Кто считается участником дорожного движения?
Содержание:
- Дорога и ее элементы.
- Что такое модель поведения при организации ДД
- Какие правила должны соблюдать дети
- Как обезопасить себя на дороге?
- Какие права у пешеходов?
- Посадка и выход из транспортного средства
- Термины ПДД.
- Передвижение на перекрёстках
- Где можно переходить дорогу?
- Островки безопасности
- Комментарии и разъяснения: как правильно пропускать пешеходов
- Что говорят ПДД для пешеходов
Дорога и ее элементы.
Первое,что мы с Вами изучим это дорога и ее элементы. Сначала определение дороги из ПДД:
“Дорога” – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
На фото снизу можно увидеть классический вариант дороги.
Теперь давайте разберемся из чего состоит дорога.
Тротуар.
Первый элемент дороги это тротуар.
“Тротуар” – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Именно на тротуаре, пешеход чувствует себя уверенно и комфортно, поскольку есть бордюрный камень, который отделяет его от машин или даже какой то заборчик.
По тротуару в первую очередь должны двигаться пешеходы. Иногда его могут использовать и велосипедисты и даже водители, но об этом будем говорить позже.
Обочина.
Следующий элемент – это обочина.
“Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 и используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения .
Разметка 1.2 – это сплошная белая линия
Обочина конечно же предназначена для движения пешеходов, но есть еще одно обязательное требование для водителей –
при наличии обочины водитель обязан запарковаться на обочине.
Но конечно но же не создавая помех движения пешеходам. На фото ниже яркий пример обочины.
Ну что же, давай те ответим на Ваш первый вопрос и экзаменационного сборника и правильный ответ Вы уже знаете:
Ну, какой правильной ответ?
Проезжая часть.
Следующий элемент дороги – проезжая часть – это самый Ваш самый любимый элемент. Почему? Потому что именно по ней мы будем осуществлять движение.
“Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Именно как раз наших с вами автомобилей.
Проезжая часть делится на полосы.
“Полоса движения” – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Проезжая часть делиться на полосы либо разметкой, а если разметки нет, то количество полос мы определим по количеству автомобилей в один ряд.
Сейчас у меня есть разметка, и у меня две полосы,я это могу легко посчитать.
А сейчас разметки нет и я считаю по количеству автомобилей, которые поместятся в один ряд.
Но именно автомобилей! На фото ниже можно увидеть три транспортных средства едущих в один ряд. Но полосы там две.
Разделительная полоса.
Следующий элемент – это разделительная полоса
“Разделительная полоса” – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2
, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Как она выглядит? Проще всего найти ее когда она выделена конструктивно – это забор, газон, который расположен посередине дороги
И вот еще пример разделительной полосы
Если есть разделительная полоса то на дороге уже несколько проезжих частей.
Вот когда разделительная полоса выделена с помощью газона это конечно понятно и хорошо, ну а когда с помощью разметки? Как на левом рисунке
Зачем это делают? Обратите внимание расстояние чтобы между двумя сплошными линиями такое чтобы мог проехать автомобиль
Выделять разделительную полосу с помощью разметки придумали для больших мегаполисов.
Да конечно удобно, для водителя разделить проезжую часть газоном или заборчиком, но как проедет скорая помощь если будет очень много автомобилей.
Вот как раз по разделительной полосе выделенной с помощью разметки и проедет. Включит сирену и проедет.
Сразу оговорюсь – не путаем двойную сплошную с разделительной полосой, выделенной с помощью разметки.
Давайте посчитаем количество полос и проезжих частей на рисунке внизу.
Здесь 4 полосы и две проезжих части.
Что такое модель поведения при организации ДД
Эксперты разработали всевозможные ситуации, возникающие на трассе. Модели поведения при организации дорожного движения – это основные правила и требования, которые необходимо выполнять пешеходам. Последними принято считать всех лиц, находящихся на проезжей части.
К категории относятся люди в инвалидной коляске, которая не оснащена двигателем, велосипедисты, мотоциклисты и лица, везущие санки или телегу.
Модель поведения при организации дорожного движения предполагает знание и понимание общих правил участниками ДД для их безопасности. При этом рассматриваются как повседневные случаи, так и непредвиденные ситуации. Например, как вести себя на дороге во время сильного ливня или что делать, если в общественном транспорте начался пожар.
Общие правила
Пассажиры обязаны передвигаться по тротуарам или велопешеходным дорожкам. Если таких нет, то по обочине. В ситуациях, когда лица, перевозящие большие предметы или передвигающиеся на инвалидной коляске без двигателя, доставляют неудобство остальным пешеходам, они могут осуществлять движение по краю проезжей части. Иногда для этого выделены отдельные полосы на трассе.
Чтобы обеспечить безопасность пешеходов, водителей и пассажиров, нужно четко следовать правилам:
- двигаться согласно правостороннему движению, которое установлено законодательством на территории РФ;
- не приносить намеренный вред дорожному покрытию или загрязнять его;
- запрещается портить, загораживать или снимать любые технические средства, которые служат для организации движения;
- знать ПДД, сигналы светофора и разметки, им следовать;
- запрещено оставлять на дорогах предметы, которые могут стать помехой.
Знание и соблюдение основных правил помогут избежать чрезвычайных ситуаций во время ДД.
Детальная информация видна на видео:
Островки безопасности
Важным элементом являются защитные места для людей. Согласно РФ ГОСТ Р 52766-2007, островками безопасности принято считать часть дорожного покрытия, где есть специальная разметка. Это безопасное место для пешеходов, поскольку автомобилям запрещено заезжать за установленные знаки.
Обычно островки безопасности находятся между двумя и более полосами дороги. Пешеход может остановиться на них, чтобы взглянуть по сторонам и только затем продолжить движение. Или, например, переждать красный свет светофора.
Островок безопасности может быть:
- В виде зоны, которая является частью пешеходного перехода.
- Дорожной разметкой.
- В виде участка, ограждённого бордюром над дорогой.
- Островок между двумя потоками движения.
Такие выделения безопасности побуждают водителя следить за определенным скоростным режимом, лишают возможности выезда на встречную полосу. Также создают физическую защиту для людей, переходящих дорогу.
Заезжать на островок безопасности машинам разрешено только в экстренных случаях: непредвиденная поломка, в целях избегания ДТП. В противном случае, для водителя предусмотрен штраф от 500 рублей и выше, в зависимости от ситуации.
Знаки
Они являются важной частью ПДД. Правила дорожного движения и знаки должны знать не только взрослые, но и дети
При чем, чем раньше вы начнете учить малышей, тем меньше риск возникновения опасности на дороге.
Самое главное и базовое правило – знать, где и когда можно переходить дорогу. Так пешеход обеспечивает себе защиту от транспортных средств. Самые безопасные переходы –надземные и подземные.
Чаще всего рядом с такими местами стоит квадратный голубой знак, внутри которого человек движется по ступеням.
В других случаях движение следует осуществлять по «зебре». Однако и здесь есть один нюанс. Прежде, чем совершить маневр, нужно убедиться в отсутствии автомобилей.
На автомагистралях зачастую можно увидеть круглый знак с красной рамкой. Внутри него изображен движущийся человек, перечеркнутый диагональной линией. Знак информирует о том, что переход в данном месте опасен для жизни.
Вышеупомянутые символы являются основными для пешеходов. С них стоит начать знакомить ребенка с моделью поведения при организации дорожного движения.
Однако не стоит забывать о светофорах.
Какие правила должны соблюдать дети
Особое внимание нужно уделить детскому воспитанию в области ПДД. Помимо перечисленных правил, дети должны помнить следующее
- При отсутствии тротуаров передвижение можно осуществлять по обочине проезжей части навстречу движущемуся транспорту. Также это можно делать на велосипедных дорожках, не мешая при этом велосипедистам.
- Перед переходом проезжей части в случае отсутствия светофоров нужно дождаться, когда транспорт полностью прекратит движение и только тогда переходить дорогу. При этом сперва необходимо посмотреть налево, а дойдя до середины проезжей части — направо.
- При выходе из автобуса нужно обходить его сзади.
- Если движение ребенка осуществляется в группе, необходимо организованно идти в ее пределах, не выбегая беспорядочно на территорию проезжей части.
- Детям запрещается играть возле дороги. Это можно делать только на игровых площадках.
Как обезопасить себя на дороге?
Зачастую пешеход – это виновник дорожно-транспортного происшествия. Если ущерб для самого автомобиля может быть незначительным, то пеший участник может распрощаться со здоровьем или жизнью. Поэтому, несмотря на то, что он имеет свои определенные права на дороге, нужно заботиться в первую очередь о своей безопасности.
Для начала нужно выучить и усвоить все правила движения на дороге. И применять их на практике. В любой ситуации нельзя терять бдительность, потому что в первую очередь страдают пешеходы, и в основном по собственной вине.
Если пешеход – это участник движения, то имеет свои права и обязанности наряду с водителями. Законодательством нашей страны все требования регламентированы и каждый гражданин обязан их четко знать, в первую очередь чтобы защитить себя.
Какие права у пешеходов?
Главные права и привилегии в плане передвижения пешеходов чётко описаны в гл. 4 сборника ПДД России. Именно там, среди основных моментов стоит особенно выделить следующие пункты:
- пешие колонны всегда направляются по направлению движения, исключено более 4 особ в один ряд и непременно должны быть направляющие с красными флажками или фонарями (п. 4.2);
- переходить дорогу разрешено только на участках, где есть светофоры и расположены специальные переходы, а если таковых нет – на перекрёстках (п. 4.3);
- находиться на регулируемых участках люди должны, когда согласны подчиняться единым требованиям (п. 4.4);
- перед тем, как приступать к пересечению путей, пешеходы должны убедиться в безопасности манёвра каждого из водителей (п. 4.5);
- запрещено нарочно тормозить при переходе, если это не связано напрямую с обеспечением безопасности прочих участников (п. 4.6);
- пропускать транспорт со спецсигналами, даже когда находятся на дороге, люди должны быстро освободить путь таким машинам (п. 4.7);
- дожидаться общественный транспорт только на специальных площадках, а если таковых нет – на тротуарах (п. 4.8).
По сути, все пешеходы имеют аналогичные права, что и остальные участники дорожного движения
Среди всего списка прав важно выделить преимущество на специальных переходах, тротуарах, а также при соответствующем (обычно зелёном) сигнале светофора
Посадка и выход из транспортного средства
Если место посадки на общественные транспортные средства не оборудовано специальной площадкой, выходить на проезжую часть разрешено только после его полной остановки. Бежать к остановившемуся транспортному средству с противоположной стороны дороги строго запрещено.
После выхода из автобуса или троллейбуса пешеход должен обойти транспортное средство сзади, если необходимо перейти на противоположную сторону дороги. Однако лучше переходить дорогу после того, как транспортное средство уедет, а еще лучше не спеша пересечь дорогу по пешеходному переходу или на перекрестке. Передвижение поперек проезжей части в местах, где стоящие транспортные средства мешают хорошему обзору, крайне нежелательно.
Термины ПДД.
Разрешенная максимальная масса.
Разрешённая максимальная масса – это масса снаряженного транспортного средства установленная предприятием-изготовителем максимально допустимая масса снаряженного транспортного снаряжённая масса транспортного средства.
Запомним – снаряжённого! – это пустой автомобиль – без груза, водителей пассажиров.
Как узнать разрешённую максимальную массу автомобиля? Можно будет посмотреть паспорт транспортного средства
Для категории В так же нужно знать, что таскать за собой маленький прицеп, такой чтобы его разрешённая максимальная сумма не превышает 750 кг, не нужно получать категорию Е.
Но нужно еще будет знать для жизни Вам нужно будет сложить разрешенную максимальную массу тягача и разрешенную максимальную массу прицепа и сумма не должна превышать 3500 т. Если превышает то категория Е все равно будет нужна.
Недостаточная видимость
“Недостаточная видимость” – видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Условия недостаточной видимости могут быть и днем, пошел дождик проливной – вот Вам пожалуйста условия недостаточной видимости.
Не путайте с термином ограниченной видимостью. Это видимостью ограничено чем то физическим, рельефом дороги, деревом, зданием.
Ограниченная видимость.
“Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
И еще раз! Не путайте ограниченная и недостаточная видимость
Это будет важно при решении экзаменационных билетов
“Маршрутное транспортное средство” – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
“Населенный пункт” – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 – 5.26
То есть населенный пункт должен быть обозначен знаками!
На этом с терминами закончим.
То что не разобрали, разберем в процессе обучения.
Передвижение на перекрёстках
Согласно общепринятым правилам, пешеходы обязаны переходить дорогу только по специально назначенным для этого переходам (подземным и надземным), и только при их отсутствии — на перекрёстках вдоль линии тротуаров или обочин. На контролируемых зонах разрешено переходить проезжую часть между противоположными углами (по диагонали) лишь при наличии знаков разметки 1.14.1 или 1.14.2.
Если поблизости нет подобных переходов, то гражданам можно пересекать дорогу под прямым углом относительно края проезжей части без разделительной полосы и ограждений, если территория хорошо просматривается в обе стороны. Причём условия данного пункта не распространяются на велосипедные локации.
Зато в местах, где езда машин контролируется (регулировщиком или светофором), пешеходы имеют право опираться на подаваемые сигналы от профессионала, а при его отсутствии — уже цветов светофора. Причём во время путей вне пешеходного перехода люди не должны намеренно создавать помех для движения машин и выходить из-за стоящего автомобиля или иного препятствия, который ограничивает обзор, не убедившись в отсутствии какого-либо транспорта вблизи.
Где можно переходить дорогу?
Банальный вопрос, но раскрыть его можно очень даже подробно. Всем известно, что если на переходе загорелся зеленый светофор, то можно идти. Этих знаний не хватает. Именно по этой причине сейчас многие проходят тесты дорожного движения, чтобы понять, насколько они грамотные пешеходы.
Что же, переходы бывают как нерегулируемыми, так и наоборот. На регулируемом стоит светофор. На остальных его нет, а есть только знак перехода и “зебра”.
Важно знать, что даже если загорается зеленый светофор, лучше подождать пару мгновений, посмотреть по сторонам и переходить. Не нужно думать: “Цвет сменился, можно спокойно идти и не волноваться — я прав!” Да, пешеход прав
Вот только вполне может быть, что машина проскочила светофор, водитель не увидел, как сменился цвет. Он, заметив человека на “зебре”, начал тормозить, но… всем известно, что остановочный путь составляет пару десятков метров. Так что не нужно спешить. Лучше себя обезопасить.
Если это перекресток, и перехода там нет, то можно перейти по линии тротуаров или же обочин — правила это разрешают. А если нет ни того, ни другого? ПДД (дорожного движения правила) и этот случай предусмотрели. В таких ситуациях человек имеет право перейти дорогу под прямым углом на участке, где нет ограждений и разделительных полос. Обязательно двигаться к краю проезжей части. И местность должна просматриваться в обе стороны.
Островки безопасности
Многие знают об их существовании или же, по крайней мере, видели. Для чего они нужны? Закон о дорожном движении гласит: цель островка безопасности состоит в том, чтобы разбить переход через дорогу на две части. И в каждой из них пешеходы следят лишь за одним направлением движения. Отпадает необходимость постоянно крутить головами из стороны в сторону, чтобы увидеть, откуда приближается автомобиль. Все намного проще в данном случае. Глянул налево — добрался до островка, повернул голову направо — дошел до тротуара.
Еще эти островки созданы для снижения скорости машин, поскольку полоса движения начинает сужаться и смещаться в сторону. Так удается сделать более безопасными левые повороты, имеющиеся на перекрестках. А все благодаря уменьшению радиуса поворота. Безусловно, в таком случае лучше не перестараться автомобилисту и не сделать тот самый радиус минимальным.
Комментарии и разъяснения: как правильно пропускать пешеходов
Чтобы соответствовать требованию «уступить дорогу», необходимо знать не только ПДД, но и взаимодействие пункта 14.1 с КоАП, ведь предыдущая формулировка «пропускать» вступала в конфликт с наказанием за факт пресечения попытки человека перейти дорогу. Многим может показаться, что смысл не изменился, но на законодательном уровне разность формулировок может приводить к непредсказуемым последствиям.
Траектории автомобиля и пешего человека должны совпадать таким образом, чтобы человек не был вынужден изменить быстроту и направление своего передвижения в результате испуга. Иначе он может подвергнуться опасности со стороны машин встречной полосы. Если пропускать пеших людей неправильно, происходит прямое нарушение пункта 14.1 ПДД.
В разъяснениях речь идет о предоставлении преимущества человеку, который пересекает дорогу в специально обозначенном месте.
Пример 1: Пешеход находится на тротуаре возле проезжей части
Предположим, что авто приближается к нерегулируемому переходу. Заметив на тротуаре человека, который по всем признакам собирается пересечь полосу, автомобилист должен его пропускать, поэтому начинает торможение. В этот момент в соответствии с ПДД человек должен начать передвижение по «зебре», однако очень часто многие люди, испытывая страх перед движущимся автотранспортом, ждут полной остановки машины.
В данном случае неправ пешеход. По правилам пропуска, если автомобилист не замечает за человеком намерения совершить переход, он имеет право не уступать дорогу.
Нарушением п. 14.1 в данной ситуации будет считаться вынужденное изменение быстроты передвижения человека, если, например, автомобиль полностью остановился, а пешеход замер на тротуаре. Водитель, решив, что человек не собирается переходить дорогу, едет, а пешеход, опомнившись, перебегает дорогу.
Пример 2: Пешеход заступил на проезжую часть встречной полосы движения
Еще одна «западня» для автомобилей скрывается в п. 14.1. В соответствии с пояснениями к этому пункту ПДД водитель авто обязан пропустить пешехода, который уже перемещается по проезжей части вдоль «зебры», и не вынуждать его ускоряться или замедляться.
Однако неудобство может заключаться в том, что прохожий выходит на полосу относительно «встречки». Так как участник дорожного движения не должен начинать ехать, пока человек не покинет зону пересечения траекторий с транспортом, ориентироваться следует именно на п. 14.1, а не на поведение других водителей. Зачастую нетерпеливые автолюбители начинают ускоряться еще до того, как человек пройдет мимо, что может напугать его, вынудить изменить темп или направление. Это прямое нарушение противоречия п. 13.1 и п. 14.1.
Если дорога разделена на две проезжие части полосой, которая может выглядеть как разметка или быть оформлена в виде газона или бордюра, пропускать в обязательном порядке следует, если человек передвигается:
- в сторону пешеходного перехода по встречной проезжей части;
- по разделительной полосе;
- по трамвайным путям.
Пример 3: Пешеход движется по проезжей части в сторону пешеходного перехода
Если человек передвигается вдоль проезжей части в сторону «зебры», водитель авто должен заблаговременно снизить скорость и осуществить пропуск движущегося пешехода. Это следует из точной формулировки п. 14.1 «водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу».
Однако и пешеходам, и водителям следует знать, что двигаться по проезжей части человек может только в направлении, противоположном автомобилям (по «встречке»).
По дороге с односторонним движением лучше вообще не передвигаться, только в крайнем случае.
Пример 4: Пешеход движется на пересечении траекторий движения с водителем
В этом случае водитель должен полагаться на скорость передвижения человека. В зависимости от положения пешего на дороге автомобилисту надо либо начать плавное торможение, либо полностью остановиться.
Что говорят ПДД для пешеходов
Соблюдение ПДД входит в обязательство не только водителей, но и пешеходов. При переходе дороги они должны руководствоваться следующими правилами:
- Пересечение проезжей части возможно только в специально отведенных для этого местах: подземных и наземных переходах, по «зебре» на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, на участках, обозначенных специальными знаками или разметкой.
- Если нет подходящего места для перехода, перейти дорогу можно по линии тротуара или обочины, предварительно убедившись в отсутствии помех для других участников ДД.
- При отсутствии «зебры» переходить дорогу необходимо от края одного бордюра до другого под прямым углом.
- При переходе на нерегулируемой «зебре» пешеход должен убедиться, что все транспортные средства успевают остановиться и пропустить его. Нужно внимательно оценивать дорожную обстановку. Юридически водитель, сбивший человека на пешеходном переходе, окажется виновником, но фактически пострадавшему пешеходу в лучшем случае придется долго лечиться в больнице, путь и за деньги виновного лица.
- Не допускается создание аварийных ситуаций для других участников движения. Нельзя переходить дорогу в оживленных местах, не оборудованных специальными знаками или разметкой – это может привести к ДТП.
- Переходить дорогу необходимо без остановки, за исключением случаев, когда гражданину приходится пропускать автомобили, не успевающие остановиться.
- Своими действиями на дороге нельзя вводить водителей в заблуждение. Стоя перед «зеброй», нужно внимательно посмотреть по сторонам. Часто бывает так, что люди сперва делают шаг вперед, а затем, передумав, возвращаются на тротуар. Административной ответственности за это нет, но, если водитель решит, что пешеход не собирается переходить, а тот снова вступит на «зебру», может произойти ДТП.
- При движении по проезжей части в ночное время за пределами населенного пункта пешеходам необходимо иметь на одежде светоотражающие полосы.
Важно! Если пешеход начал переходить дорогу, но увидел автомобиль со спецсигналами, он должен незамедлительно вернуться на тротуар и пропустить экстренную службу. То же самое касается и начала движения по переходу: при приближении такого транспортного средства необходимо уступить ему дорогу, и только потом начинать маневр
Что считается переходом в неположенном месте
Переходом в неположенном месте можно назвать любое пересечение проезжей части на участке, не оборудованном «подземкой», «надземкой», знаком или разметкой, а также пренебрежение правилом – убедиться в безопасности своих действий.
Рассмотрим несколько примеров:
Пример 1. Рядом с остановкой есть подземный переход, но гражданин решил перейти на другую сторону по оживленной дороге, где предусмотрено по 3 полосы в каждую сторону.
Пример 2. До пешеходного перехода остается 30 метров, но человек, не убедившись в безопасности своего маневра, переходит на участке без знаков и разметки для пешеходов и попадает под машину.
В случае причинения смерти или тяжкого вреда здоровью водитель освобождается в такой ситуации от уголовной ответственности, но пострадавший может взыскать с него материальную компенсацию в порядке гражданского делопроизводства.
Пример 3. На дороге есть «зебра». Пешеход идет по краю тротуара, затем резко поворачивается и начинает переходить дорогу, не посмотрев по сторонам. Довольно распространенное явление. Движущиеся автомобили вынуждены применить экстренное торможение, чтобы не сбить его.
Заметив это, инспектор ГИБДД должен составить протокол на пешехода за нарушение ПДД и создание аварийной ситуации. На практике чаще наказывают водителей.