Как избежать дтп при перестроении, ответственность за аварию

При перестроении

Правило помехи с правой стороны при перестроении автотранспортных средств действует в следующих случаях:

  • одновременная и параллельная перестройка;
  • попутность направления.

Предлагаем ознакомиться Как организовать свой бизнес по продаже цветов с нуля в маленьком городе

Проще говоря, при перестроении на соседнюю полосу следует въезжать на нее, предварительно пропустив авто, движущееся по ней справа одновременно и рядом, иными словами, расположиться за уже едущей машиной, а не перед ней. При этом владелец пропускаемого транспорта также должен выполнять маневр.

Для большего понимания вопроса, как определить, когда стоит воспользоваться правилом, необходимо обозначить основные тезисы:

  • если гражданин не собирается перестраиваться, он не должен никому уступать;
  • если транспортное средство перестраивается вправо, но другие машины не совершают маневра, следует пропустить их все;
  • если автомобиль перестраивается влево и соседняя машина совершает аналогичные действия, владелец последней обязан уступить дорогу независимо от того, куда желает переместиться он;
  • при перестроении направо, с одновременным маневром соседнего средства передвижения, управляющий первым авто должен пропустить второе.

ВАЖНО! Прежде чем переместиться на левую полосу, следует дважды убедиться, что остальные водители намерены предоставить автомобилю возможность проезда перед собой. На видео о помехе справа

На видео о помехе справа

Правилом помехи справа допустимо руководствоваться при движении по равнозначным перекресткам, перестроении автотранспорта и в зонах, прилегающих к домам, магазинам, парковкам. Предписание гласит, что нужно уступить путь водителю, приближающемуся с правой стороны. При этом автовладельцам необходимо помнить, что действовать по такому принципу допустимо только на дорожных участках, не оснащенных регулирующими устройствами и знаками.

Дополнительная информация

Поскольку вариантов перестроения множество, имеет смысл перечислить наиболее распространенные.

Одной из ситуаций, когда действует правило помеха справа, является одновременное перестроение двух ТС. При этом, если они двигаются в попутном направлении, при совершении «параллельного» перестроения, авто, расположенное с левой стороны обязано уступить дорогу авто, двигающемуся справа от него. Если же автомобиль, едущий по правой полосе продолжает движение вперед, а перестраиваться собирается только левое авто, дорогу уступать ему никто не обязан.

Все вышеперечисленное может быть изложено в виде более простых для понимания тезисов:

  • водитель, движущийся по своей полосе и не планирующий совершение каких-либо маневров пропускать никого не обязан;
  • при перестроении направо дорогу требуется уступать всегда;
  • при перестроении влево, дорогу нужно уступить только тем водителям, которые также собираются совершать маневр.

Одновременное перестроение

Обоюдные маневры по перестроению в разные ряды движения, относятся к сложным. Вызвано это следующими факторами.

  1. В ситуации при взаимном перестроении действуют правила установленные пунктом 8.4 ПДД, поэтому возникает ситуация, когда автолюбители, прежде чем начать двигаться (маневрировать) обязаны пропускать друг друга, что может вызвать создание препятствия другим машинам и аварийные ситуации.
  2. Возникновение обоюдных препятствий. То есть не всегда, при перестроении, можно увидеть машину, двигающуюся по соседнему ряду, так как она может находиться слишком близко, или попасть в мертвую зону.
  3. Игнорирование водителями ПДД. Это часто случается на оживленной дороге со многими полосами движения. Не часто автолюбители включают заранее повороты, а в некоторых случаях решение о таком маневре может быть принято за несколько секунд до начала перестроения, когда машины находятся уже в непосредственной близости друг к другу, и увидеть их включенные световые указатели поворотов невозможно.

Поэтому учитывая вышеуказанные особенности одновременного перестроения, практиками вождения, с учетом требований ПДД, предлагается следующий алгоритм действий направленный на проведение такого безопасного и обоюдного маневра, который лучше проводить, руководствуясь следующим алгоритмом:

  1. Каждый из автолюбителей, решивший провести перестроение в какую либо полосу движения, обязан заранее включить поворотные сигналы (за 40-30 секунд), указывающие направление его будущего маневра.
  2. Перед совершением перестроения, водитель обязан внимательно ознакомится с дорожной ситуацией, а также наличием помех, и световых сигналов на других машинах, движущихся по правой или левой полосе, и желающих также осуществить маневр перестроения. Также нужно внимательно изучить все знаки и разметку.
  3. Если автолюбитель увидит, что другой участник движения также собирается осуществить маневр (то есть будет происходить перестроение одного на правую, другого в левую полосы дороги), то лучше поступить таким образом. Тот, кто решил совершить маневр, может сбавить скорость, и пропустить машину, едущую по правой или левой полосе (тоже перестраивающуюся) вперед, то есть убрать помеху. После этого спокойно поменять ряд движения с помощью безопасного маневра. Во втором случае, автолюбитель может прибавить скорость и обогнать перестраивающийся автомобиль, чтобы осуществить маневр. В любом случае эти два способа будут соответствовать установленным Правилам движения, и быть полностью безопасными.

На оживленной дороге, при совершении любого маневра нужно не только выполнить все предписания, установленные правилами движения, но и не создать помех и иных препятствий тем участникам движения, которые двигаются впереди и сзади машины, водитель которой решает совершить перестроение.

При одновременном развороте, когда машины меняют направление движения, тоже можно пользоваться вышеуказанным алгоритмом действий.

Но осуществляющие разворот водители должны запомнить, что этот маневр переводит их машину в ряд с противоположным направлением езды, поэтому они должны убедиться не только в безопасности разворота на своей полосе, но и в отсутствии помех на встречном ряде движения.

Нерегулируемые перекрестки

п 13.9 ПДД. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

Абзац утратил силу с 8 ноября 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 26 октября 2017 г. N 1300

п 13.10 ПДД. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

п 13.11 ПДД. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11.1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

п 13.11.1 ПДД. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

п 13.12 ПДД. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

п 13.13 ПДД. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Второй ряд и поворот

По правилам перестраиваться через сплошную разметку запрещается. Чаще всего штраф водители получаются именно за то, что поворачивают, либо перестраиваются из неправильного ряда.

Как быть, если по своей ширине полоса дает возможность двигаться машинам сразу в 2 ряда. И при этом из полосы разрешается повернуть влево или вправо. Тут логично спросить, можно ли будет маневрировать из второго ряда с условно правильной полосы?

Здесь стоит обратиться к пункту 8,5 ПДД. Здесь говорится, что для поворота автомобилист обязан предварительно занять необходимое крайнее положение на его проезжей части. Вовсе не полосы, как некоторые думают, а именно проезжей части.

Еще бы хотелось напомнить об обгоне справа, и когда его можно выполнять.

Пешеходный переход по ПДД

  • не выезжать на переход, если сразу после него образовалась “пробка” (п. 14.4. Правил);
  • пропускать слепых пешеходов, дающих особый сигнал белой тростью (в том числе, и вне зоны действия переходов);
  • на регулируемых переходах, после включения “зеленого”, дать закончить не успевшим перейти проезжую часть пешеходам свой маневр, и только после этого начинать движение (п. 14.3. Правил).

При этом представляется, что эти 5 метров необходимо отсчитывать как от ближней, так и от дальней границы перехода, ведь эти границы будут ближними или дальними в зависимости от направления движения ТС (для встречных машин, к примеру, какая-либо сторона прямоугольника будет ближней границей, а для попутных – уже противоположная).

Обгон на пешеходном переходе в 2021 году: штраф или лишение

В нашем государстве подобные правила обновляются регулярно. Это производится с целью усовершенствования и урегулирования движения на дорогах, чтобы и водителям, и пешеходам было спокойнее находиться на проезжей части, в том числе и на пешеходных переходах. Последняя поправка произведена в феврале 2021 года и будет действовать до следующего очередного изменения.

  1. На регулируемых переходах сначала пешеходам дается возможность перейти дорогу, после чего можно продолжать движение.
  2. Ни в коем случае нельзя въезжать на размеченный участок.
  3. Обязательно пропускаются вперед те пешеходы, которые направляются к какому-либо общественному транспортному средству – автобусу, троллейбусу или маршрутному такси.

Взаимное перестроение по ПДД

Взаимное перестроение в разделах ПДД отдельно не рассматривается, значит, оно выполняется, как предписывают пункты 8.1 и 8.4. Но здесь тоже могут быть нюансы:

Необходимость смещения двух машин в одну полосу. Если авто A стремится с крайне левой через центр на правую, и в это время маневр осуществляет машина B с правой на среднюю, водитель первой должен уступить.

Ещё на AutoLex.Net:

Опасное ДТП на круговом: как не растеряться, кто виновен в столкновении, как избежать аварии

Здесь обязательно выполняется требование п.8.4 «Правил…».

Необходимость осуществления маневра через несколько полос. Если автомобилю нужно переместиться с одной крайней на другую через центр, следует контролировать все участки. Потому что требование уступать едущим прямо по неизменной траектории и приближающимся справа не отменяется. Важная деталь действия: поворотник должен быть включен до тех пор, пока машина не окажется на нужном месте.

Сложность может представлять также рассматриваемый маневр перед перекрестком. Он здесь разрешен, ведь речь не об обгоне, а всего лишь перемещении на соседнюю полосу. Правила работают те же: уступать следующим по ряду строго прямо и автомобилям справа. Но водителю нужно быть особенно внимательным и постараться завершить действие до въезда на перекресток. Иначе на пути может оказаться транспорт, едущий по пересекающейся дороге.

Если он приближается справа, его направление главное, ему тоже уступают.

Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:

  • действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
  • рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
  • можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
  • если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).

На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.

Поворот налево

В соответствии с п. 8.5 ПДД, перед тем как совершить поворот налево либо разворот, водитель обязан занять крайнюю левую полосу заблаговременно, а при наличии слева рельсовых путей попутного направления – начать маневр именно с них. Естественно, рельсы не должны быть значительно выше и ниже автодороги. В противном случае они выполняют функцию разделительной полосы. Также не должно быть знаков 5.15.1. и 5.15.2.

Из этого правила следует, что если водитель начнет разворот либо поворот налево не с трамвайных путей, при отсутствии предусмотренных законодательством причин, – это будет безусловным нарушением ПДД.

Разворот

Правила не содержат определения термина «разворот». В практическом вождении разворотом называется процесс перемещения транспортного средства на противоположную от изначальной полосу движения: автомобилист сначала едет в одну сторону, потом разворачивается и направляется в другую.

Правила разворота на рельсах общественного транспорта идентичны правилам, установленным для поворота налево:

Следует занять крайнюю левую полосу (трамвайные рельсы в данном случае), убедившись, что подобный маневр не противоречит Правилам дорожного движения: нет регламентирующих направление движения знаков, дорожная разметка не запрещает поворот и разворот, рельсовое полотно на одном уровне с дорогой. Убедиться в безопасности маневра: свободной должна быть полоса не только попутного, но и встречного трамвая. Если рельсовый транспорт находится в непосредственной близости, выполнение маневра лучше отложить и пропустить трамвай

Также нужно обратить внимание на расстояние от движущегося по встречной полосе проезжей части автомобиля до места планируемого разворота

Поворот направо

Поворот направо с трамвайных путей запрещен (инкриминируется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения). Только с крайней правой полосы автомобильной дороги.

Разворот на перекрестке

Для того чтобы поменять направление движения на перекрестке, следует руководствоваться общими правилами для поворота налево и разворота. Единственное различие в алгоритме маневров – наличие светофоров либо работа регулировщика, разделяющего потоки транспорта.

На основании пункта 13.6 Правил дорожного движения, если секция светофора горит зеленым цветом или регулировщик выстроил комбинацию, разрешающую движение всем транспортным средствам, включая трамваи, то безрельсовый транспорт будет иметь преимущество движения перед автомобилями. Соответственно, перед тем, как совершить поворот и разворот, водитель машины обязан пропустить трамвай.

Если светофор оснащен дополнительной секцией, разрешающей повороты, когда основной сигнал красный либо желтый, то в этом случае вагоновожатый должен пропустить колесный транспорт, независимо от направления его движения.

На видео о правилах разворота на трамвайных путях.

Рекомендации начинающим водителям

Неопытным водителям поначалу приходится трудно на дорогах. В помощь им предлагаем такую шпаргалку:

  1. Не перестраивайтесь, тогда и уступать не придётся.
  2. Если нужно перестроиться направо, то уступайте всем.
  3. Перестраиваетесь налево – вас пропускают все, кто тоже планирует данный манёвр. Но могут и не уступить!

Ещё несколько советов тем, кто только недавно сел за руль:

  1. Не гоните. Держите ту скорость, с которой едут машины в полосе, на которую вы планируете перестроиться.
  2. Совершая манёвр, предварительно включите поворотник; другие водители – не телепаты и вряд ли узнают о ваших намерениях без подсказки.
  3. Во время перестроения постоянно смотрите в зеркала, чтобы реально оценивать всё, что происходит на дороге.
  4. Перестраивайтесь только при полной уверенности в том, что манёвр безопасен.
  5. Закончили манёвр – вздохните с облегчением, но не забудьте при этом выключить поворотник.

В заключение хочется напомнить, что на дорогах нередко встречаются невежественные водители, а то и нахалы, которые попросту не хотят никому уступать.

Рисковать и показывать, кто на самом деле прав, пытаться опередить такого водителя, перестроившись раньше, конечно, можно, но нужно ли?

Амбиции на дороге – нестоящее дело, поскольку они нередко приводят к ДТП с трагическими последствиями.


Салют, друзья! При выяснении того, кто кому должен уступить на дороге, порой, доходит до рукопашной.

Буквально на днях наблюдал такую «картину маслом», при этом водители кинули машины посреди дороги, а разнимать их пришлось другим участникам движения. Беда!

А посему предлагаю срочно разобраться, как правильно выполнять перестроение по полосам по ПДД.

Полоса встречного движения

Выбор полосы движения определяется знаками, правилами и зависит от направления, по которому необходимо ехать автомобилю. Здесь много нюансов. Но особенно часто вопросы у водителей вызывает движение по «встречке». В одних обстоятельствах выезд на нее возможен и необходим, но в большинстве ситуаций может закончиться неприятностями. Полоса встречного движения по ПДД используется следующим образом:

  • При повороте, когда машина минует пересечение проезжих частей, она не должна оказываться на «встречке». Иначе это сочтут нарушением независимо от числа полос и типа разделительных линий.
  • При совершении обгона на пути с двусторонним движением перемещение на «встречку» тоже запрещено. Это касается участков с четырьмя и большим числом полос.
  • Разрешено выйти на нее, если нужно обогнать, развернуться, уехать влево, обойти препятствие. Но дорога при этом должна быть трехполосной, с разметкой (кроме 1.9). А средняя ее часть предназначаться для езды в обоих направлениях.

На узкой дороге без разделительных линий можно выехать на нее, чтобы обогнать другое ТС. Но поблизости не должно быть запрещающих маневр знаков.

В двух последних случаях водитель правил не нарушит. За игнорирование первого и второго пунктов списка в отношении него могут применить часть 4 статьи 12.15 КоАП:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Если нарушение было совершено ради того, чтобы обойти неподвижный объект, используют часть 3 той же статьи:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Судебная практика

В суде и во время расследования для поиска виновного лица всегда учитываются сразу несколько параметров: скорость и траектория движения, соблюдение дистанции, резкость выполняемого маневра. Вот несколько случаев из судебной практики:

  1. Водитель, который был признан виновным в том, что не уступил дорогу при одновременном перестроении, подал жалобу и выиграл дело. Это произошло, поскольку автолюбитель смог предъявить фото и видеодоказательства того, что он раньше пострадавшего успел перестроиться на необходимую полосу, а значит, не должен был уступать дорогу. Приоритет движения был на момент аварии у него. Обоюдное перестроение считается наиболее сложной ситуацией. Если два автомобиля начинают движение на одну и ту же полосу одновременно, то приоритет будет у машины, которая раньше покинет область разметки и займет целевую полосу. Правило правой руки в данном случае согласно п.8.4 уже не действует. Но многие водители ссылаются на это правило, а потому и получаются аварии. Следует внимательно следить за такими ситуациями и анализировать поведение других участников движения.
  2. В одном из судов г. Тверь было вынесено решение лишь частично удовлетворить иск пострадавшего, поскольку он сам двигался с большей, чем разрешено на данном участке дороги, скоростью. Скоростной режим всегда учитывается, поэтому любители «проскочить» и завершить маневр быстрее могут оказаться виновными даже при соблюдении правил маневра.
  3. Часто в спорных ситуациях суд назначает обоюдно виновными в ДТП обе стороны. В таких ситуациях ущерб выплачивают обе страховых компании по ОСАГО.

Советы автолюбителям

Вернемся к технике и правилам разворота. Для того чтобы уберечь себя от несчастных случаев, стоит придерживаться таких рекомендаций:

  • когда вы – участник дорожного движения и намереваетесь выполнить одновременный разворот с другим транспортным средством, то выберите более широкую траекторию проезда;
  • в процессе выполнения разворота на перекрестке будьте исключительно внимательны и остановите свой автомобиль после половины разворота, чтобы подстраховать себя;
  • когда трасса загружена, не пожалейте пары минут для более комфортного разворота.

Осуществляя любой маневр на дороге, в первую очередь думайте о безопасности, своей и других водителей. Даже в случае транспортного происшествия это будет гарантией сохранности ваших нервов и времени при разбирательстве с ГИБДД. Одновременный разворот – это та ситуация, когда несчастные случаи нередки. Убедиться в действиях других водителей, проверить рядом движущиеся транспортные средства, убедится и спрогнозировать их траектории – это лишь малая часть того, что должен осуществлять автолюбитель, намеренный развернуться. Вышесказанное имеет значение как для водителей легковых, так и грузовых автомобилей.

Новые правила пропуска пешехода на пешеходном переходе

В большинстве случаев, пешеходы считают, что правда всегда на их стороне. Это происходит даже тогда, когда они переходят проезжую часть в неположенном месте. Что же делать водителю в таких случаях? Быть осмотрительнее, осторожнее и сильно не разгоняться, пропускать пешеходов, если они уже идут по проезжей части. Так будет правильно и никто не пострадает.

Согласно новым правил пропуска пешеходов 2021 года, закрепленных в ПДД, водитель должен дать возможность перейти дорогу слепому человеку, который подает сигнал белой тростью. При этом нужно помнить о том, что люди, лишенные зрения, не могут определить расположение того участка дороги, где находится переход (регулируемый и нерегулируемый). Поэтому им нужно уступать дорогу даже вне зоны действия пешеходного перехода.

Сужение дороги: кто должен уступать

Знак 1.20.1 «Сужение дороги» — а также его разновидности 1.20.2 и 1.20.3. — можно встретить и в городе, и за городом. Его устанавливают в том месте, где временно или постоянно количество полос на дороге уменьшается. И для того, чтобы продолжить движение в месте сужения дороги, автомобилисты должны знать, как правильно перестроиться и безопасно преодолеть этот участок пути.

Зачастую именно в месте, где происходит сужение, возникает много опасных ситуаций, главным образом, из-за того, что водители точно не знают, кто кому должен уступить дорогу и пропустить вперед.

Обратимся к Правилам дорожного движения. В пункте 8.4 правил говорится, что «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения». Там же уточняется, что при одновременном перестроении автомобилей, движущихся плотно, водитель должен уступить дорогу машине, которая находится справа.

Однако в статье ПДД (8.9) говорится, что «в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

На первый взгляд, одно правило противоречит другому, и из-за этого есть риск того, что два машины так и не смогут безопасно преодолеть место на дороге, где количество полос уменьшается

И поэтому нужно обратить внимание на то, с какой стороны происходит сужение. Если сужение слева, то действует правило «правой руки»: автомобиль в левом ряду должен пропустить помеху справа

Другое дело, если сужение происходит по правой полосе, то движущемуся по ней водителю придется самому «вливаться» в левый ряд, пропуская автомобили в ожидании своего «окошка».

Бывают случаи, когда в месте, где есть сужение дороги справа, образуется затор и накапливается большое количество автомобилей. В этом случае по правилам дорожного движения автомобилисты из левой полосы должны в безопасном режиме пропускать «вливающиеся» в полосу машины.

В ГИБДД рекомендуют автомобилистам при появлении на трассе знака «Сужения дороги» позаботиться о том, чтобы перестроиться в свободный ряд заранее. Правила предписывают устанавливать такой знак минимум за 50-100 метров до сужения на городских дорогах и за 150-300 метров — на загородных трассах. И если вовремя съехать на нужную полосу, никаких проблем впереди не возникнет.

Если водитель нарушил правила знака «Сужение дороги», то, согласно части 12.14 КоАП РФ, ему грозит штраф в размере 500 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector