. 112 и п. 2 ст. 113. Из п. 2 ст. 113 следует, что имеются программы прикладного и академического бакалавриата, но, исходя из п. 4 ст. 112, следует, что их квалификация не будет различаться, она одна – «бакалавр». Предлагаем внести изменение в п. 4 ст. 112 и предусмотреть по результатам освоения программ бакалавриата квалификации «прикладной бакалавр» и «академический бакалавр». При этом следует четко прописать, в чем состоит различие между прикладным и академическим бакалавриатом.

    +2
  • Предложение разработчикам:

    В главу 14. «Высшее образование» включить нормы, регулирующие получение второго высшего образования в Российской Федерации. Этот вопрос не урегулирован. В частности, можно ли получать второе высшее образование по сокращенной программе.

    +3
  • Исключить из п. 2 ст. 81 подпункт 6 : «6) результаты единого государственного экзамена лиц, зачисленных на первый курс (год) обучения, а также число обучающихся, зачисленных по результатам всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (при распределении контрольных цифр приема граждан на обучение по основным образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и подготовки специалиста)»

    Пояснение:

    Критерий конкурсного распределения контрольных цифр приема граждан на обучение в вузы, зафиксированный в подп. 6 п. 2 ст. 81, ведет к уничтожению центров образования и культуры в регионах. Столичный абитуриент имеет более высокий балл по ЕГЭ, чаще побеждает в олимпиадах. Приоритет будет только у столичных вузов, да и то преимущественно гуманитарных.

    Гуманитарные направления образования сейчас более модные, на них более высокий конкурс, и, следовательно, более высокий балл ЕГЭ у зачисленных студентов гуманитарных вузов. Но это не означает, что с позиций объективных потребностей развития нашей страны государство должно преимущественно поддерживать именно гуманитарные вузы, выделяя им бюджетные места.

    Предлагаем такой критерий распределения контрольных цифр приема граждан на обучение среди вузов исключить.

    Предложение разработчикам:

    При распределении контрольных цифр предлагаем учитывать конституционный принцип равноправия субъектов федерации, который не позволил бы сосредоточить большую часть вузов, получающих места, финансируемые из федерального бюджета, только в двух-трех субъектах федерации. Это создаст дополнительные гарантии конституционному принципу равенства прав и свобод граждан независимо от их места жительства.

    +4
  • Дополнить п. 5 ст. 79 после слов «на приобретение такого имущества» словами «приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, безвозмездно полученного, в случае если финансовое обеспечение не увеличивает стоимость основных средств»

    Пояснение:

    Аргументом в пользу данного дополнения является тот факт, что все недвижимое имущество и особо ценное имущество является федеральной собственностью, не зависимо от источника средств, истраченных на его приобретение, следовательно, требует содержания за счет средств федерального бюджета.

    +4
  • Исключить из п. 3 ст. 76 слова «и права».

    Дополнить п. 3 ст. 76 после слов «объединением работодателей (работодателем)» слова «и другими профессиональными общественными объединениями».

    Пояснение:

    Возражения вызывает п. 3 ст. 76, предоставляющий право объединениям работодателей (работодателям) предоставлять права образовательным организациям, самим определять эти права. Считаем преждевременным делегирование государственно-властных полномочий объединениям работодателей.

    Дополнение «и другими профессиональными общественными объединениями» расширяет возможности получения профессионально-общественной аккредитации для образовательных организаций.

    +3
  • Дополнить абзацами 2 и 3 подп. 4 п. 1 ст. 139:

    абзац 2: «Выпускники, получившие квалификацию «специалист» до 2016 года, должны считаться освоившими первый уровень образования. Их статус приравнивается к статусу бакалавра.

    абзац 3: «Правительством РФ утверждается перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка «специалистов», относящихся к первому уровню высшего образования. Для них обучение в магистратуре не считается вторым высшим образованием. Их статус приравнивается к статусу бакалавра».

    Пояснение:

    Отсутствует ясность в вопросах о содержании понятий «бакалавр», «специалист» и о соотношении этих уровней образования.

    Сегодня на практике ещё однозначно «специалист» относится к первому уровню высшего образования. Исходя из подпункта 4 пункта 3 статьи 15 законопроекта он разработчиками законопроекта отнесен ко второму уровню, на котором также находится и «магистр». Отсюда делаем вывод о том, что разработчики закона изменили место «специалиста» в структуре уровней образования. В 2010 году был последний раз набор на «специалитет» в качестве первого уровня подготовки, срок обучения – пять лет. Поэтому выпускники - «специалисты» первого уровня лишь в 2016 году перестанут выпускаться.

    В связи с изменением статусной характеристики термина «специалист» необходимо оговорить в переходных положениях их статус как выпускников, освоивших первый уровень высшего образования, а потому имеющих, например, право претендовать на бюджетное место в магистратуре, ведь для них она не будет вторым высшим образованием.

    В настоящее время известно, что по некоторым направлениям подготовки (специальностям) бакалавров выпускать не будут, там специалитет также будет высшим образованием первого уровня. Предлагается в законе приравнять их статус не к магистру, второму уровню, а к бакалавру, первому уровню.

    +3
  • Предложение разработчикам: доработать понятийный аппарат закона и ввести в него четкое определение термина «электронно-библиотечные системы»; разграничить требования закона к электронно-библиотечной системе и требования к комплектованию библиотечного фонда (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

    +7
  • Дополнить ч. 9 ст. 49 абзацем 2: «Длительный отпуск должен быть оплачиваемым в размере не ниже 80% уровня средней заработной платы работника за последние 3 (три) года работы перед обращением о его предоставлении для работников государственных образовательных организаций - за счет средств государственных бюджетов, муниципальных образовательных организаций – за счет средств муниципальных бюджетов, иных – за счет организаций.»

    +7
  • Дополнить п.7 ст. 49 абз.2, 3, 4, 5, 6 следующего содержания:

    абзац 2: «Размер заработной платы педагогического работника в силу социальной значимости педагогического труда, в целях повышения престижа в обществе должна быть не ниже уровня средней заработной платы в отраслях промышленности и строительства в Российской Федерации – для педагогических работников образовательных организаций, учредителями которых является Российская Федерация, и не ниже уровня средней заработной платы в отраслях промышленности и строительства в субъекте федерации – для педагогических работников иных образовательных организаций.»

    абзац 3: «Заработная плата педагогического работника подлежит индексации не ниже индекса инфляции и не реже одного раза в год с учетом фактора стоимости жизни или повышения средней заработной платы в Российской Федерации – для педагогических работников образовательных организаций, учредителями которых является Российская Федерация, в субъекте федерации – для педагогических работников иных образовательных организаций»

    абзац 4: «Педагогическим работникам устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

    - пятидесяти процентов за звание доцента;

    - сорока процентов за должность доцента;

    - семидесяти процентов за звание профессора;

    - шестидесяти процентов за должность профессора;

    - 3 (трех) МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) за ученую степень кандидата наук;

    - 5 (пяти) МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) за ученую степень доктора наук.

    Указанные в данной статье надбавки к должностным окладам (ставкам) должны индексироваться не ниже индекса инфляции и не реже одного раза в год.

    Минимальный размер оплаты труда для целей данной статьи считать таким, какой применяется для регулирования оплаты труда и установлен ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"»

    абзац 5: «Педагогическим работникам, имеющим государственные и (или) отраслевые награды, звания и (или) почетные грамоты, устанавливаются надбавки к должностному окладу в порядке, установленном Правительством РФ из средств государственного бюджета.»

    абзац 6: «Соотношение между зарплатой руководителя образовательной организации (включая надбавки и премии) и зарплатой профессорско-преподавательского состава должно быть не более 2:1, соотношение между зарплатой ППС и работников административно-управленческих служб должно быть 1:1».

    Пояснение:

    Предложения направлены на повышение социальной значимости педагогического труда, повышения престижа педагогического работника, в том числе вузовского, в обществе.

    С 1 января 2009 года в России установлен МРОТ в сумме 4 330 рублей в месяц, однако для некоторых целей (например, для штрафов) закон его устанавливает в 100 руб., поэтому настаиваем на оговорке о том, как исчислять МРОТ для целей данной статьи.

    +6
  • Просьба к разработчикам: расшифровать понятие учебной (преподавательской) работы и учебной нагрузки, определить яснее их соотношение.

    По смыслу п. 6 ст. 49 учебная (преподавательская) работа - это и есть учебная нагрузка, однако в абз.2 ч.5 ст.49 учебная (преподавательская) работа противопоставляется в соотношении с другой педагогической работой, которая называется через скобки учебной нагрузкой.

    +5
  • Внести изменения и дополнения в п. 4 ст. 49:

    1) считать подпункт 7 (седьмой) подпунктом 14 (четырнадцатым);

    2) добавить подп. 7 следующего содержания:

    «Преподаватели образовательных организаций высшего образования, учредителями которых являются Российская Федерации или субъекты Российской Федерации, имеют право на ежегодную оплачиваемую за счет средств государственного бюджета командировку (стажировку) продолжительностью от 10 до 20 суток для выполнения исследовательской работы»;

    3) добавить подп. 8 следующего содержания:

    «право на индексацию ежемесячных надбавок к должностным окладам за ученые степени кандидата и доктора наук не ниже индекса инфляции и не реже одного раза в год»;

    4) добавить подп. 9 следующего содержания:

    «право на получение ежемесячных надбавок к должностным окладам за ученую степень: для кандидатов наук - за каждую полученную ученую степень кандидата, для докторов наук - за каждую полученную ученую степень доктора наук, не зависимо от их количества в полном объеме за каждую»;

    5) добавить подп. 10 следующего содержания:

    «право на пенсию с учетом выслуги лет, на увеличение окладов после каждых пяти лет педагогического стажа»;

    6) добавить подп. 11 следующего содержания:

    «право на повышенный размер пенсии для педагогических работников, имеющих государственные и отраслевые награды, звания и (или) почетные грамоты»

    7) добавить подп. 12 следующего содержания:

    «пенсия педагогического работника должна составлять не менее 75% от среднемесячной заработной платы работающего педагогического работника его квалификационной категории и группы с учетом всех надбавок, предусмотренных законодательством, на которые пенсионер имел право в течение последних трех лет педагогической работы или трех лет любого другого периода его работы»

    8) добавить подп. 13 следующего содержания:

    «право на ежегодное санаторно-курортное лечение за счет государственного бюджета, начиная с 20 лет выслуги».

    Пояснение:

    К подп. 8: существующие надбавки за ученые степени давно уже утратили свое назначение в качестве материального стимула из-за инфляционных процессов.

    К подп. 9: в Российской Федерации многие ученые имеют научные степени по различным видам наук. Если доктор наук защитил ещё одну докторскую диссертацию – это никак государством материально не вознаграждается. Представляется, что государство должно поддерживать стремление ученых к междисциплинарным исследованиям, к работе в нескольких областях наук.

    +7
  • Подп. 2 п. 4 Ст. 49 изложить в следующей редакции:

    «Право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере не менее 15% МРОТ, а также ежемесячную денежную компенсацию для оплаты работы в Интернет в размере не менее 10% МРОТ. Для целей данной статьи минимальный размер оплаты труда считать таким, какой применяется для регулирования оплаты труда и установлен ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"»

    +6
  • Исключить в п. 3 ст. 49 слова «не допускается». Дополнить п. 3 ст. 49 словами: "допускается на основе заключения договора о предоставлении платных услуг. Платная индивидуальная педагогическая деятельность педагогического работника организации на территории данной организации не допускается».

    +4
  • 1. Изменить название ст. 48: «Ст. 48. Основы правового статуса педагогических работников».

    2. Изменить нумерацию подпунктов: пункт 1 считать пунктом 2 и т. д.: п. 2 – п. 3; п. 3 – п. 4; п. 4 – п. 5; п. 5 – п. 6; п. 6 – п. 7.

    3. Ввести пункт 1 в ст. 48 следующего содержания: «1. Повышение статуса, улучшение материального положения и повышение жизненного уровня педагогических работников является приоритетной задачей в сфере образования и общества».

    Дополнить Ст. 48 п. 3 абз. 2 словами: «Образовательная организация имеет право направлять запросы о наличии судимости лица, допускаемого к занятию должностей педагогических работников»

    Пояснение: На наш взгляд, необходимо создать механизм реализации норм ТК РФ о недопущении к педагогической работе лиц, имеющих или имевших судимость за определенные преступления. Пункт З статьи 10 ФЗ "О персональных данных" допускает обработку персональных данных о судимости только уполномоченными государственными органами или муниципальными органами, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

    +2
  • Дополнить п. 6 ст. 37, абз. 3 : словами «и не может быть менее прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации».

    +4
  • Дополнить п. 6 ст. 37, абз. 1 : словами «и не может быть менее минимальной заработной платы. Для целей данной статьи минимальный размер оплаты труда считать таким, какой применяется для регулирования оплаты труда и установлен ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"».

    +5
  • Дополнить ст. 37 п. 2 после слов «государственные академические стипендии» словами «государственные социальные стипендии»

    +9
  • Дополнить подп. 8 п. 2 ст. 34 словами: «и положением, разработанным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»

    Пояснение: очень важный вопрос об оплате за обучение, затрагивающий наиболее существенные права обучающихся, нуждается в государственном регулировании для создания гарантий прав обучающихся.

    Дополнить ст. 34 п. 2 подп. 9: после слов «получать стипендии» словами «, материальную помощь»

    +4
  • Исключить из п. 1 ст. 25 бюджетное учреждение как форму образовательной организации.

    Пояснение:

    В п. 1 ст. 25 отдельно выделяется такая форма образовательной организации как бюджетное учреждение наряду с государственными и муниципальными учреждениями, следовательно, закон допускает бюджетные учреждения, которые не финансируются ни государством, ни муниципальным образованием. Это не соответствует ст. 120 ГК РФ, в соответствии с которой государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

    +1
  • Дополнить п. 2 ст. 17

    - междисциплинарность и опережающий характер образования.

    +1
  • Дополнить абз. 1 п. 1 ст. 5:

    «создание правовых основ формирования и развития личности, повышение образованности населения, формирование инновационного менталитета работников всех сфер жизни общества для решения задачи перевода экономики страны с сырьевой на инновационную, укрепление безопасности государства.»

    Пожелания разработчикам: установить ответственность высшего руководства образованием за качество образования, финансовое и материально - техническое обеспечение профессиональной деятельности работников всех уровней и форм образовательных учреждений, за интеграцию всех уровней и форм образования в единую целостную систему.

    +2
Цитировать