Прокуратура рф: функции, принципы организации и деятельности

Общие полномочия

Права и обязанности прокурора прописаны в Законе Российской Федерации «О прокуратуре». Некоторые из них представлены ниже:

  1. Предъявив служебное удостоверение, прокурор получает доступ к любым помещениям и право свободно перемещаться по всей территории поднадзорного объекта.
  2. Уполномочен проверять исполнение законов (при поступлении в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения).
  3. Имеет абсолютный доступ к документам и материалам, а также вправе требовать от руководителя и другого должностного лица поднадзорного объекта представить все необходимые документы.
  4. Может вызывать должностное лицо и граждан для объяснений по поводу нарушения закона, если таковое имеется.
  5. Имеет право проводить прокурорскую проверку и ревизию.

Основные права и обязанности прокурора предоставляют возможность совершать действия:

  • выносить протесты, не противоречащие закону;
  • записывать представления об устранении нарушений;
  • обращаться в суд с требованиями официально признать то, что правовой акт является недействительным (так как отменить его имеет право только суд);
  • выносить письменное постановление о возбуждении уголовного дела (а также гражданского, арбитражного и так далее);
  • письменно требовать привлечения виновного лица к ответственности.

Прокурорская деятельность делится на представление стороны обвинения в суде и надзорно-следственную деятельность. Прокурор вправе выбрать направление и заниматься продвижением дела. Но стоит учесть тот факт, что деятельность прокурора в качестве обвинителя подразумевает не только принятие обвинительных доказательств от следователя, но еще и передачу дела в суд. После чего ему будет необходимо доказывать вину подсудимого на протяжении всего процесса. Обязанность прокурора заключается в том, что он должен грамотно излагать суть своего обвинения. Именно уверенная позиция в суде и достойный отпор доказательствам со стороны защиты дает шансы на вынесение обвинительного приговора.

Если решение судьи не устраивает прокурора, то у него есть полное право подать апелляцию на пересмотр дела в вышестоящем суде. Таким правом наделена не только сторона обвинения, но и защита (ответчик или адвокат). Специалисты надзорно-следственного органа обязаны рассматривать жалобы на нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации. Любое дело или рассмотрение начинается с письменного заявления.

Если нарушение имеет место, то прокурор обязан немедленно отреагировать на заявление. Именно это и является общей характеристикой прав и обязанностей прокурора. Причем на рассмотрение письменного заявления с фактами, доказывающими вину, — оно обязательно должно быть на столе у прокурора — дается определенное время.

Структура Генпрокуратуры

Генеральная прокуратура осуществляет руководство всей системой органов прокуратуры. В ее структуру входят следующие главные управления, управления и отделы (в составе главных управлений и управлений):

  • Главное управление по надзору за следствием;
  • Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью;
  • Главное управление по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами;
  • Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
  • Управление по надзору за исполнением федерального законодательства;
  • Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;
  • Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;
  • Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
  • Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
  • Управление по надзору за исполнением права межрайонных прокуратур;
  • Главное управление международного сотрудничества, некоторые иные подразделения.

Замечание 2

Кроме того, к центральному аппарату относятся управления Генпрокуратуры РФ в федеральных округах.

В нижестоящих органах прокуратуры Российской Федерации также формируются структурные подразделения или назначаются отдельные работники, которые реализуют основные задания прокуратуры на местном уровне. При этом функция международного сотрудничества остается в исключительной компетенции центрального аппарата.

Общие принципы функционировании прокуратуры

В Конституции Российской Федерации имеется статья 129, в которой содержатся определенные принципы организации и функционирования прокурорской системы. Подобные принципы регулируются не только Конституцией Российской Федерации, но и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Среди них выделяют принципы, представленные:

  1. Принцип единства.
  2. Принцип нейтрализации.
  3. Принцип независимости.
  4. Принцип гласности.
  5. Принцип внепартийности прокурорских работников.
  6. Принцип законности.

Принцип единства

Подобный принцип означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, которые осуществляют свою действительность на территории Российской Федерации, представляют собой единую систему.

Замечание 2

Однако те органы прокуратуры, которые не входят в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не могут быть сформированы, либо осуществлять собственную деятельность.

Принципцентрализации

Принцип централизации рассматривает осуществление функционирования системы органной, как деятельность, опирающуюся на подчинение прокуроров, которые ниже по званию, вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принципнезависимости

Суть такого принципа заключается в том, что все решения и действия осуществляются прокурором на основе закона, а также своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований.

Замечание 3

При этом запрещено либо влечет ответственность, которая установлена законом, вмешательство в реализацию прокурорского надзора, а также воздействие в какой-либо форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности.

Принципгласности

Подобный принцип представляет открытость функционирования органов прокуратуры. То есть, другими словами, благодаря такому принципу прокурорские сведения становятся доступными для граждан и СМИ.

Замечание 4

Тем не менее, нельзя сказать, что доступность приобретается в полной мере. Степень доступности зависит от требований, которые диктует российское законодательство, охраняющее права и свободы граждан. На доступность также влияет законодательство о государственной и другой тайне, которая находится под охраной закона.

Принципвнепартийностипрокурорских работников

С помощью данного принципа определяют запрет на объединение работников органов и организаций прокуратуры в коллективах общественного характера. Подобные объединения преследуют цели политического типа, а также желают принимать участия в осуществлении подобных целей.

Принципзаконности

Данный принцип представляет собой главенствующий принцип во всеобщем функционировании прокуратуры, так как основной целью прокуратуры выступает обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности. Подобный принцип есть необходимое условие осуществления всех остальных принципов прокуратуры. Законность в прокурорском надзоре рассматривает осуществление всеми органами собственных надзорных функций в строгих рамках закона, но только в установленных законом полномочий.

Вывод 1

Таким образом, вышеперечисленные принципы принадлежат к группеобщих принципов организации и функционировании прокуратуры Российской Федерации.

Общие задачи прокуратуры

Задачи прокуратуры поставлены для достижения целей и вытекают из требований законодательства, а также из состояния законности, проблем, решить которые призваны задачи и  цели прокурорского надзора, иные функциональные возможности прокуратуры и направления ее деятельности.

Прокуратура ставит перед собой многоуровневые задачи. Они разделяются на общие, специальные и частные. Задачи могут быть закреплены в нормативных актах Генпрокуратуры РФ, Главного военного прокурора РФ, прокуратур субъектов РФ. К общим задачам можно отнести те, которые выполняются всеми органами прокуратуры без исключения, независимо от вида, специфики, функций и уровня. К таким задачам относятся:

  • достижение наибольшей эффективности в прокурорской деятельности;
  • формирование общественного неприятия фактов нарушения законности;
  • формирование образа работника прокуратуры как принципиального защитника прав и законных интересов государства, общества, человека конкретно.

Конституция РФ, Закон о прокуратуре, кодексы определяют общие задачи прокурорского надзора.

Замечание 2

Каждая отрасль прокуратуры России вносит свой вклад в решение задач общего характера.

Какие полномочия есть у прокуратуры РФ

Задачи и функции прокурорских органов реализуются в виде полномочий. По Закону № 2202-1 в список полномочий входит:

  1. направление представлений об устранении нарушений (например, в отношении работодателя, задерживающего зарплату персоналу);
  2. направление запросов и требований о предоставлении документов, информации;
  3. проведение выездных проверок на предмет соблюдения трудовых, налоговых и иных прав;
  4. надзор за ведением уголовных дел, вынесением постановлений и обвинительных заключений;
  5. участие в гражданских, уголовных и административных судебных процессах (прокурор может принять участие в любом деле, даже если это не обязательно требуется по закону);
  6. дача правовых заключений в суде по вопросам, указанным в законе – о лишении родительских прав, об усыновлении ребенка, по иным вопросам;
  7. привнесение протестов на судебные акты, нарушающие закон или интересы участников процесса;
  8. ведение приема граждан и представителей организаций, рассмотрение жалоб и заявлений, передача их для решения по существу в уполномоченные ведомства (если прокурор не вправе сам решать вопрос).

Естественно, это далеко не полный перечень полномочий, имеющих практическое значение. К прокурору можно обратиться по фактам коррупции или конфликта интересов, при нарушении сроков и порядка рассмотрения обращений в государственных службах, по множеству иных вопросов. Как для других ведомств, срок рассмотрения обращений в прокуратуре не превышает 30 дней, после чего заявителю направляется письменный ответ.

При рассмотрении гражданских дел прокуроры вправе не только принимать участие в любом процессе, но и подавать жалобы и протесты на судебные акты. Это можно сделать, даже если представитель прокуратуры не участвовал в заседании. Обратиться в суд от имени граждан прокурор может, если это необходимо для восстановления законности.

Структура и функции

В состав структуры ведомства входит:

  • Генпрокуратура РФ;
  • специализированные подразделения;
  • прокуратуры субъектов, областей, районов, городов;
  • научные и учебные заведения;
  • средства массовой информации.

На должность Генерального прокурора назначает и снимает с нее верхняя палата парламента после соответствующего представления главы державы. В руководство Генпрокуратуры РФ также входит его первый заместитель и заместители.

Кроме того, глава органа имеет помощников по особым поручениям, помощников, старших советников и советников. Статус помощников по особым поручениям равен заместителям руководителей управлений.

Структуру ведомства образовывают управления, отделы и главные управления.

Вопросы, связанные с планированием работы органа, решаются на специальной Коллегии. Ее председателем является Генпрокурор. Кроме него, в состав данной структуры входят его заместители и другие сотрудники ведомства.

Здание Генеральной прокуратуры России.

Перечень полномочий и функций прокуратуры весьма широк. Их реализацию контролирует Генеральная прокуратура. Главная задача, ведомства – это контроль за исполнением Конституции и законов в нашей стране.

Сотрудники прокуратуры работают с жалобами и обращениями граждан. В Генпрокуратуру можно направить обычное письмо или же воспользоваться специальной электронной приемной. Также в ведомстве существует отдел по приему, куда граждане могут обратиться лично. Оно находится в Москве, в Благовещенском переулке.

Кроме надзорной функции, прокуратура участвует в расследовании и предупреждении уголовных преступлений. В ее компетенции поручить правоохранительному органу начать уголовное производство. Приоритетным направлением деятельности органа является борьба с коррупцией.

Российская Генпрокуратура активно сотрудничает с аналогичными ведомствами других стран. Этим вопросом занимается одно из главных управлений ведомства.

Функции органов прокуратуры

Основные направления деятельности прокуратуры определяются понятием прокуратуры, которое дано в 1 ст. Закона о прокуратуре.

Замечание 1

Законодатель обращает внимание на основную функцию, которая заключается в надзоре за соблюдением конституционных положений и исполнением законодательных актов. Также в законе особо подчеркивается, что прокуратура Российской Федерации может выполнять и другие функции, которые установило федеральное законодательство

Перечень основных функций прокуратуры обозначен в вышеуказанном Законе.

Деятельность органов прокуратуры обусловлена основной функцией, которая представляет собой надзор за исполнением законов. В соответствии с областью правовых отношений, в рамках которых прокуратура может осуществлять свою деятельность (исполнительно-распорядительную деятельность органов управления государством и органов местного самоуправления, работа органов исполнения судебных решений и др.), надзорную функцию делят на несколько подфункций:

  • Контроль исполнения законов федеральными министерствами, службами и агентствами, исполнительными (законодательными) органами субъектов, органами местного самоуправления и военного управления, органами контроля, включая их должностных лиц, органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих предприятий. Также прокуратура следит за тем, чтобы законы и издаваемые ими правовые акты были соответствующими.
  • Надзор за соблюдением прав и свобод гражданина (человека), которые могут нарушать названные выше субъекты правоприменения.
  • Надзор за исполнением законодательных актов органами, которые ведут розыск, дознание и предварительное следствие.
  • Контроль исполнения законодательных актов администрацией учреждений и органов, посредством которых происходит исполнение наказания и которые применяют назначенные в судебном порядке принудительные меры, включая администрации мест содержания лиц, задержанных и заключенных под стражу.

Прокурор принимает участие в любом виде судопроизводства и в любых судебных инстанциях. Он наделен полномочиями вносить представления на решения, приговоры, судебные постановления и определения, которые вступают в противоречие с законом. В этом случае прокурор не производит контроль судов, которые независимы в ходе отправления правосудия и подчинены лишь закону.

Замечание 2

Самостоятельной функцией прокуратуры можно считать уголовное преследование, контроль процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия. В процессе судебного производства это может быть поддержка государственного обвинения.

Еще одна функция заключается в координации работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью.

Основная функция органов прокуратуры

Основные функции прокуратуры и главный принцип существования этого органа – надзор за исполнением действующего законодательства. Что это значит? Надзор включает в себя контроль: дознавательных органов, представителей предварительного следствия и иных учреждений. В обязанности подконтрольных организаций входит исполнение и применение мер принудительного характера, назначенных соответствующими инстанциями. Также под надзором находится соблюдение человеческих свобод и прав. Контроль осуществляется и над действиями оперативно-розыскных органов. Ведь они не должны противоречить закону.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуратура имеет право принимать акты реагирования. Они носят информационно-правовой характер. Опротестовывая незаконный нормативно-правовой акт, прокуратура требует у органа управления, который принял это решение, выполнить необходимые действия по существу установленных ею нарушений и обстоятельств, им способствовавших.

Следственный комитет при прокуратуре РФ

Следственный комитет при прокуратуре РФ является органом прокуратуры РФ, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции уголовно-процессуальным законодательством.

Следственный комитет при прокуратуре РФ возглавляет Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, который является первым заместителем Генерального прокурора РФ. Он назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

В Следственном комитете при прокуратуре РФ создаются главные управления, управления, отделы и отделения; образуются должности руководителей соответствующих структурных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.

Работники Следственного комитета при прокуратуре РФ являются прокурорскими работниками.

Иные ограничения, связанные со службой

Проще сказать, что можно прокурору, чем перечислить, что ему запрещено. Но мы попробуем назвать основное:

  • получать денежные средства как за услуги, так и за работу, кроме того содержания, что предоставляется государством;
  • занимать должность в непосредственном подчинении у близкого родственника;
  • становиться депутатом любого уровня;
  • лично или через других лиц заниматься предпринимательством;
  • быть в составе управленческого органа коммерческой организации;
  • получать вознаграждение за выступления и публикации, которые он обязан проводить по службе.

Прокурор может заняться преподаванием, творчеством или наукой. За это ему разрешено брать оплату. Но ее придется декларировать и объяснять, откуда доход. Все очень серьезно. За нарушение человек может лишиться должности.

Военная прокуратура

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года под номером 558-VII было утверждено новое Положение о военной прокуратуре, определяющее задачи, которые стояли перед военной прокуратурой и закрепляло полномочия, которые имели военные прокуроры и военные следователи, способствовало раскрытию информации о том, как организуется и комплектуется военная прокуратура.

Основополагающие положения прокурорского надзора закреплены в Конституции (Основном Законе) СССР, которая была принята в лице Верховного Совета Союза ССР 7 октября 1977 года. Она, в отличие от Конституции СССР от 1936 год дает подробный перечень органов, прокурорский надзор точности и единообразность законов которых осуществлялся прокурорами на основании 164 статьи. В 168 статье Конституции Союза ССР от 1977 года закреплена информация о том, что прокуратурой ее полномочия осуществляются вне зависимости от местных органов власти, и находится в подотчетности только у Генерального прокурора СССР. Данной Конституцией определяется в каком порядке назначается, кому подотчетен Генеральный прокурор СССР и каков срок дейтсвия его полномочий, включая порядок того, как назначаются нижестоящие прокуроры. Конституциями союзных и автономных республик были воспроизведены положения, которые провозгласила Конституция СССР от 1977 года.

Определение 2

Общесоюзный законодательный акт, который регулирует прокурорский надзор – Закон Союза ССР от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре СССР». Это акт комплексного регулирования, содержащий нормы, которые определяют организацию и деятельность прокуратуры, включая военную. Он конкретизирует задачи и основные направления организации деятельности прокуратуры.

На основании закона на органы прокуратуры возлагается координация деятельности любого правоохранительного органа по борьбе с преступлениями и другими видами правонарушений; определяется, что прокуроры во время решения задач по укреплению законности ведут совместную работу с Советами народных депутатов, другими видами государственных органов, общественных органов и трудовых коллективов, могут опираться на помощь граждан СССР.

В отличие от Положения о прокурорском надзоре в СССР, который действовал ранее, Закон «О прокуратуре Союза ССР « более четко смог определить полномочия военных прокуроров, и не только, которые применимы относительно всех отраслей прокурорского надзора, уточнил сроки того, как рассматриваются акты по прокурорскому надзору и предусмотрен обязательность исполнения в лице органов и должностных лиц требований прокуроров по поводу устранения нарушений закона, их причин и условий, которые были выявлены прокурором, также это касается предоставления актов и другой документации, материалов и данных относительно проведения проверок, ревизий, выделения специалистов, по поводу явки в прокуратуру и предоставлению объяснений о нарушениях закона и другие.

Замечание 7

Законом «О прокуратуре СССР» впервые было установлено, что если прокурор приносит протест на акт, который предусматривает нарушения законом прав и свобод граждан, и в других подобных случаях это может приостановить действие данного акта до того, как будет рассмотрен протест, в соответсвии с 25 статьей.

Во втором разделе Закона «О прокуратуре СССР» закрепляется система того, как должны функционировать органы прокуратуры и какую внутреннюю структуру они должны иметь, включая полномочия Генерального прокурора СССР относительно руководства в органах прокуратуры, в каком порядке должны назначаться прокуроры, какие требования должны быть предъявлены к лицам, которые претендуют на должность прокурора или следователя.

Президиумом Верховного Совета СССР 29.05.1980 было принято постановление «О структуре Прокуратуры Союза ССР». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28.10.1980 № 3187-Х утвердил Положение о классных чинах работников органов прокуратуры СССР. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1981 № 5403-Х в развитие Закона «О прокуратуре СССР» утвердили Положение о военной прокуратуре, которое закрепляло задачи и главные направления работы военной прокуратуры, то, по каким принципам она должна быть организована, включая порядок назначение и размеры полномочий военный прокуроров и следователей и другие вопросы.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Судебное производство

В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

  • предварительное;
  • основное.

Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

  1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
  2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
  3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

  • представляет доказательную базу;
  • аргументирует свою позицию;
  • отвечает на контраргументы противной стороны;
  • изучает доказательства защиты;
  • предлагает конкретное наказание.

То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

  • квалифицирующий признак не подтвердился;
  • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

Обязанности

В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.

В обязанности прокуратуры входит осуществление мер пресечения и предупреждения возможных нарушений, возмещение причиненного ущерба и привлечение к уголовной ответственности тех людей, которые нарушили закон. Также этот орган осуществляет контроль над деятельностью территориальных и специализированных прокуратур; координирует работу по борьбе с преступностью; проводит экспертизы правовых актов с целью выявления коррупционных факторов.

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в РФ

Прокурорский надзор —  осуществляемая от имени государства деятельность специально уполно­моченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точно­го исполнения и единообразного применения Конституции РФ и зако­нов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Цели прокурор­ского надзора :

    • обеспечение верховенства закона;
    • обеспечение единства и укрепления законности;
    • защита прав и свобод человека и гражданина;
    • защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов:

    • федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
    • органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • судебными приставами;
    • администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

4) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

Характерные черты прокурорского надзора:

    1. этот вид надзора рас­пространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам (принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществля­емого государственными органами надзора и контроля: администра­тивного, экологического, санитарного и т. д.);
    2. прокуратура не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и, со­ответственно — высшими должностными лицами государства. Исклю­чены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово “суд” (третейский суд, суд чести, товарищеский суд и т. д.);
    3. прокурорский надзор является лишь одним из направ­лений прокурорской деятельности.

Полномочия прокурора

Прокурорами также осуществлялся надзор законности деятельности других государственных органов. Например, ими велось наблюдение интересов казны, осуществлялся надзор арестантских дел и мест, где заключенные содержались под стражей. У них было право на внесение предложений относительно устранения различных нарушений закона. Органы прокуратуры в РФ быль учреждены в качестве надзорного органа и строились как единая система, основываясь на принципах централизации.

Определение 1

Обязанностью прокуроров было осуществление надзора законности относительно деятельности государственных органов, должностных лиц и правовых актов, которые ими издавались.

После того, как умер Петр I, прокуратура не предпринимала никаких действий и не осуществляла свою деятельность в полной мере, особенно это касается периода царствования Анны Иоанновны. Первая попытка ее восстановления была предпринята императрицей Елизаветой Петровной, на основании Указа от 12.12.1711, и прокуратуру наделили теми же правами, которые у нее были во время того, как на престоле находился Петр I. Окончательное формирование в качестве органа надзорного типа произошло во время царствования Екатерины П., что и ознаменовало начало истории развития прокуратуры. Усилился прокурорский надзор законности в деятельности местных органов власти. Большая роль в этом принадлежит Учреждению о губерниях от 1775 года, закрепляющее задачи и полномочия губернских прокуроров.

На представителей губернской прокуратуры были возложены следующие задачи:

  1. сохранить «целостность власти установлений и интересов императорского величества»;
  2. наблюдать за тем, «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал»;
  3. истреблять взяточничество;
  4. осуществлять надзор законности деятельности губернских и уездных органов, включая суды, а также проводить проверки того, соответствуют ли закону решения, которые ими принимаются.

В судах прокуратуры была обязательной охрана «лиц беспомощных», включая глухонемых, несовершеннолетний и других.

Замечание 2

На прокурора были возложены предупреждения по поводу нарушения закона, принятия мер пресечения нарушений, опротестования незаконных правовых актов.

Во время того, как на троне сидел Павел 1, просматривалась тенденция ослабления прокурорского контроля, сокращения органов прокуратуры в городах и губерниях. Несмотря на это, прокуратура, тем не менее, осталась государственным надзорным органом, активно осуществляющим свою деятельность.

После того, как в 1802 году было создано Министерство юстиции, министр юстиции также занял должность Генерал-прокурора, а губернских прокуроров внесли в штат органов юстиции в губерниях.

Функции прокуратуры РФ

Замечание 1

Прокуратура выполняет надзорную функцию, распространяющуюся на соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, которые действуют на территории государства.

Помимо этого, к функциям прокуратуры РФ относятся:

  • уголовное преследование лиц, которые совершили правонарушение;
  • регулирование деятельности правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • участие прокуроров согласно процессуальному законодательству в делах, рассматриваемых Конституционным Судом, а также конституционными/уставными судами субъектов государства и прочими судами, действующими в стране;
  • выдвижение протестов прокурорами касательно решений, которые противоречат закону, а также подобных приговоров, постановлений и прочего;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • сотрудничество Генпрокуратуры и нижестоящих прокуратур на международном уровне с соответствующими иностранными органами, а также международными организациями;
  • участие прокуроров в заседаниях органов исполнительной и законодательной власти;
  • рассмотрение/разрешение жалоб и прочих обращений;
  • проведение антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов;
  • обращение Генпрокурора в судебные Пленумы с представлениями о предоставлении судам разъяснений касательно вопросов судебной практики;
  • обращение Генпрокурора в Конституционный Суд по различным вопросам касательно нарушения прав/свобод, гарантированных Конституцией;
  • разработка Генпрокуратурой вместе с различными министерствами/ведомствами систем/методик учета, а также статистической отчетности по уровню преступности, раскрываемости дел, работы следственных подразделений, прокурорского надзора, включая установление единого порядка формирования и представления отчетности.

Замечание 2

Системообразующая функция прокуратуры — это прокурорский надзор за законным ведением деятельности объектами, которые ей поднадзорны.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Исходя из многоотраслевого характера законодательства существует разделение на следующие отрасли надзора:

  • за исполнением законов, то есть, общий надзор;
  • за соблюдением гражданских и человеческих прав/свобод;
  • за исполнением законов оперативно-розыскными органами;
  • за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;
  • за законностью действий судебных приставов;
  • за исполнением законов администрациями органов/учреждений, которые исполняют наказания и судебные меры.

К последнему пункту также относятся администрации мест, в которых содержатся заключенные и задержанные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector