Административный надзор за осужденными после освобождения

Содержание:

Права, обязанности и ответственность поднадзорного лица

Помимо того, что поднадзорный вправе обжаловать судебное решение, заявлять о досрочном прекращении надзора или частичной отмене ограничений, Федеральным законом 64-ФЗ предусмотрено право обращаться в УМВД за разрешением на пребывание вне дома. Необходимость в разрешении может возникнуть по семейным причинам, в силу которых человеку стало невозможно проживать в месте, которое указано при установлении надзора (к примеру, пожар). Кроме того, можно обращаться с заявлением о получении разрешения на краткосрочный выезд за пределы города, если есть какие-либо исключительные обстоятельства (к примеру, болезнь или смерть родственника).

На гражданина, которому установлен административный надзор, возлагаются обязанности:

  • исполнять решение суда;
  • прибыть для постановки на учет в ОВД того города, куда был разрешен краткосрочный выезд и уведомить ОВД в своем городе о своем возвращении ( в течение 3-х дней).
  • уведомлять в трехдневный срок о смене работы, учебы, увольнении.
  • о смене места жительства за три дня; (к примеру, если это произошло вынужденно).
  • являться по вызову сотрудников внутренних дел.
  • впускать в дом участкового, если он прибыл с проверкой соблюдения ограничения.

За невыполнение своих обязанностей и уклонение от административного надзора гражданин несет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ. Наказание за совершение данного преступления может быть в виде лишения свободы на срок до 1 года.

Определение и особенности

В статье нормы, касающиеся надзора, нарушение которых влечёт наказание.

Перечислим их:

  1. Неявка человека без законной на то причины к месту проведения наказания. В данном случае это относится к тому человеку, по отношению к которому был применён надзор после его освобождения с объектов лишения свободы. Ещёподобные правила относятся к тем лицам, которые выбрали место проживания или пребывают в учреждениях с исправительным режимом.
  2. Оставление человеком места его жительства, проживания или же место его нахождения, для того чтобы уклониться от надзорных органов.
  3. Эти правонарушения, совершённые контролируемымлицом, наказываются или установлением запретана свободу на 1 год, либопринудительным трудом на 24 месяца или обязательными работами в размере 180-240 часов.

Сюда же попадают все те правонарушения, которые посягают на нравственность внутри общества, благополучие или здоровье общественности. Такие деяния могут быть наказаны следующими способами:

  • штрафные санкции до 60 тыс. рублей;
  • шестикратный размер зарплаты или любого дохода;
  • работы в размере 100-180 часов;
  • выполнение работ сроком доодного календарного года;
  • арест на 6 месяцев;
  • лишение свободы на 12 месяцев.

Под систематическим несоблюдением требований понимается несоблюдение ограничений судебных органов, регламентируемых соответствующими федеральными и другими типами законов в рамках проводимого дела, когда человек уже ранее был привлечён к ответственности за такое же или аналогичное деяние.

В отношении кого устанавливаются ограничения

Перечень лиц, попадающих под административный контроль после освобождения, фиксирован в ст. 3 закона № 64-ФЗ.

Ограничительные меры налагаются, если человек судим за:

  • деяние тяжкого либо особо тяжкого характера;
  • преступление, свершенное повторно (рецидив);
  • намеренное незаконное деяние в отношении несовершеннолетнего лица;
  • несколько преступлений (от 2 и больше), связанных с незаконной покупкой, изготовлением, хранением наркотических препаратов без цели их сбыта, с оборотом вновь появившихся психоактивных веществ, а также с выращиванием растений, в составе которых содержатся запрещенные элементы.

В указанных ситуациях надзорный процесс запускается, если в момент отбытия наказания осужденный злостно нарушал режим. Еще одно основание – свершение гражданином в течение 1 года после освобождения больше 2 административных нарушений, посягающих на порядок управления, общественную безопасность, физическое состояние населения в целом.

В обязательном порядке и без дополнительных поводов контроль назначается в следующих случаях:

  • если человек отбывал срок за деяние против половой свободы и неприкосновенности лица младше 18 лет;
  • при опасном, крайне опасном рецидиве.

Также основания не требуются для наблюдения за освободившимся человеком, ранее осужденным за тяжкие, крайне тяжкие деяния, свершенные по мотивам расовой, религиозной, национальной ненависти, – истязание, убийство, тяжкие увечья. В эту же группу входит терроризм, хищение ядерных материалов, захват заложника, угон воздушного судна и иные преступления, угрожающие мировой безопасности и населению планеты.

Как получить материальную помощь на первое время

В статье 182 УИК РФ закреплены все меры государственной помощи в социальной адаптации освободившихся из мест заключения, включая денежные выплаты, бесплатные услуги и лекарства, компенсации расходов на еду и одежду.

Согласно статьи 7 Федерального закона №178-ФЗ, бывшие осужденные, чей доход не достигает величины прожиточного минимума, могут обратиться за материальной помощью на уровне региона. Для этого нужно самостоятельно подать заявление в территориальные органы соцзащиты по месту прописки или регистрации. При себе необходимо иметь паспорт, справку о доходах, копию трудовой книжки и прочие документы по запросу учреждения. Размер дополнительного материального пособия отбывшим наказание и порядок его получения в каждом регионе определяется по-своему. Освободившемуся надо не стесняться, активно разузнавать всё о данной мере поддержки в общественных и государственных организациях.

Если самостоятельно урегулировать вопрос с получением материальной помощи не получается, есть смысл обратиться в специализированный центр социальной адаптации.

Субъект преступления и особенности доказывания

В рамках действия ст. 314-1 к субъектам относятся:

  1. Освобождённые, но имеющие как неснятую, так и ещё непогашенную судимость.
  2. Признанные злостными нарушителями во время отбывания наказания.
  3. Отбывшие наказание и имеющий судимость.

Речь идёт о тех, ктонесмотря на имеющуюся судимость, совершили в течение 12 месяцев после приговора суда новые деяния.

В протоколах о правонарушении отражаются также и некоторые другие доказательства. К примеру, это свидетельские показания.

В процессе формирования обвинения дознаватель отмечает такие моменты, как:

  • обстоятельства и факты правонарушения;
  • место, время правонарушения;
  • ограничения по отношению к гражданину, которые были установлены судом и нарушены гражданином;
  • действия человека при совершении правонарушения;
  • виновность гражданина;
  • определение мотивов и формы вины.

Обязанности работников

Судебное решение, которое набрало юридическую силу и должно быть приведено в исполнение, передается в отдел УИИ. Именно сотрудники данного отдела следят за тем, чтобы осужденный действительно выполнял присужденное ему наказание, то есть выполнял работы, не преступал дозволенных территориальных границ и, при этом, не повторял правонарушений в период «отработки» уже имеющихся.

Сама процедура представляет собой следующую последовательность действий:
  1. Документы направляются в определенное отделение службы исполнительной инспекции
  2. Документы достигают своего адресата, инспектор знакомится с ними
  3. Специалист вызывает на беседу осужденного, в разговоре поясняя и раскрывая основные положения судебного решения
  4. Осужденному разъясняются его обязанности, ограничения, правила поведения.
  5. Осужденный ставится в известность о том, что существует график его визитов к инспектору и называются конкретные даты и время таких визитов

В зависимости от того, насколько жесткой должна быть дисциплина в конкретном случае, устанавливается периодичность и частота посещений для отметки и осуществления контроля за осужденным. Однако, в случае возникшей необходимости, инспектор имеет право самостоятельно изменять график. Так, имея основания считать, что осужденный исправился и ведет себя примерно, количество посещений может быть сокращено, а временные промежутки между ними увеличены, и, следовательно, в противоположной ситуации количество визитов увеличивается и учащается.

❸ Обращаться за профессиональной поддержкой в реабилитационные центры

О наличии/отсутствии специализированного фонда социальной адаптации бывших заключённых в своём городе можно узнать в службе соцзащиты или на сайте муниципалитета.

Как правило, в перечень оказываемых реабилитационным центром услуг входят:

  • Предоставление временного жилья сроком до полугода
  • Обеспечение одеждой, обувью, постельным бельём, средствами гигиены
  • Питание
  • Помощь в оформлении документов
  • Юридическая помощь
  • Психологическая поддержка

В большинстве центров реабилитации услуги оказываются на безвозмездной основе, некоторые учреждения берут символическую плату в размере 100-150₽ в сутки.

Процедура установления административного надзора

Порядок установления судимому лицу ограничений в рамках административного надзора регулируется главой 29 Кодекса административного производства РФ.

Решение выносится по результатам рассмотрения иска. Административным истцом по таким делам является руководитель УМВД, административным ответчиком – освободившийся из мест лишения свободы гражданин. Иск подается в районный суд по месту жительства ответчика, как и по общему правилу в гражданскому процессе. Если административный иск подается исправительным учреждением при освобождении лица из колонии, то это будет районный суд по месту нахождения этой колонии.

В соответствии со ст. 271 КАС РФ, в административном исковом заявлении должно быть указано:

  • наименование суда, в который обращается административный истец.
  • данные об истце и ответчике, включая место проживания, количество приговоров, по которым осуждался ответчик. Если гражданин не имеет постоянного места жительства или прописки, разрешается подать заявление по месту нахождения, где человек больше всего проводит время, ночует и т.д. Об этом тоже необходимо указать.
  • основания для установления административного надзора в соответствии с Федеральным законом – правонарушения, рецидив и т.д.
  • срок административного надзора, на который, по мнению административного истца, необходимо установить надзор, а также виды ограничений.

К исковому заявлению необходимо приобщить приложение — копии приговоров, постановлений об административных правонарушениях, рапорт-характеристика, а также документ, подтверждающий вручении копии искового заявления ответчику.

В отличие от общих положений гражданского судопроизводства, данное исковое заявление не может быть оставлено без движения, даже если обязательные рекомендации по содержанию не соблюдены. Недостатки устраняются при непосредственном рассмотрении административного дела. В то же время, возвратить судья заявление может – к примеру, если оно подписано не уполномоченным лицом или неподсудно данному суду.

Все участники извещаются судом о назначенной дате рассмотрения искового заявления. В судебном заседании принимает участие прокурор, который проверяет обоснованность заявленных требований административного истца и дает свое заключение. Неявка представителя ОВД и прокурора не препятствует рассмотрению дела, а вот ответчик должен быть обязательно. Вместе с тем, в отдельных случаях – к примеру, когда он находится в розыске, его интересы может представлять адвокат, назначенный судьей.

Законом установлено, что обязанность доказывать предмет иска, то есть необходимость в установлении надзора, возложена на истца – представителя органов внутренних дел. Он обязан представить суду доказательства, свидетельствующие об антиобщественном поведении ответчика, его образе жизни, выявленных в ходе проверках негативных обстоятельствах и т.д. В то же время, суду предоставлена возможность принятия решения об установлении надзора на другой срок, нежели было заявлено в иске, а также о других ограничениях.

Заявление об установлении административного надзора должно быть рассмотрено в течение 10 дней со дня поступления, решение изготавливается в день оглашения и вручается сторонам. Апелляционная жалоба может быть подана в течение 10 дней в вышестоящий суд.

Административное исковое заявление об установлении дополнительных ограничений или о продлении срока подается и рассматривается по тем же правилам органом внутренних дел. Подать заявление о частичной отмене установленных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора может сам поднадзорный или его представитель. Таким же правом обладает и прокурор, если ввиду уважительных причин (к примеру, по болезни) гражданин не может самостоятельно обратиться в суд.

Особенности и правила работы УИИ

Сейчас на территории государства работает примерно 2500 инспекций. Распределяются они исключительно по территориальным признакам.

Если преступнику назначается наказание, не основанное на лишении свободы, отбывать его он будет исключительно по месту своего проживания. Если нарушитель получает настоящий срок заключения, в процессе исполнения наказания копия договора пересылается в СИЗО, в котором он находится. Уже после этого решается, куда отправлять преступника по этапу.

В УИИ копия приговора отправляется в случае, если провинившемуся назначаются:

  • Обязательные работы.
  • Исправительные мероприятия.
  • Условный срок.
  • Ограничение свободы.
  • Запрет на работу по ранее занимаемой должности.
  • Отсрочка исполнения приговора по причине болезни или рождения ребенка.

В дату оглашения приговора нарушитель заполняет в судебной организации официальное обязательство являться в УИИ. Данный документ через некоторое время вместе с копией вынесенного приговора передается инспектору УИИ.

Как только вынесенный приговор наделяется законной силой, преступник должен явиться в территориальное УИИ. Здесь ответственный за нарушителя поставит его на учет. Попросит заполнить анкету и особые отчетные бумаги.

Как только наказание будет полностью отработано, документы пойдут в личное дело человека. После отбывания положенного наказания УИИ отслеживает жизнь и деятельность этих людей.

ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ № 6

запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.3) систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

  1. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:

— входить беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора: 2. Содержание решения суда по административному делу об административном надзоре должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи.5. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.

Комментарий к статье 60 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. В отношении осужденных к ограничению свободы устанавливается надзор за отбыванием наказания, который осуществляется УИИ. Надзор заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений. Осуществляя надзор, УИИ в случае необходимости наделены правом применения установленных законом мер воздействия.

2. В целях обеспечения надзора, предупреждения преступлений, получения необходимой информации о поведении осужденных УИИ вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N 198 утвержден Перечень аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы <1>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1663.

3. Сотрудники УИИ вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) место проживания осужденного, вызывать его на беседы в УИИ в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания.

4. Работник УИИ имеет право истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

Ограничение свободы в Украине: что нужно знать об этом виде наказания | УКРАИНА КРИМИНАЛЬНАЯ

Многие до сих пор путают ограничение свободы с лишением свободы, однако это отдельный вид наказания, предусмотренный ст. 51 УК Украины.

Он является основным видом наказания и может быть назначен лишь в случаях…

Ограничение свободы является новым видом уголовного наказания для отечественной правоприменительной практики. Как известно, этот вид наказания был введен действующим Уголовным кодексом, который вступил в силу с 1 сентября 2001 г.

, что стало реальным отражением евроинтеграционного курса Украины в сфере гуманизации уголовного законодательства, переориентации его на применение наказаний, альтернативных лишению свободы.

Законодательное закрепление порядка исполнения этого вида наказания окончательно было закреплено Уголовно-исполнительным кодексом Украины.

Многие до сих пор путают ограничение свободы с лишением свободы, однако это отдельный вид наказания, предусмотренный ст. 51 УК Украины.

Он является основным видом наказания и может быть назначен лишь в случаях, предусмотренных санкцией статьи Особенной части действующего УК Украины.

Ограничение свободы не может быть назначено несовершеннолетним, беременным женщинам и женщинам, имеющих детей до 14 лет, инвалидам I и II групп, лицам пенсионного возраста, военнослужащим срочной службы.

Согласно ст.

61 УК, наказание в виде ограничения свободы заключается в содержании лица в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора и с обязательным привлечением к труду.

Согласно ст. 56 Уголовно-исполнительного кодекса осужденные отбывают наказание в исправительных центрах, как правило, в пределах административно-территориальной единицы, где находилось их постоянное место жительства до осуждения.

Ограничение свободы как мера уголовного наказания назначается на срок от 1 до 5 лет. В данном случае осужденные не изолируются от общества, как при лишении свободы. Они, конечно, ограничены в свободе передвижения, но это заключается в том, что нельзя покидать территорию исправительного центра и определенную местность без разрешения администрации.

Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы регламентируются ст. 56–70 УИК и Инструкцией «Об организации порядка и условий исполнения наказания в виде ограничения свободы», которая утверждена указом государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний №27 от 5.03.2005.

Исполнение наказания

Направление в места отбывания наказания лиц, осужденных к ограничению свободы, которые на момент вынесения приговора не находились под стражей, возлагается на подразделения уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденных. Осужденные направляются к месту отбывания наказания самостоятельно за счет государства. Уголовно-исполнительная инспекция в соответствии с приговором суда вручает осужденному предписание о выезде к месту отбывания наказания.

В распоряжении указывается место и время прибытия осужденного, а также предупреждение о последствиях уклонения от выезда в установленный срок. Не позднее 3 суток со дня получения предписания осужденный обязан выехать к месту отбывания наказания и прибыть туда в соответствии с указанным в предписании сроком.

Если лица, осужденные к ограничению свободы, находятся под стражей, они освобождаются из следственного изолятора после вступления приговора в законную силу.

Администрация СИЗО вручает им предписание о выезде к месту отбывания наказания.

Срок наказания исчисляется со дня прибытия лица к месту отбывания наказания и постановки на учет в исправительном центре. По правилам, предусмотренным ст. 72 УК, в срок наказания засчитывается время предварительного заключения под стражей, а также время следования под стражей в исправительный центр при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

В шаге от митинга

— Границы дозволенного определяю опытным путем. Уже были какие-то общественные мероприятия. Я за металлоискатели не захожу, стою рядом, общаюсь с прессой, с людьми, — Сергей Удальцов, который отбыл срок якобы за «подготовку беспорядков», рассказывает, как он живет под административным надзором. — Меня пытаются и оттуда прогонять, но непонятно, на основании чего: протоколы пока не составляли. Выступления посредством аудиосвязи, участие в конференциях мне не запретили. Их больше всего беспокоит улица, и чтобы по стране не мотался. Удальцову три года нельзя выезжать за пределы Москвы и Московской области, нужно дважды в месяц ходить отмечаться в ОВД, запрещено участвовать в политических уличных акциях. Условия могли бы быть жестче: МВД требовало пять лет надзора, отмечаться в полиции четыре раза в месяц и не выезжать за пределы Москвы.

Сергей Удальцов уже обжаловал назначение надзора в районном и городском судах и намерен дойти до ЕСПЧ.

Административный надзор лидеру «Левого фронта» назначили потому, что в течение года с момента освобождения у него было две «административки», связанные с митингами. Они были заведены по статьям КоАП, которые нельзя нарушать тем, кто недавно освободился. Два таких нарушения за год — и на вас могут наложить надзор.

Надзор за гражданами, отбывающими наказание в виде домашнего ареста

Такая мера наказания подразумевает строгие ограничения в жизни осужденного, связанные с определенными запретами. В частности, это касается запрета покидать жилое помещение, пользоваться мобильным телефоном и другими средствами связи с выходом в интернет. Это делается для того, чтобы исключить его общение с другими фигурантами его дела. Для облегчения работы по постоянному контролю нахождения поднадзорного на определенной площади, применяются разные средства.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области: +7

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7

Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20

  • На нарушителя надевается электронный браслет, способный в любое время уведомить контролирующего инспектора о нарушении поведения осужденного.
  • МКУ – устройство, которое носится совместно с браслетом и позволяет определять местонахождение человека по спутниковой связи.
  • Стационарное устройство, подающее сигналы при попытке сужденного снять браслет и покинуть место отбывания наказания.

Обычно это касается покидания места домашнего ареста. Если это случилось, инспектор инициирует розыскные мероприятия.

Надзор за обязанными выполнять исправительные и общественные работы

Инспектор, в соответствие с решением суда, регулирует следующие моменты:

Определяет место прохождения общественных работ обычно муниципальная власть. Совместно с сотрудником Уголовно исполнительной инспекции определяются условия работы и количество часов ежедневной отработки.

После этого уведомляется сам осужденный о месте и времени явки на отработку.

Исправительные работы правонарушитель может проходить и на основном месте трудоустройства. В этом случае часть ежемесячного заработка перечисляется в государственную казну. Обычно это не более 20%.

Общие правила для всех отбывающих трудовую повинность:

– приходить на работу своевременно и в трезвом состоянии;

– исключить пропуски без уважительной причины;

– не игнорировать указание руководства;

– посещать УИИ по первому требованию надзирающего инспектора для профилактической беседы, для регистрации или для дачи объяснений, если имело место нарушение трудовой дисциплины.

Реализация функции государства по установлению административного надзора

Судья не может самостоятельно инициировать рассмотрение дел, связанных с админнадзором. Обязательно получить предварительное обращение от органов полиции или же от исправительного учреждения, в котором содержался осужденный гражданин.

Порядок исполнения контрольных функций

На базе каждого территориального органа полиции действует служба участковых, которые уполномочены вести профилактическую работу на вверенных им территориях. Также участковые обязаны следить за соблюдением правил и ограничений лицами, пребывающими под административным надзором.

С этой целью формируются личные дела освобожденных граждан, где отображается график проверки осужденных, и их посещение участкового в территориальном отделе.

Личная проверка поднадзорных происходит без предварительного предупреждения в любой день, о чем составляется соответствующий рапорт.

Продление

Как уже отмечалось выше, допускается увеличение контрольного срока, но не больше чем на 6 месяцев. Ходатайство на продление подается только в том случае, когда освобожденное лицо на протяжении одного года совершило два административных правонарушения.

В учет принимаются только те нарушения, по которым составлены административные протоколы и, когда преступнику было назначено наказание в рамках статей КоАП.

Прекращение

После того, как завершится контрольный период, установленный судом, административный надзор аннулируется. Также основанием для прекращения проверок являются:

  • повторное осуждение;
  • снятие судимости;
  • биологическая смерть;
  • признание умершим в судебном порядке;
  • погашение судимости.

Кроме того, у подсудимого есть право на досрочное прекращение действия административного надзора. Такое решение принимает судья на основании обращения органов полиции, заявлении поднадзорного или его представителя. Суд знакомится с отчетами о поведении лица и рапортами участковых полицейских. Если замечаний на поведение нет, то административный надзор прекращается. Но только после отбытия минимум половины контрольного срока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector