Разбираемся со сроками подписания и исполнения госконтракта

Содержание:

Как увеличить сроки выполнения работ по государственному контракты: юридическая помощь по 44-ФЗ

При исполнении гос. контрактов бывают случаи, когда выполнение работ по государственному контракту нельзя выполнить срок по вине заказчика. Или по обоюдной вине.

При этом заказчик не идет на конфликт с исполнителем, не хочет удерживать с него неустойку и согласен заключить дополнительное соглашение к государственному контракту с увеличением сроков выполнения работ. При этом иногда предлагают увеличить смету на 10%, чтобы иметь причину к заключению доп. соглашение.

Законно ли такое увеличение сроков по государственному контракту?

По общему правилу нет. Исключению составляют случаи выполнения работ по строительству, кап. ремонту, реконструкции, сносу объектов капитального строительства (пп. 9 п. 1 ст. 95 ФЗ №44), если сроки выполнения работ нарушены по причинам не зависящим от сторон, и в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (п. 65 ст. 112 ФЗ №44).

Можно ли продлить сроки без заключения дополнительного соглашения и не платить неустойку государственному заказчику?

Да.

ФЗ №44 в ст. 95 содержит исключительный перечень случаев, по которым может быть изменен государственный контракт. Самый частый случай – изменение цены не более чем на 10% в сторону увеличения сметы или ее уменьшение в связи с меньшим объемом работ.

При этом закон не указывает на возможность увеличение сроков при изменении цены контракта.

Такое возможно только в отдельных специальных случаях:

Цена контракта больше 500 млн., 1 мрд., 10 млрд рублей для мниципальных нужд, нужд субъекта РФ, федеральных нужд, и если общий срок гос. контракта больше 1 года для муниципальных и 3 года для федеральных нужд

Изменение регулируемых цен

Уменьшение лимитов финансирования, если заказчиком заключен контракт с иностранной организацией или гражданином

Во всех остальных случаях заключать дополнительное соглашение об увеличении сроков выполнения работ нельзя. Даже если заказчик на это согласен. Такое соглашение является ничтожным, т.к. ограничивает конкуренцию и оказание предпочтение отдельному субъекту (п. 9 обзора судебной практики Верховного суда РФ по государственным закупкам)

Но есть выход, позволяющий фактически увеличить сроки выполнения работ по гос. контракту.

Он основан на положениях ст. 716, 719 ГК РФ и п. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ..

При этом Вам нужно доказать, что невыполнение работ в предусмотренный контрактом срок произошло по вине заказчика или по непредвиденным обстоятельствам (погодные условия, авария и т.д.).

Заказчик может нарушить сроки передачи строительной площадки, не обеспечить на нее доступ, для выполнения работ по контракту требуется проведение других работ, не предусмотренных договором, в проектной документации могут быть ошибки и т.д.

Важно, чтобы эти обстоятельства могли угрожать качеству работ или без их устранения невозможно выполнить условия гос. контракта

О таких обстоятельства надо предупредить заказчика, иначе Вы не сможете на них сослаться в суде, если будет предъявлен иск.

Заказчик обязан обеспечить возможность выполнения работ на объекте, оказывать необходимое содействие исполнителю (ст. 718 ГК РФ)

Если им не будет предпринято необходимых действий, то Вы имеет не приступать к выполнению работ или приостановить их, пока не будут устранены обстоятельства, мешающие качественном выполнению работ. (ст. 716, 719 ГК РФ).

При грамотном оформлении приостановления работ по государственному контракту Вы не нарушаете сроков выполнения работ, а Заказчик не вправе расторгнуть его или взыскать с Вас неустойку.

Советуем обращаться за помощью к квалифицированным специалистам по гос. закупкам и 44-ФЗ.

Также читайте:

Юридические услуги по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Юридическое сопровождение бизнеса

Пени за просрочку при исполнении обязательств и особенности их расчета

Ранее размер ответственности поставщика в виде пени мог превысить размер ответственности заказчика в несколько раз и снизить его допускалось только в судебном порядке. Теперь правила начисления пени упростили: для заказчика и поставщика они установлены в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта за каждый день просрочки.

При этом цена контракта уменьшается на сумму уже выполненных исполнителем или поставщиком работ. Опять же при начислении пени сумма неустойки не может превышать цены контракта.

Исполнителю стоит учитывать, что размер штрафов за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем за просрочку. Поэтому ему выгоднее завершить работу с некоторой просрочкой, чем сдать некачественный объект.

Заказчик по 44-ФЗ не вправе самостоятельно решать, начислять ли ему пени или нет. Начислить пени поставщику при просрочке — это его обязанность. Но есть некоторые исключения. Так, заказчик может не устанавливать пени, если проводит закупки у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. р. на посещение зоопарка, цирка, кино, на поставку лекарственных средств.

Размер пени не подлежит изменению в одностороннем порядке по ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. Законодательство не содержит такой возможности.

Приведем пример расчета пени по 44-ФЗ. Заказчик просрочил оплату за товары по госконтракту на 10 дней в сумме 200 тыс. р. Ставка рефинансирования в апреле 2020 года составляет 7,75%. Пени будут рассчитаны так:

(200000 * (1/300 * 7,75%) *10) = 516,67 р.

Поставщик также вправе оспорить начисленные штрафы и пени, если ему удастся доказать, что его вина отсутствует. В частности, в ч. 9 ст. 22 44-ФЗ прописана возможность освобождения от санкций, если нарушение произошло по вине другой стороны или при обстоятельствах непреодолимой силы. К таким обстоятельствам можно отнести природные катаклизмы, забастовки, военные столкновения и пр.

Фиксированная величина штрафов должна быть прописана уже на этапе подготовки конкурсной документации. Но рассчитать их сложно, так как цена контракта становится известна только по результатам торгов. Поэтому в проект контракта можно включить пункт с незаполненными полями (например, «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта поставщик устанавливает заказчику штраф в размере __% от цены контракта, а именно ___руб.»). Уже при подписании договора сюда можно включить конкретные значения.

Но если заказчик уверен, что по итогам закупки цена не упадет так сильно, чтобы попасть в иной диапазон для расчета штрафа, то он может изначально указать здесь величину штрафа.

Требования 44-ФЗ обязывают заказчика, помимо штрафов, указать и правила расчета пени или их размер (согласно ч.7 ст. 34 44-ФЗ). Для этого можно просто продублировать величину пени из Положения.

Соглашение о продлении сроков по договору 2

Если же по какой-то причине исполнитель отказывается от выполнения дополнительных работ, то соглашение заключить будет попросту невозможно. Об увеличение объема работ Уже после формирования договора подрядного типа выясняется, что необходимо выполнить несколько больший объем работ, чем предполагалось с самого начала.

Важно

В таком случае также допускается составить дополнительное соглашение. При этом все возможные нюансы, возникающие при составлении документа данного типа, полностью аналогичным сложностям, которые появляются при формировании дополнительного соглашения на дополнительные работы.

Максимально подробно вопрос рассматриваемого типа освещается непосредственно в ст.№60.2 ТК РФ под редакцией закона №197-ФЗ от 30.12.01 г. Об изменении стороны Нередко при реализации обозначенной в договоре подряда задачи возникают различного рода сложности, не позволяющие подрядчику выполнить работу.

Основания к изменению из положений гражданского законодательства РФ

1.1. Общие правила возможного изменения условий договора

Согласно пунктам 1, 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли их разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ. И именно на изменение обстоятельств пытаются ссылаться попавшие в рассматриваемую ситуацию исполнители, подавая в суд заявление о понуждении к изменению условий государственного или муниципального контракта в части сроков выполнения работ и оказания услуг.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Однако, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ). А судебная практика в подавляющем большинстве случаев делает вывод о недопустимости по общему правилу изменения существенных условий государственного или муниципального контракта

, к которым относится, в том числе, срок выполнения работ или оказания услуг. К тому же, для действия ст. 451 ГК РФчаще всего не исполняется условие о том, что исполнитель не мог заранее, до подписания контракта, предвидеть необходимость большего срока на исполнение обозначенных в контракте работ или услуг при должной степени заботливости и осмотрительности .

1.2. Основания к изменению в связи с уменьшением финансирования

Согласно пункту 1 статьи 767 ГК РФ при уменьшении

соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядкесредств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ или услуг, определенных контрактом, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ и оказания услуг. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 указанной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом

. При этом «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2020 г., подтверждает, что, если не выполняются условия об изменении объема соответствующего финансирования,стороны не могут дополнительным соглашением к контракту изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не прописано в законе и заключенном в соответствии с ним контракте .

Так как приведенные формулировки отсылают нас к специальному законодательству о закупках, либо к контракту, рассмотрим возможные основания к изменению сроков, вытекающие из них.

Сроки заключения контракта по 44-ФЗ

Всем, кто работает в рамках 44-ФЗ, приходится действовать в строго определенных и очень ограниченных временных рамках. Нарушение сроков заключения контракта по 44-ФЗ повлечёт штрафы и иные неблагоприятные последствия как для поставщиков, так и для заказчиков. Заключения контракта по 44-ФЗ с нарушением сроков невозможно, так как это будет расцениваться как уклонение победителя от заключения контракта и последствием может стать внесение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

При проведении всех видов конкурсов, кроме закрытого, сроки заключения контракта ограничены двадцатью днями. После опубликования итогового протокола, заключение государственного контракта возможно по прошествии 10 дней. В случае закрытого конкурса контракт следует подписать в течение 10 дней после объявления победителя.

В сроки заключения государственного контракта поставщик предоставляет все документы для его подписания и обеспечение исполнения своих обязательств. В случае не предоставления всех документов считается что вы уклонились от заключения контракта. Заказчик вправе удержать обеспечение заявки, обратиться в суд и взыскать свои издержки, а также предложить заключение государственного контракта участнику, занявшему второе место при подведении итогов конкурса. Заключение контракта по 44-ФЗ вторым участником не является обязанностью, он имеет право отказаться. Конкурс признаётся не состоявшимся.

Если закупка размещается в форме электронного аукциона, устанавливаются следующие сроки заключения контракта: поставщику даётся пять дней на подписание контракта с даты его получения в личном кабинете на электронной площадке. Одновременно с подписанным проектом контракта поставщик обязан направить документ обеспечения его исполнения.
    

Возможно, победитель обнаружит несоответствие полученного проекта контракта документации, протоколу подведения итогов или заявке поставщика. В таком случае направляется протокол разногласий. Протокол разногласий должен быть направлен в срок не превышающий 13 дней с даты размещения итогового протокола электронного аукциона. Закон ограничивает только срок направления протоколов разногласий, а не их количество. Протокол разногласий часто используется как возможность продлить сроки заключения контракта по 44-ФЗ на несколько дней. Поставщики пользуются этим чтобы успеть подготовить банковскую гарантию для обеспечения исполнения своих обязательств.

Закон предоставляет заказчику трёхдневный срок на рассмотрение протокола разногласий. Он либо исправляет контракт, либо отказывает и поясняет причины.
При закрытых аукционах сроки заключения контракта по 44-ФЗ регламентируются документацией, но не могут быть меньше десяти дней с даты протокола определения победителя.
    

Если закупка проводится в форме запроса котировок или предложений, то сроки заключения контракта устанавливаются в интервале не ранее семи и не позднее двадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов закупки. При запросе котировок одновременно с проектом контракта поставщик обязан направить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). При нарушении сроков заключения контракта или не предоставлении всех документов, заказчик не подпишет контракт и сообщит в УФАС о том, что вы уклонились от подписания контракта.

Возможность изменения цены контракта

На основании п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса договор между сторонами не может быть подписан без достижения согласия по предмету сделки и условий, которые названы в качестве существенных. С учетом ст. 34 44-ФЗ можно сделать вывод, что цена контракта входит в число существенных условий. По общим правилам изменение существенных условий не допускается, но в ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прописаны исключения.

Стоимость исполнения государственного контракта можно пересмотреть в сторону уменьшения, если объем поставки сохраняется, но поставщик согласен добровольно пересмотреть цену (на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Увеличение стоимости по этому основанию не допускается. Сниженная цена контракта фиксируется в данном случае в дополнительном соглашении.

При изменении доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств тот так же вправе пересмотреть цену в сторону уменьшения. При этом необходимо соразмерно уменьшить объем поставки товаров, работ и услуг с учетом правил из методики Постановления Правительства от 2013 года №1090. В первую очередь, заказчику следует оплатить контракты на поставку товаров в целях нормального жизнеобеспечения, по которым поставщиком были исполнены обязательства. Но если подрядчик соглашается не снижать объемы работ или поставки, несмотря на снижение цены контракта, то можно оставить их в силе и не пересчитывать.

При снижении регулируемой цены на товар цену контракта также можно пересмотреть в меньшую или большую сторону. При этом нужно сохранить неизменными объем и качество продукции, а изменять условия можно только при достижении соглашения между сторонами. Если тарифы в период реализации контракта были пересмотрены, то необходимо умножить новый тариф на недопоставленные товары, работы и услуги. Например, в ходе исполнения контракта на водоснабжение изменились тарифы на воду. Затем подписывается дополнительное соглашение с пересмотренными условиями.

Стоимость контрактов с ценой исполнения, которая превышает размер по Постановлению Правительства №1186 от 2013 года, допускается изменять в большую или меньшую сторону по решению органов исполнительной власти. Это правило распространяется на контракты:

  1. Для федеральных и региональных нужд, подписанные на три года.
  2. Для муниципальных нужд, подписанные на год.

Для федеральных контрактов минимальная цена составляет 10 млрд р., региональных – 1 млрд р., местных – 500 млн р. Исключение составляют федеральные контракты на выполнение клинических исследований лекарств для медицинских целей. Для подобных целей минимальный лимит установлен в размере 40 млн р. Пересмотр цены контракта по указанному основанию происходит через подписание дополнительного соглашения.

Допускается изменение цены и при изменении перечня услуг на лечение российского гражданина за пределами РФ. Первоначальная стоимость контракта уменьшается на цену услуг, которые остались невостребованными. Затем новые договорные условия фиксируются в дополнительном соглашении (на основании п. 7 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

В каких случаях придется обращаться в суд для расторжения контракта по инициативе поставщика?

В соответствии с положениями гражданского законодательства в некоторых случаях без судебного разбирательства не обойтись. Если отсутствуют основания для одностороннего отказа (то есть когда контракт можно расторгнуть без суда), то необходимо руководствоваться статьей 450 Гражданского кодекса РФ, которая позволяет расторгнуть договор через суд в следующих случаях:

  • заказчик существенным образом нарушил условия контракта;
  • при существенном изменении обстоятельств;
  • в иных случаях, предусмотренных контрактом.

Существенным нарушением обязательств со стороны заказчика может быть отказ от оплаты поставленного товара. Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) отмечено, что из буквального толкования текста правовой нормы не следует, что в случае несвоевременной оплаты покупателем переданного в соответствии с договором купли-продажи товара продавец не имеет права требовать расторжения такого договора на основании подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ. В такой ситуации поставщик может потребовать вернуть поставленный товар, как неосновательное обогащение, на основании статей 1102 и 1104 Гражданского кодекса РФ или оплатить поставленный товар.

Аналогичный вывод сделан и в Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.10.2019 N Ф03-4183/2019 по делу N А73-4529/2019, а также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01.11.2018 N Ф05-17596/2018 по делу N А40-125876/2017.

Стоит помнить, что не любое нарушение обязательств по договору может быть существенным. Верховный Суд РФ отметил, что ссылающаяся на существенное нарушение договора сторона должна представить суду доказательства такого нарушения: неполучение доходов, возможное несение дополнительных расходов или наступление других последствий, существенно отражающихся на интересах стороны. Сам же факт наличия такого нарушения, в силу ст. 450 ГК РФ, не может служить основанием для расторжения договора (Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2001 N 18-В01-12).

Невыплата аванса заказчиком также может стать существенным нарушением обязательств, что позволяет поставщику в судебном порядке расторгнуть договор. Президиум ВАС РФ указал на такую возможность при условии, что возникновение обязательств по договору обусловлено выплатой аванса (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.09.1996 N 779/96).

Во втором случае под существенным изменением обстоятельств понимается такая ситуация, когда соблюдаются сразу 4 условия:

  • при заключении соглашения заказчик и поставщик считали, что такого изменения не произойдет;
  • поставщик не мог повлиять на причины, вызвавшие изменение обстоятельств, после их возникновения;
  • поставщик лишится того, что должен был получить при заключении договора, если его положения останутся неизменными;
  • существо договора или обычаи не предполагают несения риска изменения обстоятельств контрагентом, заявляющим о расторжении договора.

Расторжение контракта через суд возможно только после того, как заинтересованная сторона направит контрагенту, нарушившему свои обязательства, предложение расторгнуть договор по соглашению сторон. В случае отсутствия ответа или отказа от заключения такого соглашения, можно обращаться в суд с исковым заявлением о расторжении контракта.

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Что считается выходным днём

Стандартные субботы и воскресение не всегда можно считать выходным днём в юридическом плане.

Нормы труда и отдыха устанавливаются Трудовым кодексом РФ. Статья 11.

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

Второй выходной может отсутствовать в принципе и это следует понимать прежде всего участникам закупок при направлении каких-либо документов в регламентированный срок.

Кроме того, Заказчик в определенных случаях также может действовать исходя из общих требований законодательства, с учетом собственных внутренних приказов и штатного расписания, если они оформлены надлежащим образом.

Цену можно увеличить до 30%

Важным послаблением станет возможность переноса сроков исполнения контрактов и изменения его стоимости. По словам Дмитрия Готовцева, цену контракта теперь можно изменять в пределах до 30% (а не 10%, как раньше). «Но здесь меняется не цена единицы, а объем», — подчеркнул он. При этом чиновник Минфина высказал сомнение в том, что цены на материалы выросли в два раза, как утверждают поставщики. «Не думаю», — отозвался он на соответствующую реплику Дыбовой. Говоря же о сроках исполнения госконтракта, он сообщил, что при возможности расчет ведется исходя из календарных дней (без учета рабочих и нерабочих дней).

Почему это важно? Елена Дыбова пояснила, что госконтракты, например, на поставку продовольствия для школьного питания являются долгосрочными, но из-за коронавируса у заказчика отпала необходимость кормить школьников. Что делать? Куда девать, скажем, яйца, которые курицы-несушки продолжают нести? «Пусть яйца отправляются не школу, а в магазин», — посоветовал представитель Минфина

По его словам, заказчик вправе расторгнуть договор, но на деле обе стороны должны решить этот вопрос между собой. Минфин РФ же задает общие правила урегулирования отношений.

Отвечая на вопрос об оплате уже исполненных работ по госконтрактам, Готовцев заявил, что заказчик не вправе задерживать выплаты, ссылаясь на коронавирус. По его словам, эти деньги зарезервированы в бюджете. «Отговорка на вирус не выдерживает никакой критики», — подчеркнул он, напомнив, что для подрядчиков МСП этот срок составляет 15 дней с момента подписания актов, а для других — 30 дней.

Провела вебинар традиционно вице-президент ТТП Елена Дыбова. Фото tpprf.ru

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector