Закон о безопасности дорожного движения

Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами

1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

транспортными средствами категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

транспортными средствами категорий «D», «Tm», «Tb» и подкатегории «D1» — лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста;

составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее двенадцати месяцев;

составами транспортных средств подкатегорий «C1E», «D1E» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «C», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев.

3. Лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «B» и «C» при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Российские национальные водительские удостоверения выдаются указанным лицам по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

4. Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1» по достижении девятнадцатилетнего возраста.

До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.

Постановление Правительства 1090

В себе этот документ содержит правила (нормы), которые следует неукоснительно соблюдать всем участникам дорожного движения, во избежание аварийных ситуаций, итогом которых может явиться летальный исход.

Состоит этот документ из следующих разделов:

  1. ПДД, включающие в себя 25 статей и 3 приложения, касающихся дорожных знаков, разметки и организации движения в связи с проведением Олимпийских игр в Сочи;
  2. Основных положений при эксплуатации транспорта, а также обязанностей лиц, выпускающих такой транспорт в рейс. Названные нормы регламентируют, в каком должны быть все составляющие конструкции авто, на основании чего определяется их состав, какие должны быть параметры, а также технические характеристики.

Закон № 196-ФЗ

Принципы безопасности дорожного перемещения можно сформулировать следующим образом:

  1. Преобладание ценности человеческой жизни и здоровья над итогами хозяйственной деятельности;
  2. Ответственность государства должна быть больше чем ответственность граждан, участвующих в движении;
  3. Обеспечение безопасности передвижения есть ничто иное, как следование интересам и правам граждан;
  4. Безопасность дорожного движения должна быть обеспечена в совокупности действующих норм при целевом подходе в деятельности.

Названный нормативный акт состоит из восьми глав с общим количеством статей 33.

Условно всё содержание закона о дорожном движении можно определить следующим образом.

Глава 1 раскрывает общие сведения о законе:

  • задачи акта;
  • основные термины, используемые по тексту;
  • принципы обеспечения безопасности на дорогах;
  • основы перемещения на дорогах.

Глава 2 информирует о государственной политике по этому вопросу:

  • основные направления работы;
  • полномочия госорганов, в том числе и в субъектах по вопросам, отнесённым к рассмотрению безопасности на дороге;
  • участие иные общественных организаций в вопросах, отнесённых к ведению этого закона;
  • учёт показателей, связанных с безопасностью на дорогах.

Глава 3 информирует о существующих программах.

Глава 4 определяет основные требования по вопросам безопасности:

  • при планировании, строительстве, ремонте и содержании дорожного полотна;
  • при его оборудовании объектами обслуживания;
  • необходимость временного ограничения при передвижении по дорожному полотну;
  • требования, касающиеся изготовления запасных частей к транспорту;
  • требования, связанные с использованием авто, а также его техническом осмотре;
  • список мероприятий, которые могут быть при организации дорожного движения;
  • перечень требований к предприятиям, предпринимателям, гражданам;
  • условия получения водительских прав, прекращение и приостановление их действия;
  • порядок обучения граждан в целях безопасного вождения авто.

Глава 5 определяет, кто осуществляет надзор в этой области.

Глава 6 устанавливает ответственность за нарушение законодательства.

Глава 7 содержит сведения о международных договорах в этой области.

Глава 8 о заключительных положениях, о порядке вступления в силу закона.

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения

1. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее — обязательные требования).

2. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 — 8 настоящей статьи.

4. Предметом проверки является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности обязательных требований.

5. Плановые проверки не проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств.

6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

7. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 6 настоящей статьи, может быть проведена органом государственного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

8. Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 6 настоящей статьи, не допускается.

Фз 196 о безопасности дорожного движения: как работает закон?

Обстановка на дорогах зависит от поведения водителей, качества трассы и соблюдения правил управления транспортными средствами. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения РФ» (ФЗ №196) принят для регламентации правил поведения его участников и улучшения транспортной ситуации.

Суть закона

ФЗ №196 распространяется на всех, кто имеет отношение к ситуациям на дорогах: органов государственной власти, водителей, пешеходов, производителей техники, перевозчиков людей и грузов.

Основные цели закона:

  • обеспечить безопасность на дорогах;
  • защитить здоровье, жизнь граждан;
  • минимизировать негативные последствия ДТП.

Во многом безопасность движения зависит от компаний, выполняющих транспортные перевозки. Требования к их работе следующие:

  • создать условия для качественной работы водителей;
  • организовать для них режим отдыха и труда;
  • ввести порядок прохождения регулярных медицинских осмотров;
  • застраховать транспорт;
  • оснастить спецсредствами контроля над скоростным режимом и рабочим графиком водителей.

Установлена ответственность госорганов за состоянием дорог, находящихся в их ведении. Разграничены полномочия между федеральными государственными органами и властью субъектов в области контроля над дорогами.

Общественные объединения могут исследовать причины аварий и проводить мероприятия для профилактики ДТП.

Основные требования к безопасности

Поездки на транспорте не должны представлять угрозы для жизни и здоровья людей. Поэтому вводятся требования к состоянию дорожного полотна, транспортных средств, движению автомобилистов.

и ремонт дорог

Строительство дорог ведется согласно действующим регламентам. Государственный строительный надзор проверяет, соответствуют ли построенные объекты техническим документам. Не допускается экономия в строительстве, приводящая к ухудшению качества покрытия дорог (ст. 11 ФЗ № 196).

На трассах создают условия для безопасной езды: вывешивают предупреждения об аварийных участках, предоставляется информация о расположении медицинских организаций и пунктов связи.

Безопасность водителей и транспорта

Владельцы транспорта отвечают за его состояние, обязаны проходить технический осмотр и застраховать свою гражданскую ответственность. Установлены запреты на управление автомобиля с техническими неисправностями и вождение в состоянии опьянения.

Автолюбители обязаны проходить медицинское освидетельствование для получения и замены прав. Также регулярные осмотры необходимы для шоферов, перевозящих опасные грузы и людей.

Если проблемы со здоровьем будут обнаружены, то водителя направляют на дополнительное обследование и лечение. По результатам принимается решение о допуске к вождению.

Права и обязанности участников движения

Для получения права на вождение необходимо пройти медицинское освидетельствование, сдать экзамен и получить удостоверение на право вождения определенной категории транспорта.

Гарантируется право на свободное перемещение по дорогам и получение от должностных лиц информации об их состоянии. В случае ДТП пострадавшие имеют право на бесплатную медицинскую помощь и возмещение ущерба, причиненного здоровью и транспорту.

Как изменялся закон

Правительство внесло в правовой акт больше конкретики. Усилены требования к организациям, осуществляющим перевозку грузов и пассажиров. Перевозчики обязаны:

  • проводить осмотр транспортных средств;
  • обеспечить места для стоянки авто;
  • организовать медицинские осмотры шоферов перед рейсами и после;
  • назначить лицо, ответственное за безопасность перевозок.

Предприниматели должны проходить осмотры лично, если они самостоятельно осуществляют перевозки. Запрещается прием на работу водителей без российских прав, исключение сделано для граждан Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Армении.

Водителей фур массой свыше 3,5 тонн обязали следить за их состоянием, соблюдать требования завода-изготовителя, анализировать и устранять причины аварий.

Власти субъектов РФ наделили полномочиями:

  • временно ограничивать движение при создании опасной ситуации;
  • участвовать в обучении водителей;
  • информировать граждан о правилах движения;
  • утверждать перечни аварийно-опасных участков.

Власти Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга получили право утверждать список транспорта, которому разрешено движение по полосе для маршрутных средств.

Соблюдение закона обязательно для всех. Нарушителей привлекают к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в зависимости от тяжести нарушения.

Юрист  Крапивницкая Анна Владимировна.

Если ПДД противоречит Закону

Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, следует разобраться в приоритетности нормативных актов и их юридической значимости.

По своей сути закон — это основа, при помощи которой функционирует всё государство и его подданные. Он является обязательным для исполнения на территории государства как его гражданами, так и иностранными подданными.

Постановление Правительства по своей сути является подзаконным актом, который создаётся на основании закона. Этот документ не может изменять закон, но в какой-то мере он может его дополнять. Если впоследствии обнаруживается несоответствие текста Постановления требованиям Закона, такой текст признаётся недействительным.

Иерархия законов была создана с целью упорядочения чтения нормативных актов и с целью избежания наличия противоречий между существующими нормами. Федеральные Законы в этой иерархии обладают высшей юридической силой.

Соответственно, если в ПДД обнаружится несоответствии норм положениям ФЗ, руководствоваться стоит нормами именно ФЗ, поскольку Постановление не вправе изменять нормы ФЗ, а вправе только их дополнять или расширять.

Последние изменения в ПДД

  • обозначения такого понятия, как велосипедная зона;
  • обозначения такой должности как регулировщик, а также установление дополнительных требований к лицам на указанную должность;
  • порядка предъявления карточки на транспорт, осуществляющий международные перевозки;
  • дополнительных требований при оказании международных перевозок;
  • лиц, обладающих правом на остановку транспортного средства;
  • распространения действия сигнала светофора с силуэтом пешехода.
  • относительно движения на территории дворовой и велосипедных зон;
  • относительно перемещения на территории, размеченной специальным знаком для движения маршрутных средств;
  • относительно поворота налево и разворота на дорогах с трамвайным движением;
  • порядке передвижения в велосипедной зоне;
  • стоянки транспортных средств, относящихся к транспорту консульств, дипломатических представительств.

Закон РФ «О дорожном движении», а также ПДД являются одним из немногих видов норм, куда постоянно вносятся изменения, ответственность за нарушение которых ужесточается.

https://youtube.com/watch?v=4IMh6eTpLJM%3F

ИТОГ. Мнение

Я думаю, многие из вас получили ясный ответ, кому и что надо выполнять.

А по поводу грузовых авто и автобусов мое мнение такое.

Мы знаем, что автобусы бывают разные, и грузовые автомобили тоже бывают разные.

По моему мнению, лучше было бы «привязать» транспортные средства к классификации транспортных средств по категориям обозначеннойРешением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877
«О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

А то автобус автобусу рознь.

То есть:Категория М1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.

Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:

Категория М2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

Категория М3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Категория N — Транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси, в том числе:

Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.

Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

А что вы думаете по этому поводу?

У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца.

Подробнее…

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.

Комментарии можете оставлять внизу.

Обращаю внимание, что время идет — законы меняются. Поэтому «старые комментарии» есть

Это нормально.

Я их не удаляю, чтобы показать вам что интерес к статье есть и вопросы по ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» есть всегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector