3 формы домашнего обучения: в чём разница, плюсы и минусы

Домашнее обучение: достоинства и недостатки

Плюсы:

  • Родители сами составляют расписание занятий и подбирают методику обучения, исходя только из особенностей восприятия и даже предпочтений своих детей. Можно попрощаться с надоедливым будильником, принудительными выходами из дома в непогоду, вечным переутомлением и зависимостью от плана и настроения учителей.
  • У ребенка появляется время на хобби и на изучение редких предметов, на путешествия с семьей.

  • Вопреки заблуждениям, качество домашнего образования часто оказывается выше школьного: многие родители готовы объяснять материал столько раз и столькими способами, сколько нужно, и заинтересованы в результатах.

  • Если малышу некомфортно в коллективе, семейное обучение станет достойной альтернативой.

  • Семьи избавлены от лишних трат: можно не покупать школьную форму, не сдавать деньги на ремонт школы, организацию различных мероприятий.

Минусы

  • Обучение ребенка на дому – огромная ответственность, которую объективно «потянут» не все. В идеале один из родителей должен быть свободен от работы, чтобы уделять процессу достаточно внимания. Можно нанять репетиторов, но это недешево и бессмысленно: легче отдать ребенка в школу вместе со сверстниками.
  • Если ребенок не посещает кружки и секции, куда ходят его ровесники, у него могут не развиться коммуникативные навыки. Есть риск, что дети обидятся на родителей за то, что те лишили их насыщенной школьной жизни: смеха с друзьями на переменах, экскурсий с классом.

  • Существует вероятность, что тепличные условия сделают из ребенка избалованного эгоиста, не приспособленного к жизни.

  • Пробелы в домашнем образовании, если они допущены, вскроются во время учебы в вузе или среднем специальном учебном заведении.

Что такое домашнее обучение: нормативные документы

Есть два варианта обучения, которые относят к домашнему. При этом есть различия между семейным и домашним образованием. И тот и другой способы имеют основное назначение в виде получения знаний несовершеннолетним в домашних условиях. Но есть и существенные различия. У домашнего варианта основой перевода могут служить медпоказания или семейные обстоятельства, которые подтверждены документально. В этом случае процессом все равно занимается образовательное учреждение, то есть ребенок учится по стандартной программе, которая установлена в школьных локальных актах. Проверкой его успеваемости и выдачей заданий занимаются учителя учреждения.

Семейный вариант является решением законного представителя перевести несовершеннолетнего на самостоятельный способ образования. Получается, что в этом случае родители сами устанавливают программу и график учебы.

Формы образования согласно ФЗ-273

Важно! При любом способе потребуется учесть, что выдача аттестата о получении одного из видов образования будет произведена только после государственной аттестации. Это говорит о том, что ученик все равно должен быть полностью знаком с государственной стандартной программой, даже если основной упор в его обучении сделан на другие предметы или творчество.. В целом под домашним вариантом подразумевается учеба без посещения образовательного учреждения

Может быть несколько различных типов такого получения знаний. Но посещение определенных занятий не запрещено. Этот момент также требуется учесть

В целом под домашним вариантом подразумевается учеба без посещения образовательного учреждения. Может быть несколько различных типов такого получения знаний. Но посещение определенных занятий не запрещено. Этот момент также требуется учесть.

Любой вариант получения знаний вне школы подчиняется ряду нормативных актов:

  • ФЗ № -ФЗ, который регламентирует все образование в Российской Федерации;
  • Приказ Минобразования № ;
  • ФГОС;
  • локальные акты регионального характера.

На заметку! Смена формы получения знаний не имеет численного ограничения, то есть можно переводиться с очной формы на домашнюю и обратно столько раз, сколько потребуется.

О семейном образовании

Стоит учитывать, что существует несколько форм обучения в домашних условиях. Среди них:

  • надомная, то есть форма предусматривает получение знаний в установленном школой объеме, но на дому. Чаще всего такой способ используется для лиц с ограничениями или по временным медпоказаниям;
  • экстернат. Сдача экзаменов за несколько лет стандартной формы образования. Возможность такого варианта основывается на высоком уровне знаний и хорошем усвоении школьной программы. В таких случаях не используют промежуточные тесты и контрольные, то есть сдача производится однократно за весь предполагаемый период;
  • дистанционный. Используется при наличии большого расстояния до учебного учреждения и возможности получать уроки через видеосвязь или аналогичные способы.

В последнем случае требуется помнить, что есть специальные системы связи, которые используют при таком способе уроков, но аналогичные общепринятые также не запрещены.


Разница между домашним и надомным образованием

Школьная социализация

В школе это, во-первых, общение с преподавателем, а во-вторых, общение с ровесниками (коллективом). К сожалению, в школах четко проявляется доминирование преподавателя над учеником, что придает общению приказно-испольнительный тон. Еще Черчилль утверждал, что в руках школьного учителя есть власть, которая премьер-министру даже и не снилась. Такое общение вырабатывает сразу несколько сторон характера у ребенка. Тут и умение выкручиваться, и унижаться, подчиняться. Такая социализация делает людей психическими инвалидами, ведь они не умеют общаться на равных. Это прямая дорога в госслужащие. Такие люди чрезвычайно изворотливы, хитры, но их приходится ставить на место, как в волчьей стае, иначе, почувствовав хоть малую толику превосходства над другими, они начинают хамить.

Результаты

  1. Хорошие учителя. Очень грамотные, дотошные, хорошо объясняют, общаются как со взрослыми людьми. Особо не церемонятся, если кто-то из детей перегибает палку, удаляют с урока и пишут родителям.
  2. Работа над ошибками. Все ошибки, проблемы, недопонимания разбираются и прорабатываются.
  3. Учителя зажигают. Например, учитель ИЗО невероятно крутой. Благодаря его невероятной харизме дочь за год по его урокам и видео на Youtube научилась очень здорово рисовать.
  4. Интересные кейсы и задачи. Постоянно какой-то интересный интерактив для самостоятельной работы.
  5. Мало людей в классе. Все дружны, отсутствует возможность травить и обижать кого-то.
  6. Комфортный формат обучения. Можно сидеть в кигуруми или в любимой толстовке с аниме, а не в сером ужасном костюме без какой-либо возможности выбора.

Дети не хотят ходить в школу. Причины

История говорит о то, что во времена СССР вопрос об учебе в школе практически не ставился – всеобщее среднее образование предполагало, что каждый ребенок идет в школу, а родители не задумываются – “надо или не надо”. Конечно же, кое-где случались отступления от этого правила, но это были единичные случаи.

Современное общество породило некую возможность демократии в образовании, что, несомненно, сказалось на качестве обучения и на результатах выпускников. Причин, по которым дети не хотят ходить в школу, как минимум две группы. Первая группа исходит, как ни странно от самих родителей, а вторая – от детей.

Почему родители не хотят отдавать ребенка в школу

Конечно, часть родителей не то чтобы не хотят отдавать ребенка в школу, но сомневаются в этой необходимости. Назовем лишь те сомнения родителей, которые были выявлены в ходе исследований.

Вот что говорили родители:

  • есть сомнения в качестве и углубленности образования – школа это потеря времени; 
  • учебная программа дает большую нагрузку на учеников, что ухудшает физическое и психологическое состояние детей; 
  • сверстники не всегда положительно влияют на одноклассников, приобщая к курению, наркотикам, алкоголю, а также угнетая более слабых; 
  • часть родителей выступали за изменения учебного плана, вплоть до введения собственного плана; 
  • переполнение классов не позволяет учителю уделить больше внимания каждому ученику; 
  • проживание на большом расстоянии от школы вносит проблему доставки детей на занятия; 
  • часть родителей имели не очень положительный собственный опыт учебы в школе.

В каждой семье собственный взгляд на обучение в школе, поэтому к приведенным высказываниям кто-то может добавить свое видение.

Почему дети не хотят ходить в школу

Дети. Это отдельная история, но это наши дети и к их мнению стоит прислушаться. Не всегда их мнение будет верным – в этом случае им просто следует объяснить правильную точку зрения. Но бывает так, что детское тонкое, чувственное восприятие ситуации с трудом будет восприниматься взрослым человеком – в этом случае родителям стоит поставить себя на место ребенка и попытаться почувствовать то, о чем говорит ребенок.

Вот что думают и говорят дети:

  • Пришел ребенок в школу и столкнулся с тем, что в одном классе собрались разные дети и по уровню физического развития, и по интеллектуальному уровню, и по уровню этического развития. Естественно никакого индивидуального подхода нет. И весь расчет на среднестатистического ученика. Ребята с хорошими способностями (как говорят с высоким IQ) не развиваются, ленятся и постепенно опускаются до уровня середнячка. А слабенький ученик ощущает дискомфорт при вызове к доске – насмешки унизительны. 
  • Отношение к школе часто определяет первая учительница. В более старших классах учительница тоже может играть негативную роль, но именно первая закладывает базу в отношениях между учеником и школой. 
  • Сложность школьной программы иногда приводит в ужас, как родителей, так и учителей. Отсидев 5 — 7 уроков, школьник дома пытается выполнить домашние задания большого объема. Не все дети в состоянии справиться с таким объемом эмоциональной и физической нагрузки. Ослабленный организм дает сбои в виде всевозможных болезней. 
  • Дети инвалиды традиционно имеют право не посещать школу. Но есть дети с медицинскими отклонениями, которые не подпадают под определение инвалид. К сожалению, эти дети становятся школьниками на общих основаниях и вносят свой “вклад” в создание определенной атмосферы в классе.   К примеру, дети аутисты или дети с отставанием в умственном развитии, которые могут впасть в истерику по любому поводу на глазах у всех остальных школьников. Да, известно, что таких детей руководство школы старается разместить в самом слабом классе, но для остальных детей из таких классов такое соседство становится испытанием.

Осмысление всех этих причин нежелания посещения школы как раз и приводит к вопросу — домашнее обучение в школе, что это такое, насколько оно законно и как его организовать.

Внимание. Оказывается домашнее или семейное образование не является такой уж неизвестной формой обучения

Исследования, проведенные Национальным центром статистики в сфере образования, показали, что домашнее обучение в школе охватывает в разных странах от 5 до 10 процентов детей школьного возраста. И даже в России ежегодно фиксируется до 100 тысяч детей школьного возраста, которые получают образование в домашних условиях.

Дистанционное или заочное

При заочной форме ученик включен в список учащихся школы, однако не посещает ее ежедневно. За уровень полученных знаний также несет ответственность администрация школы. Учителя дают материалы для изучения и проводят консультации. От школьника требуется сдача контрольных и других работ согласно школьному учебному плану.

Ученика можно перевести на заочную форму, написав заявление установленного образца

Важно, чтобы нормативная документация школы не запрещала заочную форму учебы школьников. После этого издается приказ об изменении формы с дневной на заочную

Обучающиеся на заочной форме, обычно не ходят на уроки. Чтобы получить необходимые знания, они ходят к репетиторам или занимаются в онлайн-режиме.

Кому идеально подойдет заочная форма

Заочная школа имеет свои преимущества. Однако для перехода на нее нужны веские причины. Чаще всего на заочную форму переходят:

  • Имеющие болезни, из-за которых они не могут полноценно посещать все уроки. Например, ученики, которые имеют проблемы опорно-двигательного аппарата либо передвигаются только с помощью инвалидной коляски.
  • Ученики, которые занимаются музыкой, спортом или чем-то другим на профессиональном уровне. График репетиций или тренировок часто не позволяет им посещать учебные заведения в обычном режиме. Родители могут не обращать внимания на низкий уровень знаний и плохие оценки или перевести на заочное обучение.
  • Ученики, чьи родители регулярно переезжают из-за особенностей своей работы. Постоянная смена школ обычно плохо сказывается на качестве знаний. В новом классе школьнику потребуется время на адаптацию и поиск своего места в уже сформировавшемся коллективе. Очевидно, что в таком случае получение знаний будет далеко не на первом месте. Заочная школа позволяет избежать данных проблем.
  • Существенно опережающие своих одноклассников в уровне развития. Они быстро схватывают новый материал и с легкостью выполняют все задания. Из-за этого им становится скучно на уроках и постепенно теряется интерес к учебе. Они могут себя плохо вести, мешая остальным. Иногда таких учеников переводят в класс на год старше. При этом необходимо быть уверенным, что такое решение не нанесет вред психике. Не всегда старшие радостно принимают младшего. Это может привести к возникновению проблем с социализацией, которая очень важна в раннем и подростковом возрасте.

В редких ситуациях родители не хотят отдавать детей в школу по своим идеологическим или религиозным убеждениям.

Выбрать “заочку” можно в любом возрасте. При желании разрешается вернуться к обычным стандартам.

Кому не рекомендуется переходить на заочную форму

Не все смогут получать качественные знания на заочной форме. Не подойдет этот вариант:

  • не способным учиться без постороннего контроля;
  • если родители не способны самостоятельно организовать учебный процесс.

Что с социализацией

Ребенок не социализируется – первое опасение, которое возникает, когда разговор заходит о домашнем обучении. Кажется, что если отпадет необходимость ежедневно ходить в школу, то ребенок будет сидеть в четырех стенах под присмотром мамы или бабушки и в конце концов разучится общаться. 

Вновь сошлемся на результаты западных исследований. По мнению ученых, проблем с социализацией у хоумскулеров не возникает. Дети, которые учатся дома, активнее посещают курсы, кружки, спортивные тренировки – просто потому, что у них больше свободного времени. По мнению ученых, хоумскулеры более уверены в себе и самостоятельны, более дружелюбны и даже более счастливы.   

Интересный пример: исследование, опубликованное в 1999 году в США, показало, что дети, обучающиеся дома, намного меньше смотрят телевизор, чем обычные школьники (оценивались результаты учащихся четвертого класса). Не более часа в день просиживали перед экраном 65 % хоумскулеров, три часа – 1,6 %. Ученики обычных школ разделились иначе: 25 % в первом случае и 40 % во втором. 

Не стоит забывать и о том, что в обычной школе детей объединяют в классы по одному признаку – возрасту. Их собственные интересы и желания никак не учитываются. Навязанный системой коллектив ребенок обречен терпеть одиннадцать лет. Такая модель социализации может скорее навредить. Не говоря уже о том, что во взрослой жизни, к которой якобы готовит школа, действуют другие модели (за исключением разве что армии и мест лишения свободы).

Семейное обучение

Как перевести школьника на домашнее обучение, при отсутствии медицинских противопоказаний? Учащегося, имеющего удовлетворительное здоровье возможно самостоятельно учить дома на семейной форме обучения. От ученика требуется изучение школьной программы без регулярного посещения школы. За качество получаемого образования отвечают родители, приглашенные учителя или репетиторы. Школьник приходит в школу, в которой числится лишь, чтобы сдать аттестацию или экзамены.

Кто может

Родители вправе осуществить перевод на семейное обучение по таким причинам:

  • Учащийся регулярно пропускает школу, поскольку на профессиональном уровне занимается спортом, танцами, музыкой или подобными видами деятельности;
  • Работа его родителей предполагает частую смену места жительства. Многие дети сложно привыкают к новому коллективу. Это может повлиять на уровень знаний учащегося;
  • Родители не планируют отдавать ребенка в школу по религиозным или иным соображениям.

Порядок перевода

В законодательстве отмечено, как перейти на домашнее обучение ребенку, имеющему удовлетворительное здоровье. Это довольно просто. Родителям или лично ученику, если он уже получил паспорт, следует подать заявление с просьбой перевода на выбранную форму обучения. Вся последовательность действий подробно описана ниже.

Выбрать подходящее образовательное учреждение

Прикрепить ребенка к определенной школе следует, чтобы он мог сдавать там аттестации. Как поступить, если вас не устраивает ближайшее учебное заведение? При выборе не обязательно отталкиваться от фактического места проживания семьи. Родители вправе отдавать предпочтение обычной школе возле своего дома или выбрать заведение, углубленно изучающее определенные предметы. Сдавать аттестацию потребуется по программе, которая утверждена в выбранной школе.

Ученики в итоге получают аттестат такого же образца, как и другие школьники. В нем не указывают форму получения образования.

Узнать у администрации учебного заведения допускается ли в ней семейное обучение

Следует уточнить у директора или завуча школы, прописана ли в уставе заведения возможность семейного обучения школьников. Кроме этого рекомендуется выяснить, обучается ли кто-то из учеников по данной системе. Нет ничего плохого, если первопроходцем окажитесь вы. Но все же будет проще, если администрация уже сталкивалась с подобной ситуацией. В таком случае вам будет гораздо проще организовать учебный процесс и находить решения при возникновении разногласий.

Заявление на перевод на имя директора

В нем указывается причина перевода ученика. Кроме заявления требуется подготовить:

  1. Ксерокопию свидетельства о рождении или паспорта ребенка, при его наличии.
  2. Ксерокопию паспорта мамы или папы ребенка. Если планируется перевести ученика, оставшегося без родительской опеки, готовят ксерокопию паспорта его попечителя.
  3. Фотографию школьника размером 3*4 см.

Заключение договора со школой

В данном документе прописывается:

  • Порядок взаимодействия сотрудников учебного заведения, родителей и самого ученика.
  • Возможность проведения консультаций с преподавателями заведения.
  • Сведения о предстоящих проверках знаний.

Согласовать с учителями график сдачи ребенком аттестаций

При семейном обучении ответственность за качество полученных знаний ложится исключительно на родителей или опекунов ребенка. При возникновении трудностей допускается обращение к сотрудникам школы за методической помощью. Кроме того ученику обязаны разрешить записаться в библиотеку и выдавать необходимые для обучения пособия.

Если родители не способны самостоятельно обеспечить изучение ребенком утвержденной программы, школа вправе расторгнуть подписанный договор и вернуть ученика к очному образованию.

Важные моменты, касающиеся перевода на семейное обучение:

  1. Осуществить перевод ученика на семейное обучение можно перед началом учебного года либо в любое другое время.
  2. Утверждение количества и дат проведения аттестаций происходит после их согласования между сотрудниками школы и родителями. Обычно в учебном заведении самостоятельно утверждают график и редко соглашаются, если родители выражают желание приводить ребенка на аттестации реже четырех раз за год.
  3. График обучения, его программу и учебники родители могут самостоятельно выбирать на свое усмотрение.

Выстраиваем учебный процесс

При семейном обучении нужно не только самостоятельно осваивать школьную программу, но и организовывать учебный процесс. Задача сложная: предстоит дать детям качественные знания и при этом не превратить дом в подобие школы, а еще совместить учебу и отдых — и все это не в ущерб здоровью, настроению и отношениям в семье. Иногда родители считают так: «Вот заберем документы из школы и заживем спокойно» — и только потом осознают, что не продумали, как все организовать и выстроить. Как следствие — устрашающие истории в интернете и печальные выводы о том, что «семейное образование слишком сложно, нам пришлось вернуть ребенка в школу, мы разочарованы».

В школе ученик должен лишь следовать школьному расписанию и выполнять задания в определенное время. На семейном обучении ребенок получает неограниченную свободу: никто не говорит, когда и что нужно сделать, никто не дает домашнее задание, никто не подсказывает, какая тема следующая в учебном плане… При этом к очередной аттестации следует знать и сдать весь необходимый материал.

Свобода порождает дополнительную ответственность. Семьи, отказавшиеся от ежедневных походов в школу, быстро понимают, что нужно самим формировать учебный план и что он должен соответствовать их жизненным установкам, с одной стороны, и требованиям образовательных стандартов — с другой.

Наш с сыном опыт семейного образования, так же как и у других наших «коллег», с самого начала был (да и остается, не буду скрывать) путем проб и ошибок. Сначала мне казалось, что нужно устроить некий домашний вариант школы и идти строго по школьной программе. Если в школьном расписании на понедельник значатся пять уроков, то и мы должны пройти по одной новой теме по каждому из предметов в расписании. Так мы пытались учиться несколько недель, пока не поняли, что это бесполезно.

Времени на уроки тратили много, а в глазах Левы стоял немой вопрос: «Что, теперь и дома будет школа?»

Мы решили изменить подход и условно выделили по одному дню недели на каждый предмет. Так, понедельник у нас стал днем математики, вторник — информатики, среда — окружающего мира, четверг — русского языка, пятница — чтения и суббота — французского языка. Непосредственно на уроки мы тратили около одного часа в день.

Ежедневные занятия мы строили исходя из школьного плана. То есть если, к примеру, на неделю у учеников второго класса запланировано два часа окружающего мира, то они пройдут за это время две темы. Те же две темы проходили и мы, но за одно занятие. Делалось это следующим образом: сын читал параграфы, мы их обсуждали, Лева самостоятельно выполнял задания в рабочей тетради, после чего я их проверяла. Если какая-то тема его особо увлекала, то мы старались изучить ее более подробно с помощью книг, тематических видео и т. д. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и почти месяц ждали школьную аттестацию.

Затем схема снова изменилась и теперь еще меньше похожа на школьную. Каждый день сын минут по десять решает задачи и примеры по математике — так проходим программу практически незаметно. В таком же ежедневном режиме перед сном беремся за произведения из программы по чтению. Остальные школьные предметы изучаем без жесткого планирования, но в режиме «один день — один предмет». Что получаем в итоге? Учебу по 30–40 минут ежедневно и опережение программы.

В третьем классе мы решили еще немного изменить процесс. В качестве эксперимента мы учились не по принципу «Один день = один предмет», а методом глубокого погружения. Программу по всем предметам я условно разделила на четыре части (по количеству аттестаций). Предметы мы осваивали по очереди: неделя информатики, две недели окружающего мира, две недели чтения и т. д. Правда, задания по математике на рабочем столе сына оказываются почти каждый день. Мне кажется это важным хотя бы потому, что мозг не расслабляется, а программа проходится незаметно и продуктивно. <…>

Если родители логики

Для людей логиков важную роль в принятии решений играет последовательность, законченность и целесообразность действий

Для такого человека важно, что из сказанного является разумным и логичным, а что нет. Зачатую такие родители живут в мире фактов и законов

Из всего они способны выбрать главное и второстепенное. Главный советчик в принятии решений у таких людей — их разум.

Если ваши родители логики, убеждать их в преимуществах домашнего обучения стоит приводя неоспоримые аргументы. Рассчитайте время, ежедневно затрачиваемое на учебу в школе. В школе вы проводите в среднем 5,5 часов в день. Предположим, что школа расположена не около дома. Значит ежедневно необходимо тратить около 2 часов на дорогу. Около 1 часа тратится на сборы в школу и 1 час на отдых после нее. На самостоятельное выполнение домашних заданий уходит минимум 2 часа. Получается каждый день на обучение уходит минимум 11,5 часов.

Рассчитав данное время предложите родителям предположить, что его можно было потратить гораздо правильнее. Пусть они представят, сколько информации можно выучить, выбрав домашнее обучение. Подобные аргументы покажут родителям логикам преимущества вашего решения.

Образовательная карта

Это инструмент систематизации учебного процесса, полезный любому ребенку, будь то воспитаннику подготовительной группы детского сада, младшекласснику или без пяти минут обладателю школьного аттестата.

Родители, чьи дети получают образование в форме семейного обучения, примерно представляют, о чем идет речь. Для них в начале учебного года школа составляет индивидуальный учебный план (его еще называют ИУП). В индивидуальном плане обозначена цель (конкретные знания), задачи, которые необходимо выполнить для ее достижения (промежуточные аттестации), и средства (перечень учебников, методических пособий и других источников информации).

Образовательная карта работает так же с тем лишь отличием, что, кроме всего прочего, помогает понять склонности ребенка, каких знаний ему недостает в настоящий момент, а какие предметы даются настолько хорошо, что могут осваиваться углубленно (но об этом — чуть ниже). Составление образовательной карты — процесс, конечно, не двухминутный, но весьма увлекательный. Вы легко освоите его за пару-тройку вечеров. В качестве бонуса — проведенное совместно с ребенком время, в течение которого ни вы, ни он не будете отвлекаться на посторонние дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector