Контроль фас за соблюдением законодательства о контрактной системе

Международное сотрудничество

ФАС России сотрудничает с международными организациями и иностранными органами в сфере антимонопольной политики, противодействия недобросовестной конкуренции и государственному регулированию естественных монополий.

Международная деятельность ФАС России включает:

— Вклад в интеграцию российской экономики в мировое экономическое пространство ;

— Выполнение хозяйственных обязательств Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России;

— участие в разработке концепции единого европейского экономического пространства ;

— Защита интересов России путем участия в профильных международных организациях ;

— Внедрение лучшего зарубежного опыта в российскую практику, повышение квалификации сотрудников ФАС России;

— Подготовка и реализация технической помощи со стороны международных организаций от имени ФАС России.

ФАС России участвует в международных рабочих группах. По его инициативе были созданы 3 группы:

— Рабочая группа по изучению вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и методов их функционирования (Рабочая группа по нефти) — была создана в сотрудничестве с Федеральным антимонопольным ведомством Австрии в 2011 году и закрыта в 2014 году, так как все ее цели были достигнуты. ;

— Международная рабочая группа по исследованию проблем конкуренции на рынке международной связи (роуминга) — создана в 2012 году с целью выполнения Рекомендаций по развитию рынков международной связи в государствах- участниках СНГ, содержащихся в Отчете о состоянии Конкуренция на рынках мобильной связи СНГ;

— Международная рабочая группа по изучению проблем конкуренции в фармацевтическом секторе — была создана в сотрудничестве с Итальянским антимонопольным ведомством в 2012 году; направлена ​​на разработку конкретных предложений по формированию конкурентной среды на фармацевтическом рынке и обеспечению доступности лекарственных средств для потребителей.

ФАС России наладила связи и участвует в работе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), объединяющего 10 стран СНГ и Украины , Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) , Евразийского Экономический союз (ЕАЭС) , Международная сеть по конкуренции (ICN) , БРИКС , Европейский союз (на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, вступившего в силу в 1997 году), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) , Регуляторы энергетики Региональные Ассоциация (ЭРРА) .

В целях расширения международного сотрудничества в области конкуренции ФАС России ежегодно проводит мероприятие «Российская неделя конкуренции», которое в 2015 году собрало руководителей конкурентных ведомств стран мира и в котором принял участие Владимир Путин.

Совершение сделок с долями/акциями коммерческими компаниями

В ст. 28 ФЗ №135 определены случаи, когда предприятия должны получить согласие надзорного института на заключение договоров. Решение необходимо, если совокупная стоимость активов по данным последних балансов лиц, покупающих доли/акции либо имущество, и субъектов, в отношении которых они приобретаются, более 3 млрд р. Антимонопольный орган дает согласие на сделки и в случае, если суммарная прибыль указанных субъектов от реализации продукции за окончившийся календарный год больше 6 млрд р. Но при этом по данным последнего баланса стоимость активов лица, доли/акции/имущество которого приобретается, составляет более 150 млн р. или один из указанных субъектов включен в реестр. Так, с предварительного разрешения покупаются голосующие акции АО, если приобретающее лицо получает право на распоряжение более 25%, если ранее оно не имело такой возможности вообще или его доля составляла меньше 25%. Данное требование не действует в отношении учредителей общества на момент его образования.

Как найти решение ФАС

Все жалобы рассматриваются ФАС в соответствии с приказом № 727. Возвращение же обращения заявителю возможно в случаях:

  • отсутствия требуемой информации
  • заявление подписано лицом, которое не имеет на это прав
  • не соблюдены сроки подачи

Регистрация заявлений производится в реестре ФАС, формируя собой целую базу решений.

Все документы отсортированы и приведены к единообразию по следующей структуре:

  1. Количество участников и базовые сведения о документе.
  2. Предоставленные доказательства — те, что использовались во время комиссии.
  3. Обстоятельства — мотивировочная часть.
  4. Выводы — фактическое решение ФАС.

