Подробная информация об нпф: что это такое, структура и специфика деятельности

Примечания

  1. . Ведомости (21 марта 2018). Дата обращения: 24 мая 2019.
  2. . www.pfrf.ru. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  3. ↑ . www.pfrf.ru. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  4. . www.nakanune.ru. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  5. . nkrichevsky.livejournal.com. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  6. ↑ . www.pfrf.ru. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  7. . base.garant.ru. Дата обращения: 2 апреля 2016.
  8. Ю. Старостина, В. Дергачёв. . РБК (23 мая 2019). Дата обращения: 24 мая 2019.
  9. . ТАСС (23 мая 2019). Дата обращения: 24 мая 2019.
  10. . base.garant.ru. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  11. . www.pfrf.ru. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  12. . base.garant.ru. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  13. . minfin.gov.ru. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  14. . minfin.gov.ru. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  15. . www.pfrf.ru (6 апреля 2017). Дата обращения: 18 апреля 2017.
  16. . www.kommersant.ru (12 февраля 2021). Дата обращения: 12 февраля 2021.
  17. КПРФ Москва. . Дата обращения: 30 сентября 2020.
  18. . trv-science.ru. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  19. . РИА Новости (20 августа 2019). Дата обращения: 30 сентября 2020.
  20. .
  21. . egisso.ru. Дата обращения: 12 апреля 2019.
  22. . Российская газета. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  23. . Ведомости. Дата обращения: 30 сентября 2020.
  24. . NEWSru.com (2 августа 2018). Дата обращения: 30 сентября 2020.
  25. . РИА Новости (20180925T1319+0300Z). Дата обращения: 12 апреля 2019.

Главные риски НПФ: банкротство и отзыв лицензии

В ушедшем году несколько пенсионных негосударственных фондов лишились лицензии:

  • «Солнце.Жизнь.Пенсия»;
  • «Сберегательный фонд Солнечный берег»;
  • «Сберегательный»;
  • «Защита будущего» и т.д.

Лишилась лицензии и довольно крупная коммерческая структура «Ренессанс Жизнь». Это событие заставило граждан задуматься о целесообразности перевода накопительной части в руки негосударственных управляющих компаний. Действительно, стоит ли доверять им свое будущее, и что делать, если НПФ лишился лицензии?

Прежде всего – без паники! Согласно законодательным нормам при отзыве лицензии Центробанк назначает временное управление некоммерческой организации. Его задача – в срок не более 30 дней собрать и направить данные об обязательствах НПФ в ПФР. Спустя три месяца средства переводятся в государственный фонд (утраченные накопления компенсирует ЦБ РФ). И если вкладчики не хотят терять накопленные деньги, они должны подать в ПФР заявление о выборе нового негосударственного фонда. Туда и будет перечислена накопительная часть, а вот размер инвестиционной части будет определен только по результатам продажи имущества компании, лишенной лицензии.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

  • Назначение и выплата пенсий;

  • Ведение учета средств, поступающих на счета;

  • Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

  • Взаимодействие со страхователями и работодателями;

  • Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

  • Оформление и выдача материнских сертификатов;

  • Выплата средств материнского капитала;

  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

  • Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

  • Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Управление ПФР Москвы

В каждом субъекте РФ есть территориальный ПФР. По любым вопросам гражданам надо обращаться в организацию по месту жительства. Управление ПФР в Москве не одно, каждое из учреждений помогает жителям столицы и области решить все возникающие вопросы.

Главное отделение находится на Тверском бульваре, дом 18. График работы установлен следующий:

  • 9:00 – 17:45 ежедневно, кроме пятницы;
  • перерыв: 12.30 – 13.00.

Кроме главного учреждения, есть и другие московские отделения ПФР, открытые для приема граждан. Как видно, структура ПФР не такая сложная. Важным в работе организации является то, насколько честно граждане выплачивают взносы. Если будет белая зарплата, то средства перечисляются в бюджет страны регулярно. Необходимо помнить, что фонд работает для защиты интересов граждан РФ.

Кроме государственных сейчас есть и негосударственные фонды. В каждом из них предлагаются свои программы. Прежде чем присоединиться к какой-либо, необходимо ознакомиться с условиями. Работают фонды на основе заключения договоров.

Как выбрать НПФ?

Подробнее см. статью «ПФР или НПФ: как выбрать, где лучше хранить деньги?».

Выбор организации, которая будет управлять вашими пенсионными накоплениями – это важный и ответственный шаг. Для того чтобы принять правильное решение – оставить накопления под управлением государственной управляющей компании ВЭБ.РФ (или вернуть их туда), перевести в НПФ или сменить один НПФ на другой, – нужно:

  • проверить наличие лицензии. НПФ не может вести свою деятельность без лицензии, поэтому если у организации, которая представляется НПФ, ее нет – перед вами мошенники. Список лицензированных фондов размещен на сайте Банка России;
  • убедиться, что НПФ входит в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Все фонды, работающие в системе обязательного пенсионного страхования, обязаны участвовать и в системе гарантирования;
  • посмотреть актуальный рейтинг НПФ. Это позволит оценить риски: наивысший рейтинг (ruAAA) с высокой вероятностью говорит о финансовой стабильности, низкий – о потенциальной неустойчивости. Имейте в виду, что не все НПФ дали согласие рейтинговому агентству на оценку – ряд фондов ее не имеют;
  • посмотреть количество застрахованных лиц, объем средств под управлением и объем собственного имущества. Такие рэнкинги есть на сайте «Национального рейтингового агентства». Кроме того, посмотреть ТОП-10 НПФ по объему средств под управлением вы можете в разделе «Доходность» на нашем сайте;
  • сравнить доходность за прошлые периоды. Об эффективности работы НПФ можно судить по тому, какой доход он приносит своим вкладчикам. Причем смотреть доходность лучше не за один год, а за несколько. Если на протяжении ряда лет показатели доходности держатся выше инфляции, это хороший знак. Провести сравнение вы можете все в том же разделе «Доходность». Однако необходимо помнить, что заработанная в прошлом доходность не может быть гарантирована в будущем!

Крупнейшие пенсионные фонды

Страна Фонд Активы в долларах США (в миллиардах) Отчетный период Зарождение Источник
  Соединенные Штаты Федеральный трастовый фонд страхования по старости и кормильца (социальное обеспечение) 2719 долл. США 2019 г. 1935 г. Налогообложение
  Австралия Австралийская национальная программа пенсионного обеспечения 1857 долл. США 2020 г. 1992 г. Взнос работодателя и сотрудника
  Япония Государственный пенсионный инвестиционный фонд 1790 долл. США 2020 г. 2006 г. Нетоварный
  Норвегия Государственный пенсионный фонд Норвегии 1046 долл. США 2015 г. 1990 г. Масло
  Соединенные Штаты Фонд пенсионного обеспечения и инвалидности государственных служащих 932 долл. США 2019 г. 1920 г. Взнос работодателя и сотрудника
  Соединенные Штаты Военный пенсионный фонд 813 долл. США 2019 г. Вклад работодателя
  Соединенные Штаты Накопительный план сбережений (TSP) 721 долл. США 2020 г. 1986 г. Взнос работодателя и сотрудника
  Южная Корея Национальная пенсионная служба (НПС) 462 долл. США 2017 г. 1988 г. Нетоварный
  Нидерланды Stichting Pensioenfonds ABP (ABP) 499 долларов (444 евро) 1922 г. Нетоварный
  Канада Пенсионный план Канады и Инвестиционный совет CPP (CPPIB) 317 долл. США 2017 г. 1965 г. Нетоварный
  Канада ( Квебек ) Caisse de dépôt et Placement du Québec (Caisse, или CDPQ) 299 долл. США 2017 г. 1965 г. Нетоварный
  США ( Калифорния ) Пенсионная система государственных служащих Калифорнии (CalPERS) 389 долл. США 2020 г. 1932 г. Нетоварный
  Китай Национальный фонд социального страхования 251 доллар США 2015 г. 2000 г. Нетоварный
  Сингапур Центральный резервный фонд 348 долл. США 2019 г. 1955 г. Нетоварный
  Канада ( Онтарио ) Пенсионный план учителей Онтарио (OTPP) 207,4 долл. США 2019 г. 1989 г. Нетоварный
  США ( Калифорния ) Пенсионная система учителей штата Калифорния (CalSTRS) 282 долл. США 2021 г. 1913 г. Нетоварный
  Малайзия Фонд обеспечения персонала 226 долл. США 2019 г. 1991 г. Нетоварный
  Нидерланды Stichting Pensioenfonds Zorg en Welzijn (PFZW, ранее PGGM) 183 доллара (162 евро) 1969 г. Нетоварный
  Чили AFP 160 долларов США 2014 г. 1980 г. Нетоварный
  Индия Организация фонда обеспечения персонала (EPFO) 157,8 долл. США 2020 г. 1952 г. Взнос работодателя и сотрудника
Россия Российский фонд национального благосостояния 125 долларов США 2020 г. 2008 г. Масло
  Дания Arbejdsmarkedets Tillægspension (ATP) 155 долларов США 2020 г. 1964 г. Нетоварный
  Южная Африка Пенсионный фонд государственных служащих (GEPF) 112 долл. США (1426 барр.) 1996 г. Нетоварный
  Канада ОМЕРС (Онтарио) 83 доллара США 2020 г. 1962 г. Нетоварный
  Бразилия Caixa de Previdencia dos Funcionários do Banco do Brasil (PREVI) 80 долларов США 1904 г. Финансы
  США ( Огайо ) Государственная пенсионная система учителей штата Огайо (STRS Ohio) 79,8 долл. США 2017 г. 1919 г. Пенсия с установленными выплатами
  Франция AGIRC — ARRCO 70 долларов США 2015 г. 2001 г. Нетоварный
  Индия Национальная пенсионная система (НПС) 60,6 долл. США 2020 г. 2004 г. Нетоварный
  Франция Пенсионный резервный фонд (Франция) (NPRF) 56 долларов США 2001 г. Нетоварный
  Ирландия Национальный резервный пенсионный фонд (НПРФ) 30 долларов США 2001 г. Нетоварный

Структура ПФР

Согласно установленному законодательству России, ПФР является не только простым государственным учреждением, но и наделен определенными публично-властными полномочиями. Кроме этого, ПФР предоставлена специальная правоспособность, отличающая данный фонд от других государственных и бюджетных организаций.

ПФР имеет многоуровневую систему, которая централизована и имеет следующую иерархическую последовательность:

  1. Федеральный уровень, распространяющий свои полномочия полностью на всю систему.
  2. Управление в федеральных округах может влиять на структуру только внутри своего округа, объединяющего несколько субъектов страны.
  3. Территориальные отделения внутри округов на уровне субъектов РФ имеют полномочия, распространяемые только на данный регион.
  4. Местный уровень представляет управление на территории одного населенного пункта.

Подотчетность данной иерархии осуществляется от низших к высшим органам. Наивысшим органом является Правление ПФР с исполнительным органом. В регионах отделения действуют юридически самостоятельно в пределах возложенных на них индивидуальных задач. Основными из них являются:

  • осуществление расчета пенсионного обеспечения;
  • назначение выплат;
  • централизация деятельности местных управлений.

Высшее правление

Так как система иерархична, все наиболее важные функции выполняет само правление, расположенное на федеральном уровне. К их главным функциям можно отнести следующее:

  1. Решает текущие задачи по развитию пенсионной системы, а также намечает дальнейшие планы развития.
  2. Утверждает годовой бюджет, а также подтверждает его расчетными сметами.
  3. Утверждает численность штата, структуру своих подразделений в целях оптимизации бюджета.
  4. Назначает и снимает исполнительный единоличный орган ПФР, заместителей и прочих главных руководителей.
  5. Утверждает полномочия основных руководителей, дирекции, ревизионной комиссии, некоторых других лиц.
  6. Издает различные нормативные акты согласно своим полномочиям.

Под данным органом правления в прямом подчинении находится дирекция, являющаяся исполнительным органом. Она создана для реализации следующих задач:

  • формирование бюджета, а также своевременный контроль над ними;
  • составление отчетов и анализ финансов фонда;
  • оперативное управление и перераспределение средств внутри регионов при необходимости;
  • ведение бухгалтерского учета.

Таким образом, благодаря сложной иерархической системе ПФР, а также четко разделенным функциям каждого органа, осуществляется полноценное исполнение возложенных на ПФР задач.

Риски

Перед определением того, какой управляющей фирме доверять, стоит ознакомиться с ее способностями и надежностью. Полагается, что НПФ огромных промышленных гигантов намного надежнее иных некоммерческих компаний подобного вида.

Тут имеется некоторый риск – огромные комплексы хотят, как реально скорее ликвидировать непрофильные активы, чтобы вероятные спады на фондовом рынке не смогли спровоцировать новые рискованные ситуации.

Определенные отрицательные моменты НПФ состоят в следующем:

Жители государства с осторожностью будут относиться к таким компаниям, и как следствие есть заниженный уровень доверительного отношения.
У закона есть большое количество пробелов, которые касаются деятельности НПФ.
Наличие повышенных затрат на обслуживание. УК и сам Фонд за собственную работу будут брать довольно высокое вознаграждение.
Также пока можно наблюдать низкую прибыльность

Трудно сказать, по каким конкретно причинам осуществляется такое явление. Одной из причин, конечно, может считаться ситуация в экономике при государстве, из-за чего прибыль НПФ способна перекрывать инфляционные ожидания.

Невзирая на распространенные рискованные ситуации, НПФ обладает массой благоприятных сторон. Одной из них считается способность обретать повышенные пособия. Из-за этого подойти к выбору страховщика стоит с огромной ответственностью.

Сфера применения

С помощью калькулятора можно без затруднений вычислить дату выхода на пенсию любого гражданина. Особенно важен калькулятор лицам предпенсионного возраста, поскольку именно их выход на пенсию будет регулироваться по особой сетке, исходя из поэтапного претворения положений пенсионной реформы в жизнь.

Различные виды пенсионных калькуляторов весьма распространены в Интернете, что объясняется повышенным интересом граждан к вопросам начисления пенсий. Однако следует помнить, что не существует калькулятора, который хотя бы приблизительно достоверно мог рассчитать размер ваших будущих пенсионных выплат. Это связано с множеством причин, основной из которых является крайняя непрозрачность системы расчета пенсионных накоплений, практикуемой ПФР.

Законодательно к факторам, непосредственно влияющим на размер начисления страховой пенсии, относятся:

  1. Заработная плата будущего пенсионера либо задекларированный доход при самозанятости.
  2. Длительность стажа.
  3. Социально значимые периоды жизни, к которым относятся служба в рядах ВС, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за детьми.
  4. Избранный будущим пенсионером способ пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.
  5. Продолжение трудовой деятельности после наступления возраста пенсионирования.

Все эти факторы постоянно претерпевают изменения, а коренная ломка пенсионной системы РФ привносит изменения практически ежедневно.

Поэтому единственные достоверные расчеты калькулятора могут быть предоставлены лишь в части:

  1. прогнозируемого для выхода на пенсию года;
  2. возраста выхода на пенсию;
  3. минимального объема стажа, необходимого для выхода на пенсию.

Цели, задачи, особенности

Государственный пенсионный фонд подотчетен только Правительству страны. Это автономное образование, средства которого формируются за счет отчислений официально работающего населения. Структура оказывает огромное влияние на экономику государства. В ее ведомстве находятся многодетные семьи, люди пенсионного возраста, граждане с инвалидностью, иные категории, которые имеют льготы, положенные по закону.

Среди множества задач, которые решает ПФР можно отметить:

  • сосредоточение, хранение и приумножение страховых вкладов;
  • выдача сертификатов на получение материнского капитала;
  • финансирование расходов на выплату пенсий, их назначение;
  • исполнение программы государственного софинансирования пенсии;
  • взыскание с работодателей средств, положенных по закону на перечисление пенсий по инвалидности, профессиональных болезней, полученных увечий в процессе выполнения людьми рабочих задач.

Государственный пенсионный фонд — независимое учреждение, которое также занимается проведением разъяснительной работы с юридическими и физическими лицами. Каждый гражданин или компания может получить бесплатную консультацию по вопросам, которые входят в компетенцию этой структуры. ГПФ — внебюджетный фонд, основным источником формирования которого являются страховые взносы работодателей и официально трудоустроенного населения.

Отличия от негосударственных пенсионных фондов

Каждый гражданин трудоспособного возраста заинтересован в максимально выгодных условиях накопления пенсии. Некоторые люди предпочитают обращаться в негосударственные пенсионные фонды, коих в России не так уж и мало. Главным отличием таких структур является политика инвестирования пенсионных накоплений. НПФ — частные организации, а ПФР относится к бюджетной системе страны. Задача каждой из структур — решение социальных задач, которые связаны с денежным обеспечением граждан, достигших пенсионного возраста.

Выбирая для себя государственный или негосударственный пенсионный фонд необходимо обращать внимание на такие характеристики, как надежность и своевременность причитающихся выплат, стабильность работы, предоставляемые гарантии, наличие возможности инвестирования в доходные инструменты

ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)

(в ред. — Постановления ВС РФ ; Указа Президента РФ ; Федеральных законов , , )

Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1992 года прилагаемые Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (в ред. Федерального закона ).

<1> Пенсионный фонд Российской Федерации (России) — ПФР.

2. Установить, что проекты нормативных актов по вопросам, связанным с финансированием выплат за счет средств ПФР, представляются Фонду на предварительную экспертизу для подготовки заключения.

3. Пенсионному фонду Российской Федерации (России):

обеспечить сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях предоставленные ему права;

организовать до конца 1992 года государственный банк данных по плательщикам страховых взносов в ПФР на основе современных аппаратно-программных средств, отвечающих международным стандартам; с 1992 года развернуть подготовительную работу по организации индивидуального учета поступающих в ПФР от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличивать размеры государственных пенсий за счет вносимых ими средств;

подготовить и представить в I квартале 1992 года на рассмотрение сессии Верховного Совета Российской Федерации отчет о деятельности ПФР в 1991 году.

4. Банку России предоставить ПФР кредит на 1992 год для обеспечения своевременного финансирования выплаты государственных пенсий с условием его погашения в конце года за счет средств ПФР с учетом выплаты 5 процентов годовых.

5. Финансирование выплаты государственных пенсий и иных выплат, осуществляемое в соответствии с пунктом 4 Положения о Пенсионном фонде Российской федерации (России), производится за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации, поступающих в ПФР не позднее чем за 20 дней до начала выплатного периода.

6. Банки осуществляют операции по зачислению во вклады граждан сумм государственных пенсий и иных выплат, перечисляемых на их счета органами, осуществляющими выплату пенсий и пособий, а также прием страховых взносов от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, без истребования комиссионного вознаграждения за эти операции.

7. Правительству Российской Федерации:

принять неотложные меры по предоставлению органам и уполномоченным ПФР служебных помещений;

выделять для ПФР валютные средства, необходимые для приобретения вычислительной и информационной техники;

совместно с ПФР в месячный срок определить порядок возмещения Фонду расходов в связи с назначением досрочных пенсий безработным, а также решить вопросы о порядке и условиях пересылки и доставки государственных пенсий и пособий.

8. Признать утратившими силу с 1 января 1992 года Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденные Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1.

Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р.И.ХАСБУЛАТОВ

Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1

Оценка деятельности

Скандалы

В феврале 2017 года Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко» обнаружил контракт, согласно которому ПФР намеревался потратить в 2017 году без торгов на командировки 27 миллионов рублей[значимость факта?]. В мае 2017 года ФАС подтвердила нарушения при трате Фондом 150 млн рублей на командировки сотрудников.

С середины 2017 года, на основании своего внутреннего письма[какого?] (за подписью зам. председателя правления Лилии Ивановны Чижик), Пенсионный фонд РФ отказывает в оформлении ежемесячного дополнительного материального обеспечения (330 % от размера социальной пенсии) лауреатам премий Правительства РФ, выходящим на пенсию и прекращающим работать. В результате они оказываются в намного худших материальных условиях, чем лауреаты, оформившие надбавку ранее и получающие её до сих пор. Имели место судебные процессы, инициированные пострадавшими пенсионерами-лауреатами. Большая часть из них оказалась выигранной.

В июле 2019 года правоохранительными органами, по подозрению в получении взятки в особо крупном размере, задержан заместитель председателя Пенсионного фонда России Алексей Иванов. В августе того же года он освобождён от должности премьер-министром России Дмитрием Медведевым в связи с утратой доверия.

Результативность и эффективность

Удельное количество сотрудников

Пенсионный фонд России занимает первое место в мире по численности сотрудников: свыше 100 тыс. человек. Для сравнения, численность сотрудников Social Security Administration в США в два с лишним раза меньше, а население США более чем в два раза больше российского и объём пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше. В Японии, при сопоставимой с Россией численности населения, в Nihon Nenkin Kikou работают 27 тысяч человек, из которых лишь 15 тысяч на постоянной основе.

Однако функции Пенсионного фонда России значительно шире, чем у вышеназванных учреждений, и включают не только собственно пенсионное обеспечение, но и ведение Федерального реестра инвалидов, администрирование Единой государственной информационной системы социального обеспечения, реализацию социальных выплат, программы поддержки семей с детьми (материнский капитал), софинансирование социальных программ регионов РФ, реализацию международных соглашений.

Критика деятельности

Ограниченность полномочий

Профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия Финогенова отмечала, что на Пенсионный фонд Российской Федерации возложены крайне ограниченные обязанности по информированию его участников, к примеру, у ПФР не было обязанности информирования клиентов о возможных потерях инвестиционного дохода при смене страховщика, в результате, в некоторые годы, до 90 % переходов оказывались досрочными, а значит, убыточными. Из-за отсутствия полноценного информирования застрахованного лица о потере инвестдохода даже решившие перейти из Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) «молчуны» потеряли при досрочном переходе, поскольку могли сделать это с сохранением доходов не ранее 2020 года.

Расходы на собственное содержание

В августе 2018 года, на фоне обсуждения Законопроекта о пенсионной реформе в России, предполагающего повышение пенсионного возраста, Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание, что одной из главных причин нехватки средств на выплату пенсий в России являются непомерные и бессмысленные расходы на содержание Пенсионного фонда РФ. Инфраструктуру фонда в условиях развития информационных технологий бизнес-омбудсмен счёл затратной и ненужной, а функции ПФР предложил передать Казначейству России и Многофункциональным центрам (МФЦ)

В 2018 году для ведения пенсионных счетов россиян ПФР содержало более 110 тысяч чиновников, принадлежащие ему здания являются самыми роскошными во всех республиканских столицах и региональных центрах, а на обслуживание самого Пенсионного фонда РФ ежегодно тратится около 1,5 % всех пенсионных накоплений россиян (это десятки миллиардов рублей). Многочисленные здания Пенсионного фонда по всей России, согласно этому плану действий, следует передать в собственность субъектов Федерации для организации центров обучения людей старшего возраста новым квалификациям. Названные меры позволили бы государству высвободить значительные резервы для выплаты пенсий без увеличения пенсионного возраста. Так как Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в настоящее время все здания ПФР принадлежат Росимуществу.

Общая информация

Аббревиатура НПФ является общепринятой и расшифровывается как негосударственный пенсионный фонд. В более широком смысле к этому понятию также относят и управляющие организации, которые созданы в целях управления тем или иным фондом.

Как устроен негосударственный пенсионный фонд

Управлять накоплениями граждан на будущий заслуженный отдых в соответствии с законом может лишь организация. Предприниматель или физическое лицо в целях исключения рисков не могут осуществлять подобную деятельность.

Ранее такая организация создавалась в некоммерческой форме. С 2016 года все эти фонды должны были быть реорганизованы в акционерные. Исключение – не осуществление деятельности в рамках обязательного страхования, а только добровольного. Но и в последнем случае с 2019 года такое компании должны были быть преобразованы.

Для начала деятельности компания должны пройти регистрацию, а после обратиться в Центробанк с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. После получения разрешения фонд может привлекать клиентов, управлять их накоплениями. При этом вся деятельность должна строго подчиняться законодательным требованиям.

Важно! Одним из важных обязанностей таких организаций – раскрытие информации о своей деятельности. Речь идет как о предоставлении доступа гражданам к информации об их накоплениях и результатах инвестирования, так и о раскрытии финансовых показателей деятельности.

Какими законами регулируется работа фонда

Деятельность рассматриваемых фондов влияет не только на размер и вообще возможность получения будущим пенсионером накопительной части пенсии, но и на стабильность всей государственной пенсионной системы в целом. Следовательно, со стороны государство необходимо правовое регулирование создания и работы таких организаций.

Базовым нормативным документом в этой сфере является закон, регулируются систему пенсионного страхования, он имеет номер 167-ФЗ и был подписан Президентом 15.12.2001. После издания акта он претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать.

Непосредственно работу фондов регламентирует закон 75-ФЗ от 07.05.1998 также в свежей редакции.

Документом установлены:

  • основные термины;
  • порядок создания и функционирования фондов;
  • гарантии исполнения ими своих обязательств;
  • основные правила инвестирования;
  • предоставление им отчетности и ведение учета;
  • правила контроля за его деятельностью;
  • прекращение его работы;
  • порядок реорганизации при необходимости.

Внимание! Этим же законом предусматривается обязательное требование в части получения фондом на осуществление им подобной деятельности специального разрешения – лицензии. Выдается она регуляторов в этой сфере – Центральный Банком.. Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты

Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты.

В частности, его инструкциями и указаниями регулируются:

  • правила выдачи лицензии (перечень необходимых документов, требования к соискателям, процедура);
  • порядок предоставления сведений из реестра лицензий;
  • типовые формы (например, страховых правил фондов) и др.

Также некоторые процедурные вопросы в части накоплений (их размещение, перевод из одной организации в другую и т.п.) регламентируются актами Правительства РФ.

Как формируется накопительная часть пенсии гражданина РФ

Пенсионные отчисления граждан РФ делятся на две категории: страховые и накопительные.

Накопительная часть пенсии автоматически формируется для граждан:

  • родившихся в 1967 году и позже;
  • начавших свою трудовую деятельность в 2014 году;
  • выбравших вариант с накопительной пенсией до 31 декабря 2015 года.

Прочие могут самостоятельно формировать накопительную часть своей пенсии за счет добровольных отчислений. В течение первых 5 лет трудовой деятельности, но не ранее 23 лет, граждане РФ 1967 года рождения и позже, могут выбрать, формировать накопительную часть пенсии или отказаться от нее.

Существенный минус формирования накопительной части пенсии в том, что подобные выплаты уменьшают размер индексируемых государством страховых пенсионных отчислений. Один из плюсов в том, что эта сумма может быть выплачена наследникам, в случае смерти застрахованного лица до начала пенсионных выплат. Кроме того, именно за счет накопительной части можно существенно увеличить размер своей пенсии в будущем.

НПФ: плюсы и минусы

НПФ (Негосударственный пенсионный фонд) – финансовая организация некоммерческого типа, которая занимается проблемами социального обеспечения граждан Российской Федерации. Ее функции включают в себя:

  • заключение со страхователями договоров НПО (негосударственного пенсионного обеспечения);
  • выполнение роли страховщика в системах обязательного пенсионного страхования;
  • накапливание денежных средств для будущих пенсионеров-россиян;
  • вкладывание, учет, назначение и выплата накопительной части трудовой пенсии.

Специалисты разделяют НПФ на несколько типов:

  • кэптивные (работают по корпоративным пенсионным программам, в активах которых пенсионные резервы преобладают над накоплениями);
  • корпоративные или условно кэптивные (занимаются обслуживанием корпоративных пенсионных программ, но с возрастающей долей накопительных средств);
  • территориальные (существуют за счет поддержки законодательной и исполнительной власти какого-то отдельного региона);
  • открытые или универсальные (отличаются независимым положением, работают с пенсионными накоплениями широкого круга клиентов – и физическими, и юридическими лицами).

Привлекательность НПФ для россиян заключается в высоких процентных ставках доходности. Кроме этого имеют и другие «плюсы» в своей деятельности:

  1. НПФ дают будущему пенсионеру возможность регулировать размер своих будущих выплат.
  2. Можно формировать свою будущую пенсия, вкладывая деньги в несколько источников так называемого пассивного дохода (например, пенсионер будет получать ежемесячные денежные суммы от государства и из собственных накоплений).
  3. Негосударственный фонд имеет некоторую защиту от пенсионных реформ, проводимых правительством страны (условия выхода на пенсию, уменьшение размеров выплат и т. д.).
  4. Строгое соблюдение законодательных норм (наличие соответствующей документации для проведения финансовых операций, отчетность перед государством).
  5. Ряд льгот при налогообложении (эти особенности прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации).
  6. Прозрачность действий НПФ (вкладчики могут ознакомиться с информацией о деятельности фонда и получить доступ к своим счетам и сведениям о финансовых операциях с вложенными деньгами).
  7. Раздельные формы работы, сокращающие риск мошенничества (например, посредством банковских счетов сохраняют деньги, компания по управлению активами их вкладывает, администраторы фонда – учитывают и распределяют прибыль между вкладчиками).
  8. Функция наследования денежных накоплений родственниками вкладчика.
  9. Накопленные и сберегаемые денежные средства подлежат переводу из одного фонда в другой по желанию вкладчика (эта операция оговаривается в договоре).

К «минусам» работы НПФ эксперты относят:

  • малая инвестиционная доходность;
  • вложенные денежные средства нельзя изъять ранее оговоренного договором срока (кроме случаев, прописанных в договоре: смерть, инвалидность, выезд за границу для постоянного проживания и т. д.);
  • использование только валюты нашего государства;
  • процедура штрафования за несвоевременное внесение средств в фонд (оговаривается в письменном договоре);
  • будущий пенсионер не имеет возможности влияния на инвестиционные операции с вложенными денежными средствами;
  • при получении пенсий взимается налог с дохода от инвестиций.

Вкладывая свои финансы в НПФ, будущему пенсионеру следует задуматься о том, что за годы накопления можно ожидать различных изменений в законах базе нашего государства: увеличение или снижение процентных налоговых ставок с дохода, введение моратория на выплаты и т. д.

Именно такая долгосрочность не дает возможности четко планировать свое финансовое будущее многим россиянам.

Переводить ли накопления в НПФ

Однозначно ответить на вопрос, целесообразно ли иметь «копилку» в негосударственном фонде, не представляется возможным. Инвестиционная деятельность таких организаций имеет определенные риски, и во всяком их доходность зависит от множества факторов.

Выбор конкретного фонда также играет важную роль, некоторые из них принесли застрахованным лицам доход более 10% годовых, другие – оставили в минусе по сравнению с теми, кто хранит свои деньги в ПФ РФ.

Особенности вклада

Рассмотрим основные преимущества и возможные риски вклада будущего пособия в негосударственные управляющие организации в таблице:

Плюсы Минусы
Все накопления застрахованы, потому граждане гарантированно не потеряют их При смене фонда чаще, чем раз в 5 лет, гражданин может потерять инвестиционный доход
Доходность инвестиционной деятельности НПФ может быть выше фонда, выбранного государством В случае перехода в другой фонд менее чем через 5 лет убытки, полученные в результате инвестирования, могут лечь на плечи застрахованного лица
Диверсификация будущего дохода (средства будут выплачиваться не только со стороны государства, но и от управляющего фонда) Необходимость совершения дополнительных действий по заключению договора и написанию заявления в ПФР
Возможность передать накопленные средства по наследству или использовать их иным образом в установленных законом случаях Длительный срок до получения выплат приводит к рискам прекращения фондом деятельности (что не скажется серьезным образом на сбережениях лица)
Возможность влиять на размер доходов при выходе на заслуженный отдых
Удобство контроля за состоянием индивидуального лицевого счета на официальном сайте фонда
Инвестирование осуществляется только в надежные источники, определяемые в общем виде государством
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector