Референдум это…

Главные изменения

— Какой была первая Конституция независимой Беларуси?

— Первая Конституция была принята 15 марта 1994 года. Это произошло ещё до прихода к власти действующего президента. Согласно ей Республика Беларусь была провозглашена демократическим государством, в котором человек является высшей ценностью общества, а обеспечение прав и свобод граждан есть высшая цель государства.

Новость по теме

15 марта Конституции независимой Беларуси исполнилось 26 лет

Раздел IV первоначальной редакции Конституции назывался «Законодательная, исполнительная и судебная власть». Первая глава была посвящена Парламенту, лишь затем закреплялся статус Президента, отнесенного к исполнительной власти. Такая  очередность подчеркивала ведущую роль Верховного Совета.

— Когда в Конституцию были внесены первые изменения и дополнения? 

– Ещё  в 1995 году русский язык получил статус государственного наравне с белорусским языком. У страны появились новые герб и флаг.

А 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года прошли республиканские референдумы.

На референдум 1996 годабыла вынесена новая редакция Конституции. В Основной закон были внесены изменения, в соответствии с которыми отсчет пятилетнего срока президентства действующего президента начался заново, а Верховный Совет был преобразован в двухпалатный парламент — Национальное собрание.

Также у президента появилось право назначать шесть судей Конституционного суда и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

Согласно обновленному Основному закону глава государства может досрочно распускать парламент в случае «систематического или грубого нарушения Конституции». А по Конституции 1994 года это могло произойти только по решению самого парламента.

В редакции Основного закона 1996 года говорится о нескольких ситуациях, когда возможен роспуск парламента. Это отказ в доверии правительству, при выражении вотума недоверия правительству, двукратном отказе в ситуации, когда президент предложил кандидатуру премьера. А также на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Конституции. Во всех случаях решения принимает президент.

Лукашенко: Власть готова предложить народу перемены
Подробнее

Как проходит референдум

Референдум проходит аналогично выборам. Для его проведения организуют избирательные участки, формируют избирательные комиссии, привлекают к участию в нем независимых наблюдателей для проверки законности действий должностных лиц и граждан, ответственных за регистрацию голосующих и подсчет голосов.

Он должен содержать следующие реквизиты:

  • вопрос, по поводу решения которого проводят референдум;
  • графы «за» и «против»;
  • подробное описание правил заполнения бюллетеня.

Бюллетени должны быть напечатаны на русском языке.

Бюллетень референдума 1993 года

Голосование проводят с 8-00 до 20-00 в день, назначенный Президентом. Об этом дне и месте проведения голосования население информируют посредством СМИ.

Голосование на референдуме

По завершении голосования избирательные комиссии на местах проводят подсчет голосов, после чего предоставляют результат в Центризбирком. Тот, в свою очередь, принимает решение в зависимости от итогов голосования. Может быть принято одно из двух решений:

  • о принятии нормативного акта, выражающего положительное решение вопроса, вынесенного на референдум;
  • о непринятии такого нормативного акта.

По завершении голосования проводят подсчет голосов

Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) — 7) утратили силу. — Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9) утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ;

10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

6. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ.

7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.

10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, является обязательным.

Что такое референдум?

Референдум — это прямое голосование, в котором все избиратели высказываются по конкретному предложению. Обычно это приводит к принятию новых законов. В некоторых странах «референдум» является синонимом «плебисцита» или голосования бюллетенями.

В некоторых определениях «плебисцита» говорится, что такое голосование используют для изменения конституции или правительства страны. Тем не менее, некоторые другие страны этот термин определяют по-другому. Например, в Австралии «референдум» — это голосование для изменения конституции, а «плебисцит» — голосование, которое не влияет на конституцию. В Ирландии голосование для принятия конституции называют «плебисцит», а голосования за внесение поправок в конституцию — «референдум».

Понятие и история

Понятие

Организацию государственного устройства нашего государства, а также способы управления им определяет его основной закон – Конституция. В соответствии с положениями ст. 3 этого нормативно-правового акта единственный носитель суверенитета и источник власти в России – ее народ.

Ни понятия власти, ни понятие суверенитета при этом Конституция не содержит. Правда, суверенитет расшифровывает Конституционный суд в своем постановлении от 07.06.2000 № 10-П по делу о проверке соответствия общефедеральной Конституции Конституции Республики Алтай. Впрочем, целостного определения Конституционный суд в этом постановлении не дает, а лишь перечисляет характерные особенности суверенитета. К ним он причисляет следующие:

  • независимость, самостоятельность и верховенство госвласти;
  • полнота всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной);
  • независимость России при общении с другими государствами.

По мнению Конституционного суда, все эти особенности в целом и образуют суверенитет, который формирует правовой статус российского государства внутри него самого и на международной арене. Каких-либо иных расшифровок понятия действующее законодательство и судебная практика не содержит.

Ст. 3 Конституции РФ

Что касается власти, носителем которой является народ, определение этого термина, очень часто встречающегося в основном Законе, тоже не содержит ни один нормативный акт. Однако ст. 3 Конституции указывает, каким образом народ свою власть реализует:

  1. Через представителей. Под ними понимаются выборные органы власти и должностные лица всех уровней (Президент, федеральный парламент и региональные парламенты, губернаторы).
  2. Непосредственно. Единственным способом непосредственной реализации власти народом является референдум.

Процесс голосования на референдуме мало отличается от процесса голосования на выборах

История в современной России

Референдум – относительно новый для России демократический институт. Ни в Российской Империи, ни в СССР он предусмотрен не был.

Референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года

После этого 25 апреля 1993 года был проведен еще один референдум – о доверии находившемуся на тот момент на должности Президента Борису Ельцину. В ставшей на тот момент самостоятельным государством РСФСР процедура также не была предусмотрена ни одним нормативным актом.

На законодательном уровне референдум закрепили с принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Процедура принятия стала третьим в истории страны референдумом, поскольку проходила в форме всенародного голосования. После принятия основного закона всенародное голосование не было организовано ни разу.

Впервые в истории России референдум был законодательно закреплен после принятия Конституции 1993 года

Референдумы в России и мире

В России

Занятно, что понятие «референдум» законодательно был введен в Конституцию СССР 1936 года, а фактически первый был проведен 17 март 1991 года — по вопросу сохранения того же СССР. И еще более забавно то, что более 70 % проголосовало за сохранение союза, но республиканские органы власти республик (которые де факто уже от него отделились) не признаки решение этого референдума, и СССР таки распался.

25 апреля 1993 года в разгар противостояния Ельцина и Верховного совета был проведен референдум о доверии Ельцину. Народ высказался за поддержку первого Президента РФ, что дало ему политическую основу для победы над Верховным советом уже осенью этого же года. А Россия могла бы стать парламентской республикой, такая историческая альтернатива была….

Остальные референдумы в России на федеральном уровне не проводились. Но были региональные по территориальным вопросам.

В истории России есть прецеденты собраний всего народа для решения вопросов общегосударственного значения: в Древней Руси — это вече, в Московском государстве — Земские соборы как элемент сословно-представительной монархии.

За рубежом

На основании толкования Конституции Бразилии 1988 г. и, в частности, ст. 49, определяющей компетенцию Национального конгресса, ряд конституционалистов пришел к выводу, что референдум в Бразилии носит консультативный характер, а плебисцит – решающий.

В 1969 г. во Франции проводился плебисцитарный референдум, целью которого было внесение изменений в Конституцию (условием положительного решения являлось сохранение президентом Ш. де Голем своего поста).

В Англии и в США очень не любят общегосударственные референдумы. Они появляются только для решения локальных вопросов, местного значения. Там господствует позиция, что национальные органы государственной власти лучше разберутся во всех вопросах.

Поделиться в соц. сетях

Широкие полномочия

— А какие ещё права раньше принадлежали парламенту, а потом перешли к президенту?

— По Конституции 1994 года президенту требовалось согласие парламента, чтобы назначать и увольнять премьер-министра и его заместителей, министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, председателя КГБ. После референдума 1996 года парламент может утверждать только кандидатуру премьера. Для его увольнения согласия не требуется.

Ещё раньше именно парламент образовывал Центральную избирательную комиссию, избирал Конституционный, Верховный и Высший Хозяйственный Суды, а также Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка. После 1996-го это перешло в компетенцию президента. Исключение составляет Конституционный суд, куда назначалась лишь половина членов.

Также ограничили возможность выдвигать законопроекты. До 1996-го ею владели депутаты, постоянные комиссии парламента, а также президент, Верховный и Высший Хозяйственный суды, Генеральный прокурор, Контрольная палата и Нацбанк. Свою идею могли предложить граждане — их подписей должно было быть не менее 50 тысяч. После 1996-го эта инициатива осталась только у президента, депутатов, граждан (50 тысяч подписей) и правительства.

— Также у президента появилось право самостоятельно назначать высших должностных лиц…

— Раньше существовала Контрольная палата, деятельность которой регулировал парламент. Палата контролировала республиканский бюджет, использование государственной собственности, исполнение актов Верховного Совета и т. д. Потом вместо палаты создали Комитет госконтроля, который образуется президентом, а его председатель также назначается им.

А ещё в 1996-м в новой редакции Конституции появилась фраза о том, что руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются и увольняются президентом или в установленном им порядке.

Новость по теме

Лукашенко рассказал о предложении передать 71 президентское полномочие

Апрельский референдум 1993 года. Да-да-нет-да

25 апреля 1993 года был проведен референдум с целью разрешить конфликт между Борисом Ельциным и Верховным Советом — парламентом РСФСР, с которым президент не мог поделить полномочия.

На референдум были вынесены четыре вопроса:

  1. Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?

  2. Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?

  3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации?

  4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Сторонники Ельцина призывали голосовать «Да-Да-Нет-Да». Сам Ельцин, однако, говорил, что не против досрочных выборов президента и парламента — он предпочитает «все четыре Да».

В референдуме приняли участие 64,51% избирателей. По всем вопросам большинство избирателей проголосовало за ответ «да».

Еще до референдума возникли споры о том, будет ли итог референдума обязательным и при каком исходе. Конституционный Суд заранее установил, что для проведения досрочных выборов за них должно проголосовать большинство от общего числа избирателей. Эту планку взять не удалось.

Президент Борис Ельцин опускает бюллетень в урну для голосования во время всероссийского референдума 25 апреля 1993 года. Фото: РИА Новости / Дмитрий Донской

В итоге референдум не помог разрешить политический кризис. Внеочередных выборов не проводилось.

21 сентября 1993 года президент Ельцин своим указом №1400 распустил Верховный Совет. Это привело к столкновениям на улицах Москвы между сторонниками президента и оппозицией. Выступления сторонников Верховного Совета было подавлено силой, Белый дом, где укрывались противники Ельцина, 4 октября войска взяли штурмом с применением бронетехники.

РИА Новости / Владимир Вяткин

Этимология и форма множественного числа

«Референдум» — это герундийная форма латинского глагола refero , буквально «нести» (от глагола fero , «нести, приносить, нести», плюс неотделимая приставка « ре-» , означающая здесь «назад»). Поскольку герундив — это прилагательное , а не существительное , оно не может использоваться отдельно на латыни и должно содержаться в контексте, связанном с существительным, например Propositum quod referendum est populo , «Предложение, которое должно быть донесено до людей» . Добавление глагола sum (3-е лицо единственного числа, est ) к герундиву обозначает идею необходимости или принуждения, то есть того, что «должно» быть сделано, а не того, что «пригодно» для выполнения. Его использование в качестве существительного в английском языке не считается строго грамматическим использованием иностранного слова, а скорее представляет собой недавно придуманное английское существительное, которое следует грамматическому использованию английского языка, а не латинскому грамматическому использованию. Это определяет форму множественного числа в английском языке, которое согласно английской грамматике должно быть «референдумом». Использование «референдума» как формы множественного числа в английском языке (трактовка его как латинского слова и попытка применить к нему правила латинской грамматики) не поддерживается в соответствии с правилами как латинской, так и английской грамматики. Использование слова «референдум» во множественном числе гипотетически позиционируется как герундий или герундий в Оксфордском словаре английского языка , который исключает такое использование в обоих случаях следующим образом:

Это тесно связано с повесткой дня , «теми вопросами, которые нужно продвигать», с давних пор , гнать (скот); и меморандум , «то, что нужно помнить», от memoro , чтобы вспомнить, corrigenda , от rego , чтобы управлять, исправлять, те вещи, которые необходимо исправить (исправить) и т. д.

В Австралии «референдум» часто называют голосованием по изменению федеральной конституции и «плебисцитом» — голосованием, которое не влияет на федеральную конституцию. Однако это ошибочно, поскольку не все федеральные референдумы проводились по конституционным вопросам (например, референдум о призыве в австралийской армии 1916 года ), а голоса штатов, которые аналогичным образом не влияют ни на федеральную конституцию, ни на конституцию штата, часто называются референдумами (например, в 2009 году Референдум о переходе на летнее время в Западной Австралии ). Исторически сложилось так, что они используются австралийцами как синонимы, и плебисцит считался еще одним названием референдума.

В Ирландии под «плебисцитом» понимается голосование за принятие конституции, но последующее голосование с целью внесения поправок в конституцию называется «референдумом», как и опрос электората по неконституционному законопроекту.

Кто может инициировать

Инициировать проведение референдума может любое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. При этом он должен быть:

  • совершеннолетним;
  • полностью дееспособным.

Как только гражданин увидел потребность в проведении всенародного голосования, он должен создать инициативную группу. Она должна отвечать требованиям, установленным Федеральным законом «О референдуме». Главное из них – количество участников группы. Ниже представлена таблица, на которой схематически изображен состав группы и ее численность.

Таблица. Состав инициативной группы и её численность

Уровень Группа
1 Общая группа – требования к количеству не предъявляются
2 Группы второго уровня, образуемые в регионах – не менее 100 человек каждая

При этом группы должны быть образованы не менее, чем в половине субъектов федерации. Таким образом, если учесть, что на сегодняшний день в РФ 85 субъектов, общая численность групп не должна быть меньше 430 человек.

Референдум регионального и муниципального уровня также вправе инициировать совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации. Правда, в этом случае отличаются требования к инициативной группе. В обоих случаях образуют всего одну группу. Ее численность составляет:

  • двадцать человек для регионального референдума;
  • десять человек для муниципального референдума.

Кроме того, инициатива может исходить от:

  • конституционного собрания;
  • органов госвласти федерального уровня.

Заседание Госдумы РФ

Референдум 1991 года о сохранении СССР

Первый и единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года — он был посвящен вопросу сохранения Советского Союза. СССР уже «трещал по швам»: шел парад суверенитетов, и союзный президент Михаил Горбачев сделал отчаянную попытку сохранить единое государство.

Вынесенный на голосование вопрос был сформулирован витиевато: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»

Бюллетень для голосования на референдуме 17 марта 1991 года о сохранении СССР

Референдум, однако, не стал по-настоящему общесоюзным. Его отказались проводить на своей территории власти шести из 15 союзных республик — Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии, Армении и Эстонии.

Явка составила 79,5% (от общего числа включенных в списки избирателей). 76,43% участников референдума проголосовали за сохранение СССР, против — 21,7%, сообщила по итогам плебисцита Центральная комиссия референдума СССР.

Референдум не имел юридических последствий и не помешал распаду СССР. После августовского путча 1991 года (неудачной попытки военного переворота) президент Горбачев и союзные органы фактически лишились власти. Уже в декабре 1991-го президенты России, Украины и Белоруссии подписали Беловежские соглашения о роспуске Советского Союза. СССР перестал существовать.

Происхождение слова референдум

Понятия «референдум» предположительно возникло в швейцарском кантоне Граубюнден в начале 16-го века.

Термин «плебисцит» имеет в целом аналогичное значение в современном использовании.  Он происходит от латинского «plebiscita», который первоначально означал постановление Плебейского совета (Concilium Plebis), народного собрания Римской республики. Чаще всего термины «референдум»и «плебисцит» употребляются как равнозначные, но в некоторых странах их используют по-разному — для обозначения разных типов голосования. Например, в Австралии «референдум» определяется как голосование, для внесения изменений в конституцию, а «плебисцит» как голосование, не влияющее на конституцию. Ирландия, наоборот провела единственный плебисцит для утверждения  своей конституции, а последующие голосования носят название референдум. Плебисцит также используется для обозначения голосования без обязательного подсчета голосов, как, например, проведенный в нацистской Германии, чтобы «утвердить» задним числом так называемый аншлюс с Австрией. Вопрос звучал не как «Вы согласны?» а как «Вы одобряете?» о действии, которое уже произошло. Это похоже на убеждение Имона де Валера, что «люди не имеют права делать неправильно», которые в данном контексте означало отказ от новой Ирландской конституции.

Нарушили президентский указ

— Что вы думаете по поводу того, что в своей экспертной оценке выдало движение «Голос»? Одно из главных обстоятельств в том, что голосование было проведено с нарушением указа президента. Потому что голосование могло начаться только спустя месяц после подписания указа президента. Поскольку голосование началось 25-го числа, то есть за неделю до того, как голосование было назначено, то здесь речь идет — с точки зрения «Голоса» — о явном нарушении.

С формальной точки зрения это, безусловно, явное нарушение. С другой стороны, вы Конституцию читали? Вы к реальной жизни эту Конституцию относили? Граждане России имеют право на жизнь, но при этом гарантированного прожиточного минимума не имеет никто. Имеют некоторые категории. Но о том, чтобы всем гражданам России дать гарантированный прожиточный минимум, государство даже не заикается. Оно даже не мыслит про это.

Беседовал Вадим Горшенин

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Нужно менять политическую элиту

— А экономическая ситуация постоянно ухудшается, уже не только малый, но и средний бизнес кончается, тысячами закрываются предприятия, потому что нести такой гнет налоговый не под силу.

— Да. Их почти уничтожили. Из малого, и среднего бизнеса выплывают сегодня последние еще, потому что проблема не только с налоговой политикой.

При этом они говорят уже: мы идем дальше. А зачем вы нам, такие поводыри? Они завели нас в тупик и приглашают в этом тупике обустроиться.

Не надо обустраиваться в тупике! В данном случае нужно менять политическую элиту. Да, у нас теперь вот будет в Конституции записано ограничение для депутатов по наличию двойного гражданства или вида на жительство.

— Но зарубежная недвижимость осталась, счета остались…

— Давайте для начала уберем ту добрую треть депутатов из Парламента, которые сегодня имеют иностранное гражданство. Можно много в адрес либералов кричать, что они там плохие, что их Госдеп финансирует, но вы доказательно опровергните то, что тот же Навальный говорит.

Я, может быть, консерватор еще с советских времен, но я привык, что, если что-то публикуется, кто-то должен сесть: или журналист, который оклеветал невинного человека, или далеко не невинный человек, о котором открылись страшные криминальные вещи. Но кто-то должен сесть. А у нас — все безнаказанно. Вот ведь в чем беда!

— И должна быть актуальной, наверно, вернуться к актуальности, хорошо бы появилась рубрика типа «Правда» выступила. Что сделано?»

— Совершенно точно. Только так.

Беседовал Вадим Горшенин

Подготовил Юрий Кондратьев

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Сергей Бабурин: Русский мир, Конституция и пандемия

Подведем итоги

Носителем власти в РФ является ее народ. Реализовывать свои властные полномочия он может через выборных представителей или на референдуме. Организовать последний вправе любой совершеннолетний дееспособный гражданин России. Для этого он должен собрать инициативные группы по 100 человек каждая не менее, чем в половине регионов страны и зарегистрировать их. После этого собирают подписи. В каждом регионе, где зарегистрирована группа, нужно собрать не меньше 50 000 подписей и предоставить их в Центризбирком. Если все прошло успешно, Центризбирком направляет результаты сбора Президенту, после чего тот проводит их дополнительную проверку назначает дату голосования. Само голосование проходит точно так же, как выборы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector