Эвтаназия в мировой и отечественной практике

Отношение к эвтаназии

Эвтаназия и Клятва Гиппократа

Идея эвтаназии в конце XX века становится всё более и более популярной, одновременно с более широким использованием другого важного понятия, качества жизни. Однако Клятва Гиппократа в её традиционной форме содержит запрет на содействие уходу из жизни:

Аргументы «за» и «против»

В своей книге специалисты по этикеА. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян приводят ряд общих аргументов «за» и «против» эвтаназии, касающихся её принципиальной допустимости или недопустимости:

Аргументы «За»
Аргументы «Против»
Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции — над отрицательными.
Осуществляется выбор не между жизнью-страданием и жизнью-благом, а между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме.
Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений и разумности.
В рамках мировоззрения, признающего жизнь высшим благом, эвтаназия недопустима.
Поддержание жизни на стадии умирания требует больших финансовых затрат

Этот аргумент следует принимать во внимание в пределах практических решений, но нельзя, когда идет речь о нравственном оправдании самого акта эвтаназии

Законодательное регулирование

 Эвтаназия разрешена. Пассивная эвтаназия разрешена. В административных единицах законы об эвтаназии отличаются. Эвтаназия запрещена.

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. 1 апреля 2002 года эвтаназия в Нидерландах стала легальной.

Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году — 360 пациентам.

В 2014 году в Бельгии была узаконена эвтаназия детей.

В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон, а в ноябре 2008 года в штате Вашингтон. В штате Вермонт 13 мая 2013 года принят законопроект, разрешающий эвтаназию. В марте 2012 года губернатор штата ДжорджияНатан Дил подписал законопроект, запрещающий эвтаназию. В Калифорнии в октябре 2015 года губернатором Джерри Брауном был подписан закон «О праве на смерть», который разрешает проведение эвтаназии. Таким образом, процедура разрешена в 5 штатах.

В Люксембурге разрешено помогать безнадежно больным людям уходить из жизни.

В Азербайджане запрет эвтаназии закреплён законодательно: согласно УК Азербайджана, эвтаназия «наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового».

В России эвтаназия законодательно запрещена статьёй 45 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который определяет эвтаназию как ускорение смерти пациента по его просьбе. С точки зрения УК РФ эвтаназия карается статьёй 105.

В Казахстане осуществление эвтаназии запрещается, в соответствии со ст. 154 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Верховный суд Канады разрешил применение эвтаназии.

26 февраля, 2020 года Федеральный конституционный суд ФРГ разрешил содействие эвтаназии.

Отношение в профессиональном сообществе

51,5 % и 44,8 % российских врачей в возрасте соответственно 41—50 и 51—65 лет на вопрос социологического опроса (1991—1992 гг.) «считаете ли Вы допустимой эвтаназию?» ответили «никогда об этом не думал(а)». Положительный ответ был дан 49 % врачей в возрасте 21—30 лет.

Виды эвтаназии

И все-таки эвтаназия как медицинская практика существует: в некоторых странах по закону, в других нелегально вопреки запрету. Различают пассивную и активную эвтаназию. В первом варианте медицинские работники намеренно прекращают оказывать поддерживающее лечение. Во втором варианте смертельно больному пациенту вводят препараты, которые ускоряют наступление смерти и делают ее безболезненной. Эвтаназия может быть добровольной и недобровольной. Добровольная эвтаназия осуществляется только по настойчивой просьбе больного, что, конечно же, фиксируется, либо по предварительному волеизъявлению пациента, которое должно быть юридически оформлено. Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия на это пациента. Например, человек находится продолжительное время в коме. Тогда родственники могут принять трудное для себя решение и просить об отключении больного от аппаратов, искусственно поддерживающих его жизнь.

«За» и «против» эвтаназии

Эвтаназия в последнее время довольно широко обсуждается как в профессиональных кругах юристов, медиков, так и в СМИ, и на площадках интернета. По мнению многих, эвтаназия — это убийство, и ему нет оправдания. Другие, наоборот, склоняются к тому, что эвтаназия является гуманным актом, избавляющим человека от напрасных и мучительных страданий.

Религии мира против эвтаназии

Мировые религии негативно относятся к эвтаназии, считая это убийством, что бы не говорили в ее оправдание. Одна из 10 заповедей говорит: «Не убий». Это означает, что никто не в праве решать — жить человеку или нет. Только Господь Бог, создав человека, распоряжается его жизнью. Убийство человека — это величайший из грехов, который берет на свою душу убийца. В Исламе убийство человека приравнивается к убийству всего человечества. Католическая церковь не приемлет убийства из милосердия. Как говорится, Бог дал, Бог и взял. В Иудаизме некоторое послабление допускается в отношении безумцев.

Мнения медицинских работников об эвтаназии

Конечно, на передовой линии противостояния между жизнью и смертью стоят медицинские работники. Им приходится наблюдать мучения и страдания пациента, которому ничем уже помочь нельзя, но и облегчить его переход в небытие чаще всего запрещается законом страны. В одном из опросов, участниками которого были российские врачи разных возрастных групп, был задан вопрос: «Считаете ли вы допустимой эвтаназию?». 51,5% врачей из группы возрастом 41-50 лет и 44,8% из группы возрастом 51-65 лет ответили, что никогда не думали об этом. А вот в группе молодых врачей в возрасте до 30 лет 49% посчитали эвтаназию допустимой.

Мы видим, что споры об эвтаназии не утихают. Понятно, что к единому мнению противники и сторонники этого медицинского акта никогда не придут. Но возможно, что в будущем право выбора способа ухода из жизни будет таким же правом человека, как и его право на жизнь.

Виды эвтаназии

В зависимости от того, участвует ли доктор напрямую в процессе, различают две формы «акта лёгкой смерти»: активную и пассивную. Также со стороны больного процесс может быть добровольным или недобровольным (с эстетической точки зрения её не называют «принудительной»).

Пассивная

Этот вид прерывания жизни ещё называют «методом отложенного шприца». О пассивной форме говорят, когда больному не помогает лечение. В этом случае прекращается медицинская помощь, направленная на продление жизни. Больной получает только симптоматическую терапию, например, обезболивание. Этот вид процедуры позволяет человеку уйти естественным путём и без мучений. Некоторые из сторонников этой идеи сомневаются в том, что такой процесс вообще можно назвать «эвтаназией».

Активная

Больше споров и сомнений вызывает активная форма процесса. Она подразумевает прямое участие медработника в смерти человека. Используют её только в прецедентных случаях. В Швейцарии её может потребовать каждый, в том числе здоровые родственники или супруги умершего человека. Для проведения акта врач должен ввести или дать пациенту вещество, которое мягко прекратит работу организма. Как правило, это большая доза обезболивающих, которые приводят к смерти во сне.

Полемика вокруг этой формы эвтаназии вызвана тем, что далеко не каждый медработник готов взять на себя такую ответственность. Даже в странах, где услуга легализована, только отдельные специалисты готовы провести процедуру.

Добровольная

Сторонники эвтаназии называют добровольный уход из жизни реализацией права на смерть. Каждый вправе самостоятельно распоряжаться своей жизнью, и достойный уход – часть этого права. Добровольная процедура происходит, когда пациент сам просит врача прервать его жизнь. Для реализации идеи требуется длительный период и испытание всех возможных способов лечения. Больной также проходит работу с психиатром. Для людей с психическими расстройствами подтвердить желание уйти из жизни достаточно сложно. Поэтому такая возможность есть пока только в Швейцарии.

Недобровольная

Недобровольная эвтаназия – очень спорный вопрос для врачей и родственников больного. Она происходит, когда пациент самостоятельно не может выразить желания уйти. При этом должно быть точно доказано, что вернуть ему полноценную жизнь нет шансов. Дополнительным фактором для принятия решения является боль, которую может испытывать человек. Без согласия самого пациента эвтаназия может быть применена только в странах, где это разрешено и после единогласного решения консилиума докторов и родственников.

Аргументы за и против

После Второй мировой войны дебаты по поводу эвтаназии в западных странах были сосредоточены на добровольной эвтаназии в рамках регулируемых систем здравоохранения. В некоторых случаях судебные решения, законы и постановления сделали добровольную эвтаназию явным вариантом для пациентов и их опекунов. Сторонники и критики такой политики добровольной эвтаназии приводят следующие доводы за и против официальной политики добровольной эвтаназии:

Для

Сторонники добровольной эвтаназии подчеркивают, что выбор — фундаментальный принцип либеральных демократий и систем свободного рынка.

Боль и страдания, которые человек испытывает во время болезни, даже с обезболивающими, могут быть непонятны человеку, который не прошел через это. Даже без учета физической боли пациентам часто бывает трудно преодолеть эмоциональную боль потери независимости.

Те, кто становятся свидетелями смерти других, «особенно убеждены» в том, что закон должен быть изменен, чтобы разрешить помощь в смерти.

Сегодня во многих странах ощущается нехватка больничных помещений. Медицинский персонал и больничные койки можно было бы использовать для людей, чьи жизни можно было бы спасти, вместо того, чтобы продолжать жизнь тех, кто хочет умереть, что повысит общее качество помощи и сократит очереди в больницы. Это бремя — поддерживать жизнь людей после того, как они могут внести свой вклад в жизнь общества, особенно если используемые ресурсы можно было бы потратить на излечимую болезнь.

Против

Критики утверждают, что добровольная эвтаназия может ненадлежащим образом поставить под угрозу профессиональные роли медицинских работников, особенно врачей. Они указывают на то, что европейские врачи прошлых веков традиционно давали некую разновидность клятвы Гиппократа , которая в своей исключала эвтаназию: «Чтобы не угодить никому, я не буду выписывать смертельное лекарство и давать советы, которые могут вызвать его смерть». с 1970-х годов эта присяга в значительной степени .

Некоторые люди, в том числе многие христиане, считают эвтаназию некоторых или всех видов морально неприемлемой. Эта точка зрения обычно рассматривает эвтаназию как разновидность убийства, а добровольную эвтаназию — как разновидность самоубийства, нравственность которого является предметом активных дискуссий.

Если есть основания полагать, что причина болезни или страдания пациента излечима или скоро будет излечима, иногда считается, что правильным действием является попытка излечения или оказание паллиативной помощи.

Возможность реализации: Эвтаназию можно считать добровольной только в том случае, если пациент умственно компетентен для принятия решения, т. Е. Имеет рациональное понимание вариантов и последствий. Компетентность бывает трудно определить или даже определить.

Согласие под давлением: учитывая экономические основания для добровольной эвтаназии, критики добровольной эвтаназии обеспокоены тем, что пациенты могут испытывать психологическое давление, чтобы дать согласие на добровольную эвтаназию, а не стать финансовым бременем для их семей. Даже там, где расходы на здравоохранение в основном покрываются за счет государственных денег, как в большинстве развитых стран, критики добровольной эвтаназии обеспокоены тем, что у персонала больниц будет экономический стимул давать советы или оказывать давление на людей в отношении согласия на эвтаназию.

Недобровольная эвтаназия иногда упоминается как один из возможных результатов аргумента о скользкой дорожке , в котором утверждается, что разрешение на добровольную эвтаназию приведет к поддержке и легализации недобровольной и принудительной эвтаназии .

Движение за право на жизнь выступает против добровольной эвтаназии.

Литература

  • Акопов В. И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика. 2000. № 1. С. 47-55;
  • Ардашева Н. А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни: правовые условия // Российский юридический журнал. 1996. № 1. С. 71-80;
  • Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь — благая смерть. — М.: Энигма, 2006. – 305 с.;
  • Быкова С., Юдин Б., Ясная Л. Эвтаназия: мнение врачей // Человек. 1994. № 2. С. 148;
  • Ворона В. А. Право на евтаназію як складова права людини на життя // Право України. 2010. № 5. С.199-205;
  • Дмитриев Ю. А. Конституционное право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Право и политика. 2000. № 7. С. 127-130;
  • Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. 2000. № 11. С. 52-59;
  • Капинус О. С. Эвтаназия в свете права на жизнь. — М.: Камерон, 2006;
  • Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление. — М.: Буквоед, 2006;
  • Лаврин А. П. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009;
  • Пратчетт Т. Открытое письмо об эвтаназии. — М., 2009;
  • Рейчелс Д. Активная и пассивная эвтаназия // Этическая мысль. — М., 1990;
  • Рыбин В. А. Эвтаназия. Медицина. Культура. Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте. — М., 2009;
  • Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. 1990. № 6. С. 63-80.

Что чувствует человек

Вопрос о том, что чувствует пациент во время процесса, очень теоретический. О нём также спорят медики, среди которых одни поддерживают идею, а другие – нет. Выдвинуто предположение, что больной может ощущать, что задыхается. Автор этой теории остался неизвестным, но последователей у него очень много. Аргументируется это тем, что барбитураты медленно угнетают ЦНС, прекращая дыхание. «Оппозиция» этого предположения считает, что это необоснованно, так как человек к этому моменту находится в состоянии глубокого наркоза. Ответить однозначно на вопрос, что ощущает человек при эвтаназии – также невозможно, как на вопрос: что происходит после смерти.

Можно ли иностранцам?

Для иностранцев эвтаназия в Швейцарии зачастую является единственно возможным и максимально доступным выходом из сложной ситуации. В местном законодательстве нет никаких ограничений относительно выполнения процедуры для граждан страны и иностранцев.

Швейцарские законы (они действуют еще с 1942 года) запрещают проведение процедуры только в тех случаях, когда человека уговаривают пойти на осознанное самоубийство, чтобы получить из этого какие-либо выгоды (например, избавление от бремени заботы, отсутствие желание или возможностей оплачивать уход и лечение, получение наследства и т.д.).

Проблемы эвтаназии – религия, этика, мораль

Тема эвтаназии, как уже упоминалась, является крайне спорной для общества и это связано с целым рядом аспектов жизнедеятельности. В первую очередь, эвтаназия как процедура чаще всего противоречит основным принципам этики, морали и религии. В частности, с точки зрения большинства мировых религий эвтаназия не является ничем иным, как самоубийством или же убийством. Так, из крупных мировых религий самоубийство не является тяжким грехом лишь в отдельных течениях синтоизма – многие объясняют именно этим фактором большое количество самоубийств в Японии.

Этическая сторона эвтаназии в первую очередь конфликтует с основными принципами врачебной этики. В частности, являющаяся основой врачебной этики и принимаемая врачами во многих мировых государствах клятва Гиппократа содержит прямой запрет на проведение эвтаназии. Однако многие врачи считают, что эвтаназия является оправданной процедурой – это касается в первую очередь молодых и неконсервативных врачей, а также докторов, имеющих дело с безнадежными и страдающими смертельно больными пациентами.

В целом, же вопросы отношения общества к эвтаназии серьезно различаются в различных странах и культурах. Однако в общем в мире наблюдается тенденция к либерализации такой процедуры, так как в некоторых случаях отдельными лицами она может считаться оправданной или даже необходимой.

Но в любом случае, вне зависимости от отношения к эвтаназии и её правового статуса, считается, что такая процедура и даже обсуждение самого вопроса её реализации требует особо тщательного контроля со стороны государства и общества и крайне взвешенного подхода, так как существует огромная почва для возможных злоупотреблений. Кроме этого, возможны также и простые врачебные ошибки – примеров ситуаций, в которых смертельные заболевания оказывались в итоге излечимы, либо были просто ошибочным диагнозом, мировая врачебная практика содержит огромное количество.

Эвтаназия в России

В России запрет на любые формы эвтаназии регулируется законом от 21 ноября 2011 года, согласно которому, медицинским работникам запрещаются любые действия или бездействие, направленные на лишение человека жизни.

Протоиерей Всеволод Чаплин высказался о том, что, возможно, не стоит поддерживать жизнь при помощи сложной медицинской аппаратуры в случае, если в течение многих лет человек мучается и не подает признаков осмысленной жизни и уже не ясно, есть ли в теле душа.

Стоит или не стоит в России разрешать эвтаназию на законодательном уровне, пусть даже в пассивном виде? Скорее всего, не стоит. По разным причинам.

В случае разрешения эвтаназии в России, где коррупция еще достаточно сильна, скорее всего, появится просто невероятное количество злоупотреблений на этой почве — людей будут зачастую лишать жизни при помощи:

  • подложных документов
  • и «купленных» врачей

с целью получения материальных выгод.

Квалифицированные и умные врачи, современное оборудование, доступность медицинских услуг, уютные больницы, человеческое отношение медперсонала к пациентам — вот чего необходимо добиваться в первую очередь. А пойдет ли Россия в будущем по стопам стран, где узаконено право на добровольную смерть, покажет время.

Также по теме:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Современные Нидерланды: От эвтаназии к разрешенному самоубийству

История возникновения эвтаназии

► Понятие эвтаназии в научные круги ввёл английский философ и историк XVI-XVII вв. Фрэнсис Бэкон. Вся научная деятельность средневекового учёного основывалась на популяризации идеи, что наука даёт человеку силу над природой. Фрэнсис Бэкон писал, что облегчать мучения больного, когда нет надежды на спасение, — это врачебный долг, такой же как и восстанавливать здоровье, если есть надежда на выздоровление.

► Людям с далёких времён применяли эвтаназию, история возникновения переносит во времена язычества, когда среди северных воинов считалось позором закончить свои дни лежачим больным. Существовали практики, когда немощные старики бросались вниз со скалы. В древней Спарте убивали слабых здоровьем детей… Японцы уносили больных стариков умирать на гору, название которой буквально означает «гора для оставления стариков». У древних эскимосов существовал обычай, когда больные и немощные покидали свои жилища и умирали в холодной тундре. Таким образом, люди не только уходили от болей и страданий, но и экономили пропитание своей общины.

► Но если многие языческие сообщества поощряли намеренный уход из жизни больных и престарелых членов, то во времена Древней Греции санкционировал уход из жизни лишь правительственный орган, самостоятельное прекращение жизни жестоко каралось. Римское право самоубийство запрещало, при этом оставляло оправдательные причины для добровольного ухода из жизни – горе, скорбь, болезнь.

► Древнегреческий врач и философ Гиппократ выступал категорически против искусственного умерщвления больного. В клятву его имени, определяющую этику поведения и моральный облик врача, входят слова о невозможности помогать и указывать пути к «замыслу смерти» больного человека.

► После закрепления основ современных религий в мире распространился запрет любых форм самоубийств и эвтаназии. Основной религиозный постулат гласил, что жизнь священна и неприкосновенна. Ни врачующий, ни больной не смеют посягать на неё.

► К эвтаназии для истребления «неполноценных» людей активно прибегали нацисты во время Второй Мировой войны. Принудительной смерти подвергались тяжелораненые, инвалиды, люди с психическими заболеваниями, представители сексуальных меньшинств.

► В 1987 году в Мадриде прошла Всемирная Медицинская Ассамблея, где приняли «Декларацию по эвтаназии». В Декларации эвтаназию назвали «не этичной», и в то же время утвердили необходимость с уважением отнестись к больному и «не препятствовать» в терминальной фазе болезни естественному процессу умирания.

► История развития эвтаназии связана с именем американского врача Джека Кеворкян. Его называют Доктор Смерть. В середине XX века доктор предложил использовать анестезию для приговорённых к смерти преступников, чтобы облегчить их страдания. Спустя несколько десятилетий, Доктор Смерть включил в предложение элемент шантажа – применять анестезию в обмен на разрешение приговорённых к высшей мере наказания использовать их органы после смерти.

Джек Кеворкян, фото: https://news.umich.edu

С 1989 году американский доктор поставил эвтаназию на поток: специальный аппарат вводил сильную дозу токсичных и обезболивающих аппаратов в организм смертельно больных людей. Так длилось десять лет, пока один случай эвтаназии не признали актом убийства, тогда Доктор Смерть был приговорён к длительному заключению. Однако, уже через восемь лет доктор был освобождён за примерное поведение, но с пожизненным запретом общаться с любым неизлечимо больным или имеющим физические отклонения человеком.

Фигура доктора Кеворкяна вызывает противоречивые мнения. К его личности обращаются создатели фильмов и мультфильмов.

Отношение к эвтаназии

Эвтаназия и Клятва Гиппократа

Идея эвтаназии в конце XX века становится всё более и более популярной, одновременно с более широким использованием другого важного понятия, качества жизни. Однако Клятва Гиппократа в её традиционной форме содержит запрет на содействие уходу из жизни:

Аргументы «за» и «против»

В своей книге специалисты по этике А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян приводят ряд общих аргументов «за» и «против» эвтаназии, касающихся её принципиальной допустимости или недопустимости:

Аргументы «За»

Аргументы «Против»

Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции — над отрицательными.

Осуществляется выбор не между жизнью-страданием и жизнью-благом, а между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме.

Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений и разумности.

В рамках мировоззрения, признающего жизнь высшим благом, эвтаназия недопустима.

Поддержание жизни на стадии умирания требует больших финансовых затрат.

Этот аргумент следует принимать во внимание в пределах практических решений, но нельзя, когда идет речь о нравственном оправдании самого акта эвтаназии.

Законодательное регулирование


Текущий статус эвтаназии во всем мире:  Эвтаназия разрешена.  Пассивная эвтаназия разрешена.  В административных единицах законы об эвтаназии отличаются.  Эвтаназия запрещена.

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. 1 апреля 2002 года эвтаназия в Нидерландах стала легальной.

Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году — 360 пациентам.

В 2014 году в Бельгии была узаконена эвтаназия детей.

В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон, а в ноябре 2008 года в штате Вашингтон. В штате Вермонт 13 мая 2013 года принят законопроект, разрешающий эвтаназию. В марте 2012 года губернатор штата Джорджия Натан Дил подписал законопроект, запрещающий эвтаназию. В Калифорнии в октябре 2015 года губернатором Джерри Брауном был подписан закон «О праве на смерть», который разрешает проведение эвтаназии. Таким образом, процедура разрешена в 5 штатах.

В Люксембурге разрешено помогать безнадежно больным людям уходить из жизни.

В Азербайджане запрет эвтаназии закреплён законодательно: согласно УК Азербайджана, эвтаназия «наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового».

В России эвтаназия законодательно запрещена статьёй 45 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который определяет эвтаназию как ускорение смерти пациента по его просьбе.
С точки зрения УК РФ эвтаназия карается статьёй 105.

В Казахстане осуществление эвтаназии запрещается, в соответствии со ст. 154 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».

Верховный суд Канады разрешил применение эвтаназии.

26 февраля 2020 года Федеральный конституционный суд ФРГ разрешил содействие эвтаназии.

Отношение в профессиональном сообществе

51,5 % и 44,8 % российских врачей в возрасте соответственно 41—50 и 51—65 лет на вопрос социологического опроса (1991—1992 гг.) «считаете ли Вы допустимой эвтаназию?» ответили «никогда об этом не думал(а)». Положительный ответ был дан 49 % врачей в возрасте 21—30 лет.

Опрос более 10 000 врачей в США в 2010 году показал, что 16,3 % врачей рассматривали бы возможность прекращения поддерживающей жизнь терапии, потому что этого требовала семья, даже если бы они считали это преждевременным. Примерно 54,5 % не ответили, а остальные 29,2 % ответили, что решение зависит от обстоятельств. Исследование также показало, что 45,8 % врачей согласились с тем, что самоубийство с помощью врача должно быть разрешено в некоторых случаях; 40,7 % — нет, а остальные 13,5 % считают, что это зависит от обстоятельств.

Виды эвтаназии

В целом, эвтаназию можно подразделить на различные виды по целому ряду критериев. В первую очередь, одним из основных критериев разделения эвтаназии является отличие по его цели. Так, эвтаназия может применяться как в отношении людей, так и животных. При этом усыпление животных является общемировой практикой и не является запрещенным при определенных обстоятельствах ни в одном мировом государстве. Эвтаназия человека же разрешена в небольшом количестве государств.

Другим критерием, влияющим на определение видов эвтаназии, также является её добровольность. С этой точки зрения, эвтаназия может подразделяться на:

  • Добровольную. Этот вид эвтаназии подразумевает обязательное информированное согласие пациента. Именно добровольная эвтаназия является первоочередным предметом дискуссий и чаще всего подразумевается под этим словом.
  • Недобровольную. К недобровольной эвтаназии, но не принудительной, можно отнести ситуации, в которых лицо не может дать точного своего информированного согласия на уход из жизни. Однако таковое решение предпринимается родственниками, врачами или опекунами лица, например, в случае его недееспособности и нахождении в больнице, подключенным к аппарату обеспечения жизнедеятельности без потенциальных шансов на реабилитацию или выздоровление.
  • Принудительную. Таковая эвтаназия проводится без согласия родственников и самого лица. В большинстве ситуаций рассматривается международным законодательством как преступление против человечности. Однако некоторые случаи законной принудительной эвтаназии имеют место быть в государствах, где она является одним из видов смертной казни, в частности – в США.

Исходя из способов оказания эвтаназии и методов её применения также могут различаться отдельные виды данной процедуры. По характеру эвтаназия может подразделяться на:

  • Пассивную. Этот вид эвтаназии во многих странах мира не считается таковым, так как не подразумевает активного участия врачей или иного персонала в стимулировании ухода человека из жизни. Пассивная эвтаназия заключается в прекращении обеспечения человека, находящегося в больнице под искусственным поддержанием жизни, то есть – подключенным к аппаратам ИВС и аналогичным устройством. При этом таковое отключение может быть связано как с экономическими факторами в виде высокой стоимости такового обслуживания, так и с желанием самого умирающего лица или его близких.
  • Активную. Под активной эвтаназией подразумевается непосредственное лишение человека жизни путем приема им или введения ему специальных препаратов, прекращающих жизнедеятельность.

Важно

В зависимости от вида эвтаназии может меняться и её правовой статус. Так, пассивная эвтаназия считается разрешенной во многих мировых государствах и не считается эвтаназией. То же самое, как уже говорилось выше, касается эвтаназии животных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector