Законопроект 2011

Общественное обсуждение законопроектов

Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (11)

  • Текст проекта: 1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия, обеспечивающие охрану здоровья обучающихся.

    Текст изменений: 1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ очной формы создают условия, обеспечивающие охрану здоровья обучающихся.

    Комментарий: Заочные формы и формы дистанционного обучения занимают все большую роль, и их нельзя забывать в законе. Эта и некоторые следующие статьи касаются только очной формы обучения.

    +0
  • Текст с поправками: 2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования. Порядок и условия проведения таких экспериментов при реализации основных образовательных программ дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования определяются Правительством Российской Федерации.

    Комментарий: Ограничение экспериментов в области образования со стороны Правительства имеет смысл только для полностью финансируемых им форм образования.

    Текст с поправками: 3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также их объединениями.

    При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений. Участники должны быть информированы об инновационности программы (проекта) и в случае, если инновационная программа (проект) замещают стандартную программу (проект), учащиеся должны иметь право выбора.

    Комментарий: Нельзя ограничивать инновационную программу по сравнению со стандартной – это можно будет сделать только спустя время. Данная норма в законе убьет всю инновационность. Необходимо учащимся дать возможность выбора: участвовать или нет в инновационной программе.

    +5
  • Текст с поправками: 1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, соблюдение которых обязательно при реализации основных образовательных программ дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования в имеющих государственную аккредитацию организациях, осуществляющих образовательную деятельность и носит добровольный характер во всех других случаях.

    Комментарий: Стандарты не должны быть обязательными. Иначе прекратится развитие. В крайнем случае, это требование можно оставить в базовом образовании, которое полностью финансируется государством. Но ни в коем случае не на все формы.

    +0
  • Текст проекта: 1. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:

    1) федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;

    2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

    3) органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;

    4) организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

    5) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

    Текст с поправками: 1. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность:

    1) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

    2) образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;

    3) органов государственной власти, местного самоуправления и организаций гражданского общества, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;

    4) организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

    5) объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

    Комментарий: Стандарты и требования включены в систему образования опосредованно через организации и учебные планы. Включение их в систему образования непосредственно приведет к тому, что они будут появляться тоже независимо и выступать тормозом на пути развития форм образования и учебных программ.

    Текст проекта: 3. В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

    1) дошкольное образование;

    2) общее образование:

    начальное общее образование;

    основное общее образование;

    среднее общее образование;

    3) среднее профессиональное образование:

    подготовка квалифицированных рабочих;

    подготовка специалистов среднего звена;

    4) высшее образование:

    бакалавриат;

    магистратура, подготовка специалиста;

    подготовка научно-педагогических кадров.

    Текст с поправками: 3. В системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

    1) дошкольное образование;

    2) общее образование:

    начальное общее образование;

    основное общее образование;

    среднее общее образование;

    3) среднее профессиональное образование:

    подготовка квалифицированных рабочих;

    подготовка специалистов среднего звена;

    4) высшее образование:

    бакалавриат;

    магистратура, подготовка специалиста;

    подготовка научно-педагогических кадров.

    5) дополнительное профессиональное образование:

    бизнес школы;

    курсы повышения квалификации;

    курсы специального обучения

    самообразование.

    Комментарий:

    В предыдущей части говорится о непрерывном обучении, а перечень уровней относится только к разовому обучению. Необходимо дополнить формами непрерывного обучения.

    +1
  • 1.2) Исключить

    Комментарий: В статье 8 часть 12 уже обозначен контроль государства, его нельзя применять ко всему образованию, которое должно развиваться независимо от государства. Государство должно требовать прозрачности информации и задействовать элемент общественного контроля.

    +0
  • Текст проекта: 1.

    16) государственный контроль качества образования в организациях, указанных в пункте 14 части 1 настоящей статьи, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, принятие мер по устранению нарушений, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний таким организациям, контроль за исполнением предписаний;

    Текст с поправками: Исключить

    Комментарий: В статье 8 часть 12 уже обозначен контроль государства, его нельзя применять ко всему образованию, которое должно развиваться независимо от государства. Государство должно требовать прозрачности информации и задействовать элемент общественного контроля.

    +0
  • Текст с поправками: 1.

    11) разработка рекомендаций относительно общих принципов финансового обеспечения образовательной деятельности, федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности федеральных государственных образовательных учреждений; финансовое обеспечение деятельности федеральных государственных казенных образовательных учреждений и выполнения государственного задания федеральными государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями;

    Комментарий: Государство должно лишь рекомендовать учреждениям, которые не финансируются из государства, а не устанавливать.

    +1
  • Текст с поправками: 12. Качество дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивается посредством установления федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также осуществления государственного контроля и надзора в сфере образования, формирования общероссийской системы оценки качества образования. Качество иной образовательной деятельности обеспечивается добровольным соблюдением российских и международных стандартов и подтверждается независимой общественной оценкой, а также государственными требованиями к предоставлению населению полной информации об образовательной деятельности.

    Комментарий: Жестко регламентировать можно только дошкольное, общее образование, и среднее профессиональное образование, которое гарантируется государством. Все остальное должно регулироваться гражданским обществом – это основная парадигма информационного общества. Государство должно не само контролировать, а выстраивать систему общественного контроля на основе требования к прозрачности информации.

    +1
  • Текст проекта: 8. Государство гарантирует гражданам возможность получения образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами.

    Текст с поправками: 8. Государство гарантирует гражданам возможность получения дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях в рамках получения дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами.

    Комментарий: Делать обязательным следование стандарту государство может только в том случае, если это касается образования, которое оно финансирует полностью, т.е. дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования. Например, университетам надо дать свободу в выборе стандартов обучения русскому языку.

    +5
  • Текст проекта: 2…

    В образовательных отношениях участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, родители (законные представители) обучающегося и третьи лица (далее – участники образовательных отношений).

    Текст с поправками: 2…

    В образовательных отношениях участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся, а также в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, родители (законные представители) обучающегося, работодатели (направляющие сотрудника на обучение) и третьи лица (далее – участники образовательных отношений).

    Комментарий: Доля дополнительных форм образования работающего населения будет возрастать, и необходимо отметить роль работодателей, которые выступают важным участником образовательного процесса.

    +5
  • Текст проекта: 13) установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ, условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий;

    Текст с поправками: 13) обеспечение преемственности основных образовательных программ, условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий;

    Комментарий: Государство не должно устанавливать обязательные требования к условиям образовательным процесса – это тормоз на пути формирования новых форм обучения. Это сторона должна регулироваться либо добровольными стандартами, либо обязательными регламентами, если имеется угроза жизни.

    +8
Цитировать