Какая ответственность грозит за неуплату налогов

Виды ответственности в соответствии с Законом

Не смотря на то, что многие налогоплательщики считают обязанность платить налоги и другие платежи и сборы второстепенной, законодательно такой процесс регламентирует как Налоговый, так и Уголовный Кодекс. Поэтому помимо лёгкого штрафа, в случае неуплаты налогов в особо крупных размерах, физическое или юридическое лицо может понести и уголовную ответственность.

Виды ответственности за неуплату налогов:

  • Административная ответственность. Подразумевает, что человеку придется заплатить штраф за неоплату налога, а также погасить имеющееся у него задолженность в полном объеме;
  • Налоговая ответственность. Она чем-то схожа по сущности с административной ответственностью, поскольку в таком случае налогоплательщик обязан будет в полном объеме погасить долг по налогам, а также уплатить начисленные на него штрафы и пеню за каждый день просрочки;
  • Уголовная ответственность. Этот вид ответственности уже подразумевает по степени тяжести наиболее серьёзное финансовое нарушение, в частности, мошенничество, неуплату налогов в особо крупных размерах и т.д. При уголовной ответственности налогоплательщик может быть лишен свободы, в частности, взят под стражу до выяснения обстоятельств дела, а также принудительно будет привлечен к необходимости компенсировать ущерб государству и другим субъектам.

Также необходимо понимать, что ни один вид ответственности не освобождает субъекта от необходимости погасить свой долг. Даже если виновный понесет наказание, и будет взят под стражу, то в обязательном порядке он должен будет и погасить всю имеющеюся задолженность.

Но при этом есть интересный факт: любой вид ответственности может наступить лишь тогда, когда налоговый орган вынесет соответствующее решение о точной сумме долга и о том, что налогоплательщик является должником.

Решение такого рода может быть вынесено только по итогу проверки. Каждый обвиненный в налоговом нарушении имеет право обжаловать его, но только в судебном порядке. Суд может вынести или оправдательное решение, или обвинительное.
Необходимо также знать, что в отношении каждого, кто признан виновным, может быть непросто инициирована процедура обвинения и признания, но также процедура и взыскания, которая будет иметь принудительный характер: налоги будут оплачены за счет блокировки расчетных счетов компании, ареста ее имущества, взимания налогов с доходов граждан и т.д.
При этом любой обвиненный налогоплательщик не обязан доказывать в суде или непосредственно ФНС свою правоту и невиновность.

Главная задача представителей налоговой службы как раз доказать вину самого налогоплательщика, предъявив веские основания для такого обвинения.

Представители налоговых органов или суд может принять решение о том, что налоговое нарушение было за счет:

  1. Намеренного умысла, который заключался в полном игнорировании требований ФНС. Примером такого намеренного умысла может стать случай, когда человек, собственник жилья, целенаправленно сдавал свой объект недвижимости, получал доход, но не платил в бюджет налог с полученного дохода;
  2. Неосторожных действий налогоплательщика, который вроде и знал о своих налоговых обязательствах и понимал о последствиях их невыполнения, но при этом по каким-то причинам не смог выполнить в срок такие обязательства перед ФНС. Например, некий Пупкин П.В. сдал квартиру и заключил с арендатором договор аренды, в котором прописал норму о перечислении данным арендатором 13% от суммы аренды в бюджет в качестве дохода. Пупкин П.В. думал, что за него платят налог, но фактически арендатор такого налога не платил.

Штраф за уклонение от уплаты налогов

1. Налоговый кодекс РФ

В виде штрафов устанавливают налоговые санкции

Такое наказание повышает поступления в бюджет, что важно для государства. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов грозит в случае если налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов в больших размерах

Это не означает, что их освобождают от перечисления средств в бюджет и уплаты штрафных санкций.

В НК РФ включены 2 статьи, которые касаются уклонения от уплаты

налогов:

  • Размер штрафных санкций за непредставление декларации (статья 119 НК РФ) равен пяти процентам суммы, которую требуется уплатить в бюджет. Причем есть ограничение: санкции не могут быть менее 1 тыс. руб. и более 30 процентов от уплаченных сумм налога.
  • Если налогоплательщики снизили налоговую базу или неверно рассчитали сумму налога (статья 122 НК РФ), с них взыскиваются штрафные санкции в размере 20-ти процентов от неуплаченной налоговой суммы. Если неуплата налогов происходила умышленно, штрафные санкции увеличится до 40 процентов.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях

В КоАП РФ предусмотрено наказание за несвоевременную подачу декларации. Наказывается только должностное лицо. В ст. 15.5 КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции в размере от 300 до 500 руб.

3. Уголовный кодекс России

Под термином «уклонением от уплаты налогов» в уголовном законодательстве понимается неподача декларации или включение в нее заведомо ложной информации. За данное преступление налогоплательщики в качестве физлиц и организаций несут разное наказание.

Причем состав преступного деяния при уклонении от уплаты налогов имеет место в том случае, если неуплата зафиксирована в крупном и особо крупном размере.

Сами санкции по уклонению от уплаты налогов представлены в следующем виде:

  • Если от уплаты налогов уклоняется физлицо, а неуплату в бюджет квалифицируют как совершенная в крупном размере, ФЛ вправе оштрафовать до 300 тыс. руб. либо осудить на срок до 1-го года.
  • В особо крупном размере предельная сумма штрафных санкций увеличивается до 500 тыс. руб., а срок осуждения — до 3-х лет.
  • Если от уплаты налогов в крупном размере уклонялась организация, ответственное лицо оштрафуют на сумму до 300 тыс. руб. Сроки лишения свободы в данном случае составляют до 2-х лет. К тому же виновному лицу запрещают вести определенную деятельность и занимать некоторые должности.
  • При неуплате сумм налогов в особо крупном размере либо группой лиц по сговору штрафные санкции доходят до 500 тыс. руб., а срок лишения свободы — до 3-х лет. 

Важно! Сам суд решает, какие санкции применять к лицам за неуплату налогов. Причем играет роль размер ущерба, который причинен бюджету, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств, степень вины обвиняемого лица. 

Меры наказания за неуплату налогов

В случае неуплаты налогов на сумму свыше 3 тысяч рублей и сроком просрочки свыше 6 месяцев, налоговая служба вправе обратиться в суд с требованием принудительного изъятия долга. За это время вместе с пенями долг значительно возрастет. После удовлетворения иска судом и передачи исполнительного листа в службу приставов, приставы будут иметь право конфисковать средства с банковских счетов, часть заработной платы, имущество должника в счет уплаты долга. Кроме того, должнику обязательно будет присуждена соответствующая тяжести преступления мера наказания:

Обратите внимание

Штрафы за неуплату налогов юридическим лицом предусмотрены статьями Налогового Кодекса РФ. Кроме того, на должника накладывается пеня в процентном соотношении к сумме задолженности. Подробнее читайте в этой статье

  1. Административная – уплата всех долгов в размере, определенном судом.
  2. Налоговая – уплата всех начисленных судом пеней и штрафов.
  3. Уголовная – принудительные работы или лишение свободы, уплата штрафов и компенсаций.

Какую меру наказания выбрать суд рассматривает индивидуально для каждого отдельного случая. Но существуют регламентирующийся статьей 198 УК РФ рамки возможных наказаний, в каждом конкретном случае. Так, статья определяет отличия неуплаты налогов и неуплаты налогов в особо крупном размере.

Неуплата налогов грозит следующими мерами наказания:

  1. Штраф 100-300 тысяч рублей.
  2. Штраф в размере заработной платы за период 12-24 месяца.
  3. Принудительные работы или лишение свободы на скор до 12 месяцев.
  4. Арест на срок до 6 месяцев.

Особо крупным уклонением от уплаты налогов считается если общая сумма задолженности – более 900 тысяч рублей. Здесь предусмотрены более строгие меры:

  1. Штраф 200-500 тысяч рублей.
  2. Штраф в размере заработка за период в 18-36 месяцев.
  3. Принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет.

Ответственности за неуплату можно избежать, если преступление совершено впервые. В таком случае в ходе досудебного расследования виновник имеет право признать свою вину, уплатить сумму налогового долга без штрафа и избежать наказания.

Также если причина прострочки была уважительной, суд учтет такое обстоятельство как оправдывающее неуплату. К уважительным обстоятельствам относятся:

  1. Затруднительное финансовое положение семьи виновника (чтобы доказать, нужно предоставить справку о доходах всех членов семьи, а также сведения об обязательных расходах, после вычета которых доходы на одного члена семьи не будут соответствовать прожиточному минимуму).
  2. Тяжелое состояние здоровья члена семьи, которое требует долгосрочного и дорогостоящего лечения.
  3. Форс-мажоры (катаклизмы в районе местонахождения плательщика и другие обстоятельства непреодолимой силы).

Чтобы точно подсчитать задолженность государству, необходимо учесть, что у налоговых платежей есть срок давности – 3 года. Если на протяжении установленного срока с вас не взыскали платеж принудительно, этот долг автоматически «сгорает».

Неуплата налога фирмой: виды наказаний

Статья УК РФ Деяние Санкции Примечания
199 Совершение действий, аналогичных тем, что прописаны в ст. 198 УК РФ, плательщиком в статусе юрлица
  • Штраф 100–300 тыс. либо в размере зарплаты виновного за 12–24 месяца (200–500 тыс. или дохода за 12–36 месяцев);
  • выполнение работ по принуждению до 2 лет (до 5 лет) с дисквалификацией***;
  • заключение до 2 лет (до 6 лет) с запретом на ведение деятельности;
  • арест на 6 месяцев
Крупное нарушение:

  • от 5 млн (более 25% от исчисленных налогов);
  • от 15 млн (при любой сумме налога).

Особая величина:

  • 15 млн (более 50% от исчисленных налогов);
  • 45 млн (при любой сумме налога)

Суммы недоими считаются за 3 финансовых года подряд.

Когда директор отвечает по долгам фирмы, узнайте в КонсультатПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Теперь — об ответственности агентов по перечислению платежей в бюджет.

Схемы уклонения от уплаты налогов: налоговый анализ

    При выявлении преступлений в налоговой сфере налоговыми органами предпринимаются все меры, направленные на доскональный анализ деятельности проверяемого лица, с целью выявления в его действия признаков уклонения от уплаты налогов, зачастую схемы уклонения от налогов однотипны, данные схемы рассмотрим ниже:

Вступление в фиктивные сделки. В данном случае организация или индивидуальный предприниматель сознательно либо завышают свою расходную часть, сознательно занижают свою доходную часть с целю уменьшения налоговой базы для исчисления налога. Обычно для данных схем используются так называемые однодневные фирмы. Данная схема как правило раскрывается налоговыми или правоохранительными органами посредством истребования сведений о хозяйственной деятельности контрагента, запрашивается информация о реальном исполнении заключенных договоров. В случае с фирмой однодневкой, не имеющей целью получения прибыли, а лишь использования в преступной схеме данные обстоятельства с легкостью устанавливаются, что влечет привлечение к ответственности.

Сознательное разделение хозяйственной деятельности. При данной схеме налогоплательщик для снижения налогового бремени и использования упрощенной системы налогообложения или единого налога на вмененный доход, зная условия использования данных систем сознательно дробит бизнес. Что приводит к ситуации, когда документально осуществляется деятельность несколькими предпринимателями, хотя фактически прибыль получается одним лицом. В данном случае налоговым органом проверяется потенциальная связь между индивидуальными предпринимателя на одной торговой площади, в том числе ведение кассовой деятельности, использование данными лицами одного общего складского помещение, ведение общих расходов, родственные отношения, представительство одним ИП с иными хозяйствующими субъектами или государственными органами.

Незаконное применение налоговых льгот. При данной схеме налогоплательщик используя ложную информацию, либо специальных контр агентов с целью получения налоговых льгот.

Подмена одного договора другим. В налоговой практике нередко для получения налоговой выгоды стороны под видом одно сделки вступают в иные отношения, в частности используется схема для уменьшения налоговой базы заключения договора агентирования, при этом исполнение по данному договору возмездного оказания услуг либо подрядных работ, в данном случае налоговым органом путем проверки контрагента, а также результатов работ раскрывается данная схема

Поэтому важно пример уже на стадии ответа на требование налоговой о предоставлении документов думать о последствиях, а не надеяться на русский авось.

    Следует учесть, что это лишь примерный перечень используемых схем, в наш век развития технологий, внедряются и применяются и иные схемы уклонения от излишнего налогообложения. Вот почему оценка налоговых рисков предприятия, анализ оптимизации налогообложения так помогает избежать проблем и выиграть прибыль, которая так важна каждому предприятию.

Налоговая ответственность

Пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что физическое и юридическое лицо обязано уплачивать установленные налоги и сборы. Неисполнение обязанностей по уплате налога является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Указанные виды ответственности накладываются на разных субъектов: административная и уголовная – на должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя), налоговая – на налогоплательщика в целом. Поэтому принцип о невозможности повторного привлечения к ответственности за одно и то же деяние в случае с неуплатой налогов не работает, т.к. санкции в такой ситуации накладываются на разных лиц. К тому же, у каждого вида ответственности за неуплату налогов разные цели: у налоговой – компенсировать имущественный ущерб бюджетной системе, а у административной и уголовной – возместить , причиненный «неплательщиками» общественным отношениям.

Единственное, что объединяет указанные виды ответственности за нарушение норм налогового законодательства – это наличие у них общего события правонарушения: уклонение от уплаты налогов с организации или физического лица, либо неисполнение обязанностей налогового агента.

Следовательно, если должностное лицо организации (, главный бухгалтер, учредитель, менеджер) привлекается к уголовной ответственности, то для налоговых органов это не является препятствием по взысканию с организации налоговых санкций (штрафов) в соответствии с нормами НК. Об этом прямо сказано в НК: привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством. Поэтому направляя в правоохранительные органы собранный на налогоплательщика-организацию «компромат», налоговый орган не станет приостанавливать действия по взысканию с данной организации суммы налогов, штрафов и , отраженные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом привлечь индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и к уголовной ответственности невозможно, т.к. в соответствии со статьей 9 НК, индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях рассматриваются как налогоплательщики – физические лица, а на одно и то же не может быть возложена и налоговая и уголовная ответственность.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах действие (или бездействие) лица, за которое налоговым законодательством предусмотрена ответственность ( НК РФ). Согласно НК Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Из этой нормы есть исключение для , который обязан перечислить сумму налога в бюджет только в том случае, если он был им удержан у налогоплательщика. Если налог не был удержан, его взыскание с налогового агента не допускается, так как налоговым законодательством не установлена обязанность налогового агента уплатить не удержанные с налогоплательщика налоги за счет собственных средств.

С 01.05.2017 в 14 регионах (Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ярославская области и Москва) будут начисляться пени за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей за неуплату налога на имущество физических лиц по .

Какой может быть административная ответственность

Различные виды ответственности наступают при следующих правонарушениях в сфере налогов:

  • Занижение налогооблагаемой базы;
  • Самостоятельное начисление ошибочного размера платежа;
  • Невнесение оплаты по налогам;
  • Неуплата части полагающегося платежа.

Налоговым Кодексом предусмотрен срок, в течение которого государственные структуры вправе взыскать с вас уплату налога. Он составляет 3 года.

Тогда административная ответственность, а тем более уголовная, неплательщику грозить не будет.

Этот срок действителен в отношении физического лица, а также организаций любого масштаба, а соответственно и их работников.

Если предприятие виновно в неуплате налогов, перед государством за это несут ответственность должностные лица – бухгалтер и директор. За грубые нарушения им выписывается административный штраф в размере около 3-х тысяч рублей. К таким нарушениям относится несвоевременная подача отчетности, искажение данных в декларации или снижение обязательств перед налоговой более чем на 10%.

ИП могут также получить административное взыскание в виде штрафа около 2-3 тысяч рублей. Если по трудовому договору на него работал бухгалтер, то такая же сумма может быть назначена ему. У предпринимателя есть возможность не вносить штраф за неуплату налогов. Для этого нужно:

  • исправить ошибки в декларации до окончания срока его подачи;
  • допустить неточность непреднамеренно и исправить ее до истечения срока оплаты.

Налоговые инспекции вправе оштрафовать организацию на 20 процентов от суммы недоимки, которая возникла из-за:

  • заниженной налоговой (расчетной) базы;
  • неправильного расчета суммы платежа;
  • других неправомерных действий или же, наоборот, бездействия.

Именно такие основания для штрафных санкций указаны в статье 122 Налогового кодекса РФ. Поэтому привлечь к ответственности по этой статье можно лишь тех, кто неправильно рассчитал платеж. Если же компания правильно начислила налог или взнос и заявила его в декларации (расчете), то санкции, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса РФ, не применяются. Минфин России подтвердил это в письме от 24 мая 2017 № 03-02-07/1/31912.

Другое дело – уточненные декларации или расчеты. Если вы подали уточненку и в результате ваши обязательства возросли, инспекторы выпишут штраф. Ведь в данном случае недоимка возникнет именно из-за неверно рассчитанного налога, это одно из условий для санкций по статье 122 Налогового кодекса РФ.

Например, организация сдала декларацию, в которой сумма налога к уплате в бюджет отражена в размере 10 000 руб. Не перечислив в бюджет эту сумму, организация подала уточненную декларацию, в которой отразила налог к уплате в размере 12 000 руб. В такой ситуации штраф за неуплату налога инспекция должна рассчитать исходя из разницы между первоначально заявленными и уточненными налоговыми обязательствами.

Если вы подадите несколько уточненных деклараций, штраф рассчитают по показателям только из последней. Об этом сказано в письме ФНС России от 14 ноября 2016 г. № ЕД-4-5/21472.

Как рассчитать пени за несвоевременную уплату налога на прибыль и авансовых платежей по нему

Пени за неуплату и несвоевременную уплату налога на прибыль и авансовых платежей рассчитываются по правилам ст. 75 НК РФ.

Если вы применяете основную ставку налога на прибыль – 20%, то пени рассчитываются отдельно для федерального и регионального бюджетов (п. 3 ст. 58, п. 1 ст. 284 НК РФ).

При просрочке в 30 календарных дней или менее либо если недоимка возникла до 30 сентября 2017 г. (включительно), пени для каждого бюджета рассчитайте по следующей формуле (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.08.2017 N 03-02-07/1/48936).

Если просрочка составляет более 30 календарных дней, пени для каждого бюджета рассчитайте в два этапа (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ).

Сначала определите сумму пени за первые 30 календарных дней (включая выходные и нерабочие праздничные дни) просрочки по формуле:

Затем рассчитайте сумму пени за 31-й и последующие календарные дни просрочки (включая выходные и нерабочие праздничные дни):

Сложите пени за первые 30 календарных дней просрочки и за последующие дни. Это будет итоговой суммой, которую нужно уплатить в соответствующий бюджет.

Если ставка рефинансирования в периоде просрочки менялась, пени за периоды с разной ставкой нужно рассчитывать отдельно.

Пример расчета пени по налогу на прибыль, который уплачен позже установленного срока

По итогам года организация рассчитала налог на прибыль в размере:

45 000 руб. к уплате в федеральный бюджет;

255 000 руб. к уплате в региональный бюджет.

Исчисленные суммы налога уплачены 30 апреля.

Сумму налога за год организация должна была перечислить в бюджеты не позднее 28 марта (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ). Следовательно, период просрочки составляет 32 календарных дня.

Ставка рефинансирования Банка России в этом периоде составила 9% (условно).

Расчет пени:

в федеральный бюджет 459 руб. 00 коп. ((45 000 руб. x 9% / 300 x 30) + (45 000 руб. х 9% / 150 х 2));

в региональный бюджет 2 601 руб. 00 коп. ((255 000 руб. x 9% / 300 x 30) + (255 000 руб. х 9% / 150 х 2)).

Как начисляются пени за неуплату и несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль

Пени за неуплату и несвоевременную уплату авансовых платежей начисляются по правилам ст. 75 НК РФ. Поэтому рассчитывайте их так же, как пени по налогу на прибыль. Однако нужно учесть следующие особенности.

Пени за неуплату авансового платежа начислите до наиболее ранней из дат:

для квартального авансового платежа:

– даты его фактической уплаты;

– установленной даты уплаты налога;

для ежемесячного авансового платежа, который перечисляется в течение отчетного периода:

– даты его фактической уплаты;

– установленной даты уплаты квартального авансового платежа.

Это следует из п. 3 ст. 75, п. 2 ст. 286 НК РФ, п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

По итогам отчетного (налогового) периода авансовый платеж (налог) к уплате может оказаться меньше, чем сумма авансовых платежей, которые подлежали уплате. В этом случае пени за несвоевременную уплату авансов подлежат соразмерному уменьшению (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Поясним механизм такого уменьшения на примере ежемесячных авансовых платежей. Его применяют налоговые органы.

Пени рассчитываются на основе ежемесячных авансовых платежей, которые определяются исходя из прибыли за квартал, деленной на 3. Уплаченные ежемесячные авансовые платежи учитываются при расчете суммы пени. Такой порядок уменьшения следует из Писем Минфина России от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15, ФНС России от 13.11.2009 N 3-2-06/127.

Пример соразмерного уменьшения пени по ежемесячным авансовым платежам по налогу на прибыль

Размер ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате в IV квартале, составил 1 000 000 руб.

Платеж по сроку уплаты 28 октября организация перечислила своевременно, а платежи по срокам уплаты 28 ноября и 28 декабря не были уплачены.

Сумма налога за IV квартал составила 1 500 000 руб.

Для расчета пеней применяются ежемесячные платежи в размере 500 000 руб. (1 500 000 руб. / 3 мес.).

Пени по ежемесячному платежу по сроку уплаты 28 ноября не начисляются (500 000 руб. x 2 мес. – 1 000 000 руб. = 0 руб.).

Пени за несвоевременную уплату авансового платежа по сроку уплаты 28 декабря нужно начислить на 500 000 руб.

Если организация по итогам года получила убыток, то пени, начисленные на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, инспекцией сторнируются (п. 1 ст. 285 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.11.2011 N ЕД-4-3/18934). Суммы излишне уплаченных пеней можно зачесть или вернуть на основании ст. 78 НК РФ.

Что считается преступлением?

Случаев, которые можно рассматривать как налоговое правонарушение, в судебной практике множество: начиная от подачи документов не вовремя в ФНС и заканчивая учинением препятствий налоговой проверке и сокрытием подлежащего уплате налогов имущества. Бывает часто, что в бытовом понятии называется уклонением от уплаты сборов, на практике таковым не считается, и претензий со стороны закона не имеет.

Поэтому в уголовном кодексе РФ четко обозначены тезисы, которые характеризуют состав преступления и относят его к наказуемым, где:

  • Объектом является государственный бюджет и его доходные статьи, которые пострадали вследствие деятельности злоумышленника;
  • В роли субъекта выступает гражданин или юридическое лицо, сознательно не выплачивающая налоги в бюджет;
  • Объективная часть состава преступления – фактически совершенные действия, которые повлекли уменьшение доходов объекта;
  • Субъективные моменты, содержащие осознание степени вины, намерение, мотивы и эмоции самого правонарушителя по отношению к совершенному деянию.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector