Федеральный закон «об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 23.11.2009 n 261-фз ст 11 (ред. от 26.07.2019)

Экономия воды в МКД

Экономия воды не так актуальна для управляющих компаний и ТСЖ. За исключением случаев, когда технологические потери на ОДН приближается к потреблению на личные нужды собственников помещений. Чтобы выявить причины высокого ОДН, проведите аудит системы водоснабжения.

Причинами высокого ОДН могут быть утечеки в трубопроводах, неисправные приборы учета, бытовое воровство, манипуляция недобросовестных жильцов с показаниями. Большинство причин, приводящих к высокому ОДН, решается установкой АСКУВ — автоматизированной системы коммерческого учета воды. Окупаемость такой системы для жилого дома, в зависимости от выбранной технологии, составляет от 10 месяцев.

Федеральный закон о мерах повышения энергетической эффективности в ЖКХ

ФЗ-261 был разработан специально для улучшения качества жизни людей в многоквартирных домах. Закон об энергоэффективности содержит в себе основную информацию о требованиях и способах повышения энергоэффективности в МКД.

Проведение энергетических обследований МКД и получение энергетического паспорта.

Согласно ФЗ № 261 каждый МКД должен иметь энергопаспорт. Для получения данного документа необходимо произвести энергетическое обследование – энергоаудит. Он заключается:

  • в снятии показаний приборов учёта тепла, потребляемой электроэнергии, и энергии на водоснабжение
  • в техническом исследовании конструкций и коммуникаций здания, в целях выявления потерь

После обработки всей собранной информации, аудиторской организацией вычисляется класс энергоэффективности МКД. Присвоение класса регулируется статьей 12, ФЗ №261. На следующем этапе, дом получает собственный энергопаспорт. Периодически его необходимо обновлять. Например, после проведения ремонта или замены оборудования, участвующего в поставке энергоресурсов. Для этого следует повторно проходить процедуру энергетического обследования в установленном законом порядке.

О составе общего имущества

Также в ФЗ № 261 подробно разъясняет относительно расходования энергоресурсов на общедомовые нужды (ОДН), в многоквартирном доме. К таким нуждам относится тепловая и электрическая энергия в местах общего пользования: в подвалах, в подъездах, на чердаках, а также придомовое освещение.

В частности, Федеральный закон регламентирует требования по содержанию, обслуживанию и эксплуатации коллективных приборов учета в МКД. Помимо этого в представленном нормативно-правовом акте указаны правила съёма показаний и обслуживания счетчиков на воду, тепло и электричество.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;

4) определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации;

5) установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов;

6) определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

7) установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

7.1) установление требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования) (далее — требования к проведению энергетического обследования и его результатам);

7.2) установление формы декларации о потреблении энергетических ресурсов;

7.3) установление порядка представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, деклараций о потреблении энергетических ресурсов, порядка обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов;

8) установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

9) установление порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

10) установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования;

11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

12) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, и отчетности об их реализации;

12.1) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования;

13) определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление;

14) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

14.1) мониторинг и анализ эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

14.2) подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации;

15) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Обзор документа

Скорректирован Закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности.

К полномочиям органов госвласти поправки относят установление требований к проведению энергообследования и его результатам (энергетическому паспорту и отчету), мониторинг и анализ эффективности реализации госполитики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, подготовку ежегодного доклада о состоянии данной сферы.

Закреплено, что обследование может проводиться в т. ч. в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепла, теплосетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов коммунальной инфраструктуры.

Упоминание об обследовании в отношении продукции исключено.

Предусмотрено, что паспорт и отчет передаются в соответствующую СРО в области энергетического обследования. Она должна в течение 30 дней вернуть данные документы с отметкой о соответствии результатов установленным требованиям проводившему обследование лицу. После они передаются заказчику.

С момента проставления отметки лицо, проводившее обследование, и СРО несут солидарную ответственность перед заказчиком за убытки, причиненные вследствие недостатков оказанных услуг.

Обследование обязательно, в частности, для организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепла, угля, электричества превышают 10 млн руб. за календарный год.

Уточнено, что исключением является моторное топливо. Фиксированную сумму заменили на объем ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством РФ. Браться теперь будет год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного обследования.

Закреплено, что если затраты не превышают установленный Правительством РФ объем, то вместо обязательного обследования можно представить информацию об энергосбережении и повышении энергоэффективности в уполномоченный федеральный орган власти по вопросам обследований.

Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования (кроме отдельных положений, для которых установлены иные сроки).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Какие были внесены изменения?

261 ФЗ 13 статья описывает способы и причины ведения учета и специальные приборы учета для сбора информации об используемой энергии. Согласно последней редакции 2017 года, изменения произошли в ч. 12 ст. 13 261 ФЗ. В этом пункте написано, что для Республики Крым и города Севастополя есть определенный срок, до которого все указанные объекты и учреждения должны получить оснащение приборами учета энергосбережения. В изменениях оформлена информация, что для объектов, используемых меньше, чем две десятых гигакалории энергии в час, срок установки приборов до 1 января 2021 года.

Согласно п. 9 ст. 13 261 ФЗ начиная с 2010 года все компании, организации и учреждения, занимающиеся снабжением города водой, газом, электрической и тепловой энергией, обязаны осуществлять установку, замену и проверку приборов контроля энергосбережения. В случае, если лицо обратилось к ним за покупкой прибора учета использования энергосбережения, организация не имеет права отказать. Стороны заключают договор, оформляют цену и сотрудники организации приезжают на место, устанавливают и проверяют прибор учета используемых энергетических ресурсов. Прибор вводится в реестр и организация ведет контроль за его использованием. Прибор должен работать без перебоев, не должно быть резкого повышения количества потребляемого ресурса или резкого снижения. В случае, если организация просрочила установку или ремонт прибора, она несет ответственность и выплачивает клиенту комиссию или пеню за просрочку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России.

В ст. 11 261 ФЗ оформлена информация об обслуживании и обеспечении эффективности энергосбережения в различных зданиях или постройках. Любые сооружения должны отвечать определенным настоящим законом требованиям.

Требования для зданий и сооружений:

  • Цифровые показатели, отображающие удельную величину тратящейся энергии в здании;
  • Настоящим законом об энергосбережении определены требования и к отдельным конструкциям, прилагающимся к зданиям, к отдельным техническим объектам, к материалам. Эти требования помогают максимально эффективно использовать энергию, приведя к минимуму нерациональные расходы;
  • Настоящим законом определены требования к архитектурным, техническим, инженерным и конструктивным планам, которые влияют на энергосбережение здания.

В этой статье оформлен список зданий, на которые требования не распространяются:

  • Здания или сооружения, являющиеся культурными объектами и охраняющиеся государством;
  • Строения, определенные Правительством РФ;
  • Сооружения, здания или объекты, которые согласно законодательству Российской Федерации, являются культурным наследием или достоянием;
  • Небольшие строения, стоящие отдельно, не относящиеся к каким-либо комплексам, занимающие от 50 квадратных метров и меньше;
  • Временные объекты, запланированный срок использования которых от двух лет и меньше;
  • Вспомогательные строения;
  • Индивидуальные семейные строения, не более трех этажей, как загородные дома, дачи или садовые дома.

Согласно ст. 16 261 ФЗ энергетическое обследование является обязательным мероприятием для следующих учреждений и объектов:

  • Органы гос. власти и местного самоуправления, которые были наделены юридическими полномочиями;
  • Любые организации, занимающиеся развитием эффективности энергосбережения, финансируемые из бюджета государства;
  • Организации или учреждения, с участием государственного или муниципального образования;
  • Компании, фирмы, организации, потребляющие и тратящие в совокупности больше разных видов топлива и энергии, чем оформлено в требованиях Правительства РФ;
  • Учреждения, занимающиеся транспортировкой топлива, воды, разных видов энергии, природного газа, угля и т. д.;
  • Организации с регулируемой деятельностью.

Руководители компаний, фирм, организаций и учреждений обязаны производить обследование каждые пять лет минимум.

Скачать 261 ФЗ в последней редакции

Федеральный закон номер 261 регламентирует основные принципы, меры и действия по эффективному использованию энергии. Согласно этому закону, организации и учреждения могут увеличить энергоэффективность зданий и сооружений и улучшить таким образом производство. Для того, чтобы официально получить помощь государства и установить у себя в здании прибор контроля, рекомендуется изучить описываемый закон.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Структура закона


ФЗ об энергоэффективности — это нормативный акт, отражающий основные требования государства к приборам с высоким потреблением энергии

  1. Глава 1. Описывает основные понятия и термины, а также отражает принципы и технологии повышения энергосбережения.
  2. Глава 2. Отражает полномочия органов государственной власти в области энергосбережения на всех уровнях: от федеральных до местного самоуправления.
  3. Глава 3. Роль государства при регулировании эффективности энергосбережении: при обороте товаров и вводе в эксплуатацию зданий.
  4. Глава 4. Описывает процедуру энергетического обследования и требования к результатам анализа.
  5. Глава 5. Описывает виды договоров, связанных с энергетикой, как сервисные контракты, так и соглашения купли-продажи.
  6. Глава 6. Информационное обеспечение посредством проведения специализированных предприятий и цифровой системы информирования.
  7. Глава 7. Процедуры, направленные на обеспечение энергосбережения, реализуемые на федеральном и региональном уровне.
  8. Глава 8. формы государственной поддержки частных лиц в области развития энергосберегающих технологий.
  9. Глава 9. Методы осуществления государственного контроля за соблюдением требований.
  10. Глава 10. Итоговые положения.

В конце нормативного акта представлен перечень федеральных законов, в которые вносятся корректировки в связи с принятием 261 ФЗ.

Важно знать! 261 федеральный закон был подписан президентом России Д.А. Медведевым 23 ноября 2009 года, после принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации

Статья 10. Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров

1. Производимые на территории Российской Федерации товары, импортируемые в Российскую Федерацию для оборота на территории Российской Федерации товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Указанное требование распространяется на товары из числа:

1) бытовых энергопотребляющих устройств с 1 января 2011 года;

2) иных товаров с даты, установленной Правительством Российской Федерации.

2. Виды товаров, на которые распространяется требование части 1 настоящей статьи, и их характеристики устанавливаются Правительством Российской Федерации, категории товаров в пределах установленных видов товаров и их характеристики устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Исключения из категорий товаров, на которые распространяется требование части 1 настоящей статьи, в том числе товары, использующие энергетические ресурсы в малом объеме, товары, имеющие ограниченную сферу применения, а также малораспространенные товары, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Определение класса энергетической эффективности товара осуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Включение информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесение этой информации на его этикетку осуществляются в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

6. Начиная с даты, определенной в соответствии с частью 1 настоящей статьи, производители, импортеры обязаны указывать информацию о классе энергетической эффективности товаров в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках.

7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе установить перечень иной информации об энергетической эффективности товаров, которая должна включаться в техническую документацию, прилагаемую к товарам, правила ее включения, а также дату, начиная с которой эта информация подлежит включению в техническую документацию.

8. С 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года — электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

9. Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях создания организационных, материально-технических, финансовых и иных условий, обеспечивающих реализацию требований к обращению с указанными отходами, Правительством Российской Федерации утверждается государственная программа, которая подлежит реализации с 1 января 2011 года.

Изменения, внесенные законом 261-ФЗ в другие законодательные акты

Помимо описанных выше основных целей, задач и требований, которые установлены данным законодательным актом, принятие ФЗ № 261 способствовало внесению ряда изменений в другие значимые нормативно-правовые документы. Среди наиболее важных, имеющих влияние на процессы в ЖКХ, можно выделить Жилищный и налоговый кодексы, а также ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформирования ЖКХ».

О дополнениях в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Часть 1 статьи 34 содержит в себе изменения первой части Налогового кодекса. В данном разделе содержится информация относительно использования новых технологий, позволяющих повысить уровень энергоэффективности в здании.

Также некоторые изменения были внесены во вторую часть представленного кодекса, в данном случае речь шла о принятии мер по увеличению количества используемого оборудования с высоким КПД, позволяющим снизить расходы энергии.

Для собственников зданий, принимающих меры по энергосбережению, ФЗ-261 установил налоговые льготы в виде возмещения процентов по кредитам, взятых на проекты повышения энергоэффективности и возможность получения субсидий на энергосберегающие программы.

Экономия тепла в МКД

В условиях российского климата потребление тепловой энергии и горячей воды составляют 60-75% от общего потребления энергоресурсов в МКД. Показатель зависит от продолжительности отопительного сезона, вида ограждающих конструкций и степени изношенности внутридомовых сетей. Поэтому мероприятия по снижению теплопотребления и теплопотерь наиболее важны для управляющих компаний и ТСЖ.

Теплоизоляция МКД

  1. Устройство двойных тамбуров, установка доводчиков и конопатка щелей сокращает потери тепла в местах общего пользования. Одна только замена деревянных оконных рам на пластиковые стеклопакеты снижает годовое потребление тепла на 20%, экономя от 4 до 10 кВт/м3.
  2. Восстановление межпанельных швов дает дополнительную экономию 2 кВт/м3.
  3. Теплоизоляция чердаков и подвалов позволяют экономить еще 10% тепла.
  4. Утепление крыши снижает до 20% теплопотерь при сроке окупаемости 12 лет.
  5. Теплоизоляция внешних стен и перекрытий сэкономит от 4 до 12 кВт/м3 в год при окупаемости 21 год.

Проведение мероприятий по утеплению ограждающих конструкций нецелесообразно, если целью ставится исключительно энергосбережение в МКД. У них слишком долгий срок возврата инвестиций — 12 лет для утепления кровли и 21 год для внешних стен. Но в этих мероприятиях заложен самый высокий потенциал энергосбережения, поэтому их рекомендуется выполнить при плановом капитальном ремонте, если собственники помещений в МКД на это согласны.

Оптимизация потребления тепловой энергии

  1. Замена неисправной запорной арматуры и отдельных участков трубопроводов устраняет утечку горячей воды и теплоносителя.
  2. Теплоизоляция трубопровода сокращает годовые потери тепла на 2-3 кВт/м3.
  3. Модернизация теплового узла снижает теплопотребление МКД на 30%.
  4. Монтаж системы постоянной циркуляции горячей воды уменьшает ее расход на 30% при сроке окупаемости от 2 до 5 лет.
  5. Установка реле времени циркуляционного насоса позволяет регулировать теплоотдачу системы отопления согласно суточной потребности графику, что снижает потребление тепла на 10%, и на 30% в сочетании монтажом термостатных вентилей на отопительных приборах.

При текущем дисбалансе тарифов на тепловую энергию и газ дополнительные возможности экономии дает устройство автономной системы теплоснабжения — крышной котельной.

Во-первых, стоимость 1 Гкал тепловой энергии, произведенной в автономной котельной, в два раза ниже, чем цена за 1 Гкал тепла у теплоснабжающей организации.

Во-вторых, современные мини-котельные можно включать, выключать и регулировать независимо от графиков и режимов центральной котельной. Если на улице установилась плюсовая температура, можно прикрутить вентиль. Это сразу уменьшит расход газа, а сам процесс длится не более минуты. Теплоснабжающие организации не занимаются тонкой настройкой под климат, и чтобы не задохнуться от жары, жильцы открывают окна, а потом оплачивают перетопы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector