Штрафы по 44 фз

Содержание:

Нарушения при определении победителя закупки.

При проверке правильности осуществления процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) зачастую выявляются следующие нарушения:

  • нарушение при выборе конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Напомним, что учреждение самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика с превышением годового объема закупок, установленного п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика путем заключения разового договора на сумму, превышающую 100 тыс. руб. (400 тыс. руб.), предусмотренную п. 4 (5) ч. 1 ст. 93 данного закона;
  • осуществление закупки товаров, работ, услуг с нарушением ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе путем проведения запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 500 тыс. руб.;
  • заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 обозначенного закона без проведения конкурентных процедур при отсутствии правовых оснований;
  • заключение контракта с нарушением п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без согласования с контрольным органом в сфере закупок, когда требуется такое согласование;
  • сокращение срока на подачу заявок на участие в закупках;
  • нарушение при допуске (отказе в допуске) участников закупки, отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или при отказе от заключения контракта (договора);
  • нарушение порядка приема заявок на участие в закупках;
  • нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки, установленного документацией о закупке;
  • нарушение срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;
  • нарушение требований к протоколам, составленным в ходе закупок, их содержанию и размещению в открытом доступе;
  • непродление срока на подачу котировочных заявок в случаях, установленных Законом о контрактной системе;
  • отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, запросе котировок по основаниям, не предусмотренным обозначенным законом;
  • неприменение антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона (ст. 37, 96 Закона о контрактной системе);
  • признание заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, соответствующей требованиям документации о закупке, в случае если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
  • выбор победителя с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника

Как подстраховать сотрудников от риска привлечения к ответственности за нарушения, к которым они не имеют никакого отношения? Бывает так, что по итогам проверки контрольные органы в закупочных документах выявляют нарушения, например нарушение при составлении плана-графика. Ответственность за составление плана-графика лежит на контрактной службе, т.е. теоретически к ответственности могут быть привлечены все ее сотрудники.

Для того, чтобы избежать рисков привлечения к ответственности невиновных сотрудников, заказчикам рекомендуется:

  • в положении о контрактной службе детализировать должностные полномочия каждого сотрудника контрактной службы с указанием конкретных действий, сроков, отведенных на их осуществление, прописать наименование должностей;
  • прописать взаимодействие структурных подразделений заказчика, ответственных за те или иные стадии осуществления закупочной деятельности;
  • сделать лист ознакомления ответственных сотрудников с регламентом и должностными полномочиями, закрепленными за ними.

Оценка нарушений в сфере закупок

Для обеспечения общего подхода к определению правонарушений в области закупок используется Классификатор. Согласно этому документу, преступные деяния, за которые предусмотрена административная ответственность, можно объединить в три подгруппы:

  1. Нарушение формы и последовательности действий. Не провели закупку в электронном формате или пренебрегли условиями 44-ФЗ (воспользовались правилами 223-ФЗ). И другое.
  2. Неправильное размещение данных в ЕИС. Задержали, вообще не опубликовали, не вовремя внесли изменения.
  3. Незаконные претензии к документам и поставщикам, неправильное оформление извещения и документации.

Под административную ответственность попадает также неисполнение требований ФАС, нарушение определенных этим органом сроков для исправления ошибок.

Размер штрафов определяет КоАП.

Административные наказания за нарушения в сфере закупок (по 223-ФЗ)

Основные статьи и положения, касающиеся ответственности за нарушения в процедуре проведения торгов, были сформированы в 2014 г. Административное наказание – штраф, налагаемый на физическое или юридическое лицо (см. таблицу 1). Контролирующим органом за соблюдением законности назначена федеральная антимонопольная служба РФ. В ее задачи входит рассмотрение жалоб участников процедуры закупки.

Таблица 1. Величина штрафа.

Административная ответственность применительно к 44-ФЗ

Федеральный Закон № 44 предполагает в качестве наказания наложение штрафа (см. табл. 2). Привлекать к ответственности по этому документу можно в течение года с момента правонарушения.

Таблица 2. Штрафы.

Наименование правонарушения Сумма штрафа, тыс. рублей Субъект правонарушения Статья КоАП
Нарушение правил определения участника-победителя (в т.ч. для оборонного заказа) От 30 до 100 Должностное лицо (ДЛ), уполномоченный орган (УО) ч. 1, 2, 4 ст.7.29
Неверное определение цены контракта От 30 до 50 ДЛ ч. 1, 2 ст.7.29.1
Отказ поставщика заключить договор (для оборонных заказов) От 30 до 50 для физического и от 300 до 1000 для юр. лица Участник-победитель ч. 1, 2 ст.7.29.2
Нарушения при планировании закупок От 5 до 50 ДЛ, УО ч. 1, 2, 3, 4 ст.7.29.3
Неверный порядок проведения торгов От 3 до 500 ДЛ, УО, член специализированной организации, представитель закупочной комиссии (ЗК), лицо, обеспечивающее работу электронной площадки ст.7.30
Неверное оформление реестра От 20 до 50 ДЛ, УО, представитель ФАС ст.7.31
Нарушение порядка денежного оборота От 5 до 250 ДЛ, УО, оператор электронной площадки ст.7.31.1
Неверный порядок заключения контракта От 5 до 300 ДЛ, УО, участник-победитель ч. 1, 3 ст.7.32
Нарушение порядка изменения условий контракта (в т.ч. по оборонному заказу) От 20 до 500 ДЛ, УО, участник-победитель ч. 4, 4.1, 6 ст.7.32
Нарушение порядка оплаты поставки, в том числе при закупке для обеспечения оборонного заказа От 30 до 50 ДЛ ст. 7.32.1 ст. 7.32.5
Выдача фальсифицированного экспертного заключения От 30 до 50   От 100 до 150 Член экспертной комиссии Экспертная организация ст. 7.32.6
Нарушение проведения закупок, связанных с энергетической сферой От 30 до 100 ДЛ ч. 11 ст.9.16
Неверные характеристики предмета закупки по оборонному заказу От 40 до 1000 Участник-победитель ст.14.49
Нарушение условий контракта по оборонному заказу От 30 до 100 ДЛ, участник-победитель ч. 1, 2, 2.1, 3 ст.14.55
Ликвидация или перепрофилирование производственных мощностей, необходимых для применения предмета закупки От 30 до 1000 ДЛ ст.14.55.1
Нарушение применения бюджетных инвестиций, субсидий От 10 до 50 ДЛ ст.15.1 ч.2 ст.15.15.4 ч.2 ст.15.15.5
Невыполнение государственного задания От 0,1 до 30 ДЛ ч.1, 2 ст.15.15.5-1
Неверный порядок принятия бюджетных обязательств От 20 до 50 ДЛ ст.15.15.10
Нарушение правил ведения финансово-хозяйственной деятельности От 30 до 1000 ДЛ, участник-победитель ч.1, 2 ст.15.37
Нарушение правил проведения банковских операций, касающихся оборонного заказа От 100 до 1000 Представитель банка ст.15.40
Вмешательство в работу контролирующего органа От 20 до 500 ДЛ ст.19.4.2
Нарушение предписаний контролирующих органов От 20 до 500 ДЛ, УО, специализированная организация, член ЗК, оператор закупочной площадки ч.7, 7.1, 7.3, 20 ст.19.5
Непредставление информации От 0,3 до 500 ДЛ ст.19.7 ч.1, 2 ст.19.7.2

Цену можно увеличить до 30%

Важным послаблением станет возможность переноса сроков исполнения контрактов и изменения его стоимости. По словам Дмитрия Готовцева, цену контракта теперь можно изменять в пределах до 30% (а не 10%, как раньше). «Но здесь меняется не цена единицы, а объем», — подчеркнул он. При этом чиновник Минфина высказал сомнение в том, что цены на материалы выросли в два раза, как утверждают поставщики. «Не думаю», — отозвался он на соответствующую реплику Дыбовой. Говоря же о сроках исполнения госконтракта, он сообщил, что при возможности расчет ведется исходя из календарных дней (без учета рабочих и нерабочих дней).

Почему это важно? Елена Дыбова пояснила, что госконтракты, например, на поставку продовольствия для школьного питания являются долгосрочными, но из-за коронавируса у заказчика отпала необходимость кормить школьников. Что делать? Куда девать, скажем, яйца, которые курицы-несушки продолжают нести? «Пусть яйца отправляются не школу, а в магазин», — посоветовал представитель Минфина

По его словам, заказчик вправе расторгнуть договор, но на деле обе стороны должны решить этот вопрос между собой. Минфин РФ же задает общие правила урегулирования отношений.

Отвечая на вопрос об оплате уже исполненных работ по госконтрактам, Готовцев заявил, что заказчик не вправе задерживать выплаты, ссылаясь на коронавирус. По его словам, эти деньги зарезервированы в бюджете. «Отговорка на вирус не выдерживает никакой критики», — подчеркнул он, напомнив, что для подрядчиков МСП этот срок составляет 15 дней с момента подписания актов, а для других — 30 дней.


Провела вебинар традиционно вице-президент ТТП Елена Дыбова. Фото tpprf.ru

Законные основания для отсрочки при заключении госконтракта

Иногда бывает, что для подписания контракта объективно не хватает нескольких дней. Например, банк задерживает выдачу гарантии или закончился срок действия электронной подписи, и вы не успели ее обновить. В таких ситуациях есть несколько законных оснований для получения небольшой отсрочки.

Оформление протокола разногласий

Если поставщик не согласен с какими-то положениями контракта, он в течение 5 дней, предусмотренных для его подписания, размещает на электронной площадке протокол разногласий, в котором излагает свои претензии. Протокол визируется усиленной электронной подписью лица, имеющего на это право.

Заказчик на протяжении 3 рабочих дней обязан рассмотреть протокол разногласий. Затем он размещает в ЕИС или исправленный проект договора, или его старый вариант с обоснованием причин отказа во внесении изменений.

После этого у поставщика будет еще три рабочих дня, чтобы подписать контракт. Таким образом можно дополнительно выиграть 6 рабочих дней.

Обращаем ваше внимание, что в отношении одного контракта протоколом разногласий можно воспользоваться только раз. Основания для возражений должны быть веские, например, несоответствие пунктов договора закупочной документации заказчика или заявке участника

Обстоятельства непреодолимой силы

Отсрочку для подписания контракта в соответствии с ч. 9 ст. 54 44-ФЗ и ч. 16 ст. 83.2 44-ФЗ дают внезапно возникшие обстоятельства непреодолимой силы. Если таковые наступили, поставщик обязан в течение одного дня сообщить о них другой стороне. Заключение контракта в этом случае можно отложить на срок до 30 дней.

Наличие обстоятельств непреодолимой силы нужно подтвердить документально (справка МЧС, МВД, решение государственного органа власти, заключение ТПП России), а также доказать причинно-следственную связь между их наступлением и невозможностью подписать контракт.

Куда обжаловать постановление об административном правонарушении

Органы власти, которые уполномочены рассматривать жалобы:

  1. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России);
  2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  3. Уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

  • муниципальные нужды — любой из названных органов;
  • нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание

Если было вынесено решение по наложению штрафа, оно может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения решения (по почте или на руки). Физическое лицо, на которого было составлено постановление, может направить обжалование в районные суды, а юридическое — в арбитражные. Арбитражный суд может принять обжалование от физического лица, но затем остановить процесс, но таким образом будет пропущен 10-дневный срок.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление.

В КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, подается вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора.

Срок рассмотрения жалоб — 10 дней со дня их поступления. Жалобы рассматриваются судьями и должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. Порядок обжалования установлен ст. 30 КоАП РФ.

Каков может быть результат:

  1. Жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений.
  2. Постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение.
  3. Постановление отменяется и дело прекращается.
  4. Изменяется мера административного наказания при условии, что оно не будет усилено.    

Штрафы: общий случай

Штраф представляет собой фиксированную величину в процентах:

  • от цены контракта;
  • от цены отдельного этапа, если таковые зафиксированы в контракте.

Максимальный размер штрафа установлен для самых недорогих закупок стоимостью до 3 млн рублей и равен 10% от цены контракта. Минимальный штраф — 0,1% от стоимости — назначается при цене контракта более 10 млрд рублей. В следующей таблице представлены все ставки штрафа в зависимости от стоимости контракта.

Таблица 1. Штрафы для поставщиков, применяемые в общем случае

Цена контракта или этапа (в рублях) Размер штрафа (в % от цены контракта)
Не более 3 млн 10
От 3 млн до 50 млн 5
От 50 млн до 100 млн 1
От 100 млн до 500 млн 0,5
От 500 млн до 1 млрд 0,4
От 1 млрд до 2 млрд 0,3
От 2 млрд до 5 млрд 0,25
От 5 млрд до 10 млрд 0,2
Более 10 млрд 0,1

Надо отметить, что такая градация штрафов введена неспроста. В последнее время появляется все больше дорогих контрактов, стоимость которых оценивается миллиардами рублей. Они чаще всего заключаются в рамках целевых программ и приоритетных направлений экономического развития. Приведенная выше линейка штрафов позволяет:

  • защитить интересы заказчика в случае, когда поставщик не выполняет контракт или делает это ненадлежащим образом;
  • создать условия для того, чтобы штраф не привел к несостоятельности поставщика, допустившего нарушение при исполнении госконтракта.

Нарушения при проведении закупок

За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП):

  1. По открытому конкурсу и аукциону:
    1. Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
      • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
      • для самого заказчика — 15 000 рублей.
    2. Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
      • ответственность должностного лица составит 30 000 рублей;
      • юридического — 100 000 рублей.
  2. По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
    1. При задержке публикации не более чем на один день:
      • штраф для специалиста заказчика составит 3 000 рублей;
      • для самого заказчика — 10 000 рублей.
    2. При задержке более чем на день:
      • штраф для должностного лица составить 15 000 рублей;
      • для заказчика — 50 000 рублей.

Если в ходе аукциона или открытого конкурса размещались в или направлялись недостоверные данные или документы, штраф для должностного лица составит 15 000 рублей, а для заказчика — 50 000 рублей. Аналогичное наказание последует и за нарушение при приеме заявок от участников и запросов на разъяснения по этим процедурам.

Если по закупке вынесено предписание, но оно не исполнено, должностное лицо поплатиться суммой 30 000 рублей. Такой же штраф будет наложен за невключение закупки в план-график и за то, что приглашение к процедуре размещено в ЕИС ранее, чем по прошествии 10 дней после внесения изменения в этот документ.

Существуют штрафы и за нарушения в части рассмотрения заявок. За неправомерное отклонение заявки участника либо, наоборот, за допущение участника, который не соответствует требованиям 44-ФЗ, штраф составит 1% от НМЦК. При этом минимальная сумма — 5 000 рублей, а максимальная — 30 000 рублей. Аналогичное наказание наступит и вследствие нарушения заказчиком порядка открытия доступа к заявкам, их рассмотрения, установление неправомерных требований, неверного размера обеспечения заявки или контракта.

Если протокол закупки составлен с нарушениями, будет наложен штраф в размере 10 000 рублей.

За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:

  • для специалиста заказчика — 50 000 рублей;
  • для него самого — 500 000 рублей.

Отдельно предусмотрены штрафы за нарушения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок и предложений. Если такие заявки будут неправомерно отклонены или, наоборот, будут допущены участники, не соответствующие требованиям закона, штраф составит 5% от НМЦК, но не менее 30 000 рублей. Аналогичное наказание последует и за допущение нарушений при рассмотрении заявок на эти процедуры.

Если заказчик установил в документации требования к объекту закупки, которые ограничивают конкуренцию, или включил в один лот несвязные объекты, то штраф составит 1% от НМЦК. При этом минимальная его сумма — 10 000 рублей, а максимальная — 50 000 рублей.

Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей.

Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:

  • при задержке менее 2 рабочих дней — 3 000 рублей;
  • при боле длительной задержке — 30 000 рублей.

Ну и, наконец, суммой в 50 000 рублей заказчик поплатится, если проведет меньше закупок у СМП и СОНО, чем ему положено законодательством.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.

Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:

  1. Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
  2. Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку.
  3. Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф — 30-кратный размер взятки.
  4. Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП — дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей.

Когда оштрафуют

Обычно штрафы выписывают за несвоевременное размещение данных в ЕИС. Сроки указаны в списке ниже:

  • положение о закупке (в течение 15 дней с момента утверждения);
  • план (10 дней с той же даты, не позже 31 декабря);
  • сведения об изменениях (не позднее 10-ти дней);
  • извещение об организации конкурса, аукциона (за 15 дней до завершения срока подачи заявок на участие);
  • о запросе котировок (за 5 дней);
  • о запросе предложений (за 7 дней до события);
  • об электронном конкурсе (срок такой же);
  • пояснения по положениям документов (на протяжении 3 дней);
  • решение о факте отмены закупки (в тот же день);
  • протоколы (дается 3 дня);
  • данные о числе и сумме соглашений (каждый месяц не позже 10-го числа);
  • годовой отчет о закупочной деятельности (не позже, чем 1 февраля следующего года);
  • информация о факте изменения, исполнения или расторжения контракта, которая поступает в реестр (на протяжении 10 дней).

Если эти сроки будут нарушены, контролирующий орган выпишет штраф.

Сводная таблица штрафов

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Ответственность по 223 ФЗ штрафы в таблице
  • Ответственность по 223 ФЗ штрафы в таблице-продолжение

По ФЗ№44 перечень начисляемых штрафных санкций представлен в следующей сводной таблице:

Характер правонарушения Статья в законодательстве (КОАП РФ) Величина наказания, рубли
Допущение ошибки в процессе выбора способа определения поставщика:

— нарушение норм закона

— выбор альтернативной методики

— решение об организации конкурса, подразумевающего ограниченное участие

ч. 1 ст. 7.29

ч. 2

ч. 2.1

30 000 для должностных лиц

50 000 для должностных лиц

та же сумма

Несоблюдение общего порядка осуществления государственной закупочной деятельности:

— игнорирование формы обоснования стоимости контракта

— игнорирование порядка обсуждения, нарушение сроков утверждения плана

— несоблюдение сроков размещения данных в ЕИС

— размещение данных, подразумевающее нарушение общего порядка

— отклонение заявки от участников, отказ в допуске, отстранение, несоблюдение порядка вскрытия конвертов и анализа заявок

Ч. 2 ст. 7.29.3

Ч. 3, 4 соответственно

Ч. 1.1 ст. 7.30

Ч. 1.4

Ч. 2

10 000 для должностных лиц

30 000

та же сумма

та же сумма для должностных лиц и 100 000 для юридических лиц

15 и 50 т. р. для должностных и юридических лиц соответственно

1% от минимальной стоимости контракта

Несоблюдение порядков и сроков компенсации финансов

Игнорирование сроков возврата денег, которые были внесены как средства обеспечения заявки

Ч. 1 ст. 7.31.1

Ч. 2

5 и30 т. р. для должностных и юридических лиц соответственно

15 и 90 т. р. соответственно

Несоблюдение срока исполнения предписания Ч. 7 ст. 19.5 50 и 500 т. р. для должностных и юридических лиц соответственно

Это далеко не весь перечень нарушений и наказаний, однако он является основным. Наряду с этим ответственность предусмотрена и по ФЗ№223. Штрафы по 223 ФЗ в таблице:

Характер правонарушения Статья в законодательстве (КОАП РФ) Величина наказания, рубли
Незаконное принятие решения об осуществлении закупки, приведшее к нарушению требований закона Ч. 1 ст. 7.32.1 30 000 и 100 000 для должностных и юридических лиц соответственно
Размещение информации на ресурсах с нарушением сроков до 2-х рабочих дней Ч. 1 ст. 7.32.2 3 и 15 т. р. соответственно
Более 2-х дней Ч. 2 15 и 50 т. р.
Не размещение сведений Ч. 3 50 и 500 т. р.
Неправомерное разглашение сведений об участнике сделки Ч.3 50 и 250 т. р.

В законе прописано множество видов ответственности, а количество деяний также является более внушительным. Тем не менее, приведенные нарушения являются наиболее распространенными.

Кто и чем рискует

Новые нормы уголовного законодательства представлены двумя статьями:

  • 200.4 — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  • 200.5 — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

Упомянутые нормы закона предусматривают наказание в виде крупных денежных штрафов, принудительных и исправительных работ, а также лишения свободы. В качестве дополнительной меры осужденному лицу может быть запрещено вести определенную деятельность либо занимать определенные должности.

Объем наказания зависит от конкретных обстоятельств преступления. Мера ответственности ужесточается в зависимости от размера ущерба или подкупа.

Ответственность поставщиков по 44-ФЗ

При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  1. Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
  2. Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.

Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб. до 3 млн От 3 до 50 млн От 50 до 100 млн От 100 до 500 млн От 500 млн до 1 млрд От 1 до 2 млрд От 2 до 5 млрд От 5 до 10 млрд От 10 млрд
Штраф, % 10 5 1 0,5 0,4 0,3 0,25 0,2 0,1

ВНИМАНИЕ

Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

НМЦК, руб. До 3 млн От 3 до 50 млн От 50 до 100 млн От 100 млн
Штраф, руб 1 000 5 000 10 000 100 000

ВАЖНО

Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

Расчет пени по 44-ФЗ

Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:

Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

СПРАВКА

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

При расчете пени нужно использовать размер ключевой ставки, установленный ЦБ РФ — 1/300. Изменять его нельзя, даже при согласии на то обеих сторон (позиция АС Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).

Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса Настроить рассылку

Ответственность заказчиков по 44-ФЗ

В постановлении № 1042 прописаны и меры ответственности для заказчиков. Штрафы установлены в рублях, а их размер зависит от цены контракта:

Цена контракта, руб. До 3 млн руб. От 3 до 50 млн руб. От 50 до 100 млн руб. От 100 млн руб.
Штраф, руб 1 000 5 000 10 000 100 000

Пеня для заказчиков рассчитывается в том же порядке, что и для поставщиков.

Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост

Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.

Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).

Советы заказчикам:

  1. Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
  2. Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
  3. Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
  4. «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.

Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ

На вебинаре про ответственность и штрафы по 44-ФЗ эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:

Цена контракта (Цк) 1 200 000 руб.
Стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (Ци) 800 000 руб.
Ключевая ставка на дату уплаты пени* 9% (условно)
Срок исполнения обязательства по контракту 270 дней
Количество дней просрочки 50 дней
* Ключевая ставка ЦБ РФ периодически снижается. Проверяйте значение ключевой ставки перед расчетом пеней
Формула Расчет Результат
К = 1/300 × ключевой ставки 1/300 × 9% 0,0003
П= (Цк-Ци) × К × Д (1 200 000 — 800 000) × 0,0003 × 50 6 000,00 руб.

Эксперт Оксана Шипунова на вебинаре в Школе электронных торгов отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».

Далее приведен ответ на вопрос про просрочку срока поставки одного из владельца Карты Школы электронных торгов.

Разбор практической ситуации

Вопрос:

Ответ эксперта Школы электронных торгов:

Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.

Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.

В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.

Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).

  • Заказчики, всегда ли вы исполняете обязанность начислить пени? Поставщики, как часто вам выставляют требования об уплате? Расскажите в комментариях к этой статье, с какими ситуациями по штрафам и пеням вы сталкивались на практике.

Как оплатить штраф по 44 ФЗ

Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.

Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector