Какие бывают виды собственности на земельный участок

О муниципальной собственности

Существует 2 варианта владения муниципальными земельными участками:

  1. для каждого собственника выделяется определенный участок, владельцем которого он становится (долевая форма собственности);
  2. конкретная доля не устанавливается, а вся земля считается общей собственностью.

Такой вид владения характерен для садоводческих объединений, фермерских и крестьянских хозяйств, жилищных и гаражных кооперативов, кооперативных сельскохозяйственных организаций.

Целевое назначение подобных земель состоит в реализации сельскохозяйственных и коммунальных нужд населения. Собственник вправе продать свою долю в муниципальном владении, но сначала он должен предложить ее иным дольщикам хозяйства.

Земельный фонд — что это? Законодательная база

Что такое земельный фонд Российской Федерации?

Что понимают под земельным фондом страны? Вся земная поверхность, находящаяся в границах страны, представляет интерес не только с географической точки зрения. Она устанавливает границы государства, является ценным ресурсом, обеспечивает жизнедеятельность каждого человека.

Регламентация любых взаимоотношений в земельной сфере строится государством на принципах охраны этого ценного объекта, рациональности его применения.

Под земной поверхностью понимается не только частью природы, но и гражданских правоотношений. Совокупность же всех земель страны образует ее единый фонд. Отдельные владельцы могут пользоваться им в идее определенных участков.

В целях более эффективного разумного использования, защиты земель они наделяются особым статусом. Главным документом, регулирующим данные вопросы, является ЗК РФ (Земельный кодекс). Он устанавливает основы землепользования, меры охраны земли, ее категории, правила использования на различных основаниях.

Полномочия частного собственника ЗУ согласно ГК РФ

Полномочия распоряжения наделом позволяют собственнику:

  • продавать его;
  • передавать в кратковременное использование;
  • возводить здания и сооружения;
  • выставлять ЗУ, как залог либо обременение;
  • вести фермерское хозяйство, садоводство и пр.;
  • использовать для личных целей полезные ископаемые, воды, имеющиеся на участке;
  • сдавать в аренду, отчуждать.

Полномочия могут ограничиваться Земельным кодексом.

Распоряжение

Распоряжение – это исключительная возможность совершения с территорией юридически значимых действий. Гражданский кодекс гарантирует лицу возможность свободного управления недвижимым имуществом по своему решению.

Включает в себя возможность:

  • смены фактического состояния участка;
  • продажи, сдачи в аренду;
  • передачи своей доли третьему лицу.

Реализуемые действия должны осуществляться в рамках закона.

Какие территории относят к неразграниченным

Как уже сказано раньше, наделы земли, оказавшиеся незакрепленными за каким-либо органом власти, относят к неразграниченным государственным участкам.

Таким образом, среди них оказываются:

  • сельхозучастки;
  • земли, что изъяты из оборота, или имеют в нем ограничения;
  • наделы, расположенные внутри поселений;
  • участки, на которых планируется промышленное строительство.

Обычно это бывшие площади сельскохозяйственного назначения, по самым разным причинам ставшие непригодными для сельхозиспользования и переведенные в статус промышленных земель.

На долю сельскохозяйственных территорий, расположенных довольно далеко от населенного пункта, но остающихся при этом разрешенными для пользования (за исключением возведения на них долговременных строений), приходится наибольшая доля неразграниченных земель.

Использовать неразграниченные участки можно следующим образом:

  • предоставление муниципалитету или субъекту РФ в пользование;
  • передача в аренду (когда поступления средств от нее станут пополнять бюджет того уровня власти, которая полномочна заключать договоры аренды) или в безвозмездное пользование компании или частному лицу;
  • разграничение земли для последующего ее использования.

Кто вправе предоставлять земельный фонд:

  • власти города или муниципального округа;
  • местные органы поселений.

Неразграниченные наделы в городах-федералах, на федеральных и межрегиональных трассах вправе предоставить лишь федеральное правительство.

Муниципальная форма собственности

Муниципальная форма собственности возникает, когда земля переходит административным единицам в следствие следующих юридических фактов:

  • специальное отнесение земель к муниципальным, что отображено в нормативном акте государства;
  • передача земли из государственной собственности;
  • судебные акты о разграничении участков;
  • приобретение земель на основании сделок у различных субъектов.

К землям, которые находятся в собственности муниципалитета относятся:

  • участки под муниципальными зданиями и постройками;
  • наделы, переданные с федеральной собственности органам самоуправления (допустим, земля в собственности субъекта РФ города Москвы может быть передана местными актами в муниципальную собственность);
  • земли казённых предприятий, созданных муниципалитетом;
  • земли, находящиеся в пределах управления местного органа, от которых собственник отказался (кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга)
  • иные участки в соответствии с федеральным законодательством.

Земля от государства в право собственности муниципалитета может также переходить по заявлению о безвозмездной передаче в таких случаях:

  • утверждён генеральный план и приняты условия землепользования Градостроительным кодексом, когда участок находится на территории соответственного поселения или округа;
  • земли находятся в пространстве между поселениями, относительно которых предоставлена схема муниципального устройства.

Землями, которые принадлежат к муниципальным, управляет орган местного самоуправления. Порядок перехода земель в эту форму собственности регулируется федеральными и местными нормативными актами.

Классификация видов собственности, их характеристика

Определение 1

Собственность – это взаимоотношения, возникающие между субъектами собственности по вопросам распределения, владения и распоряжения объектом собственности.

Согласно Конституции Российской Федерации, а именно части 2 статьи 9, а также статьями 209-217 Гражданского Кодекса Российской Федерации регламентируются следующие виды собственности:

  • Частная;
  • Государственная;
  • Собственность органов местного самоуправления.

Граждане имеют право на владение земельными участками на основании не только индивидуальной, но и общей долевой собственности (определенная доля каждого собственника), а также общей совместной собственности (без определения доли каждого участника). На территории субъектов России конкретные формы собственности установлены законодательными нормами и другими нормативно-правовым актами российских субъектов.

Право собственности на землю осуществляется посредством принадлежности конкретным лицам, а также объединениям и группам лиц, то есть посредством форм видов собственности на земельные участки, которые входят в состав земельного фонда Российской Федерации.

В законодательных нормах в отношении субъектного состава различают такие формы земельной собственности, как:

  • Частная собственность – осуществляется исполнением полномочий отдельными гражданами и группам с целью удовлетворения их интересов;
  • Государственная собственность – осуществляется исполнением государственной власти в общественных интересах в целом;
  • Собственность органов местного самоуправления – осуществление властных полномочий органов местного самоуправления в интересах населения муниципального образования;
  • Смешанные формы собственности.

Кроме федеральной собственности существует собственность на землю субъектов Российской Федерации. При установлении многообразия форм земельной собственности, Российская Федерация дает гарантию их равенства перед законом. Различные формы земельной собственности оказывают влияние на отношения в сфере земельного права, способствуя совершенствованию их содержания или препятствию их развитию.

Замечание 1

Стоит отметить тот факт, что к тем отношениям, которые связаны с движением и использованием земельных участков, возможно применение правовых норм гражданского и иного законодательства. Значительное отличие гражданских отношений от земельных заключается в том, что не все земельные участки могут быть проданы в качестве обычного предмета товарного оборота.

Пример 1

Запрещается продажа в частную собственность земельных участков, основной функцией которого является природоохранная деятельность, а также земель общего пользования и иных земельных участков, которые были извлечены из товарного оборота.

Законодательством установлены ограниченные размеры земельных участков, которые находятся во владении одного и того же собственника; необходимо соблюдение целевого назначения земли, которое может изменяться лишь в соответствии с решением исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это также применяется в случае, если объектом сделки выступает земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Замечание 2

При рассмотрении и анализе классификации видов земельной собственности, необходимо отметить, что абсолютных собственников не существует в отношении обычного имущества, так как объемы властных полномочий в отношении использования и распоряжения объектами собственности подлежат ограничению законодательными нормами в общественных, государственных интересах, интересах граждан-собственников и иных лиц.

В сформировавшейся системе отношений собственности следует выделить стабильные и переходные элементы.

Пример 2

Положение о равноправии всех форм собственности и их многообразии является постоянным элементом государственной политики в сфере земельного права; приоритетное положение приватизации земельной собственности является переходным элементом, который направлен на устранение деформаций земельного строя, вызванных монополией исключительной собственности на земельный участок.

Вывод 1

При устранении деформаций с области земельных отношений, принципы приоритета приватизации, выполняя свое назначение, заменяются принципом пресечения возникновения земельных собственников.

Прекращение вещных прав

ППНВ и ППБП имеют общие основания прекращения. Согласно ст. 45 ЗК, основанием для этого может послужить добровольный отказ землепользователя/землевладельца, заявление о котором подается в Росреестр.

Любые другие основания носят принудительный характер прекращения и могут быть связаны с:

  1. Нарушениями законодательства при использовании земли, в том числе:
    • использованием не по целевому назначению;
  2. загрязнением и порчей земель;
  3. неисполнением возложенных законом обязанностей по рекультивации и улучшению земель, по приведению в необходимое состояние;
  4. возведением самовольных построек или отказом от их сноса в установленные законом сроки;
  5. неиспользованием земли по назначению на протяжении трех лет и так далее.
  6. Изъятием земель для государственных или муниципальных нужд.

В отношении сервитута установлены несколько иные правила. Согласно ст. 48 ЗК, сервитут прекращается:

  • по истечении срока его действия или отпадении оснований, на которых он был установлен;
  • через суд (ст. 276 ГК), если этот вид прав препятствует использованию участка по целевому назначению;
  • в случае принятия решения органом, установившим публичный сервитут, если прекращена деятельность, для которой он установлен, за него не внесена плата или сам обладатель отказался от него;
  • если собственник участка требует его прекращения, что связано с нарушением порядка установления сервитута, возникновением трудностей с использованием участка и по другим причинам, указанным в ст. 48 ЗК.

Виды земельных участков. Виды собственности на землю

Земельный фонд в РФ по экономическому назначению разделен на семь категорий земель:

1. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой статус на рынке недвижимости и используются:

— для личного подсобного хозяйства;

— для коллективного садоводства и огородничества;

— для опытных и научных станций.

Перевод земель из этой категории в другую осуществляется только по решению субъекта Федерации. Особо ценные земли не подлежат приватизации.

3. Земли промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Имеют особый режим использования.

4. Земли особо охраняемых территорий включают в себя заповедники; зеленые зоны городов, домов отдыха, турбаз; памятники природы, истории и культуры; минеральные воды и лечебные грязи, ботанические сады и др. Данная категория земель предназначена для оздоровления людей, массового отдыха и туризма, а также для историко-культурного воспитания и эстетического наслаждения

. Такие земли охраняются особым законодательством, и вести хозяйственную деятельность на них запрещается.

6. Земли водного фонда.Это земли, занятые водоемами, ледниками, болотами (кроме тундры и лесотундры), гидротехническими сооружениями и полосами отвода при них.

7. Земли запаса служат резервом и выделяются для различных целей.

Другие вещные права

Существуют и другие виды вещных прав на землю у не собственников. Такие правомочия, согласно ст. 216 ГК, могут возникнуть у них по распоряжению владельца земли либо в силу закона. Речь идет о:

  • праве пожизненного наследуемого владения;
  • праве бессрочного пользования;
  • сервитуте.

Такие виды обладают определенной самостоятельностью, поскольку существуют параллельно с правом собственности и не ставят владельца других имущественных прав в зависимость от собственника – он вправе владеть и пользоваться землей в той мере, в которой это не запрещено законом. Более того, если его вмешательство будет незаконным и приведет к ущербу землепользователя, тот вправе требовать возмещения убытков.

В рамках земельных правоотношений с остальными субъектами другие вещные правомочия также являются абсолютными. Все, у кого возникли такие правоотношения, обязаны соблюдать права собственника.

Теперь рассмотрим содержание вещных прав по отдельности.

Пожизненное владение

Право пожизненного (наследуемого) владения (ППНВ) – это право на владение земельными участками, практика распространения которого имела место в советские времена. Сегодня земля по ППНВ больше не передается, но лица, которые получили ее по этому основанию, свои правомочия по отношению к ней сохраняют и могут оформить на нее право собственности.

Для пожизненного владения характерны следующие признаки:

  • такое право могло возникнуть и действовать лишь в отношении земли, находящейся в государственной или городской (муниципальной) собственности;
  • пожизненно владеть участком могут лишь физлица-граждане РФ;
  • пожизненные владельцы могут пользоваться землей, в том числе осуществлять на ней капитальное строительство, производить иное движимое и недвижимое имущество или иным образом пользоваться наделом;
  • сведения о таком владении вносятся в ЕГРН, однако те, кто получил такое право на землю до введения обязательной регистрации недвижимости регистрировать его не должны;
  • распоряжение землей для владельцев ограничено. Исключением является лишь передача участка по наследству. Владелец не вправе продать его, передать под залог, подарить или совершить отчуждение другим образом.

Если соблюдены все градостроительные и иные законные требования, владелец может возводить на участке жилые строения, оформляя их в свою собственность. В случае их продажи, земля, согласно ст. 35 ЗК, переходит к новому собственнику на тех же основаниях, что и у продавца. Таким образом, ППНВ может быть передано вместе со строением – получать дополнительное разрешение для этого не нужно.

Бессрочное использование

Право постоянного (бессрочного) пользования (ППБП) землей – еще один пережиток советского прошлого, когда государственная или муниципальная земля передавалась гражданам без формирования права собственности. С распадом Союза ППБП больше не предоставляется гражданам, но те, кто успели его получить, сохраняют его и сегодня, причем на неограниченный срок.

В настоящее время, согласно ст. 39.9 ЗК, оформить землю в бессрочное пользование могут лишь:

  • органы власти;
  • государственные и муниципальные учреждения и предприятия;
  • казенные предприятия;
  • центры наследия бывших президентов РФ.

В любой момент граждане, получившие землю в бессрочное пользование, могут оформить их в собственность в порядке бесплатной приватизации. Участок будет принадлежать им бессрочно, до самой смерти либо прекращения правомочия.

Более того, закон наделяет владельцев рядом других прав:

  • использование недр и водоемов, расположенных на участке;
  • осуществление капитального или иного строительства, если это соответствует целевому назначению участка;
  • ведение коммерческой деятельности;
  • осушение, орошение участка и так далее.

При этом распорядительные права на участок законом ограничены. Так как ППБП не является правом собственности, землепользователь не может продать участок, передать его по наследству, подарить или иным образом осуществить отчуждение в пользу третьих лиц. По крайней мере, до момента его приватизации.

Обращаем внимание, что ППБП может и не быть зафиксировано в правоустанавливающих документах. Например, если земля закреплена за садовым товариществом, единственным доказательством правомочий является лишь выписка из решения муниципалитета о выделении земли СТ

Для приватизации следует:

  1. Поставить участок на кадастровый учет.
  2. Произвести межевание.
  3. Изготовить кадастровый паспорт.

Об объектах и субъектах

Объект права частной собственности на землю – строго конкретный надел, в порядке, установленным законом, перешедший к некоему субъекту для владения, пользования и распоряжения им. Говоря другими словами, приобретенный законно, он становится собственным владением лица, физическим или юридическим. Кстати, допущены к этому действу и те и другие в равной степени.

Земли далеко не всех категории могут выступать в качестве объектов права. Законодательством установлено: те из них, что изъяты из оборота или ограничены в нем, не предоставляются в частную собственность. Но об этом позже.

Если же участки, которыми ведает государственная и муниципальная собственность, оказались свободными от запретов и ограничений, установленных законодателем, на них вправе претендовать все желающие. Именно с этой целью определены предельные размеры предоставления землевладений.

Владение, пользование и распоряжение своими наделами может осуществляться совершенно свободно, но без вреда для окружающей среды и нарушения прав и законных интересов других людей.

Право собственности участками на приграничных зонах согласно перечню, установленному Президентом, и на других, оговоренных особо, для определенных категорий людей ограничено. Под это ограничение попадают иностранные граждане и организации, и апатриды.

Обзавестись земельным наделом люди и предприятия имеют право:

  1. В процессе приватизации тех из них, что находятся в государственной и муниципальной собственности, осуществленной за деньги или бесплатно.
  2. Посредством совершения сделок согласно ЗК.

Субъекты права частной собственности на землю определены ЗК. К числу их относятся следующие категории:

  1. Правоспособные российские граждане. Реализовать право они могут с наступлением совершеннолетия. С той поры они получают возможность совершать всевозможные сделки со своими наделами и приобретать право частной собственности.
  2. Юридические лица. Стоит организации получить публичное признание, и в качестве самостоятельного субъекта права она обретает одновременно с правоспособностью и дееспособностью право приобрести частную собственность.
  3. Иностранные резиденты, лица без гражданства, зарубежные компании.

У этой категории права на приобретение несколько ограничены кодексом:

  • если в уставном капитале доля такого лица превышает 50%, оно вправе арендовать землю для организации сельскохозяйственных работ;
  • им недоступны участки на приграничных территориях.

Правовые формы использования земельных участков это

10.5. Организационно-правовые формы обеспечения рационального использования земель Правовое обеспечение той или иной цели предполагает системное обеспечение ее реализации необходимыми правовыми средствами, позволяющими реально достичь поставленной задачи.

Например, для обеспечения целевого использования земель существует в российском законодательстве такой комплекс правовых мер, как запрещение приступать к пользованию земельным участком до отвода его в натуре на местности; право государственного контроля путем свободного доступа на земельный участок сотрудников государственного контроля за использованием земель; наличие таких мер ответственности, как лишение участка за нецелевое использование его с одновременным привлечением к ответственности и т.д.

По современному российскому законодательству все права вообще, и на участки в частности, можно разделить на две большие группы: вещные, в том числе ограниченные вещные, нрава и обязательственные права.

Земельное законодательство предусматривает следующие виды прав на участки: право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право аренды, право безвозмездного срочного пользования, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

Реферат на тему: Понятие и виды правовых форм использования земли

Реферат на тему: Понятие и виды правовых форм использования земли Лица, пользующиеся землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеют права распоряжаться участками, в том числе его внесения в уставный (складочный) капитал2.

Однако ЗК РФ предусмотрены разные возможности граждан и юридических лиц по дальнейшему использованию земельных участков на этом праве.

Граждане могут продолжать использовать участки на указанном праве и их возможность переоформить его на право собственности сроком не ограничена.

Земельный кодекс — глава 12

—> Земельный кодекс — глава 12.

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОХРАНОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ (ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ) Земельный кодекс — глава 12. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОХРАНОЙ И ЗЕМЕЛЬ ( КОНТРОЛЬ) Статья 71. Государственный земельный контроль 1.

Специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.2.

Организационно-экономические основы использования земель в рыночных условиях

Организационно-экономические основы использования земель в рыночных условиях В статье рассмотрены организационно-экономические основы использования земель, основные механизмы регулирования земельного рынка в сфере сельскохозяйственного землепользования, экономические регуляторы земельных отношений. Ключевые слова: Землепользование, экономическая система, земельный рынок, государственное регулирование, управление.

Тема 8

Тема 8.

Организационно-правовые формы обеспечения рационального использования и охраны земель Работу над темой следует начинать с определения понятия и классификации видов организационно-правовых форм обеспечения рационального использования и охраны земель. Организационно-правовые формы обеспечения включают в себя ряд мероприятий правового характера, направленных на улучшение качественного состояния земель, предотвращение их загрязнения, истощения, нерационального использования.

Лекция 3

Лекция 3.

Право собственности на природные ресурсы и природопользования 3.3. Правовые формы использования природных ресурсов Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним.

Что можно делать с землей

Основное отличие права владения от права собственности состоит в том, что первое понятие несколько ограничено по сравнению со вторым. В частности, владение участком допускает совершение с ним следующих действий:

Владение

Здесь подразумевается фактическое обладание недвижимостью, основанное на возможности физического контроля за участком. Именно оно является основанием для возникновения двух других правомочий — распоряжения и пользования. Для юридических лиц владение участком предполагает еще и его включение на свой баланс.

Переуступка права аренды земельного участка должна происходить согласно действующему законодательству РФ. В нашей статье подробно описана пошаговая процедура аренды земельного участка.

В каких случаях и как проводится расприватизаяция квартиры? Узнайте об этом здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector