Статья 44. основания прекращения права собственности на земельный участок

Содержание:

Основания прекращения аренды земельного участка

Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. В нем установлены возможности досрочного расторжения договора по требованию арендодателя (ст. 619 ГК РФ) и досрочного расторжения договора по требованию арендатора (ст. 620 ГК РФ). Помимо указанных в ГК РФ оснований, договором аренды могут быть установлены другие основания его досрочного расторжения по требованию арендодателя или арендатора.

Одновременно ЗК РФ предусматривает ряд оснований, по которым аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя. Ими признаются:

  • использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренных земельным законодательством;
  • использование земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической остановки. Это основание не применяется в период проведения сельскохозяйственных работ и в иных случаях, установленных федеральными законами;
  • неустранение последствий совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека и окружающей среде;
  • неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование;
  • изъятие или реквизиция земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными ЗК РФ.

Порядок оформления

Земельный надел подлежит изъятию в 2020 году с возможностью получения компенсации либо же без выплат.

Если же участок был изъят для реализации государственных либо муниципальных нужд, из-за возможных чрезвычайных ситуаций (к примеру, из-за техногенной катастрофы) либо исполнения взятый международных обязательств и так далее.

Механизм имеет вид:

  1. Принятие решения относительно изъятия у владельца земельного надела уполномоченными органами исполнительной власти.
  2. Проведение анализа и принятия решения относительно выкупной себестоимости.
  3. Оповещение владельца земельного надела относительно причин и обстоятельств изъятия, а также возможность получения финансовой компенсации.
  4. Осуществление положенных выплат – если в этом есть необходимость.

В случае согласия собственника, инициируется процедура отчуждения либо же выкупа, в противном случае дело передается в судебный орган.

Реквизиция

Один из видов принудительного изъятия частной земельной собственности. Проводится исполнительными органами при наступлении чрезвычайных ситуаций. Цель – защитить жизнь, здоровье и благополучие отдельных гражданских лиц, общества и государства в целом.

Реквизиция имеет возмездный характер: собственник получает компенсацию за изъятое у него имущество, что подтверждается специальным документом (ст. 51 ЗК РФ). Размер компенсации устанавливается с учетом законодательства по оценке имущества.

Реквизиция является временной мерой. После прекращения действия оснований владельцу возвращают собственность с возмещением убытков.

Если вернуть изъятое не представляется возможным, владельцу компенсируют рыночную стоимость землевладения, с учетом утраченной выгоды, либо по желанию должны предоставить равноценный участок в ином месте (ст. 66 ЗК РФ).

Статья 46 ЗК РФ. Основания прекращения аренды земельного участка

  1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
  2. Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
  3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, не допускается:
    1) в период полевых сельскохозяйственных работ;
    2) в иных установленных федеральными законами случаях.

Процедура изъятия

Когда речь идет о прекращении прав на землю, то ее изъятие будет зависеть от конкретной ситуации. Их может быть несколько:

Оплатное прекращение


Это случаи, когда территории будут предназначаться для дальнейшего их использования в государственных целях. Владельцы должны получить предупреждение о том, что земля у них будет изъята, троекратно. В последнем уведомлении хозяину нужно сообщить о необходимости посетить администрацию и составить договор. В некоторых ситуациях владельцам могут предложить обменять их территории на новый надел. Когда будет достигнут компромисс, потребуется составить соглашение. В нем прописываются все условия изъятия.

Когда собственника не устраивает стоимость компенсации, он может составить претензию, направив ее в администрацию. Также можно обратиться в суд, составив исковое заявление.

Бесплатное изъятие

Местные власти составляют акт с указанием нарушений, которые имели место в процессе пользования землей. Чтобы их ликвидировать, предоставляется отведенный период времени. Нарушитель также будет оштрафован. Если не могут быть исправлены нарушения, то через арбитражный суд хозяин лишается своего надела.

Изъятие при ненадлежащем отношении к участку

Когда имеют место различные нарушения, составляется акт, где все они прописываются. Халатное отношение является причиной лишения прав собственности. И оспаривать в таких случаях свои права практически не имеет смысла.

Прекращаться права на имущество могут по разным причинам, и каждая из них будет иметь свои особенности.

В некоторых ситуациях бывшие владельцы желают оспорить свои права, и вернуть территорию вновь в свою собственность. Следует понимать: если приостановление прав было вызвано государственной необходимостью, то не имеет смысла обращаться в суд, поскольку в такой ситуации получить положительный ответ невозможно. А это значит, что с властями лучше сотрудничать, чтобы получить максимальную выгоду.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Признавая необходимость изъятия земель государственных или муниципальных нужд, законодатель указывает на исключительность такого рода случаев. При этом необходимо учитывать принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан и сохранение гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 1 ЗК РФ).

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных нужд осуществляется для выполнения международных обязательств Российской Федерации, размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Иные обстоятельства определяются федеральными за- конами, а для изъятия, в том числе выкупа земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Федерации.

Ограничения изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель отдельных категорий установлены ЗК РФ (ст. 79, 83, 94, 101).

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок такого выкупа земельного участка, порядок определения его выкупной цены, порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (ст. 55 ЗК РФ). ГК РФ не знает другого способа изъятия земельного участка, кроме выкупа (ст. 279 ГК РФ). Порядок определения выкупной цены земельного участка предусмотрен ст. 281 ГК РФ.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Оценка земельного участка должна производиться в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В нем сказано, что проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих пол- ностью или частично Российской Федерации, субъектам Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки» утверждены Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, дающие возможность организовать работу по оценке имущества, в том числе и земельных участков.

При несогласии собственника с выкупом у него земельного участка или с условиями выкупа для государственных или муниципальных нужд соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган муниципального управления вправе обратиться в суд с иском о разрешении спора. Согласно ст. 282 ГК РФ иск о выкупе земельного участка может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления органа, принявшего решение об изъятии земельного участка.

В период времени с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка и до достижения соглашения о выкупе или принятия судом решения о выкупе земельного участка собственник не ограничен в правах владения, пользования и распоряжения земельным участком. Он может производить необходимые затраты на его содержание и использование по назначению. Эти затраты потом могут быть включены в выкупную цену (но именно необходимые затраты). Однако согласно ст. 280 ГК РФ затраты и убытки, связанные с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период, могут быть отнесены на счет собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.

показать содержание

Основания

Право постоянного пользования ЗУ прекращается согласно основаниям, обозначенным в пункте выше.

В дополнении, стоит отметить, что основаниями для прекращения аренды участка могут служить следующие обстоятельства (статья 46 ЗК РФ):

  1. Окончание срока договора аренды, если его своевременно не переоформили – не продлили (статья 621 ГК РФ).
  2. По инициативе арендодателя на основаниях, предусмотренных при принудительном прекращении права пользования ЗУ.
  3. Отказ от исполнения условий договора аренды любой из сторон при заключенном договоре на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).
  4. Расторжение договора досрочно через судебный орган по требованию одной из сторон.

Наши эксперты подготовили и другие публикации о пользовании ЗУ, прочтя которые, вы узнаете:

  • Каковы правила, сроки и цели предоставления участка?
  • Что такое неосновательное обогащение?
  • Куда подать заявление о выделении земли и что делать, если администрация отказала?
  • Каков порядок предоставления ЗУ?
  • Что такое предварительное согласование?
  • Кому положены льготы?

Порядок действий

На законодательном уровне определены правила, по которым должно производиться прекращение прав пользования землей.


Итак,алгоритм действий будет следующим:

  1. При осуществлении надзора уполномоченные органы должны установить факт нарушения законодательства в отношении ЗУ.
  2. Хозяин земли получает на руки уведомление о необходимости срочного приведения участка в порядок и устранения подтвержденных нарушений.
  3. Если владелец своевременно не приводит ЗУ в порядок и не предпринимает никаких действий, то ему приходит уведомление о прекращении прав на ЗУ.
  4. Если уведомление о прекращении прав было проигнорировано владельцем земли, администрация формирует дело и передает его в судебный орган.
  5. Земельный участок изымается на основании постановлении судебной инстанции.

Весь процесс может занять около месяца. Срок зависит от конкретного случая.

Для процедуры потребуются следующие документы:

  • общегражданский паспорт владельца, а также его персональные данные;
  • документы на ЗУ, включая кадастровый план, описание границ, наличие коммуникаций;
  • документы, подтверждающие отсутствие долгов по налоговым сборам и коммунальным платежам;
  • документы, свидетельствующие о праве гражданина пользоваться ЗУ;
  • заключение комиссии о состоянии участка, включая пригодность для эксплуатации, а также о рациональности использования в конкретные периоды.

Внимание: все документы должны быть оформлены согласно требованиям законодательства. Также требуется копирование и заверение

Порядок прекращения права собственности на земельный участок

Процедура различается в зависимости от характера прекращения прав: возмездного, безвозмездного, при халатном отношении и игнорировании предупреждений.

Изъятие в пользу государства

Земельный участок может быть изъят у собственника принудительно в случае возникновения необходимости в нем у государства или муниципалитета: прокладки дороги, постройки важного общественного объекта и пр. Изъятие земли производится на основании следующей документации:

Изъятие земли производится на основании следующей документации:

  • акта, вынесенного государственным органом;
  • решения судебной инстанции;
  • муниципального распоряжения.

После проведения процедуры отчуждения земельный участок переходит во владение соответствующих органов. Бывшему хозяину надела предоставляется взамен иная земля или выплачивается компенсация.

Принудительно

Изъятие земли у хозяина в принудительном порядке производится в порядке конфискации. Этот способ предусмотрен только для граждан. Применяется он в качестве основного или дополнительного наказания за совершение преступления, при образовании высокой финансовой задолженности, в случае осуществления иных противоправных деяний.

Конфисковать земельный участок могут только по решению суда. При отсутствии такого акта процедура будет незаконной.

Порядок прекращения права собственности на земельный участок путем конфискации предусматривает следующие этапы:

  1. На основании вынесенного судом решения составляется и передается судебным приставам исполнительный документ.
  2. На земельный участок накладывается арест. Далее территория передается в распоряжение органа исполнительной власти.
  3. Изъятый надел продается на торгах.

После продажи земли, хозяин утрачивает право на распоряжения имуществом. Территория передается покупателю на аукционе. По окончании процедуры новый владелец регистрирует переход собственнических прав в Росреестре на свое имя.

Добровольный отказ от права владения

Процедура отличается в зависимости от категории инициатора: собственник или нет. Хозяин надела может отказаться от него, подав в регистрирующий орган заявление. С момента прекращения права частной собственности на недвижимый объект земля становится муниципальным имуществом: городского округа, поселения, района.

Для рассмотрения заявления отведен месячный срок. По его истечении принятое решение направляется заявителю в течение трех дней.

Если право пожизненно наследуемого владения или бессрочного пользования ранее не регистрировалось, оно заканчивается с принятием такого решения. Исключением является ситуация с отказом, обусловленным образованием земельного надела.

В течение недели орган, принявший решение, информирует налоговую инспекцию. На прекращение зарегистрированного ранее права он подает заявление в орган, осуществляющий регистрацию недвижимого имущества.

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения любых правоотношений являются юридические факты, под которыми понимают события (не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (являются следствием волеизъявления человека, то есть изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Для возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений законом предусматриваются не только единичные юридические факты, но и целые их группы (юридические составы).

Основания для прекращения права на землю

Как было отмечено ранее, основания для указанного процесс – это истинная причина, по которой конкретный собственник лишается данного права.

При этом основание должно быть законным. Под последним словом понимается то, что причина, по которой это происходит, так или иначе определена или регламентирована законодательством РФ.

В большинстве своем основания регламентированы Земельным Кодексом, где подразделены на две большие группы:

  • Основания, в соответствии с которыми прекращение прав происходит добровольно со стороны собственника земельного участка. К подобным относятся: отчуждение прав по договорам аренды, купли-продажи, мены и тому подобное. Отличительной особенностью таких оснований является, что отчуждение прав на собственность происходит в добровольном порядке и по решению самого собственника земли.
  • Основания, в соответствии с которыми ограничение прав происходит принудительно, то есть без учета мнения самого собственника земельного участка. Подобные причины определены ЗК и ГК РФ. Данная процедура осуществляется только в том случае, если это не противоречит законодательству РФ. По результатам лишения прав собственности собственник может получить компенсацию (прекращение с выкупом), а может вовсе остаться ни с чем (прекращение без выкупа). Все нюансы данного вида потери возможности владения землей регламентированы законами нашей страны.

Статья 51 ЗК РФ. Реквизиция земельного участка

  1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
  2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 настоящего Кодекса.
  3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
  4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
  5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
  6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Нюансы добровольного отчуждения прав на земельный участок

Добровольно аннулируются имущественные права гражданина, как правило, при заключении какой-либо сделки. К подобным ситуациям относится продажа имущества, дарение, передача по завещанию. Для оформления отчуждения земельного участка возмездным или безвозмездным способом характерно составление письменного договора и последующая регистрация перехода права в компетентном органе. Таким образом, добровольное отчуждение земли проводится в два этапа:

  1. Заключение сделки. Стороны должны прийти к соглашению по всем существенным условиям передачи имущества и зафиксировать свои права посредством письменного документа. Участники сделки вправе воспользоваться нотариальными услугами по удостоверению сделки. В некоторых случаях нотариальное сопровождение является обязательным
  2. Регистрация перехода права собственности. Далее договор и пакет необходимых документов передается сторонами в Федеральную Регистрационную Службу или Многофункциональный Центр, где производится внесение сведений о новом собственнике в государственный реестр

Государственная регистрация сделки при этом является обязательной процедурой, без которой не наступят юридически значимые последствия и не произойдет переход права собственности.

Аренда земли также регистрируется, если договор заключается на срок более 1 года. При аренде право пользования земельным участком добровольно передается лицом другой стороне на определенный период.

При добровольной передаче имущественных прав на землю следует учитывать запреты на отчуждение некоторых категорий земель. Так, участки, изъятые из оборота, не могут становиться предметом гражданских правоотношений.

При продаже земли сельскохозяйственного назначения следует известить администрацию населенного пункта, поскольку государственным и муниципальным органам принадлежит право первоочередного выкупа таких участков. Это правило не действует в отношении наделов, предоставленных под ИЖС или постройку гаража, а также дачных или садовых участков.

Основанием для возмещения убытков, могут являться

  • Соглашение о временном занятии участка между собственником или лицом в пользу которого заключено соглашение;
  • Сервитут;
  • Акт органа государственной власти;
  • Решение суда;

   Убытки, о которых идет речь в настоящем подпункте, возмещаются из бюджетов соответствующих органов, или лицами в отношении которых были установлены ограничения. Для определения убытков министерством экономического развития разработаны целые методические рекомендации. С их помощью Вы можете самостоятельно попробовать рассчитать их размер. Помимо всего прочего стоит также учесть, что Вы вправе предъявить требование о взыскании упущенной выгоды, которая сформировалась в результате установления ограничений, а также компенсации расходов на восстановление земельного участка.

Законодательная база

В Конституции РФ отображается право собственности, гарантия на которое предоставляется государством, в частности:

  • ст. 44 – отображается основные факторы, из-за которых могут аннулироваться права собственности;
  • ст. 45 – отображает основания для прекращения прав наследственной массы либо же бессрочного пользования земельного надела;
  • ст. 49 – описывает ситуации, при которых допускается возможность выкупать земли;
  • ст. 50 – 51 – отображает порядок конфискация.

Указанный перечень нормативной документации не является исчерпывающим, но включает в себя все необходимые сведения относительно рассматриваемого вопроса.

Что представляет собой прекращение права собственности

Для принудительного прекращения права требуется наличие определенных оснований.

Кроме добровольного отчуждения существуют ситуации, когда принудительно может лишиться человек права на какой-либо участок. Принудительное прекращение права может происходить в результате разных ситуаций:

  • Возмездное изъятие, осуществляющееся государственными органами или муниципальными властями определенного региона. Вместо земли выплачивается денежная сумма, равная по размеру рыночной стоимости отчуждаемого участка.
  • Изъятие, не предполагающее выплату собственнику какой-либо компенсацией. Данный процесс может выполняться разными кредитными учреждениями или муниципальными властями. Причиной его реализации являются вынужденные обстоятельства.

Основной причиной отчуждения участков является планирование строительства на этой территории

При этом данные объекты должны обладать государственной важностью

Также изымается земля в ситуации, если она выступала в качестве залога в процессе оформления кредитов, а при этом заемщик не может далее расплачиваться по займу, поэтому кредитная организация вынуждена изъять и продать залоговое имущество для погашения кредита.

Статья 47 ЗК РФ. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком

  1. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
    1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
    2) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
  2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
  3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
  4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
    1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
    2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования;
    3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.
    Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
  5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
  6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Какие нужны документы при добровольном отказе

Для добровольного отказа, необходимо написать заявление, и в нем описать свои намерения, и с чем они связаны. Обратиться с ним в госорган, в полномочия которого входит контроль всех сделок, сопряженных с недвижимым имуществом. Право собственности полностью прекратит свое существование после официальной регистрации факта.

Для этого нужно собрать и подать следующий пакет документов:

  • заявление о добровольном отказе;
  • копии правоподтверждающих документов;
  • кадастровый паспорт участка;
  • свидетельство о предоставлении участка муниципальной организацией.

Принудительно участок отчуждают по решению суда, если гражданин не дает своего согласия. Иначе это будет трактоваться как самопроизвол местного административного органа. После того как получено судебное постановление, земля может быть изъята в любой день.

Нюансы изъятия участка за выкуп

Особого внимания заслуживает момент, когда отчуждают недвижимый объект в принудительном порядке, но бывший собственник может рассчитывать на получение компенсации. Эта процедура инициируется в том случае, если государству срочно (прямо сегодня) нужна земля. Порядок изъятия указывается в статье под номером №49 ЗК РФ.

Алгоритм выглядим следующим образом:

  1. На общем собрании уполномоченных органов, вынесено решение, что для решения поставленных задач муниципалитетом необходим именно этот участок.
  2. Уведомление собственника об отчуждении имущества в связи с такими-то причинами, все это подробно описывается в письме.
  3. Уполномоченное лицо вместе с собственником (пока еще) составляют документ на отчуждение и на получение денежной компенсации.

Размер выплаты зависит от кадастровой стоимости земли за 1 кв. метр. Но бывшему владельцу могут выдать такой же по аналогии надел, если он будет согласен с выдвинутым решением.

Конфискация

Процедура принудительного изъятия земельного надела из собственности называется конфискацией.

Такой вариант предусматривается только по отношению к физическим лицам и считается ключевой либо вспомогательной мерой воздействия на противоправные действия или неисполнение долговых обязательств перед кредиторами.

Правила конфискации имущества заключаются в следующем:

  1. После решения судебного органа формируется исполнительный лист и передается судебным приставам.
  2. Далее накладывается арест на имущество.
  3. Организация торгов с целью реализации объекта недвижимости.

После реализации надела, владелец полностью утрачивает прав на распоряжение земли. Новый собственник регистрирует свои права в территориальном отделе Росрееестра.

Нюансы изъятия за выкуп

Государственные или муниципальные органы имеют право изымать у граждан землю с последующей компенсацией в целях реализации различных программ по размещению значимых объектов. Ликвидация прав лица при этом осуществляется посредством актов федеральных законов или актов субъектов Российской Федерации. При этом невозможно изъять землю граждан в черте города для проведения застройки.

Органы власти обязаны предупредить собственника участка за год до изъятия. Решение о проведении подобного мероприятия должно быть зарегистрировано в Росреестре. Собственник сохраняет свои права до вынесения соответствующего судебного решения или добровольного подписания документа об изъятии c компенсацией.

Государственный или муниципальный орган выкупает землю по рыночной стоимости, при этом оплачиваются также строения на участке. Из суммы, полученной собственником, исключаются расходы, которые он понесет на постройку и другие действия, способствующие увеличению рыночной стоимости и проведенные после получения уведомления об изъятии.

При определении рыночной стоимости участка необходимо обращаться к специалистам, производящим независимую оценку. Собственник вправе не согласиться с условиями, предоставленными государственными или муниципальными органами. В таком случае выкупающая сторона инициирует судебное разбирательство, в ходе которого определяется правомерность выкупа и достаточность предложенных собственнику условий.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Выкуп земли для государственных нужд

Прекращение права собственности и изъятие земельного участка для решения муниципальных или федеральных программ подразумевает выкуп частных наделов для размещения объектов государственного или местного значения. Это могут быть объекты оборонного или стратегического назначения, атомные и электрические станции, тепло-, водо- или газокоммуникативные системы, автодороги федерального/муниципального значения.

Основанием для изъятия земельного надела может быть только федеральный закон или законодательный акт субъекта РФ.

Если земельный участок расположен в черте города и его изъятие необходимо для освобождения пространства и массовой застройки, то закон четко соблюдает права собственника – такая процедура невозможна.

При изъятии надела во исполнение федеральных или региональных постановлений собственник должен быть извещен об этом за 12 месяцев до предстоящего события. Соответствующее решение о будущем изъятии земли для государственных нужд регистрируется в подразделении Росреестра.

С момента регистрации решения собственник земли не лишается права владеть, пользоваться и распоряжаться участком по своему усмотрению вплоть до вынесения судебного решения или подписания соглашения о выкупе надела.

Следует знать, что выкупная цена земли, изъятой по решению государственных органов, будет включать в себя рыночную стоимость участка и расположенного на ней нем недвижимого имущества. Однако из выкупной стоимости будут исключены расходы, которые понесет собственник на строительство или иные мероприятия, нацеленные на увеличение цены участка, выполненные после получения уведомления об изъятии.

Судебная практика показывает, что при вынужденном прекращении права собственности на земельный участок и его изъятии бывший владелец вправе претендовать на компенсацию государственными органами упущенной выгоды.

Это может быть стоимость будущего урожая или убытки, понесенные из-за невозможности выполнения обязательств по договору аренды земли третьим лицам. Если на изымаемой земле располагается жилой дом, то государственный орган обязан возместить в полном объеме все расходы собственника на временное пользование другим жильем, переезд к новому месту проживания и регистрационные действия по оформлению приобретенного жилого помещения.

Жилищное законодательство содержит норму, гарантирующую предоставление бывшему собственнику изъятого земельного участка равноценного жилого помещения. Это правило действует в тех случаях, если на экспроприируемой земле располагался жилой дом, и он был единственным жильем для владельца и его семьи. В иных случаях компенсацией за изъятие надела будет только выкупная стоимость.

Для определения реальной рыночной цены земли, подлежащей изъятию, необходимо проведение независимо оценки. Если собственник не согласен с условиями выкупа или решением об изъятии, то государственный орган вправе передать исковое заявление в суд. Срок давности по спорам, связанным с принудительным выкупом земельных наделов, составляет два года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector