Конвенция оон о правах ребёнка

СОДЕРЖАНИЕ

Конвенция касается особых потребностей и прав ребенка. Он требует, чтобы «страны, ратифицировавшие эту конвенцию, были связаны с ней международным правом». Ратифицирующие государства должны действовать в наилучших интересах ребенка.

Во всех юрисдикциях реализация Конвенции требует соблюдения законов об опеке и опеке над детьми, поскольку каждый ребенок имеет основные права, включая право на жизнь , свое имя и идентичность, право на воспитание своими родителями в рамках семьи или культурной группы и отношения с обоими родителями, даже если они разлучены .

Конвенция обязывает государства разрешать родителям выполнять свои родительские обязанности. Конвенция также признает, что дети имеют право выражать свое мнение и на то, чтобы эти мнения были услышаны и в соответствии с ними принимались меры, когда это необходимо, на защиту от злоупотреблений или эксплуатации и на защиту их частной жизни . Это требует, чтобы их жизнь не подвергалась чрезмерному вмешательству.

Конвенция также обязывает подписавшие ее государства обеспечивать отдельное юридическое представительство ребенка в любом судебном споре, касающемся ухода за ним, и просит, чтобы точка зрения ребенка была выслушана в таких случаях.

Конвенция запрещает смертную казнь для детей. В своем Замечании общего порядка № 8 (2006 г.) Комитет по правам ребенка заявил, что «все государства-участники обязаны незамедлительно принять меры для запрещения и отмены всех телесных наказаний и всех других жестоких или унижающих достоинство видов наказания детей». Статья 19 Конвенции гласит, что государства-участники должны «принимать все соответствующие законодательные, административные, социальные и образовательные меры для защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия», но не упоминает телесные наказания . Толкование Комитетом этого раздела как включающего запрет на телесные наказания было отклонено несколькими государствами-участниками Конвенции, включая Австралию , Канаду и Соединенное Королевство .

Европейский суд по правам человека сослался на Конвенцию при толковании Европейской конвенции о правах человека .

Глобальные стандарты и культурный релятивизм

Глобальные стандарты в области прав человека были оспорены на Всемирной конференции по правам человека в Вене (1993 г.), когда правительства ряда стран (в первую очередь Китая, Индонезии, Малайзии и Ирана) высказали серьезные возражения против идеи универсальных прав человека. Существуют нерешенные противоречия между «универсалистским» и «релятивистским» подходами к установлению стандартов и стратегий, направленных на предотвращение или преодоление злоупотреблений трудоспособностью детей.

Детские браки и рабство

Некоторые ученые связывают детские браки с рабством и схожими с рабством обычаями. Детские браки как рабство прямо не рассматриваются в Конвенции о правах ребенка.

Основные положения Конвенции: краткое содержание

Все страны, принявшие Конвенцию, должны соблюдать ее положения. Международный правовой акт состоит из трех основных частей, поэтому необходимо ознакомиться с каждой из них.

Первая часть

Ознакомимся с кратким содержанием статей, указанных в первой части:

  1. Статьи 1-4: дается определение понятию «ребенок», а также говорится о том, что интересы несовершеннолетних стоят выше, чем потребности общества. Государства, принявшие международный правовой акт, обязуются следить за соблюдением его принципов.
  2. Статьи 5-11: содержат наиболее важные интересы несовершеннолетнего. А именно, право на:
    • жизнь;
    • имя;
    • получение заботы и воспитания от родителей;
    • получение бесплатной врачебной помощи.
  3. Статьи 12-17: определяют права детей на выражение собственного мнения, свободу мысли, получение необходимой информации.
  4. Статьи 20-27: определяют интересы особых категорий детей. Речь идет о лицах, оставшихся без попечительства биологических родителей. Государство обязано защищать таких детей, заботиться о них, дать возможность обрести новую семью.

К особой категории детей относятся и беженцы, даже если они пересекли границу со своими родителями. Несовершеннолетний может рассчитывать на получение гуманитарной помощи.

  1. Статьи 28-31: закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для умственного, физического и духовного развития несовершеннолетнего.
  2. Статьи 32-36: государство обязано защищать детей от незаконного привлечения к трудовой деятельности, принятия алкоголя и наркотических веществ, похищения и рабства. Если несовершеннолетний будет подвержен экономической эксплуатации, которая препятствует получению школьных знаний, то это негативно отразится на его психическом и умственном развитии. Государство устанавливает минимальный возраст, при достижении которого гражданин может устроиться на работу.

Если несовершеннолетний будет вовлечен в преступную деятельность, то виновное лицо понесет уголовную ответственность. Это касается и случаев, когда малыша заставляют принимать наркотические вещества или алкоголь.

Статьи 37-40: определяют права отпрыска, который попал в места заключения или зону военных действий. Несовершеннолетнего нельзя казнить, посадить в тюрьму на пожизненный срок, а также подвергать пыткам.

Вторая часть

Во второй части содержатся статьи 42-45. Они определяют численный состав Комитета, его обязанности и структуру. Также в одной из статей указывается право ребенка начать трудовую деятельность при достижении 14 лет.

Во второй части также говорится о том, как государства-участники Конвенции обмениваются друг с другом информацией.

Каждые 4 года осуществляется избрание Комитета. Его главной обязанностью считается рассмотрение обращений о случаях нарушения интересов малолетних граждан. Если жалоба была не анонимной, то Комитет имеет право расследовать конкретную ситуацию.

Третья часть

В третьей части содержатся статьи 46-54. Они определяют порядок решения процедурно-правовых проблем соблюдения государством положений международного правового акта. В одной из статей говорится о том, что любое государство может принять Конвенцию, при этом необязательно, чтобы оно входило в ООН.

Право на образование

В международном правовом акте говорится о том, что отпрыск имеет право на получение бесплатного начального образования. Оно должно быть доступно для всех слоев общества. Государство также стремится предоставить гражданам возможность получить среднее и высшее образование.

Одна из основных целей международного документа — побороть безграмотность населения, а также обеспечить получение всеми гражданами новейших научно-технических знаний.

Воспитание несовершеннолетнего

Международным правовым документом предусмотрено, что когда отпрыск достигнет определенного возраста, он сможет высказывать свое мнение при решении внутрисемейных вопросов. Также позиция чада будет учитываться на судебных заседаниях, если затрагиваются его интересы.

В международном правовом документе сказано, что отпрыск имеет право видеться со своими родственниками. Исключением считаются случаи, когда такие встречи вредят несовершеннолетнему.

14 лет

Четырнадцатилетний гражданин:

  • дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
  • может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
  • вправе с согласия родителей совершать любые сделки;
  • вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • имеет право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав.
  • имеет право на получение паспорта.

Законом субъекта Федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).

Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.

Несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Может обучаться вождению мотоцикла.

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

Может вступать в молодежные общественные объединения.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Может быть исключен из школы за нарушения.

Основные положения

На территории России Конвенция вступила в силу в сентябре 1990 года. Рассмотрим ее основные положения. Конвенция определяет, что ребенком является существо до 18 лет, если национальные законы не определяют более ранний возраст наступления совершеннолетия. Таких стран на земле немного: это Фарерские острова, где совершеннолетними становятся в 14 лет, Куба (в 16 лет) и КНДР (в 17 лет).

Не должен подвергаться дискриминации. Его права гарантированы в независимости от цвета кожи, пола, религии. Государство должно гарантировать ребенку обеспечение его интересов, заботу и защиту. Кроме того, оно должно осуществлять все права ребенка – этому посвящена отдельная статья под названием «Реализация прав». Между тем государство должно учитывать права, обязанность и ответственность родителей.

Декларация гарантирует, что ребёнок имеет право на жизнь, а государство должно обеспечивать его психическое, умственное и культурное развитие. Его не должны забирать от родителей. Единственное исключение – если это делается в целях соблюдения интересов ребенка. Конвенция гарантирует, что разделенные государственными границами несовершеннолетние и родители должны иметь возможность пересекать эти границы и поддерживать отношения. Документ запрещает их вывоз из страны, который нарушает законы

Важно учитывать, что многие международные вопросы регулируются конвенцией ООН по морскому праву

На видео – основные положения конвенции ООН о правах несовершеннолетнего:

Основные инструменты защиты

  1. Юнисеф — детский фонд ООН. Главной направленностью этого фонда является оказание помощи детям и их родителям, оказавшихся в зонах военных конфликтов, беспорядков и стихийных действий/, путём предоставления необходимых товаров, лекарственных средств и питьевой воды. При этом поддержку фонд оказывает обеим сторонам конфликта, призывая к тому, что «дети — это зона мира».
  2. Жестокое обращение с детьми (child abuse), включающая в себя целую систему законов и актов, а также службы, отвечающие за их реализацию. Это, пожалуй, одна из наиболее глобальных проблем. При этом под насилием следует понимать не только физическое воздействие, нанесение ему ударов, действия сексуального характера, но и психологическое давление, а также нанесение оскорблений. Стоит вспомнить США — страна, в которой принято огромное количество законов, защищающих детей и нанесение обычной пощечины дерзкому подростку может обернуться огромными проблемами для родителя и даже угрозой для расселения семьи. Ещё одним из ярких примеров можно привести оставление ребёнка одного дома, в данном случае в целом ряде западных стран, если этот факт вскроется, родители будут арестованы и преданы правосудию. В России этот механизм защиты прав малолетних до конца не сформирован. Орган, отвечающий за соблюдение прав — социальная защита, прибегает на помощь только в случае, когда уже что-либо отменить же поздно. Таким образом, в нашей стране полностью отсутствуют профилактические меры, направленные на защиту прав детей.
  3. Ювенальная юстиция, которая представляет собой особое правосудие для несовершеннолетних, согласно чего государство выступает как основной представитель ребёнка и обязано его защищать от всякого насилия. Основой является приоритет правонарушителя над совершённым им правонарушением. Другими словами, согласно этим нормам предполагается, что подростки не способны действительно осознавать тяжесть своих поступков, их ещё можно перевоспитать и указать на ошибки. Проблема создания ювенальной юстиции в РФ носит довольно глубокий характер и своими корнями уходит далеко в начало ХХ века, когда существовали «детские суды». Этот период являлся расцветом ювенальной юстиции, но уже с 1918 года начались изменения и к 1935 году был снижен возраст ответственности, а также определена возможности применения всех видов наказаний к ребёнку. Названная система действовала до 1960 года. На сегодня ювенальная юстиция не возрождена в необходимом объёме.

Конвенция о защите прав ребенка

Защита прав ребенка должна осуществляться государством, родителями, другими людьми, получившими полномочия быть их защитниками.

Каждый ребенок в стране, участвующей в Конвенции, имеет право на защиту:

  • от всех видов насилия;
  • от эксплуатации труда детей, если он мешает их развитию и учебе;
  • от применения или распространения наркотиков;
  • от похищения, а также от торговли детьми;
  • от жестоких наказаний;
  • на защиту при совершении преступлений. В соответствии с договором детей нельзя осуждать на смертную казнь, а так же на заключение пожизненно;
  • на защиту во время войны. Участие в войне возможно только после 18 лет;
  • информации, наносящей вред развитию ребенка.

В Конвенции указывается на необходимость борьбы с детской смертностью, болезнями, на оказание помощи матерям во время беременности и после рождения детей, на работу по обучению планированию семьи.

Для соблюдения статей Конвенции в ООН каждые четыре года избирается Комитет по защите прав ребенка, который получает сообщения о нарушениях договора. В Комитет входят 10 человек из числа стран, принимающих участие в Конвенции.

  Сообщения о нарушениях прав детей не должны быть анонимными. Когда комитет получает подобные известия, он предлагает государству принять меры по исправлению положения и представить отчет.

Если речь идет о торговле детьми или об их участии в войне, Комитет должен провести расследование. У страны, в которой произошло нарушение, спрашивают разрешения на присутствие и проведение расследования членами комитета. После окончания расследования уполномоченный член комитета дает рекомендации по ликвидации нарушения и следит за его выполнением.

С 2014 года сообщения о нарушении прав, указанных Конвенцией, Комитет принимает и непосредственно от детей.

Любая страна, участвующая в Конвенции, может заявить о выходе в любое время, но перестанет быть участницей договора только через год.

Конвенция о правах ребенка кратко формулирует все возможные права детей и защиту детских интересов в статьях 1-42, остальные статьи посвящены правилам подписания и ратификации этого договора.

Все государства, ставшие участниками договора, обязаны широко освещать Конвенцию среди народа.

Список международных правовых документов, определяющих права детей

Декларация 1924 и 1959 годов

На самом деле самым первым документом была Женевская Декларация прав ребенка, принятая в ноябре 1924 года. Основной посыл документа – «ребенок не товар». Это была первая попытка на международном уровне защитить несовершеннолетних, улучшить их положение, противостоять детскому труду и рабству.

В Декларации были сформулированы пять принципов:

  1. у несовершеннолетнего должны быть возможности и средства для его физического и духовного развития;
  2. голодного ребенка накормить, больному – помочь, сироту приютить, ошибающегося – поправить;
  3. в сложное время первая помощь – детям;
  4. он должен быть защищен от любой формы эксплуатации;
  5. малышей нужно воспитывать с мыслью, что он должен приносить пользу другим людям.

В 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята новая Декларация, в которой все, кто так или иначе имеет какое-то влияние на жизнь несовершеннолетних – правительства, местные власти, родители, общественные организации, — призываются к признанию свобод юных граждан и их соблюдению.

В Декларации особо подчеркивается, что права и свободы распространяются на всех малышей без исключения независимо от пола и расы, религии и состояния здоровья, социального и материального положения семьи.

В десяти основных принципах декларируются права несовершеннолетних на:

  • имя и гражданство;
  • любовь, заботу и понимание родителей и других членов семьи;
  • материальное обеспечение и социальную защиту;
  • образование и медицинскую помощь;
  • воспитание и развитие;
  • защиту от любых форм эксплуатации, от жестокого обращения и унижений.

Конвенция ООН 1989 года

Конвенция 1989 года углубляет и расширяет перечень положений, определенных в Декларации

Здесь большое внимание уделяется не только основным правам человека (на жизнь и материальное обеспечение), но и социально-нравственным аспектам воспитания и развития, особой заботе о детях, попавших в сложную жизненную ситуацию

Конвенция обеспечивает права ребенка с нескольких сторон:

  • базовые – неотъемлемое право на жизнь, на имя и гражданство, право знать своих родителей и жить в семье, окруженный заботой и любовью, на жилище, пищу и чистую воду, на медицинскую помощь, на защиту от насилия;
  • социальные – на получение образования, на достойное физическое, интеллектуальное, духовное развитие, на свободу совести и религии, право иметь свое мнение и свободно его выражать, на неприкосновенность частной жизни;
  • в сложных ситуациях дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты или беженцы имеют право на особую помощь и поддержку государства, дети-инвалиды или с особым уровнем умственного или физического развития должны быть максимально интегрированы в общество, они имеют право на дополнительные социальные блага.

Мнение эксперта
Мария Локшина
Эксперт по семейному праву с 2010 года

Конвенция настаивает на том, что родители или лица, их заменяющие, обязаны воспитывать детей в уважении к другим людям, к их свободам и культуре. Юные граждане должны быть подготовлены к жизни в обществе в духе равноправия, терпимости и принятия.

До достижения восемнадцати лет человек считается несовершеннолетним, еще не до конца сформированным нравственно и психически, поэтому в случае совершения им правонарушений к нему применяется смягченное наказание, направленное, скорее, на корректировку поведения, а не на карательные меры.

В 1985 году ООН были приняты так называемые Пекинские правила – рекомендации странам-участницам, в которых определяются понятия правонарушения несовершеннолетних, цели правосудия в их отношении, возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, возможные меры воздействия, а также принципы вынесения судебного решения и выбор мер воздействия.

На основании этих правил в законодательстве стран-участниц приняты специальные уголовно-правовые режимы для несовершеннолетних.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Это войны и голод, расовая дискриминация и нищета, недоедание и болезни, жестокость взрослых или их халатность.

Так как, объединившись, страны могут реализовать программы, обеспечивающие юным гражданам базовые потребности в выживании, то на этой встрече была принята соответствующая Декларация, обязывающая участников к принятию мер по возобновлению экономического роста, снижению голода, распространению образования, усилению медицинской помощи, а также заботе об окружающей среде.

Главной же задачей стала полная ратификация и осуществление положений Конвенции во всех странах без исключения.

Конвенция о правах ребенка, статьи

Конвенция о правах ребенка включает 54 статьи.

В первой статье ребенком признается любой гражданин государства до 18 лет, если он не был признан достигшим совершеннолетия раньше по законам своей страны. В статьях перечислены права ребенка на:

  • жизнь;
  • имя;
  • гражданство;
  • родителей;
  • здоровье: дети должны получать все нужное для лечения, включая информацию о процедурах и лекарствах, здоровых привычках и образе жизни;
  • образование: каждое государство, подписавшее Конвенцию, должно обеспечивать своим детям обязательное бесплатное начальное образование, делать доступным среднее образование;
  • еду, одежду, жилье;
  • получение и распространение информации: запрещается передавать детям и помогать в распространении информации, которая может нанести вред ребенку или противоречит основным моральным, законодательным и др. нормам государства. Поощряется: появление в СМИ полезной для детского развития информации, выпуск детской литературы;
  • развитие способностей и талантов;
  • семью: дети должны жить с родителями, если поведение родителей по отношению к ним не содержит угрозы для их здоровья и жизни, если родители достойно заботятся о детях, не оставляют их без помощи;
  • если ребенок лишен родителей, государство должно позаботиться о новой семье, опеке или устройстве ребенка в детское учреждение;
  • свободу;
  • помощь со стороны взрослых и государства;
  • игры и проведение досуга;
  • дети, возможности которых ограничены, должны пользоваться особой заботой, что бы они могли жить в хороших условиях, получать необходимое лечение и помощь;
  • у детей должна быть возможность говорить на родном языке, пользоваться культурным и религиозным наследием своего народа.

Родительские права

7 октября 2020 года голосование по проекту резолюции Организации Объединенных Наций A / HRC / 45 / L.48 / Rev.1 — «Права ребенка: реализация прав ребенка через здоровую окружающую среду», представленного Германией (от имени Европейский Союз), Уругвай (от имени ГРУЛАК) был принят. Поправки L.57 и L.64 Российской Федерации о включении родительских прав были отклонены.

Российская Федерация, г-жа Кристина Сукачева (Представлена ​​L.57 — L.64). Перед тем как познакомить с формулировкой Конвенции о родительских правах, Россия зловеще отметила, что правительства, голосующие против родителей, сознательно уклоняются от своих международных обязательств по обеспечению прав ребенка ».

Во время принятия Уругвай заявил, что включение формулировки о правах родителей, добавленной Российской Федерацией, «внесет дисбаланс в резолюцию, а также будет противоречить духу резолюции». Утверждение, что родители выводят права детей из «равновесия», прямо противоречит Конвенции о правах ребенка (КПР), наиболее ратифицированному международным сообществом договору, в котором неоднократно упоминаются родители и их права. Примечательно, что русское дополнение слово в слово взято из Конвенции.

Рассмотрение сообщений Комитетом

Резолюцией Генассамблеи ООН от 19.12.2011 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о защите прав ребенка, который регулирует рассмотрение сообщений Комитетом. Сообщение — это жалоба лица на действия своего государства, нарушающие права, предусмотренные Конвенцией. Комитет рассматривает сообщение, если оно отвечает следующим условиям:

  • не анонимное;
  • оформлено в письменном виде;
  • совместимо с требованиями Конвенции и протоколов;
  • поставленный вопрос еще не рассматривался Комитетом или в порядке другой процедуры международного урегулирования;
  • достаточно обосновано;
  • исчерпаны все государственные средства защиты, или очевидно, что предоставление помощи затягивается;
  • сообщение поступило в течение года после того, как закончились внутригосударственные средства защиты.

Комитет рассматривает полученные сообщения на заседаниях. После этого он направляет свои соображения государству, в отношении которого поступила жалоба. Основной принцип разрешения конфликтов — это дружественное урегулирование спора, основанное на уважении обязательств, утвержденных Конвенцией. Если существует угроза нанесения непоправимого вреда жертве нарушения, Комитет может просить государство о введении временных мер. Такая просьба может быть направлена еще до вынесения решения по жалобе.

История создания

Состоит этот документ из пятидесяти четырёх статей, в которых полностью детализированы права граждан в возрасте от самого рождения до исполнения 18 лет (в случае, если иными законами наступление дееспособности не определено в более раннюю дату).

Историю создания этого документа можно начать с 1959 года, в котором была принята Декларация прав ребёнка. Основным назначением этого документа являлось создание «счастливого детства каждому малышу», кроме этого основной призыв декларации состоял в том, чтобы дать детям всё самое лучшее.

По истечении 20 лет 1979 год был объявлен Международным годом ребёнка. В преддверии его представителями Польши была выдвинута инициатива о рассмотрении проекта Конвенции о защите прав ребёнка.

Содержание Конвенции много раз менялось, и работа над ней проводилась на протяжении 10 лет. Окончательная работа над документом завершилась по истечении 30 лет с момента издания Декларации.

20.11.1989 Конвенция была принята, а её подписание началось в 1990 году. Во время работы над документом был привлечён целый ряд специалистов и организаций ООН, основной целью которых акцентирование внимания к документу с целью осуществления основных прав детей.

В сентябре 1990 года Конвенция была подписана 20 государствами, в планах была идея добиться универсальности документа для всех других стран.

С 1996 года 20 ноября отмечается как День прав ребёнка.

С 2000 по 2011 были приняты три обязательных протокола к конвенции.

Дополнительные протоколы

Генеральная Ассамблея ООН приняла два факультативных протокола. Во-первых, Факультативный протокол об участии детей в вооруженных конфликтах требует от сторон обеспечить, чтобы дети в возрасте до 18 лет не принимались в принудительном порядке в их вооруженные силы, и призывает правительства сделать все возможное для обеспечения того, чтобы военнослужащие их вооруженных сил, которые лица моложе 18 лет не принимают участия в боевых действиях. Этот протокол вступил в силу 12 июля 2002 года. По состоянию на 15 мая 2021 года 170 государств являются участниками протокола, а еще 10 государств подписали, но не ратифицировали его.

Второй, Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии , требует, чтобы стороны запретили торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию . Он вступил в силу 18 января 2002 года. По состоянию на 15 мая 2021 года 176 государств присоединились к протоколу, а еще 7 государств подписали, но не ратифицировали его.

Третий, Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений , который позволяет детям или их представителям подавать индивидуальные жалобы на нарушение прав детей, был принят в декабре 2011 года и открыт для подписания 28. Февраль 2012 года. В настоящее время под протоколом была подписана 51 подпись и 46 ратификаций: он вступил в силу 14 апреля 2014 года после десятой ратификации за три месяца до этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector