Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образец
Содержание:
- Особенности предоставления земельных участков
- Общее описание
- По результатам 3-го этапа возможны 2 сценария развития событий:
- Образец и правила составления заявления
- Предварительное согласование земельного участка для ведения садоводства.
- Выделение земельных участков под ИЖС — порядок выделения и условия
- Льготное обеспечение граждан земельными участками
- Физические лица
- Законодательство
- Аренда и как в этом случае формируется цена
- Правила предоставления надела
- Возможные причины отказа
Особенности предоставления земельных участков
04.03.2016 15:07
Павловский отдел
В соответствии с пп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, с гражданами для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее земельные участки) в соответствии со статьей 39.18 Земельного Кодекса.
На основании ст.39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления или о предоставлении земельных участков уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье — извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
Данное решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является в соответствии с п. 6 ст.39.18 КЗ РФ является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Общее описание
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:
- земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор;
- земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;
- земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации;
- земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;
- земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;
- земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
- земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
- земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
- земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.08.2008 №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
Предварительного согласования предоставления земельных участков в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (Комитет).
Для получения предварительного согласования предоставления земельных участков заинтересованным лицам следует обратиться в Санкт‑Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт‑Петербурга» (ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга») с заявлением и полным комплектом документов.
Полное наименование:
По результатам 3-го этапа возможны 2 сценария развития событий:
Данный сценарий, по сути, является отрицательным решением. Он исключает возможность для заявителя получить испрашиваемый земельный участок без торгов.
Однако, не стоит рвать волосы на всех частях тела. Подобный сценарий не исключает возможности получения желаемого участка через аукцион.
Достаточно часто лица, которые откликнулись на извещение и изъявили намерение получить участок, не подают заявки на объявленный аукцион.
При таком раскладе единственный участник аукциона, которым может быть заявитель, подавший заявление о предварительном согласовании, получает участок на аукционе без повышения цены.
Другими словами, участок достается единственному участнику аукциона, на тех же условиях, как если бы он получил землю без торгов через предварительное согласование.
Поэтому не нужно опускать руки, если на 3-ем этапе предварительного согласования вы получили отрицательное решение.
если в течение 30-дневного срока никто не заявил о своем намерении получить участок, то процедура предварительного согласования переходит на 4 заключительный этап.
Второй сценарий является положительным решением. Заявитель достигает своей цели – получение земельного участка без торгов через предварительное согласование.
3-ий этап является одним из самых неоднозначных.
Причина неоднозначности состоит в следующем.
Некоторые недобросовестные чиновники умышленно инициируют подачу заявлений о намерении получить участок.
Их цель «спихнуть» процедуру предварительного согласования в режим аукциона.
Мотивы таких гнусных действий могут быть разными. От понятного стремления наполнить местный бюджет за счет аукционных платежей. До банального желания «заныкать» от народного взора хорошие участки для себя любимых.
В любом случае, недобросовестность некоторых чиновников не повод покорно сложить ручки на «пузике». В такой ситуации не стоит просто сидеть на пятой точке.
Потому что, как говорится в одной резкой поговорке: «на хитрую жо.. всегда найдется болт с винтом».
Следует понимать, что в высоко конкурентных районах (в крупных городах и вокруг них; южных районах) много желающих получить участки.
По этой причине, на таких территориях вероятность пройти процедуру предварительного согласования до успешного результата ниже, чем в провинциальных регионах.
Но даже несмотря на это, читатели сайта добиваются получения земли через предварительное согласование.
В частности, Сергей за 1,5 года добился получения через предварительное согласование.
Переходим к завершающей стадии предварительного согласования.
Четвертая стадия.
Образец и правила составления заявления
Согласно действующим правилам в документе заявитель должен отразить такую информацию:
- ФИО, адрес по паспорту, контактные данные (а в случае с компанией или общественным объединением – номер регистрации, кроме тех случаев, когда заявителем является иностранная организация).
- Кадастровый номер, который присвоен данному земельному участку.
- Если предполагается образовать участок, подаются данные соответствующего решения (название, номер, дата).
- Причина, по которой заявитель может получить территорию без организации проведения специальных аукционов (например, религиозное учреждение, многодетная семья и т.п.).
- Для каких задач будет использован земельный участок, (его предоставление в любом случае должно пройти все этапы предварительного согласования): в заявлении приводятся официальные формулировки, например: «для ИЖС».
- Вид права, по которому предполагается переход территории: собственность, аренда или использование без заранее определенного срока.
- Если землю предполагается передать заявителю взамен той, что была изъята федеральным или муниципальным органом, следует дополнительно вписать реквизиты соответствующего решения (номер, дата, название).
Документ заполняется в печатном или рукописном виде – разборчиво, без исправлений и помарок.
Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Предварительное согласование земельного участка для ведения садоводства.
Как упоминалось выше, дачные участки с 01 января 2019 года считаются садовыми.
По этой причине, запускать предварительное согласование можно в отношении садовых участков.
Следует обратить внимание на один нюанс. Этот аспект создает определенное непонимание и путаницу в получении земли
Этот аспект создает определенное непонимание и путаницу в получении земли.
Нюанс состоит в следующем.
Существует 2 похожих, но не тождественных вида разрешенного использования земельных участков:
- садоводство,
- ведение садоводства.
Похожие названия создают иллюзию у неискушенных читателей, что указанные ВРИ идентичны.
Это не так.
Садоводство и ведение садоводства, абсолютно разные виды разрешенного использования.
В частности,
садоводство предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе, на сельскохозяйственных угодьях. Садоводство связанно с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Указанный вид разрешенного использования связан с промышленным садоводством. Он имеет в Классификаторе код 1.5.
ведение садоводства предполагает осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Ведение садоводства предполагает размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, хозяйственных построек и гаражей.
Указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд …». Он имеет в Классификаторе код 13.2.
Понимание этих различий имеет важное значение. Через предварительное согласование получают участки для ведения садоводства
Через предварительное согласование получают участки для ведения садоводства.
Процедура предварительного согласования для приобретения земли под садоводство не применима.
Таким образом, при выборе земли для получения участка через предварительное согласование, следует понимать следующее. Разрешенное использование – садоводство – не дает возможности получить землю по указанной процедуре.
И наоборот, разрешенное использование – ведение садоводства – допускает получение участка через предварительное согласование.
Четвертый случай.
Выделение земельных участков под ИЖС — порядок выделения и условия
Получить землю можно как в собственность, так и в аренду. Перед выделением участка необходимо провести кадастровые работы, выделить будущий участок под строительство на общем кадастровом плане земель муниципалитета.
- Если у гражданина нет, и никогда не было собственного надела земли под ИЖС или ведение личного хозяйства.
- Должна быть постоянная регистрация на территории РФ не менее 5 лет.
- Если он проживает в частном доме, но не его собственник.
- В случае проживания в общежитиях с семьей, или норма жилой площади в квартире меньше, чем полагается на 1 члена семьи, то это условие для получения бесплатного земельного надела.
- Если граждане подпадают под категорию «молодая семья», или в семье всего один родитель, у которого нет в собственности земли.
- Молодым специалистам, которые окончили высшие учебные заведения и приехали жить и работать в сельскую местность при заключении бессрочного трудового договора с местной администрацией поселения.
- Те молодые специалисты, которые будут работать в бюджетных местных организациях, например, в образовательном ли медицинском направлении.
Это интересно: Какие изменения в ук рф будут в 2020 году
Льготное обеспечение граждан земельными участками
Механизм льготного предоставления наделов закреплен в статьях 39.5, 39.19 ЗК РФ и в Федеральном законе N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Кто может претендовать на бесплатное получение
Регионы самостоятельно определяют категории граждан, которые вправе рассчитывать на льготы при распределении земли.
В перечень льготников в большинстве субъектов входят:
- многодетные семьи;
- молодые специалисты;
- семьи, в составе которых есть инвалиды;
- дети-сироты;
- участники военных действий.
Для людей с ограниченными возможностями разработаны программы, призванные сделать их жизнь комфортнее и проще.
Чем регулируется порядок предоставления участков
Участие в торгах лишает лицо с инвалидностью права бесплатно получать надел. По закону человек с ограниченными возможностями имеет право на получение земли без очереди.
Законодательство разрешает воспользоваться льготой только один раз. Исключение составляют случаи уничтожения участка в результате природных катаклизмов.
В чем заключаются обязательные условия передачи участка
Выделением участков занимаются органы местного самоуправления. При этом требуется соблюдение нескольких условий:
- участок предоставляется в собственность или в аренду (читайте: как арендовать земельный участок);
- надел не может иметь обременений и ограничений;
- земля используется в соответствии со своим целевым назначением;
- под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) участок выделяется в ситуации, когда необходимо улучшение условий проживания.
К претендентам на получение земли предъявляются следующие требования:
- наличие российского гражданства;
- проживание в регионе на протяжении последних пяти лет;
- предоставление медицинских документов с указанием группы инвалидности;
- полная дееспособность.
Помощь детям с инвалидностью закреплена на законодательном уровне. Маленькие граждане обладают правом на предоставление участка наравне с взрослыми.
С заявлением в местную администрацию в таких ситуациях обращаются родители в интересах несовершеннолетнего. После того как ребенку исполнится 18 лет, к нему переходит право собственности на участок.
Если человек с ограниченными возможностями был признан недееспособным, то претендовать на выделение земли в случае необходимости могут его опекуны.
Какие требования предъявляются к площади участка и к целям использования
Статья 7 ЗК РФ закрепляет деление земельных территорий по целевому назначению. За нарушение целей эксплуатации земельных ресурсов установлена административная и уголовная ответственность.
Земля для инвалидов предоставляется бесплатно для решения следующих задач:
- занятие садоводством (огородничеством);
- ведение подсобного хозяйства;
- постройка гаража;
- возведение жилья.
Участки выделяются из территорий, отвечающих требованиям земельного законодательства.
Минимальная площадь надела в зависимости от предназначения составляет:
- 4 сотки – под гараж или огород без построек;
- 10 соток – под ИЖС;
- 12 соток – под садоводство с возведением дома;
- 15 соток – под личное подсобное хозяйство.
В различных регионах размеры участков определяется местными нормативными актами.
Выделяемые земли должны использоваться строго по назначению. Например, нельзя строить жилой дом вместо гаража, или вести фермерское хозяйство вместо подсобного.
Физические лица
Обычные граждане получают преимущественное право аренды, если:
На участке есть капитальное строение, которое находится в собственности претендента
Во внимание не принимается самострой. Дом должен быть зарегистрирован в собственность по всем правилам.
Текущий арендатор начал строительные работы
Продление аренды осуществляется только 1 раз до завершения строительства.
Текущий арендатор получил землю под садоводство, огородничество или другие хозяйственные нужды (например, сенокос или выпас животных) и подал заявление на продление аренды до истечения срока действия текущего договора.
У гражданина были изъяты земли для государственных или муниципальных нужд. Он получает новый участок в качестве компенсации, поэтому аукцион не проводится.
Претендент имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земли.
Не проводятся торги для предоставления земли в субаренду. Если основной арендатор получил участок от государства на срок больше 5 лет, он может полностью или частично передать право пользования третьим лицам, для выбора которых не проводятся торги. Размер платы устанавливается лично основным арендатором.
Законодательство
Федеральное законодательство
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ
- Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
- Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных …
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 №1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов»
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.01.2015 №7 «Об утверждении порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, …
Региональное законодательство
- Закон Санкт-Петербурга от 15.04.2015 №219-37 «Об основаниях принятия решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, об отказе в предварительном согласовании …
- Закон Санкт-Петербурга от 03.06.2015 №288-48 «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в …
- Закон Санкт-Петербурга от 23.12.2015 №879-174 «О перечне оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2015 №800 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о …
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 №98 «О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга»
- Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 21.07.2015 №12-рг «О предоставлении земельных участков юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов»
Ведомственное законодательство
- Распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 15.01.2016 №2-р «О предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов»
- Распоряжение Комитета по управлению городским имуществом от 12.10.2009 №120-р «О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков собственникам и владельцам расположенных на них зданий, сооружений, помещений в них»
Аренда и как в этом случае формируется цена
Перечень ситуаций, которые закрепляют за властями возможность не проводить аукцион достаточно обширен.
Так, физические лица могут рассчитывать на заключение арендного договора без торгов в случаях:
- Выделения участка из земель, ранее переданных для комплексного освоения территории под ИЖС, для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
- Аренды земель, которые зарезервированы для государственных и муниципальных нужд.
- Получения участка под сенокошение, выпас с/х животных, огородничество, ведение ЛПХ за границами населенного пункта.
- При обращении за землей фермера или главы крестьянского хозяйства.
- При получении любого земельного участка гражданами, имеющими право на первоочередное их приобретение.
- При замене ранее выделенного участка, который был изъят для государственных и муниципальных нужд.
Физлица могут арендовать земли под ИЖС, ЛПХ, дачное хозяйство или садоводство без торгов в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса. Она предполагает необходимость публикации сообщения о проведении торгов в СМИ, а при отсутствии других желающих арендовать эту землю — ее передачу в пользование заявителю.
Мнение эксперта
Тарасов Дмитрий Тимофеевич
Юрист-консульт с 7-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Член ассоциации юристов.
При определении годовой стоимости аренды власти учитывают кадастровую стоимость, а при ее отсутствии – рыночную. Базовые ставки аренды ежегодно разрабатываются местными властями с учетом экономического развития региона и его специфики.
При этом значимое место уделяется целевому предназначению участка, его площади, а также ценности земли, ее особенностям и окружающей среде.
Обычно ставка аренды устанавливается в размере 1,5% от кадастровой, но может достигать и 0,3%.
Правила предоставления надела
Все граждане РФ могут получить участок для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства и других целей. Но у отдельных категорий населения есть приоритетное право получения земельного участка предварительного согласования. К ним относят:
- лиц с инвалидностью;
- семьи, которые воспитывают детей-инвалидов;
- военнослужащих;
- граждан, утративших жилье в результате пожара или другого чрезвычайного происшествия;
- молодые семьи.
Желающий должен сначала выбрать район, где может располагаться свободный участок соответствующей категории. Затем следует обратиться в уполномоченный орган с заявлением и пакетом документов.
Возможные причины отказа
Кроме очевидных случаев, когда переданы не все документы или в бумагах есть неточности, фактические ошибки, нечитаемый текст и т.п., основания для отказа могут быть такими (достаточно любого одного из перечисленных признаков):
- Нет возможности передать территорию лицу, заявившему на него свои права – например, земля не для ИЖС, а для коммерческой деятельности или не для религиозной организации, а для частной компании (в тех случаях, когда такая возможность не предусмотрена).
- Участок образован, но его границы необходимо уточнить – есть ошибки в схеме, неточности.
- Участок образован, но его расположение противоречит нормам земельного законодательства (например, он частично или полностью входит в природоохранную зону, на закрытую территорию федерального подчинения и т.п.).
- Территория уже предоставлена некоммерческой компании или же гражданам, которые ведут дачное хозяйство, обустраивают огород или сад для личных целей (в том числе и для ИЖС или комплексного развития).
- На территории уже стоит здание или объект высокой степени готовности (его строительство пока не завершено), которое является собственностью других частных лиц или компаний.
- На земле стоит объект, которым владеют федеральные или муниципальные органы власти.
- Уже принято решение о том, что настоящая территория будет использоваться для целей федеральных или муниципальных органов.
- Земля находится на территории, которая определена договором о развитии.
- Земля находится на территории, подпадающей под уже подписанный договор, по которому предполагается комплексное развитие.
- Участок на данный момент является объектом аукциона (или уже поступило соответствующая информация о том, что торги будут проводиться в ближайшее время).
- Площадь превышает максимальный показатель, который разрешен по законодательству.
- Нет определенной категории данной территории – сельскохозяйственные, населенных пунктов и т.п. (или не определен вид ее использования).
- Фактическая площадь территории превышает заявленную в документах более, чем на 10%.
Отказ можно оспорить, обратившись к руководству департамента Администрации или же сразу составив исковое заявление, чтобы начать судебное разбирательство.
Предварительное согласование предоставления земельного участка выступает обязательной процедурой, если надел выкупается у государства без проведения торгов. Но это допускается в случаях, предусмотренных в ст. 39.5-39.6 ЗК РФ.