Все категории и подкатегории водительских прав с расшифровкой

Временные права

С 2013 года изменилось законодательство в области изъятия прав у водителя, нарушившего правила дорожного движение. Все лишения прав может осуществить лишь суд. При принятии решения он руководствуется протоколом сотрудника ГИБДД. После вынесения решения об изъятии водительского удостоверения, владелец обязан сдать их самостоятельно в ГИБДД в течение 3 суток.

Временное удостоверение полностью заменяет обычное по функционалу. Исключением являются поездки за границу, с временным документом это невозможно.

Водитель получивший новый документ обязан вернуть временное удостоверение в ГИБДД.

Информация, содержащаяся в водительском удостоверении

Все записи на правах вносятся как на русском (национальном) языке, так и на латинице.

Теперь давайте подробнее рассмотрим каждую сторону:

  • На основной стороне документа в самом вверху прописывается наименование, то есть удостоверение водителя, а немного левее обозначение страны на латинице.
  • Правее от фото есть несколько строк для записи личных данных, они прописываются в русском варианте и латинскими буквами (графы 1 и 2).
  • Затем есть сведения о дате и месте рождения (графа 3).
  • Под записями о личных данных прописываются дата выдачи водительского удостоверения и срок его годности (графы 4a и 4b).
  • На следующей строчке отображены сведения о выдавшем права подразделении ГИБДД, его код (графа 4с).
  • Внизу проставлен ряд цифр: первые 4 обозначают серию документа, последние 6 – номер удостоверения (графа 5).
  • По левую сторону расположено фото, обычно цветного формата, которое делают в подразделении ГИБДД. К нему предъявляются определенные требования – оно должно быть строго анфас, без убора на голове, с параметрами 3 х 4 см. Для иных лиц допускается делать фото в уборе, если по религиозным или другим соображениям они постоянно находятся в нем. Но лицо должно быть полностью открытым. Если гражданин носит очки, то и на фото этот атрибут должен присутствовать, но они обязательно должны быть прозрачными, чтобы виден был цвет радужки глаз (поле 6).
  • Под личным фото есть место для подписи – она должна быть идентична росписи на общегражданском паспорте гражданина (поле 7).
  • В графе 8 обозначается регион, проживания владельца удостоверения и регистрации авто.
  • В самой нижней строчке документа проставляются все доступные владельцу удостоверения категории и подкатегории транспорта (поле 9).

На обороте документа содержится следующая информация:

  • С левого края проставлен штриховой код, содержащий зашифрованные сведения о собственнике документа.
  • Остальное пространство водительского удостоверения отдано под таблицу, где прописываются категории ТС, доступные для использования на территории России.
  • В первом столбце проставлены виды автотранспорта в буквенном обозначении с символичной картинкой, по которой можно понять какой это транспорт.
  • Если у водителя есть допуск к управлению тем или иным видом автотранспортных средств, то против соответствующего класса, будут находиться сведения, когда сдан экзамен и выдано разрешение (столбец 10).
  • В отдельной графе проставлены сведения о сроке окончания действия разрешения на управление определенным классом транспорта (столбец 11).
  • Последняя графа предназначена для заполнения сведений, о запрете управления автомобилями определенного класса (столбец 12). Например, отметка АТ, означает допуск к вождению только транспорта с автоматической коробкой передач и проставляется в строке той категории (подкатегории) по которой получен соответствующее разрешение.
  • Графа 14 отведена под особые отметки и ограничения, действующие на все виды открытых категорий и подкатегорий, а также сведения о владельце. Здесь может указываться водительский стаж (год когда впервые были выданы права) либо информация что документ выдан взамен утраченного (дубликат прав), общие ограничения (например, ношение очков, контактных линз) либо указание о необходимости наличия действующей медицинской справки (в случае если водитель должен периодически проходить медкомиссию по допуску к управлению ТС).

Категория «M»

Эта разновидность появилась позже других — в конце 2013 года. С правами категории M можно управлять легкими квадроциклами и мопедами. То же разрешение имеют владельцы удостоверений любых других категорий. Исключение составляют те, у кого иностранные права, а также трактористы-машинисты.

Категории прав для общественного транспорта

На управление трамваями и троллейбусами в 2021 году дают право категории Tm и Tb соответственно. Они стали обособленными всего несколько лет назад. До этого в права вносилась запись в «особых отметках». Владельцы таких документов не могут водить другие транспортные средства.

Об истории тракторных прав

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Начало

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

Права на трактор в брежневские времена

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению  ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

Расшифровка водительского удостоверения нового образца

Документ имеет вид небольшой пластиковой карты, которая содержит базовые сведения о водителе ТС. Такая карта имеет несколько степеней защиты (спец.отметки, водяные знаки), благодаря которым минимизируется вероятность изготовления поддельного документа. Документ является двухсторонним, а каждая сторона имеет фиксированный формат заполнения. Передняя часть имеет следующую структуру:

  1. Слева по центру (пункт 6) располагается фотография владельца ТС. Снизу по фотографией (пункт 5) водитель указывает свою подпись.
  2. Справа указывается текстовая информация о владельце и ТС. В пунктах 1 и 2 указывается имя и фамилия водителя. В пункте 3 указывается город рождения и дата рождения водителя.
  3. Строки 4a, 4b и 4c содержат информацию о дате регистрации ВУ и дата его истечения + номер отделения ГИБДД, которое выдало этот документ.
  4. Номер ВУ прописывается в пункте 5.
  5. В пункте 8 указывается область, в которой зарегистрирован владелец удостоверения.
  6. В  9 указывается список категорий ТС, к управлению которых допущен владелец. Если у человека есть какие-либо спец.отметки ГИБДД, то они также указывается в этом пункте.

На обратной стороне можно найти дополнительную информацию о ВУ:

  1. Слева расположен штрих-код, который используется для идентификации документа.
  2. По центру располагается таблица с категориями ТС. Если у человека открыта какая-либо категория, во втором и третьем столбце указываются срок действия открытой категории. В четвертом столбце указываются буквенные спец.отметки.
  3. Снизу прописывается дополнительные спец.отметки ГИБДД (например, стаж) + дублируется номер удостоверения.

Расшифровка новых водительских удостоверений

Сетка с описанием категорий транспортных средств, которая находится на обороте, стала содержать в себе больше информации, нежели раньше. Все категории (A, B, C, D, E) теперь дополнены к подкатегориями: например, A1 – подкатегория мотоциклов, объем двигателя которых не более 125 кубических сантиметров, B1 – подкатегория трициклов и мотоциклов, C1 – категория автомобилей, масса которых от 3,5 до 7,5 тонн, D1 – категория автомобилей для перевозки пассажиров, количество мест в которых от 8 до 16.Помимо этого добавлена категория M, предназначенная для тех, кто ездит на скутере или мопеде (получить права на вождение этих транспортных средств можно с 16 лет).

Раньше будущий водитель не мог получить права, если он не умел вручную переключать скорости на механической коробке передач. Но технологии не стоят на месте, и теперь такое умение требуется не всем водителям, поэтому с 5 ноября 2013 года появилась возможность сдавать на права, используя автомобиль, на котором стоит «автомат». Сдать экзамен на удостоверение с автоматической коробкой передач проще, только вот в пункте «Ограничения» (12 – ый пункт прав) появится отметка AT, которая дает водителю право водить автомобиль только с автоматической коробкой. В этот пункт также могут вносить и другие ограничения, например для инвалидов. Есть в 12 пункте ничего не прописано, значит водитель имеет право управлять транспортом с любой трансмиссией, как «механикой», так и «автоматом».

Новый вид обратной стороны водительского удостоверения

Что означают обозначения особые отметки (ограничения на управление категорией)

  1. АТ — Отметка АТ позволяет управлять только транспортными средствами с автоматической коробкой переключения передач.  Размещается в графе 12 , тогда она  относится к одной категории или подкатегории или в графе 14 (относится одновременно ко всем категориям).
  2. MS — Особая отметка MS может относиться только к подкатегории B1. Дает право управления квадрициклами и трициклами, имеющими мотоциклетную посадку или мотоциклетный руль.
  3. AS — Отметка AS позволяет управлять квадрициклами и трициклами, не имеющими мотоциклетной посадки и мотоциклетного руля.
  4. ML — Отметка ML относится к категории М и означает, что водитель имеет медицинские ограничения к управлению мопедами данной категории. Т.е. отметка ML запрещает управление транспортными средствами категории М.
  5. МС — МС — manual control only — позволяет управлять только транспортными средствами с ручным управлением.
  6. APS — APS — acoustic parking system only — позволяет управлять только транспортными средствами, оборудованными акустической парковочной системой (парктроником).
  7. GCL — GCL — must wear glasses or contact lenses — позволяет управлять транспортными средствами только в очках или контактных линзах, корректирующих зрение.
  8. HA/CF — HA/CF — must wear hearing aid/communication aid — позволяет управлять транспортными средствами только с использованием медицинских изделий для компенсации потери слуха.
  9. Водительский стаж — Данная отметка ставится только при замене водительского удостоверения. Она содержит информацию о том, в каком году Вы получили первое водительское удостоверение.
  10. Дубликат — Такая отметка ставится в водительском удостоверении, которое выдается взамен утерянного или украденного.

Водительское удостоверение нового образца теперь соответствует всем требованиям Венской конвенции, которая является международным документом, регламентирующим безопасность дорожного движения. Подписана данная конвенция еще в далеком 1968 году большинством стран, и теперь ваше удостоверение не будет вызывать вопросов у полиции других стран.В связи с этим, кстати, международное водительское удостоверение тоже изменит свой внешний вид. Это длинная лента бумаги, где прописана информация из обычных прав, но на разных языках. Теперь в международных водительских правах будут прописаны новые категории и подкатегории, плюс новые отметки, например «automatic transmission only» для водителей, которые ездят на «автомате». Есть еще одно небольшое изменение: теперь в графах «дата рождения» и «место выдачи» информация прописывается цифрами, как этого требует Венская конвенция.

Важно четко понимать, что только по международным водительским правам в России управлять транспортным средством нельзя. Нужны права национальные

В противном случае полагается штраф и запрет на эксплуатацию автомобиля. А вот за рубежом, во многих странах, по нашему водительскому удостоверению нового образца передвигаться можно без проблем. Во многих, но не во всех. Лучше все-таки, если вы собираетесь путешествовать за границей на автомобиле, иметь при себе водительское удостоверение международного образца.

В каком возрасте можно получить права

Все категории прав водительских удостоверений 2021 года делятся на два основных вида: любительские и профессиональные. К первому виду относят:

  • М – мопеды, скутера и питбайки;
  • А1 – легкие мотоциклы;
  • А – тяжелая мото-техника (в том числе с коляской);
  • В1 – рикши, квадроциклы и трициклы;
  • В – легковые автомобили;
  • ВЕ – машины с прицепом.

Для обучения управлению транспортным средством с мотоциклетной посадкой, гражданин может пойти в автошколу по достижению 14 лет. Но корочку в таком случае ему выдадут не ранее, чем через два года. Ведь по закону РФ, выезжать на самоходной технике на дороги общего пользования водителю разрешено строго с 16 лет.

А вот если речь идет о легковом автомобиле, то для него это период вырастает еще на 2 года. Хотя обучаться на права категории В можно также по достижению 14-летия. Для профессиональных же типов авто предусматриваются более серьезные ограничения. И применяются они к следующим видам транспорта:

  • С – седельные тягачи и самосвалы;
  • С1 – легкие грузовики;
  • СЕ – грузовое ТС с прицепом;
  • С1Е – автопоезд;
  • D – пассажирские автобусы;
  • D1 – небольшие микроавтобусы и маршрутные такси;
  • DE – автобус с прицепом;
  • D1E – малогабаритные пассажирские ТС с прицепом;
  • Tm – трамваи;
  • Tb — троллейбусы.

На первые 4 категории (с «С» по С1Е») гражданам разрешено обучаться с 18 лет, при наличии у них водительского удостоверения на легковое авто. А вот на типы ТС, связанные с перевозкой пассажиров обучение проходит строго с 21 года. Ну а какие виды категорий водительских прав 2021 года относятся к грузовым, а какие — к пассажирским, мы уже рассмотрели выше.

Актуальные категории и подкатегории водительских прав

В нашу жизнь входит все больше разновидностей транспортных средств. Для их учета требуется систематизировать их все и объединить по группам. При этом учитываются все критерии: количество колес, мощность, тип привода, возможность грузоперевозок, способы использование, максимальное количество пассажиров и многие другие. Каждый из этих типов транспортных средств требует от водителя специфических навыков и умений.

В таблице ниже приведены категории актуальные в 2021 году.

Категории и подкатегории ТС Тип ТС Виды транспорта
А Мотоциклы — любые мотоциклы (в том числе с коляской) — ТС с 3-мя или 4-мя колесами (массой до 400кг);

— транспорт категории «А1»;

А1 Мотоциклы с ограниченной мощностью — до 11 киловатт;
В Легковые автомобили, грузовики (до 3,5 тонны), общее число пассажиров не более 8ми — легковые автомобили; — микроавтобусы;

— грузовики до 3,5 тонн;

— автомобили с прицепом до 750 кг;

ВЕ Легковые автомобили с прицепом -категория В с прицепом более 750 кг;
В1 Трициклы и квадрициклы трициклы и квадрициклы — это отдельная категория транспортных средств. Для управления необходимо удостоверение тракториста;
С Грузовые автомобили (свыше 3,5 тонны) — грузовые автомобили свыше 3,5 тонн; — грузовик с прицепом не более 750 кг;

— категория С1;

СЕ Грузовые автомобили имеющие прицеп — категория С с прицепом свыше 750 кг; — категория С1Е;
С1 Грузовики (от 3,5 до 7,5 тонны) — грузовик от 3,5 до 7,5 тонн; — категория С с прицепом до 750 кг;
С1Е Категория С1 с прицепом вместимость прицепа превышает 750 кг;
D Автобусы — автобусы; — автобус с прицепом грузоподъемностью до 750кг;
DE Категория D с прицепом — категория D с прицепом более 750 кг; — два автобуса в одной связке;

— категория D1E

D1 Автобусы до 16 пассажиров — пассажирский автобус, перевозящий 9-16 человек; — автобус с прицепом вместимостью до 750 кг;
D1E Категория D1 с прицепом управление категорией D1 с прицепом (не пассажирским), общий вес не выше 12 тонн;
М Мопеды — мопеды и квадроциклы; — управление мопедами и квадроциклами лицами имеющими любую категорию, кроме тракторной;
Tm Трамваи
Tb Троллейбусы

Чем обусловлены изменения водительского удостоверения?

Новый образец удостоверения позволяет водителям из РФ въезжать на территорию некоторых стран на собственном автомобиле, брать транспорт напрокат. Общий вид прав был подогнан под международный формат согласно требованиям Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Изменения документа были утверждены приказом МВД РФ от 13 мая 2009 года № 365, а с 1 марта 2011 выдается во всех отделениях Дорожной службы. Ряд дополнений в виде подкатегорий и ограничений вождения был внесен в образец в 2014 году. Перед посещением другой страны, необходимо изучить особенности ПДД выбранного государства, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.

Отличие водительских прав старого и нового образца

Прежнее водительское удостоверение было сделано из плотной бумаги покрывалось с обеих сторон специальной плёнкой (ламинирование). Все надписи печатались на компьютере, с использованием русского языка, кроме фамилии, а также имени, которые дублировались латинскими буквами.

В тех правах не было штрих-кода, поэтому они не подвергались электронному учёту. Категорий было меньше — всего 5, в водительском удостоверении нового образца — 16. В старых правах на специальную бумагу наносилась защитная сетка розового цвета, водяные знаки в виде RUS, вкрапливались красные волокна, которые светились в ультрафиолетовом цвете. На обеих сторонах имелся особый вензель.

В новых правах степень защищённости намного выше — специальная сетка из волнистых линий, не видимые глазу изображения, микротекст, разные цвета, плавно переходящие друг в друга, с применением специальных технологий.

Разновидности водительских прав в РФ

В Российской Федерации в разные годы выдавали водительское удостоверение четырёх различных типов. Как известно, права действительны в течение 10 лет, а самый старый образец был в ходу до 2011 года. Таким образом, в настоящее время на руках у водителей находятся удостоверения всех четырёх разновидностей:

Документ имеет форму прямоугольника размером 74х105 мм, необходимая информация напечатана на листе специальной бумаги розоватого цвета, который при изготовлении складывается пополам и ламинируется

  1. Ламинированные бумажные права размером 74х105 мм — самые старшие по возрасту, их выпуск прекращён в 2011 году.

  2. Комбинированные из двойной бумажной основы между которыми вклеивалась тонкая пластиковая пластинка размером 85х55 мм. Снаружи права были ламинированные. Выдавались до 2011 года.

  3. Пластиковые свидетельства в виде карточки, размером 85,6х54 мм с первоначальной редакцией. На обратной стороне была сетка из 9 категорий и подкатегорий. Выдавались удостоверения с 2011 по 2014 год.

  4. С 2014 года выдаются права новой формы, на обратной стороне которых нанесена сетка с 16 категориями и подкатегориями.

В таблице категорий на правах нового образца пиктограммы нарисованы в первой колонке рядом с буквенным обозначением

Современные российские права полностью отвечают требованиям Венской Конвенции 1968 года, потому что на удостоверениях рядом с категориями нанесены пиктограммы, в виде транспортных средств. Они наглядно дополняют буквенные обозначения и выглядят так, как их утвердили на Конвенции.

Видео: водительские удостоверения нового образца

Сейчас на руках у водителей находятся удостоверения четырёх видов. До конца 2021 года утратят силу в связи с окончанием срока действия все права старого образца. После этого на руках останутся новые водительские удостоверения, которые могут использоваться в других странах. Международный статус им придаёт пластик и нанесённая на него информация, соответствующая требованиям норм Венской Конвенции.

Что такое международное водительское удостоверение

МВУ или международное водительское удостоверение – это документ, выдаваемый гражданину России, у которого есть действующие национальные права. Карточка требуется для управления автомобилем в ряде стран мира.

Отметим, что этот документ действителен только при одновременном предъявлении с ним национальных прав, так как фактически он является их переводом. Права, выдаваемые в России после 2011 года, вполне принимаются международным сообществом, поэтому такой формат, как МВУ, будет актуальным еще два года, пока все водители не сменят удостоверения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector