Категория а1 в водительском удостоверении в 2021 году

Обучение в автошколе на категории А и А1

Чаще всего будущие водители поступают на обучение вождению в обычную лицензированную автошколу. За несколько месяцев (или чуть больше) человек изучит теорию, правила дорожного движения, приобретёт необходимые практические навыки.

С особым вниманием следует отнестись к выбору заведения. Оно должно иметь хорошую репутацию и опытных инструкторов в штате

Не помешает также убедиться, что лицензия на право обучения не просрочена.

Для поступления необходимо:

  • написать заявление;
  • собрать и предоставить пакет документов;
  • оплатить обучение (по договорённости с самим заведением, это делается либо единовременно, либо поэтапно, цены также различаются в зависимости от самой школы);
  • заключить договор на обучение;
  • пройти медкомиссию, а справку принести в автошколу;
  • если обучающемуся меньше 27 лет, то предоставляется военный билет.

В пакет документов входят:

  • копия паспорта (1 и 2 стр.);
  • фотографии 3х4 (в каждом салоне специалисты знают, какие фото необходимы на права);
  • если имеется удостоверение на другую категорию, то и его копию.

Учебный процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Теория. Будущие водители изучают ПДД, устройство мотоцикла, правила его эксплуатации, подбор правильной экипировки, оказание медицинской помощи в случае аварии и пр.
  2. Практика на автодроме. Инструктор научит мотоциклиста пользоваться техникой: заводить двигатель, трогаться с места и тормозить, различным тактикам управления и езды. В среднем на это уходит около 10 часов.
  3. Перед основным экзаменом в Госавтоинспекции нужно сдать внутренний в самой автошколе. Это хорошая тренировка для водителей.

Порядок сдачи экзамена: к чему готовиться

Согласно действующим нормам, экзамен разрешается сдавать в любом отделении, без привязки к месту регистрации или прохождения обучения. Если вы намереваетесь делать это отдельно от мотошколы, следует учитывать, что не все подразделения ГИБДД имеют собственный мотопарк, так что этот момент нужно уточнить.

Пакет документов

Для получения допуска к экзаменационному процессу в Госавтоинспекцию следует предоставить такие документы:

  • Удостоверение личности. Стандартом является паспорт, но наравне с этим обязаны принять удостоверение военнослужащего или военный билет (для служащих ВС РФ).
  • Медицинское заключение. В справке обязательно обозначается, что медосмотр пройден для получения водительского удостоверения категории А1 или А. Детальнее о получении медзаключения читайте в этой публикации.
  • Заявление установленного образца. Бланк для заполнения можно скачать на сайте ГИБДД или получить в МРЭО.
  • Сертификат об окончании курсов вождения соответствующей категории.
  • Квитанцию об оплате экзамена.

Обратите внимание

Раньше при наличии прав другой категории допускалась сдача экзаменов экстерном, без обучения в автошколе. Теперь эта норма отменена, и оканчивать курсы обязаны все водители.

Теоретический экзамен

Для успешной сдачи теоретической части экзамена следует готовиться не только на занятиях в мотошколе, но и самостоятельно. Очень удобны для этого телефонные приложения, в которых претендент на права отвечает на экзаменационные вопросы, а программа определяет ошибки и предлагает сложные вопросы чаще. Сама экзаменационная процедура выглядит следующим образом:

  • Экзамен сдается на компьютере, соединенном с центральным сервером МВД. Сотрудники МРЭО не могут повлиять на результаты ответов.
  • Из базы в 800 вопросов случайным образом выбирается 20, на которые предстоит ответить экзаменующимся. Допускается не более 2 ошибок.
  • В вопросах затрагиваются не только ПДД, но и правила эксплуатации мототранспорта, правовые аспекты, а также принципы оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

В случае успешного прохождения тестирования, экзаменуемый получает допуск к практической части. Если ошибок оказалось больше, повторная попытка разрешается не ранее, чем через неделю. Если неудачными оказались 3 попытки, придется вновь пройти обучение в мотошколе. Положительный результат действителен 3 месяца, в течение которых следует сдать практическую часть.

Практический экзамен

Сдача практики в Госавтоинспекции – волнительное событие для начинающих водителей, которым не хватает уверенности в себе и автоматизма при вождении. Главным и значимым отличием практической части для водителей, претендующих на право управления мототранспортом, является отсутствие экзаменационного этапа в реальных дорожных условиях. Практика сдается только на автодроме, и предполагает выполнение следующих заданий:

  • Упражнение, в ходе которого проверяется проезд по габаритному коридору, габаритному полукругу, разгон и торможение.
  • Второе упражнение предполагает экзаменацию навыка вождения на малой скорости, колейной дороги и езды змейкой.
  • Последней выполняется габаритная восьмерка.

Перед экзаменом вам обязаны предоставить 2 пробные минуты, необходимые для привыкания к мотоциклу и трассе. Все совершенные в это время ошибки не учитываются инспектором, и, если водитель почувствует неготовность, он имеет право отказаться от сдачи в этот день. После начала практической части все ошибки фиксируются экзаменатором по следующей градации:

  • По 1 штрафному баллу насчитывается за блокировку колеса перед стоп-линией, в случае неподачи рукой сигнала торможения, невключении ближнего света.
  • 3 штрафных бала получат водители, которые не включили во время остановки при работающем двигателе нейтралку, не переключили вовремя передачу, несвоевременно подали знак поворота, поспешили при движении на малой скорости или позволили заглохнуть двигателю при старте.
  • 5 штрафных баллов насчитываются за несоблюдение траектории езды, сбивание ограничительных конусов, пересечение или наезд на разметку или стоп-линию, касание ногой поверхности автодрома, остановку дальше, чем за 40 см от стоп-линии.

Допускается получение не более 5 штрафных баллов. При превышении их числа человек отправляется на пересдачу только практики.

Подкатегория D1

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять маленькими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

Для более тяжелых прицепов водителю потребуется категория D1E:

Подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн. Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами категории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом категории D1E

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами категории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом категории D1E.

Как открыть новую?

Открываются новые водительские категории в ходе обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов на автодроме и в городе.

Приказ МВД России от 20.10.2015 N 995 “Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений” содержит описания упражнений, необходимых для открытия категории того или иного вида.

Кратко этот процесс можно описать так:

  • Категории А, А1,В1 и М открываются после сдачи теории и практики (упражнения «восьмерка», змейка, скоростное маневрирование, габаритный коридор, парковка и выезд, остановка для посадки и высадки пассажиров);
  • Категория В открывается после сдачи теории и упражнений на автодроме (остановка и движение на подъеме, маневрирование в ограниченном пространстве, въезд в бокс задним ходом, параллельная парковка задним ходом и проезд перекрестка), а также прохождения практики в городе;
  • Категории С и С1, D и D1 открываются после теоретического экзамена, упражнений на автодроме и экзамена в городе, аналогично категории В;
  • Чтобы получить категории BE, CE, C1E, DE и D1E, вам понадобится не только сдать теорию и практику на автодроме (сцепление и расцепление прицепа, остановка для посадки и высадки пассажиров, въезд в бокс задним ходом и параллельная парковка у платформы погрузки) и в городе, но и набрать минимум один год стажа с категорией B, C или D.

Транспорт, разрешённый к вождению в категории В1

В последние годы на дорогах России увеличилось количество трициклов и квадрициклов, хотя они всё ещё выглядят экзотично для некоторых водителей. Тем не менее, они имеют свои отличительные характеристики.

Квадрициклом считается мототранспортное средство передвижения с четырьмя колёсами. На нём можно ездить по городским дорогам. Так же, как и легковой автомобиль, его необходимо зарегистрировать в ГИБДД, получив соответствующий ПТС.

Трицикл, как и квадрицикл, считается мототранспортным средством, только у него три колеса, а не четыре. Регистрируется в том же государственном органе (ГИБДД), документы на него необходимо оформить такие же, что и на вышеуказанное средство передвижения.

Квадрициклы и трициклы представляют собой нечто среднее между мини-автомобилем и крупным мотоциклом.

Отличаются следующими характеристиками:

  1. масса ТС должна быть не более 400 кг без груза и 550 кг с грузом;
  2. имеют объём двигателя не более 50 см3;
  3. могут развивать скорость не более 50 км/ч.

Не путать квадрицикл и квадроцикл – это два разных транспорта.

Для управления последним нужно удостоверение тракториста-машиниста категории «А1».

Основные различия:

  1. Квадроциклы регистрируются в органах Гостехнадзора, а квадрициклы – в органах ГИБДД.
  2. Квадроцикл – внедорожное мотосредство без кабины, а квадрицикл может её иметь.
  3. На квадроциклах нельзя передвигаться по автомобильным дорогам общего пользования, а на квадрицикле можно.

Фактически квадрицикл – это среднее между мотоколяской и микроавтомобилем.

Как получить

Оформление водительских прав возможно после прохождения курса обучения теоретической и практической части – вождения на автодроме с выполнением специальных упражнений и медицинского освидетельствования. Обратиться за получением прав могут только граждане, возраст которых более 16 лет.

При получении ранее категории В, для управления мотоциклами достаточно подтвердить состояние здоровья картой медицинского освидетельствования. Сдавать повторно экзамен в автошколе и ГИБДД не требуется. При предъявлении работнику дорожной службы медицинского заключения для первичного проставления подкатегории А1 в водительское удостоверение или при замены прав при истечении срока их действия, открывается право на вождение мотоциклами в «легкой» категории.

Выдача разрешений на управление ТС подкатегории А1 не разрешается при наличии хронических заболеваний:

  • психического характера;
  • эпилепсия;
  • алкоголизм и наркомания;
  • замедленное умственное развитие;
  • близорукость, слепота;
  • глухота хотя бы на одно ухо.

Полный список заболеваний, который не позволяет пройти медицинское освидетельствование для получения водительских прав, установлен приказом №302н, утвержденного в 2011 года Минздравсоцразвития.

Выдача удостоверения происходит в несколько шагов:

  • обучение в автошколе ПДД, прохождение практической части – совершение маневров на полигоне и выезд в город, сбор документов, в том числе о прохождении медицинского освидетельствования;
  • сдача экзамена сотрудникам ГИБДД по теоретической части – знания правил дорожного движения, и владения навыками управления транспортным средством;
  • обращение в Госавтоинспекцию за получением водительского удостоверения подкатегории А1 с пакетом документов и заявлением, оплаченной госпошлиной;
  • проверка по базе ГИБДД данных нарушений со стороны обратившегося лица, если есть непогашенные штрафы, ограничения и запретом на допуск к вождению транспортных средств (лишения прав) и др.;
  • при положительных результатах проверки назначается дата и время для фотографирования на права в здании ГИБДД, если есть неоплаченные штрафы, их предлагается оплатить, только после этого ведется прием заявления;
  • в назначенное время необходимо явиться в дорожную службу для получения водительских прав, в которых проставлена подкатегория А1. Документ выдается под подпись водителя.  

Некоторые кандидаты в водители интересуются вопросом, нужно ли прохождение в автошколе для получения прав? Обращение в автошколу на начальном этапе оформления удостоверения обязательно, без этого подать заявление в ГИБДД для получения прав будет невозможно. 

Прохождение обучения проводится только в автошколе, имеющей государственную аккредитацию на ведение такого вида деятельности.

В ходе обучения теоретической части осуществляется:

  • знакомство с правилами дорожного движения;
  • получение основных знаний об эксплуатацию мотоциклов;
  • обучение навыкам оказания первой медицинской помощи;
  • предоставление знаний в доступной форме о правилах перевозки людей и грузов;
  • знание основных маневров на дороге и принципы движения.

По результатам сдается экзамен, состоящий из двух частей: теоретической на знания ППД и практической на вождение на закрытой площадке – полигоне и в городе.

Выполняются на площадке следующие упражнения: змейка – на объезд препятствий, восьмерка – при управлении по траектории, образовывающей число 8, колейная доска – движение при касании земли ногой. Повторная пересдача экзамена возможна только через 7 дней.

В случае замены водительского удостоверения в связи с истечением их срока в 10 лет, в связи с утерей или кражей, порчей, подкатегория А1 открывается автоматически, отметка вносится в права.

Возможности водителя, получившего категорию «B1»

Появление новых видов машин и средств передвижения заставляет каждый раз задуматься, к какой категории их отнести. Определяется это по характеристикам и возможностям конкретного транспортного средства. Новые модели транспорта – трициклы и квадрициклы нельзя отнести к категории «А», так как они существенно отличаются по внешнему виду и функционалу.

Трициклы и квадрициклы часто приобретают популярность у молодёжи, которая не окончила специализированных курсов и не знает полного списка дорожных правил, соответственно никаких экзаменов не сдавали и официальных документов не получали. Это очень сильно подрывает безопасность окружающих и владельцев другого транспорта.

Данные машины были отнесены к подкатегории «В1». Их характеристики практически идентичны характеристикам легкового автомобиля. Как и для всех, введены общие правила. Они подразумевают идентичный алгоритм получения прав, то есть записаться в автошколу, прослушать теоретический курс и пройти необходимое количество часов практики на автодроме и в городе. После чего будет назначен внутренний и внешний экзамен.

Возрастной ценз для подкатегории – 18 лет. Наличие оплаченной госпошлины и пройденной медкомиссии обязательно. Это общие требования для всех водителей.

Если в правах имеется отметка категории «В», то разрешается управлять:

  • трициклом, если максимальный объём его двигателя превышает 50 лёгким квадрициклом, масса которого достигает 350 кг, а скорость не более 50 км/час;
  • квадрициклом, если его максимальная масса не более 400 кг, при этом мощность двигателя составит не более 15 кВт;
  • его грузовой моделью, масса которой менее 550 кг.
  • квадрициклами, вес которых в пределах 400 кг и силовым агрегатом, мощность которого достигает 15 кВт или грузовыми моделями, вес которых не более 550 килограмм.

Спец. отметки

В новых образцах прав появились новые отметки и обозначения на английском языке. Это аббревиатуры и сокращения английских фраз. Они рассказывают владельцу о некоторых нюансах открытой для него водительской категории

Например, владельцу прав подкатегории «В1» нужно обратить внимание на пункт 12. Здесь могут быть обозначены следующие аббревиатуры: «AS», «MS» или «ML»

Как понять, что они означают?

Каждая имеет свою расшифровку. Так отметка «AS» или Automotive Steering в переводе с английского «автомобильный тип управления» присваивается только владельцам прав с открытой категорией «А» или «В», если открыты обе категории, то отметка отсутствует. Присваивается данный знак владельцам прав, которые будут управлять транспортным средством с автомобильным типом руля и посадки.

Следующая распространённая отметка «MS» или Motorcycle Steering. В переводе с английского «мотоциклетный тип управления». Эта отметка проставляется владельцам тех прав, которые будут управлять квадрициклами, трициклами или мотоциклами, которым присущ мотоциклетный вид посадки и руля.

Отметка «ML» – категория открыта гражданину с особенностями здоровья и некоторыми ограничениями в связи с медицинскими противопоказаниями.

Последствия отсутствия необходимой отметки

Перед тем получить оплату за курсы вождения в любом учебном учреждении, менеджеры и владельцы обязаны объяснить все особенности возможных для получения категорий и подкатегорий прав, открытых для абитуриента. В зависимости от выбранной категории или подкатегории для обучения, будет отличаться стоимость и срок, в течение которого будет преподаваться курс. Отличается так же и стоимость госпошлины при получении прав.

Возникают сложности с открытием подкатегорий у тех лиц, которые уже имеют определённый водительский стаж, но права у них старого образца и все категории ещё не расписаны, к ним же можно отнести людей, получающих дубликат старого удостоверения

При выдаче прав, владелец не обращает внимание на открытые категории и новые обозначения, что приводит к непониманию между сотрудником ДПС и водителем

Находясь за рулём транспортного средства, которое не соответствует одной из открытых категорий или подкатегорий, водитель может быть наказан посредством административного штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Машина изымается и направляется на штраф-стоянку до выяснения обстоятельств. Данное нарушение может быть приравнено к управлению транспортным средством без прав.

В случае эвакуации машины оплачивается не только штраф, но и стоимость транспортировки и нахождение на стоянке автомобиля до обращения владельцем за ним.

Обязательное обучение на подкатегорию «B1» обязывает проходить курсы и сдавать экзамены тех, кто ранее управлял машиной без прав и знаний. В основном эти машины использовались как игрушки, часто принося материальный ущерб и вред здоровью окружающих.

Распространенные вопросы

Нужно ли проходить медосмотр на получение новой категории? В соответствии с законодательством РФ при получении новой отметки в ВУ нужно заново проходить осмотр некоторых врачей в медицинском учреждении для справки о состоянии здоровья.

Какие права нужны водителю снегохода? Ездить за рулем снегохода могут лица, у которых в правах есть отметка А1.

В каком возрасте можно сдать экзамен на вождение автобуса? Осуществлять управление этим транспортным средством (имеющим более 8 посадочных мест, без учета водительского сиденья), и перевозку людей может водитель, достигший возраста 21 год.

Каждый автолюбитель, которому разрешено законом садиться за руль авто- и мототехники, должен разбираться в категориях ВУ и знать, к управлению какой группы транспортных средств у него есть доступ. Это позволит избежать неприятностей на дорогах с сотрудниками ГИБДД.

Категория водительских прав В1

Необходимость в ведении новых подкатегорий в водительских правах возникла после появления в собственности у населения различных транспортных средств, которые невозможно было классифицировать по существующим ранее категориям. В 2005 году, когда я получал водительское удостоверение, транспорт делился на мотоциклы, легковушки, грузовики, автобусы и варианты с прицепами.

Категория В1 введена, чтобы обозначить разрешение управлять транспортным средством, которое представляет собой нечто гибридное между мотоциклом и легковой машиной.

Подкатегория В1 присваивается автоматически водителям, которые имеют удостоверение категории А или В. Именно поэтому в моих водительских правах, которые оформлялись в 2016 году, появилась новая отметка. Закон о введении подкатегорий принят в 2013 году ФЗ-92.

Согласно ему категория В разделена на:

  • Собственно «любительские права» категории В. дают право управлять машиной до 3,5 т и перевозить в салоне не более 8 пассажиров.
  • В1 – подкатегория, которая разрешает управлять квадрициклами и трициклами. Об особенностях данного транспорта чуть ниже.
  • ВЕ – разрешение на управление легковушкой с прицепом.

Теперь подробнее о транспорте в категории В1 – квадрициклах и трициклах. Определение квадрицикла официальное говорит о том, что данное техническое средство имеет:

  • Вес до 550 кг.
  • Мощность двигателя 20 л. с.
  • Может быть оборудовано кабиной или не иметь таковой.
  • Руль может быть мотоциклетным или автомобильным.
  • Колеса должно быть 4.

Трицикл от квадрицикла отличается количеством колес. В отличие от мотоцикла с прицепом, у трицикла колеса расположены симметрично продольной оси транспортного средства. Одно колесо по центру сзади или спереди – не принципиально. От мотороллера трицикл отличается мощностью мотора. Объем камеры двигателя здесь больше 50 куб. см.

Загадочная аббревиатура «AS» в графе 12 в строчке с категорией В1 это начальные буквы словосочетания Automotive Steering – автомобильное рулевое управление. В переводе на простой это значит, что мне разрешено управлять квадрициклом или трициклом, которые имеют автомобильное сидение и круглый руль.

Отметка «MS» в 12 графе в строчке с категорией В1 автоматически проставляется тем автолюбителям, которые имеют водительское удостоверение категории «А». Здесь «Motorcycle Steering» — это разрешение управлять квадри или трициклом с мотоциклетным рулем и сидением.

Отметки необходимы, поскольку принцип управления автомобилем и мотоциклом кардинально отличается. Например, сцепление у мотоцикла на руле, а в авто это ножная педаль. У водителей, имеющих обе базовые категории А и В, эти отметки не ставятся. Автолюбитель владеет навыками управления и машиной и мотоциклом.

Чем отличается категория В от категории В1

Водительское удостоверение категории В, в народе – любительские права, дает возможность законно управлять легковым автомобилем.

Категория В1 «вытекает» из В. Тогда как наличие В1, например, с категорией А, не дает права водить машину.

Кому нельзя управлять ТС с категорией «А1»

Чтобы получить права, будущему водителю нужно пройти специальный медицинский осмотр. Желающих управлять двухколесным «другом» осматривают следующие специалисты: отоларинголог, офтальмолог, хирург, нарколог, психиатр, невропатолог, терапевт, гинеколог (женщин).

Права на категорию «А1» не выдаются, если медицинская комиссия отказывает в выдаче справки о пригодности к управлению ТС. Министерство здравоохранения выделило список болезней, по которым запрещается получение прав. Среди них:

  • болезни глаз, органов слуха (хронические);
  • заболевания сердца, сосудов;
  • болезни психического характера;
  • болезни хирургического характера;
  • задержка в умственном развитии;
  • припадки эпилепсии;
  • алкоголизм хронического характера;
  • наркомания;
  • любая из форм токсикомании.

Специальная медицинская комиссия может выдавать заключение о непригодности к управлению ТС на срок не более 5 лет.

Как получить категорию В1

Категория сразу окажется в правах и при замене их в случае утери или истечении срока годности.

Пошаговая инструкция для получения категории В1:

  1. Пройти обучение в лицензированной автошколе.
  2. Сдать внутренний теоретический экзамен.
  3. Правильно ответить на вопросы электронных билетов в ГИБДД.
  4. Пройти автодром с инструктором от автошколы.
  5. Преодолеть отведённый участок дорожного движения с инспектором.
  6. Уплатить госпошлину за получение удостоверения (в 2018 г. – 2000 руб.).
  7. Обратиться в медицинское учреждение и пройти всех необходимых специалистов.
  8. Подготовить документы и обратиться в местное отделение МРЭО.

При прохождении мед. осмотра придётся посетить следующих специалистов:

  • терапевта – для оценки общего состояния организма;
  • офтальмолога – посмотрит состояние глаз;
  • хирурга – исключит наличие патологий, связанных с опорно-двигательной системой.
  • лора – проверит, насколько хорошо будущий водитель способен реагировать на звуковые сигналы;
  • невропатолога и психиатра – оценят, способен ли человек справиться со стрессом на дорогах;
  • нарколога – для осмотра на наличие пагубно влияющих на здоровье вредных привычек.

В дополнение к этому можно пройти флюорографию грудной клетки для проверки есть ли искривление позвоночника и если да, то насколько. При вождении автомобиля на позвоночник ложится большая нагрузка.

Стоп-сигналом к допуску до руля считаются следующие заболевания:

  • плохое зрение, слепота одного глаза, косоглазие, наличие воспалительного процесса в слёзном мешке и иные хронические болезни;
  • односторонняя глухота;
  • недостаток пальцев или фаланги;
  • недостаточный рост (до 150 см);
  • повышение уровня сахара в крови;
  • болезни сердца и сосудов.

Категорию В1 проставляют сразу вместе с категорией В или А.

Отдельно выучиться только на категорию В1 не получится. После обучения в автошколе и сдачи теоретического и практического экзамена водители сразу получают права:

  • с открытой категорией В и пометкой «AS» в подкатегории В1;
  • с открытой категорией А и пометкой «MS» в подкатегории В1.

Отметка проставляется в зависимости от сданной категории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector