Статья 39.28. случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

Содержание:

Отказ в перераспределении земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности

Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, допускается в следующих случаях:

  1. Перераспределение участков в границах застроенной территории. Оно осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
  2. Перераспределение земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. Такое перераспределение нужно для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
  3. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства. Такое перераспределение осуществляется при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  4. Перераспределение земельных участков для размещения объектов капитального строительства, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Рассмотрим, в каких случаях может быть дан отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности. Такой отказ возможен при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Также отказ ждет частное лицо, если в результате перераспределения в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении также может быть дан в следующих случаях:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным.

Перераспределение земельных участков — это процесс, в результате которого образуются новые земельные участки и в котором могут участвовать несколько сторон (физические и юридические лица, органы власти различных уровней). С первого взгляда кажется, что этот процесс сложен, но на самом деле в нем легко разобраться, если знать его юридические особенности. Надеемся, что в этом помогут материалы этой статьи.

На то и фонд перераспределения

Фонд перераспределения земель Краснодарского края

1. Земельные участки из фонда перераспределения земель Краснодарского края, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края (за исключением занятых лесополосами, рисовыми оросительными системами, состоящими из каналов оросительной и водоотводной сети, сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, оборудования и построек для нужд эксплуатации и предназначенными для орошения риса и сопутствующих культур севооборота), используются арендаторами для:

1) развития отрасли животноводства для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые клубнеплоды, кормовые бахчевые культуры, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство, из расчета ежегодного производства и реализации не менее 7 центнеров кормовых единиц с каждого арендуемого гектара; рыбоводства;

2) производства винограда, плодов, картофеля, овощей и ягод с поддержанием способности почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур не менее указанных в статье 7 Закона Краснодарского края «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края»;

3) создания питомников для выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян;

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 10 июня 2020 г. N 3414-КЗ часть 1 статьи 19 настоящего Закона дополнена пунктом 4

4) сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных для обеспечения кормами сельскохозяйственных животных из расчета не менее 3 условных голов на 100 гектаров земельных участков для сенокошения и пастбищ;

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 7 февраля 2020 г. N 3559-КЗ часть 1 статьи 19 настоящего Закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу на следующий день после дня официального опубликования названного Закона и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

5) выращивания риса с соблюдением севооборота и урожайностью не менее 61,7 ц/га.

4. В порядке, установленном законом Краснодарского края, органы местного самоуправления муниципальных образований могут быть наделены государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению (в том числе по предоставлению) земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края.

В составе земель сельскохозяйственного назначения формируется фонд перераспределения земель, предназначенный для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Образование фонда перераспределения земель было предусмотрено ранее действовавшим законодательством: Законом РСФСР от 23 ноября 1990г. «О земельной реформе» и Указом Президента РФ от 27 декабря 1991г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». В этот фонд были включены участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.

Действия землевладельца по перераспределению земель

Чтобы начать процедуру, необходимо собрать комплект необходимых бумаг. Для того чтобы определиться с их перечнем, нужно прийти в местную администрацию. Статья 39.29 ЗК РФ говорит о том, что для перераспределения нужно соглашение, заключаемое между собственниками. С этим целями подается соответствующее заявление.

Заявление имеет типовую форму, заполняется в произвольном порядке. В качестве примера заполнения, можно  поинтересоваться в уполномоченном органе и уяснить для себя правила его заполнения. Кроме того, взять бланк заявления, тот, который действует на территории муниципального образования, где находится земельный участок. Форма заявления не имеет строго унифицированной формы. Исходя из этого, она может быть разной. Все зависит от конкретного муниципального образования. Кроме личного присутствия, заявление может подать от лица собственника его представитель. Но ему нужна доверенность. В этом документе необходимо написать перечень полномочий представителя. Кроме личного присутствия, заявление допускается подавать через интернет портал Госуслуги.ру или по почте.

В заявлении указывается:

  • фамилия, имя, отчество, адрес сторон соглашения;
  • если его подает ЮЛ – то его наименование, юридический, фактический адреса, реквизиты: ОГРН, ИНН;
  • номера участков согласно кадастру.

К заявлению, написанному гражданином или ЮЛ, прикладывается пакет бумаг. Они обязательны:

  • выписка из ЕГРН;
  • копии документов о собственности;
  • если такие документы отсутствуют, необходимы бумаги, которые устанавливают, на каком основании человек владеет землей;
  • схема расположения земельного участка или проект его межевания;
  • выписка из ЕГРП, ЮЛ, если заявление было подано от лица, осуществляющего в муниципальном образовании предпринимательскую деятельность.

Этот список нельзя назвать полным и исчерпывающим. Все зависит от конкретного случая. Таким образом, уполномоченный орган имеет право потребовать от землепользователя и иные бумаги. Если это будет необходимым.

За какое время уполномоченный орган обязан рассмотреть поступившее к нему заявление?

Закон устанавливает сроки, в которые заявление подлежит рассмотрению. В частности, срок равен 30 дням, не считая выходные. Срок может быть пролонгирован во времени до 45 суток. Это связано с тем, что для рассмотрения вопроса уполномоченный орган обязан потребовать дополнительную документацию, так как перечень общих документов не является исчерпывающим.

Если заявление подано, но в процессе были выявлены нарушения, например, не хватает документов, то оно возвращается обратно гражданину или представителю ЮЛ. Закон также отводит для этого срок. Он равен 10 дням со дня поступления документов в уполномоченный орган.

Решение от уполномоченного органа

Оно принимается по факту рассмотрения заявления, а также комплекта бумаг, которые прикладываются к нему в обязательном порядке. Уполномоченный орган принимает одно из двух решений:

  1. Дать положительный ответ о перераспределении земельных наделов заявителю. При этом уполномоченный орган основывается на проекте межевания.
  2. Отказать в заключение соглашения. Но при этом необходимо указать причины этого действия. Обязательна при этом ссылка на законы для того, чтобы заявитель четко понимал для себя, по какой причине ему отказали в услуге.

Если заявление было рассмотрено уполномоченным органом, он дал пользователю положительный ответ, то заключается соглашение о том, что земельные участки будут перераспределены. Этот документ имеет простую письменную форму, участие нотариуса не требуется. Но стороны, как и в любом договоре, обязаны соблюдать все правила, прописывать пункты, а также существенные условия. Договор отражает добровольно желание сторон, выраженное в том, что они достигли договоренностей по поводу перераспределения земельного надела. В соглашении описываются мотивы и причины этого действия. Сторонами соглашения могут выступать муниципалитеты, местная администрация, граждане, ЮЛ.

Какие нюансы нужно учесть

Важно!!! Если вы решили перераспределить ваши участки, обязательно скажите кадастровому инженеру с какой целью проводится межевание. Опытный специалист подскажет вам, существует ли риск отказа

Основная причина для отказа – новые участки не соответствуют требованиям законодательства. Например, для земель разных категорий установлены минимальные размеры площади. Если после перераспределения площадь одного из участков станет меньше, чем установленные законом нормы, в регистрации откажут.

В этом случае можно попробовать сделать новое межевание с учетом норм. Но это приведет к дополнительным затратам. Когда при заключении договора с геодезической компанией вы сразу указываете цель работ, риск, что при межевании будут нарушены какие-то нормы, отсутствует. Если перераспределить земли без такого нарушения невозможно, специалист вам сразу об этом скажет.

Нужно учитывать и особенности регламента процедуры:

  • Если земля находится на территории сельского поселения, решение о возможности перераспределения принимают местные органы самоуправления.
  • Обращаться за постановлением нужно в администрацию того округа, к которому принадлежат участки.
  • После того, как ЗУ в новых границах будут поставлены на учет, на них регистрируют право собственности.

Ст. 11.7 определяет регламент перераспределения для участков, если ими владеют частные лица или компании. Как правило, муниципалитет не участвует в этой процедуре. Закон отдельно устанавливает ситуации, когда в сделке участвуют и местные власти:

  • Выделение ЗУ для строительства. Процедуру регламентирует ст. 49 Земельного кодекса.
  • Развитие территории. Процедура описана в Градостроительном кодексе. В этом случае участниками процедуры по перераспределению могут быть как физические и юридические лица, так и местные власти.
  • Облагораживание территорий. В этом случае перераспределяют участки, которые находятся в собственности муниципалитета.

Соглашение о перераспределении должно быть подписано всеми собственниками участков. Изменить границы самовольно невозможно даже в том случае, если рядом с вашим ЗУ находится заброшенная земля. Такие участки тоже имеют собственников.

Чтобы провести перераспределение, вам потребуется связаться с владельцем соседнего участка и заключить соглашение. Чтобы узнать, кто владеет соседним ЗУ, можно получить выписку из ЕГРН. Это можно сделать прямо на сайте Росреестра. Вы получите выписку на адрес электронной почты в течение нескольких минут.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 – 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Перераспределение: что это такое и зачем оно нужно

Перераспределение относится к изменению границ земельного участка. Его осуществляют при объединении наделов, изменении их площади, разделении между двумя собственниками. Для того чтобы сделать это законно, нужно посмотреть на положения ст. 11.7 ЗК РФ. Исходя из его смысла, можно сказать о том, что россиянам разрешено менять границы и площадь земельного надела за счет земель, собственниками которых выступает государственный и муниципальный орган. В реальности процесс перераспределения подразумевает кадастровые работы в их совокупности. В результате их проведения происходит корректировка границ земельных наделов. По ст. 11.7 создаются новые участки, старые прекращают свое существование. Если участок принадлежит частному лицу, то после перераспределения полномочия собственника возникают у нового владельца по соглашению, которое было оформлено между бывшими владельцами.

Перераспределение необходимо в ситуациях, когда земля не только увеличивается, но и уменьшается в площади, а также делится между несколькими гражданами. Кроме того, если на участке необходимо проведение коммуникаций, например, водопровода, по решению судебной инстанции. Рекомендуется провести процедуру, если отступ от дома жилого назначения составляет менее 3 метров. И границы участка, находящегося в частной собственности, можно отодвинуть дальше, за сет земли смежного назначения. По ст. 39.28 ЗК РФ земельные угодья, принадлежащие местным или региональным органам власти, могут быть перераспределены, но в пределах территорий, которые были застроены, при условии принятия решения о том, что земли будут развиваться. Об этом оформлен соответствующий договор.

Случаи, по которым происходит перераспределение

Изменение неутонченных и ломаных границ В этой ситуации происходит уточнение границ земельного надела, но сохраняется при этом первоначальная широта земельного угодья

Процедура происходит при участии заявителя в качестве заинтересованного в процессе лица и местной администрации

Выделение границ смежного типа Происходит по программе, связанной с развитием муниципальной территории, включая и земли, которые предназначены под застройку Перераспределение границ происходит частными собственниками для того, чтобы при строительстве дома, его границы, расстояние до соседей и красных линий соответствовали правилам СНИП
Перераспределение земель в кооперативах Необходимо четко понимать, где чьи границы, особенно, это актуально для собственников земельных угодий, которые предназначены под ИЖС и ЛПХ
Наличие программ федерального уровня В случае осуществления строительных работ, связанных с наличием специальных федеральных программ В качестве программ могут выступать различные действия государственных органов, связанных с благоустройством территории: строительство железнодорожных путей сообщения, образование водоема, возведение моста

Каким критериям должен отвечать земельный участок?

Перераспределению подлежат не все земельные участки. Условия проведения:

  1. На участках были проведены геодезические работы.
  2. После межевания участок ставится на кадастровый учет.
  3. Площадь территории, которая присоединяется к участку, принадлежит государственной собственности.
  4. Земельный участок, который перераспределяется и принадлежит гражданину, не может быть меньше законодательно установленного размера.
  5. Участки земли должны иметь одно целевое назначение.
  6. Передел возможен только в отношении участков смежного назначения.
  7. Земли, которые объединяются, принадлежат к одной административной территории. Это нужно для того, чтобы избежать изменения границ муниципалитета.

В распределении принимают участие граждане РФ, которые выступают владельцами земельных участков. Надел должен предназначаться для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества. Для того чтобы начать процедуру, владелец должен написать соответствующее заявление в компетентные органы.

Если собственник захотел осуществить перераспределение, ему необходимо оповестить об этом собственника участка, который является смежным по отношению к наделу, принадлежащего заявителю. Требование объясняется тем, что сосед также принимает участие в процедуре. Но не всегда можно знать, кому принадлежит земельный надел на самом деле, кто по документам выступает его собственником. В этой ситуации заинтересованное лицо имеет право запросить выписку из ЕГРН. Пути разные:

  • заказ выписку в Росреестре;
  • удаленно, на сайте Росреестра;
  • через МФЦ.

Стоимость

Эта услуга не бесплатная. Она облагается государственной пошлиной за совершение действий со стороны уполномоченных органов. Разнится и размер государственной пошлины. Все зависит от того, какого рода информацию хочет получить заинтересованное лицо. Пошлина оплачивается заранее, перед тем, как подать заявку на выписку.

После того как заинтересованное лицо узнает, кто собственник смежного участка, ему будет необходимо с ним провести личную беседу. В ходе разговора нужно указать на необходимость перераспределения земель. Нужно достигнуть соглашения по предмету изменения границ. Если сосед согласен, то между сторонами заключается соглашение. В нем прописываются условия, на которых происходит изменение границ, это фиксируется в соглашении. В документе отражается:

  • данные о владельцах участков, которые перераспределяются: фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта, место его выдачи и подразделение, которое сделало это;
  • если собственником выступает не гражданин, а организация, необходимо собрать все данные о ней, в частности: учредители, наименование ЮЛ, информация об правоустанавливающих документах.

Кроме информации о собственниках, указываются данные об участках земли, которые будут принимать участие в перераспределении. В частности, их кадастровые номера, местонахождение, а также основания, на которых заинтересованное лицо желает провести перераспределение. В конце соглашения ставятся подписи сторон с расшифровкой.

Порядок перераспределения земельных участков

Для заключения договора о переназначении земли и территорий, которые находятся в собственности муниципии или государства, а также зоны частной собственности, юридическому и физическому лицу необходимо обратиться с заявление в уполномоченный орган.

 Список документов, необходимых при подачи заявления:

  1. заявление, написанное физическим или юридическим лицом;
  2. к заявлению прилагаются:
  • копии документов, подтверждающие права на территорию заявителя, в случае, если они не были зарегистрированы в Едином государственном реестре по недвижимости;
  • карта расположения собственности в том случае, если нет проекта межевания территории, на основании которого производится перераспределение земли;
  • документ, который подтверждает права представителя от заявителя, в том случае, если с заявление о выдаче территории обращается не сам заявитель;
  • заверенный у нотариуса перевод документов о государственной регистрации на русский язык, если это иностранное юридическое лицо.

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками осуществляется благодаря следующим шагам:

Шаг 1. Оценить шансы на возможный положительный результат

Шаг 2. Оформление договора между собственниками

В оформлении договора участвуют несколько физических лиц, поэтому вся процедура начинается с соглашения. В случае, если документа нет, то это уже судебная процедура. В перераспределении могут участвовать неограниченное количество лиц, в законе не предусмотрено точное количество.

  • Личные данные о том, кому принадлежит территория (ФИО, данные из паспорта, действительный адрес проживания);
  • Правильные данные о земельной территории, участвующей в сделке ( площадь, адрес, номер из кадастрового регистра, вид земли, место и дата регистрации прав на собственность, данные свидетельства, в котором указаны детали о регистрации права собственности). Соответствующую информацию владелец земельного участка получает при проведении процедуры межевания (при кадастровых работах);
  • При передаче нескольких земель, предоставляются данные и о них.

Шаг 3. Предусмотрение и подсчет рисков, а также упущенной выгоды

В случае, если в процессе сделки один из собственников получает территорию меньше, то ему в обязательном порядке выплачивается компенсация. Ее сумма оговаривается в договоре. Для избежания недопониманий данный момент рекомендуется собственникам обсудить заранее.

Перераспределение земельных участков с муниципальной землей

Для переназначения земельной площади с муниципальной землей необходимо составить договор между муниципией и владельцем территории.

Собственник подает заявление в районную администрацию, к которому прикладывает:

  • копии документов, подтверждающих право собственности;
  • межевые документы;
  • схему запланированного участка на кадастровой карте.

Перераспределение земельных участков с разным разрешенным использованием

В результате раздела, образуемым земельным участкам присваивается разрешенное использование, как и земельным участкам, в результате которых они образуются (исключение является только в случаях, установленных законами федерального уровня). Перенаправление, объединение и раздел площади допускается только при наличии согласия владельца в письменном виде.

Возможно, пригодится также материал о прирезке земельного участка к основному наделу (по закону 2021 года).

Заявление о перераспределении земельных участков — образец

Образец заявления

Иск о перераспределении долей на земельный участок предъявляется в суд по месту расположения зоны. Сложность дела зависит от его стоимости. В случае, если стоимость участка 50 000 руб. или меньше, иск необходимо направить мировому судье, в остальном — районный суд (ст. ст. 23, 24, 30 ГПК РФ)

Соглашение о перераспределении земельных участков — образец

Скачать соглашение

Без соглашения сделка не может иметь место.

  • личные данные о владельцах;
  • технические характеристики на земли;
  • данные о правах собственности сторон на заявленные земли;
  • краткая суть вопроса — для чего производится перераспределение.

Целью договора является избежание недопониманий с обеих сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector