Как лишить собственника земли, если он забросил участок?

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Получение указания на изъятие ЗУ в соответствии целям и задачам проводимых или планируемых государством работ, определяется на федеральном уровне. Распоряжение носит резолютивный характер и передаётся в сторону региональных властей, которые обязаны:

  • ответить согласием;
  • принять к рассмотрению;
  • организовать работы по изъятию участков.

В число видов организационной деятельности входит нижеследующее:

  • согласование процедуры с правообладателем;
  • оценка частных владений;
  • установление выкупной стоимости;
  • процедура купли-продажи ЗУ (выкупа).

Решение об изъятии земельного участка принимается органом местной власти на основании федеральной резолюции. Муниципалитет подготавливает постановление об изъятии и знакомит с ним граждан, попавших под программу расселения путём предоставления аналогичных условий или выкупа.

В Постановлении требуется указать:

  1. причины, на основании которых допускается прекращение права пользования;
  2. сроки, определённые для проведения работ;
  3. федеральная резолюция, регламентирующая изъятие;
  4. примерный план работ.

Постановление утверждается главой городского или областного исполкома, в зависимости от территории участков, подлежащих расселению. Если затрагиваются сельскохозяйственные земли или населённые пункты сельской администрации, копия документа отсылается в местный исполком. Так же в адрес районных центров выдаётся резолюция по привлечению уполномоченных лиц к исполнению распоряжений и организации работ.

Собственник земельного участка извещается о его изъятии трижды. В первом случае оно высылается после получения муниципалитетом федеральной резолюции, где формулируются причины проведения процесса, с опорой на составленное Постановление. Во втором случае граждане извещаются по окончании организационных работ, когда определяются основные их виды и выявлены участки, подлежащие изъятию. Третье извещение направляется в виде резолюции, требующей освобождения указанной территории.

Сроки изъятия регламентируются в отношении последнего уведомления, которое должно предоставляться заинтересованным лицам не позднее чем за 1 год до начала производства работ по расселению обозначенного массива. В течение указанного срока, граждане попавшие под программу изъятия земель обязаны составить соглашение с муниципалитетом или попытаться оспорить принятое исполкомом решение. По завершении указанного срока сопротивление принятому решению недопустимо, так как оно может нанести существенный вред проводимым работам, с вытекающими правовыми последствиями.

Соглашение об изъятии – оптимальный вариант действий в данной ситуации. Однако граждане могут контролировать принцип соразмерности предоставления компенсации и предъявлять уместные требования и претензии, что не противоречит процедуре.

Соглашение об изъятии земельного участка, образец которого доступен здесь и в конце статьи, составляется в свободной форме, бланки разрабатывает администрация. Для каждого собственника вносятся соответствующие его недвижимому имуществу параметры из числа следующих:

  • наименование уполномоченного органа;
  • сведения о собственнике;
  • технические и кадастровые характеристики ЗУ;
  • сведения о правоустанавливающей документации (например, акт приема-передачи ЗУ);
  • серия и номер свидетельства о собственности;
  • сведения о наличии (отсутствии) капитального строения;
  • технические и кадастровые характеристики строения;
  • стоимость недвижимости.

Далее следует сделать ссылку на Постановление, санкционирующее выкуп недвижимости при изымании, и указываются обязанности сторон. В частности:

  1. Собственник обязуется освободить территории к указанному органом власти сроку.
  2. Администрация обязуется предоставить соразмерную компенсацию. Условия компенсации прописываются подробно.

На основании этого документа граждане получат обещанные условия для организации нового места проживания или ЗУ аналогичной категории и целевого назначения. Это вся процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд. Чаще всего никаких особенностей и нюансов здесь не возникает.

Основания для изъятия земель

Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

  • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
  • АЭС;
  • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
  • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
  • объекты космической отрасли;
  • обеспечение естественных монополий;
  • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
  • автодороги.

Строительство новых дорог может стать причиной изъятия земель у населения

Иные ситуации должны быть предусмотрены на уровне федеральных законодательных актов. Отчуждение территории у собственника также может производиться в рамках конфискации при осуждении за преступления и некоторые правонарушения, а также реквизиции в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемических заболеваний людей и животных.

Строительство объектов общефедерального или местного значения

Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:

  • развитие заповедников и заказников;
  • исполнение международных соглашений;
  • недропользование (требуется наличие государственной лицензии);
  • снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.

На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.

При сносе старого заброшенного здания земля переходит «в руки» государству

Изъятие земель в рамках развития застроенных территорий

Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом. В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности. В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:

  • подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;
  • Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;
  • решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).

Перевести объект частной собственности в госсобственность можно при наличии законного обоснования с соблюдением нюансов процедуры.

Переход участка в государственную собственность возможен только на законном основании

Обеспечение обороны и безопасности

Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:

  • размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;
  • разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;
  • строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.

При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.

Изъятие у собственника по причине ненадлежащей эксплуатации

В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:

  • длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;
  • отсутствие надлежащей эксплуатации;
  • грубое нарушение норм землепользования.

Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.

Заброшенная засоренная земля – повод изъять землю у владельца

Изъятие земельного участка

Неправомерное лишение гражданина или организации права собственности на землю запрещено. При выкупе земли для государственных и муниципальных потребностей сделать это можно только предоставив собственникам земли соразмерную компенсацию.

Возмещению также подлежат убытки и упущенная выгода гражданина или компании, если они использовали участок для ведения ЛПХ или бизнеса.

При согласии собственника ему может быть предоставлен другой участок. Тогда заключению подлежит сделка мены.

Если стоимость предлагаемого участка выше цены на существующую изымаемую землю, то собственнику предлагается доплатить определенную сумму. Доплата также возможна собственнику, если ему предлагается участок меньший по размеру и хуже по качеству.

Для государственных нужд

Земля подлежит изъятию для государственных нужд только в крайних случаях, обозначенных в ЗК РФ – ст.49. Решение об этом уполномочен принимать федеральный орган исполнительной власти.

Взамен собственнику должен быть предоставлен участок по равнозначной цене или выплачено соответствующее денежное возмещение. Оно должно быть предварительным.

Если собственник возражает против совершения сделки выкупа, в том числе по причине низкой оценки земли, то уполномоченные должностные лица обращаются в арбитражный суд и получают возможность изъять участок в принудительном порядке.

Для муниципальных нужд

Изъятие земельного участка для муниципальных нужд возможно, если это нужно в целях развития территории – по градостроительному плану. Решение о комплексном развитии территории принимается на основании ее проекта межевания и застройки.

В суде будут определены условия изъятия и размер выкупной стоимости. Она перечисляется на действующий счет собственника (правообладателя) или остается на депозите у нотариуса до востребования.

Принудительное

У собственника земельного участка есть 90 дней с момента получения уведомления на то, чтобы подписать к уполномоченным государственным (муниципальным) органов власти соответствующее соглашение.

Если это не будет сделано, то подается исковое заявление в арбитражный суд с целью прекратить права собственности ответчика на участок на законных основаниях.

В суде также озвучивается суммы выкупа. Предлагаются условия, максимально приемлемые для собственника изымаемой земли. Он в свою очередь также вправе оспаривать оценку участка, проводить независимую землеустроительную экспертизу.

Спор может возникнуть из-за того, что, помимо самого участка, к государству (муниципалитету) отходит право собственности на располагающиеся на земле здания, сооружения. Их наличие существенно увеличивает сумму выкупа.

Если права на здания (сооружения) не были зарегистрированы надлежащим образом, то собственник участка может не получить за них ожидаемую компенсацию.

Ввиду ненадлежащего использования

В 2020 году по-прежнему существует возможность изъять участок из-за его нецелевого или нерационального и ненадлежащего использования. Сделать это можно, если землей не пользовались в течение трех лет с момента перехода законных прав к собственнику.

В трехлетний срок не засчитывается время необходимое для подготовительных работ для освоения земли.

По поводу правонарушения возможно административное расследование. Местная администрация подает иск в суд, с целью изъять у ответчика землю и продать ее через публичные торги. Полученная сумма, за вычетом сумм, необходимых на судебные расходы и организацию торгов, передается бывшему собственнику.

Изъятие земельного участка в целях комплексного развития территорий

Изъятие по данному основанию производится, в случае если земельный участок, по которому принято решение об изъятии находится в пределах территории, в отношении которой было принято решение о комплексном развитии территории, а так же заключен договор о комплексном развитии территории с победителем открытого аукциона на право заключения такого договора, по основаниям пункта 1, статьи 56.12 Земельного Кодекса РФ.

Решение об изъятии участка в данном случае принимает орган местного самоуправления, на основании утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории, на основании пункта 2, статьи 56.12 Земельного Кодекса РФ.

Перед изъятием земельного участка по данному основанию, в рамках пп. 4, пункта 4, статьи 56.12 ЗК РФ, орган местного самоуправления направляет собственнику земельного участка копию решения, а так же проект соглашения об изъятии земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем и данные документы должны быть направлен в течение 7 дней в даты принятия решения об изъятии.

Так же соглашение об изъятии земельного участка, а так же находящихся на нем объектов недвижимости, должно в обязательном порядке содержать выкупную цену изымаемого имущества,  а так же размер убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием.

В случае если не удалось заключить соглашение об  изъятии земельного участка в течение 1 месяца с момента направления собственнику вышеназванных документов (проекта соглашения, копия решения), то в таком случае изъятие участка и находящихся на нем объектов недвижимости происходит в судебном порядке. В случае судебного разбирательства, будет принято решение, согласно которому денежные средства, положенные за возмещение стоимости участка и расположенных на нем объектов недвижимости, будут перечислены на банковский счет собственника участка в течение 7 дней с момента вынесения решения суда, при чем денежные средства на счет собственника у которого изымается участок, переводятся лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территорий, а если счет у получателя отсутствует, то деньги будут переведены на депозит нотариуса, на основании пунктов 9, 11, статьи 56.12 Земельного Кодекса РФ.

При чем, что не очень радует, так это то, что на основании пунктов 10, 13, статьи 56.12 ЗК РФ решение суда, может быть обжаловано только в части размера выплачиваемого возмещения за изымаемый земельный участок, а так же расположенные на нем объекты недвижимости. На мой взгляд, это в определенных ситуациях дает неограниченные права лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории. Но как всегда, закон есть закон.

Если у Вас есть вопросы, то Вы можете задать их нашему юристу, он не только проконсультирует Вас, ответив на все вопросы, но так же мы всегда готовы оказать Вам квалифицированную юридическую помощь, защитив Ваши интересы, как в досудебном, так и в судебном порядке.

Об авторе:

Ларин Александр. Руководитель проекта, на данный момент практикующий специалист с общим юридическим стажем более 10 лет. Закончил МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина) в 2006 году. Профессиональные направления преимущественно Гражданское право, Защита прав потребителей, Трудовые споры. Автор более чем 250 статей в корпоративном блоге.

Использование объекта ненадлежащим образом

Территория Российской Федерация разделена на участки с определённой категорией и видом разрешённого использования.

Например, земли под ИЖС возможно застроить жилыми постройками после согласования проекта в местной администрации, а на участках сельскохозяйственного назначения допускается выращивать культурные растения, заниматься животноводством и возводить хозяйственные строения.

Если земля на протяжении 3 лет с момента приобретения не использовалась по своему прямому назначению, указанному в официальных документах, она может быть конфискована в принудительном порядке без выплаты возмещения.

Нецелевое использование территории способно стать причиной снижения качества и плодородности почвы, а также ухудшения экологии в целом (например, в связи с применением владельцем опасных химикатов).

Объединение участка

Порядок объединения земельного участка определен Земельным кодексом, в котором с 1 января 2019 года действует ряд поправок. Так, теперь место привычных российскому гражданину дач, в нем фигурируют сады и огороды.

Чтобы сделать объединение участков в один нужно, чтобы они соответствовали следующим условиям:

  • принадлежность к одной категории и одному виду целевого использования;
  • смежное расположение;
  • нахождение на территории одного населенного пункта.

Важно, чтобы образованный вновь участок не мешал соблюдению законов о природопользовании, не создавал чересполосицу или вклинивание, не нарушал другие положения Земельного кодекса, федеральных и местных законов. 

Можно объединить два участка в один, если первый находится в залоге, а на втором никаких обременений нет. Это право указано в ст 116.6 ЗК РФ. Стороны могут достигнуть соглашения, как теперь будет распределяться право залога, по умолчанию оно распространяется на весь образовавшийся участок.

Начинают объединение участков с обращения к кадастровому инженеру за консультацией. Он подскажет, какие документы надо собрать в зависимости от особенностей земельных участков. Также у специалиста можно выяснить, можно ли объединять участки в один или есть определенные ограничения. Например, если участки выданы двум разным людям на правах бессрочного пользования, объединение станет невозможным.  

После посещения кадастрового инженера нужно провести межевание каждого участка. Для этого следует обратиться в кадастровую организацию и заключить с ней договор на оказание соответствующих услуг. Специалисты приедут по адресу расположения земельных участков, сделают нужные измерения, установят координаты территории. Границы участка будут обязательно согласованы с соседями, поэтому их нужно оповестить о предстоящем мероприятии заранее. Полученные в ходе измерений данные будут использоваться при составлении межевого плана. 

По завершении работ выдается межевой план земельного участка с учетом объединения, образец можно скачать на сайтах компаний, оказывающих эти услуги. Последние годы документ дублируется на компакт-диске, который нужно через МФЦ передать в территориальный отдел Росреестра. Собственнику остается ждать, когда вновь образованный земельный участок будет поставлен на кадастровый учет.

Законодательством сроки на объединение земельных участков не предусмотрены, потому трудно сказать, сколько времени займет процесс. Многое зависит от того, насколько быстро будут собраны необходимые документы, а также от графика выезда сотрудников кадастровой организации. Затянуть процесс могут и соседи, особенно, если они не проживают постоянно на своих участках: необходимы их подписи. Минимальный срок на выполнение всех процедур 2-3 недели, но известны случаи, когда люди ждали по полгода и больше. 

Отдельного внимания заслуживает объединение земельного участка с многоконтурным земельным участком. Согласно письму Минэкономразвития РФ N 22409-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках» многоконтурный участок, поставленный на кадастровый учет, может быть использован в качестве источника нового участка, то есть объединение с ним других земельных наделов допустимо. Главное, чтобы объединяемые участки хотя бы по одной стороне были смежными

По результату объединения может быть сформирован как новый многоконтурный участок, так и обычный участок, важно — чтобы он соответствовал положениям статьи 11.9 Земельного кодекса. 

Что касается объединения участков с разным разрешенным использованием, то по закону это невозможно. Нужно, чтобы собственник начал процедуру по изменению разрешенного использования. Если изменения будут одобрены и оба участка получат один вид разрешенного использования, их можно будет объединить в один.

Несмотря на кажущуюся простоту процедуры объединения двух или трех участков в один, без юридической помощи можно не всегда обойтись. В частности, она понадобится если одна из территорий находится в долевой собственности. Не помешает консультация и в случае объединения участков в многоконтурный. При необходимости юридическая компания может курировать весь процесс, от подачи заявления в кадастровую организацию до передачи диска в Росреестр.

Порядок пользования земельным участком

Определить порядок землепользования можно двумя путями: составлением соглашения и в судебном порядке. Инициировать процедуру могут собственники земельного участка, если по праву пользования у них возникли споры. Чаще всего определяют порядок пользования жильцы многоквартирного дома, но не исключается вариант, когда к такому решению могут прийти несколько собственников земельного участка, на котором расположен частный дом. Например, супруги после развода и оформления участка в совместную собственность, часто прибегают к судебному разбирательству, чтобы определить порядок землепользования.

Определение порядка землепользования не является разделом участка, а потому не несет тех же правовых последствий. Соглашение может быть изменено при согласии всех сторон в любой момент. Для этого оформляют приложение к действующему соглашению или составляют его заново.

Правильно составленное соглашение содержит следующие данные:

  • сведения о правообладателях;
  • дату составления соглашения;
  • общие права собственников земельного участка;
  • отдельные права собственников;
  • подписи сторон.

Если на земельном участке проложены коммуникации — газопровод, водопровод, линия электропередач, то порядок доступа к ним нужно также отразить в соглашении, это поможет избежать споров в будущем.

Чтобы определить порядок пользования земельным участком, нужно для начала установить его границы. Для этого на участок должен быть оформлен кадастровый паспорт с прописанными внешними границами. Если документа нет, нужно провести межевание и поставить землю на кадастровый учет.

Также нужно убедиться, что на землю зарегистрировано право собственности. Это можно понять по документам: выписке из ЕГРП или свидетельству о праве собственности, если оформление проводилось до 1 января 2017 года. Если этих документов нет, значит право собственности, скорее всего, не оформлено и этим нужно заняться.

Если собственники не могут договориться, определить порядок землепользования можно через суд. Чаще всего именно к этому варианту собственники и прибегают. Чтобы инициировать судебное разбирательство, нужно написать исковое заявление, в котором указать требования и законодательную базу, подтверждающую их правомерность. 

Исковое заявление не должно содержать фактических или юридических ошибок, двусмысленных формулировок, опечаток или исправлений. Лучше не рисковать временем и поручить этот момент юристу. За определенную плату специалист составит иск, который отразит интересы заявителя и будет принят к рассмотрению в суде.

К исковому заявлению, помимо обязательных документов (паспорта, квитанции об оплате госпошлины и т.д.), нужно приложить следующие документы:

  1. План-схему пользования участком. Его можно заказать у геодезических служб, которые для составления будут пользоваться имеющимися данными. Имея на руках такой документ будет проще объяснить в суде свое представление о пользовании земельным участком. 
  2. План земельного участка, с изображенными на нем заборами, хозпостройками, расположением границ участка и другими данными. 
  3. Иные документы, облегчающие отстаивание своей позиции.

Если доверить подготовку к судебному разбирательству юристу, можно получить солидную доказательную базу, с помощью которой будет легче отстоять исковые требования. В этом случае можно выиграть суд и установить приемлемый для себя порядок землепользования. 

Вопросы объединения, раздела, изъятия земельных участков, определения порядка их пользования относятся к категории сложных, а потому без помощи юристов тут не обойтись. Опытные специалисты помогут на всех этапах: от определения перечня необходимых документов до составления искового заявления и представительства в суде. Граждане, не экономящие на услугах юридических компаний, чаще отстаивают свои интересы, чем те, кто надеется на себя.

Общие моменты

Гарантированное, с одной стороны, право собственности на землю может быть ограничено, когда возникает необходимость использования надела государственными и муниципальными органами, а также в иных случаях, прямо предусмотренных правовыми нормами. Государство не может забрать землю у владельца просто так, причина должна быть действительно веской.

Предусматривается два основных варианта:

  1. Выкуп участка по соглашению. Используется первоначально.
  2. Принудительное изъятие.

Первый вариант предполагает, что за землю гражданин получит выкупную стоимость, то есть определённую компенсацию, в которую включается:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость строений, которые располагаются на участке;
  • убытки, связанные с реализацией, переездом и так далее.

Государство предлагает компенсацию стоимости тех строений, которые располагаются на участке на законных основаниях. Несогласованные строения оплачиваться не будут.

На практике госорганы руководствуются стоимостью на основании проведённой оценки, но не всегда такая цена будет адекватной. Собственнику предлагается определённая сумма, но он вправе предложить свою. В итоге стороны обычно находят компромиссный вариант, который устроит всех.

В первую очередь, правообладатель извещается о необходимости изъятия его участка в срок, не превышающий семи дней с момента, когда такое решение было принято. Ему предоставляется проект договора, в котором указывается и цена компенсации. На ответ владельца земли закон отводит срок до трёх месяцев с момента вручения соответствующего оповещения.

На практике договориться о цене удаётся не всегда. Иногда госорган оценивает участок в меньшую стоимость, чем его оценивает собственник. Если компромиссный вариант труднодостижим, применяется процедура принудительного изъятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector