Как нормируются госзакупки в 2021 году
Содержание:
- Последние изменения
- Как устроена система нормирования по 44-ФЗ
- Разбираемся с нормированием в сфере госзакупок
- Обоснование закупок
- Обязательный перечень
- Как устроена система нормирования по 44-ФЗ
- Статья 19. Нормирование в сфере закупок
- Принятие правил нормирования закупок
- Требования к закупаемым бюджетным учреждением ТРУ на конкретном примере
- Заключение
Последние изменения
На обновления влияет и запрет на приобретение автотранспортных средств с персональным закреплением для категорий государственных служащих, замещающих должности заместителя руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, и ограничения по приобретению подвижной связи, планшетных компьютеров и ноутбуков для определенных категорий государственных служащих.
В этих же дополнениях прописано, что нормативы цен для обеспечения функций и полномочий при выполнении должностных обязанностей гражданскими служащими в дистанционном режиме не превышают минимальные значения цены из приложений № 1-1(2) к методике.
И еще в методику добавили таблицу с пояснениями, кто должен делать нормирование по 44-ФЗ, — учреждения с обеспечением функций федеральных госорганов, органов управления ГВБФ, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, Росатома, Роскосмоса и подведомственных им организаций. Эти нормативы придется применять при расчете нормативных затрат на покупку офисной мебели.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Как устроена система нормирования по 44-ФЗ
Уровень 1 состоит из обобщающих правил нормирования, регламентирующих закупки в интересах муниципальных и государственных нужд. Это нормирование в сфере закупок для муниципальных нужд и то же самое для государственных нужд. Разработкой этих правил занимается Правительство РФ.
Уровень 2 уже формулирует непосредственно конкретные правила нормирования. Они формулируются Правительством РФ, на уровне высших органов гос. Власти различных субъектов РФ и непосредственно в местных администрациях – например, правила нормирования в сфере закупок сельского поселения. К этому же перечню принадлежат и ведомственные акты по нормированию закупок.
Уровень 3 состоит из требований и нормированию при закупке различных товаров и услуг. В том числе, в это входит формирование максимальной закупочной стоимости того, или иного вида товара или услуги. В этот же уровень входит определение нормативных трат, которые допускаются для функционирования тех, или иных государственных структур. Эти нормы и требования устанавливаются непосредственно на уровне правовых актов государственных и муниципальных структур власти, а так же структурами осуществляющими управление внебюджетными фондами.
Общие правила и правила по нормированию закупок согласно 44-ФЗ
Общие правила:
- Нормативы и требования по разработке, принятию нормативных актов, общие положения правил нормирования сферы закупок.
- Порядок формирования условий к некоторым видам услуг, работ и товаров (в т.ч. максимально допустимые цены) и трат на функционирование госаппарата.
Правила нормирования:
- Условия формирования порядка, содержания и обеспечения правовых актов.
- Порядок формирования правил и нормативных трат.
Максимально допустимые цены и другие условия по некоторым видам услуг, работ и товаров.
Нормы трат на содержание государственных органов.
Первое примечание. Правила относятся ко всем без исключения заказчикам. Нормы трат распространяются на муниципальные и гос. органы, а так же на органы по управлению гос. внебюджетными фондами. В этот список вошли и органы управления, находящиеся в подчинении казенных предприятий и территориальные структуры.
Второе примечание. Информация по этому вопросу обязана быть предоставлена для свободного доступа и находится в единой системе информации.
Пример нормирования в сфере закупок по 44 фз
В качестве примера по установлению требований нормирования по закупкам согласно 44 фз можно рассмотреть случай, когда Департамент образования формирует требования для закупки мебели для классов информатики в ВУЗах. Согласно им, например, вся мебель должна иметь металлическое основание и деревянные рабочие поверхности. Стулья обязаны регулироваться по высоте. При этом, стоимость одного стула не должна превышать 2500 рублей, стола (парты) – 4000 рублей. Гарантированный производителем мебели срок эксплуатации должен составлять более пяти лет.
Эти правила должны соответствовать (и соответствуют) требованиям зафиксированным законом высшего исполнительного органа власти субъекта. В этом законе прописаны предельные цены на стулья в 3000 рублей, а на парты (столы) – в 4500 рублей, при минимальном сроке их использования в пять лет.
Порядок, утвержденный в полном соответствии с 44-ФЗ предполагает переход от общих к конкретизированным требованиям.
Требования, предъявляемые к продукции
Смысл нормирования закупок в том, чтобы законом не ущемлялись объективные потребности заказчика в приобретении различных товаров, или заказе каких то услуг, но при этом он был лишен возможности злоупотреблять, приобретая излишние услуги.
В законе пока нет четкого определения ни степени избыточности, ни других четких правил в определении, когда товар действительно нужен, а когда нет. Во многом, при формировании окончательных требований на местах, предполагается, что ответственные лица будут руководствоваться соображениями здравого смысла. Например, мы можем рассмотреть насколько необходимо приобретение в интересах бюджетного медицинского учреждения электронных приборов для измерения давления. Необходимые функции может выполнять и механический прибор. Более того, его точность измерения лучше.
Разбираемся с нормированием в сфере госзакупок
ИнфоПорядок, утвержденный в полном соответствии с 44-ФЗ предполагает переход от общих к конкретизированным требованиям.ВниманиеТребования, предъявляемые к продукции Смысл нормирования закупок в том, чтобы законом не ущемлялись объективные потребности заказчика в приобретении различных товаров, или заказе каких то услуг, но при этом он был лишен возможности злоупотреблять, приобретая излишние услуги. В законе пока нет четкого определения ни степени избыточности, ни других четких правил в определении, когда товар действительно нужен, а когда нет
В законе пока нет четкого определения ни степени избыточности, ни других четких правил в определении, когда товар действительно нужен, а когда нет.
Например, мы можем рассмотреть насколько необходимо приобретение в интересах бюджетного медицинского учреждения электронных приборов для измерения давления.
Обоснование закупок
С 01.01.2015 вступает в силу ст. 18 Закона N 44-ФЗ, регламентирующая порядок обоснования закупок. Согласно ч. 1 данной статьи заказчик обязан обосновать закупку, установив соответствие планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законам РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Цели осуществления закупок определяются с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ:
- обеспечение достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных госпрограммами и муниципальными программами;
- обеспечение исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;
- обеспечение выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
При формировании плана закупок и плана-графика заказчик должен обосновать закупку. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования будут установлены Правительством РФ.
Объект и (или) объекты закупки заказчик должен будет обосновать при формировании плана закупок.
При формировании плана-графика заказчиком обосновываются:
- начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта <2>;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) <3>, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
<2> Порядок обоснования цены контракта установлен ст. 22 Закона N 44-ФЗ.<3> Способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены гл. 3 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок.
Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков. Мониторинг обеспечивается органами исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией <4>.
<4> Статья 97 Закона N 44-ФЗ.
Аудит в сфере закупок проводит Счетная палата, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Уполномоченные органы анализируют и оценивают результаты закупок, в том числе достижение целей осуществления закупок <5>.
<5> Статья 98 Закона N 44-ФЗ.
Контроль в сфере закупок — задача органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых органов, органов управления государственными внебюджетными фондами. Контроль выполняется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок <6>.
<6> Глава 5 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 44-ФЗ по результатам мониторинга закупок, аудита или контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.
Обязательный перечень
В правилах определения требований должны содержаться обязательный в отношении всех ведомств перечень нормируемых видов ТРУ, их потребительские свойства и иные характеристики, значения таких свойств и характеристик (включая предельные цены ТРУ). Этот обязательный перечень должен составляться по установленной форме. Здесь сразу же обратимся ко второму документу из вышеприведенного списка (Постановление N 927), поскольку он и является примером подобных правил на федеральном уровне. Мы видим, что в данном документе Обязательный перечень включает в себя следующие виды товаров: портативные компьютеры (в том числе планшеты), настольные компьютеры, печатающие устройства (принтеры, сканеры, МФУ), мобильные телефоны, легковые автомобили, микроавтобусы, грузовые автомобили, различные виды мебели для сидения из металла и дерева. Товары, работы и услуги должны быть указаны с учетом их наименований в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).
Как устроена система нормирования по 44-ФЗ
Уровень 1 состоит из обобщающих правил нормирования, регламентирующих закупки в интересах муниципальных и государственных нужд. Это нормирование в сфере закупок для муниципальных нужд и то же самое для государственных нужд. Разработкой этих правил занимается Правительство РФ.
Уровень 2 уже формулирует непосредственно конкретные правила нормирования. Они формулируются Правительством РФ, на уровне высших органов гос. Власти различных субъектов РФ и непосредственно в местных администрациях – например, правила нормирования в сфере закупок сельского поселения. К этому же перечню принадлежат и ведомственные акты по нормированию закупок.
Уровень 3 состоит из требований и нормированию при закупке различных товаров и услуг. В том числе, в это входит формирование максимальной закупочной стоимости того, или иного вида товара или услуги.
Статья 19. Нормирование в сфере закупок
Шпаргалка по экономике социальной сферы РФ | Шпаргалка | 2016 | Россия | doc | 0.08 Мб
•Социальная сфера • Состав и структура соцсферы • Сметный метод финансирования учреждений соцсферы • Основные экономические статьи расходов учреждения здравоохранения • Медицинское страхование •
Развитие страхования в сфере туризма Кузнецова Надежда Васильевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутск — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 6.72 Мб
Специальность 08.00.10 — Финансы,, денежное обращение и кредит
Рассмотрение вопросов страхования, в том числе для отдельных видов хозяйственной деятельности, приобретает особую важность в последнее
Влияние человеческого фактора на эффективность деятельности предприятий сферы услуг Демчук Ольга Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук | Диссертация | 2004 | docx/pdf | 5.7 Мб
Специальность 08.00.01. — Экономическая теория
Челябинск — 2004 ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ УСЛУГ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 14 1.1. Сфера услуг в постиндустриальной экономике России 14
Лексика сферы бизнеса в современном английском языке Моргунова Марина Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 6.81 Мб
Специальность 10. 02.04. — германские языки. Введение 4 Глава 1. Теоретические основы исследования 10 §1. Исследования в области специальной лексики 10 I. I. Основная проблематика исследований 11
Международное сотрудничество в сфере контроля над оборотом наркотиков: социально-политические аспекты Федулов Александр Викторович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва — 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 3.17 Мб
Специальность 23.00.04 — политические проблемы международных отношений и глобального развития. Введение 3 Глава 1. Транснациональная сущность проблемы наркотизации 14 §1. Наркотизм как угроза
Правове регулювання відносин у сфері державного боргу. Лекція | Лекция | | Украина | docx | 0.13 Мб
1. Зміст державного боргу. Співвідношення категорій «державний борг» та «державний кредит» Оприлюднення інформації про Державний борг 2. Субєкти правовідносин в сфері жержавного боргу Держава
Экономика в торговле | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.27 Мб
1. Предмет объект содержание и задачи курса экономика отрасли 3. Термины и определения используемые в экономике отрасли (торговли, общественного питания) 4. Отраслевые единицы потребительской сферы:
Ответы на гос.экзамен — Менеджмент организации | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 1.34 Мб
1. Сущность и состав основного капитала. Структура основных фондов. 2 . Учет и оценка основных фондов. 3. Износ основных фондов. Виды износов. 4. Амортизация. Методы начисления амортизации. Порядок
Cовременный русский язык. Ответы к экзамену | Ответы к зачету/экзамену | 2015 | Россия | docx | 0.12 Мб
Термин «современный русский литературный язык». Русский язык – язык русской нации. Русский язык как средство межнационального общения народов СНГ. Место русского языка среди др. языков мира. Русский
Концептуальные, законодательные и правоприменительные проблемы в сфере заключения, изменения и прекращения договоров в российском гражданском праве Овдиенко Евгений Борисович | Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Москва — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 4.2 Мб
Специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Актуальность темы исследования. В российской юридической литературе по
Принятие правил нормирования закупок
-----------------------¬ -----------------------------------------------¬¦ Правительство РФ ¦ ¦ Общие правила нормирования закупок ¦¦ ¦ +----------------T-----------------------------+¦ ¦ ¦Общие требования¦ Общие требования к отдельны즦 ¦ ¦ к разработке, ¦ видам ТРУ ¦¦ ¦ ¦ принятию, к ¦ Нормативные затраты на ¦¦ +-->¦ содержанию и ¦ обеспечение функций ¦¦ ¦ ¦ обеспечению ¦ заказчиков ¦¦ ¦ ¦ исполнения ¦ ¦¦ ¦ ¦правовых актов о¦ ¦¦ ¦ ¦ нормировании ¦ ¦L----------------------- L----------------+--------------T--------------- ¦ ¦/-----------------------¬ -----------------------------------------------¬¦ Правительство РФ ¦ ¦ Правила нормирования закупок для обеспечения ¦¦ Органы субъектов РФ ¦ ¦ нужд федеральных, муниципальных, субъектов РФ¦¦ Местные администрации¦ +----------------T-----------------------------+¦ ¦ ¦ Требования к ¦ Требования к отдельным вида즦 ¦ ¦ разработке, ¦ ТРУ ¦¦ ¦ ¦ принятию, к ¦ Нормативные затраты на ¦¦ +-->¦ содержанию и ¦ обеспечение функций ¦¦ ¦ ¦ обеспечению ¦ заказчиков ¦¦ ¦ ¦ исполнения ¦ ¦¦ ¦ ¦правовых актов о¦ ¦¦ ¦ ¦ нормировании ¦ ¦L----------------------- L----------------+--------------T--------------- ¦ ¦/-----------------------¬ ------------------------------¬¦Государственные органы¦ ¦ Требования к отдельным вида즦 Органы управления ¦ ¦ ТРУ, закупаемым указанными ¦¦ государственными ¦ ¦ органами и подведомственным覦 внебюджетными фондами+------------------->¦ бюджетными учреждениями ¦¦ Муниципальные органы ¦ ¦ Нормативные затраты на ¦¦ ¦ ¦обеспечение функций указанных¦¦ ¦ ¦ органов ¦L----------------------- L------------------------------
Я.Ю.Королева
Эксперт журнала
«Руководитель бюджетной организации»
Требования к закупаемым бюджетным учреждением ТРУ на конкретном примере
В качестве примера разберем требования к ТРУ, закупаемым бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству культуры РФ (приказ Минкультуры России от 21.05.2018 № 762, далее — приказ № 762). Требования разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927.
Приказом № 762, в частности, установлены следующие требования:
Должность в бюджетном учреждении |
Товар, работа, услуга |
Характеристика |
Руководитель, заместитель, начальник отдела |
Портативный компьютер |
Вес — не более 900 г, процессор — не менее двухъядерного, размер оперативной памяти — не менее 2 Гб, объем накопителя — не менее 64 Гб |
Руководитель, заместитель |
Компьютер |
Вес — не более 4,5 кг, размер оперативной памяти — не менее 3 Гб, объем накопителя — не менее 128 Гб |
Все категории должностей |
Компьютеры персональные настольные, рабочие станции вывода |
Объем оперативной памяти — не ниже 16 Гб, жесткий диск — не менее 500 Гб, предустановленная Windows 7, лицензионное ПО |
Руководитель, заместитель |
Транспортное средство |
Не более 200 л/с, стоимостью до 1,5 млн руб. |
Руководитель, заместитель |
Услуги такси, аренда легкового автомобиля с водителем |
Не более 200 л/с |
Все сотрудники |
Услуги по предоставлению доступа к интернету |
Не менее 1 Мбит/с |
Кроме того, требования установлены к офисной мебели (столам, диванам, шкафам и т. д.).
Заключение
Таким образом, до 01.01.2016 в регионах и муниципалитетах должны появиться правила определения требований к закупаемым ТРУ, включая общеведомственный обязательный перечень нормируемых объектов закупки и ведомственные перечни. Именно ведомственные перечни, созданные органами, которые выполняют функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений, будут оказывать непосредственное влияние на закупочную деятельность последних в части нормирования.
Руководителям бюджетных учреждений рекомендуется не просто сидеть и ждать, когда им «спустят» этот документ, а участвовать в разработке, чтобы его содержание было адекватным реальности и не стало препятствием для деятельности учреждения.