Хотя знание полномочий столь узконаправленной по деятельности службы знать нужно не всегда — это позволит быть минимально готовым к непредсказуемой ситуации. Более того, полученная из статьи информация значительно расширяет кругозор. Ведь только четкое понимание работы структуры облегчает общение с государственными службами, улучшая эффективность каждого обращения.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Порядок рассмотрения дел ФАС

В состав ФАС входит главное отделение, территориальные (региональные) подразделения и отраслевые подведомства. По данным на 2018 год, в состав региональных ведомств ФАС входят 84 службы, в которых работает 2315 сотрудников.

Исходя из Постановления правительства №331 о ФАС от 30.06.2004г., данная инстанция обладает такими полномочиями:

  • составление правовых актов, необходимых для ведения профессиональной деятельности службы;
  • обеспечение контроля соблюдения законов относительно антимонопольной политики по отношению ко всем субъектам государства, и привлечение правонарушителей в разрезе своей деятельности к наказанию;
  • исследование и анализ рынков с целью устранения превосходства одного из субъектов предпринимательства;
  • составление перечня подрядчиков, которые ведут предпринимательскую деятельность недобросовестно;
  • согласование дел между зарубежными инвесторами и отечественными хозяйствами для защиты и безопасности государства.

Антимонопольная служба вправе давать ход делам о правонарушениях определенных лиц по представленным заявлениям предпринимателей, доказательствам правоохранительных структур и по личной инициативе, если в ходе проверки были выявлены нарушения. Для рассмотрения подобных дел ФАС создается специальная комиссия, в которую входят работники территориального подразделения службы в количестве, превышающем три человека. Однако, председателем должен выступать если не руководитель ФАС по месту, то его заместитель.

Обратите внимание

Если процесс подразумевает участие компаний, связанных с предоставлением кредита, 50% численности комиссии необходимо составлять работникам ЦБ РФ.

Дела рассматриваются собранной комиссией в присутствии истца и ответчика, которые излагают требования и законодательные обоснования своих прав, а также факты нарушения этих прав и положенные доказательства. По факту рассмотрения дела комиссия удаляется в отдельную комнату, совещается и путем открытого голосования принимает решения, основываясь на законодательных актах. Решение выносится в зависимости от мнения большинства. При условии, что ответчик признается виновным, ему выносят предписание о том, что он должен устранить выявленные правонарушения.

Обратите внимание

Относительно решения ФАС может быть подана апелляция в суд.

…но споры не разрешает

Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 компетенция антимонопольного органа охватывает контроль за участием хозяйствующих субъектов в гражданско-правовых отношениях (с точки зрения обеспечения конкуренции), но, принимая меры по прекращению нарушения и обеспечению условий конкуренции, антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовые споры.

В частности, он не уполномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

Данная позиция подтверждается следующим примером из судебной практики.

Хозяйствующий субъект, осуществляющий железнодорожные перевозки, заключил с контрагентом договор по перевозке груза, которая, по мнению последнего, была выполнена по завышенным тарифам. По данному факту антимонопольный орган возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства, выдал предписания о перерасчете провозной платы за определенный период времени. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций решение антимонопольного органа оставили без изменения. Однако ВАС РФ судебные постановления отменил.

Согласно позиции ВАС РФ спор между хозяйствующими субъектами возник вследствие нарушения перевозчиком договора и подлежит разрешению в судебном порядке. Данный спор затрагивает интересы двух контрагентов, не нарушает публичных интересов, в том числе интересов по защите конкуренции. Следовательно, антимонопольный орган, вынося решения и предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства, вышел за пределы компетенции <1>.

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 12.07.2006 N 1812/06 по делу N А33-2953/2005.

Таким образом, основываясь на данном примере, полагаем, что действия хозяйствующего субъекта, нарушающие антимонопольное законодательство, должны приводить к ущемлению интересов не только конкретного хозяйствующего субъекта — контрагента по сделке, но и неопределенного круга лиц. В частности, антимонопольным органом не доказано, что хозяйствующий субъект, осуществляющий железнодорожные перевозки, требовал от других контрагентов оплаты услуг по завышенным тарифам.

Организация

Среди структурных подразделений Центрального управления ФАС России:

  • Управление по контролю за строительством и природными ресурсами
  • Департамент промышленного контроля
  • Департамент регулирования электроэнергетики
  • Департамент регулирования телекоммуникаций и информационных технологий
  • Департамент контроля над финансовыми рынками
  • Департамент по контролю за рекламой и недобросовестной конкуренцией
  • Управление по контролю за иностранными инвестициями
  • Департамент по борьбе с картелями
  • Управление по контролю за вооружением армии и флота , военной аппаратурой связи
  • и другие

Работа структур

135-ФЗ определяет следующие полномочия надзорных институтов:

  1. Возбуждение и рассмотрение дел об экономических преступлениях в сфере конкуренции.
  2. Выдача хозяйствующим субъектам, исполнительным структурам федерального, регионального, местного уровня, а также иным институтам, выполняющим соответствующие надзорные функции, внебюджетным фондам, должностным лицам предписаний, обязательных для выполнения. К примеру, антимонопольный орган может обязать предприятие осуществить перечисление в бюджет дохода, полученного в связи с нарушением нормативных правил. Исполнительной территориальной структуре может быть предписано изменить или отменить правовой акт, не согласующийся с федеральным документом.
  3. Привлечение в порядке и случаях, определенных в нормативных актах, к ответственности граждан (ИП в том числе), юрлиц, должностных лиц, допустивших нарушения в сфере конкуренции.
  4. Направлять в суды иски, заявления, связанные с выявленными преступлениями.
  5. Участвовать в разбирательстве дел, касающихся нарушения/исполнения нормативных предписаний.
  6. Устанавливать доминирующее положение субъекта хозяйственной деятельности.
  7. Вести реестр предприятий, доля на рынке определенной продукции которых составляет больше 35%.

Федеральный антимонопольный орган также вправе издавать нормативные акты, давать разъяснения, касающиеся вопросов применения действующих в сфере конкуренции правовых предписаний.

Утверждение типовых техзаданий и типовых контрактов

Одна из главных проблем заказчиков — это правильное описание объекта закупки. Установление типовых техзаданий, которые содержат технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям законодательства, позволит исключить вольную трактовку ГОСТов и различное описание одних и тех же товаров.

Заказчики не смогут установить избыточные требования, ограничить количество участников путем «заточки» под конкретного поставщика. Кроме того, типовые технические задания снизят число ошибок при формировании заявок, потому что требования к объекту закупки будут унифицированы. Соответственно, количество отклоненных заявок и жалоб при проведении конкурентных процедур сократится.

Если утвердить типовые контракты, то сократится число нарушений в тендерах, унифицируются условия выполнения обязательств по госконтракту, а также обеспечится надлежащее исполнение госконтракта. Установление единых условий по исполнению контракта, в частности претензионного порядка, порядка удержания обеспечения исполнения контракта и взыскания неустойки упростит ведение претензионно-исковой работы, а также борьбу с недобросовестными исполнителями.

Кроме этого, установление унифицированного порядка приемки товаров, работ, услуг, а также пошаговый порядок отказа заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке исключит злоупотребления со стороны поставщика и оптимизирует работу госзаказчиков.

Полномочия учреждения

Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:

Центральный аппарат ФАС имеет право принимать нормативные акты, которые как-либо относятся к компетенциям учреждения. Контроль за соблюдением организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), федеральной исполнительной властью, физическими лицами (в том числе — индивидуальными предпринимателями), субъектными и муниципальными государственными структурами законодательства антимонопольной области. Сюда входит рассмотрение дел о нарушении оного, выдача предписаний, обязательных для исполнения, проведение и плановых, и внеплановых проверок, привлечение выявленных виновных лиц к ответственности по административному законодательству. Осуществление надзора за экономической концентрацией на товарных рынках, согласование проведения сделок с имуществом коммерческих учреждений, акциями (долями в уставном капитале) в случаях, что предусматривает российское антимонопольное законодательство. Периодические исследования товарных рынков на факт обнаружения доминирующей позиции отдельных хозяйствующих объектов. Ведение реестра с недобросовестными поставщиками. В документ включаются данные о подрядчиках, поставщиках, которых отклонили от заключения муниципальных или государственных контрактов по результатам торгов. А также сведения о тех поставщиках и подрядчиках, связи с которыми расторгнуты с привлечением суда — из-за неисполнения/ненадлежащего выполнения своих обязательств

Рассмотрение ходатайств иностранных инвестиционных учреждений о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими обществами, которые имеют важное стратегическое значение для российской обороны и безопасности государства

Внедрение стандартов в закупки по 223-ФЗ

Внедрение региональных стандартов закупочной деятельности для заказчиков по 223-ФЗ сформирует единые правила корпоративных закупок, в том числе унифицирует их способы, установит требования к участникам, закрытый список поводов для заключения договора с единственным поставщиком, порядок формирования начальной (максимальной) цены договора.

Внедрение региональных стандартов повысит эффективность расходования денег, уровень конкуренции, а также снизит риски коррупционных фактов.

ВАЖНО!

Типовое положение о закупках может использоваться как инструмент поддержки СМП.

В 2020 году для повышения открытости и прозрачности тендеров, которые проводятся отдельными видами юридических лиц, а также увеличения количества участников, развития конкуренции ФАС разработан стандарт, который включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности. Он основан на административной практике, а также на лучших практиках применения положений 223-ФЗ. Содержит основные подходы антимонопольной службы к оценке закупочной деятельности заказчиков.

Стандарт не является общеобязательным нормативным актом. Вместе с тем может быть использован при разработке региональных стандартов осуществления закупочной деятельности.

Громкие дела

Рассмотрим самые громкие дела, где ФАС смогла добиться восстановление справедливости:

  • В отношении «Газпрома» (2011).
  • В отношении торговой сети «Ашан» (назначение штрафа в 62 млн рублей).
  • В отношении ОАО «РЖД» (злоупотребление доминирующим положением — штраф в 2,2 млрд рублей).
  • В отношении «Гугл» (2014).
  • В отношении «Теле2» (скидки за необоснованные жалобы на конкурентов).
  • В отношении «Тинькофф Банка» (одностороннее принятие решения о снижении процентов на пополнение срочных вкладов).

В РФ действует служба, призванная защищать здоровую конкуренцию в экономической среде. Это ФАС, с чьей структурой, задачами, деятельностью мы ознакомились.

Каковы сроки проведения проверок?

Согласно п. 16 Порядка проведения проверок общий срок проверки (с продлением) не может превышать двух месяцев, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований п. 19 Порядка проведения проверок. В данном случае указанный срок не может составлять более чем шесть месяцев.

Отметим, что проектом регламента предусмотрен общий срок для проведения как плановых, так и внеплановых проверок – 30 дней. Названный срок отсчитывается:

– с даты начала проведения, поименованной в приказе, – для плановой проверки;

– с момента поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок – для внеплановых проверок. При этом датой поступления информации о нарушении законодательства является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.

Проектом административного регламента установлены случаи продления указанного выше срока. Срок проведения внеплановой проверки может быть продлен в исключительных случаях, а также при направлении запроса о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения внеплановой проверки, не более чем на 30 дней. При этом о продлении срока проверки должно быть уведомлено лицо, направившее в контрольный орган информацию о нарушении и субъект контроля (заказчика, контрактную службу, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок и его членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированную организацию, оператора электронных площадок).

В свою очередь, срок плановой проверки продлевается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, на основании приказа руководителя контрольного органа. Данный срок может быть продлен не более одного раза, и общий срок проведения проверки не может составлять более двух месяцев, за исключением случая несоблюдения субъектами контроля требований п. 4.14 проекта регламента. В таком случае срок проведения проверки не может составлять более чем шесть месяцев.

Другие сделки

В законодательстве определены случаи, когда перед совершением юридически важных действий согласие антимонопольного института не требуется. Вместе с этим нормативный акт обязывает субъектов направить уведомление после заключения соответствующих сделок, если соблюдается комплекс условий:

  1. Юридически значимые события происходят при участии лиц, входящих в одну группу.
  2. Перечень субъектов, являющихся сторонами отношений, был представлен любым участником в антимонопольный орган в установленной форме не позже 1 месяца до совершения сделки. К списку при этом должны прилагаться основания, по которым лица входят в соответствующую группу.
  3. Перечень субъектов на момент совершения сделки не изменился в сравнении с представленным в надзорную инстанцию до события.

Статья 29

В ней определены случаи совершения сделок с акциями, правами, активами финансовых предприятий, для которых требуется согласие антимонопольного органа. Разрешение необходимо, если стоимость долей в соответствии с данными последнего бухгалтерского баланса больше суммы, определенной правительством, а для кредитных структур – Высшим исполнительным институтом и ЦБ. Так, с предварительного разрешения контрольной инстанции осуществляется покупка долей в УК ООО лицом (группой субъектов), в распоряжении которых находится не меньше 1/3, но не больше 50% долей в капитале этого общества, если после сделки лицо получит право распоряжаться более чем половиной акций. В целом случаи получения согласия антимонопольной инстанции, определенные в статьях 28 и 29, аналогичны.

Судебная практика ФАС

За тринадцать лет существования ФАС были рассмотрены сотни тысяч жалоб и проведены десятки тысяч служебных и судебных экспертиз. Ежегодно федеральная антимонопольная служба России публикует доклад о результатах своей работы.

Проведя анализ этих докладов можно составить рейтинг самых громких дел и результативных расследований, которые скажут о качестве работы ФАС.

ООО «Доктор Веб»

В октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Доктор Веб». Причинами возбуждения дела стали претензии ФАС к ценовой политики предприятия. Проявилось это в ценовой политики ООО «Доктор Веб», которая, согласно договоров, распространялась даже на товары, которые подлежали перепродаже через третьи лица.

В результате в 2010 году, путем тщательной проведения тщательной работы, ООО «Доктор Веб» выиграл суд и продолжает придерживаться того же ценового направления на свою продукцию.

ЗАО «Русская рыбная компания»

В октябре 2012 года ФАС были вынесены обвинения ЗАО «Русская рыбная компания» в сговоре с несколькими поставщиками однотипного товара (норвежская форель и семга). Целью нарушения закона было устранения прочих поставщиков этого вида товара на российский рынок. Проходило ото путем заключения с прямыми поставщиками дополнительного соглашения, в котором они не имели право в течении пяти лет реализовывать свой товар каким-либо иным предприятиям Российской Федерации.

Однако в суде, предприятие смогло доказать предвзятость специалистов ФАС и дело закончилось победой ЗАО «Русская рыбная компания» в суде.

Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»

В январе 2013 года суд Ленинградского УФАС принял правомерными обвинения ФАС в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район».

Причиной возбуждения судебного делопроизводства стало обвинение в дискриминационных действиях. Местными органами управления были переданы часть полномочий, которые касались отвод земельного участка для захоронения, а так же отслеживание деятельности похоронных услуг в регионе, коммерческой организации, которая была заинтересована в непосредственном участии в этих же процессах. Произошло это потому, что коммерческая организация сама оказывала ритуальные услуги, поэтому захватила управление этой деятельностью в этом регионе только в своих целях.

ОАО «Ленэнерго»

В декабре 2014 года был вынесен приговор ОАО «Ленэнерго», в котором предприятие было признано виновным и обязано было выплатить штраф в размере 1,8 миллиона рублей.

Уголовное дело было заведено на основании многочисленных заявлений простых граждан, которые обратились в ОАО «Ленэнерго» с заявлениями на подключение временнее, однако так и не получили договоров.

Суд признал в действиях предприятия нарушения связанные с бездействие и систематические нарушения принятых на себя договорных обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в период с 2009 по 2011 год.

Microsoft

В ноябре 2016 года было возбуждено очередное уголовное дело в отношении Microsof. Дело заведено по причинам злоупотребления лидирующей позиции на рынке товаров. Причиной возбуждения дела, стало заявление от компании «Лаборатория Касперского». Microsof сократил период адаптации посторонних антивирусных программ (кроме собственных) с трех месяцев до недели.

Тем самым, так как ответчики являются крупнейшими поставщиками операционных программ в России, это приведет к тому, что на большей части компьютеров, возможно, будет установить только антивирус производства Microsof.

Решения суда по данному делопроизводству ещё не было вынесено.

Как видно из судебной практики, не всегда федеральная антимонопольная служба России принимает верные решения и служит поддержкой честного отечественного бизнеса. Но и положительные результаты, безусловно, присутствуют, поэтому можно сделать вывод, что действующая система не совершенна, однако имеет право на существование.

Расширение доступа СМП к закупкам

Для обеспечения доступности участия в торгах СМП и расширения возможностей участвовать в тендерах на региональном уровне при разработке типового положения нужно установить специальный режим их проведения среди субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, предусмотреть единый ограниченный набор требований как к участнику процесса, так и к составу заявки. Установление единых требований к составу заявки при проведении закупок среди СМП позволит исключить произвольное установление заказчиками требований к составу и содержанию заявок, обеспечит расширение доступа СМП к тендерам, а также снизит коррупционные риски.

Экономическая концентрация

Антимонопольная служба России осуществляет предварительный и последующий надзор за различными видами деятельности хозяйствующих субъектов. В качестве одного из ключевых направлений работы института выступает сфера экономической концентрации. Антимонопольное законодательство не дает четкого определения данной области. В нормативном акте, регламентирующем обеспечение защиты конкуренции на финансовых рынках, приводилась трактовка понятия «концентрация капитала». Она рассматривалась как присоединение, слияние финансовых предприятий, приобретение ими акций/активов/долей в капитале друг друга и третьими лицами. 135-ФЗ определяет экономическую концентрацию как сделки и прочие действия, производство которых влияет на состояние конкуренции. Данная трактовка считается специалистами довольно расплывчатой.

Увеличение числа централизованных и совместных закупок

По 44-ФЗ можно проводить централизованные закупки, суть которых в проведении госзакупок не самими заказчиками, а одним уполномоченным органом. Главный плюс — экономия бюджета через грамотное формирование лотов. Например, можно приобрести продукты питания одновременно для нескольких детсадов в муниципальном районе. За счет этого достигается снижение цен, которые предлагают поставщики. по сравнению с проведением нескольких мелких тендеров самими детсадами. А также сокращаются расходы на сам закупочный процесс. Заказчики менее нагружены работой из-за отсутствия дублирующих тендеров, а также высококвалифицированные специалисты уполномоченного органа совершают меньше ошибок по ходу тендера.
Меньше коррупционных фактов из-за установления:

  • единых правил осуществления закупок;
  • единых требований к участникам;
  • требований к покупаемой продукции в документации;
  • требований к инструкции по заполнению заявки;
  • к техническому заданию;
  • к проекту контракта.

Наличие единой формы документации для всех закупок, которые проводятся уполномоченным органом, также упрощает участие в торгах.

Документы для регулирования

В качестве основных документов, которые используются как для регулирования деятельности службы, так и для обеспечения ее работы, выступают:

  • положение о ФАС № 331 — утверждено правительством РФ
  • ФЗ № 135 — регламентирует защиту конкуренции
  • постановление правительства РФ № 189
  • нормативные акты, что ссылаются на необходимость работы ФАС в конкретных сферах: торговля, реклама, государственные тендеры и т.д.

Данный перечень неполный и содержит в себе лишь основную нормативную базу. Раскрыть его полностью в рамках данной статьи невозможно из-за объема и обязательного индивидуального подхода.

Задачи инстанций

Антимонопольные организации, действующие в стране:

  1. Обеспечивают надзор за исполнением нормативных предписаний.
  2. Выявляют нарушения.
  3. Принимают меры по пресечению экономических преступлений.
  4. Привлекают к ответственности виновных субъектов.
  5. Предупреждают недобросовестную конкуренцию и распространение монополий.

Территориальные подразделения подведомственны федеральному институту. Их деятельность регламентирует антимонопольное законодательство и положение, утвержденное вышестоящей инстанцией. Последняя наделяет территориальные представительства соответствующими полномочиями в рамках своей компетенции.

Проверка нарушений

Итак, проверка нарушений подразделяется на два вида:

  1. Плановая. Они проводятся раз в три года, их график формируют заранее, а ознакомиться с графиком можно на официальном сайте службы.
  2. Внеплановая. Инициатором начала проверки может быть кто угодно, необходимо любое сообщение о возможных нарушениях. Информация о них может поступить от СМИ, правоохранительных органов или иных физических и юридических лиц.

Справедливо заметить, что четкого графика у внеплановых проверок нет. Вследствие этого они являются лидерами по нахождению различных нарушений. Штрафы, что выписываются в их ходе, распространяются в соответствии с законодательным порядком РФ.

По этапам проверка делится следующим образом:

  1. Проинформировать организацию о плановой проверке. Оповещение должно быть выслано за три дня до ее начала посредством заказного письма. Информирование в равной степени относится и к внеплановым проверкам, однако здесь сообщить необходимо за сутки до ее начала.
  2. Отправляется запрос на все требуемые документы. Организация обязана предоставить их в течение 10 дней.
  3. В случае обнаружения нарушений или подозрения на них сотрудники ФАС являются в компанию лично. Производится осмотр всех помещений, в том числе производственных, и назначаются требуемые экспертизы.
  4. После проведения всех экспертиз служба формирует акт об их исполнении. Это делается в двух экземплярах, один из которых выдается организации с обязательным проставлением подписи последней. ФАС также обязан прикрепить к акту остальные материалы дела: протоколы, показания и т. д.
  5. В случае обнаружения нарушений выпускается предписание об их устранении. В случае если таковые имели место неоднократно или их устранение игнорировалось руководством фирмы — служба имеет право возбудить административное дело.
  6. Возражение со стороны директора компании допускается, но лишь в 15-дневный срок со дня получения документа об обнаружении нарушений.

Права ФАС

Реализация полномочий требует у ФАС особых прав. Не все из перечисленных далее доступны иным службам, что также позволяет избегать незаконной монополии. К числу основных прав относится:

  • получение полного доступа ко всем сведениям, которые необходимы для вынесения итогового решения согласно деятельности службы
  • принятие решений в отношении субъектов-компаний для введения, прекращения или изменения способов их регулирования
  • осуществлять заказ всех требуемых для деятельности службы исследований, анализов и оценок
  • предоставлять официальное разъяснение всем причастным лицам всех вопросов, что входят в компетенцию службы и имеют непосредственную связь с ее работой
  • осуществлять ликвидацию всех последствий, которые были нанесены вследствие обнаруженных нарушений или непосредственной деятельности службы
  • проводить мероприятия профилактического характера, цель которых пресечение юридическими лицами помех расследованию, а также попытке уничтожить любые документы, свидетельствующие о нарушениях
  • привлекать иные организации к проверкам и исследованиям, если того требуют обстоятельства для решения вопросов
  • использовать все законные меры по ограничению, предупреждению и контролю деятельности юридических и физических лиц
  • пресекать все нарушения со стороны проверяемых субъектов в рамках проводимого расследования
  • создавать советы, комиссии, группы и иные экспертные органы в рамках основной деятельности для решения вопросов — допускается, чтобы они были межведомственными
  • издавать правовые акты в рамках полномочий и законодательства с целью осуществления деятельности
  • утверждать и награждать знаками отличия всех, кто принес для ФАС пользу в рамках проводимых ей работ

Однако осуществлять управление государственным имуществом, а также оказывать платные услуги ФАС не вправе. Исключение составляет только случаи указа президента или постановление правительства.

Заключение

В соответствии с Докладом об основных направлениях и результатах работы ФАС РФ, представленного в правительство, в качестве стратегической задачи антимонопольной службы выступает обеспечение свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности в пределах единого экономического поля. В соответствии с данной задачей сформулированы ключевые сферы работы института. К ним относят:

  1. Формирование условий для нормального развития конкуренции в рамках деятельности субъектов хозяйствования, не являющихся естественными монополиями.
  2. Пресечение и предупреждение негативного влияния структур местного и госуправления на функционирование рынков, уменьшение коррупционных рисков в процессе размещения муниципального и госзаказов.
  3. Обеспечение равноправного доступа потребителей к услугам, продукции, работам, которые реализуются естественными монополиями.

При ФАС работает Общественный консультативный совет. В него входят представители некоммерческих обществ, объединений предпринимателей. В функции Совета входит мониторинг работы ФАС, выработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства и практики предупреждения и пресечения нарушений предписаний. При надзорном институте также работают экспертные группы по отдельным направлениям его функционирования. Руководитель антимонопольной службы – И. Ю. Артемьев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector