Как и в какие сроки можно обжаловать решение антимонопольной службы и как составлять заявление?

Статья 264 АПК РФ. Возвращение апелляционной жалобы

  1. Арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает апелляционную жалобу, если при рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству установит, что:1) апелляционная жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в порядке апелляционного производства;2) апелляционная жалоба подана на судебный акт, который в соответствии с настоящим Кодексом не обжалуется в порядке апелляционного производства;3) апелляционная жалоба подана по истечении срока подачи апелляционной жалобы, установленного в настоящем Кодексе, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы отказано;4) до вынесения определения о принятии апелляционной жалобы к производству суда от лица, подавшего жалобу, поступило ходатайство о ее возвращении;5) не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, в срок, установленный в определении суда.Арбитражный суд апелляционной инстанции также возвращает жалобу, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера.
  2. О возвращении апелляционной жалобы арбитражный суд выносит определение.
  3. В определении указываются основания для возвращения апелляционной жалобы, решается вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета.Копия определения о возвращении апелляционной жалобы направляется лицу, подавшему жалобу, вместе с жалобой и прилагаемыми документами не позднее следующего дня после дня его вынесения или после истечения срока, установленного судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
  4. Определение арбитражного суда о возвращении апелляционной жалобы может быть обжаловано.В случае отмены определения апелляционная жалоба считается поданной в день первоначального обращения в арбитражный суд.
  5. Возвращение апелляционной жалобы не препятствует повторному обращению с апелляционной жалобой в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для ее возвращения.

Порядок обжалования предписания ФАС по 44-ФЗ

   Подача жалобы в порядке подведомственности в вышестоящий антимонопольный орган производится путем непосредственной подачи жалобы в ФАС. При этом, к жалобе необходимо приложить все документы, которые явились причиной вынесения предписания территориальным органом, а также иные документы, на которые имеет место быть ссылка в самой жалобе.

   Обжалование предписания ФАС в суд должно соответствовать установленным процессуальным порядкам для подобных обращений. Первоначально следует определиться с конкретным полномочным судом – заявление подается в арбитражный суд по территориальному месту нахождению антимонопольной структуры. Аналогично жалобе в ФАС к заявлению в суд должны быть приложены все документы по спорному документу.

   Прежде чем подать заявление в суд на обжалование решения ФАС следует отправить идентичный пакет документов в адрес антимонопольного органа лично либо при помощи заказного письма. К заявлению в суд необходимо приложить подтверждение такой отправки.

Автор статьи:

адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Процедура обжалования решения ФАС во внесудебном порядке

Если участник государственных закупок считает, что принятое решение ФАС было некорректным, то не стоит сразу обращаться за помощью в суд. На первом этапе урегулирования спорной ситуации следует прибегнуть к внесудебному порядку, который позволяет сократить временные трудозатраты сторон конфликта.

Обжалование решения ФАС в вышестоящий орган проводится в соответствии с четко разработанным алгоритмом действий:

  1. На первом этапе необходимо определить подразделение ФАС, куда будет подано заявление об обжаловании решения ФАС.
  2. Далее сторона, чьи интересы и права были нарушены решением Федеральной антимонопольной службы, составляет заявление в письменной форме на обжалуемые действия, решения, и приводит доводы в обоснование своей позиции.
  3. Заявление направляется пострадавшей стороной в подразделение ФАС, выбранное на первом этапе, с целью признания их противоречащими закону, нормативным актам.
  4. Вышестоящий орган ФАС осуществляет проверку действий подконтрольного антимонопольного подразделения в законодательно установленные сроки, после чего направляет заявителю полное решение.
  5. Заявителю решение ФАС об обжаловании предоставляется в письменной форме. Если ФАС посчитает действия подконтрольной структуры законными, то в удовлетворении требований заявителю будет отказано, но решение ФАС должно быть аргументировано и подкреплено доказательствами.

Порядок обжалования решения ФАС установлен законодательством РФ и не может быть нарушен ни одной стороной спора

Очень важно соблюдать сроки обжалования и правильно выбирать подразделение ФАС для направления заявления

Что мы предлагаем?

Портал «Мой Закон» – это реальная юридическая помощь, доступная для каждого. У нас зарегистрированы правозащитники, практикующие в разных регионах страны. Помощь оказывается в онлайн-режиме, что дает возможность заявителю обратиться к любому специалисту, без привязки к месту нахождения. Основным нашим преимуществом является то, что мы даем возможность клиенту самостоятельно определить бюджет вопроса или задания. Достаточно сформулировать задание и озвучить сумму денег, которую Вы готовы заплатить за услугу, и специалист, которого устраивает заявленная стоимость, откликнется на заявку и примется за дело.

Если Вам предстоит обжаловать решение ФАС, наши специалисты разъяснят порядок его осуществления, помогут подготовить пакет документов и, если будет необходимость, подскажут, как правильно провести переговоры с представителями антимонопольного органа.

Что такое дополнение к апелляции, для чего оно нужно

Ст. 321 ГПК РФ предусмотрена возможность обжалования постановления, принятого судьей, путем подачи апелляции. Благодаря данному документу у любой из сторон появляется возможность обжаловать судебное решение, но при условии, если оно не вступило в законную силу. Юристам знакомо много случаев, когда уже после подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу открываются новые факты, либо оказывается, что упущен какой-то важный момент. В таких ситуациях интересует лишь один вопрос: «Можно ли прибавить такие сведения к уже существующему акту{q}» Да, статья 322 ГПК РФ предусматривает такие действия.

Дополнение к апелляционной жалобе

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafety

Суд имеет право отказать в принятии данного заявления, если оно является необоснованным. К такому типу относятся:

  • Дополнения, информация в которых противоречит изначально поданной апелляции.
  • Вовремя до судебного разбирательства установлено несоответствие акта реальным событиям.
  • Прошение о назначении ответственности не отвечает норме закона и является завышенным.
  • Упущен срок возможности подачи уточнения (досудебное следствие не успеет проверить подлинность документа и информации).

Обратите внимание! Дополнение к апелляционной жалобе является очень важным, и нужно в первую очередь для человека, который подал основное обжалование, так как в период с момента открытия апелляции могут появиться новые доводы и свидетели, которые могут поспособствовать быстрому и правильному завершению. Закон РФ не указывает точных временных рамок для написания дополнения

Ориентироваться нужно на другое. Так как по нормам имеется установленный 30-дневный срок для подачи основной апелляции, юристы рекомендуют именно в этот период подавать и уточнения к документу (если такие имеются). Главное — не позже 5-ти дней до начала заседания арбитражного суда по апелляционному делу

Закон РФ не указывает точных временных рамок для написания дополнения. Ориентироваться нужно на другое. Так как по нормам имеется установленный 30-дневный срок для подачи основной апелляции, юристы рекомендуют именно в этот период подавать и уточнения к документу (если такие имеются). Главное — не позже 5-ти дней до начала заседания арбитражного суда по апелляционному делу.

Аннулирование апелляции

Если этот процесс не может быть выполнен до установленной судом даты рассмотрения апелляции — суд имеет право отложить на неопределённый срок. После проведения и выяснения всех нюансов по делу, досудебное следствие составляет отчёт о проделанной работе и направляет его обратно в суд. На основании наличия всех документов назначается новая дата рассмотрения дела.

Рассмотрение дополнения

После принятия и включения дополнения к апелляционной жалобе по гражданскому делу, уполномоченный обязан направить копию документа для ознакомления участвующим в деле лицам.

Предлагаем ознакомиться: Фактическое вступление в наследство как оформить

Окончательное слово в судебных процессах имеет суд. Он имеет право как разрешить, так и отказать в принятии дополнения к рассмотрению. Основами для отказа являются несколько факторов:

  • Неправильное составление документа.
  • Подача акта не в срок.
  • Дополнение является необоснованным.

Поэтому, во избежание такой ситуации, необходимо дополнительно проконсультироваться с юристом, который сориентирует в длительности периода и проверит документ на соответствие стандартам написания. От этого зависит окончательное решение суда, которое при неправильном составлении либо при наличии противоречий Закону будет не в пользу заявителя.

Дополнительная информация! При недостатке фактов для обжалования судья может одобрить жалование частично либо отказать в полной мере.

Обжалование решения арбитражного суда во второй кассации

Вторичная кассация допускается, если заявитель уверен, что волеизъявления арбитража первой и апелляционной инстанции, а также окружных судов по-прежнему имеют место нарушения норм материального и процессуального права. Данные решения пересматриваются Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ — второй кассационной инстанцией.

Сроки обжалования

Право на оспаривание действует в течение 2 месяцев со дня вступления в силу последнего постановления суда, принятого в рамках дела. Как и во всех предыдущих случаях, срок пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен по соответствующему ходатайству. Подают его одновременно с жалобой и документами, подтверждающими уважительность причин.

Окончательное решение вопроса о восстановлении срока принимает судья, ведущий дело. Однако председатель Верховного Суда или его заместитель имеют право аннулировать его определение и вынести собственное – об отказе в восстановлении процессуального срока и отклонении кассационной жалобы.

Как составить и подать жалобу для обжалования решения арбитражного суда во второй кассации

Обращение адресуется непосредственно в Верховный Суд РФ. Уполномоченный судья, принявший жалобу и материалы дела, оценивает их соответствие законодательным стандартам, после чего направляет в коллегию по экономическим спорам для дальнейшего рассмотрения по существу.

Посмотрите или скачайте пример жалобы: Жалоба_APK

Подать обращение можно по почте или в электронном виде через систему «Мой арбитр». Также, как в случаи подачи встречного иска в арбитражный суд.

Вне зависимости от способа подачи документ должен содержать следующие сведения:

  • наименование суда и коллегии, которая будет рассматривать жалобу (Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ);
  • название юридического лица, от имени которого составлена жалоба, его процессуальный статус, ФИО физического лица-представителя;
  • информация об остальных участниках производства – их наименования (ФИО), адреса и процессуальные статусы;
  • название арбитражного суда, вынесшего оспариваемый акт;
  • краткое описание предмета спора;
  • реквизиты оспариваемого документа;
  • доводы и основания, по которым заявитель уверен, что решение является неправосудным;
  • ссылки на положения законов, которые, по мнению заявителя, свидетельствуют о действительном наличии нарушений;
  • непосредственное прошение;
  • опись приложенных документов;
  • дата и подпись составителя.

Кроме этого автор обращения имеет право указать в жалобе требование о взыскании в свою пользу денежной компенсации, вызванной нарушением права на надлежащее делопроизводство.

В таком обращении помимо базовых сведений указывают:

  • общую продолжительность всего процесса – от даты подачи первоначального искового заявления до даты вынесения последнего постановления;
  • обстоятельства, которые, как считает заявитель, повлияли на затягивание процесса;
  • доводы и законодательные ссылки, на которых лицо основывает свое право на возмещение;
  • сумма компенсации;
  • реквизиты банковского счета.

Количество копий жалобы должно соответствовать количеству участвующих сторон. В Верховный суд передаются все документы. Направлять пакеты самостоятельно остальным участникам не нужно.

Порядок рассмотрения

Вторая кассационная жалоба рассматривается в коллеги по экономическим спорам в течение 2 месяцев со дня передачи документов в Верховный Суд. Процесс ведет судья-докладчик, он озвучивает доводы жалобы, обстоятельства дела, описывает приложенные документы.

Слушания проводятся в присутствии истца, ответчика и других заинтересованных лиц. Если в первой и последующих инстанциях был задействован прокурор, во второй кассации по поручению Генерального прокурора привлекается должностное лицо вышестоящей прокуратуры.

При невозможности лично посетить слушания стороны могут участвовать в них посредством видеосвязи. Каждой стороне предоставляется право голоса и возможность дать разъяснения по делу. Первым выступает составитель жалобы.

По итогам рассмотрения судьи принимают решение путем голосования, которое выражается в форме определения. В течение 5 дней после вынесения акт направляется всем участникам процесса, а также публикуется в соответствующем разделе на сайте «Мой арбитр». Определение вступает в силу в момент его оглашения.

Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Территориальный орган ФАС России вынес в отношении общества предупреждение о прекращении действий (бездействия) по нарушению антимонопольного законодательства, выражающихся в отказе от заключения договора по транспортировке твердых бытовых отходов. В предупреждении указывалось, что общество, которое занимает на товарном рынке доминирующее положение, должно прекратить незаконные действия и заключить соответствующий договор ().

Не согласившись с вынесенным предупреждением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта антимонопольного органа недействительным. По мнению общества, осуществляемая им хозяйственная деятельность не подлежит проверке на предмет ее соответствия положениям , поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим на товарном рынке доминирующее положение.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предупреждение антимонопольного органа не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке . На этом основании Суд прекратил производство по делу ().

Общество обжаловало данное решение. Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта: оно принято уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и оказывающее влияние на его права в сфере предпринимательской деятельности (). Следовательно, предупреждение антимонопольного органа может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде.

Вместе с тем, Суд отметил: судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта. Поэтому судебной проверке подлежит факт наличия указанных признаков в поступивших в антимонопольный орган информации и документах, которые явились основаниями для вынесения предупреждения (). Такими признаками в рассматриваемом деле являются признание общества занимающим доминирующее положение на товарном рынке и факт отказа общества заключать договор по транспортировке твердых бытовых отходов.

В рамках рассматриваемого дела антимонопольный орган не смог доказать, что общество занимает на рынке доминирующее положение. Исходя из этого, апелляционный суд признал вынесенное в отношении общества предупреждение недействительным.

Таким образом, предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в арбитражном суде ().

***

В 2015 году результаты 34 проверок, проведенных ФАС России, были признаны недействительными по решениям суда. Теперь, когда ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, что приказ и предупреждение руководителя антимонопольного органа можно оспорить в суде, хозяйствующие субъекты смогут еще эффективнее защищать свои права. А значит, незаконных предупреждений и приказов станет меньше.

3.В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения.По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».

— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Внесудебное обращение в вышестоящий орган

Оспаривание решения ФАС в вышестоящем органе включает следующие шаги:

  1. Составляется текст заявления и собираются подтверждающие документы.
  2. Заявление направляется в федеральный орган ФАС по почте или через сайт.
  3. Заявление рассматривается и принимается решение.
  4. Принятое решение вступает в силу, и одновременно перестает действовать предписание нижестоящего органа ФАС.

В первую очередь необходимо определиться со способом подачи заявления – через почту или посредством отправки электронного документа.

На этой же странице можно проверить статус своего обращения, предварительно зарегистрировавшись и войдя в личный кабинет.

В жалобе нужно указать:

  • данные заявителя;
  • номер обжалуемого предписания;
  • суть жалобы;
  • подтверждающие факты;
  • дата и подпись.

При описании сути жалобы заявитель излагает, какие правовые нормы были нарушены вынесенным предписанием, и указывает требование об отмене предписания с указанием законных оснований.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган ФАС может:

  • оставить предписание в силе;
  • скорректировать предписание;
  • отменить предписание, как незаконное.

Если прежнее предписание признается незаконным, орган ФАС выносит новое предписание со ссылкой на правовые нормы и описанием юридических последствий для заявителя.

Мнение эксперта
Егоров Андрей Андреевич
Юрист-консульт с 10-летним опытом. Специализируется в области семейного права. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Например, если предписание о признании контракта незаконным отменено, то указывается на возобновление действия контракта или о необходимости определения исполнителя госзаказа заново.

Оставленное в силе предписание в дальнейшем можно оспорить только через арбитражный суд в течение месяца.

Кто и когда может пожаловаться: нормативная база

Федеральный закон о контрактной системе в главе 6 устанавливает порядок, в котором участник закупки обжалует решения организатора закупки, и оператора площадки, на которой она проводится. Глава не содержит способов обжалования решений госзаказчиков закупок или поставщиков на этапе исполнения контракта.

Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.

В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:

  • способ и условия определения победителя;
  • порядок определения начальной цены контракта;
  • процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
  • сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
  • регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
  • процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
  • порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
  • требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.

Составляем заявление

В соответствии со ст. 199 АПК, претензия должна содержать:

  • сведения об истце (копия свидетельства о государственной регистрации заявителя, документы представителя);
  • наименование подразделения ФАС и реквизиты оспариваемого документа;
  • перечень нарушений со ссылками на нормативные акты;
  • требование отменить акт, признать незаконными действия должностных лиц и т. п.;
  • ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта.

К заявлению необходимо приложить материалы, обосновывающие позицию истца, документы, подтверждающие направление копии заявления ответчику и оплату госпошлины.

Порядок рассмотрения

Жалоба должна быть рассмотрена в течение двух месяцев с момента принятия. Этот срок продлевают еще на месяц, если коллегиальному органу потребуется запросить дополнительную информацию.

Мнение эксперта
Егоров Андрей Андреевич
Юрист-консульт с 10-летним опытом. Специализируется в области семейного права. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

В рассмотрении жалобы вправе принимать участие лица, участвовавшие в первоначальном рассмотрении, и представитель управления ФАС, вынесшего тот акт, который обжалуется.

Особенностью ведомственного обжалования является то, что действие выданного первой инстанцией предписания не приостанавливается. Это можно оценивать как пробел в регулировании вопроса ведомственного оспаривания актов.

Решение коллегиальным органом принимается при условии участия в нем не менее половины состава органа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector