Конфликты в школе

Взять «вину» на себя

Ситуация, когда дети знают правила, но все равно их нарушают, как, например, разговоры на уроке.
В этом случае неожиданным будет не осуждение ребенка, а выразить сочувствие в забывчивости и предложит помочь лучше запомнить — тренироваться. «Я вижу, тебе трудно запомнить, что нужно поднимать руку перед тем, как говорить. Я взрослый человек и тоже часто забываю разные вещи. Но я знаю, как неловко бывает так часто забывать о чем-то перед друзьям». И назначьте время этих тренировок, она не займет много времени, две-три минуты. 

Если на самой тренировке ребенок поднимет руку, хвалите: «Отлично! Мы можем потренироваться еще 15 минут или уже достаточно?» Ученик всегда отвечает «Достаточно». Вы говорите: «Хорошо, тогда до завтра. Да, если завтра ты снова забудешь, то это моя вина. Я не дал тебе потренироваться».

Суть приёма не в том, чтобы научить, а показать, что нарушения вы не оставите без внимания, да и тыкать носом не будете. Однако, требуете уважения в обмен на уважение.

Ситуация 5. Учитель поднял руку на ребенка

Данная ситуация, наоборот, в ряды виновных записывает учителя. Речь о рукоприкладстве.

Я была учителем и знаю, что это такое. Ребёнок настолько выводит тебя из себя, что очень хочется применить силу. Но потом ты вспоминаешь, чем это может обернуться, да и лицо не хочется терять. Собираешься с силами и отходишь от этого ученика.

Известный советский педагог  А.С. Макаренко описывал сцену в своей «Педагогической поэме», когда ему пришлось поднимать руку на ребенка-подростка. Но это 1930-е гг., беспризорные дети и только такое воздействие (причем единичное) смогло подействовать на ребенка. Сейчас родители стали юридически подкованы, а учителю остается решать все конфликты словами.

Учитель не прав, никто не имеет права поднимать руку на другого. Всё можно решить словесно. Даже если кажется, что ребенок ничего не понимает. Значит здесь серьёзные психологические проблемы и их надо решать, но только не битьём.

Если бы в школах проводились психологические исследования детей (об этом почитайте в моей статье про индивидуальный подход в школе), когда учителя хоть что-то бы знали о детях, кроме их оценок в журнале, может и конфликтов было бы меньше. Но у нас учителя обязаны быть психологами и разгадывать людей на ходу. Но разве такое бывает?

Уважаемые родители! Уже не в первый раз я говорю, что воспитание детей в огромной степени зависит от вас, от вашего поведения, от вашей мудрости. Советуйтесь со школой и будьте мудрыми. Тогда и любая проблема станет несущественной на фоне здоровья и благополучия ваших детей.

Буду очень благодарна вам, если вы оцените данную статью, поставив лайки в соцсетях и написав свой комментарий. До новых встреч!

Чем конфликт отличается от травли

Травля, или буллинг, — это глубокая и систематическая проблема, она проявляется в виде агрессии одних детей против других. В буллинге всегда неравенство сил. Однако травля не всегда выражается в физических нападениях — насилие может быть и психологическим.

<<Блок перелинковки>>

Конфликт — это противостояние, в котором нет систематического насилия, но зато присутствуют разногласия и противоречия между сторонами. Конфликты в школе случаются не только между учениками — бывают задействованы и родители, и учителя. Причины конфликтов в школе могут варьироваться от банальной детской обиды до разногласий по поводу образовательной программы. Мы рассмотрим примеры развития событий и дадим подсказки, как действовать родителю и как помочь ребёнку в случае столкновения интересов. 

Разрешить неразрешаемое

Учитель математики четвертого класса придумал как решить проблему, с тем, что дети постоянно плевались жеваной бумагой через трубочку. Он не только разрешил это делать, но и сделал мишень и движущийся контур, начертил на полу зоны, обозначающие разную степень успешности, и велел тщательно записывать результаты своих достижений. 
Поначалу это было забавным, а потом детям надоело. Но учитель продолжал настаивать на том, что раньше казалось приятным и веселым. В итоге, дети перестали плеваться вовсе.

Приглашаем вас поделиться своим опытом разрешения конфликтных ситуаций. Все интересные решения попадут в базу данных — о Вас узнают как о грамотном специалисте, профессионале. Все контакты, ссылки, регалии укажем! Тем, кто прислал примеры, получит бесплатный доступ к базе с примерами.
Требования к примеру:

  • четкое описание проблемы, условия;
  • что было сделано;
  • какой был результат, что изменилось.

Пишите на электронную почту mgkrilova80@gmail.com, либо на https://vk. com/mgkrylova

Конфликт учителя и ученика

Пожалуй, этот конфликт один из самых сложных. Во-первых, потому, что учитель всё-таки взрослый человек. Неприятно и странно думать, что взрослый способен уподобиться ребёнку и вступить с ним в противодействие. А во-вторых, здесь можно легко начинать решать проблему вместе со своим ребёнком (даже если он не прав), потому что только вы способны противостоять зрелому человеку.

Причины такого конфликта

Каковы бы ни были причины конфликта между учителем и школьником (даже если это оскорбление учеником педагога), он ни в коем случае недопустим. Это прямое нарушение педагогической этики. Учитель не имеет права конфликтовать с учениками!

Если это всё же произошло, то причины конфликтной ситуации ученика и учителя могут быть следующими:

  1. Личная неприязнь учителя к ученику или к его родителям. К сожалению, бывают такие учителя, которые испытывают это чувство и не в состоянии с ним справиться, выплёскивая его на ребёнка. Чаще они проявляют неприязненные эмоции скрыто: нарочито не замечая ученика, занижая отметки, не давая ответственных поручений и др.
  2. Попытка самореализоваться за счёт унижения ученика также одна из причин конфликтов. Свойственна некоторым молодым учителям (но не только!), потому что они ещё стоят на пороге своей карьеры, и, если больше не видят никаких путей повысить престиж или статус, начинают повышать собственную значимость, «воспитывая детей». А те в свою очередь чувствуют неискренние намерения педагога и вступают с ним в противодействие. И эта ситуация, постепенно усугубляясь, приводит к долгому затяжному конфликту.
  3. Психические заболевания учителя. Бывает и такое. Психика человека неустойчива, у него личные проблемы и он не может с ними справиться, выплёскивая это на детей. Факторов много. Но повторим! Учитель не может вступать в конфликт с ребёнком хотя бы просто потому, что он взрослый человек, знающий основы педагогики и психологии. Он обязан понимать, что любые неприятные ситуации на его работе, происходящие в том числе по вине школьников, должны решаться совершенно другими – педагогическими – методами!

Решение такого конфликта

Вот какие стратегии вы можете выработать, пытаясь помочь своему ребёнку справиться с данной проблемой:

  1. Поговорить с учителем. Придите и просто, спокойно обсудите ситуацию, и, если педагог не понимает, объясните ему, что он не может конфликтовать со своими учениками. Выслушайте учителя. Может быть, ваш ребёнок ведёт себя совершенно неподобающе – в таком случае обязательно поговорите со своим сыном или дочерью (учитель ведь человек и может в какой-то момент сорваться, но сорваться и конфликтовать – не одно и то же!). В любом случае это ваш первый шаг, и его надо сделать обязательно. А может быть, в разговоре вы поймёте, что учитель категорически не признаёт собственную неправоту и вообще не хочет идти ребёнку навстречу? В таком случае смотрите следующий пункт.
  2. Обратиться к директору. Руководитель образовательной организации просто обязан разобраться в конфликтной ситуации учителя и ученика, если она не проходит под влиянием вашего предыдущего разговора с педагогом или вы видите, что он по-прежнему настроен негативно по отношению к ребёнку. Директор переговорит с учителем. Если потребуется, пригласит вас и школьника. И обязательно попытается разрешить эту проблему.
  3. Если же и директор поведёт себя неадекватно (бывает и такое!), вам просто необходимо обратиться в вышестоящие инстанции, например, в Департамент образования или в Министерство образования вашего региона. Но весь процесс вашей помощи ребёнку в разрешении конфликта должен проходить по схеме «учитель – директор – вышестоящие инстанции». В данных учреждениях точно понимают права и обязанности педагога и руководителя образовательной организации и сделают всё для предотвращения подобных ситуаций впредь.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.

Ситуация 3. Учитель прочитал записку ребенка при всём классе!

Дети обменивались на уроке записками. Учитель отобрал и прочитал их при всём классе. Имел ли он на это право?

Согласно Конвеции о правах ребёнка  (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) Ст. 13:

Обмен записками дезорганизует урок. Нарушаются права других детей на получение качественного образования, так как учитель тратит время урока на отбирание этих записок.

Читая вслух записки, учитель поступает не этично. Правильное действие с его стороны — забрать записку, но после урока вернуть ребенку. Хотя обычно учителя выбрасывают сразу после того, как забрали.

Решайте не больше одной проблемы за раз

Рано или поздно в каждой семье возникают конфликтные ситуации, связанные с обучением в школе (плохие оценки, драка с одноклассником, плохое поведение в классе и т.д.). Они, конечно, могут огорчить, но разрушительными быть не должны. Поэтому нужно придерживаться нескольких правил, чтобы пройти через конфликт плавно и без стресса для ребенка.

В первую очередь, что стоит запомнить молодым родителям – за один раз с ребенком можно решить лишь одну проблему. Желательно, наиболее значимую. Плохо, когда родители собирают все проблемы вместе. Это сбивает и запутывает ребенка. Например, если школьник получил двойку за занятие и солгал вам, спросите сначала, почему он солгал. А к двойке вернитесь позже.

Методы решения проблемы должны быть креативными, чтобы ребенок заинтересовался и проявил желание к сотрудничеству

Важно понимать, что найти такие решения конфликта, чтобы все остались довольными, можно только если родители и дети начнут плодотворно сотрудничать. При этом нельзя забывать о вежливости, ведь любой ребенок достоин почтительного отношения к себе.

Поэтому если хотите, чтобы ребенок научился контролировать свои эмоции, лучше понимал себя и окружающих, всегда уважайте его чувства и не перегибайте палку. Лучший вариант – гибкое и почтительное воспитание, в основе которого учеба, а не подчинение. Только так можно установить по-настоящему близкий контакт со своим школьником.

Основные причины возникновения конфликтов

Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры младшеклассников даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.

Насколько безболезненно они будут проходить, во многом зависит от учителя. Здесь главное – добродушное отношение педагога к детям. Опытный учитель с легкостью может перевести любой конфликт в шутку. Неплохо в таких ситуациях действуют «мирилки» — фразы, наподобие «мир между вами, миска с пирогами»… Обычно это вызывает смех, который перекрывает детскую злобу. После того как дети подают друг другу руки, они сразу начинают действовать совсем иначе. Эффективнее всего мирить детей в игре. Можно сказать, что каждый из детей – победитель. Ведь он сумел посмотреть своему сопернику в глаза и протянуть ему руку.

Чаще всего конфликтуют мальчики, поскольку у них присутствует подсознательное желание победить. Такие споры можно решать соревнованиями: кто больше раз присядет, отожмется или больше назовет слов на заданную тему, тот и победил.

Нередко возникают конфликты между мальчиками и девочками. Их еще называют конфликтами симпатии. Явное вмешательство в противостояние мальчика и девочки (например, категоричный запрет на общение между противоборствующими сторонами) может только усугубить ситуацию, так как в процессе конфликта дети проходят очень важный этап половой идентификации. Намного эффективнее, ненавязчивые беседы, в ходе которых мальчикам объясняется ранимость и впечатлительность девочек, а девочкам – последствия фамильярного отношения с мальчиками (особенно, если самолюбие маленького мужчины было уязвлено в присутствии его сверстников).

Отметим, что особенно болезненно конфликты между детьми воспринимают молодые мамы, дети которых впервые пошли в школу. Очень часто родители впутываются в детские конфликты. Но этого в любом случае не нужно делать. Ведь дети помирятся сразу, а родители будут держать злобу еще очень долго.

Претензии учителей

Ответим на вопросы:

  • У кого больше прав в школе?
  • Сайт Министерства образования – средство запугивания.
  • Почему пора вернуть советскую школу?
  • Кто компетентнее в вопросах образования: родители или учителя?

Как видите, основные проблемы заключаются в неправильно распределенных правах. Время изменило правила, теперь учитель еще больше превратился в жертву.

Родители вмешиваются в процесс сильнее, учитель потерял уважение. Так принято. Если бы вся система на законодательном уровне изменила эти новые взгляды, возможно, в школу вернулся бы некоторый порядок и исчез конфликт учитель-родитель.

У кого больше прав в школе

На этот вопрос любой ответит однозначно: все права у родителей.

Теперь неудивительно, когда ребенок угрожает учителю, что расскажет маме. Дети не будут уважать и слушаться учителей, потому что знают и слышат, как их угнетают их родители.

Родители позволяют себе при всем классе оскорблять и запугивать. Речь сейчас идет не обо всех, однако, большинство обнаглели и не стесняются бросать словечки при детях.

Сайт Министерства образования стал средством запугивания

Самое страшное в современной школе — письмена слишком самоуверенных родителей на сайт Министерства. Я возмущена такой наглостью и отношением самого Министерства к учителям. Почему они реагируют так остро на эти писульки, вместо того чтобы суметь защитить учителя и стать на его сторону.

Господа, админы сайта и уравленцы! Это ведь звено вашей системы? Вы должны защищать, а не нападать на школу. Родители писать умеют все, любой алкаш думает, что он гений и знает лучше школы, как воспитывать. Но так как это они умеют только на словах, то все же детей своих отправляют в школу.

Что мы посеем? «Разумное, доброе, вечное» или зубы дракона?

Казалось бы, что плохого в том, что педагоги призваны заботиться о репутации школы? Ведь они воспитывают будущие поколения граждан России, «сеют разумное, доброе, вечное». Однако, можем ли мы быть уверены, что всходы, которые даст эта нива, не будут похожи на те, что получил предводитель аргонавтов Ясон, когда по указанию царя Колхиды посеял зубы дракона — воинственных людей с холодным оружием?

Доктор педагогических наук, профессор Николай Борытко в одном из интервью жестко определяет существующую ситуацию. Он озабочен тем, что сейчас учителей никто не собирается защищать — ни государство, ни профсоюз, ни руководство школы. Да что там говорить, если сами директора учебных заведений стали абсолютно бесправными и могут быть сняты с должности в любой момент без серьезного обоснования. А дальше происходит самое страшное — незащищенный и униженный учитель проявляет, как считает профессор, «рабскую психологию и подло мстит ученикам».

Дошло до того, что учителя просто боятся рассказывать родителям о реальном положении вещей. Не торопятся ставить в известность о реально существующих проблемах с их чадом — вдруг они будут неправильно поняты, а открытость и откровение станут поводом для жалобы руководству. Встреча родителей и учителя теперь больше напоминает официальную церемонию встречи правительственной делегации не всегда дружественной соседней страны. Педагог вынужден перестраховываться. Многие учителя от греха подальше ведут протокол беседы. Еще интереснее поведение родителей. Многие приходят поговорить вооруженные диктофонами, а некоторые даже с видеокамерой. А это значит, что нет никакой гарантии, что на следующий день репортаж с места событий не окажется в соцсетях или не станет основанием для жалобы в прокуратуру. И это при том, что школа обязана незамедлительно реагировать на любое обращение, которое появится даже на ее сайте. И ни дай Бог, если обращение родителя уйдет на сайт департамента образования — тут уж как говорится «береженого Бог бережет»!

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят

Классы не встретятся

В большинстве регионов России последний звонок пройдет оффлайн, но с разными ограничениями по коронавирусу. Такой вывод можно сделать из ответов 25 региональных министерств образования «Известиям». В основном ограничительные меры коснутся участия в церемонии выпускников сразу нескольких классов и их родителей.

К примеру, в Тамбовской области праздник проходит 21 и 22 мая. Большинство школ проведут торжественные линейки. При этом каждая из них может самостоятельно выбирать формат и дату проведения последних звонков. Будут ли родители присутствовать на торжественных мероприятиях, решит руководитель образовательного учреждения. Его решение, в свою очередь, зависит от эпидемиологической ситуации в данной школе, рассказали «Известиям» в пресс-службе управления образования и науки Тамбовской области.

Выпускной ход_1

Последний звонок в средней школе № 376 Московского района в Санкт-Петербурге

Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

В Саратовской области мероприятие также пройдет в очном формате с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора, сообщили в министерстве образования региона.

— Малокомплектные школы смогут пригласить обучающихся разных классов, возможно, и родителей выпускников. А в больших школах, где невозможно разместить учеников с учетом социальной дистанции, присутствовать на торжественной линейке смогут только выпускники одного класса и, возможно, их родители. Также в таких школах рекомендуется при необходимости разделить линейку для 9-х и 11-х классов, — процитировала пресс-служба слова и.о. министра образования области Михаила Орлова.

В Свердловской области девятым классам рекомендуют ограничиться торжественными классными часами. Для выпускников одиннадцатых классов предлагается, по возможности, проводить мероприятия на открытом воздухе — на пришкольной территории.

Выпускной ход_3

Театрализованное представление во время последнего звонка в школе № 1252 в Москве

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

«Это позволит встретиться на празднике всей параллелью, а также пригласить родителей. Кроме того, данный формат соответствуют требованиям антитеррористической защищенности», — сообщается на информационном портале области.

В Севастополе родители смогут присутствовать на мероприятии только по предварительной записи, ранее сообщали СМИ.

Правила поведения во время конфликта с ребенком

Дайте ребенку высказаться. Если он агрессивен или раздражителен, то договориться с ним, чаще всего, невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снять напряжение. Во время такого «взрыва» лучше всего вести себя спокойно и уверенно, но постарайтесь не переусердствовать со спокойствием, которое ребенок может принять за равнодушие.
Нейтрализуйте агрессию неожиданными методами

Например, задайте вопрос о том, что не касается конфликта.
Попросите описать желаемый конечный результат, не давайте своим эмоциям управлять вами.
Не нужно отвечать агрессией на агрессию.
Используйте фразу «правильно ли я тебя понял?», что демонстрирует внимание к ребенку и уменьшает агрессию.
Ничего не нужно доказывать, ведь это в конфликте – пустая трата времени. Негативные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться, особенно у детей.

Как избежать конфликта в классе

На месте того, над кем потешается и издевается большинство од­ноклассников, можешь оказаться и ты сам. Если тебя дразнят и оби­жают твои одноклассники, ты должен доказать им, что достоин уваже­ния и дружбы. Для этого не бросайся на своих обидчиков с кулаками, не обзывай их — в общем, не бери с них пример. В первую очередь ты должен начать уважать самого себя, поверить в то, что ты ничем не ху­же других. На глупые и обидные шутки не стоит обращать внимания: те, кто считают их забавными, не обладают ни чувством юмора, ни осо­бым умом. Если же над тобой пошутили по-доброму и не хотели тебя обидеть, посмейся вместе со всеми — умный человек всегда может уви­деть смешное не только в других, но и в первую очередь в себе. Если же над тобой насмехаются или тебя дразнят обидно, скажи об этом учителю, который наверняка поможет тебе справиться с твоими обид­чиками.

Если ты в чём-то не согласен с одноклассником, ты не должен лю­бой ценой доказывать свою правоту. Если ты уверен в своей правоте, попробуй переубедить того, кто думает по-другому, в спокойном и вы­держанном споре, где вы оба будете уважительно относиться друг к другу. Главное, как бы ты ни был уверен в том, что ты прав, не оскор­бляй своего собеседника: не обзывай его, не говори, что он ничего не понимает в том, о чём вы спорите, и уж конечно, не вступай с ним в драку. Отстаивать своё мнение нужно только в том случае, если ты в нём уверен и у тебя есть доказательства того, что ты прав.

Круглосуточное родительское собрание

Еще одно новомодное увлечение — родительские чаты. Страшное дело! Вот уж поистине блаженство для Шариковых! И тут главная родительская забота не дети, а упражнения в остроумии и максимальном унижении достоинства учителя. Моя знакомая, журналист по профессии, как-то подключилась к такому форуму в надежде не упустить важную информацию о своем сыне третьекласснике — времени как всегда нехватка, да и в школу не каждый день можно попасть. Через неделю она сдалась. Искушенные зрители сегодняшних новостных программ довольно хорошо представляют себе работу корреспондента на телевидении, это постоянный аврал, телефонные звонки, планерки, эфиры. Однако, по ее мнению, ничто не сможет сравниться с чатом скучающих домохозяек, получивших «окно в мир» и возможность круглосуточно быть на связи с себе подобными, а главное — оценивать и критиковать учителей. Ее сотовый не замолкал ни на минуту. В надежде выловить важную информацию она не отключала его даже несмотря на то, что от ошеломляющей «грамотности» мамаш из глаз грозила пойти кровь. Но когда дамочки перешли на личности педагогов школы и без всяких околичностей стали выражать свой негатив, моя приятельница не выдержала и все-таки отключила этот круглосуточный ад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector