22 статья фз «о прокуратуре»
Содержание:
- Полномочия
- Последние изменения в федеральном законе «О прокуратуре РФ»
- Основные функции прокуратуры РФ
- Основные положения
- Что регулирует и когда применяется
- Что представляет собой закон?
- Представление прокуратуры: что это?
- Прокурорский надзор
- Какие были внесены изменения?
- Законодательная база Российской Федерации
Полномочия
В полномочия прокурора входит комплекс возможностей и обязанностей, применяемых в процессе осуществления прокурорского надзора. Полный перечень полномочий описывает статья №22 ФЗ №2202-1, согласно которой все обязанности прокурора можно разделить на три основных группы:
- выявление преступлений против закона и причин, способствовавших их совершению;
- устранение нарушений законодательства;
- предупреждение и профилактика противозаконных действий.
При осуществлении возложенных на него полномочий, прокурор имеет право:
- беспрепятственно входить на территории, принадлежащие поднадзорным органам;
- получать доступ к материалам, необходимых для осуществления надзора (в том числе и к документам, содержащим государственную тайну или имеющим пометку «секретно» — при наличии специального доступа);
- вызывать граждан и должностных лиц для проведения разъяснений о нарушении законодательных норм;
- возбуждать производство об административном правонарушении и привлечь к ответственности лица, преступившие закон;
- освобождать от ответственности лиц, незаконно подвергнутых задержанию по решению несудебных органов;
- в судебном порядке опротестовывать акты, противоречащие закону;
- вносить представления об устранении законодательных нарушений.
Последние изменения в федеральном законе «О прокуратуре РФ»
Были усовершенствованы положения, затрагивающие прокурорские проверки, касающиеся:
- Соблюдения основных прав;
- Гарантий и свобод граждан и юридических лиц.
Статья 6 претерпела изменению в части установленных сроков:
- В настоящее время вся необходимая документация, которая была запрошена в рамках осуществления соответствующей проверки, должна быть представлена в течение 3х рабочих дней;
- Если вопрос касается проверки действующего закона, срок сокращается до двух дней;
- Если запрашиваемая информация касается причинения вреда имуществу, природной окружающей среде, гражданам, государству, чрезвычайной ситуации, то сведения должны быть представлены в течении одних суток.
Статья 21 дополнена конкретизацией сроков. Теперь решение о проведении проверки должно быть доведено до проверяемого субъекта не позднее чем в день начала проверки. В таком решении в обязательном порядке должны быть указаны основания проведения проверки, ее основные цели и предмет проведения.
Названым Федеральным законом устанавливаются:
- Конкретные сроки проведения проверок;
- Возможность и основания их продления;
- Случаи, когда проведение проверок законно и обосновано.
Нужен образец заполнения госпошлины за замену и выдачу водительского удостоверения? Он здесь.
Интересует торговый сбор с 1 июля 2021 года для населения? Смотрите далее.
Федеральный закон является фундаментом правовой деятельности органов прокуратуры на территории нашей страны. Он обязателен для применения как работникам прокуратуры и прокурорам, так и лицам, которые являются субъектами прокурорского надзора.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Прокуратура России – это единая централизованная федеральная система органов, занимающихся надзором за соблюдением Конституции РФ и точным следованием законодательству.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
При этом все действия производимые её сотрудниками совершаются от лица государства. ФЗ № 2202-I устанавливает принципы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность вышеназванного органа и устанавливается его организация.
Следующая
Судебные вопросыСрок рассмотрения и подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу
Основные функции прокуратуры РФ
- проверка исполнения законов федеральными министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления;
- инспектирование соблюдения прав и свобод россиян федеральными министерствами, департаментами местного самоуправления, региональными законодательными и исполнительными органами;
- проверка исполнения законов отделами предварительного следствия, дознания, оперативно-следственным подразделением;
- контроль выполнения законодательных требований администрациями учреждений, в которых осужденные отбывают наказания.
Другие обязанности:
- осуществление уголовного преследования — проверяется законность вынесенных постановлений о прекращении или возбуждении дел;
- содействие органам охраны правопорядка — МВД, ФСБ, таможенная служба и прочие;
- взаимодействие с правоохранительными органами других государств.
Система органов прокуратуры
В нее входит ряд учреждений. Речь идет о таких:
- Генпрокуратура РФ;
- департаменты субъектов (городские, районные, областные);
- организации образовательного и научного характера;
- военные прокуратуры и другие специальные ведомства;
- следственный комитет, включая специализированные направления.
То есть система построена таким образом, чтобы охватить все уровни и направления прокурорской деятельности.
Принципы работы
- соблюдение законности;
- централизация — имеется в виду строгая иерархия системы учреждений, подведомственных прокуратуре;
- независимость — принятие решений должно опираться только на положения, указанные нормативными документами;
- единство всех органов прокуратуры.
Важно: вся информация, касающаяся работы ведомства, должна быть доступна гражданам. Но при этом она не может противоречить закону или порочить репутацию сотрудников.
Иные функции
Примечание: при выявлении несоблюдения норм законодательства во время судебного разбирательства, прокурор опротестует принятое решение и потребует устранения ошибки. Но окончательное решение по этому протесту будет принимать суд, или другой уполномоченный орган.
Еще одна функция, которую выполняет этот департамент — участие в правотворческой деятельности. При этом сам Генеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы. Но прокуратура может предлагать на рассмотрение различные изменения в законодательство.
Ограничения и запреты для работников прокуратуры
- творческая;
- научная;
- педагогическая.
Еще один запрет касается членства в политических организациях — служащие не имеют возможности быть активными участниками какого-либо политического движения.
Кроме того, эти должности подразумевают и невозможность совмещения основной работы с любой коммерческой деятельностью. Прокуроры не могут быть в составе попечительских и наблюдательных советов, использовать преимущества своего служебного положения для достижения личных целей, принимать вознаграждения от граждан и юридических лиц.
Функции Генеральной прокуратуры
- управление имуществом, находящимся в ведении ведомства;
- решение вопросов, касающихся организации и реорганизации подведомственных отделов, определения их статуса и компетенции;
- разработка методик учета об уровне преступности, степени раскрываемости, следственной работе;
- принятие соглашений, направленных на ликвидацию преступности;
- выпуск специальных изданий.
На заметку: назначение на должность Генерального прокурора находится в ведении Федерального Совета РФ. Кандидатуру представляет Президент. Период действия полномочий Генпрокурора — 5 лет.
Основные положения
Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
Прокуратура РФ призвана обеспечивать законность и защиту основных прав и гарантий граждан нашей страны, общества и государства. Для достижения названых целей она обеспечивает:
- Надзор за органами власти;
- Надзор за оперативно-розыскными органами;
- Надзор за судебными приставами;
- Надзор за администрациями;
- Осуществление уголовного преследования;
- Юридическую помощь по вопросам правоприменения при борьбе с преступностью;
- Привлечение к административной ответственности в соответствии с положениями КоАП РФ.
- Может участвовать в разработке и утверждении законов РФ;
- Представляет собой вертикальную систему власти, где нижестоящие прокуроры подчинены вышестоящим прокурорам, а также Генеральному прокурору РФ.
- Являются независимыми от иных систем федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, подчиняются только законодательству РФ;
- Действуют открыто и гласно (исключения составляют персональные данные граждан и государственная либо иная охраняемая законом тайна);
- Информируют население и органы власти о состоянии законности на территории страны и отдельных субъектов.
Нужна заявка займа «Домашние деньги» онлайн? Смотрите здесь.
- Не могут быть выбраны в органы либо быть участником органов, образующихся по решению органов власти или являющихся ими;
- Не могут быть членами группировок, деятельность которых осуществляется в политической сфере;
- Не могут заниматься никакой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, научной и педагогической.
Прокурор не может требовать:
- Документацию, которая не входит в цель и предмет его проверки;
- Документы, которые в рамках другой прокурорской проверки уже были переданы в органы прокуратуры;
- Документы, опубликованные в сми.
В органах прокуратуры рассматриваются:
- Заявления;
- Обращения;
- Жалобы, которые содержат информацию о нарушении законодательства РФ.
Что регулирует и когда применяется
Закон регулирует:
- Сферу деятельности прокуратуры и всех ее структурных подразделений;
- Обеспечивает правовую структуру;
- Механизмы взаимодействия всех элементов системы.
Применяется по вопросам:
- Осуществления полномочий прокуроров и прокурорских работников РФ;
- При взаимодействии с аналогичными органами других стран;
- Иностранных организаций;
- Осуществляет правовую поддержку;
- Устанавливает основные права и запреты в названой сфере правоотношений.
Сфера применения затрагивает полномочия прокурорских работников, при:
- Осуществлении проверок;
- Запроса информации;
- Участия в судебных процессах;
- Участия в нормотворческой деятельности;
- Предъявлении требований;
- Ведении реестров и статистики.
Что представляет собой закон?
- Раздел 1 — Общие положения изучаемого Федерального закона (ст. 1-10);
- Раздел 2 — Организация и система российской прокуратуры (ст. 11-20);
- Раздел 3 — Нормативы прокурорского надзора (ст. 21-34);
- Раздел 4 — Нормативы участия прокуратуры в процессах судопроизводства (ст. 35-39);
- Раздел 5 — Особенности службы в прокуратуре (ст. 40-45);
- Раздел 6 — Особенности военной прокуратуры (ст. 46-50);
- Раздел 7 — Иные вопросы и нюансы в сфере прокурорской работы (ст. 51-54).
В качестве дополнения, к основному тексту Федерального закона прилагаются следующие бухгалтерские документы, рассчитывающие размеры ежемесячных поощрений сотрудников:
- Генеральной прокуратуры РФ;
- Прокуратуры субъектов России;
- Отдельных прокурорских систем городов и поселений.
Представление прокуратуры: что это?
Еще одним средством прокурорского реагирования является представление. Определение понятию дано в Федеральном законе № 2202-1 в статье 24 — это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона.
Акт вносится прокурором или его заместителем в органы/должностному лицу, которые нарушили закон и теперь обязаны исправить правонарушение. Прокурорское представление рассматривание безотлагательно.
Для решения и исправления правонарушения согласно поданному документу должностному лицу дается срок в один месяц. За это время требуется принять конкретные меры по устранению причин или условий, способствовавших допущению правонарушения. Результаты работы оформляются письменно и передаются напрямую в прокурорский отдел.
Если представление передано на рассмотрение коллегиальной комиссии, то о дне ее заседания должен знать прокурор, подававший документы с требованием исправления.
СПРАВКА. Законодательством предусмотрен случай несоответствия постановлений Правительства и Конституции, для решения которого прокурорский отдел РФ информирует об инциденте Президента.
Прокурорское представление имеет превентивный характер, что предполагает обязательное устранение условий и причин, приводящих к правонарушению.
Прокурорский надзор
Третий раздел «Прокурорский надзор» поделён на 4 главы:
ГлаваI (статьи: 21-25). Общая практика надзора, то есть отслеживание факта соблюдения законодательства и составление актов, являющихся реакцией на наличие нарушений.
Глава II (статьи: 26-28). Посвящена правам и свободам людей и граждан РФ, а также мерам по их соблюдения.
Глава III (статьи:29-31). Раздел устанавливает порядок принятия заявлений и сообщений, содержащих информацию об уже случившихся или предстоящих преступлениях, последовательность осуществления мероприятий по оперативному розыску и расследований. Уточнение законности действий, осуществляемых в процессе производимой прокуратурой деятельности: розыска, дознания, предварительного следствия.
Глава IV (статьи: 32-34)
Обращается внимание на то, насколько законным является пребывание граждан в учреждениях, ответственных за исполнение наказаний и принятие мер принуждения, назначенных судом. Делается акцент на правах и обязанностях лиц, подвергнутых принудительному воздействию, и законности исполнения наказаний, не подразумевающих лишения свободы.
Какие были внесены изменения?
Каждый нормативно-правовой акт, изданный непосредственно на территории Российской Федерации, регулярно проходит процедуру обновления своего регламента. Данный процесс способствует упразднению нелегитимных частей каждого конкретного Федерального закона и актуализации его основных положений.
Процесс актуализации нормативного акта является необходимым нюансом в условиях постоянно изменяющейся политической и правовой обстановки как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.
- В 3 абзац части 1 статьи 41.4 добавлено предложение, устанавливающее, что если местом отдыха служащего прокуратуры в период основного отпуска является оздоровительный санаторий, то проезд оплачивается и сотруднику, и членам его семьи;
-
В пункт 3 статьи 44добавлен абзац, гласящий, что единожды в год сотруднику прокуратуры оплачивается железнодорожный, водный, наземный (кроме такси) или авиатранспорт в два направления, следующий по адресу курортно-оздоровительного комплекса. На подобные льготы также могут рассчитывать:
- Члены семей работников прокуратуры;
- Сотрудники, уволенные по причине травмы, полученной при исполнении;
- Сотрудники в отставке.
Пункт 7 статьи 44 рассматриваемого Федерального закона признаётся утратившим актуальность.
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная консультация
Федеральное законодательство
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.92 N 2202-I (ред. от 21.11.2011) «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
- В данном виде документ опубликован не был
- (в ред. от 17.11.95 — «Собрание законодательства РФ», 20.11.95, N 47, ст. 4472;
- «Российская газета», N 229, 25.11.95)
Статья 22 Полномочия прокурора
1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
: Положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 11, 15 (части 1 и 2) и 125 (части 2, 3 и 6) (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П)
вносит представление об устранении нарушений закона.
: Содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК Российской Федерации норма, наделяющая прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации противоречащими закону, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 66 (части 1 и 2), 76 (части 3, 4, 5 и 6), 118 (часть 2), 125 (части 2, 3 и 5), 126 и 128 (часть 3), в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П)
4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
zakonbase.ru