Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

  • по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
  • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
  • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
  • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
  • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.

 Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалование Обжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

Развитие на начальном этапе

В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:

  • Принцип законности.
    Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
  • Ограниченность обжалования.
    Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
  • Государственное влияние.
    В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.

Изучение приемлемости жалобы

Как организовано производство надзорной инстанции в гражданском процессе? Жалоба не принимается к рассмотрению автоматически. Вначале ее изучает судья из Президиума.

В его компетенцию входит принятие решения о возможности открытия производства. Для принятия решения по жалобе судья вправе истребовать дело, чтобы подробнее изучить материалы.

Также исследуется соответствие жалобы формальным признакам (оформление, уплата государственной пошлины и т. д.), не пропущен ли срок на подачу.

В первом случае судья выносит определение, которым отказывает в открытии производства либо соглашается с ним.

Во втором случае, если пропущен срок на отправку жалобы, судья либо восстанавливает его по просьбе стороны, либо не соглашается с этим.

Мнения экспертов

Положения, перечисленные в ст. 304 АПК, достаточно неоднозначно оцениваются в отечественных юридических изданиях. Отдельные авторы считают, что законодатель использовал наиболее удачные формулировки ГПК в приведенных выше случаях. Это, по мнению экспертов, умаляет право получения судебной защиты. Однако имеет место и иное, противоположное заключение. Оно состоит в том, что к гражданскому судопроизводству нельзя применять положение об абсолютизации права на разбирательство в порядке проверки. Надзорные производства судебных актов, подписанных высшим органом или судом третьей инстанции, в ряде случаев, определенных законом, могут ограничиваться. Это, в свою очередь, не будет свидетельствовать об умалении или ненадлежащей реализации возможности получить защиту. Данная позиция представляется не только более, но и единственно верной. Здесь следует сказать, что она соответствует и основным идеям, которые заложены в основание нового АПК. С учетом того, что надзор в арбитражном процессе выступает в качестве третьей проверочной стадии, на которой выполняется оценка согласованности с законом актов, вступивших в действие, указание на то, что данная процедура должна носить выборочный характер, предотвращает вероятность дублирования действий кассационного органа, а также подчеркивает специфику функций и задач, которые возложены на ВАС.

По каким делам рассматривается?

Высшая судебная инстанция осуществляет разбирательство по уголовным, гражданским и административным делам. Большинство граждан, которые получили негативное решение в местном суде, не обращаются с надзорной жалобой в Верховный суд.

Перед подачей документов требуется понимать, что процесс рассмотрения будет начат только после получения разрешение от заместителя Президиума надзорной ведомости и председателя суда.

Достаточно часто, прежде чем передать надзорную жалобу в Верховный суд, проверяются все ранее вынесенные приговоры, утвержденные до момента подачи заявки на обжалование.

В случае обнаружения погрешностей со стороны суда, принятое решение не будет отменено тотчас, но это поможет значительно сократить сроки рассмотрения заявки на несколько месяцев.

По уголовному делу

Обжалование решение суда, удобнее всего, отправить по почте заказным письмом с оповещением о получении. Это требуется для того, чтобы гражданин знал, когда именно примут в рассмотрение его документы.

При подаче документа адвокатом, в обязательном порядке, прилагается ордер о наличии соответствующего образования.

По административному делу

Направление обжалования в ВС РФ по таким делам должно осуществляться путем подачи надзорной жалобы в Верховный суд региона, в котором проживает заявитель. Срок подачи документа не ограничивается действующими нормативно-правовыми документами.


Составление надзорной жалобы

По гражданским делам

Составление надзорной жалобы такого вида дела допускается и самим заявителем. Однако требуется четкое понимание законодательных норм, которые определены в Гражданско-процессуальном Кодексе РФ.

Для образца следует использовать образец жалобы в Верховный суд (ссылка), которая в конце должна содержать подпись заявителя. Помимо этого, с каждой заявки взымается госпошлина в размере трёхсот рублей.

В чем отличия кассация от надзора

Каждая из инстанций, в том числе и вышестоящих по отношению к первой инстанции, выполняет свою, определенную законом роль. При этом апелляционный суд наделен более существенными полномочиями по сравнению с кассационной  и надзорной инстанцией. Основное отличие апелляции от двух других вышестоящих инстанций заключается в том, что она по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Практически любое гражданское дело проходит несколько судебных инстанций. Прежде всего, это первая инстанция, где его рассматривает районный или городской суд по существу, апелляционная инстанция, где жалобу рассматривает вышестоящий суд, кассационная жалоба и надзорная инстанция.

После вынесения судом первой инстанции решения по существу в течении месяца (гражданский процесс) у Сторон есть право на апелляционное обжалование. В случае, если судебное решение не обжалуется в апелляционном порядке, решение по истечении месяца вступает в законную силу.

Обращаем ваше внимание, что после 28.11.2018 года существенно изменился порядок апелляционного обжалования

Так, решение районного суда, вынесенное им в первой инстанции обжалуется как и  прежде в верховный суд города, области, края. А вот решения верховного суда города, области, края, вынесенное им в качестве суда первой инстанции обжалуется уже в апелляционный суд общей юрисдикции. Апелляционная жалобы в любом случае, как и прежде, подается через суд, который вынес решение.

Изменен порядок и кассационного обжалования. Так, кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Кассационные жалоба, представление подаются в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции. Суд первой инстанции обязан направить кассационные жалобу, представление вместе с делом в соответствующий суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

Большинство граждан опускают руки, после вынесения судом первой инстанции решения не в их пользу, считая, что далее жаловаться нет никакого смысла.

Однако, подобное мнение ошибочно. Большое количество гражданских, административных и арбитражных дел пересматривается именно на этапе кассационного и надзорного судопроизводства. 

У Сторон есть также право подать кассационную жалобу и в Верховный Суд Российской Федерации.

Жалоба подается на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, а также на апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции; на определения кассационного суда общей юрисдикции, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов, – в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

При этом, кассационная жалоба, представление подаются непосредственно в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев.

И наконец, обжалование решения суда в порядке надзора. Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями в течении трех месяцев со дня их вступления в законную силу..

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются: вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения; определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке

Полномочия суда надзорной инстанции и основания для отмены или изменения судебных постановлений

Суд надзорной инстанции, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения. Указанное полномочие суд использует в том случае, если согласен с обжалуемым судебным актом и при проверке законности обжалуемого судебного акта не нашел оснований для его отмены (ст. 391.9 и ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ);

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. Реализация указанного полномочия возможна только в случае, если установленные судом надзорной инстанции допущенные ошибки не могут быть им устранены в силу того, что отдельные полномочия не входят в компетенцию суда надзорной инстанции. Так, при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Данное полномочие может быть реализовано судом при установлении нарушений норм процессуального права, предусмотренных ст. 220 и 222 ГПК РФ. Однако для надзорной инстанции важным является то, что в данной стадии применимы не все основания;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. В случае, если по делу было принято уже несколько судебных постановлений, то суд надзорной инстанции может прийти к выводу законности одного из них. Таким образом, он может оставить в силе то судебное постановление, которое является законным;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ; права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; единообразие в толковании и применении судами норм права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Результаты рассмотрения должны быть оформлены постановлением. В постановлении Президиума ВС РФ должны быть указаны:

  1. наименование и состав суда, принявшего постановление;
  2. дата и место принятия постановления;
  3. дело, по которому принято постановление;
  4. наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
  5. фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  6. содержание обжалуемых судебных постановлений;
  7. выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
  8. мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Постановление Президиума ВС РФ подписывается председательствующим в заседании Президиума ВС РФ.

Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

показать содержание

Образец надзорной жалобы в Верховный суд

Судебное разбирательство в высшей инстанции осуществляется только после того, как дело рассматривается в местных судебных учреждениях.

Ознакомиться с примером надзорной жалобы можно на фото ниже.

Образец жалобы в Верховный судВерхняя часть заявления должна содержать следующие данные:

  • ФИО должностного лица и наименование госучреждения, в которое подается обжалование;
  • ФИО, дата и место рождения заявителя;
  • Данные о прошлых решениях суда;
  • С текущим местом пребывания заявителя (обязательно указываются контактные данные).

Основное тело заявления должно содержать данные о том, какое именно постановление суда было принято ранее, а также информация о попытках обжаловать это решение до подачи надзорной жалобы.

Таковыми являются:

  • Обстоятельства и данные, что не были учтены в процессе следствия и принятия предыдущего решения;
  • Доказательства, что остались без внимания суда;
  • Наличие сомнительных доказательств, на основании которых был вынесен приговор;
  • Другие нарушения Уголовно-процессуального Кодекса.

Таковыми являются:

  • Ксерокопии всех вступивших в силу судебных постановлений, которые имеются у заявителя;
  • Ксерокопии всех бумаг, подававшихся для обжалования судебного решения;
  • Копии иных бумаг, что могут оказать прямое влияние на изменение, или полную отмену предыдущего постановления.

Так как обжалование может подаваться в неограниченные сроки, то допускается его предоставление:

  • В период отбывания наказания в местах лишения свободы;
  • Сразу после того, как осужденного освобождают из-под ареста;
  • При полном погашении судимости, для получения компенсации.

Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции

1. Суды надзорной инстанции

В качестве судов надзорной инстанции действуют:

  • президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;
  • судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;
  • Президиум Верховного Суда РФ.

2. Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение определения

Если пересмотр не вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции допускается в единственной кассационной инстанции, то в порядке надзора дело может «пройти» всю систему судов, поступая из одной инстанции в другую. По общему правилу такое движение должно быть последовательно восходящим, т.е. после нижестоящей надзорной инстанции допускается обращение в ближайшую вышестоящую инстанцию и так вплоть до Президиума Верховного Суда РФ.

Поскольку суд надзорной инстанции выполняет функции контроля, то дела рассматриваются постоянными судьями, коллегиальный состав которых определяется в зависимости от того, какой орган действует. Судебная коллегия Верховного Суда РФ в порядке надзора рассматривает дела в составе трех постоянных судей (ими могут быть Председатель Верховного Суда, его заместитель или члены суда). Заседания президиумов судов правомочны при наличии большинства членов президиума, с тем, однако, чтобы их было не менее трех. Прокурор участвует в судебно-надзорном рассмотрении дел, если он является лицом, участвующим в деле. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Судья, участвующий в рассмотрении дела по первой или второй инстанции, не вправе после этого повторно принять участие в работе суда надзорной инстанции (ст. 17 ГПК).

Судебное заседание надзорной инстанции в основном проходит так же, как и заседание кассационной инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

  • прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
  • Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ;
  • должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В подготовительной части заседания председательствующий выясняет, кто из лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явился в заседание, объявляет состав суда, после чего решается вопрос об отводах. Затем приглашенным в заседание лицам разъясняются их права и обязанности. Далее суд обсуждает поступившие ходатайства и заявления присутствующих в судебном заседании.

Вторая часть заседания — рассмотрение материалов дела — начинается докладом судьи. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу или представление прокурора, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Полномочия кассационной инстанции

  1. оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  3. отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  4. оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  5. отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

Подробнее о полномочиях суда кассационной инстанции

2) Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассавое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. Отмену обжалуемого судебного акта влечет за собой установление существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законныхинтересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Указанные нарушения носят неустранимый характер, требуется установление новых юридических фактов, представление новых доказательств или повторное исследование имеющихся.

4) Оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. В случае если по делу было принято уже несколько судебных постановлений, то суд кассационной инстанции может прийти к выводу о законности одного из них. Таким образом, он может оставить в силе то судебное постановление, которое является законным.

5) Отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права. Если судами первой и (или) апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права, для исправления которой после отмены (изменения) судебных постановлений не требуется установления новых обстоятельств дела, представления, исследования и оценки доказательств, то суду кассационной инстанции следует принять новое судебное постановление (определение), не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции.

(возвращение без рассмотрения по существу). К указанному полномочию суд может обратиться в том случае, если установит, что кассационная жалоба была принята с нарушениями норм процессуального права при наличии оснований, указанных в ст. 379.1.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.

Суд кассационной инстанции не вправе:

  • устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  • предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  • определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Законодательная база

Возможность обжалования уже принятых судебных решений, путем подачи данного вида жалобы, определяется в статье №379 Уголовно-процессуального Кодекса РФ.

Таковыми являются:

  • Нарушение Уголовно-процессуального Кодекса;
  • Неправильная трактовка законодательного документа, на которое опирался суд, когда выносил свое решение;
  • Несправедливо вынесенное решение;
  • По факту обстоятельства отличаются от изложенных в приговоре, вынесенном нижестоящей инстанцией.

Таковыми являются:

  • Сделанные судом выводы, не подтвержденные базой доказательств, которая была представлена во время судебного процесса;
  • В процессе вынесения приговора не были учтены обстоятельства, способные повлиять на окончательное решение;
  • Если по материалам дела имелись противоречивые доказательства, а судебное решение было принято только на основании одной из их частей, не объясняя свой выбор;
  • Правомерность вынесенного постановления сомнительная, так как в приговоре отмечаются противоречивые судебные выводы.

Если после вынесения приговора обнаруживается нарушение действующих нормативно-правовых документов, то надзорная жалоба будет удовлетворена.

Основные нарушения прописаны в действующем законодательстве.

Таковыми являются:

  • Наличие незаконного состава суда при вынесении приговора;
  • Продолжение судебного разбирательства, при наличии полных оснований для закрытия дела;
  • Обвиняемый не присутствовал в процессе рассмотрения материалов дела, и приговор вынесли без его участия в заседании.


Полный перечень нарушений приведен в статье №381 Уголовно-правового Кодекса РФ.

Полномочия надзорной инстанции при пересмотре решений суда

По итогам изучения материалов уголовного дела президиум ВС РФ уполномочен (п. 1 ст. 412.11 УПК РФ) вынести следующие постановления:

  1. Не удовлетворить надзорную жалобу (определение ВС РФ от 08.09.2011 по делу № 49-Д11-46);
  2. Отменить все вынесенные судами предыдущих инстанций приговоры, постановления и решения и завершить соответствующее производство (определение ВС РФ от 27.09.2011 по делу № 53-Д11-17);
  3. Отменить все вынесенные судами предыдущих инстанций приговоры, постановления и решения и направить материалы дела в суд 1-й инстанции на новое изучение;
  4. Отменить решение судебного органа, вынесенное в порядке апелляции, и перенаправить уголовное дело на новое изучение в ту же инстанцию;
  5. Отменить решение судебного органа, вынесенное в порядке кассации, и перенаправить уголовное дело на новое изучение в указанную инстанцию (определение ВС РФ от 26.07.2011 по делу № 56-Д1-23);
  6. Отменить приговор, постановление или решение судов предыдущих инстанций и передать дело прокурору по основаниям, регламентированным п. 3 ст. 389.22 закона № 174-ФЗ;
  7. Изменить имеющиеся приговор, определение или постановление (определение ВС РФ от 28.09.2011 по делу № 55-Д11-21);
  8. Оставить надзорную жалобубез рассмотрения по существу в связи с наличием следующих оснований:
    • несоответствие содержания и формы жалобы требованиям ст. 412.3 УПК РФ;
  9. подача жалобы ненадлежащим лицом;
  10. пропуск установленного для оспаривания срока;
  11. поступление ходатайства об отзыве жалобы;
  12. нарушение при подаче жалобы правил п. 3 ст. 412.1 УПК РФ.

Это важно знать: Форма претензии по договору оказания услуг

Таким образом, правом на подачу надзорной жалобы наделены участники дела и иные лица, чьи законные права или интересы были задеты вынесенными судебными постановлениями. Цель процедуры изучения жалобы надзорной инстанцией — проверка законности и обоснованности оспариваемых судебных актов.

Надзорная жалоба должна быть представлена непосредственно в президиум ВС РФ. Максимальный срок рассмотрения жалобы указанной инстанцией — 3 месяца в случаях, когда был произведен запрос материалов уголовного дела.

Срок подачи такой жалобы законодательством не установлен.

Составление жалобы


Законные требования Предметом жалобы становится необоснованность принятого решения, выраженная несправедливость или незаконность.

Составляя жалобу, стоит обозначить реквизиты составляемого документа подобного типа. Указывается адрес инстанции, в полномочиях которой доступен оспариваемый документ к пересмотру.

Действие соответствующего закона направляет заявителя к соблюдению необходимой последовательности.

То есть, жалоба на вынесенное постановление райсуда не должно направляться в коллегию ВС, в обход региональной инстанции президиума.

При этом, есть возможность обжалования приговора/определения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector