Венская конвенция о водительских правах

Содержание:

Структура и содержание документа

В структуре Конвенции содержится шесть глав, включающих в себя в совокупности 56 статей, дополненных семью Приложениями. Структура документа:

  1. Глава I — вступительные положения (ст. 1-4).
  2. Глава II — правила дорожного движения (ст. 5-34).
  3. Глава III — условия допущения к международным перевозкам автомобилей и прицепов (ст. 35-40).
  4. Глава IV — раздел, касающийся автомобилистов (ст. 41-43).
  5. Глава V — условия допущения велотранспорта к международному движению (ст. 44).
  6. Глава VI — заключительные положения (ст. 45-56).

Правила дорожного движения

Рекомендации в части правил дорожного движения изложены во II главе Конвенции, содержащей 29 статей (5-34). Основные положения, рассматриваемые в рамках раздела:

  1. Обязательства по исполнению предписанных правил, касающихся дорожных знаков и сигналов, приоритет сигналов, а также особое положение лиц, уполномоченных к урегулированию дорожного движения (ст. 5-6).
  2. Общие положения в отношении правил поведения и взаимоотношений субъектов дорожного движения (ст.7).
  3. Требования к водителям транспортных средств (ст. 8).
  4. Особенности передвижения животного стада (ст. 9).
  5. Рекомендации по урегулированию расположения автотранспорта на проезжей части, правила обгона и рядового движения, скоростные и дистанционные ограничения, поведение на встречной полосе и при маневрировании (ст. 10-14).
  6. Особые предписания в отношении регуляции направления движения, его изменения, замедления, поведение на перекрестках и обязательства по уступке дорожного полотна (ст. 15-18).
  7. Правила проезда при пересечении железнодорожной развязки (ст. 19).
  8. Обязательства пешеходов, а также водителей по отношению к пешеходам, правила парковки, стоянки и выбора островка безопасности (ст. 20-23).
  9. Рекомендации по правилам передвижения по автомагистрали и тоннелям (ст.25), в период шествий и парадов (ст. 26).
  10. Указания на запрет содержания дверец в открытом положении (ст. 24), особенности передвижения рельсового транспорта (ст. 29), обслуживания световых и звуковых сигнальных устройств (ст. 28), а также условия освещения ТС (ст. 33).
  11. Отдельные положения по передвижению мотовелотранспорта (ст. 27).
  12. Особенности перевозки груза, пассажиров, поведение при ДТП и использование фонарей (ст. 29-32).

Условия допущения автомобилей к международному движению

Условия допущения автотранспорта к международному движению урегулированы Главой III соглашения, состоящей из 5 статей (35-40), а также особые положения для велотранспорта, установленные в V Главе (ст. 44). Рекомендации:

  1. Особенности регистрационного свидетельства, включая требование о его наличии (п. 1 ст. 35) и содержания минимальных положений в соответствии с нормами международного договора, а также особенности участия в международном движении нерасцепленных полуприцепов (п. 2).
  2. Требование о расположении регистрационного номера на передней и задней части автотранспорта, участвующего в международном движении, включая мотоциклы и прицепы (п. 2 ст. 36), где элементы и специфика нумерации соответствуют нормам международного соглашения (п.3).
  3. Требование о наличии отличительных знаков страны, в которой транспорт значится в системе регистрационного учета (п. 1 ст. 37), требование о наличии таких знаков на прицепе (п. 2), а также соответствие положениям международного договора (п.3).
  4. Требование о наличии опознавательных знаков и их соответствии положениям международного договора (ст. 38).
  5. Особые требования к техническим характеристикам и исправности ТС, участвующего в международном движении (ст. 39).

Нарушение ПДД с лишением прав за границей

Теперь разберём ситуации, из-за которых туриста могут лишить прав на управление ТС за границей. Так как обе вышеозначенные конвенции несут в себе стремление унифицировать ПДД, то к ситуациям, из-за которых вы можете лишиться удостоверения, относятся грубые нарушения ПДД. К таким нарушениям можно отнести:

  • превышение указанной на знаке скорости, более чем на 60 км;
  • вождение ТС в состоянии алкогольного опьянения;
  • отказ от освидетельствования на наркотическое, токсическое или алкогольное опьянение;
  • если вы совершили ДТП со смертельным исходом или с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего и попытались скрыться.

Не забывайте также о том, что помимо лишения прав, по местным законам, вы можете попасть под арест, причём срок заключения может оказаться значительным и отличаться от российских реалий. Также вы можете подвергнуться депортации с запретом въезда в страну на определённый срок.

А как происходит лишение прав при езде в пьяном виде в России? Читайте на нашем сайте.

Следует помнить о том, что в зарубежных странах люди более законопослушны, чем в РФ. Поэтому в случае, если ваш проступок или правонарушение будет замечено кем-то из водителей, высока вероятность того, что об этой ситуации он сообщит в полицию.

Оформление заявки с помощью Госуслуг

Чтобы оформить заявление через Госуслуги на получение МВУ, необходимо зарегистрироваться в системе. Нужно зайти на официальный портал, заполнить графы, выделенные под паспортные данные, также ввести информацию, указанную в СНИЛСе.

Пошаговая инструкция по отправке заявки на получение международных водительских прав через Госуслуги:

  1. Шаг 1. Прежде всего потребуется авторизация в системе. После сайт перенаправит на главную страницу Госуслуг, где в главном меню нужно выбрать пункт « class=»aligncenter» width=»765″ height=»317″
  2. Шаг 2. В общем перечне услуг следует найти пункт «Транспорт и вождение». На него нужно нажать и сайт перенаправит на страницу с общим меню предоставляемых услуг.
  3. Шаг 3. Из популярных услуг потребуется выбрать пункт «Водительское удостоверение».
  4. Шаг 4. Далее гражданин попадет на страницу, где будет меню с электронными услугами, доступными в вашем регионе проживания. Среди них потребуется нажать на пункт «Получение международного водительского удостоверения».
  5. Шаг 5. Перейдя в следующее меню, справа высветится надпись «Услугу предоставляет…» и под ней кнопку «Получить услугу», на которую нужно нажать.
  6. Шаг 6. При заполнении заявления первым пунктом потребуется выбрать отделение Госавтоинспекции, которое ближе всего расположено к месту проживания.
  7. Шаг 7. Ниже будет указана форма для заполнения онлайн-заявления, где необходимо вставить все параметры для идентификации личности и проверки данных на подлинность. Некоторые из ранее заполненных при регистрации данных, будут вставлены системой автоматически.
  8. Шаг 8. В последнем пункте для подачи заявления на получение международных водительских прав потребуется дать согласие на обработку данных. Для этого потребуется подтвердить, что заявитель ознакомлен со всеми правилами подачи и нажать на кнопку «Отправить». Уведомление об одобрении заявки придет с соответствующий раздел личного кабинета заявителя. В нем же можно отслеживать состояние оформления МВУ.
  9. Шаг 9. После завершения процедуры система предложит распечатать заполненную форму. После этого останется только прийти в местное отделение ГИБДД, чтобы забрать удостоверение.

Чтобы забрать готовое удостоверение, потребуется иметь на руках оригинал паспорта, квитанции об оплате и действующее национальное удостоверение.

Международные документы, регулирующие безопасность дорожного движения

Безопасность передвижения на мировых дорогах регулируется двумя международными документами:

  1. Женевская конвенция от 1949 года – договор, принятый в целях обеспечения безопасности дорожного движения. В государствах, подписавших ее, можно пользоваться МВУ.
  2. Венская конвенция о дорожном движении от 1968 года – граждане стран, подписавших ее, могут использовать национальное удостоверение (НВУ) на территории остальных участников договора.

Посмотрим, какие государства входят в тот или иной договор.

Венская конвенция о водительских удостоверениях – список стран-подписантов

Данное соглашение устанавливает общие принципы, по которым разрабатываются транспортные нормативные документы.

Учитывая, что Россия также является участником договора, вы можете ездить со своим НВУ не только по ближнему зарубежью (например, по Беларуси или Казахстану), но и на таких отдаленных островах, как Сейшелы или Филиппины.

Всего соглашение подписали 88 государств, признав отсутствие необходимости получать МВУ. 28 марта 2006 года были внесены изменения в формат национального удостоверения, который признавался в странах-участницах договора. На приведение его в соответствие с мировыми требованиями предоставлялось 5 лет.

Таким образом, удостоверения, полученные россиянами с начала марта 2011-го года, соответствуют новым критериям. А те, которые были получены раньше указанного периода, также остаются актуальными до окончания своего срока действия.

Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие Венскую конвенцию

Несмотря на то, что имеется установленный перечень государств, подписавших данный договор, здесь есть некоторые тонкости

Важно учитывать, что с момента принятия конвенции прошло достаточно много времени и список участников постоянно обновляется: появляются новые или выбывают старые

Кроме того, есть отдельные государства, которые подписали договор, но не ратифицировали его, т. е. не заверили в соответствующих органах, а значит, не придали юридическую силу. Эти страны могут не признавать НВУ и требовать международные документы.

Поэтому, прежде чем отправиться в путешествие, уточните, какие в пункте прибытия требования к водительскому удостоверению, даже если государство входит в список участников Венского соглашения.

Страны, подписавшие Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года

Данное соглашение устанавливает, что государства, подписавшие его, признают на своей территории МВУ, выданное на родине туриста. Это тоже довольно удобно, потому что для получения международного удостоверения не требуется особых усилий. Они выдаются на основе имеющегося НВУ, поэтому его оформление не представляет сложностей – все, что от вас требуется, это оплата госпошлины и предоставление нескольких фотографий установленного формата.

Но, собираясь в дорогу, учитывайте, что необходимо также захватить и российские права, потому что без их предъявления МВУ не имеет юридической силы.

Отдельно нужно отметить Японию, в которой международное удостоверение недействительно, хотя она значится в списке, указанном на его обороте. Данный факт часто вызывает путаницу у тех, кто хочет поехать туда и передвигаться на арендованном авто.

Объясняется подобная неразбериха тем, что Концепция Международных Водительских Прав вырабатывалась путем проведения в ООН нескольких конференций – в 1923, 1943, 1949 и 1968 годах. Россия подписала договор от 1968 года, а Япония – от 1949 года. Получается, что удостоверения этих государств взаимно недействительны.

Поэтому, даже если вы видите, что на обороте МВУ указана Япония (которая к тому же входит в число участников Женевского соглашения, позволяющей использовать данный документ на своей территории) знайте, что ездить на арендованной машине в этой стране не получится.

Страны, не подписавшие ни одну из конвенций

В тех государствах, которые не вошли в число участников международных соглашений, вы сможете управлять ТС только при наличии прав, полученных в местных отделениях дорожной полиции.

Некоторые из них довольно популярны среди туристов (например, Индонезия, Мексика, Китай). Теоретически вы можете ездить по таким государствам со своими российскими правами, при условии, что они переведены на английский язык и заверены нотариально.

Но это не гарантирует полное отсутствие проблем с местными сотрудниками дорожной полиции. Поэтому, при кратковременном посещении таких стран лучше не ездить за рулем авто, чтобы исключить риск возникновения неприятных ситуаций.

Источники[ | ]

  1. Status of Treaties: 19.Convention on Road Traffic (Vienna, 8 November 1968) (англ.). United Nations Treaty Collection .
  2. Notification C.N.173.2018 by the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland (англ.). United Nations Treaty Collection (3 April 2018).
  3. См. «За Рулём» (https://www.zr.ru/a/101952/), конец статьи
  4. Status of Treaties: 1.Convention on Road Traffic (Geneva, 19 September 1949) (англ.). United Nations Treaty Collection .
  5. Какие буквы используются на автомобильных номерах в России и почему? (неопр.) . aif.ru (7 февраля 2017). Дата обращения 28 октября 2020.

Водительское удостоверение

Конвенция содержит ряд правил, касающихся водительских удостоверений. Удостоверения делятся на:

  • национальные;
  • международные.

Требования к национальным удостоверениям:

  • ВУ может быть пластиковым или бумажным;
  • размер ВУ должен составлять 54 на 86 мм;
  • вверху располагается название документа (на нац. языке);
  • данные водителя (обозначаются и латинскими буквами тоже);
  • ФИО водителя, день, месяц и год рождения, когда были выданы права и до какого числа они действительны, название органа, выдавшего ВУ (на передней стороне удостоверения);
  • фото владельца удостоверения;
  • категория ТС, которыми может управлять владелец прав и его роспись;
  • на задней стороне приводится характеристика всех указанных категорий ТС.

Требования к международным удостоверениям изложены в седьмом приложении документа. По правилам, международное ВУ должно быть:

  • в формате серой книжки;
  • с наименованием государства, выдавшего права, а также серией и № ВУ, сведениях об отечественных правах и печатью (на лицевой стороне);
  • на внутренних страницах должны быть отражены данные о владельце прав (та же информация, что и в отечественном ВУ + фото и роспись).

Международное удостоверение действительно лишь в том случае, если у национальных водительских прав не истёк срок действия.

Приостановление действия

Если человек в том или ином государстве, принявшем участие в Венской конвенции, нарушил ПДД, за которые удостоверение забирается, сотрудники местной автоинспекции имеют право осуществить следующие действия:

  1. Забрать права до того момента, пока будет действовать срок окончания наказания или выезда за границы государства.
  2. Дать информацию для организации, которая выдала водительское удостоверение. Данная операция проводится с целью ограничения срока действия прав на территории страны, где было совершено нарушения права.
  3. Установить ограничение относительно эксплуатации авто на территории родной страны. Это допустимо, если человеку было выдано международное удостоверение.

Каждое из перечисленных выше действий может быть отнесено к лишению прав, соответственно наказывается строго по закону.

Если в документ были внесены определенные ограничения в правах, организация, которая отвечает за безопасность ДД на территории иностранного государства, имеет полное право осуществлять контроль над данным вопросом и получать доказывающие факторы о нарушении и наказании.

Ещё на AutoLex.Net:

Покупка нового автомобиля в автосалоне: порядок действий в 2019 году

Информация в водительских правах

Гражданин каждого современного государства может управлять автомобилем только на основании специального документа – водительских прав, которые выдаются на территории страны проживания.

Чтобы получить права, требуется пройти специальную подготовку в профессиональном учебном заведении, а также нужно сдать экзамены, которые предусмотрены внутренним регламентом страны.

Проверка знаний водителя осуществляется только компетентными сотрудниками той же квалифицированной организации, где будущий водитель проходил обучение.

Ещё на AutoLex.Net:

Правила перехода пешеходного перехода для пешехода в 2021 году: инструкция, штрафы

Такие важные критерии к водителям, как возрастные ограничения водителя, состояние здоровья и требования к проведению экзамена разрабатываются и устанавливаются в каждом государстве отдельно. При этом каждый из документов не должен противоречить общепринятой конвенцией.

Управление транспортными средствами на территории иного государства без специального разрешительного документа категорически запрещено.

Это международные и национальные права, имея которые можно управлять автомобилями. К каждому из удостоверений предъявляются свои индивидуальные требования.

Особенности национальных прав

Среди правил, касающихся национального удостоверения, можно отметить:

  1. Документ изготавливается из пластика или качественной бумаги, как правило, розового цвета.
  2. Размеры документа равны 54*86 мм. Это не обязательное, но предпочтительное требование.
  3. В верхней части главной стороны обозначается название документа, которое прописывается строго на национальном языке.
  4. Личная информация о водителе прописывается на национальном языке и обязательно дублируется латинскими буквами.
  5. На лицевой стороне должны находиться такие важные данные, как имя и фамилия водителя, место и дата рождения, время выдачи прав и срок их действия, а также подразделение, которое выдало документ.
  6. Обязательно наличие фото собственника.
  7. Обозначается категория автомобилей, которыми имеет право управлять водитель.
  8. На правах проставляется личная подпись водителя. Желательно чтобы она совпадала с подписью в паспорте.

На обратной стороне документа указывается информация относительно доступных категорий транспорта с одновременным обозначением даты допуска и его окончания.

Если водитель имеет право управлять авто с определенными ограничениями, в очках, например, данная информация обязательно должна быть указана на обратной стороне удостоверения. Также может быть указана и иная информация, главное, чтобы она не противоречила конвенции.

Особенности международного удостоверения

Если национальный документ не имеет единой формы, то международное водительское удостоверение является официальным приложениям 7 к мировой Венской конвенции.

Среди требований, которым должен отвечать документ, можно отметить:

  • права выпускаются в виде небольшой книжки с белыми страницами и обложной серого цвета;
  • формат 105*148 мм;
  • на лицевой стороне отражается следующая информация – страна, которая выдала документ, серия и номер удостоверения, информация о национальных правах;
  • прописывается полное название и печать.

Ещё на AutoLex.Net:

Как рассчитать налог на машину в 2021 году — по мощности двигателя (лошадиным силам)

Внутри документа обозначаются данные о владельце удостоверения. Речь идет о ФИО, дате рождения, постоянном месте проживания и все доступные категории. Как в правах национальной категории здесь должно присутствовать фото и подпись владельца.

Ездить на автомобилях в государствах, которые подписали Венскую конвенцию, можно только на основании официального национального водительского удостоверения. Документ должен полностью соответствовать требованиям международных прав.

Действительны международные права только в том случае, если национальное удостоверение не окончило своего срока действия. Если данный документ имеет неограниченный срок, международная форма выдается на срок в три года.

Что касается иных прав, то время их актуальности основано на договоренности между странами-партнерами.

Обо всех точных аспектах можно узнать непосредственно в посольстве страны, куда предположительно водитель принимает решение приехать.

В России в 2011 году был введен новый образец водительских прав, полностью соответствующий требованиям международной конвенции.

Если водитель получил права ранее данного срока, для выезда за пределы России ему не придется получать международное удостоверение.

Ранее выпускаемые документы также соответствовали установленным нормам.

Венская конвенция о дорожном движении

У этого термина существуют и другие значения, см. Венская конвенция.

Венская конвенция о дорожном движении


Cтраны — участники Венской конвенции о дорожном движении 1968 года

Подписавшие и ратифицировавшие Одобрившие и/или присоединившиеся (в том числе через правопреемство)

Подписавшие, но не ратифицировавшие
Тип договора конвенция
Дата подписания 8 ноября 1968 года
Место подписания
Вступление в силу 21 мая 1977 года
Стороны 78
Место хранения Секретариат ООН
Статус действующий
Языки английский, испанский, китайский, русский и французский языки
Медиафайлы на Викискладе

Ве́нская конве́нция о доро́жном движе́нии

— международный договор, который был заключён с целью повышения безопасности дорожного движения посредством стандартизации правил дорожного движения. Конвенция была разработана во время конференции ЭКОСОС с 7 октября по 8 ноября 1968 года в Вене. Одновременно на конференции была разработана Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах.

Позднее, а именно 1 мая 1971 года, договор был дополнен в Женеве.

Список стран, присоединившихся к Венской конвенции 1968 года (по состоянию на 1 ноября 2020 года):

Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Ватикан

, Великобритания, Венгрия,Венесуэла , Вьетнам, Гайана,Гана , Германия, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Израиль,Индонезия , Ирак, Иран,Испания , Италия, Кабо-Верде, Казахстан, Катар, Кения, Киргизия,Коста-Рика , Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Либерия, Люксембург, Македония, Марокко,Мексика , Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Нигер, Нигерия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия,Республика Корея , Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан,Таиланд , Тайвань, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия,Чили , Швейцария, Швеция,Эквадор , Эстония, ЮАР.

Страны-участники конвенции признают национальные водительские удостоверения друг друга без необходимости получать международные удостоверения. 28 марта 2006 года формат национального удостоверения, признаваемого на территории других стран, был изменён, странам-участницам конвенции дано пять лет на приведение национальных удостоверений в соответствие новому формату. Водительские удостоверения, выдаваемые в России с 1 марта 2011, удовлетворяют новым требованиям. Ранее выданные удостоверения также действительны до окончания срока их действия.

Список стран, подписавших Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 г.(en) (cтраны, названия которых зачеркнуты, позднее присоединились к Венской конвенции о дорожном движении 1968 г.):

Австралия, Австрия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Барбадос, Бельгия, Бенин, Ботсвана, Болгария, Буркина-Фасо, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гаити, Гана, Гватемала, Греция, Грузия, Дания, Демократическая Республика Конго, Доминиканская Республика, Египет, Зимбабве, Израиль, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Конго, Кот-д’Ивуар, Куба, Лаос, Лесото, Ливан, Люксембург, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Марокко, Монако, Намибия, Нидерланды, Нигер, Нигерия, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Папуа — Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Руанда, Румыния, Сан-Марино, Сенегал, Сербия, Сингапур, Сирия, Словакия, США, СССР, Сьерра-Леоне, Таиланд, Тайвань, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Финляндия, Филиппины, Франция, Центральная Африканская Республика, Черногория, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария

, Шри-Ланка, Эквадор, Южно-Африканская Республика, Ямайка, Япония.

Россия присоединилась к Венской Конвенции о дорожном движении в 1993 году.

Конвенцией о дорожном движении утверждён стандарт номерных знаков для машин: в номерах автомобилей стран-участниц конвенции могут использоваться только арабские цифры и буквы латиницы, а только те символы других алфавитов, которые аналогичны буквам латиницы. Этим требованиям удовлетворяют лишь 12 букв русского кириллического алфавита: А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, X и У; остальные буквы в номерных знаках не используются, так как у них нет аналогов в латинском алфавите

Где нужны МВУ при прокате автомобиля и кто устанавливает требования

Правила проката ТС зависят от того, участником какого соглашения является государство, в которое вы собираетесь. Рассмотрим подробнее каждый вариант.

Где международные права требуются государственными органами

При посещении данных государств вы обязаны предъявить МВУ для того, чтобы получить автомобиль в аренду. Также не забывайте, что дополнительно нужно показать и российские права, без которых международные не имеют юридической силы.

В каких странах для вождения авто достаточно НВУ, соответствующего Венской конвенции

А вот в этих государствах могут возникнуть непредвиденные проблемы. Дело в том, что по закону при прокате авто от вас могут требовать предъявления МВУ только в том случае, если страна является участником Женевского соглашения.

Но на практике фирмы проката крайне неохотно идут на выдачу ТС туристам, предъявляющим только НВУ. Местные законы не устанавливают перечень документов, которые должен предъявить потенциальный клиент, чтобы получить авто. Поэтому отказ фирмы от его предоставления нельзя назвать незаконным.

Получается, что если государство, в которое вы собираетесь, является участником Венского договора, то по его дорогам можно без проблем ездить за рулем авто и у местной полиции не возникнет к вам вопросов. А вот получить ТС напрокат вряд ли получится. Такой парадокс становится неприятным сюрпризом для многих отдыхающих, поэтому учитывайте данный нюанс, прежде чем настраиваться на автотуризм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector