Каким образом вносится обеспечение заявки и обеспечение исполнения договора по 223-фз?

Какие вопросы волнуют заказчиков и поставщиков

Нужен ли спецсчет заказчику по 223-ФЗ, чтобы проводить закупки у МСП?

Нет, заказчику спецсчет не нужен. Спецсчета открываются только поставщикам для того, чтобы через них вносилось обеспечение заявки.

Плата за участие списывается со спецсчета победителя закупки после разблокировки суммы обеспечения. А что происходит, если у участника нет спецсчета? Допустим, он подает заявки только на торги по 223-ФЗ до 5 млн рублей, в которых обеспечение не устанавливается.

Действительно, в закупке, в которой не установлено обеспечение, может принимать участие поставщик, не имеющий специального счета. Однако плата с победителя торгов взимается в любом случае. Это не зависит от наличия у него спецсчета и установления в закупке обеспечения заявки. Если спецсчета нет, то запрос платы площадка направляет непосредственно победителю процедуры. В таком случае он просто переводит нужную сумму на банковский счет оператора ЭТП.

В какой момент сумма обеспечения заявки блокируются на спецсчете?

Блокировка обеспечения происходит в течение часа после того, как заканчивается указанный в извещении о закупке срок подачи заявок. До вступления в силу рассматриваемых изменений денежные средства блокировались на ЭТП в момент ее подачи.

Что будет с платой за участие в торгах, если договор не будет исполнен? Например, заказчик не перевел предоплату, а поставщик, соответственно, не поставил товар.

Плата за участие в торгах взимается электронной площадкой за предоставление услуг. Эта сумма является доходом ЭТП. Ее взимание никак не связано с дальнейшей судьбой договора.

Нужно ли участнику подтверждать внесение обеспечения? Прикладывать ли к заявке какой-то документ?

Нет, этого не требуется. Обеспечение блокируется автоматически по запросу ЭТП. Если обеспечение не будет заблокировано, то заявка будет возвращена. Соответственно, если заявка направляется заказчику, это означает, что обеспечение внесено.

На каком этапе заказчику откроется информация об участниках? Правда ли, что их названия станут известны только после распределения по местам?

Да, это так. Требования об обеспечении оператором конфиденциальности информации прописаны в части 8 и 10 статьи 3.3 закона 223-ФЗ.

На какой срок включаются исполнители?

Реестр недобросовестных поставщиков действует одинаковым способом независимо от того, на основании нарушений положений какого закона было осуществлено включение в него тех или иных исполнителей по контрактам.

В настоящее время на основании принятых норм действующего федерального законодательства и специальных Постановлений Правительства Российской Федерации срок, на который могут быть включены недобросовестные исполнители, составляет два года.

Однако при наличии некоторых условий данный срок может быть существенным образом сокращен, для чего необходимо предпринять ряд оправданных, с юридической точки зрения, действий.

Электронный аукцион

Постановление Правительства РФ №616 от 21.06.2012 года («Об утверждении списка товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме») позволяет проводить закупки в электронной форме. Однако, заказчик не всегда должен производить закупку именно таким методом, исходя из перечня товаров, работ, услуг, указанного в Постановлении №616.

Алгоритм проведения подачи заявки

Если заказчик может уложиться в собственный лимит (ценовой порог), при этом сумма закупки небольшая и заказчик может осуществить закупку у единственного поставщика, он может сделать это и не в электронной форме. Если же поставщик выявил желание принимать участие в электронном аукционе, но в предоставленном пакете документов заказчик запрашивает копию поданной заявки (на бумажном носителе), то конкурсант в праве обжаловать действия заказчика. Сделать это он может в антимонопольной службе. Предлогом к рассмотрению жалобы будет «избыточное требование заказчика».

Как и где проводить закупки

Также определено, что такие процедуры можно проводить на площадках, удовлетворяющих:

  • единым требованиям к ЭТП, установленным в законе 44-ФЗ;
  • дополнительным требованиям — они были разработаны и утверждены Правительством в постановлении № 657 от 8 июня 2018 года.

В качестве операторов торгов по 44-ФЗ отобрано 8 площадок. Они перечислены в приложении к распоряжению № 1447-р. К прежним федеральным ЭТП добавились еще 2. Все они подходят под требования из постановления № 657. Соответственно, проводить торги для МСП по 223-ФЗ можно на любой из них. Вот их список:

Сбербанк-АСТ http://sberbank-ast.ru
ЕЭТП Роселторг https://www.roseltorg.ru
ЗаказРФ (АГЗРТ) http://etp.zakazrf.ru
РТС-тендер http://www.rts-tender.ru
НЭП Национальная электронная площадка http://www.etp-ets.ru
РАД Российский аукционный дом https://gz.lot-online.ru
ТЭК-Торг https://44.tektorg.ru
ЭТП ГПБ Группа Газпромбанка https://gos.etpgpb.ru

Особняком стоит площадка государственного оборонного заказа:

АСТ ГОЗ – Автоматизированная система торгов гособоронзаказа http://www.astgoz.ru

В итоге субъекты, которые руководствуются в своей закупочной деятельности законом 223-ФЗ, могут иметь дело с площадками трех типов:

  1. Для проведения обычных закупок, в которых отсутствуют ограничения, подойдет любая площадка, удовлетворяющая требованиям статьи 3.3 закона. Утвержденного списка таких ЭТП нет, так что заказчик может выбирать на свое усмотрение.
  2. Если заказчик по 223-ФЗ проводит закрытую закупку по гособоронзаказу в электронной форме, ее следует размещать на площадке АСТ ГОЗ. Основания, по которым заказчик может провести закрытую конкурентную закупку, перечислены в новой редакции закона (статья 3.5).
  3. Закупки исключительно для МСП проводятся на 8 федеральных площадках, список которых представлен выше.

До конца 2018 года внедрить новый порядок проведения процедур для малого бизнеса должны были лишь те заказчики, кто уже успел изменить свои Положение о закупке в соответствии с изменениями 223-ФЗ. А вот с 1 января 2019 года новые правила должны применяться всеми заказчиками в полной мере. Потому что к началу текущего года все они должны были привести свои Положения в соответствии с действующей редакцией закона 223-ФЗ.

Что делать, если другая сторона уклоняется от подписания договора

Заказчик может отменить проведение конкурентной процедуры до окончания срока приема заявок. Позднее он может отменить торги до заключения договора только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (чч. 5, 7 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ).

Если такие обстоятельства отсутствуют, а заказчик отменил закупку и не подписывает договор, его действия можно обжаловать в ФАС России или в суд как уклонение от заключения договора по 223-ФЗ.

Отказ победителя от заключения договора 223-ФЗ также расценивает как уклонение. В этом случае:

  • ему не возвращается обеспечение заявки (п. 1 ч. 26 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ);
  • сведения о таком участнике включаются в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Важно! Сведения будут находиться в РНП 2 года. В течение этого времени уклонисту будет сложно участвовать в торгах, т

к. большинство заказчиков устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений о потенциальном поставщике в реестре (ч. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

***

Таким образом, процедура подписания договора в рамках закона № 223-ФЗ регламентирована не так жестко, как подписание контракта по закону № 44-ФЗ. Однако она имеет свою специфику, которую мы детально разобрали в нашей статье. Зная ее, можно оформить договор без ошибок.

***

Узнать о составлении плана закупок по ФЗ-223 можно здесь.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Этапы

Подписание договора по 223-ФЗ происходит в несколько этапов:

  1. Размещение в ЕИС итогового протокола по результатам определения победителя торгов.
  2. Заполнение проекта контракта, подготовка документов для подписания.
  3. Внесение сведений из предложения победителя закупочной процедуры.
  4. Выбор варианта подписания (бумажный или электронный).
  5. Получение обеспечения.
  6. Подписание контракта.
  7. Внесение сведений в ЕИС.

По итогам заключения контракта заказчиком формируется протокол, содержащий все сведения о закупке и о поставщике, с которыми заключён договор. Этот документ должен быть размещён в ЕИС в установленные законом сроки.

Последние изменения

Нововведения призваны обеспечить унификацию требований к банкам, которые уполномочены на выдачу банковских гарантий для обеспечения заявок, исполнения контрактов (договоров), в тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Требования к банковским гарантиям, которые предоставляются субъектами МСП, предполагается унифицировать с аналогичными требованиями контрактного законодательства, в т. ч. в части:

  • запрета на условия о предоставлении банку судебных актов, которые подтверждают неисполнение участником такой закупки обязательств, обеспечиваемых банковским поручительством (аналогично с ч. 4 ст. 45 закона о контрактной системе).

Предполагается, что когда требования установят, это повысит их доступность для субъектов МСП и позволит убрать ограничения для участия в закупках отдельными видами юрлиц.

Чтобы не допустить немотивированных отказов в принятии заказчиками банковских поручительств в рамках контрактного законодательства и закупок отдельными видами юридических лиц, планируют дать правительству полномочия утвердить типовую форму банковской гарантии.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Какая предусмотрена ответственность за дробление закупки по 223-ФЗ

Проверяющие могут прийти к заключению, что закупку неправомерно разделили, чтобы избежать проведения конкурса. Тогда покупателя призовут к ответственности. Высока вероятность, что его ждет штраф в рамках КоАП РФ за дробление закупки по 223-ФЗ и неправильный выбор подхода к определению второй стороны сделки. В наиболее серьезных случаях заказчика могут привлечь к уголовной ответственности.

Допустим, контрактный управляющий отказался от проведения аукциона в пользу дробления большого контракта на мелкие, чтоб заключить их с единым поставщиком. Проверяющие могут посчитать, что у специалиста есть личная заинтересованность в использовании такого формата закупки. Данные действия могут считаться злоупотреблением в сфере закупок или превышением должностных полномочий.

Следующие нормативные акты закрепляют ответственность за искусственное разделение закупки на части:

  • Статья 34 бюджетного законодательства устанавливает, что подобные действия приводят к снижению эффективности расходования бюджетных средств.
  • Статья 170 ГК РФ гласит, что речь идет о заключении ряда притворных сделок, призванных скрыть единую крупную закупку. Согласно ч. 2 ст. 170 ГК РФ, такие сделки считаются ничтожными.
  • Закон 135-ФЗ о защите конкуренции требует, чтобы во время закупок заказчики придерживались принципа обеспечения конкуренции. Статья 15 данного законодательного акта запрещает сокращать количество потенциальных исполнителей, если для этого нет веских оснований.

За нарушения норм выбора формата закупки предусмотрена ответственность (ч. 2 ст. 7.29 КоАП), а именно штраф – 50 тысяч рублей. Тогда как ограничение конкуренции (по ст. 14.32 КоАП) карается аналогичным штрафом или дисквалификацией.

ФАС считает, что из-за дробления закупок по 223-ФЗ становится невозможной нормальная конкуренция между поставщиками. Часть 1 ст. 3 закона 223-ФЗ гласит, что дискриминация потенциальных исполнителей недопустима.

Если проверяющие устанавливают наличие сговора и подкупа представителя заказчика, исполнитель привлекается к ответственности – ему грозит уголовная ответственность и немалый срок.

Вне зависимости от того, имел ли место сговор заказчика и поставщика, для последнего интересующий нас подход тоже несет в себе некоторые риски. Основная опасность состоит в том, что продавцу могут не оплатить его услуги

Дело в том, что ряд мелких однотипных закупок обычно привлекает внимание контролирующих инстанций, а после проведения проверки действия заказчика могут приравняться к неправомерным. В результате заключенные контракты считаются недействительными, а значит, выплаты по ним не производятся

Почему заказчикам выгодно использовать практику дробления закупки по 223-ФЗ

Организация тендера всегда сопряжена с серьезными временными затратами, при этом никто не может дать заказчику гарантии, что хотя бы одна компания подаст заявку на участие. По этой причине торги считаются не самым эффективным способом приобретения ТРУ, особенно часто такая позиция встречается среди представителей контрактной службы.

Закон позволяет осуществлять закупку без проведения конкурса, но сумма соглашения не должна при этом превышать 100 тысяч рублей. Случаи, допускающие работу с одним исполнителем, содержатся в законе 44-ФЗ, тогда как законодательный акт № 223 не регламентирует подобные ситуации. Поэтому часто заказчики полагают, что разумнее всего прибегнуть к дроблению одной закупки по 223-ФЗ на несколько небольших, подписав сразу ряд соглашений.

Разбивая заказ на части, заказчики стремятся:

  • Сократить сроки предоставления ТРУ. Это наиболее актуально перед Новым годом, когда организациям не хватает времени, чтобы закупить подарки.
  • Упростить процедуру. Не всегда покупатели готовы заниматься формированием полного пакета документов, публиковать сведения на портале ЕИС, выжидать установленный период времени после завершения торгов, чтобы получить возможность подписать договор.
  • Извлечь выгоду. Практика знает немало ситуаций, когда заказы дробились ради получения «отката». Контрактный управляющий может заменить выбор исполнителя договора на 500 000 рублей в формате аукциона на пять контрактов по 100 000 рублей с конкретной организацией. За такую услугу заказчику полагается вознаграждение от поставщика.

Прежде чем приступить к дроблению закупки по 223-ФЗ, важно просчитать, насколько такой подход будет результативен. Иначе проверяющие инстанции могут приравнять его использование к попытке мошенничества

Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) ВПРАВЕ предоставить заказчику ОИК, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного ОИК. При этом МОЖЕТ БЫТЬ изменен способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ).

Например, если победителю в установленный для подписания контракта срок не удалось подготовить БГ, то можно сначала внести на счет заказчика денежные средства, а затем заменить данное обеспечение исполнения контракта на банковскую гарантию.

Многие поставщики задаются вопросом о возможности предоставления заказчику комбинированного обеспечения исполнения контракта. Т.е. это ситуация когда часть обеспечения предоставляется в форме денежных средств, а часть в форме банковской гарантии, либо обеспечение предоставляется в форме нескольких гарантий от разных банков. Ответ на этот вопрос однозначный — предоставление комбинированного обеспечения исполнения контракта не допускается. Кроме того, положениями 44-ФЗ не закреплена возможность третьего лица предоставлять ОИК вместо победителя. С более развернутым ответом на этот вопрос можно ознакомиться здесь — //www.garant.ru/consult/gpurchase/561772/.

Изменения в закупках по 223-ФЗ

Закупка российских товаров отдельных видов

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616; 
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Административная ответственность

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

Расширение перечня заказчиков

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Особенности закупок среди СМСП

С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:

  • изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
  • электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена; 
  • заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
    • первая — предложение по предмету закупки;
    • вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения; 
  • определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.

В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.

У единственного поставщика

При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

закупки у естественных монополий (п.1),
у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
направление работника в служебную командировку (п.26)
закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
аренда помещений на территории других государств (п.32),
контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
закупки для органов внешней разведки (п.40),
закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
и другие.

Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Если заказчик не прописывает точные гарантийные сроки?

Не всегда организатор закупки заранее может знать, каков гарантийный срок у продукции. Конкретику может предложить сам поставщик, подавая заявку. Например, заказчик указывает: «Гарантийный срок не менее 12 месяцев», — а участник закупки, выходя на процедуру, вправе уточнить: «Я готов установить гарантийный срок на 18 месяцев». Заказчик из заявки участника переносит эту информацию в контракт. И тогда сумма обеспечения гарантийных обязательств вернется не ранее чем через 18 месяцев плюс 30 или 15 дней (для СМП)

Обратите внимание: в контракте не может быть приблизительных сроков, период действия гарантийных обязательств должен быть указан точно

Это важные вопросы для участника и организатора закупок. Заказчику надо тщательно выверять, а поставщику внимательно читать всю документацию по закупке, чтобы в дальнейшем не столкнуться с разночтениями и необходимостью доказывать свою правоту в суде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector