Порядок проведения административного задержания

Срок административного задержания

   Сколько же придется провести времени «за решеткой»? В отдельных случаях срок административного задержания, время, на которое нарушитель будет, так сказать, лишен свободы, может составить и трое суток. Но, только в случае, когда, к примеру, имел место факт незаконного распространения чего либо, или же было осуществлено несанкционированное пересечение границы, а так же при необходимости установления дополнительных сведений и подробностей нарушения, личности гражданина и т. д.

   Но во всех стандартных случаях (мелкое хулиганство, неподчинение законным распоряжениям госслужащих и т. д.) продолжительность задержания составляет трехчасовой интервал. Отсчет времени начинается с момента, когда нарушитель был представлен органам для составления соответствующей документации — протокола задержания по административному правонарушению.

ВНИМАНИЕ: если имеет место незаконное административное задержание и последующее несправедливое решение суда, то жалоба на постановление по административному делу поможет отстоять Ваши права

Обжалование незаконного административного задержания

   В случае принятия решения об обжаловании незаконного административного задержания следует руководствоваться нижеприведенной инструкцией:

Получить копию протокола об административном задержании. Протокол об административном задержании является основным документом, обосновывающим задержание гражданина. Должностные лица обязаны вручить его копию гражданину, но не редки случаи, когда этого не происходит, в связи с чем, требуется напомнить должностным лицам об этой обязанности.

Изучить имеющиеся документы.В зависимости от нарушения, в связи с которым гражданин был задержан, пакет документом для подачи жалобы может быть обширен

Это могут быть и письменные свидетельские показания, записи с камер видеонаблюдения, фотоматериалы и иные сведения, подтверждающие необоснованность задержания
Важно особое внимание обратить на протокол административного задержания. В нем должны содержаться следующие сведения:

  1. дата и место его составления;
  2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  3. сведения о задержанном лице;
  4. время, место и мотивы задержания;
  5. подпись должностного лица и задержанного.

    Отсутствие перечисленных сведений будет свидетельствовать об отсутствии легитимности при самой процедуре задержания. Изучая документы, следует принять окончательное решение о подаче жалобы. В зависимости от имеющегося материала должно сформироваться представление об итоге процедуры обжалования.

Составление жалобы. Жалоба составляется в простой письменной форме. Среди основных требований к ее содержанию следующие:

  1. наименование органа, в который она подается;
  2. сведения о задержанном лице;
  3. доводы лица, подавшего жалобу, предложения о решении вопроса;
  4. приложение всех документов в копиях;
  5. подпись лица, подавшего жалобу и указание даты подачи.
  • Подача жалобы. Жалоба на незаконное административное задержание подается в вышестоящий орган должностного лица, принявшего решение о задержании, или вышестоящему должностному лицу. Она может быть подана, минуя органы исполнительной власти, в мировой суд. Не следует затягивать с подачей жалобы, желательно направить ее до рассмотрения дела об административном правонарушении. В случае, если дело рассматривает орган или должностное лицо, то оно будет рассмотрено в течение пятнадцати дней с момента получения всех материалов дела, если суд – в течение двух месяцев.
  • Рассмотрение и принятие решения по жалобе. По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение об отсутствии нарушений при административном задержании или о наличии таковых. При выявлении нарушений административное задержание признается незаконным, задержанный восстанавливается в правах (возникает право на компенсацию морального вреда и возмещение понесенных убытков), должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Действия и права задержанного

Знать только, как именно исчисляется срок задержания, недостаточно. Подозреваемому человеку следует еще и четко знать свои права:

В то время как осуществляется задержание, важно уточнить его причины и обратиться с просьбой к сотруднику полиции о предъявлении его удостоверения, чтобы выявить соответствие предъявленной им должности. Сотрудник не имеет никакого права отказать в этой просьбе, так как это четко прописывается в законах РФ.
Как только сотрудник сообщит, по какой причине задерживают гражданина, подозреваемое лицо может попросить сообщить все сведения родственникам, учитывая и те, в каком именно месте он будет находиться.
Следует самостоятельно запомнить время, с которого именно было произведено задержание

Как только человека доставили в полицейский участок, стоит сразу же настаивать на составлении протокола
Гражданину обязательно должны дать ознакомиться со всеми записями в протоколе, здесь следует быть осторожным и все проверить, обратить внимание на указанное время в документе. Если в протоколе есть расхождения со сказанным самого задержанного лица, то можно отказаться от подписи и настаивать на составлении другого протокола.
Как только срок задержания истекает, и гражданину не предъявляется никакого обвинения, то его должны выпустить на свободу.
С момента задержания подозреваемый имеет полное право обратиться к адвокату
В случае если рассматривается уголовное дело и нет возможности нанять адвоката, то подозреваемому назначают адвоката за счет государства.
Важно не терять самообладания при разговоре с сотрудниками полиции, если будут оскорбления со стороны подозреваемого в адрес сотрудника, к нему дополнительно может применяться уголовная ответственность.

Когда по отношению к задержанному со стороны сотрудников полиции были применены противоправные действия, то следует лицу настоять, чтобы все эти моменты были отображены в протоколе. Обязательно надо знать, с какого момента исчисляется срок административного задержания, так как гражданин, которому не вынесли приговор, имеет полное право воспользоваться своими законными правами, а именно:

  1. Знать причину, по которой его задержали.
  2. Получить право давать показания на том языке, которым он хорошо владеет, для этого должен быть приглашен переводчик.
  3. Воспользоваться услугами защитника.
  4. Иметь полное право прочитать протокол и согласиться с ним (или, наоборот, опровергнуть).
  5. Не давать показания, свидетельствующие против себя.
  6. Если сотрудники производили не допускаемые действия, то их можно будет обжаловать.
  7. В случае если подозреваемому требуется медицинская помощь, то сотрудники полиции должны ее обеспечить.
  8. Гражданин может потребовать ксерокопию протокола.
  9. Если подозреваемого задержали больше чем на три часа, то ему обязаны предоставить еду и место для отдыха.

Законодательство РФ контролирует не только права исполнительных органов, но и права задержанных лиц. В любой сложившейся сложной ситуации каждый человек четко должен понимать свои подтвержденные законом права, только таким способом без всяких лишних проблем можно будет легко решить все возникающие спорные вопросы.

Порядок назначения санкции в виде ареста

Согласно статье 3.9 КоАП РФ  арест, как мера наказания, устанавливается только по отдельным составам административных правонарушений:

  • оставление водителем места ДТП в нарушение Правил дорожного движения (наказание не последует, если водитель действовал в рамках закона – например, доставлял пострадавшего в больницу);
  • отказ подчиниться законному требованию или распоряжению представителя власти (сотрудника МВД, УИК или ВС РФ);
  • мелкое хулиганство;
  • невыполнение обязанностей, предусмотренных законом для граждан, освобожденных от отбывания тюремного заключения;
  • нарушение правил организации и проведения митингов или иных публичных мероприятий;
  • нарушение режима ЧС, введенного государственными властями;
  • самовольное оставление места отбывания административного ареста, либо неуплата ранее назначенного штрафа (арест за неуплату штрафа применяется только в случае, если правонарушитель уклонялся от внесения денежных средств без уважительных причин)..

Каждый из перечисленных составов КоАП РФ содержит предельный срок ареста. Конкретную продолжительность наказания определит суд при рассмотрении дела. Для этого учитывается характер выявленного нарушения, личные характеристики нарушителя, общественная опасность проступка и иные факторы.

Порядок назначения санкции выглядит следующим образом:

  • по факту выявленного правонарушения составляется протокол – полномочия по составлению протокола принадлежат должностным лицам, указанным в КоАП РФ;
  • если на период рассмотрения дела применяется задержание, этот факт также оформляется в виде протокола – срок задержания исчисляется с момента доставления в дежурную часть МВД или иное государственное учреждения;

Скачать образец протокола об административном задержании

  • на период задержания гражданин помещается в специзолятор МВД, где за ним устанавливает надзор до момента рассмотрения дела по существу;
  • административный материал направляется в суд, а рассмотрение дела происходит в течение суток с момента поступления протокола;
  • рассмотрение дел, по которым может назначаться арест, происходит только с участием правонарушителя – в 2012 году Верховный суд РФ установил запрет на заочное назначение административного ареста;
  • после вынесения судебного постановления правонарушитель незамедлительно направляется к месту отбывания наказания – срок ареста начинается немедленно после оглашения постановления, даже если оно не вступило в силу.

Обратите внимание! При рассмотрении дела обязательно присутствие лица, которого грозит наказание в виде ареста – это связано с немедленным исполнением данного вида санкций. Одновременное применение санкций в виде штрафа и ареста не допускается.. Если статья КоАП РФ, по которой составлен протокол, содержит санкцию в виде временного ограничения свободы, материалы направляются в суд немедленно, т.е

в тот же день. Суд обязан рассмотреть дело в день получения процессуальных документов, а если потенциальный нарушитель был задержан – не позднее 48 часов с момента начала задержания

Если статья КоАП РФ, по которой составлен протокол, содержит санкцию в виде временного ограничения свободы, материалы направляются в суд немедленно, т.е. в тот же день. Суд обязан рассмотреть дело в день получения процессуальных документов, а если потенциальный нарушитель был задержан – не позднее 48 часов с момента начала задержания.

При рассмотрении дела и назначении наказания суд вправе выбрать одну из предусмотренных санкций. В каждой статье КоАП РФ, допускающей назначение ареста, предусмотрена альтернативная санкция – денежный штраф. Если правонарушитель подпадает под категорию лиц, которым не может назначаться арест, суд выносит постановление о наложении штрафа. Не допускается временное ограничение свободы, если такой вид санкций отсутствует в статье КоАП РФ.

Обжалование судебных актов с назначенным арестом проходит по общим правилам КоАП РФ. Подать жалобу можно в пределах 7 суток после вручения нарушителю постановления суда. Если для рассмотрения жалобы необходимо личное участие арестованного гражданина, его доставку обеспечивают сотрудники МВД.

На весь период обжалования нарушитель содержится под арестом. Поэтому может сложиться ситуация, когда к моменту рассмотрения жалобы по существу срок ареста уже будет завершен. При отмене постановления и полном оправдании, гражданин сможет взыскать денежную компенсацию за неправомерное ограничение свободы.

Комментарий к ст. 3.9 КоАП

1. Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ). Важным аспектом выступает то, что административный арест назначается только судом и применяется за нарушение действующих норм права и можно говорить о согласовании с содержанием части 3 статьи 55 Конституции РФ.

КоАП РФ в статье 3.9 «Административный арест» содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания включается в срок административного ареста.

2. Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». По смыслу п. «а», «е» ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с послед. изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Кто может производить задержание

Субъектом задержания может быть гражданин, исполняющий служебные обязанности. Подобные полномочия имеются у следующих лиц:

  • сотрудников полиции;
  • таможенников и пограничников;
  • работников ВАИ;
  • военнослужащих;
  • представителей ведомственной или вневедомственной охраны при органах ВД РФ;
  • судебных приставов;
  • лиц, уполномоченных отслеживать оборот нелегальных веществ.

Справка о задержании полицией

В случае отказа в выдаче справки, гражданин может направить официальный запрос в то отделение, где проходило задержание. Если обращение было проигнорировано, следует подавать жалобу в прокуратуру.

Как отбывается административный арест

Административный арест отбывается в изоляторах временного содержания по месту жительства или по месту задержания нарушителя.

Он имеет все права, обеспеченные гражданину РФ или (в случае иностранца) гарантированные международными документами, подписанными российским государством.

В соответствии с правилами и распорядком содержания арестованных, их могут досматривать и проверять их личные вещи, но без их порчи.

Запрещены оскорбления и физическое воздействие на арестованных. Им должны быть обеспечены условия для сохранения здоровья, необходимая медицинская помощь, питание и гигиенические условия.

Один раз за срок отбывания ареста разрешено свидание с родственниками в соответствии с установленными правилами учреждения содержания арестованных. Также разрешена переписка.

Административное правонарушение: общая информация

Административное правонарушение – это нарушение, вследствие чего физическое или юридическое лицо несет ответственность за свои неправомерные действия относительно других лиц.

Бесплатная консультация юриста по телефону

По Москве и области
7 (495) 280-74-29

Санкт-Петербург и область
7 (812) 389-36-23

Федеральный номер
8 (800) 511-43-08

На сегодняшний день подразделяются два понятия, которые относятся к административным нарушениям:

  • Противоправное действие – предусматривает собой набор активных действий, которые не соответствуют законным требованиям и нарушаются все возможные запреты. Данные действия могут привлечь к негативным последствиям по отношению к другим лицам. Это очень негативно отражается как на лице, что активно противодействует, так и на том, кто страдает впоследствии;
  • Бездействие – данное действие тоже рассматривается, как административное нарушение так, как именно таким способом физическое или же юридическое лицо не выполняет требования законодательства.

Административные правонарушения позволяют выделить следующие признаки:

Противоправность – данное понятие свидетельствует, что в любом процессе с помощью действия или же бездействия были нарушения, которые вызвали интерес и недовольство административными органами государства. Стоит отметить, что в случаи если не было никаких нарушений, то административная ответственность не наступает;

Виновность – один из самых четко выраженных признаков любого административного нарушения. Так как административная ответственность может быть положена только при наличии вины

На сегодняшний день в законодательстве есть два вида вины:

Умышленность – если человек в здравом состоянии нарушает нормы не вспоминаю о том, что за это может быть наказан или же считает, что ничего за это не будет, так как у него свой взгляд на ситуацию;

Неосторожность – весьма смягчающее качество при наступлении административной ответственности. Вина возникла в результате незнания полного объема информации или же в результате неправильных действий со стороны помощников.

Наказуемость – в результате совершения действия или же бездействия физическое или же юридическое лицо подвергается к административной ответственности

Данное понятие может выражаться по-разному, так как степень виновности может быть разная и соответственно наказуемость будет отличаться.

Что такое задержание в административном праве?

Что касается формальных терминов, то они установлены в ч.1 ст.27.3 КоАП РФ:

Административное задержание – это временное (краткосрочное) ограничение свободы, применяемое к физическому лицу в исключительных случаях.

Исключительность сформулирована в этой же статье КоАП, и заключается в следующем:

  1. Если без административного задержания нельзя обеспечить правильность и своевременность рассмотрения произошедшего, рассматриваемого в рамках КоАП.
  2. Если это необходимо для исполнения уже оформленного постановления.

Из логики этих норм (а также иных законодательных актов) выводятся более точные основания – к ним мы еще вернемся ниже.

Задержание на 3 часа

Задержание на трехчасовой срок регламентируется статьями 27.3 – 27.5 КоАП РФ. Такая мера применяется в следующих случаях:

  • гражданин совершил административное правонарушение;
  • требуется установить личность нарушителя;
  • необходимо составить протокол (если этого нельзя сделать на месте).

Согласно нормам КоАП нельзя задерживать человека, если за осуществленное им нарушение может быть выписан штраф или сделано предупреждение на месте.

Срок административного задержания на 3 часа исчисляется с момента доставки гражданина в отделение полиции. Исключение составляют случаи, когда лицо находится в состоянии алкогольного опьянения. Тогда трехчасовой срок будет начинаться с момента его полного отрезвления. При этом процесс полного отрезвления человека не может длиться более 2 суток.

Основания для задержания на 3 часа для выяснения личности

Полицейские могут задержать гражданина для выяснения личности, если по их требованию он не предоставил один из следующих документов:

  • паспорт;
  • временное удостоверение личности (выдается при замене паспорта);
  • свидетельство о рождении (для тех, кто в силу возраста еще не получил паспорт);
  • удостоверение личности иностранного гражданина;
  • документ апатрида, подтверждающий право пребывания на территории РФ;
  • военный билет (для военнослужащих).

Статья 27.5. Сроки административного задержания

Опубликовано 18-02-2011

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П часть 3 статьи 27.5 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и во взаимосвязи с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса предполагают, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Комментарий к статье 27.5

1. См. п. 1 комментария к ст. 27.4.

Доставление нарушителя представляет собой начальное процессуальное действие, осуществляемое при административном задержании (см. комментарий к ст. 27.2).

2. Срок административного задержания не может превышать трех часов, административное задержание на срок до 48 часов возможно только применительно к административным правонарушениям, указанным в ч. 2 комментируемой статьи, а также при совершении административных правонарушений, влекущих административный арест (см. ч. 3 комментируемой статьи; об административных правонарушениях, влекущих административный арест, см. п. 1 комментария к ст. 32.8). Лица, осуществляющие административное задержание, указаны в ч. 1 ст. 27.3 КоАП (см. также п. 6 — 9 комментария к указанной статье).

По смыслу ч. 2, 3 комментируемой статьи административное задержание применяется к лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП административное задержание применяется также к лицам, вина которых в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector