Правила движения пешеходов по обочине и проезжей части дороги

Содержание:

В каких случаях трамвай должен уступить дорогу

Безрельсовые транспортные средства и трамвай имеют не только чисто технические и внешние различия. Правила движения для последних тоже немного иные, несмотря на то, что они ездят по дорогам, пересекающимся с автомобильными и пешеходными. И чаще рельсовый транспорт имеет преимущество, но отнюдь не всегда.

Автомобилю

Машины в большинстве случаев должны пропускать оппонента. Ведь движущееся по рельсам ТС не такое маневренное, гораздо медленнее тормозит, но больше весит. Поэтому предоставляемое громоздкой технике преимущество закономерно. И все же есть случаи, когда трамвай должен уступить дорогу автомобилю:

На перекрестке, где движение регулируется светофором, если рельсовое ТС едет в сторону, указываемую стрелкой на дополнительной секции. Она при этом должна быть включена одновременно с желтым или красным сигналом. А автомобиль – двигаться на зеленый свет. Это правило утверждено пунктом 13.5 ПДД.

  • На перекрестке, где светофора нет, но есть разграничение на главную и второстепенную дороги. Рельсовое ТС, едущее по последней, обязано пропустить автомобиль. Условие движения указано в пункте 13.9 ПДД.
  • При выезде рельсового ТС из депо. Ведь эта зона считается прилегающей территорией. Находящиеся на ней ТС должны пропустить вперед те, что уже едут по обычной трассе. Исключения здесь нет, зато в ПДД имеется пункт 18.1, в котором и указано требование уступить автомобилю.
  • При встрече с машиной экстренной службы. Это может быть «скорая медпомощь», пожарная, полицейская, спешащие на вызов. Рельсовое ТС уступает, если на спецтранспорте включены проблесковый маяк и звуковая сирена.
  • При въезде на перекресток с круговым движением. Рельсовое ТС должно уступить тому транспорту, который уже находится на данной территории. Этого требует пункт 13.11(1) ПДД.

Эти правила работают и в случаях, когда речь идет не об автомобиле, а о мотоцикле, тракторе, велосипеде, мопеде.

Ещё на AutoLex.Net:

Как правильно трактовать знак «Поворот налево», разрешающие, запрещающие, можно ли развернуться

Пешеходу

Пешеходы – одни из самых беззащитных в буквальном смысле этого слова участников движения. Но человеку тоже проще остановиться, чтобы пропустить транспорт, особенно такой неповоротливый, как идущий по рельсам. Поэтому и сами пешеходы часто не уверены, должен ли трамвай уступать дорогу. Но в ПДД на этот счет есть прямые требования:

  • Если идущий по рельсам транспорт выполняет поворот, то в соответствии с пунктом 13.1 Правил он должен сначала пропустить пешехода или велосипедиста. В документе нет упоминания о виде техники, но есть слово «водитель». И отсутствуют любые исключения.
  • Если рельсовое ТС находится на регулируемом перекрестке, и для него горит красный свет. Когда он сменится зеленым, ехать можно лишь после того, как пересекающие проезжую часть люди окажутся за пределами этой зоны.
  • Трамвай должен уступить дорогу пешеходу, если приблизился к переходу без светофора и регулировщика. В соответствии с разделом 14.1 ПДД транспорт должен затормозить и подождать, пока человек окажется на тротуаре.
  • Если рельсовое ТС приближается к регулируемому светофором пешеходному переходу. Требование здесь то же, что в описанном выше случае. Но само правило содержится в разделе 14.3 ПДД.
  • Если человек за рулем видит на проезжей части слепого пешехода. Он должен быть с белой тростью. И пропускать его следует всюду, вне зависимости от отсутствия знаков или полос разметки перехода.
  • Если человек спешит к остановке общественного транспорта, где собирается сесть в стоящий автобус или «маршрутку», трамвай обязан подождать. При этом двери ТС должны находиться со стороны проезжей части. Правило действует и в отношении пешеходов, только что покинувших такой автобус или «маршрутку».
  • Если это дети, которые идут через проезжую часть к транспорту с табличкой «Перевозка детей», рельсовое ТС тоже ждет. Автобус или машина при этом должны стоять с включенной «аварийкой».

Где по ПДД следует ожидать транспорт?

Пешеходы должны ожидать транспорт на остановках:

  • На приподнятых над дорогой посадочных площадках;

  • если их нет — на тротуаре или обочине.

Держитесь на безопасном расстоянии от проезжей части (хотя бы в полметра). Не ждите транспорт на краю бордюра — вас могут случайно столкнуть или вытеснить на дорогу.

Выйти на проезжую часть можно только для того, чтобы сесть в автобус, и уже после того, как он остановился. При выходе из транспорта вернитесь на тротуар или обочину как можно скорее.

Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

п. 4.8

Выходить из транспорта следует спокойно, не толкаясь. Если вы сопровождаете маленького ребенка, то сначала спуститесь сами, а затем помогите сойти ребенку.

Важно!

Помните, что переходить дорогу перед или за автобусом — опасно, так как он скрывает вас от водителей, а также, находясь позади данного транспорта, вы находитесь в “слепой зоне”, то есть, если автобус вдруг покатится назад, то водитель вас не увидит и попросту не успеет среагировать. Не переходите дорогу, пока автобус не уедет.

Наказание для нарушителя в разных ситуациях

Правила дорожного движения говорят о том, что водитель, находящийся за рулем транспортного средства, обязан пропускать граждан на пешеходном переходе. В ПДД подробно рассмотрены конкретные ситуации.

Если водитель, приближаясь к пешеходному переходу, увидел, что человек вступает на полосу и начинает движение, он обязательно должен его пропустить. Если гражданин еще не вступил на пешеходный переход и немножко приостановился, водитель также должен притормозить.

Если ему придется совершать обгон или выезжать на встречную полосу, автовладельца ожидает наказание. Это может быть даже лишение водительского удостоверения.

Если водитель не пропустил пешеходов в установленном месте, ему грозит штраф в размере 1500 руб. Штрафы могут быть различные в зависимости от ситуации.

Регулируемый переход

Его особенность заключается в том, что установлена разметка и светофор для пешеходов. В такой ситуации водитель обязан остановиться и пропустить пешехода. Нарушение правила грозит штрафом – 1500 рублей.

Нерегулируемый переход

Такую же сумму придется оплатить водителю, если он не пропустил пешехода на зебре без светофора. Судебная практика показывает, что в такой ситуации сложно доказать вину водителя. Поэтому оспорить такие штрафы часто получается. Кроме того, нерегулируемые переходы редко подпадают под контроль инспекторов. А также там не устанавливают камеры фиксации нарушений.

На повороте

Учтите! В правилах говорится о том, что водитель обязан пропускать граждан при совершении поворота. Это прописано для регулируемой зебры. В остальных случаях детальных разъяснений нет. Поэтому доказать свою правоту иногда можно. Но при этом не отменяется правило уступать дорогу на поворотах. При фиксации нарушения штраф может составлять от 500 до 1500 рублей.

Непропуск пешехода вне «зебры»

Водители думают, что если нет пешеходного перехода, то они не обязаны пропускать граждан. Но это ошибочное мнение. Пешеход вправе переходить дорогу по любой траектории. Но при этом, если они создали аварийную ситуацию, придется оплатить штраф. Водитель и пешеход оплачивают его пополам.

Если непропуск пешехода привел к наезду с повреждениями

Если нарушение правил привело к нанесению вреда средней или легкой степени тяжести, наказание ужесточается. Водителю грозит штраф до 20 000 рублей и лишение прав до двух лет. Если пешеход в результате ДТП погибает или получает тяжелые травмы, преступление попадает в разряд уголовных. Водителю грозит лишение свободы.

Легкий вред здоровью при ДТП: компенсация, сумма, практика.

Нюансы пересечения трассы пешеходом

Не зависимо от того, в каком месте и каким из возможных способов пешеход пересекает трассу, в первую очередь он должен адекватное оценить обстановку и убедиться в полной безопасности совершаемого действия. Также следует удостовериться в том, что как в одном, так и в другом направлении видимость хорошая и авто вблизи нет. В таких ситуациях запрещено пересекать трассу вблизи поворотов, особенно с ограниченной обзорностью – вполне вероятен факт, что на встречу выскочит транспортное средство на определенной скорости и возникнет опасность ДТП с причинением вреда здоровью или, что еще хуже, гибели.

При определении безопасности совершаемого маневра также следует обращать внимание на то, имеются ли в зоне обзорности припаркованные транспортные средства, особенно крупногабаритные – автобусы, грузовые автомобили, поскольку они препятствуют полноценной оценке ситуации на дороге и также часто становятся причиной опасных ситуаций. Кроме того, при непосредственном пересечении трассы стоит учитывать тот факт, если вы только начинаете переход проезжей части, и увидите, что навстречу едет транспортное средство, которое не намерено снижать скорость, следует вернуться назад или хотя-бы дойти до середины дороги и переждать на разделительной полосе, трассы пока машина не проедет

Кроме того, при непосредственном пересечении трассы стоит учитывать тот факт, если вы только начинаете переход проезжей части, и увидите, что навстречу едет транспортное средство, которое не намерено снижать скорость, следует вернуться назад или хотя-бы дойти до середины дороги и переждать на разделительной полосе, трассы пока машина не проедет.

Правила пересечения трассы на регулируемых пешеходных переходах достаточно просты – в той ситуации, когда для пешехода загорается зеленый свет светофора, можно начинать пересекать трассу. Во всех других случаях, когда горит красный или зеленый свет начинает мигать (что означает, что следующим включится запрещающий сигнал), переходить дорогу даже при условии полного отсутствия движущихся транспортных средств, как часто поступают участники дорожного движения, запрещено.

В том случае, если по каким-либо причинам светофор на таких перекрестках временно не работает, определение приоритетности направления и возможности передвижения можно осуществлять в соответствии с сигналами регулировщика – в данном случае пешеходам можно передвигаться в только тогда, когда он находится с боков к ним с опущенными руками или разведенными в стороны. Во всех других ситуациях, когда одна рука регулировщика поднята вверх, направлена вперед – движение строго запрещено, поскольку в этот момент либо все участники ДД должны стоять, либо двигаться те, кто в определенный момент будет пересекать переход.

Пропустить или уступить? Теория

И вот это самая главная тонкость в российском законодательстве 2021 года касательно пересечения траекторий движения пешеходов и водителей. И мы нарочито указали в подзаголовке, что будем сначала обсуждать теорию – как вы обязаны пропускать пешеходов по букве законодательного акта. Потому что на практике, к сожалению, это несколько отличается.

А теперь запомните главное правило:

  • во всех остальных случаях в новых Правилах есть требование именно уступить дорогу.

В чём же такое разительное отличие между двумя этими действиями и как именно правильно вы должны пропускать пешеходов на переходе, а как – уступать?!

Кого водитель обязан пропустить?

Сразу отметим, что термина «пропуска» пеших участников дорожного движения в ПДД нет. Поэтому на практике вы обязаны просто обеспечить преимущественное право движения, как именно вы это сделаете, решит рассматривающий дело орган, если увидит в этом нарушение.

А кому должен уступить?

А вот уступать дорогу нужно правильно! Итак, давайте рассмотрим последовательность кое-какой логической цепочки:

  1. что такое преимущество, видим ответ здесь же – это право пройти или проехать определённый намеченный путь первым, в то время как другие участники должны вам уступить.

А теперь ещё более простыми словами! Итак, вы не выполнили требование Правил уступить, если:

в результате вашего движения пешеход изменил либо траекторию движения, либо скорость, либо и то, и другое,

при этом, ещё одно важное условие – это произошло именно из-за вашего начала, возобновления или продолжения движения; например, вы не снизили скорость перед переходом, не остановились вовсе или остановились и начали ехать, испугав пешехода, когда тот ещё был перед автомобилем.

Важная тонкость про преимущество

Обратите внимание, термин «преимущество» подразумевает под собой ещё одну тонкость: для наличия этого самого преимущества траекторий движений водителя и пешехода должны пересекаться. Причём, пересекаться не только в пространстве, но и во времени

То есть, неисполнение требования уступить дорогу пешеходу водителя непременно приведёт к наезду на первого – ДТП.

Поэтому, если ваши траектории не пересекаются во времени, то и обязанности у вас нет. К примеру, вы поворачиваете направо на дорогу на нерегулируемом перекрёстке, где пеший переходит дорогу по переходу. Но ваша целевая дорога имеет 10 полос движения, а между направлениями ещё и разделительный островок. Пешеход, при этом, уже заканчивает на 10-й полосе вдали от вас, в том время, как вы, выполняя требование пункта 8.5 ПДД, поворачиваете на первую.

В таком случае траекторий ваших движений во времени не пересекаются. Нужно ли в этом случае уступать пешеходу? Очевидно, нет! Но очевидно только в теории…

Ещё одна тонкость данного термина заключается в том, что преимущество в его определении имеет чёткую зависимость от права на движение в намеченном направлении. То есть при отсутствии права на движение нет и права на первоочерёдность такого движения. Вполне логично!

Отсюда следует и то, что уступать дорогу при отсутствии преимущества обязанности нет. Например, если пешеход начал переходить дорогу на запрещающий сигнал светофора на регулируемом перекрёстке, то уступать дорогу ему обязанности у вас нет. Потому и требования такого в ПДД 2021 года нет.

Но нарочно создавать опасность в таком случае всё равно не стоит – почему, мы поговорим в последнем разделе данной статьи.

Обратите внимание, что речь здесь идёт о нарушении пешеходом, именно отменяющим его право на движение в намеченном направлении. А, например, если пешеход пьяный появился в общественном месте, не посмотрел по сторонам и не убедился в безопасности перехода, то это не лишает его права на сам переход

Соответственно, и преимущество никуда не пропадает, а вместе с ним и обязанность водителя уступить ему дорогу.

Ответственность за нарушение ПДД пешеходами

Штрафы пешеходам за нарушение ПДД отличаются в зависимости от того, были ли какие-то последствия нарушения. Если никаких последствий не было, пешехода ожидает предупреждение либо штраф в 500 руб.

Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ

Выписать ли вам штраф или ограничиться предупреждением, будет решать инспектор ГИБДД. Официальные причины по ч. 1 ст. 4.3 КоАП, которые могут склонить инспектора в сторону штрафа, следующие:

  • Вы уже раньше нарушали ПДД;

  • вы находитесь в состоянии опьянения;

  • вы нарушили ПДД не один, а вместе с группой других людей;

  • вы вовлекли в нарушение ПДД несовершеннолетнего ребенка и др.

Какой будет штраф пешеходу, если он создал помехи движению ТС?

Если пешеход, нарушая ПДД, создал помехи движению автомобилей (например, пересекая улицу вне пешеходного перехода или на красный свет), его ждет наказание в 1000 руб.

Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ

Какой штраф назначат пешеходу, если по его вине в ДТП пострадали люди?

В случаях когда пешеход нарушил ПДД, и из-за этого пострадали люди (например, если пешеход шел по велосипедной дорожке, а велосипедист пытался его объехать и упал), штраф составит от 1000 до 1500 руб.

Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. ч

2 ст.12.30 КоАП РФ

ч. 2 ст.12.30 КоАП РФ

Как оплатить штраф со скидкой?

Пешеходы, точно так же как и водители, получив штраф за нарушение ПДД, имеют право оплатить его с 50% скидкой согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ. Чтобы получить скидку, оплатите штраф в течение 20 дней с вынесения постановления.

Оплатить штраф онлайн вы можете на нашем сайте. Для этого введите в форму на этой странице номер постановления и кликните на кнопку «Проверить штрафы».

Может ли пешеход получить штраф с камеры видеофиксации?

Нет, наши камеры пока что не умеют распознавать людей по лицам (как в Китае) и фиксируют только нарушения ПДД, совершенные водителями.

Важно!

Несмотря на то что ответственность пешеходов за нарушение правил дорожного движения прописана в КоАП, на деле их штрафуют очень редко. Однако это не означает, что можно не соблюдать ПДД. Помните, что незнание или пренебрежение правилами дорожного движения в конце концов приведет вас под колеса автомобиля. Ваша безопасность и безопасность людей вокруг вас напрямую зависит от того, насколько четко вы будете следовать правилам.

Где и как переходить дорогу согласно ПДД

Для пересечения проезжей части существуют особо выделенные места. Где правильно переходить дорогу:

  • под знаками 5.19.1 и 5.19.2, очерчивающими границы пешеходного перехода;
  • по разметке 1.4.1, 1.4.2, также обозначающей этот участок;
  • на перекрестках по линии тротуара либо обочины.

Есть в пункте 4.3 ПДД и такое правило:

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Группе детей

Особых требований, как правильно переходить дорогу, для детей не существует. То, что должны выполнять взрослые, обязательно и для юных пешеходов

Но им важно объяснить, что:

  • при наличии светофора разрешается идти только на зеленый;
  • если приходится двигаться не через «зебру», нужно выбирать самые безопасные участки, где путь хорошо виден в обе стороны, нет запрещающего знака;
  • до начала следования надо посмотреть налево и убедиться, что едущий транспорт находится далеко;
  • добравшись до середины пути, следует взглянуть направо, и продолжать путь только при отсутствии с той стороны машин;
  • на середине дороги с двусторонним движением есть линия, где при необходимости можно переждать поток транспорта и продолжить идти (но лучше не пользоваться им, а пересекать участок при полном отсутствии поблизости машин);
  • на дороге с односторонним движением такой линии нет;
  • идти нужно быстро, но не бежать;
  • направление движения должно быть под прямым углом к обочине или тротуару.

Иные требования существуют при необходимости сопровождать группу детей. Вот что есть по этому поводу в пункте 4.2 ПДД:

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Если нужно рассчитать, как правильно переходить дорогу группе детей, следует максимально обезопасить их, то есть:

  • воспользоваться пешеходным переходом, желательно регулируемым, надземным или подземным;
  • можно пересекать дорогу на перекрестке со светофором;
  • во главе и в конце колонны поставить взрослых с красными флажками.

При необходимости следования с группой вне «зебры» или перекрестка сопровождающие сначала перекрывают проезжую часть по обоим направлениям движения. После этого дают команду детям идти.

На перекрестке

О том, как правильно переходить дорогу на перекрестке, сказано в пунктах 4.4 и 4.3. ПДД. Первый диктует необходимость слушаться сигналов светофора. Идти можно только на зеленый, горящий на устройстве для пешеходов. В пункте 4.3 есть норма:

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

По светофору

Как правильно переходить дорогу по светофору – самое простое, что может быть при наличии устройства для пешеходов. Следовать можно, когда на нем горит зеленый.

Если же в зоне есть лишь светофор для транспорта, ситуация иная. Придется руководствоваться его сигналами. Идти можно, когда для авто, пересекающих нужное пешеходу направление, горит красный

И соблюдать при этом осторожность

С велосипедом

В том, как правильно переходить дорогу с велосипедом, есть один важный нюанс. Он отмечен в пункте 24.8 ПДД:

Велосипедистам … запрещается: … пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Для следования через проезжую часть велосипедист превращается в пешехода. Свое ТС он должен вести рядом. Ехать на нем через дорогу нельзя, как автомобилю или трактору. В остальном правила те же, что для остальных пешеходов.

С коляской

Если через проезжую часть нужно перейти с малышом, находящимся в коляске, на взрослом лежит двойная ответственность. Особых требований в ПДД к этой категории пешеходов нет

Но все же важно максимально обезопасить от наезда себя и ребенка. Есть два варианта, как правильно переходить дорогу с коляской:

  • Взять дитя на руки, а младенческое «транспортное средство» тащить за собой. Это неудобно, но в случае опасности проще бросить пустую коляску и спастись обоим.
  • Взрослому ступать на проезжую часть первым, после того, как выяснится, что путь свободен. А коляску с ребенком следует везти позади себя.

Эти способы пригодятся, когда нужно следовать через нерегулируемый переход или там, где его нет. Но если приходится идти с коляской и малышом, лучше не лениться и добраться до «зебры».

Рекомендации по обучению детей ПДД.

При движении по тротуару:

Придерживайтесь правой стороны.

Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу:                

Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

Не стойте с ребенком на краю тротуара.

Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции

Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При посадке и высадке из транспорта:

Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).

Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу). 

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах:

Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения:

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Будьте аккуратны на дорогах! Берегите себя и близких!

Что говорят ПДД для пешеходов

Соблюдение ПДД входит в обязательство не только водителей, но и пешеходов. При переходе дороги они должны руководствоваться следующими правилами:

  • Пересечение проезжей части возможно только в специально отведенных для этого местах: подземных и наземных переходах, по «зебре» на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, на участках, обозначенных специальными знаками или разметкой.
  • Если нет подходящего места для перехода, перейти дорогу можно по линии тротуара или обочины, предварительно убедившись в отсутствии помех для других участников ДД.
  • При отсутствии «зебры» переходить дорогу необходимо от края одного бордюра до другого под прямым углом.
  • При переходе на нерегулируемой «зебре» пешеход должен убедиться, что все транспортные средства успевают остановиться и пропустить его. Нужно внимательно оценивать дорожную обстановку. Юридически водитель, сбивший человека на пешеходном переходе, окажется виновником, но фактически пострадавшему пешеходу в лучшем случае придется долго лечиться в больнице, путь и за деньги виновного лица.
  • Не допускается создание аварийных ситуаций для других участников движения. Нельзя переходить дорогу в оживленных местах, не оборудованных специальными знаками или разметкой – это может привести к ДТП.
  • Переходить дорогу необходимо без остановки, за исключением случаев, когда гражданину приходится пропускать автомобили, не успевающие остановиться.
  • Своими действиями на дороге нельзя вводить водителей в заблуждение. Стоя перед «зеброй», нужно внимательно посмотреть по сторонам. Часто бывает так, что люди сперва делают шаг вперед, а затем, передумав, возвращаются на тротуар. Административной ответственности за это нет, но, если водитель решит, что пешеход не собирается переходить, а тот снова вступит на «зебру», может произойти ДТП.
  • При движении по проезжей части в ночное время за пределами населенного пункта пешеходам необходимо иметь на одежде светоотражающие полосы.

Важно! Если пешеход начал переходить дорогу, но увидел автомобиль со спецсигналами, он должен незамедлительно вернуться на тротуар и пропустить экстренную службу. То же самое касается и начала движения по переходу: при приближении такого транспортного средства необходимо уступить ему дорогу, и только потом начинать маневр

Что считается переходом в неположенном месте

Переходом в неположенном месте можно назвать любое пересечение проезжей части на участке, не оборудованном «подземкой», «надземкой», знаком или разметкой, а также пренебрежение правилом – убедиться в безопасности своих действий.

Рассмотрим несколько примеров:

Пример 1. Рядом с остановкой есть подземный переход, но гражданин решил перейти на другую сторону по оживленной дороге, где предусмотрено по 3 полосы в каждую сторону.

Пример 2. До пешеходного перехода остается 30 метров, но человек, не убедившись в безопасности своего маневра, переходит на участке без знаков и разметки для пешеходов и попадает под машину.

В случае причинения смерти или тяжкого вреда здоровью водитель освобождается в такой ситуации от уголовной ответственности, но пострадавший может взыскать с него материальную компенсацию в порядке гражданского делопроизводства.

Пример 3. На дороге есть «зебра». Пешеход идет по краю тротуара, затем резко поворачивается и начинает переходить дорогу, не посмотрев по сторонам. Довольно распространенное явление. Движущиеся автомобили вынуждены применить экстренное торможение, чтобы не сбить его.

Заметив это, инспектор ГИБДД должен составить протокол на пешехода за нарушение ПДД и создание аварийной ситуации. На практике чаще наказывают водителей.

Какие бывают варианты

Если на переходе не установлены светофоры, а только знаки и разметка «зебра», то он не регулируемый. Как вы понимаете, регулируемый переход со светофором, который вышел из строя, сразу становится нерегулируемым. Не функционирующим светофором будет не только тот, который совсем не светится, а также мигающий только одним цветом.

Для пешеходов устанавливаются двухсекционные светофоры, у которых два цвета: зеленый и красный. Бывают и трехсекционные светофоры, как для водителей. У них красный, желтый и зеленый цвета.

Если на переходе светофор для пешеходов вышел из строя, то людям, которым нужно передвигаться через дорогу, необходимо ориентироваться по светофору для водителей.

П. 1.2 ПДД установлено, что регулировщик – сотрудник ГИБДД, который одет в форменную одежду, имеет отличительный знак или экипировку. Он регулирует движение жестами, предусмотренными ПДД, а также может использовать свисток для привлечения внимания к подаваемым знакам.

Для лучшей видимости подаваемых жестов регулировщик использует жезл или диск, имеющий красный сигнал (световозвращатель).

Правила безопасности и полезные советы

Основных правил безопасности всего два: быть осторожнее и заметнее. Опираясь на них, можно избежать неприятных ситуаций при пересечении дорожного полотна:

  • Если перед пешеходом остановилась одна машина, не значит, что так поступят остальные водители. Необходимо несколько раз посмотреть направо/налево и только убедившись в безопасности перехода начинать движение через проезжую часть;
  • При переходе дороги на зеленый сигнал светофора всё равно нужно смотреть по сторонам. Случается, что некоторые водители продолжают движение на красный свет;
  • Недопустимо перебегать дорогу. Водитель может не успеть среагировать на бегущего человека;
  • В темное время суток, особенно при ограниченной видимости в туман, дождь, метель, человек в темной одежде сливается с полотном и на дороге его не видно. Рекомендовано обозначать себя световозвращателями. Если их нет – включенным карманным фонариком или экраном мобильного телефона. За пределами населенных пунктов наличие у пешеходов световозвращателей обязательно;
  • Нельзя внезапно выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий для обзорности водителя;
  • Рекомендовано снимать глубокие капюшоны и выключать звук гарнитуры. Капюшон мешает пешеходу увидеть ситуацию при выходе на дорогу. Громкая музыка в наушниках не позволяет услышать шум приближающегося транспорта;
  • Пересечение железнодорожных путей в неустановленном месте или на запрещающий сигнал семафора грозит тяжелыми последствиями. Если в экстренной ситуации автомобиль все таки сможет затормозить, то поезд нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector