Приемка результатов исполнения контракта

Внешняя экспертиза по закону 44-ФЗ

   Проведение внешней экспертизы полностью построено на привлечении сторонних, независимых специалистов для оценки качества оказанных услуг.

Избрание именно внешней экспертизы обуславливается следующим:

  1. Отсутствие собственных штатных квалифицированных экспертов
  2. Отсутствие технической возможности проведения исследования товаров
  3. Возникновение спорной ситуации при приемке товаров

Приказ о создании экспертной комиссии по 44 ФЗ

   Данный документ издается руководителем заказчика при принятии решения о проведении внешней экспертизы. По сути это первоначальный этап оформления рассматриваемого вида экспертизы. В части заказчика – государственного или муниципального органа последующим шагом является заключение соответствующего договора на экспертизу, который также оформляется только по итогам аналогичного тендера.

   Итоговым документом по результатам проведенных исследований является экспертное заключение по 44-ФЗ, которое обязательно должно быть подписано всеми специалистами.

   В данном заключении указывается время, место проведения исследований, а также перечень присутствующих при этом лиц. Вне зависимости от инициатора внешней экспертизы (заказчик или исполнитель) необходимо предоставить возможность присутствия обоим сторонам как на осмотре товара, так и на итоговом производстве экспертизы.

    Исследовательская часть заключения максимально подробно должна содержать мотивы, по которым эксперт пришел к конкретным выводам со ссылками на нормативные акты. К заключению эксперта должны быть приложены документы, подтверждающие надлежащую квалификацию самого специалиста.

   Пишите свой вопрос в комментарии или задавайте его при встрече, на которой мы проведем подробную консультацию по вашей проблеме, поможем в ее решении: профессионально, выгодно и в срок.

Автор статьи:

адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Внутренняя экспертиза

В случае проведения внутренней экспертизы ее порядок должен быть регламентирован локальными актами заказчика. Об этом неоднократно сообщал . Позиция ведомства состоит в том, что если заказчик не привлекает экспертов (экспертные организации) для приемки товаров (работ, услуг), то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара (работы, услуги). В этом случае отдельный документ о проведенной экспертизе можно не составлять.

Документ, который оформляют при работе экспертов, – это . Законодательно требования к такому заключению, оформляемому экспертом, не установлены, его содержательная часть будет зависеть от особенностей предмета и условий контракта.

Другими словами, заказчик вправе в одном документе отразить и факт приемки исполнения контракта и факт проведения экспертизы. Во избежание недоразумений, в частности, форму акта о приемке поставленного товара с элементами экспертизы целесообразно включить в проект закупочной документации. В оформленном виде такой документ может выглядеть, например, так:

АКТ

о приемке поставленного товарапо государственному контракту № 15-2020/ю

 Москва                                                                                                    «15» апреля 2020 г.

ФГБУ «Учреждение» в лице начальника отдела материально-технического обеспечения (МТО) Петрова Сергея Борисовича, действующего на основании приказа от 20 января 2020 г. № 7, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и ООО «Поставщик+» в лице коммерческого директора Воронова Евгения Алексеевича, действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Поставщик», с другой стороны в соответствии с государственным контрактом от «20» января 2020 г. № 15-2020/ю составили настоящий акт о следующем.

1. Предмет контракта – поставка конфет.

2. Количество поставленного товара – 1 000 коробок по 5 кг. Метод определения количества – пересчет и путем взвешивания.

3. Срок поставки – 15 апреля 2020 г.

4. Экспертиза проводилась по следующим критериям:

4.1. Тара и упаковка соответствует разделу 5.4  Общие технические условия».

4.2. Органолептические показатели конфет на основании требований, установленных разделом 5.1.2 ГОСТ 4570-2014 «Конфеты. Общие технические условия», следующие:

Наименование показателя

Фактическое значение

Вкус и запах

Свойственные основному составу компонентов конфет с ясно выраженным вкусом и запахом.

Не допускаются посторонние вкусы и запахи. Конфеты, содержащие жиры, не должны иметь салистого, прогорклого или иного неприятного привкуса и послевкусия.

Конфеты кристаллической структуры должны иметь мягкую консистенцию при раскусывании, крупные кристаллы и агломераты сахара и других веществ не допускаются

Внешний вид

Конфеты, глазированные шоколадной глазурью или шоколадом, не должны иметь на лицевой поверхности «поседения» или повреждения. Допускаются незначительные повреждения поверхности при выработке конфет на механизированных линиях и при машинном упаковывании. Конфеты должны быть покрыты глазурью ровным или слегка волнистым слоем или иметь рисунок на поверхности

Форма      

Разнообразная. Деформация конфет не допускается

Физико-химические показатели корпуса конфет и начинки

Соответствие разделу 5.1.4 ГОСТ 4570-2014 «Конфеты. Общие технические условия»

4.3. Наличие сопроводительных документов: свидетельство о государственной регистрации продукции № RU.50.01.38.015… от 1 апреля 2020 г.

Вывод. Количество и качество поставленного товара соответствует требованиям заключенного государственного контракта; отклонений от условий контракта не обнаружено.

5. Стоимость поставленного товара, согласно заключенному государственному контракту, составляет 125 000 (сто двадцать пять тысяч) руб. (в том числе НДС 22 500 руб.).

По качеству, количеству, срокам исполнения контракта и оплате стороны претензий друг к другу не имеют.Настоящий акт составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

От Заказчика                                                                                         От Поставщика

Начальник отдела МТО                                                                   Коммерческий директор

ФГБУ «Учреждение»                                                                           ООО «Поставщик+»

 Петров  Петров Сергей Борисович                  Воронов    Воронов Евгений Алексеевич

Экспертиза по Закону № 44: при каких обстоятельствах и для чего она проводится

Экспертиза по Закону № 44 проводится, чтобы проверить результаты исполнения поставщиком (подрядчиком) контрактных обязательств, касающихся их соответствия условиям подписанного контракта. Обязанностью заказчика является обеспечение проведения экспертизы при приемке поставленных товаров (услуг, работ) по заключенному договору. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 3).

Однако предусматриваются и исключения. Это относится к исполнению поставщиком контрактных обязательств, если договор был заключен до вступления в силу норм Закона № 44. Так, если контракт предусматривает поэтапное исполнение обязательств, то приёмка и экспертная оценка результатов проводится после окончания каждого из этих этапов.

Даже если контракт не содержит условий об исполнении контрактных обязательств поэтапно, однако по факту приемку и оплату товаров (услуг, работ) проводят периодически, то обязанностью заказчика является обязательное проведение экспертизы при каждой приемке результатов (данное требование содержится в Письме МЭР Российской Федерации №Д28и-2919 от 31 декабря 2014 года).

Каким образом проводить экспертизу: самостоятельно либо привлекая экспертов?

Если закупка проводится у одного единственного поставщика, заказчик должен привлечь экспертов. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 4).

Однако предусматриваются исключения.

  • В случае закупки услуг экспертных организаций (экспертов).
  • В случае осуществления закупок по основаниям, которые предусматривает Закон № 44, (часть 1 статьи 93, пункты 1-9, 14-15, 17-23, 25-26, 28-30, 32-33, 36, 40-42, 44-45).
  • При проведении закупок в целях обеспечения федеральных нужд (предусмотрено статьёй 93 Закона № 44).
  • Если в качестве предмета закупки выступает разработка проектной документации по объектам капитального строительства либо результаты инженерно-геологических изысканий, которые прошли экспертизу (негосударственную либо государственную).
  • Обязанностью заказчика также является привлечение экспертов в других случаях, при условии, что данные случаи регламентированы документами, принятыми Правительством России.

В остальных случаях заказчиком самостоятельно принимается решение, касающееся привлечения экспертов либо проведения экспертной оценки своими силами.

Нормативные акты

В законе ФЗ№44 нет ситуаций, в которых экспертное исследование может не организовываться. В соответствии с данными нормами она должна быть проведена абсолютно по любому договору, включая те, что составлены по п. 4 ст. 93 ФЗ№44

Говоря простыми словами, на важность организации данного мероприятия не оказывает влияния ни один из вышеприведенных факторов:

  • предмет сделки;
  • основание для ее оформления;
  • цена.

Так что мера должна быть принята даже в том случае, если на практике такая возможность отсутствует. Разумеется, организовать такое мероприятие проблематично. Хотя на законодательном уровне порядок его проведения не установлен. Поэтому в ряде ситуаций исследование будет формальным и заключаться только в подтверждении факта его организации.

В законодательстве сказано, что экспертиза выступает в качестве неотъемлемой части процесса, связанного с приемкой продукции на основании контракта. Поэтому она проводится каждый раз, прежде чем заказчик подпишет бумаги о приемке. Если в документах продукция принимается каждый месяц, периодичность проведения экспертизы аналогичная. Если каждый день – то же самое. И проводится весь этот комплекс работ до приемки продукции.

Скачать бланк образца акта приёмки товаров (работ, услуг); образец экспертизы; экспертное заключение, сделанное своими силами — образец внутренней экспертизы; иную документацию:

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Экспертное заключение по 44-ФЗ образец
  • Заключение экспертизы по 44 ФЗ
  • экспертное заключение по 44 фз своими силами
  • Акта приёмки товаров по 44 ФЗ
  • Образец акта комиссионной приемки выполненных работ
  • Образец заключения приемочной комиссии

Образец акта экспертизы товара

Акт пишется таким образом, чтобы его мог понять не только коллега эксперта, но и человек, не обладающий специфическими знаниями. Это обозначает то, что при его формировании следует избегать узкоспециальных терминов, сложных, малопонятных оборотов и т.п.

  1. Первым делом вверху документа указывается его наименование и номер.
  2. Далее ставится дата составления акта и место (тут нужно написать название компании, которая проводила исследование и ее адрес – по необходимости), даются сведения об эксперте – его должность и фамилия.
  3. Затем пишется основание для проведения экспертизы: тут нужно указать или номер заявления или номер наряда (в зависимости от ситуации), потом дату ее проведения.
  4. После этого в акт вносятся данные о товаре: его название, категория, сорт, вид, назначение, количество и прочие идентификационные характеристики, а также задачи, стоящие перед экспертом.
  5. Ниже вписывается производитель изделия: название предприятия и страна, в котором оно зарегистрировано.
  6. В завершение указывается мнение эксперта.

При необходимости документ можно дополнить и другими сведениями (например, о том, какие мероприятия проводились в ходе экспертизы), а также указать прилагаемые к акту дополнительные бумаги.

Как провести экспертиза по закону 44-ФЗ своими силами?

То есть экспертизу можно провести своими силами. Результаты и сам факт ее проведения фиксируются в действующих документах приемки. Это могут быть:

  • обычные акты выполнения услуг;
  • товарные накладные;
  • счет-фактура к КС-2 и КС-3.

Можно сделать отметку о том, что проведена экспертиза своими силами. Для этого не требуется оформление отдельным документом.  

Проводить экспертизу должен специалист, который непосредственно отвечает за приемку товаров и услуг в бюджетном учреждении. Может быть и группа специалистов. Это оптимальный вариант.

На предприятии могут назначить отдельного специалиста, который проводит только экспертизу без привлечения внешних независимых организаций. Но такая потребность достаточно редкая, большого смысла выделения отдельного специалиста нет.

Вместо этого для приема любого товара или выполненной услуги достаточно:

  1. Назначить ответственного за проведение экспертизы;
  2. Перед приемкой провести экспертизу силами этого лица.

Назначенный специалист непосредственно перед приемкой в документе – в акте или в товарной накладной – расписывается о том, что провел экспертизу своими силами. Также указывает, кто ответственный за ее проведение. Альтернатива – изготовленный наборный штамп, на котором указано все то же самое.

Есть случаи исключения, в том числе из п.п. 4-5 статьи 93 44-ФЗ, у единственного поставщика, когда внешнюю экспертизу проводить не нужно. Следует ли в этих случаях проводить внутреннюю экспертизу – вопрос открытый.

Практика показывает, что кто-то проводит, а кто-то не проводит. Но чаще стараются перестраховаться. Тем более, что сделать это несложно.

Остается вопрос, зачем это делать, для чего нужна экспертиза. Ведь на предприятии нет соответствующего уровня специалистов и необходимого оборудования. Но, как указано выше, закон обязывает проводить ее хотя бы своими силами и в каком-то виде ее оформлять документально.

При этом назвать приемку той самой экспертизой – это риск попасть под материальные, дисциплинарные, административные санкции. Чтобы этого избежать, следует назначить ответственного сотрудника, который бы указывал в документах выводы исследования.

Кто имеет право проводить экспертизу

К проведению экспертизы привлекаются люди, обладающие особыми узконаправленными знаниями. На предприятиях это могут быть специально обученные сотрудники, прошедшие профессиональную подготовку и имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную письменными свидетельствами или дипломами.

Если организация не имеет возможности содержать в штате собственных экспертов, то она вполне может прибегать к услугам сторонних специалистов.

В некоторых случаях, когда экспертиза проводится в отношении, например, сложных технических объектов, в исследовании может участвовать целая группа экспертов, каждый из которых принадлежит к определенному экспертному сообществу и обладает специфическими познаниями.

Акт приемки товара

Акт приема-передачи – закрывающий документ, подтверждающий исполнение контракта и внесение оплаты за услугу. 

Заключается на основании ст. 94 ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд” после того, как исполнитель осуществит частичную (полную) поставку товара.

Полностью реализует взятые на себя обязательства по контракту.

Акт – отдельный документ, в котором фиксируется факт приемки продукции от поставщика согласно 44-ФЗ, т.е. полное соответствие товара/ услуги требованиям или критериям определенного уровня качества. 

Акт составляется по итогам экспертизы и заключения, но не позднее 5 дней после составления документа, подписания сторонами. Только легитимный документ является правильным, если составлен на основании фактических сведений о проводимой поставке, универсальных передаточных документов либо товарных накладных, сопровождающих товар.

Если заказчик не составляет акт в силу определенных причин, то подвергается штрафу с взысканием в судебном порядке.

Акт составляется в 2-х экземплярах для поставщика и заказчика.

Строгая форма отсутствует, но обязательно должны быть прописаны главные пункты:

  • список продукции, услуги;
  • стоимость принятого товара;
  • заключение экспертизы;
  • решение заказчика, обоснование претензий при их наличии;
  • подписи участников процесса.

На бумаге акт выглядит следующим образом:

В правом верхнем углу прописываются данные об утверждении документа уполномоченным должностным лицом. Руководителем организации проставляется дата утверждения с учетом условий контракта.

В теле акта указывается состав комиссии, утвержденный по приказу.

Внизу бланка проставляются подписи членов комиссии, принимавших участие в приемке. Каждый член высказывает свое мнение. Если не согласен с общим выводом, то прикладывает свое мнение на специальном бланке приложения.

Акт подписывают обе стороны контракта.

Для придания ему легитимности прикладываются следующие документы:

  • сертификаты качества на товар;
  • товарно-транспортные накладные;
  • универсальные передаточные справки.

Если заказчик не согласен с поставляемым качеством товара, то может составить мотивированный отказ в письменном виде с отражением замечаний, претензий, выявленных несоответствий с отражением количества единиц продукта. 

В случае выявления брака или просрочки заказчик вправе:

  • отказаться от подписания акта о приемке, посчитав оказанную услугу неполной;
  • составить протокол разногласий, отразить выявленные недочеты

Внимание! 

  1. Заключенный контракт не будет считаться исполненным без предоставления документации совместно с актом при приемке товара либо при просрочке.
  2. В этом случае поставщик может быть признан нарушителем обязательств по контракту, привлечен к наложению штрафных санкций.

Кто принимает ТРУ?

Приемку ТРУ всегда осуществляет лично заказчик, либо его уполномоченный представитель, приемочная комиссия.

Контрактный отдел и его руководитель выполняют следующие обязанности и наделены следующими полномочиями:

  1. заполняют план-график, разрабатывают необходимые для него изменения, публикуют план-график в ЕИС и его измененный вариант;
  2. готовят и публикуют в ЕИС извещение о проведении торгов, закупочную документацию, проект контракта, направляют приглашения поставщикам принять участие в закрытой процедуре;
  3. контролируют проведение мероприятия, включая и заключение контрактов;
  4. участвуют в делах по обжалованию результатов выбора контрагентов и собирают материалы для оформления исков и претензий по данным разбирательствам;
  5. при необходимости на этапе планирования закупки организовывают консультации с поставщиками для прояснения конкурентной среды на рынке, анализа продукции и для улучшения иных показателей;
  6. выполняют иные функции в соответствии с контрактным законодательством (ч.4 ст.38 44-ФЗ).

Руководитель контрактной службы как должностное лицо несет ответственность за проведение процедуры, включая исполнение контрактов (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

Если заказчик желает наделить полномочиями по приемке товара своего представителя, то он должен предусмотреть порядок осуществления приемки, назначить уполномоченное лицо (ст.312 ГК РФ). Данный человек единолично будет принимать ТРУ и подписывать акт сдачи-приемки.

При формировании комиссионной группы для осуществления приемки ТРУ необходимо соблюсти некоторые условия: в ее составе должно быть не меньше 5 человек (каких-либо требований к членам данной группы нет); все участники прописываются в приказе, а также порядок их работы. Акт сдачи-приемки подписывается всеми членами группы и утверждается директором организации.

Отдельные нюансы

Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:

1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;

2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.

Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  • по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

  • по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214.

* * *

Приемка результатов исполнения контракта или его отдельного этапа – важное звено в процедуре исполнения контракта. Контрактному управляющему или сотрудникам контрактной службы стоит учитывать ряд особенностей при приемке

Во-первых, в некоторых случаях необходимо привлекать сторонних экспертов. Во-вторых, документ о приемке составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии, только если приемка прошла положительно. Если при приемке выявлены недостатки товара, работы или услуги, нужно составить в письменной форме мотивированный отказ от приемки. В-третьих, сведения о приемке направляются заказчиком в реестр контрактов, а также включаются в отчет об исполнении контракта.

Ответ

предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта является одним из этапов приемки исполнения контракта. Без проведения процедуры приемки исполнения контракта заказчик не имеет права принимать товар (работы, услуги) от поставщика (подрядчика, исполнителя). Следовательно, экспертизу, которая является элементом процедуры приемки исполнения контракта, заказчик должен проводить в обязательном порядке.

Проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в части их соответствия условиям контракта . При этом экспертизу могут проводить непосредственно сотрудники либо внешние эксперты.

Обратите внимание, Правительством РФ могут быть установлены , экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Для имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта

В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, то в заключении могут быть указаны предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения

Для имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, то в заключении могут быть указаны предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

К :

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводят экспертизу;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными по отношению к  руководителю заказчику, членам комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

При этом случае экспертов, экспертных организаций лиц, указанных выше, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.

к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, а также особенности проведения такой экспертизы могут быть установлены «О государственном оборонном заказе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector