Должностное лицо

Порядок привлечения к административной ответственности физических лиц

   Порядок привлечения к административной ответственности физлица заключается в следующем:

  1. После того, как будет обнаружен факт совершения физлицом административного правонарушения, подлежит составлению протокол об административном правонарушении. После составления такого протокола административное дело считается возбужденным
  2. Физлицу должны быть разъяснены его права и обязанности.
  3. Физлицо, подлежащее привлечению к ответственности, вправе дать пояснения по обстоятельствам дела, которые могут быть отражены в протоколе совершения правонарушения, а также в иных протоколах, либо записаны отдельно и приобщены к материалам дела
  4. Если имеется необходимость в проведении экспертизы, тогда назначается соответствующая экспертиза
  5. Далее материалы дела подлежат направлению для рассмотрения судом, уполномоченным органом или должностным лицом, которые выносят постановления по делу, как правило, о привлечении к ответственности

   Выше приведен наиболее чаще применяемый порядок привлечения к ответственности физлиц.

   Однако, КоАП РФ содержит и иные нюансы и положения, касающиеся привлечения к ответственности, например:

  • дело может быть возбуждено не только на основании протокола, но и на основании, например, определения о возбуждении дела
  • в отдельных случаях должностным лицом может быть сразу на месте вынесено постановление по делу об административном правонарушении
  • при необходимости может проводиться административное расследование

   В определенных случаях физлицо может быть задержано, о чем должен быть составлен протокол, также может быть отстранено от управления ТС, может быть подвергнуто приводу. КоАП РФ содержит и иные положения и нюансы, которые изложить детально в настоящем материале затруднительно..

Понятие и структура административной ответственности

Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

Юридическая ответственность характеризуется тремя специфическими признаками: 1) представляет собой вид государственного принуждения; 2) единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение; 3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права.

Юридическая ответственность является государственным принуждением, однако далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью.

Основное отличие юридической ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что она применяется за совершенное правонарушение. Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть:

  • психологическими;
  • имущественными;
  • организационно-правовыми.

Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя.

Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении конфискованного имущества.

Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест, лишение специального права, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно.

Таким образом, юридическая ответственность – это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.

В механизме правового регулирования юридическая ответственность выполняет три функции – общепревентивную, частнопревентивную и правовосстановительную.

Частнопревентивная функция ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы.

Правовосстановительная функция юридической ответственности направлена на восстановление нарушенного права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц.

В числе основных принципов юридической ответственности чаще всего называют следующие принципы: законности; обоснованности; справедливости; неотвратимости юридической ответственности; презумпции невиновности; права на защиту лица, привлеченного к ответственности; недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушения два и более раз.

Структура административной ответственности:

  1. основания административной ответственности (юридические, фактические, процессуальные);
  2. субъекты ответственности;
  3. условия ответственности, в том числе наличие вины, неистечение срока давности и т. д.;
  4. меры ответственности – конкретные виды административных взысканий;
  5. административное производство.

Административная ответственность в РФ

Административное правонарушение предполагает штрафные санкции

Согласно действующему законодательству, дела по административным нарушениям, которые дошли до суда, рассматривают мировые судьи. Если вопросов не возникает, то уполномоченные лица могут сами выписать штраф. Однако необходимо понимать, что в Уголовном кодексе РФ наказание действует на всей территории РФ. По КоАПу регионы сами могут принимать размер штрафа, исходя из особенностей развития субъекта РФ. Поэтому в Москве и Санкт-Петербурге размер многих штрафов выше.

Допускается создание штрафов, которых нет в КоАП. Однако они будут действовать на территории определенного региона. Практика показывает, что штрафы, которые оплачивают нарушители по КоАП РФ, идут для пополнения регионального бюджета. То есть, эти деньги можно использовать на благоустройство населенных пунктов и развитие различных отраслей экономики.

Социальная роль административной ответственности

Административное наказание делает людей социально ответственными индивидуумами

Роль административного наказания заключается в том, что она позволяет контролировать общество и не позволять отдельным личностям выходить за рамки положенного. Любое правонарушение карается различными способами. При этом необходимо иметь доказательства вины человека

Не важно, гражданин РФ или иностранец совершил правонарушение, от ответственности уйти не получится

Важно понимать, что благодаря КоАП РФ решается следующее:

  • осуществление контроля за общественным порядком;
  • пополнение государственного бюджета;
  • вынесение решений о наказании за незначительные общественные проступки.

Не всех можно привлечь к наказанию за административный проступок. Закон предусматривает категории граждан, которые обладают неприкосновенностью. Это судьи, депутаты, некоторые чиновники. Также членов избирательных комиссий не всегда можно привлечь к административной ответственности. Они обладают неприкосновенностью во время проведения избирательной кампании. То есть, в некоторых случаях они могут нарушать некоторые правила, которые предусмотрены КоАП РФ, если это выполняется в интересах закона о выборах и для обеспечения деятельности избирательного участка. Пример – остановка около участкового избирательного участка, несмотря на запрещающий знак, когда привозятся бюллетени для голосования. В этом случае ФЗ «О выборах» требует от председателя УИК подъехать максимально близко к крыльцу, чтобы быстро перенести бюллетени в помещение для голосования и поместить их под охрану сотрудника полиции.

Если сотрудник полиции решит привлечь за нарушение правил, достаточно предоставить удостоверение члена избирательной комиссии, мандат депутата, удостоверение судьи или другой документ, который дает право на неприкосновенность.

Порядок возбуждения дела

Административное дело возбуждают с учетом положений ст. 28.1 КоАП РФ. Представитель уполномоченного органа действует по следующей схеме:

  1. Выявляет нарушение. О том, как это делают, мы писали выше.
  2. Оформляют протокол. Напоминаем, иногда это необязательно. Помимо протокола уполномоченный сотрудник может применить меры обеспечения, перечисленные выше. Например, за парковку в неположенном месте машину могут забрать на штрафстоянку.
  3. Рассматривают дело и выносят постановление. Иногда процедуру выполняют сразу же на месте совершения правонарушения. Это возможно, когда дело не должно рассматриваться в суде либо если не нужно собирать дополнительные доказательства.

Кто может возбудить административное дело

Перечень должностных лиц, имеющих право возбудить административные дела, строго ограничен. Чаще всего административные дела возбуждают сотрудники полиции. В ст. 28.3 КоАП РФ подробно расписано, по каким именно правонарушениям те или иные должностные лица могут возбудить дело (перечень статей большой, и перечислить все просто невозможно). Например, сотрудник полиции имеет право возбудить дело об административном правонарушении, если произошло мелкое хищение, нарушение правил дорожного движения и т. д.

Кроме полиции дела могут возбуждать должностные лица следующих органов:

  • пожарная служба;
  • государственная инспекция труда;
  • антимонопольная служба;
  • Роспотребнадзор;
  • таможенные и пограничные органы;
  • федеральное казначейство;
  • налоговая инспекция;
  • прокуратура.

Это далеко не полный список. Примечательно, что полномочия лиц, имеющих право возбуждать дела, ограничены. Например, сотрудник налоговой службы не может привлечь гражданина к ответственности за превышение скорости.

Знать о том, кто именно может возбудить дело, необходимо. Если дело возбудит тот, кто не имеет на это права, вас не смогут привлечь к ответственности, а если и привлекут, вы сможете успешно обжаловать постановление.

Итак, что нужно сделать:

Подпишитесь на рассылку

  1. Понять, по какой статье вас привлекают.
  2. Уточнить, кто именно привлекает.
  3. Посмотреть в ст. 28.3 КоАП РФ список статей, по которым может возбуждать дело конкретное лицо.
  4. Если вы увидели, что должностное лицо не имеет права составить протокол, укажите об этом в жалобе на постановление либо при рассмотрении дела (до вынесения постановления).

Ответственность юридических лиц: административные правонарушения

    Основные сферы, в пределах которых у юридических лиц может возникнуть ответственность за административные правонарушения:

  • таможенные правила
  • налоговое и антимонопольное законодательство
  • экологические, природоохранительные и санитарные нормы
  • требования пожарной безопасности
  • нарушения оборота валюты
  • операций банковской отрасли
  • производство стройматериалов, строительство
  • иные сферы предпринимательской деятельности.

   Основной мерой, когда возникает административная ответственность юридических лиц РФ являются штрафные санкции. Кроме того, применяются такие санкционные меры, как предупреждение, конфискация или запрещение осуществлять соответствующую деятельность в течение установленного срока.

   Для возможности запуска процедуры привлечение к административной ответственности юридических лиц требуется установление и доказанность факта правонарушения указанных выше норм. При спорных ситуациях действуют общие принципы законодательства, следовательно, свою невиновность юридическому лицу доказывать нет необходимости. Консультация юриста по административным делам даст Вам полное понимание прав в деле и возможность получения положительного решения по ситуации. Если решение по Вам уже принято, то мы поможем написать жалобу на постановление по административному делу профессионально и в срок.

Административная ответственность юридических лиц (в т.ч. виды административной ответственности, к которой может быть привлечено юридическое лицо, основания, порядок привлечения)

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности является факт совершения им административного правонарушения.

В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ).

В силу ч. 9 ст. 2.10 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. п. 1 – 4, 9 ч. 1 той же статьи, а именно: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

При этом административное приостановление деятельности является наиболее строгим видом наказания и назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).

В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ сказано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо привлекается к административной ответственности по правилам, которые установлены в КоАП РФ и соответствующих законах субъектов РФ.

В отношении юридического лица составляется протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ) или выносится постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.4 КоАП РФ).

Кроме того, в отношении юридического лица на основании ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Аналогичным образом в силу ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ при проведении автоматизированной информационной системой налоговых органов проверки поступивших сообщений и заявлений физических и юридических лиц о данных, указывающих на совершение юридическим лицом действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ, если указанное юридическое лицо признало наличие события вменяемого административного правонарушения и добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия указанного лица и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

Назначение наказания, оплата штрафов

Административные штрафы на юридическое лицо накладываются в таком же порядке, как и в отношении физических или должностных лиц. То есть, серьезных процессуальных особенностей назначения наказания нет.

Первоначально уполномоченный орган или должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, который затем рассматривается для принятия решения о наказании.

При определении вида и размера наказания юридического лица должны быть учтены:

  • характер нарушения;
  • материальное и финансовое положение;
  • смягчающие (ст. 4.2 КоАП) и отягчающие (ст. 4.3 КоАП) обстоятельства.

Если есть исключительные обстоятельства, возможно назначение штрафа в меньшем размере, чем предусматривает санкция соответствующей статьи КоАП. Но такое допускается только при условии, что минимальный штраф для юридических лиц начинается от 100 тыс. рублей. При этом наказание не может быть меньше половины минимального штрафа.

По делам, рассматриваемым в упрощенном порядке (без протокола) и касающихся правонарушений, предусмотренных частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (онлайн-кассы), размер возможного штрафа в 2016 году был ограничен – 1/3 минимального размера, предусмотренного санкцией.

Оплата административного штрафа, наложенного на юридическое лицо, должна быть произведена со счета такого юридического лица. По крайней мере, это обязательно делается в безналичном порядке (через банк), и должно быть понятно, что штраф оплачен лицом, которое привлечено к ответственности. 

Общий срок административного штрафа для уплаты – 60 дней с момента вступления решения в силу. В течение 7 дней нужно оплатить штраф, если организация привлечена к ответственности по статье 19.28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юрлица). Если юридическое лицо получило отсрочку или рассрочку уплаты штрафа, срок считается с момента истечения срока отсрочки или рассрочки. Если юридическое лицо добровольно не исполняет наказание, штраф взыскивается судебными приставами принудительно. Возможны арест имущества и счетов.

Как происходит привлечение к административной ответственности – пошагово

Вопрос о том, как назначают штраф за превышение скорости, считается стандартным. Тут нет никаких нюансов. Сотрудник ГИБДД выписывает штраф, а водитель его оплачивает. Если не платит вовремя, то размер штрафа увеличивается. Не платит три года – задолженность аннулируется. Гораздо интереснее рассмотреть вопрос о рассмотрении дела в суд. Это позволит понять все особенности, чтобы представлять, в каком порядке требуется действовать. Нарушение процессуальных норм считается грубым нарушением. Если получится их выявить, то придется обвинителю отказаться от предполагаемых санкций.

Шаг 1. Выявление правонарушения сотрудниками правоохранительных органов. Они должны пресечь дальнейшие беспорядки. После этого требуется составить протокол. Если нарушитель согласен с ним, то подписывает. Нельзя подписывать протоколы, которые заполняются карандашом. Всегда нужно использовать ручку. При этом можно подписать, указав, что обвиняемая сторона не согласна с изложенным.

Выявление правонарушения сотрудниками органов правопорядка

Шаг 2. Сбор доказательной базы и подача дела в суд. Необходимо обращаться в мировой суд по месту регистрации ответчика. Однако, если он проживает в другом регионе, то допускается обратиться по месту регистрации истца. В данном случае речь идет о месте нахождения отделения полиции, где составлялся протокол на нарушителя.

Собираются доказательства и на основании этого дело передается в суд

Шаг 3. Предоставление позиции на суде. Если у ответчика есть сомнения по поводу того, как выстроить свою линию защиты, то допускается обратиться к юристу. Он поможет представлять интересы клиента, юридически обосновав все его действия. Возможно, у юриста получится переквалифицировать статью, чтобы снизить наказание

Это важно, когда обвинитель пытается перевести дело в плоскость Уголовного кодекса РФ

Акт судебного разбирательства

Шаг 4. Получение судебного решения. Если сторона не согласна с ним, то может подать апелляцию. Ее будет рассматривать вышестоящая инстанция. Однако нужно обладать весомыми основаниями, чтобы подавать жалобу. Если руководствоваться только желанием пересмотреть иск, то возможно применение более суровых санкций.

Вынесение судебного решения

Это стандартная схема рассмотрения дела через суд. Если наказание – это штраф (что бывает часто), то необходимо его оплатить в течение 10 дней с момента вступления решения в силу. Сделать это можно в любом отделении банка по указанным в решении реквизитам. Также допускается использовать онлайн банк и электронные кошельки

Важно понимать, что разные способы оплаты предполагают комиссию. Чтобы полностью исполнить свои обязательства по судебному решению, нужно оплачивать с учетом комиссии

Если проигравший не исполняет свои обязанности в установленные законом сроки, то дело передается сотрудникам ФССП. Они имеют право осуществлять взыскание всеми законными способами. При этом дополнительно начисляется исполнительный сбор 7% от суммы взыскания. Из этих процентов складывается зарплата сотрудников ФССП. Поэтому, чтобы сэкономить, рекомендуется самостоятельно и добровольно выполнять решение судьи.

Освобождение от административной ответственности юридических лиц

   Юридическое лицо освобождается от административной ответственности в случае:

  • отсутствия вины;
  • истечения срока давности привлечения;
  • наличия возможности у юридического лица соблюсти действующее законодательство.

   КоАП РФ установлено также дополнительное основание для освобождения юридического лица от административной ответственности – малозначительность правонарушения. Проступок может быть признан малозначительным в случае, если наступившие последствия правонарушения не повлекли существенного нарушения общественным правоотношениям.

   В таком случае, в отношении юридического лица, совершившего правонарушение, выносится устное замечание, оно освобождается от ответственности, административное дело прекращается.

Порядок обжалования постановления

Постановление не является истиной в последней инстанции, его может обжаловать как лицо, касаемо которого вынесено такое постановление о привлечении его к административной ответственности, так и потерпевший, а также прокурор при реализации полномочий по надзору за соблюдением законов при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Порядок обжалования регулируется главой 24 КОАП.

Статья 288 КОАП предусматривает подачу такой жалобы либо в вышестоящий орган, над тем органом, который вынес оспариваемое постановление, либо в суд. Саму же жалобу нужно подать именно в тот орган, который является ее автором. Через 3 дня уполномоченное лицо это органа должно будет передать ее вместе с материалами дела надлежащему адресату.

Жалоба на постановление подается в 10-дневный срок со дня вынесения постановления, а касаемо постановлений по делам об административных проступках в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе зафиксированных в автоматическом режиме — в течение десяти дней со дня вручения такого постановления.

По общему правилу, пропущенный срок может быть восстановлен только по уважительным причинам (ст.289 КОАП).

Административное правонарушение и его состав

Итак, мы уже установили, что совершение административного правонарушения (или проступка) является основанием для привлечения к административной ответственности.

Согласно КОАП административное правонарушение ‒ это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность (ст. 9 КОАП)

То есть для того, чтоб деяние было административно наказуемым, нужно установить так называемый «юридический состав» правонарушения, куда входят:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Отсутствие одного из этих элементов говорит о том, что совершенное действие не подлежит административной ответственности по КОАП.

Объект — это общественные отношения, которые охраняются законом и которые были нарушены при совершении деяния. Он отвечает на вопрос: «Что было нарушено?». Например, объектом мелкого хищения чужого имущества (ст. 51 КОАП) являются общественные отношения в сфере собственности.

Объективная сторона указывает на то, как было совершено правонарушение: активно или пассивно (действием или бездействием), были ли установлены последствия такого деяния и есть ли между ними причинная связь. Отвечает на вопрос: «Как? Каким образом было совершено правонарушение?»

Заметьте, объективная сторона не всегда состоит из 3 компонентов. Для некоторых правонарушений только одного деяния достаточно для применения мер административной ответственности. В теории их называют «правонарушения с формальным составом». Например, ст. 42 КОАП предусматривает, что административная ответственность наступает за сам факт нарушения санитарных норм вне зависимости от последствий.

Есть еще так называемые «правонарушения с материальным составом», смысл которых сводится к тому, что для наступления административной ответственности одного лишь деяния недостаточно, нужно еще установить наличие последствий такого деяния и причинную связь между ними

Например, уничтожение или повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара или распространению его на значительной площади (ст. 77 КОАП)

В таком случае для привлечения к административной ответственности нужно установить не только неосторожное обращение с огнем, но и последствие этого деяния ‒ уничтожение или повреждение леса, а также причинную связь между ними.

При этом заметим, что способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения проступка также входят в состав объективной стороны, но не являются ее обязательными элементами.

К административной ответственности привлекаются физические вменяемые лица, достигшие на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст.12 КОАП). В теории именуется как «общий субъект административного правонарушения» ‒ лицо, которое совершило правонарушение. Кроме общих признаков в конкретных составах административных правонарушений субъект может характеризоваться еще и дополнительными, специфическими свойствами. Такие субъекты называются специальными. К ним относятся, например, должностных лиц, государственных служащих, водителей и тому подобное. Таким образом, субъект отвечает на вопрос: «Кто совершил правонарушение?».

Субъективная сторона указывает на психическое состояние здоровья человека, совершившего проступок, и отвечает на вопрос: «Зачем было совершено правонарушение? С какой целью? Что было поводом для совершения такого деяния?». При этом в теории ее элементы делят на обязательные и факультативные. К обязательным элементам относится виновное совершение правонарушения

Вина ‒ это психическое отношение лица к совершенному им правонарушению и его последствиям, которое выражается в форме умысла или неосторожности

Мотив и цель правонарушения ‒ факультативные признаки субъективной стороны. Под мотивом понимают осознанное лицом внутреннее побуждение, которое подтолкнуло на совершение проступка. Цель ‒ это следствие, результат, которого нужно достигнуть лицу, совершающему административное правонарушение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector