Важные термины и правила о проезжей части в пдд

2 Термин ПДД Уступить дорогу

Определение в ПДД РФ:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Определение в Конвенции о дорожном движении:

аа) предписание для водителя «уступить дорогу» другим транспортным средствам означает, что водитель не должен продолжать или возобновлять движение или осуществлять маневр, если это может вынудить водителей других транспортных средств внезапно изменить направление движения или скорость.

Требование «уступить дорогу» основано на взаимодействии транспортного средства у которого по Правилам дорожного движения отсутствует преимущество по отношению к транспортным средствам имеющим преимущество. Действия уступающего водителя не должны вынуждать другие транспортные средства изменять скорость или направление.

Стоит обратить внимание на вынуженность таких действий. Например, если в плотном потоке при выезде с прилегающей территории или с второстепенной дороги водитель, который движется по главной дороге останавливается, чтобы выпустить транспортное средство с второстепенной дороги, то требование уступить дорогу будет выполнено, так как водитель изменил скорость добровольно, а не вынужденно. Нарушить требование «уступить дорогу» возможно только в динамике

Если хотя бы одно транспортное средство не двигается нарушить это требование нельзя. Например, если водитель совершил вынужденную остановку или выехал со второстепенной дороги на перекресток и остановился, чтобы пропустить встречных, а через некоторое время по главной дороге стал приближаться автомобиль, то требование уступить дорогу не будет нарушено, так как водитель со второстепенной дороги перед пересечением траекторий не совершает никаких действий. Водитель на главной дороге должен руководствоваться пунктом 10.1 Правил и принять меры к снижению скорости

Нарушить требование «уступить дорогу» возможно только в динамике. Если хотя бы одно транспортное средство не двигается нарушить это требование нельзя. Например, если водитель совершил вынужденную остановку или выехал со второстепенной дороги на перекресток и остановился, чтобы пропустить встречных, а через некоторое время по главной дороге стал приближаться автомобиль, то требование уступить дорогу не будет нарушено, так как водитель со второстепенной дороги перед пересечением траекторий не совершает никаких действий. Водитель на главной дороге должен руководствоваться пунктом 10.1 Правил и принять меры к снижению скорости.

Если в двух словах, то на таран идти нельзя, даже находясь на главной дороге. Однако грань между невыполнением требования «уступить дорогу» и требования принять меры по снижению скорости и остановки очень расплывчата. И доказать второе может быть очень непросто, так как схема, составляемая при ДТП, статична, а для объективной оценки необходимо восстановить картину ДТП в динамике.

Мотоцикл категория «А»

⁠Мотоцикл — двухколесные транспортное средство с боковым прицепом или без него, объем двигателя которого более 50 куб.см., мощностью не превышающую 15кВт и конструктивной скоростью более 50 км/ч.

 К мотоциклам приравниваются трициклы, а так же квадрициклы с мотоциклетной посадкой и рулем мотоциклетного типа и массой не превышающую 550 кг.

  Категории ТС:

  • А — мотоциклы, квадрициклы мощностью до 15 кВт и весом до 550 кг
  • А1 — легкие мотоциклы, квадроциклы(вездеходы на мотоциклетной основе) Допускаются водители с 16 лет.
  • В — автомобили весом до 3,5 тонн в , а так же с прицепом разрешенная максимальная масса которого до 750 кг. 
  • В1 — Квадрициклы, трициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, двигатель мощностью до 15 кВт и весом до 550 кг

  Категория В1 присваивается автоматически при получении прав  категории А или В, но если водитель имеет только категорию В1, он не имеет право управлять ТС категории В или А.

Автомагистраль

«Автомагистраль» — это дорога, имеющая для каждого направления проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой, а при ее отсутствии – дорожным ограждением, а также она не имеет пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными и трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Движение по автомагистралям подробнее в 16 разделе ПДД. 

⁠   Самая большая скорость движения в РФ допускается только по автомагистрали. Скорость по ней разрешена легковым и грузовым автомобилям массой до 3,5т. — со скоростью 110 км/ч. Автомобилям массой более 3,5т и автобусам —  90 км/ч.

⁠   Если Дорога имеет твердое покрытие, то оно должно —  не иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, где разрешается движение со скоростью (раздел 10 ПДД Скорость движения), согласно  Правил Дорожного Движения Российской Федерации. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин, и т.п. не должны превышать научно-обоснованных пределов: по длине (вдоль дороги) 15,0 см, ширине 80 см, глубине 5 см.

что это такое по ПДД

Для большинства людей проезжая часть – это и есть сама дорога

Однако данная трактовка является далеко не полной, а ведь для водителя крайне важно понимать структуру разделения дороги

Изучение терминологии ПДД является крайне важной частью обучения будущих водителей и является отнюдь не лишней информацией даже для пешеходов, ведь понимание структуры движения на дороге может спасти жизнь как водителя, так и пассажира или перехода

Основная терминология

Базис терминологии ПДД  включает в себя понятие «дорога» и все, что к нему прилагается.

Дорога – обусловленная или обустроенная часть поверхности. Полоса, по которой происходит движение. В понятие дороги входит несколько элементов, каждый из которых будет перечислен далее в подразделах.

Каждый из этих элементов составляет собой дорогу, на которой необходимо ориентироваться как пешеходам, так и водителям личных и общественных транспортных средств, ведь непонимание структуры разделения дороги может привести к смертельным случаям.

Однако стоит понимать, что дорога – это не только устеленная асфальтом полоса. Она может представляться в множестве видоизменений:

  • существует городская дорога с тротуарами;
  • существует и пригородный вид дороги, у которой нет тротуаров, но есть обочины;
  • есть подвесные дороги;
  • к дорогам можно причислить и мосты, по которым проходит движение машин;
  • прожженную широкую полосу среди степи или «проезженную» полосу среди снега за городом, которые так часто встречаются, можно считать дорогой, такие дороги называются сезонными или временными и служат до момента, пока не будут заменены полосой, более оптимально оборудованной для передвижения транспортных средств, но это все равно дорога и на ней действуют те же правила, что и на городской.

Проезжая часть

Проезжая часть является основной полосой деятельности водителей транспортных средств и предназначается для передвижения их по ней. В сборнике понятий ПДД также уточняется «безрельсовых». Таким образом из всего списка транспортных средств, которым предписано движение по проезжей части, исключаются трамваи.

Из приведенного ранее термина можно понять, что проезжая часть является одной из основных частей дороги. А точнее говоря, без нее существование дороги, как таковой, в принципе невозможно.

Те части пути, что укрыты асфальтом или предназначены для передвижения и являются проезжей частью, для понимания функционирования которой необходимо разобраться в оставшихся понятиях.

Разделительные полосы

Разделительные полосы — это элемент дороги, разделяющий единую проезжую часть. Создается конструктивно или с помощью установленной разметки. Не предназначается для совершения по ней движения или совершения остановок.

Разберем понятие. Полосы разделяют одну единую проезжую часть на несколько, что создает разные потоки движения. Именно это и является исконным предназначением разделительной полосы, поскольку она должна делить дорогу на разные потоки машин и препятствовать аварийным ситуациям.

Создаваться она может, как было указанно, двумя способами. Первый – конструктивный. В данном случае две или более проезжих части отделяются друг от друга газонами, металлическими заборами или бордюрами.

Разметка же с помощью линий называется логической и закреплена в положениях правил. В таком случае дорога с полосами движения разделяется с помощью начерченных на ней линий.

Не стоит путать линию, начерченную пунктиром, а также с двойной сплошной. Чаще всего неопытные водители путаются именно со вторым. Отличить достаточно просто. Двойная сплошная представляет собой две линии, промежуток между которыми составляет ширину одной линии. У разделительных полос ширина намного выше.

На видео о проезжей части

Подводя итоги, проезжие части – составляющие дорожного движения, которые отделяются с помощью разделительных полос. Подходят для езды любых транспортных средств, кроме трамваев.

Ширина полосы движения

«Имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.»

Тут спор вызывает некий вывод о запрете движения двух автомобилей в одной полосе. Такой вывод не имеет оснований. Термин определяет полосу движения. И если ширина достаточна для движения автомобилей в один рад — это полоса движения, если недостаточно — это не полоса движения. В различных условиях количество полос может изменятся при сохранении ширины. Основа выбора количества полос — это соблюдение безопасного интервала между транспортными средствами.

Пример увеличения количества полос при сохранении исходной ширины в проекте probok.net:

Добавление полосы движения за счет сужения других полос

Похожие по теме записи

Все статьи серии “Нарушения ПДД. Разъяснения от ГИБДД.”: Часть 1. Общая. Часть 2. Общая. Часть…

Уважаемые автолюбители! Продолжаем вас знакомить с наиболее распространенными заблуждениями в Правилах дорожного движения. Выезжать на…

СНиП II-К.3-62 Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования

При проектировании насыпей из неоднородных грунтов в верхние слои отсыпают грунты с более высокой дренирующей способностью.

При проектировании устанавливают необходимую степень плотности грунтов земляного полотна исходя из норм табл.13.

Однако некоторые водители, пренебрегая законом, позволяют себе заезжать на эти сооружения, мешая движению людей, а иногда и создавая угрозу их здоровью и жизни.

Тротуар — это часть проезжей дороги, от самой дороги его отделяем или небольшой газон, обязательно бордюр или перила.

Штраф, предполагающийся за стоянку на тротуаре, устанавливается ч.3 и ч.6 ст. 12.19 административного Кодекса. Согласно этим законодательным нормам, за подобное нарушение, если оно совершено за пределами Санкт-Петербурга и Москвы, водитель должен заплатить 1 тысячу рублей. В 2 вышеуказанных городах, штрафные санкции составят 3 тысячи рублей.

Избегайте тротуаров из асфальта. Это неэкологогично и делает из тротуара дорогу. Асфальт это просто и дёшево, но нельзя выкидывать восприятие пространства при принятии решения. В крайнем случае, нужно хотя бы делать вставки из брусчатки по бокам или из плитки через определённое расстояние.

Каменные покрытия долговечны; их выполняют из каменных плит крупных и мелких, правильной и неправильной формы. Дорожка может быть вымощена целиком мелкими камнями или в сочетании с крупными. Отдельные, разной величины камни вкрапливаются в бетон либо свободно укладываются среди газона. Из плит можно делать разнообразные садовые дорожки.

Дорога и ее элементы

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (мост, путепровод, эстакада)… Обратите внимание, дорога не предназначена для пешеходов, а именно для транспортных средств, т.е. на дороге в обязательном порядке должно быть выделено место, где транспортные средства могут двигаться

Таким местом, а вернее – элементом дороги, является проезжая часть. Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. В бытовом разговоре часто подменяют понятия дорога и проезжая часть, вспомните сколько раз вы говорили, что перешли дорогу, на самом деле вы переходили проезжую часть, оставаясь на той же самой дороге.

Рис. 1 Элементы дороги

А — границы дороги;

Б — проезжая часть;

В — тротуар или обочина

Основную часть дороги составляет проезжая часть, а по бокам располагаются тротуары (если это городская дорога и в них есть необходимость) или обочины. Ширина дороги и как следствие ширина проезжей части выбираются в зависимости от предполагаемой интенсивности движения по ней. Не бывает дорог без проезжей части, а вот дороги без тротуара или без обочины – вполне, иногда на дороге присутствуют и тротуар, и обочина.В свою очередь тротуары не обязательный элемент дороги и они могут отсутствовать.

Всегда, если не установлено знаками или разметкой, проезжая часть (проезжие части) используется для движения в обоих направлениях, другими словами является двухсторонними (рис.2).

Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Таким образом, где нет или мало пешеходов тротуар просто не нужен, его место занимает обочина. Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, используемый для движения, остановки и стоянки. В это определение закралась одна неточность – обочина используется для движения только пешеходами, двигаться по обочине транспортным средствам нельзя.

Бывает необходимость на одной дороге выделить не одну, а несколько проезжих частей, отделяются проезжие части с помощью разделительной полосы. Разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно или с помощью разметки, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки, безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Рис. 2 Две двусторонние проезжие части

Наличие разделительной полосы на дороге не влияет на организацию направлений движения по каждой из проезжих частей.

На данном рисунке изображена дорога с двумя проезжими частями (I и II), каждая из которых может использоваться для движения в обоих направлениях.

Рис. 3 Две односторонние проезжие части

В отличие от предыдущего случая, на этой дороге каждая из проезжийх частей (I и II) используется для движения только в одном направлении. Связано это с наличием в разрывах разделительной полосы знака 4.2.1 «Объезд препятствия справа»

Примерами дорог с разделительной полосой у нас в городе могут послужить улицы Терешковой и Чкалова (рис. 3). Для чего же делают разделительную полосу? На дорогах с высокой интенсивностью и на автомагистралях есть необходимость отделить друг от друга встречные потоки, тогда по каждой из проезжих частей организуют движение только в одном направлении. На разделительной полосе могут размещать трамвайные пути.

Использование разделительной полосы для отделения встречных потоков частое, но не единственная цель ее использования. Примером может послужить проспект Дзержинского (рис 4).

Рис. 4 Дорога с тремя проезжими частями

В качестве примера приведена дорога (пр. Дзержинского), на которой три проезжие части. Две из них (II и III) односторонние, установлены знаки 5.5 «Дорога с односторонним движением», а одна (I) двусторонняя.

Одновременно изменился и пункт 13.2 Правил и сегодня он звучит так:

Итак, в п. 13.2 произошли два изменения. Разберемся по отдельности с каждым из них.

1.  Что означает эта добавка: «или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26»?

На самом деле принципиально ничего не изменилось!

То есть по-прежнему  «Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей» (если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении).

Но наиболее «горячий» участок перекрестка могут даже обозначить «вафельницей», то есть разметкой 1.26.

Такая разметка четко показывает границы участка, в пределах которого остановка из-за затора карается штрафом – 1000 рублей.

2.  Что означает эта добавка: «…за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами»?

Нужно сразу сказать, что здесь Правила забыли о развороте. А разворот здесь должен быть обязательно, и чуть ниже вы поймете почему.

В будущем мы узнаем, что при повороте направо или налево водитель обязан уступать дорогу пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

То есть в таких случаях, чего доброго, придется остановиться на перекрестке или даже на «вафельнице», если она тут будет нанесена.

Точно так же придется останавливаться, уступая дорогу встречному, при повороте налево или при развороте.

Так вот! – такие остановки на перекрестке (на пересечении проезжих частей) и даже на «вафельнице» нарушением не считаются и наказываться не должны.

Итак, на дороге вы можете встретить следующие четыре дорожные разметки жёлтого цвета:

Разметка 1.4 – обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 «Остановка запрещена». Разметку наносят на расстоянии 0,1 – 0,2 м от кромки проезжей части или по верху бордюра, а при наличии краевой линии – вместо неё.

Разметка 1.10 – обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 «Стоянка запрещена». Разметку наносят на расстоянии 0,1 – 0,2 м от кромки проезжей части или по верху бордюра, а при наличии краевой линии – вместо неё.

Разметка 1.17 – обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси.

Разметка 1.26  – Обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.

Временная разметка – это разметка оранжевого цвета.

Вы уже знаете, что временный знак сильнее постоянного. Точно так же и временная разметка сильнее постоянной разметки.

Временную разметку, как правило, наносят в тех случаях, когда на дороге производятся какие-либо ремонтные работы, в результате чего на ремонтируемом участке существенно сужается проезжая часть.

Когда ремонтные работы закончатся, временную разметку удалят, и дорога приобретет свой прежний вид.

Но до тех пор, пока на проезжей части есть разметка оранжевого цвета, водители обязаны придерживаться именно её указаний! И на рисунке водитель учебного автомобиля всё сделал правильно.

Как распознать проезжую часть?

Тротуары имеют довольно большую ширину (могут быть даже более пяти метров), поэтому их, возможно перепутать с проезжею частью. Чтобы разделить эти понятия, нужно помнить — правила ДД гласят:

«Тротуар» — есть элемент дороги, служащий для свободного продвижения людей в нужную им сторону. Находится он неподалёку от проезжей части, в крайнем случае, может быть отделён от неё зелёным насаждением.

Пешеходная тропка отличается высотой с проезжим элементом дороги.

Когда она просто прилежит без раздельных линий, тогда, скорее всего это есть обочина. Обочиной является частичкой дороги, она соседствуюет с проезжим элементом, находящимся на одном уровне по высоте с ней.

У неё другой вид покрытия, который может выделяться разметками, поддерживать, также на ней могут быть поставлены знаки «стоянка» или «остановка».

То есть, тротуары — объекты, определяющиеся следующими признаками:

  • соседствуют с проезжей частью,
  • разделяются чем — то (знаками, або разметками, различными отметками) в части нахождения на одном уровне с проезжей частью для ТС;
  • могут являться крайней правой частью дороги;
  • но ни в коем случае не есть разделительной разметкой.

Полосы

Главным образом, для безопасности проезжие части дороги разделяют ограничительными линиями разметки на отдельные участки – полосы следования.

«Полосой следования» называется одно из параллельных направлений движения по проезжим частям, которые обозначены определёнными разметками, они обязаны иметь ширину, позволяющую безопасно продвигаться автомобилям, как минимум в одном направлении.

Особенная разметка

Продольная разметка (полосы, стрелки и другие отметки) определяют разные способы движения и порядок пересечения перекрёстков. В основном линии движения обозначаются белой линией.

Сплошная узкая полоса:

  • отделяет продвижение ТС в противоположных направлениях;
  • показывает границу полосы движения в критических местах для безопасности движения на дороге;
  • означает грань дороги, на которую въезд не разрешён;
  • также определяет место, где могут парковаться транспортные средства;
  • и окраину проезжей дороги, не относящейся к автомагистралям.

Эту полосу пересекать запрещено. Разрешается пересекать только для кратковременной остановки транспортных средств — на обочине или, в качестве исключения, при объезде препятствий.

Прерывистую разметку пересекать разрешается только в случае перестроения.

В случае отсутствия разделительной линии, водитель может сам сориентироваться с шириной полосы дороги, учитывая габариты собственного автомобиля, а также ТС, проезжающих рядом в обоих направлениях, не забывая брать во внимание также интервал между ними.

Дополнительные полосы на проезжей территории могут добавляться в местах подъема на возвышения дороги (или, например, эстакады).

Водитель не имеет право двигаться по левой полосе, если свободна правая часть дороги.

Обустройство проезжей части

Инженерные образования дорожных покрытий обычно разделяют по принципу укрепления на жёсткие (железобетонные) и прочие.

Дорожные слои по организации могут состоять:

  • из укатанных сыпучих материалов, набирающих прочность в результате уплотнения и развития сил трения (расклинки) — они удерживают отдельные частицы в слое;
  • из асфальтовых и бетонных составов, которые образуют монолитные смеси после укладки, уплотняются и затвердеваются;
  • монтируемые смешанные цементобетонные сборки из плит.

Основным качеством дорожных покрытий есть её безопасность, поэтому очень важно использовать более экономичные технологические приемы, как и комплексную механизацию.

Чтобы сделать упрочнённый грунт для дорог необходимо:

  • смешать песок с глиной в соответствующих частях;
  • далее смесь замешивают с цементом. Этот раствор укладывают на месте, толщина слоя в результате должна быть не меньше 6 см., а может больше;
  • сверху предыдущего покрытия эту дорогу накрывают небольшим количеством битума — он не даст быстро утратить влагу грунту, пока не схватится цемент;
  • существует современные смеси, называемые «макадам», которые состоят из некоторых слоёв щебёнки. Укладывая их — нужно пропитывать водой, а затем как можно тщательней укатать дорожным катком;
  • затем сверху насыпают и укатывают слой мелкозернистого щебня — это будет надёжным и достаточно прочным покрытием.

Остановка

Согласно правилам дорожного движения, стоянка или остановка возможны только под разрешающими знаками. Если же вдруг, они отсутствуют — останавливаться можно только на самом крайнем положении дороги или на обочине, дабы не иметь возможность препятствовать продвижению другого транспорта.

В крайнем случае, на короткое время можно уйти как можно правее и остановившись, включить аварийку.

Какие бывают дороги


Если машины едут по улице только в одном направлении, то такое движение называется односторонним

Знаешь ли ты, что дороги бывают очень разными, в зависимости от того, как организовано по ним движение машин? Если машины едут по улице только в одном направлении, то такое движение называется односторонним. Нельзя сказать, что таких улиц очень много, но они есть. И ты должен знать, как вести себя на улице с односторонним движением.

На большинстве улиц машины едут как в одну, так и в другую сторону. Такое движение транспортных средств называется двусторонним. Чтобы машины не сталкивались и не мешали друг другу, такие улицы делят сплошной белой линией (одной или двумя). Эта линия разделяет проезжую часть дороги и нужна, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в противоположном.

Ещё одна особенность дорог состоит в том, в каком направлении движется по ним транспорт. В нашей стране движение транспорта по дорогам — правостороннее. Это значит, что все машины в России движутся вперёд по правой стороне проезжей части. Правостороннее движение принято и в таких странах, как США, Франция, Китай и Германия.

В некоторых странах (например, в Великобритании, Австралии, Индии) принято другое движение транспорта по дорогам — левостороннее. Это значит, что все машины в этих странах движутся вперёд по левой стороне проезжей части.

В зависимости от того, какое движение в стране — правостороннее или левостороннее, — по-разному конструируют и общественный транспорт. В тех странах, где движение правостороннее, двери в автобусах, трамваях, троллейбусах, маршрутных такси для входа и выхода пассажиров всегда находятся справа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector