Как перевести земельный участок в другую категорию

Состав ЗНП

Земельные участки поселений

Основные территории, входящие в состав ЗНП, относятся к землям поселений. Это более узкое понятие в сравнении с категорией земель и включается в указанную категорию. Также оно выступает видом разрешённого использования (ВРИ) и распространяется:

  • на участки, предусмотренные для расположения жилых домов;
  • участки, где строительство жилых зданий ведётся или только планируется.

В соответствии с Градостроительным кодексом, земли поселений делятся на соответствующие территориальные зоны, допускающие возведение домов разной этажности. Малоэтажные здания, менее трёх этажей, предусмотренные для проживания одной семьи и не допускающие разделения на квартиры, возводятся в пределах территорий, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство.

Что входит в понятие ЗНП?

Это место заселения застроенного земельного массива, имеющее разновидность сельского или городского типов поселений. Является административной единицей. Управляется органами местного самоуправления и входит в состав государственной системы. Ими могут являться:

  • города и городские округа;
  • посёлки, сёла, деревни и т.п.

Отделяется от прочей территории муниципальных земель границами, которые установлены соответствующими законодательными актами и внесены в Государственный кадастр недвижимости согласно нормам г. Территория поселений, в том числе городская, считается действительной только внутри установленных границ, что дано в положении п.1 статьи 83 ЗК РФ, а установление состава земель этой категории рассматривается в .

Статья 83 ЗК РФ. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

  1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
  2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Здесь располагаются различные фрагменты инфраструктуры поселения, требующиеся для организации, функционирования и жизнеобеспечения этой системы. Разное функциональное назначение зон города соответствует различным способам их размещения на всей его площади.

Справка: Допустимо использовать сочетание нескольких зон в одном комплексе, когда несколько их видов служат одному целевому назначению.

Зонирование территории — что это такое?

Это разбивка площади расположения населённого пункта на зоны по признаку их функциональности. Порядок территориального зонирования определяется на основании соответствующего правового режима, регулирующего использование:

  • поверхности земли;
  • расположение надземных объектов;
  • расположение подземных объектов.

Зонирование предусматривает совокупное использование участка вместе с наземными и подземными коммуникациями по типовым правилам, предусмотренным для всех видов поселений. На основании зонирования территории города выделяются кварталы и зоны:

  • жилые;
  • административные;
  • общественно деловые или бизнес кварталы;
  • инженерных и транспортных инфраструктур;
  • для сельскохозяйственного использования;
  • специального назначения;
  • зелёные зоны, культурно-исторические и иные рекреационные места.

Их перечень дан в п.1 . Кварталы располагаются в центе городского поселения, по окраинам зонирование ограничивается без квартальным разделением, ориентируясь на целевое назначение зон. Сельское поселение тоже разделяется на зоны без определения кварталов.

Целевое назначение

Независимо от разнообразия зон, включённых в административную единицу, они все ориентированы исключительно на сохранение и развитие поселения, и могут служить только целям, связанным с организацией проживания и получения необходимых услуг гражданами населённого пункта.

Справка. То есть – это застройка городских и сельских населённых пунктов в соответствии с потребностями их населения, соответствующая нормативам Градостроительного кодекса РФ и видам разрешённого использования.

Весомые основания для перевода

Причины, по которым допускается право изменить категорию имеющегося земельного участка, представлены в виде необходимости:

  • Проложить дорогу или возвести здание;

  • Законсервировать территорию;
  • Усилить защиту и безопасность Российской Федерации;
  • Соблюсти межнациональное поручительство;
  • Корректировать площадь;
  • Присоединить землю к лесному, водному или резервному фонду;
  • Возвести промышленный объект на территории.

На практике изменение категории имеющегося земельного участка весьма реально и собственники успешно пользуются такой возможностью.

Если же речь идёт о лесном фонде, поменять его категорию можно при условии документально регламентированного изменения, необходимости усиления защиты комплекса энергетики и сельскохозяйственных угодий России, продолжения использования объекта по его целевому назначению и отсутствии необходимости лесничества в данной территории.

С водным фондом также всё предельно чётко. Поменять его категорию получится, если для данного земельного участка создаётся охраняемый статус, ликвидируется или переносится водный объект, строятся государственные объекты.

https://www.youtube.com/watch?v=3uBGOCuYI4YVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: ИЗМЕНИТЬ НАЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЛИ (https://www.youtube.com/watch?v=3uBGOCuYI4Y)

Состав и назначение пригородных территорий

Правила использования пригородных зон тоже регламентирует ЗК РФ. В частности, ст.85 предписывает обозначать состав земель поселений. Принято выделять следующие территориальные зоны:

  • общественно-деловые,
  • населённые,
  • рекреационные,
  • для сельскохозяйственного производства,
  • производственные,
  • инфраструктурные,
  • остальные.

Существует ряд требований относительно установления границ каждой зоны. Они формируются индивидуально, с учётом расположения территории и возможности использовать прилегающие земли для определенной деятельности согласно их назначению.

Назначение земель поселений заключается в том, что они выступают в качестве своеобразной территориальной платформы, на которой размещаются жилые, производственные, офисные, социально-культурные здания, сооружения и объекты, необходимые для удовлетворения потребностей населения.

Ценность и экономическая привлекательность участков зависит от множества факторов:

  • расположения,
  • рельефа,
  • наличия строений и так далее.

Экономические явления в последние годы сильно повлияли на изменение видов эксплуатации земель поселений. Приоритетное значение приобрела застройка жилыми и офисными помещениями, культурно-развлекательными и торговыми сооружениями.

Узнайте больше о том, как производится

Перечень разновидностей

Каждому земельному наделу может быть присвоено несколько видов возможного использования:

  • Основной – определяется градостроительным регламентом, является главным ВРИ для участка.
  • Условно-разрешенный – дополнительный вид, может быть добавлен по инициативе владельца, но таковое добавление необходимо согласовать в Комиссии по землепользованию.
  • Вспомогательный – присваивается по умолчанию совместно с любым из вышеперечисленных видов.

Основной

Основой определения возможного использования земель является градостроительный регламент. Здесь указаны виды для каждой зоны, находящейся в ведомстве муниципального образования.

До 2020 года не было строгой регламентации основных ВРИ. С 2015 года, после принятия нового классификатора, основные виды возможного использования могут быть выбраны только из данного классификатора.

Местные органы власти могут дать владельцу участка несколько вариантов основных видов на выбор. При этом владелец может в любой момент поменять свое решение и изменить основной ВРИ в заявительном порядке, дополнительно согласовывать изменения не нужно.

Условно-разрешенный

Данный вид не имеет такой жесткой регламентации, как основной. Местными властями может быть составлен собственный классификатор разрешенных видов.

По умолчанию, земельный надел обладает только основным и вспомогательным видом. Условно-разрешенный может быть добавлен по инициативе владельца надела.

Для этого ему необходимо пройти согласование через публичные слушания, к которым привлекаются все заинтересованные лица: владелец надела, его соседи, местные чиновники и т.д.

Указанный ВРИ имеет ту же силу, что и основной. Так, с его помощью на участке, предназначенном под ИЖС, можно построить магазин, кафе и т.д.

Вспомогательный

Вспомогательный ВРИ (один или несколько) всегда идет совместно с основным и разрешенным. Например, для ИЖС вспомогательным видом может быть строительство бытовых построек, строительство хозяйственных построек и т.д.

Владелец надела вправе использовать любой вспомогательный вид, определенный местным градостроительным регламентом. Дополнительного согласования на использование вспомогательного ВРИ не требуется.

Стоимость

Сама процедура подачи и рассмотрения ходатайства осуществляется на безвозмездной основе, но оформление некоторых документов может потребовать оплаты госпошлины.

Так при самостоятельной подаче данных в Росреестр для внесения изменений в Земкадастр необходимо оплатить следующие процедуры:

  • Изменить сведения в Реестре – от 245 до 350 руб. Для юридических лиц и ИП стоимость выше – от 700 до 1000 руб.
  • Предоставление выписки из ЕГРН (документ прилагается к ходатайству, направляемому в органы власти) – от 300 до 750 руб. – для граждан. Для прочих структур – от 600 до 2200 руб.

Если права на участок должным образом не зарегистрированы, придется пройти процедуру межевания земельного участка. После этого, происходит постановка на кадастровый учет с одновременной регистрацией факта владения землей.

Стоимость этой процедуры варьируется от 7000 до 57000 руб., в зависимости от юридического статуса заказчика процедуры и площади участка.

Смену категории и ВРИ земельного надела можно доверить юристу, он сообщит точно сколько это будет стоить. В этом случае финансовые траты, в зависимости от сложности случая, могут достичь 100 тыс. руб.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

Существует определенная последовательность внесения изменений в виды допустимого применения земли:

  • Сбор документов, необходимых для проведения процедуры, которые необходимо оформить, найти или восстановить заранее: Документы на участок земли;
  • Личные документы;
  • Любые приложения и дополнительная документация, которая может быть применена для принятия решения;
  • Убедитесь в администрации поселения, что существует постановление муниципалитета о том, что в отношении указанного участка земли допустимо проводить изменение ВРИ (Для получения этих сведений обратитесь в администрацию муниципального образования).

Имейте в виду, что обращаться в администрацию необходимо лично со всеми подготовленными бумагами, данными и заявлением. Если заявитель желает воспользоваться услугами представителя, то должен предоставить последнему доверенность с подписью и печатью нотариуса. При этом в доверенности должен быть прописан перечень возможностей и ограничения в ответственности представителя.

Знайте, что после подачи документов в администрацию, сотрудник, принимающий бумаги и заявление, должен выдать расписку с перечнем прилагаемых документов и описанием заявления. Проверьте, есть ли дата и подпись сотрудника администрации в расписке.

Заявление рассматривается в двух вариантах:

  • Если есть необходимость проведения общественных слушаний, то период рассмотрения составит 2 месяца;
  • Если нет необходимости в публичных слушаниях, то срок сокращается до 1 месяца.

Знайте, что не существует федерального законодательства, в котором определен факт необходимости взимания государственной пошлины за смену ВРИ. Однако, если в муниципалитете принято решение о формировании размера пошлины за данную услугу с целью внесения средств в бюджет, то это не является незаконным.

Далее следует получение результата после подачи заявления. После рассмотрения специальной комиссией всех документов, которые представляет заявитель, глава администрации муниципального образования принимает решение разрешить или запретить изменение ВРИ в отношении конкретного участка земли. Чтобы получить письменное решение любого характера, приезжайте в администрацию, предъявите сотруднику паспорт или доверенность (если применялись услуги представителя), заберите решение.

Учтите, что отказное решение должно содержать полный текст мотивации, на основании которой глава администрации отказал заявителю. Если собственник участка уверен, что отказом администрация нарушила его права, то с письменным решением обратитесь в суд.

Если решение положительное, то сведения в Росреестр подает администрация поселения, изменения вносятся в ЕГРН.

После этого следует внесение изменений в ЕГРН, это происходит в период 15 суток, но не более. Течение срока начинается с момента передачи администрацией документов в Росреестр. Такой порядок действий осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия. После внесения изменений в ЕГРН собственник участка должен получить об этом сообщение в срок не позднее 5 суток. Информационное письмо отправляется по указанному собственником земли адресу.

Если владелец не оповещен об изменении запись в ЕГРН в отношении участка, отправляйтесь в Росреестр лично и подайте заявление о внесении изменений в ЕГРН. 3 суток нужно сотрудникам ЕГРН для отправления запросов в местные органы исполнительной власти, затем, еще 5 суток для уведомления владельца земли об изменениях.

Знайте, что после изменения ВРИ стоимость земельного участка может сильно измениться, чаще всего в сторону увеличения. Это может привести к сильному увеличению суммы земельного налога. Если владелец считает, что кадастровая стоимость участка после смены ВРИ неоправданно завышена, то эту ситуацию можно оспорить в Росреестре или в порядке судебного разбирательства.

Особенности перевода земель в другую категорию

Вместе с заявлением должны быть предоставлены все документы. При нахождении объекта в ведении субъекта Федерации потребуется обращаться в отдел департамента по земельным ресурсам. В остальных случаях осуществляется подача документов в местный муниципальный орган городского, районного или местного значения.

Важно! Обращение лица, которое не имеет права на землю и не имеет доверенности, не будет рассматриваться, то есть последует отказ. Такой же момент возможен при недостаточном пакете документов или ошибках в них любого характера.. Также требуется соблюдать основное правило в виде подачи документов по факту владения участком определенными органами

Например, земля федерального значения может быть переведена только после разрешения Правительства РФ, то есть документы подаются в земельный департамент РФ

Также требуется соблюдать основное правило в виде подачи документов по факту владения участком определенными органами. Например, земля федерального значения может быть переведена только после разрешения Правительства РФ, то есть документы подаются в земельный департамент РФ.

Территории, которые находятся в собственности субъекта или имеют с/х назначение, переоформляют через орган власти региона. Все остальные варианты требуют обращения в местный муниципалитет. Исключением считают с/х наделы, которые имеют региональное значение.

Земли сельхозназначения

Территории с сельхозназначением переводить в другие группы пользования запрещено. Это относится ко всем с/х участкам. Единственным исключением считают официальное заключение, которое устанавливает невозможность дальнейшего использования территории в сельском хозяйстве.

Стоит учитывать, что любые махинации с такими наделами или перевод в другую категорию без официального заключения госоргана наказываются штрафными санкциями. Размер штрафа варьируется в пределах 200000-250000 рублей в зависимости и зависит от стоимости кадастрового типа.


Земли с/х назначения и земли населенных пунктов

Земли населенных пунктов

ЗНП редко выводят из состава административной территории. Прежде всего для этого потребуется получить разрешение от администрации и предоставить веские доказательства необходимости процедуры.

Обратная процедура с вводом территории в ЗНП встречается более часто.

Всего есть несколько типов участков, которые могут находиться в составе административной территории и могут быть выведены:

  • с/х надел;
  • производственная зона;
  • зона для военной подготовки, например, полигон;
  • особо охраняемая территория;
  • специальное назначение участка;
  • лесопарковая зона;
  • пруд декоративного типа или озеро, которое было облагорожено.

В остальных случаях возможность вывода земли стремится к нулевому значению.

Промышленные земли

Промышленный тип имеет более простой перевод относительно других групп. При этом есть ряд исключений:

  • загрязнение территории или наличие застройки зданиями аварийного характера, которые были заброшены, свалки и других построек. Получение разрешения в таком случае возможно только после утверждения проекта рекультивации;
  • повреждена почва. Без проектной работы по рекультивации участок не переведут в другую категорию.

В обоих случаях разрешение получают уже после завершения работ по рекультивации, то есть до этого момента имеется запрет на переход в другую группу.

Какие категории земли можно менять

Разрешается для территорий, находящихся вблизи населенных пунктов. Это промышленные или сельхозназначения земли. Принадлежность их неважна. Возможность одинаково распространяется на государственную или частную собственность.

Узнать важное: Как сделать межевание земельного участка – руководство

Возведение домов на подобных наделах запрещено из-за нарушения существующего экологического баланса. Перед инициированием процедуры, стоит выяснить у администрации, вправе ли гражданин это сделать. В документах (кадастровый паспорт или межевой план) может содержаться информация, касающаяся смены категории.

Документы и порядок их подготовки

Для того, чтобы осуществить перевод и сменить категорию земель населенных пунктов на другую, заинтересованное лицо должно направить соответствующее ходатайство в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченных на его рассмотрение (ч.1 ст.2  N 172-ФЗ).

В данном документе необходимо указать сведения(ч.3 ст.2  N 172-ФЗ):

  • о кадастровом номере земельного участка;
  • о категориях земель, где находится и куда планируется перевести земельный участок;
  • об обоснованных причинах смены категории земель;
  • о правах на территорию земельного участка.

Чтобы решение о смене категории земель могло быть принято, необходимы также следующие документы (ч.4 ст.2  N 172-ФЗ):

  1. Если заявитель является физическим лицом, то понадобятся копии документов, удостоверяющих личность. В случае, если он еще и индивидуальный предприниматель, то придется добавить выписку из ЕГРИП.
  2. Выписка из ЕГРЮЛ для заявителей, являющихся юридическим лицом.
  3. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на тот участок земли, для которого планируется сменить категорию.
  4. Если требуется законом, необходимо провести государственную экологическую экспертизу, а ее заключение приложить к пакету документов.
  5. Если на использование участка земли не заключено соглашение сервитута, то для его перевода из одной категории земель в другую, понадобится разрешения его правообладателя.

Копии документов, удостоверяющие его личность, а также согласие на смену категории земель, заявитель подает самостоятельно в органы государственной власти или местного самоуправления. Остальная документация, в случае ее не предоставления, запрашивается вышеуказанными органами власти у подведомственных организаций, которые владеют соответствующей информацией (ч.4.1ст.2  N 172-ФЗ).

Если в процессе смены категории земель происходит изменение/установление границ населенных пунктов, или создание особо охраняемых природных территорий, то согласия правообладателей земель не требуется. Однако право владения земельными участками остается за ними (ч.5 ст.2  N 172-ФЗ).

Рассмотрение ходатайства о смене категории земель

По завершении этапа подачи ходатайства в соответствующие органы власти, последние приступают к его рассмотрению. На данном этапе существует риск отклонения ими данного документа, если обнаружится, что его подало ненадлежащее лицо, или будет выявлено несоответствие поданных документов общепринятым требованиям (ч.2 ст.3  N 172-ФЗ). Во втором случае ходатайство возвращается заявителю на протяжении 30 дней с того момента, как оно поступило на рассмотрение с указанием причин его возврата (ч.3 ст.3  N 172-ФЗ).

По результатам рассмотрения ходатайства может быть принято решение о переводе земель населенных пунктов или отказе в нем. Оба варианта выражаются в форме принятия акта о соответствующем решении в течении 3-х месяцев Правительством РФ и 2-х месяцев — органами государственной власти или местного самоуправления (ч.4 ст.3 N 172-ФЗ).

В случае принятия решения о смене категории земель в соответствующем акте должны содержаться сведения о:

  • веских основаниях для принятия такого решения;
  • площади и кадастровых номерах земельных участков, границах и местоположении земель;
  • категории земель откуда/куда осуществляется перевод (ч.5 ст.3  N 172-ФЗ).

Данный акт не имеет установленного срока действия. Любой из актов (о переводе или отказе в нем) направляется инициатору перевода в течение четырнадцати дней с момента его принятия. Если заинтересованное лицо не согласно с принятым решением, оно может оспорить его через суд (ч.6,7,8 ст.3  N 172-ФЗ).

Основания для отказа в смене категории земель (ст.4 N 172-ФЗ):

  1. Если федеральными законами установлено ограничение или запрет на такой перевод.
  2. Если государственная экологическая экспертиза дала отрицательный результат (в случае необходимости ее проведения).
  3. Если установлено, что землеустроительная документация, утвержденные документы территориального планирования, документация по планировке территории и испрашиваемое целевое назначение земель не соответствуют друг другу.

Внесение сведений в ЕГРН

После того как категория земель населенных пунктов изменена, их кадастровые номера предоставляются уполномоченным Российской Федерацией федеральным органам исполнительной власти или их территориальным органам ( ч.3ст.8 N172-ФЗ). Это необходимо для того, чтобы внести и зафиксировать осуществленные изменения в ЕГРН. Данные структуры имеют право:

  1. Осуществлять государственный кадастровый учет.
  2. Проводить государственную регистрацию прав.
  3. Вести ЕГРН.
  4. Предоставлять сведения, которые содержаться в ЕГРН.

Какое законодательство регулирует изменение категорий земельных участков?

Основной правовой акт, регулирующий изменение категорий участков, это федеральный закон №172-ФЗ. В нем прописаны особенности перевода земель из одной категории в другую, указан состав и порядок подготовки документов, необходимых для смены назначения и другие положения. Этот федеральный закон:

  • содержит информацию о правовом регулировании отношений, возникших при изменении категории надела;
  • предусматривает порядок рассмотрения заявления об изменении назначения территории;
  • включает основания для отказа в переводе участка из одной категории в другую;
  • содержит правила такого перевода, особенности изменения назначения различных наделов;
  • устанавливает основания для перевода, разъясняет правила проведения экологической экспертизы и другие нюансы.

Вместе с федеральным законом №172-ФЗ применяются и положения Земельного кодекса РФ. В частности, статья 8 этого кодекса содержит сведения о переводе земель из одной категории в другую. Они касаются участков различного назначения, находящихся в собственности разных лиц (частной, государственной или муниципальной). Здесь же указано, где содержится информация о назначении территории.

При изменении категории надела следует учитывать и другие положения Земельного кодекса. К примеру, статьи 77 и 79 ЗК РФ содержат данные о сельхозугодиях. Такие сведения нужны при определении типа участка и необходимости проведения экспертизы в отношении конкретного надела. Желательно руководствоваться и положениями нормативных актов местных органов власти. Особенно в части градостроительной деятельности и правил землепользования и застройки.

Изучение законодательной базы перед изменением целевого назначения участка имеет большое значение. От этого зависит успех процедуры и ее сложность. Если заранее знать, какие документы нужны, что делать для перевода в другую категорию определенной территории и куда обращаться, процесс смены назначения покажется не таким трудоемким. Либо вы можете обратиться за помощью к земельным юристам нашей компании. Они организуют процедуру за вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector