Как проходит мониторинг госзакупок
Содержание:
Мониторинг и внутренний аудит
На частном предприятии, где есть отдел закупок, постоянный контроль может осуществляться внутренними подразделениями, а также другими отделами компании руководством напрямую. Однако идеальная ситуация — это использование и внутреннего контроля, и проведение аудиторских проверок на регулярной основе в зависимости от потребностей предприятия.
Когда стоит провести внутренний анализ закупок?
Если организация стремится снизить затраты, увеличить прибыль
Отдел закупок — это важное подразделение, так как там сосредоточена большая часть расходов организации. А анализ поможет выявить, где средства можно было бы расходовать эффективнее;
Если между подразделениями предприятия плохо организовано взаимодействие
Проверка поможет выявить проблемы, а руководитель на основе отчета — найти пути решения;
Если руководитель подозревает нарушения в деятельности отдела. Например, наличие «откатов» поставщикам товаров и услуг, неверное заполнение отчетности, недостаточный анализ привлекательности предложений;
Если организация планирует расширение.
Мониторинг после аудита закупок может быть преобразован: проверка выявит проблемы с аналитикой результатов работы, учетом есть в отделе, что поможет выстроить более удобную и эффективную систему.
Кто и как проводит мониторинг
Счетная палата ведет свою деятельность на федеральном уровне, региональные и местные палаты регламентируются местными правовыми документами. Сроки проведения аудита определяются заранее и вносятся в соответствующие планы проверок. В них указывается наименование организации, адрес, цель, дата и сроки проверки, наименование органа, проводящего проверку. Плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года (кроме юр.лиц и ИП, работающих в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере и тд. Для них периодичность проверок устанавливается Правительством РФ). Если контрольный орган хочет организовать внеплановую проверку, то за согласованием на это мероприятия нужно будет обратиться в прокуратуру.
При проведении проверки выделяют три основных этапа:
- Предпроверочный (подготовительный) этап. В ходе его происходит сбор, систематизация и ознакомление с закупочной деятельностью проверяемого учреждения.
- Проверочный (основной) этап, на котором проверяются все закупочные материалы. Также проверяется, насколько эффективно и целесообразно были проведены закупки, соответствуют ли они профилю организации, не завышены ли цены, верные ли выбраны источники финансирования, не было ли допущено нецелевого использования средств.
- Постпроверочный (заключительный) этап. На этом этапе делаются выводы о результатах деятельности организации, а также начинается подготовка отчета с выводами, правками и рекомендациями аудиторской организации.
В ходе проверки от заказчика могут потребовать различные дополнительные материалы, такие, как планы-графики, обоснование НМЦК и тд. Но существуют рекомендации к проверяющим органам на тему того, чтобы они не требовали документы, находящиеся в свободном доступе, и вы можно попробовать на это сослаться.
Источники
- https://zakonguru.com/goszakupki/44/monitoring.html
- https://ppt.ru/art/44-fz/monitoring-zakupok
- https://gosuchetnik.ru/goszakupki/kak-prokhodit-monitoring-goszakupok
- https://www.pro-goszakaz.ru/article/102266-qqq-19-m9-monitoring-zakupok-po-44-fz
Что показывает сводный отчет
В постановлении № 1193 от 03.11.2015 указано, что требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются Министерством финансов РФ. Ежеквартально готовится аналитический отчет: документ составляют за каждый квартал, кроме IV. По итогам года оформляют сводный отчетный документ.
В последней аналитике за 2019 год указано, что реальный объем госзакупок на 12% превысил запланированный и составил 8,2 трлн руб. А по национальным проектам подписали госконтрактов на 1,3 трлн руб. против суммы в 0,9 трлн руб., которая была запланирована.
Еще госзаказчики в 2019 году в 2 раза превысили обязательную квоту по объему госзакупок у субъектов малого предпринимательства. Она составила 33%, в прошлом году с СМП и СОНКО подписали 2,4 млн контрактов на 3,8 трлн рублей. Причем большую часть этих контрактов (на 2,3 трлн рублей) малые предприятия получили по итогам госзакупок на общих основаниях. А результатом торгов с ограничениями для СМП и СОНКО стало заключение контрактов на 1,1 трлн рублей. И 410 млрд рублей оплатили СМП, которых привлекали в качестве субподрядчиков.
Итоговые результаты мониторинга в сфере закупок оформляются в виде аналитической и сводной отчетности. В документах Минфина об аудите в сфере закупок 44-ФЗ найдете и такую информацию:
- о количестве размещенных извещений об осуществлении закупок, суммарном значении НМЦК, в том числе аналитика централизованных закупок;
- о количестве состоявшихся и несостоявшихся процедур;
- о количестве и общей стоимости контрактов;
- об исполнении контрактов, в том числе об оплате и начислении неустоек;
- о ведении реестра недобросовестных поставщиков;
- о ведении реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок;
- о количестве банковских гарантий и общей денежной сумме, указанной в них;
- о результатах осуществления контроля;
- о функционировании ЕИС.
Правила и порядок проведения мониторинга
Мониторинг в сфере государственных закупок – это специальное исследование, которое носит систематический характер и направлено на то, чтобы установить правильность реализации основных принципов сформированного законодательства, направленного на совершенствование контрактной системы, функционирующей на территории Российской Федерации.
Проведение мониторинга необходимо для того, чтобы в полном объеме составлять картину по итогам всех реализованных мероприятий наблюдения, которые предназначены для получения итоговой картины реализации правил и принципов государственных и муниципальных закупок, сформулированных в действующем законодательстве.
Основное регулирование проводимого процесса мониторинга осуществляется на основании положений статьи 97 Федерального закона «О контрактной системе». Именно эта статья формирует основные цели, для которых и проводятся мероприятия, предусмотренные такими комплексными аналитическими действиями.
В соответствии с положениями действующего законодательства, в частности, на основании Постановления Правительства Российской Федерации №728, принятого 26 августа 2013 года, проведение мониторинга всей ситуации, которая складывается в сфере государственных и муниципальных закупок, полностью ложится на плечи Министерства экономического развития Российской Федерации.
При проведении мониторинга производится проверка того, каким образом осуществляются закупки, начиная от составления планов-графиков и планов закупок и до момента их полной реализации путем проведения всех необходимых закупочных мероприятий.
Для того чтобы результаты проводимых мероприятий могли считаться объективными и отражающими реальную картину, мониторинг должен осуществляться следующим образом:
- на первом этапе проведения мониторинга необходимо сформировать план предстоящих действий для того, чтобы максимально полно охватить все показатели, которые должны быть проанализированы в ходе формирования результатов конкретного исследования;
- на основании предоставленных ранее отчетов от государственных и муниципальных заказчиков, а также приравненных к ним юридических лиц, проводится формирование единой базы для проведения исследования;
- в качестве базы для проводимого исследования берутся сведения, сформулированные за год, предшествующий году проведения мониторинга;
- анализ всех взятых за основу исследований проводится уполномоченными сотрудниками того подразделения Минэкономразвития, на которое возложены непосредственные обязанности в части контроля за реализацией действующего законодательства в сфере закупок;
- итоговый сводный отчет, составленный на основании результатов мониторинга, должен быть подготовлен и представлен для ознакомления руководителем подразделения до 30 апреля года, который следует за отчетным.
Так как подготовка итогового сводного отчета происходит на основании сведений, полученных за год, в его основу ложатся не только все показатели, полученные в течение года, но и сформированные ежеквартальные отчеты по итогам промежуточного мониторинга.
Все необходимые показатели для проведения мониторинга уполномоченные сотрудники берут из Единой информационной системы как в виде самостоятельных данных, так и в виде итоговых сводных отчетов.
Ведомственный контроль в сфере закупок
Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок. Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство. Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению. Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств. Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.
Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку. К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта. Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности. При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки. Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.
Внимание: Казначейский контроль, который предусмотрен ч.5 ст. 99 44-ФЗ приостановлен в соответствии с ПП РФ от 20.03.2017 №315
Для федеральных заказчиков срок приостановки контроля до 01.01.2018 г, для муниципальных заказчиков и субъектов РФ до 01.01.2019 г.
Контрактная система
Мониторинг закупок
Навигатор
Представление:
Всего документов: 21
Отчёт
Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,…
Отчёт
Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2020 года
Отчёт
Аналитический отчёт по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,…
Дата публикации: 31.07.2020
Отчёт
Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2019 году
Дата публикации: 03.07.2020
Отчёт
Сводный аналитический отчёт по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфер…
Дата публикации: 29.05.2020
Отчёт
Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабо…
Дата публикации: 31.10.2019
Отчёт
Результаты мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2019 года
Дата публикации: 30.08.2019
Отчёт
Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабо…
Дата публикации: 31.07.2019
Отчёт
Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, рабо…
Дата публикации: 06.05.2019
Отчёт
Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфер…
Дата публикации: 30.04.2019
Контроль закупок
Несколько видов контроля в сфере закупок определяется многоэтапностью данного процесса, где каждый этап требует своего подхода к его контролю. Поскольку сфера закупок была и остается очень сложной и проблемной сферой общественных взаимоотношений, потребность в тщательном и даже жестком контроле возрастает с каждым годом. Ключевыми целями контроля в сфере закупок является нивелирование различных рисков, которые могут повлечь растрату средств бюджета, и повышение эффективности удовлетворения нужд государства и муниципалитетов. Объектами контроля в сфере закупок являются все субъекты закупочной деятельности — заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществления закупок, уполномоченные органы и учреждения, специализированные организации, операторы торговых площадок и другие. Глава 5 Закона № 44-ФЗ посвящена целиком контролю в сфере закупок и определяет контрольный орган в сфере закупок и различные виды такого контроля, а именно: ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль в сфере закупок и внутренний контроль в сфере закупок.
Для быстрого и эффективного изучения закона о контрактной системе рекомендуем воспользоваться интеллект-картами по 44-ФЗ.
Когда и как обнародуются результаты
На основании результатов, полученных по факту мониторинга, итоговые показатели вносятся в сводный аналитический отчет, который формируют и отправляют для контроля в Правительство РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. В нем содержатся такие информационные параметры о госзакупках:
- планирование;
- фактическое осуществление;
- результаты контрольных мероприятий;
- оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- меры по совершенствованию действующего законодательства.
Результаты мониторинга тендеров и закупок размещают ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сведения публикуют в виде аналитических отчетов отдельно за каждый квартал. Отчет за 4 квартал отчетного периода (года) размещают до 1 марта года, следующего за отчетным. Их публикуют в специальном разделе на сайте Минфина.
Возможные ситуации при определении НМЦК
Ситуация № 1 – НМЦК занижена
Последствия:
- процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
- высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.
Ситуация № 2 – НМЦК завышена
Последствия:
- неэффективное расходование бюджетных средств;
- в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
- есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.
Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно
Последствия:
- ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
- эффективное расходование бюджетных средств;
- участие в такой закупке выгодно для участника;
- заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.