Выборы и референдум

Выборы и референдумы, как формы участия человека в политике. Выборы, как основная форма политического участия граждан.

Кто
и как «делает» или определяет политику?
Обывателю кажется, что этим занимаются
исключительно государственные органы
власти и должностные лица, политические
партии, общественные организации,
политические элиты и лидеры. Для
обозначения роли этих институтов и
субъектов политики обычно применяют
слова – политическая деятельность,
государственные (партийные) решения,
принятие законов, выстраивание
политических отношений, заключение
союзов, коалиций и т.д. А как же народ?
Какое отношение к этим процессам реальной
наблюдаемой простыми гражданами политике
имеют они сами? Оказывают ли они влияние
на политику? Если да, то с помощью каких
политических институтов, инструментов
и каким образом?

Для
обозначения, описания и оценки роли
народа, простых граждан в политике, а,
следовательно, во власти используется
понятие «политическое участие». Политическое
участие – это процесс влияние граждан
на формирование и функционирование
институтов государственной власти, на
выработку и реализацию ими желаемых
для граждан решений и действий. Американские
политологи С. Верба и Н. Ни называют
политическое участие «инструментальной
активностью, посредством которой
граждане пытаются влиять на правительство
таким образом, чтобы оно предпринимало
желаемые для них действия».

Формы
политического участия весьма многообразны. В их числе: членство
граждан в политических партиях,
общественных организациях и движениях;
участие в выборах и референдумах; участие
в митингах, демонстрациях (маршах),
пикетах поддержки или протеста; участие
в забастовках, голодовках, а также в
государственных переворотах, политическом
терроре, в революциях и гражданских
войнах и многие другие.

Основные типы политического участия.

Существует
большое количество подходов и схем
выделения и описания различных типов
политического участия. Мы затронем лишь
некоторые основания для классификации
форм политического участия.

Реформа Конституции без референдума

Член Совета Республики и комисии по реформе Конституции, назначенной Александром Лукашенко, Наталья Якубицкая пояснила, что за идея с «Единым днём голосования». По ее словам, введение такого дня потребует изменения в Конституции, но без Референдума.

Наталья Якубицкая рассказала, что в ходе работы Конституционной комиссии, куда она также входит, было высказано «консолидированное мнение о целесообразности перехода на единый день голосования при выборах в представительные органы власти (парламент, местные советы депутатов — Ред.)».

При этом, депутаты обеих палат парламента считают, что в таком случае надо поменять одну статью Конституции и без всенародного голосования.

«При поддержке гражданами проекта обновленной Конституции на референдуме полномочия депутатов, избранных в состав местных советов, в январе 2022 года продлятся лишь до единых выборов в Национальное собрание и местные советы. То есть до ноября 2023 года», — передает Белта слова члена Совета Республики.

«За такой короткий промежуток времени депутаты не смогут в полной мере реализовать свои депутатские полномочия, раскрыть свой потенциал. Электоральная кампания повлечет дополнительные финансовые, организационные и технические издержки», — пояснила Наталья Якубицкая необходимость продления срока полномочий депутатов местных советов, передает Белта.

Голосование, растянутое на неделю

Голосование на выборах обычно длится один день, выбрать кандидата досрочно можно только в исключительных случаях по специальной процедуре. Сейчас агитируют голосовать именно досрочно — с 25 по 30 июня.

«Досрочное голосование не должно быть массовым, оно проходит исключительно по уважительным причинам, есть определенные параметры. Но здесь ставка сделана на то, что голосование массово будет проходить на протяжении недели, такого не было у нас никогда, это беспрецедентное по масштабам голосование в плане периода», — отмечает Мельконьянц.

Он также обращает внимание, что теперь можно по желанию проголосовать и на дому. «Если на выборах необходимо доказать уважительность причин: что ты болеешь, либо ты инвалид, теперь никаких уважительных причин знать комиссии не надо

Просто человек изъявил желание проголосовать на дому — и к нему комиссия обязана выехать»

«Если на выборах необходимо доказать уважительность причин: что ты болеешь, либо ты инвалид, теперь никаких уважительных причин знать комиссии не надо. Просто человек изъявил желание проголосовать на дому — и к нему комиссия обязана выехать».

Демократические выборы

Уже само слово «выборы» указывает, как их проводить. Процедура начинается со сбора подписей кандидатами. В разных регионах страны на выборные должности требуется различное количество избирателей. Кроме того, допускается замена подписей избирательным залогом — сумма определяется Центральным избирательным комитетом, и подача заявки без подписей и залога для выдвиженцев от парламентских партий.

После сбора подписей и утверждения списков кандидатов стартует избирательная кампания, в течение которой выдвиженцы борются за электорат с помощью органов СМИ и личных встреч в своих избирательных округах. В это время человек может кратко ознакомиться и сравнить программы разных политических партий, определить, какой кандитат ему больше нравится и почему.

Избирательная кампания заканчивается за сутки до дня выборов, чтобы, в так называемый день тишины, гражданин мог спокойно всё обдумать и принять главное решение. В день голосования любая агитация и пропаганда запрещена, за этим следят независимые наблюдатели и при появлении признаков нарушения сообщают об этом в ЦИК.

Порог явки избирателей определяется видом выборов:

  • Президентские — 50%.
  • Региональные — 20%.
  • Муниципальные — 10% и ниже — это связано с низкой активностью населения в регионах.

Недельное наблюдение

Длительное голосование значительно осложнит работу наблюдателей. Обычно это люди, которые занимаются наблюдением в свободное от работы время на волонтерских началах, а значит наблюдение во время досрочного голосования, которое проходит в будни, будет ослаблено.

«Длительное голосование играет на руку тем, кто хочет сфальсифицировать и манипулировать, — настаивает Мельконьянц. — В эти 6 дней до 1 июля концентрация наблюдения будет низкой, но при этом основной упор, как мы видим, будет сделан именно в эти дни: чтобы 1 июля голосовало уже небольшое количество».

Вдобавок, из-за большого количества разных форм голосования — на участке, надомного, придомового — наблюдатель не сможет проследить за всем процессом.

Редактор: Дмитрий Трещанин

Предлагаемое консультативное всероссийское голосование

Терминология

Действующая Конституция Российской Федерации была принята «всенародным голосованием» 12 декабря 1993 года . Это официальный термин, имеющий юридическое значение. Поправки или новая конституция также могут быть приняты «всенародным голосованием».

Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Конституция Российской Федерации вступает в силу с момента ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.

— Конституция РФ, разд. 2, арт. 137 с. 1

Статья 3 Конституции России 1993 г. гласит:

Высшим непосредственным выражением власти народа референдум и свободные выборы.

Высшим прямым выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

— Конституция РФ, разд. 1, арт. 3 шт. 3

Глава 9 говорит:

  1. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа Совета членов Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
  2. Конституционное Собрание либо подтверждает конституцию Российской Федерации, либо утверждает проект новой Конституции Российской Федерации, принимается двумя третьими голосами от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считает принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей.
  1. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации поддержат три пятых от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание.
  2. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает новую Конституцию Российской Федерации, которая принимается Конституционным Собранием двумя третями от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При всенародном голосовании Конституция Российской Федерации считается принятой, если ее поддержали более половины пришедших на избирательные участки избирателей и при условии, что в голосовании участвовало более половины электората.
—Конституция Российской Федерации, гл. 9, арт. 135 с. 2–3

Таким образом, «референдум» ( русский : референдум , латинизированный :  референдум ), «свободные выборы» ( русский : свободные выборы , латинизированный :  свободные выборы ) и «всенародное голосование» ( русский язык : всенародное голосование , латинизированный :  всенародное голосование ) предусмотрены Конституция. Явка не менее 50% является обязательной для «всенародного голосования» в соответствии со статьей 135 Конституции России 1993 года.

Федеральный конституционный закон о референдуме был принят в 1995 году периода А кампании, 50% + явка и международные демократические избирательные стандарты являются обязательными для проведения референдума. Результаты референдума являются обязательными и не могут быть изменены, если не будет проведен новый референдум. Консультативный референдум в России не предусмотрен.

Обсуждение

С другой стороны, заявление Путина о том, что «окончательное решение» будет принято только после процесса голосования, можно истолковать как означающее, что само голосование не будет иметь обязательной силы. Однако согласно Конституции это не так: результаты общенационального голосования должны применяться как есть. Это означает, что референдум будет проводиться как дополнительная конституционная процедура (во многом как онлайн-опрос). Критики обвиняют Путина в организации «конституционного переворота» и стремлении ускорить изменения политической системы страны без прохождения надлежащих процедур, включая референдум.

Всероссийское голосование

Обновление Конституции требует ни референдума, ни о созыве Учредительного собрания, но «Всероссийское голосования» ( русское : общероссийское голосование , латинизируются :  obshcherossiyskoye golosovaniye ) в предусмотренной статье 2 проекта закона о внесении изменений и дополнений в русском Конституция. Путин ввел этот термин впервые, и это не юридический термин с четким определением. Общероссийское голосование не предусмотрено конституцией, не упоминается ни в федеральных законах, ни в региональных законах, ни в иных правовых документах.

Что такое выборы

Выборами называют процесс, в ходе которого избираются или переизбираются кандидаты на какой-либо пост. Чаще всего понятие выборов применяется по отношению к депутатам и должностным лицам государственных органов или органов местного самоуправления. Это одна из основных форм выражения воли народа, важнейший институт современной демократии. Выборы происходят посредством голосования в специальных пунктах. Допускаются к этому процессу граждане, достигшие совершеннолетия.

Реализация своего избирательного права гражданами является важнейшей формой участия их в управлении государством. Соответствующий порядок и правила проведения выборов закрепляются обычно в конституциях стран. Участие в выборах — не просто конституционное право, это событие, требующее от участников политической ответственности. Такая ответственность за принимаемые решения формирует правовую и политическую культуру избираемых и избирателей.Выборы могут быть парламентскими или президентскими, всеобщими или частичными, общегосударственными или местными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, очередными или досрочными, альтернативными или безальтернативными, прямыми или косвенными. При прямых выборах депутаты или должностные лица избираются населением. Например, в нашей стране прямыми являются выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ. При косвенных — население избирает выборщиков, которые, в свою очередь, избирают соответствующих лиц. В США граждане избирают выборщиков, а уже они — Президента.Все современные демократические державы проводят выборы, но далеко не все выборы являются демократическими. Иногда участвует только один кандидат без альтернативы. Подобные выборы сопровождаются запугиванием и фальсификацией. Свободные демократические выборы возможны при наличии альтернативности, свободы проведения избирательной кампании и свободы волеизъявления избирателей. Они должны быть всеобщими, равными, прямыми и проходить при тайном голосовании.Выборные должности избранники занимают в течение времени, обозначенного в законе, по истечении этого срока организуется новая избирательная кампания. Исход предвыборной борьбы определяется результатами голосования. Поэтому к процедуре голосования предъявляются высокие требования. Кабины для голосования оборудуются таким образом, чтобы можно было обеспечить тайну волеизъявления. Выборные бюллетени выдаются строго по предъявлению паспорта, чтобы нельзя было проголосовать несколько раз. Урны для голосования опечатываются, результаты фиксируются в протоколе, обязательно присутствие независимых наблюдателей.Начинаются выборы с выдвижения кандидатов. Каждый кандидат должен обратиться в комиссию и предоставить на рассмотрение протоколы собраний и свое заявление о желании баллотироваться. Затем начинается сбор подписей, оформление подписных листов и проверка их достоверности

Эти процедуры необходимы для первичной регистрации кандидатов.Успешно проведенный сбор подписей — важное, но недостаточное основание для регистрации кандидата. Кроме этого, он должен предоставить сведения об имуществе, о доходах

Далее происходит окончательная регистрация, то есть, получение удостоверения кандидата. Только после этого разрешается предвыборная агитация, в которую входит предвыборная программа, пресс-конференции, встречи с избирателями, наглядная агитация, теледебаты, митинги и так далее.За сутки до голосования агитация завершается. Далее проходят непосредственно выборы, которые состоят из добровольного участия, тайного голосования, подсчета голосов и оглашения результатов голосования. Каждый голос расценивается одинаково. Один-единственный голос может обеспечить успех кандидату.После информация с каждого участка доставляется в территориальные избирательные комиссии. Основное назначение этих органов — контроль над проведением выборов и оглашение результатов. По окончании подсчета голосов комиссия оформляет протокол, в котором указываются цифры итогов голосования. От этих цифр и зависит победа или проигрыш кандидатов.

Примеры громких выборов и референдумов в истории

Самыми яркими примерами выборов, пожалуй, можно считать приход к власти двух последних президентов США, а также выборы президента Украины в 2019 году. Расскажем о каждом случае поподробнее:

  • Приход к власти Дональда Трампа. Дональд Джон Трамп пришел к власти в Америке 20 января 2017 года. Его инаугурации предшествовала очень тяжелая борьба со вторым претендентом (которому, кстати, все пророчили победу) – Хиллари Клинтон. Необычность данного избрания состоят в том, что до участия в предвыборных президентских гонках, Дональд Трамп никогда не имел отношение к политике. Он был известным бизнесменом и шоуменом, автором бизнес-книг. Но в кресле президента его никто и представить не мог. Весь мир был уверен, что 45-тым президентом США станет Хиллари Клинтон (жена 42-го президента США Билла Клинтона). Но народ решил иначе – это показало, насколько в Америке власть действительно принадлежит народу.
  • Избрание 44-го президента США Барака Обамы стали первыми в истории, когда к власти в Соединенных штатах пришел чернокожий президент – раньше такого просто нельзя было вообразить. Но, как мы уже поняли, демократия в США – вещь реальная (а темнокожих граждан в Америке – около 20% от всего населения). И большинство американцев решили, что настала пора перемен. Так к власти пришел Барак Обама – первый в истории Америки темнокожий президент. Это событие стало навсегда запомнится всему населению Земли как победа демократии над расовыми предрассудками.
  • Говоря о самых громких и необычных выборах, нельзя не вспомнить и о недавней истории на Украине, когда к власти пришел актер, шоумен и бывший игрок КВН Владимир Зеленский. И если в случае с Дональдом Трампом, президент США все-таки имел значительный опыт хотя бы в бизнесе, украинский избранник, кроме актерской карьеры, за плечами не имел ничего. Но народ Украины был настолько измучен политиками-олигархами, что не поверил очередному Петру Порошенко, и большинство голосов (73%) отдал за веселого и молодого кандидата Зеленского. Конечно, этот случай навсегда войдет с историю всей демократической системы государств как один из самых нелепых. Хотя, он и показывает, что народ на Украине все-таки имеет власть, и его голос значим.

Из знаменитых референдумов можно отметить следующие:

  • Выход Великобритании из Евросоюза. 23 июня 2016 года прошел знаменитое и дерзкое народное голосование в Англии, которое покачнуло веками стоявший устой Европейского союза. Мысль о выходе появилась у британского правительства (точнее, у премьер-министра Дэвида Кэмерона) еще в 2013 году. 3 года ушли на подготовку народа и выяснения необходимости данного шага. И 23 июня 2016 года, путем голосования всех граждан Королевства (как проживающих непосредственно в Великобритании, так и за ее пределами), было принято судьбоносное для Англии решение о выходе из ЕЭС (Европейского экономического сообщества). На самом деле, идея отделения Великобритании от Евросоюза не нова – подобное общественное голосование о выходе Англии из ЕЭС проводился еще в 1975 году – но тогда абсолютное большинство англичан проголосовало против.
  • Выход Крыма из состава Украины. Для всех россиян же самым знаменитым референдумом навсегда останется голосование жителей полуострова Крым о выходе из состава Украины и присоединении к России. 16 марта 2014 года прошло народное голосование об автономии полуострова, на котором 90% жителей проголосовало ЗА отсоединение Крыма от Украины. Затем Крымчане воссоединились с Россией — тогда и появился знаменитый лозунг «Крым наш».

Как проходил знаменитый референдум в Крыму, хорошо показывает данное видео:

Источник

В чем разница между этими двумя понятиями?

Референдум и выбору могут проводиться на одинаковых уровнях: местном, региональном и общегосударственном. Что касается порядка назначения и особенностей проведения, то они прописаны законодательством государства и должны в точности соблюдаться. При отклонении от закона участники и организаторы могут понести ответственность.

Что касается рассматриваемых вопросов, то на выборах они строго ограничены – «за» или «против». На референдуме проводиться более качественное обсуждение интересующих проблем – национализация имущества, независимость региона, отказ от использования ядерного оружия и так далее. Участникам референдума предлагаются варианты не только «за» и «против», но и иные альтернативы.

Также необходимо сказать и про результаты. Результат выборов означает легитимность власти, по окончанию срока действия полномочий представителя власти, осуществляются новые выборы. Что касается результатов референдума, то они обладают высшей силой и бессрочным действием, пока не произойдет отмена решения на ином референдуме.

Главные отличительные черты между выборами и референдумом:

  • Периодичность проведения. Референдум проводиться по мере необходимости решения того или иного вопроса, который требует изъявления воли от народа государства. Что касается выборов главы государства, парламента, совета и других исполнительных органов власти, то они должны проводиться через определенный промежуток времени, в некоторых случаях досрочно.
  • Рассматриваемые вопросы. На выборах круг вопросов ограничен, ответы также представлены очень узким выбором. На референдуме народ высказывает свое мнение, которое касается более глобальных масштабов.
  • Результаты. Референдум придает народное добровольное признание конкретному вопросу. Выборы придают легитимность мандату участника процесса.
  • Цель. Выборы проводятся с целью формирования органа исполнительной власти, а референдум – помогает определить условия, благодаря которым будет осуществляться дальнейшее развитие общества.
  • Период действия. Выборы представляют участнику только определенный интервал времени для выполнения своих обязанностей. Решения референдума предусматривают бессрочное свое действие.

В качестве выводов моно сказать, что каждый вариант, проведенный согласно действующего законодательства, считается действенным и обладает определенной силой. Результатов проведенных процессов необходимо строго придерживаться, так как в обеих ситуациях они показывают волеизъявление народа государства. Что выборы, что референдум решают важные вопросы, связанные с развитие государства.

Также необходимо помнить, чтобы выборы проводится в установленном порядке, а референдум – по изъявлению народа. Если участники этих двух процессов не будут придерживаться требований и правил проведения, то будут нести за данное нарушение ответственность

Учитывается и то, что выбору и референдум могут проводиться на одинаковых уровнях, что немаловажно. Как бы там ни было, но эти процессы считаются решением народа, которого стоит прислушиваться, ведь без граждан страны не будет и качественной власти в государстве

Различия в процедурах

Несмотря на наличие общих признаков, формы народовластия существенно отличаются друг от друга. Разница состоит в целях, задачах и результатах мероприятий.

Периодичность проведения

Выборы производятся через определённые интервалы времени. В России голосование проходит 1 раз в 3−6 лет. Только в случаях, предусмотренных законодательством, процедура может инициироваться чаще. Например, если президент досрочно снял с себя полномочия. Периодичность выборов гарантирует стабильность работы органов власти и их сменяемость. В РФ срок действия полномочий депутатов и должностных лиц регламентирован законом.

Голосование на референдуме проводится намного реже. Процедура инициируется, когда в обществе возникает вопрос, требующий волеизъявления народа.

Особенности голосования

Ответственность по организации и проведению мероприятий лежит на Центральной избирательной комиссии РФ. В отдельных случаях допускается формирование отдельной комиссии референдума.

Сама процедура голосования на прямых выборах и референдуме не имеет существенных различий. Организаторы мероприятий опираются на общие принципы избирательного права:

  • гласность;
  • равенство;
  • отсутствие давления на избирателей;
  • добровольность;
  • всеобщность.

Гражданин может выбрать только одного кандидата. Человек должен делать осознанный, свободный выбор. Для избирательного права характерна тайная подача голосов и невмешательство власти.

Главное отличие заключается в содержании бланков для голосования. На выборах избирателю предоставляется список кандидатов.

Предлагается только 2 варианта ответа: да или нет. Избиратель должен решить, какой результат он считает оптимальным, и поставить соответствующую отметку.

Подсчёт голосов тоже осуществляется по-разному. Выборы считаются состоявшимися при достижении относительно небольшого порога явки. Побеждает кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Для утверждения результатов референдума необходимо, чтобы проголосовало около половины дееспособного населения страны.

Значение мероприятий

Результаты открытых выборов действуют ограниченный срок. Итоги референдума являются бессрочными и имеют высшую юридическую силу.

Основные различия между выборами и референдумом указаны в следующей таблице:

Параметр Выборы Референдум
Цель Формирование органов власти Решение иных вопросов, влияющих на жизнь населения
Подсчёт голосов Результат может быть засчитан при низкой явке Голоса засчитываются, если участвовала бо́льшая часть населения
Периодичность 1 раз в 3−6 лет По мере возникновения важных вопросов
Срок действия результатов Ограниченный интервал времени, регламентированный законодательством Бессрочно

Виды народовластия не должны подменять друг друга. Например, решать кадровые вопросы можно только на выборах. В законодательстве перечислены проблемы, которые невозможно устранить посредством референдума:

  1. Изменение срока полномочий депутатов или президента.
  2. Принятие чрезвычайных мер по обеспечению безопасности населения.
  3. Изменение статуса субъекта РФ, если он уже закреплён в Конституции.
  4. Вопросы амнистии, помилования.

Законодательный Референдум

Этот вид референдума также предполагает ключевую роль
парламента в процедуре его назначения. Законодательный референдум предусмотрен
конституциями Албании, Австрии, Венгрии, Германии, Греции, Грузии, Дании,
Ирландии, Италии, Латвии, Литвы, Португалии, Словении, Франции, Хорватии,
Эстонии. Это, как правило, утверждающий референдум, когда после установленной
законодательной процедуры, включающей проведение референдума, соответствующий
законопроект становится законом.

Так, законодательный референдум во Франции инициируется по
совместному предложению палат либо по предложению Правительства, которое должно
вноситься во время сессии Парламента, причем Правительство обязано выступить
перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит обязательному обсуждению.
Только после этого Президент вправе передать соответствующее предложение на
референдум (ст. 11 Конституции).

В Австрии законодательный референдум может проводиться по
решению Национального Совета или по требованию большинства его членов в
отношении каждого законодательного решения (ст. 43).

В Дании после принятия законопроекта Фолькетингом одна треть
депутатов вправе потребовать от председателя проведения по нему референдума. В
этом случае Фолькетинг может отозвать законопроект. Если он не принимает такое
решение, то незамедлительно извещает Премьер-министра о издании постановления о
необходимости проведения референдума (разд. 42).

В отдельных государствах, в частности Италии и Албании,
используется отклоняющий законодательный референдум. Их конституции содержат
нормы только об этом виде референдума. Согласно ст. 75 итальянской Конституции,
такой референдум назначается для полной или частичной отмены закона по
требованию 500 тысяч избирателей или пяти областных советов. В Албании
референдум об отмене закона инициируется народом через посредство 50 тысяч
граждан с правом голоса (ст. 150).

Интересная процедура действует в Исландии. Здесь в случае
применения Президентом вето в отношении законопроекта, принятого Парламентом,
он вступает в силу с последующей передачей на референдум для одобрения или
отклонения избирательным корпусом. Если такой закон отклоняется референдумом,
его действие прекращается. При одобрении он сохраняет силу закона. Таким
образом, референдумом можно и преодолеть вето Президента, и отменить
действующий закон (ст. 26).

В случаях, когда законодательный референдум предусмотрен для
отмены закона, парламент исключается из соответствующей процедуры. Вместо него
в качестве субъекта-носителя соответствующего права выступает народ в лице
конституционно определенного количества избирателей либо региональные органы
власти, представляющие выраженное путем голосования мнение своего населения.

Таким образом, законодательные решения парламента могут
отменяться не только им самим, что является общим правилом представительной
формы правления, но и народом путем референдума, проводимого по инициативе
определенной части населения страны или по инициативе населения регионов.
Несомненно, эта модель является интересным, хотя и редким образцом применения
форм непосредственной демократии в законодательном процессе.

Так же, как конституционный, законодательный референдум
может быть обязательным и факультативным. Так, в Швейцарии на обязательный
законодательный референдум, в котором участвует народ и кантоны, выносятся
объявленные срочными союзные законы, которые не имеют конституционного основания
и срок действия которых превышает один год (ст. 140). Факультативный референдум
предусмотрен в отношении: 1) союзных законов; 2) срочных союзных законов сроком
действия свыше одного года; 3) федеральных решений, если Конституция или закон
оговаривают такое условие; 4) определенных международно-правовых договоров.

Аналогичным образом датская Конституция допускает как
обязательный, так и факультативный законодательный референдум. Обязательным
референдумом должен изменяться возрастной ценз избирательного права (разд. 29
п. 2). Факультативный референдум применяется для принятия обычных законов
(разд. 42), в том числе законов о делегировании конституционных полномочий
государственных органов международным организациям (разд. 20).

Второй президентский срок

В то же время Зеленский считает, что ещё рано рассуждать о его возможном участии в следующих президентских выборах. При этом, по данным соцопросов, он не считает, что мэр Киева Виталий Кличко может стать его конкурентом.

«Моё желание пойти на второй срок будет полностью совпадать с желанием общества. Это будет очень зависеть от того процента вещей, которые я пообещал и сделал или не сделал», — добавил президент Украины, указав, что хочет быть лучше своих предшественников.

По украинскому законодательству очередные президентские выборы должны пройти 31 марта 2024 года.

  • Reuters

Как заявил источник RT в офисе президента, Владимир Зеленский задумывается о втором сроке, но только при условии, что его рейтинги будут достаточно высокими.

«Пока же мы видим, что население разочаровано работой главы государства и его администрации. И пока ситуация лишь ухудшается. Окружение президента думает, что делать. Но мне кажется, что у Зеленского мало шансов победить во второй раз. Его спасает только то, что у главы государства нет сильных конкурентов, кроме экс-президента Петра Порошенко. Но, видимо, они появятся ближе к завершению работы Зеленского», — пояснил собеседник телеканала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector