Неразграниченная государственная собственность

Содержание:

Законодательное регулирование

  1. Конституция РФ. Некоторые из положений Основного Закона страны содержат кое-какие установления, относящиеся к госсобственности на землю:
  2. Разграничение ее отнесено к общему ведению страны и ее субъектов. Издаваемые законопроекты и принимаемые на их основе нормативно-правовые акты вступать в противоречие с федеральным законодательством не должны (п. 1 ст. 72).
  3. Лишить любого имущества возможно, лишь имея на то решение суда. Может быть произведено и принудительное отчуждение, но только при условии, что и гражданским, и юридическим владельцам наделов предварительно произведено равноценное возмещение.
  4. Законы РФ. С принятием на рубеже веков Федерального закона «О разграничении земель…», собственно, процесс и начался. Только вот переход земель в собственность местных властей оказался делом довольно продолжительным. И уже после 2006 года на смену этому законодательному акту пришли новые, которыми как раз был внедрен новый порядок для прохождения разграничения государственных земельных владений:
  5. Гражданский кодекс РФ,
  • устанавливающий основания, что позволяют возникнуть обязанностям и возможностям, юридическому статусу лиц или общественных образований и правилам для госрегистрации;
  • регулирующий право собственности;
  • дающий определение объектов недвижимости.
  1. Земельный кодекс РФ, где четко определены понятия государственной, региональной и муниципальной собственности. Именно его положения позволяют утверждать, что отсутствие правоудостоверяющего документа для государства – это не препятствие, чтобы распоряжаться этими землями. Но, как только у участка обозначены границы, он сформирован и на него зарегистрированы права, он перестает быть неразграниченным и становится чьей-то собственностью. В марте 2015 в ЗК РФ внесены очередные изменения, по которым распоряжаться неразграниченными землями муниципального (районного) уровня получили право городские и сельские поселения, а обратная передача полномочий не предусмотрена.
  2. «О введении в действие ЗК РФ» (ФЗ №137), в нем определены признаки, по каким разграничиваются конкретные виды земельных участков. По этому закону муниципальные районы обрели возможность распоряжаться неразграниченной землей. Исключение составили лишь Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Отдельные предписания содержат иные ФЗ, правительственные постановления и другие нормативные акты. Так, например, в письме Минэкономразвития РФ от 08.10.2013 г. содержатся рекомендации о том, как подготовить план межевания, а также, каким образом согласовывать границы надела.

Правовые особенности использования земель из фонда неразграниченной госсобственности

Эти земли остаются в ведении государства, что накладывает на их эксплуатацию определенные особенности:

  • Оформление их в собственность путем выкупа или иных аналогичных по юридической силе действий невозможно до момента перевода этих территорий в один из разграниченных секторов собственности;
  • Использование такого участка возможно только путем заключения специального соглашения с уполномоченными распоряжаться государственным имуществом органами государственной власти;
  • Для использования таких участков возможны только две формы – аренда (для физических и юридических лиц) и постоянное бессрочное пользование (вновь заключаемые соглашения – только для юридических лиц, подписанные до 2006 года с физическими не перезаключаются, но сохраняют свое действие до момента переоформления участка в собственность или отказа от него).

Принципы разграничения земель, находящихся в государственной собственности

Под принципами разграничения понимаются некие основополагающие юридические положения, на которых базируется процесс разграничения госземель. Существует целый ряд таких регулирующих принципов.

  • Закрепление на уровне Конституции РФ полномочий государственный органов в сфере разграничения земель госсобственности. Такие полномочия отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
  • Приоритет в регулировании вопроса разграничения именно федеральных законов. Первоочередный контроль процесса разграничения госземель специализированным органом власти – Росимущество, а также ответственность должностных лиц при выполнении возложенных на них полномочий.
  • Безвозмездная основа приобретения земельных наделов в результате разграничения.
  • Единство порядка оформления права собственности на разграниченный участок: проведение землеустроительных работ, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация должны быть едиными для всех участников процесса разграничения.
  • Обеспечение и сохранение прав и интересов граждан и юрлиц на земельные объекты.
  • Сохранение целевого назначения наделов в соответствии с земельным законодательством.
  • Сохранение и учет значения земельных участков в области экономики, истории и стратегического развития страны.
  • Законодательное регулирование обращения с неразграниченными землями.

Не исключено, что в процессе совершенствования процедуры разграничения земель нашего государства появятся новые принципы.

Пользование землей общего пользования в СНТ имеет свои особенности. Узнайте все про порядок выноса участка в натуру в нашей статье! Много нужной информации о значении ситуационного плана во время газификации участка вы найдете тут.

Неразграниченные земли земельный кодекс

Такое разграничение происходит на федеральном уровне путём принятия соответствующих законов.

Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

  1. Гражданским кодексом РФ;
  2. Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.
  3. Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  4. Земельным кодексом (ЗК РФ);

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.Гражданское законодательство регулирует понятия и использования недвижимости без права владения (, и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли. Согласно п.

Неразграниченная государственная собственность на землю — что это такое

п. Даже может создаться впечатление, что нет никаких проблем с учетом земли, будто в этой сфере полный порядок. Только вот если внимательно проанализировать статистические данные о землях в РФ, обнаруживается неожиданная вещь.

Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций. Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса.

А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ). По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом: Тысяч га Земель – всего1712519 в собственности: граждан114065 юридических лиц19106 государственной и муниципальной1579348 РФ996056

Неразграниченная собственность на землю что это

Часто самовольный захват территории скорее оптимизирует использование земли, чем мешает кому-нибудь. Разграничение государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г.

осуществлялось на основании Федерального закона

«О разграничении государственной собственности на землю»

согласно порядку, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении правил подготовки и согласования перечней, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности». Определяется местоположение, размер земельного, вид права и цели, для которых он будет использоваться.

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной.

Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области.

В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами

и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Управление неразграниченной землей в Иркутске перейдет к муниципалитету с 2020 года

— Несмотря на то, что они расположены в черте города, права на управление этими землями имеет не Иркутск, а министерство имущественных отношений Иркутской области. Приходилось постоянно искать возможность хоть как-то помочь людям, но наши руки были связаны требованиями закона.

Сейчас эта проблема решена, – подчеркнул спикер.

Речь шла о сокращении сроков действия закона

«О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области»

, который был принят в декабре 2014 года.

Закон устанавливал срок 10 лет, Дмитрий Бердников предложил сократить его до пяти.

Какие земли относятся к собственности субъектов РФ?

Земельные ресурсы страны разделены между такими собственниками:

  1. государство Российская Федерация: федеральный уровень;
  2. субъекты РФ и города федерального значения (Москва, Ст-Петербург, Севастополь): региональный уровень;
  3. населенные пункты: муниципальный уровень;
  4. юридические и физические лица: частная собственность.

В частную собственность могут передаваться только земли следующих категорий:

  • сельскохозяйственные;
  • отведенные под объекты промышленности;
  • муниципальные.

В отношении этих категорий применяют зонирование по видам разрешенного использования (индивидуальное строительство, ведение подсобного хозяйства и пр.).

Исключительно государственной собственностью являются земли:

  • лесного и водного фондов;
  • особо охраняемые;
  • принадлежащие Вооруженным Силам РФ либо ФСБ;
  • с объектами высокой культурной и исторической ценности.

Передача находящегося в частной собственности надела государству, возможна только по решению суда.

Субъект государственной собственности на землю

В качестве него может выступать:

  • Муниципальное образование.
  • Российская Федерация.
  • Отдельный регион.

К указанным категориям применяются нормы, в соответствии с которыми определяется участие организаций (юр. лиц) в отношениях, регулируемых ГК, если иное не следует из закона или особенностей этих субъектов. Основные предписания содержатся в ст. 125. Согласно ей, от имени субъектов и самой Российской Федерации посредством своих действий могут осуществлять и приобретать личные неимущественные и имущественные обязанности и права, а также выступать в судебных заседаниях органы госвласти в рамках своей компетенции. Она устанавливается актами, которые определяют юридический статус данных институтов.

От имени муниципального образования приобретать и реализовывать гражданские обязанности и права могут органы территориального самоуправления в границах своей компетенции. Она также определяется соответствующими актами, устанавливающими их юридический статус. В качестве первой категории субъектов права, для которых наличие земельных наделов является основанием для отнесения их к принадлежности Российской Федерации, выступают органы государственной и территориальной власти. Во вторую группу входят унитарные предприятия, муниципальные учреждения, а также прочие некоммерческие организации. Последние должны быть сформированы органами госвласти РФ.

Государственная регистрация права собственности на землю

Следует уяснить: госрегистрации подлежат не земли как таковые, а земельные участки. Именно они в понимании ст. 131, 132 Гражданского кодекса РФ являются недвижимостью с правовой точки зрения. Госрегистрация целины невозможна, поскольку в отношении нее невозможно установить наличие индивидуально определенной вещи как объекта права.

В России существует два реестра, созданных в 2007 году: 

  • ГКН (госкадастр недвижимости) содержит преимущественно технические сведения, позволяющие определить расположение участка на местности и разрешенные способы его использования. Некоторые из данных госкадастра носят временный характер. Они могут касаться предварительных согласований и оснований для проведения госрегистрации в ЕГРП. Если по прошествии определенного срока (обычно – 2 года) госрегистрация не проведена, из ГКН эти данные исключаются автоматически.
  • ЕГРП (реестр прав собственности) содержит преимущественно сведения юридического характера – о праве собственности, долгосрочной (более года) аренды, постоянного пользования. В госреестр также вносятся данные об ипотеке, обременениях, сервитутах. Правовые последствия сделок с землей наступают только после их госрегистрации (ст. 164 ГК РФ). Это положение касается и случаев, когда договор с землей удостоверен нотариусом.

Собственники участков, права на которые возникли до создания ЕГРП, не обязаны инициировать внесение в госреестр сведений о своем праве. Если последние юридически значимые действия с землей (переход права собственности, обременение, ипотека) происходили до 2007 года, сведений о таком участке в ЕГРП нет.

Однако это никак не влияет на объем прав владельца. Рано или поздно земля будет переоформлена в связи с отчуждением, наследованием, залогом или прочим. Процедура регистрации нового права будет двухэтапной:

  • внесение сведений о первичном праве (проводится без уплаты госпошлины);
  • фиксация его обременения, перехода или прекращения.

Процедура проведения госрегистрации права собственности на участок регулируется ст. 22.2 ЗК РФ. Основаниями для таких действий (неисчерпывающий перечень):

  • решение об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане;
  • решение о предварительном согласовании предоставления и решение о бесплатной передаче (применительно к публичным землям);
  • решение об изъятии для публичных нужд;
  • соглашение о разделе, объединении, перераспределении.

Госрегистрация проводится в заявительном порядке. Заинтересованное лицо уплачивает госпошлину за проведение регистрационных действий. К обращению прилагается правоустанавливающая документация и письменные согласия правообладателей. Госрегистрация перехода права на участок влечет перенесение сведений обо всех обретениях.

Как сдать в аренду участок, госсобственность на который не разграничена

Сдать в аренду участок, госсобственность на который не разграничена, можно в том же порядке, что и участки, принадлежащие государству или муниципалитету.

Единственным отличием будет то, что не нужно предварительно регистрировать право государственной или муниципальной собственности.

Как правило, договор аренды заключается на аукционе. Однако в законе есть четкий перечень случаев, когда аукцион не проводится.

Аукцион может инициировать как государство или муниципальное образование, так и лицо, желающее взять участок в аренду.

Если землю сдать в аренду без аукциона, договор могут признать недействительным и вас могут привлечь к ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ.

Предоставить землю без аукциона можно только по заявлению заинтересованного лица. Если участок не образован, то его аренду нужно предварительно согласовать.

Зарегистрировать договор аренды можно по заявлению любой из его сторон.

Порядок процедуры

Согласно действующему законодательству разграничение госсобственности осуществляется в такой последовательности:

  1. глава администрации населенного пункта или субъекта РФ подает в Министерство земельных отношений РФ заявление о предоставлении территории в собственность. Приводятся основания для этого: на участке расположены принадлежащие муниципалитету или субъекту РФ здания, земля нужна для реализации социальных или инвестиционных проектов и т.д. Также приводят кадастровый номер надела и реквизиты проекта межевания, если они есть. Подавать заявление также могут заместитель главы либо уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов;
  2. комитет по распределению земель при Министерстве в течение 30 дней рассматривает заявку и выносит по ней положительное или отрицательное решение;
  3. на основании решения комитета, Министерство издает соответствующее распоряжение;
  4. если делу дан ход, заявителю выдается скорректированная схема с указанием площади и месторасположения территории. Тот обращается с этим документом в лицензированную геодезическую компанию с просьбой выполнить кадастровые работы;
  5. кадастровый инженер определяет точные границы участка и разрабатывает межевой план. Последний подается на утверждение в федеральный комитет;
  6. право собственности регистрируется в Росреестре.

Если основанием разграничения выступает факт наличия на участке недвижимости, регистратору подают правоустанавливающие документы на нее и кадастровый план с этими объектами.

В зависимости от цели разграничения вместе с заявлением в Министерство земельных отношений подаются документы:

  • проект межевания, если на территории предполагается развернуть строительство;
  • комплексный проект развития местности;
  • план распределения наделов среди граждан;
  • план застройки.

Мнение эксперта
Ирина Васильева
Эксперт по гражданскому праву

При наличии на территории строений прикладывается свидетельство о праве собственности на них.

Порядок разграничения государственной собственности на землю

В вопросах государственной собственности ситуация иная. Прежде всего, есть категории земель, которые в принципе не могут перейти к другим собственникам. Существуют несколько их разновидностей. Одним из примеров могут служить земли природных заповедников. Кроме этого, существует практика предоставления участков в бессрочное пользование, а также в пожизненное и наследуемое владение. В последних двух случаях, хотя собственником и является государство, в реальной жизни с этим возникает некоторая неопределённость. Одним из отличий здесь является то, что пользователи участков не проходят кадастровой регистрации, ведь они не являются собственниками земли.

Проблемы

Многие трудности, обусловленные несовершенством ФЗ №101, преодолены. Благодаря введению новых принципов, процедура разграничения упрощена, права регионов и муниципалитетов четко очерчены и хорошо согласовываются. Но и в современном виде схема не всегда работает гладко.

В частности, возникла неопределенность из-за передачи контроля за базой федеральной, муниципальной и региональной собственности Росреестру. Ранее эту функцию выполнял особый орган исполнительной власти, теперь же не всегда понятно, каков объем полномочий у администрации территориальной единицы в отношении участка.

Категории и подкатегории

Они являются основой системы критериев, по которой государственные земли относятся к той или иной группе. Их условно классифицируют следующим образом:

  • Подкатегории и категории земель, наделы в которых отнесены исключительно к собственности какого-либо публичного образования или их группы. То есть местность принадлежит или муниципальному формированию, или Российской Федерации, или региону.
  • Подкатегории и категории земель, наделы в которых могут быть отнесены исключительно к собственности различных публичных образований на основании условий, определенных Законом. Это положение регулируется ст. 3 абз. 3, 4; ст. 4, п. 1, абз. 3, 5; ст. 5, п. 1, абз. 3, 4.

Ст. 3 Закона устанавливает основания для внесения наделов в перечни земельных участков, в отношении которых образуется право собственности у Российской Федерации.

Как продать участок, госсобственность на который не разграничена

2.1. Как продать участок на аукционе

На аукционе участки продаются по умолчанию, то есть когда нет оснований для продажи без аукциона (п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ). Нарушение этого правила чревато недействительностью договора и штрафом за ограничение конкуренции.

Чтобы продать участок на аукционе, вам нужно:

2.2. Как продать участок без аукциона

Без аукциона продаются участки (п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ):

  • образованные из участков, предоставленных для комплексного освоения территории, ИЖС, дачного хозяйства или садоводства;
  • на которых расположены здания или сооружения, собственникам таких зданий или сооружений;
  • находящиеся в постоянном пользовании у лиц, которые должны переоформить постоянное пользование на собственность;
  • арендуемые для сельхозпроизводства более трех лет;
  • гражданам для ИЖС и крестьянским хозяйствам для их деятельности;
  • предоставляемые как «дальневосточный гектар».

Чтобы продать участок без торгов, нужно (п. 1 ст. 39.14, ст. 39.15 ЗК РФ):

принять заявление о предварительном согласовании продажи.

Оно подается, если участок не образован или его границы не уточнены. К нему прилагается схема расположения земельного участка, если нет проекта межевания территории, и другие документы;

рассмотреть заявление.

У вас есть 10 календарных дней на то, чтобы вернуть заявление, если оно составлено неправильно, или подано не в тот орган, или к нему приложены не все документы. Вы должны указать заявителю нарушения, которые он допустил.

Если заявление подано правильно, то у вас есть 30 календарных дней, чтобы принять решение о предварительном согласовании или отказать в нем, если есть основания.

С решением о предварительном согласовании заявитель поставит участок на кадастровый учет. После этого он сможет подать заявление о продаже участка.

Регистрации права государственной или муниципальной собственности при этом не требуется (п. 1 ст. 3.3 Закона о введении ЗК РФ, пп. 5 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ);

принять заявление о продаже земельного участка.

Это заявление подается после того, как участок поставлен на кадастровый учет. К заявлению прилагаются документы, указанные в п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ. Представлять такие документы не нужно, если они направлялись ранее вместе с заявлением о предварительном согласовании, по итогам рассмотрения которого принято положительное решение;

  • принять решение о продаже участка, если нет оснований для отказа (п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ);
  • направить заявителю проект договора, если приняли положительное решение.

Его нужно направить в трех экземплярах.

В проекте договора укажите обременения и другие сведения, которые могут повлиять на желание заявителя купить участок. В противном случае он через суд сможет уменьшить цену или расторгнуть договор и взыскать убытки (п. 3 ст. 37 ЗК РФ).

Цену в договоре определяйте в порядке, который утвердил орган госвласти вашего субъекта РФ (пп. 2 п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ). Если вы установите другую цену, то покупатель сможет изменить ее через суд.

Эволюция концепции государственной собственности на землю

Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.

Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.

Постулаты советского права:

  • признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
  • общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
  • непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
  • изъятие земельных участков из гражданского оборота.

После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».

Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector