Закон рф «об организации страхового дела в российской федерации» от 27.11.1992 n 4015-1 ст 4 (ред. от 30.12.2020)

Нововведения в регулировании страхового дела

Страховое дело в РФ развивается, предлагая клиентам новые виды услуг и возможности. Одним из последних нововведений является закон о страховании жилья граждан от чрезвычайных ситуаций.

Согласно принятому закону от 03.08.2018 №320-ФЗ, скоро в платежных документах появится новая строка, посвященная оплате полиса по защите дома от ЧС. Страховка будет добровольной. Оплачивать услугу или нет, будет решать только собственник недвижимости. Для заключения договора достаточно будет лишь произвести оплату в указанном объеме, учитывая сроки по квитанции.

Тарифы будут устанавливаться исходя из региона проживания граждан. Здесь будет иметь значение география населенного пункта и риск возникновения стихийного природного явления. Стоимость полиса будет варьироваться от 300 до 3000 рублей.

Закон вступил в силу 4 августа 2018 года, но возможность застраховать жилье от чрезвычайных ситуаций пока что есть лишь в некоторых регионах страны, среди которых Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Пермский край и др.

Расчет возмещения будет производиться с учетом среднерыночной стоимости жилья. Компенсация пострадавшим будет осуществляться в рамках суммы ущерба. Стоимость покрытия по договору ожидается в размере от 500 000 рублей.

Новый закон призван повысить вовлеченность россиян в рынок страхования жилья. В 2018 году доля всех страховок, которые приходятся на эту отрасль, не превышает 8%. При этом в развитых странах более 70% граждан оформляют полисы по защите дома ежегодно.

Возмещение при наступлении страхового случая будет производиться не только из бюджета региона, но и из фонда страховщика. Это позволит сократить издержки Правительства РФ на выплаты компенсации пострадавшим, например, в результате наводнения или урагана.

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Нормы о договоре страхования

До принятия закона от 31.12.1997 года №157-ФЗ глава II закона о страховании была посвящена нормам заключения договора. Но после введения поправок главу упразднили.

Узнать о страховых нормах при заключении договоров в каждой отрасли клиенты могут в ГК РФ (ч.2) от 26.01.1996 №14-ФЗ.

Статьи 927-970 ГК РФ посвящены таким темам, как оформление документа в каждой отрасли, досрочное расторжение соглашения, нарушение правил и последствия для каждого участника рынка. В Гражданском кодексе прописаны особенности нормы оформления полисов и риски, которые по закону застраховать не получится.

Статья 26. Страховые резервы

1. Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию страховщики на основании актуарных расчетов определяют выраженную в денежной форме величину страховых резервов (формируют страховые резервы) и обеспечивают их активами (средствами страховых резервов). Средств страховых резервов должно быть достаточно для исполнения обязательств страховщиков по осуществлению предстоящих страховых выплат по договорам страхования, сострахования, по перестрахованию, взаимному страхованию и исполнения иных действий по обслуживанию указанных обязательств.

2. Формирование страховых резервов осуществляется страховщиками в соответствии с правилами формирования страховых резервов, которые утверждаются органом страхового надзора и устанавливают:

1) виды страховых резервов, обязательность и условия их формирования;

2) методы расчета страховых резервов или подходы, их определяющие;

3) требования к положению о формировании страховых резервов;

4) требования к документам, содержащим сведения, необходимые для расчета страховых резервов, и сроки хранения таких документов;

5) методическое обеспечение расчета доли перестраховщиков в страховых резервах;

6) порядок согласования с органом страхового надзора методов расчета страховых резервов, которые отличаются от предусмотренных правилами формирования страховых резервов методов (в том числе сроки и условия такого согласования, основания для отказа в таком согласовании).

2.1. В целях определения величины сформированных страховых резервов страховщика орган страхового надзора проводит их оценку.

Орган страхового надзора выдает предписание об указании страховщиком в отчетности данных, полученных органом страхового надзора на основании проведенной оценки.

На основании предписания органа страхового надзора об указании в отчетности данных, полученных органом страхового надзора на основании проведенной оценки, страховщик отражает в своей бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности величину страховых резервов, определенную органом страхового надзора на последнюю отчетную дату. Обжалование страховщиком указанного предписания в судебном порядке не приостанавливает его исполнения.

При проведении оценки страховых резервов страховщика орган страхового надзора привлекает ответственного актуария за счет средств страховщика.

3. Средства страховых резервов используются исключительно для исполнения обязательств, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

4. Средства страховых резервов не подлежат изъятию в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

5. Страховщики должны инвестировать средства страховых резервов на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

Выдача страховщиками займов за счет средств страховых резервов, за исключением случаев, установленных пунктом 7 настоящей статьи и нормативными актами органа страхового надзора, запрещается.

Орган страхового надзора устанавливает перечень разрешенных для инвестирования активов, требования к таким активам, а также порядок инвестирования средств страховых резервов, предусматривающий в том числе требования к структуре активов, в которые допускается размещение средств страховых резервов страховщиков или их части.

6. Инвестирование средств страховых резервов осуществляется страховщиками самостоятельно или путем передачи средств в доверительное управление управляющей компании частично или полностью.

7. При осуществлении страхования объектов личного страхования, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, страховщик вправе предоставить страхователю — физическому лицу заем в пределах страхового резерва, сформированного по договору страхования, заключенному на срок не менее чем пять лет.

Порядок и условия предоставления указанного займа устанавливаются договором, заключаемым между страховщиком и страхователем.

Законы российского страхования

С начала 2015 года на территории РФ вступили в силу новые изменения в так называемый закон об оргастрахделе, после которых документ перестал регламентировать вопросы, касающиеся страховых актуариев. Вместе с этим отношения участников страховых дел подлежат регулировке нормативными актами ЦБ РФ, полномочия которого значительно расширились в сравнении с возможностями Минфина и ФСФР.

Третья статья закона об оргстрахотделе претерпела существенные дополнения. Значительно усилены требования, касающиеся содержания правил страхования, установлен перечень новых обязанностей страховщика в отношении страхователя, в компетенцию ЦБ РФ вошла возможность определять набор стандартных требований, касающихся порядка и условий отдельных видов страхования на добровольных началах.

Страховой надзор

Деятельности надзорного органа – Банка России – в законе уделяется отдельная IV глава. Согласно основным положениям, на рынке страховых услуг РФ действует единый надзорный орган – Центробанк.

Он осуществляет не только контроль за деятельностью страховых компаний, но и следит за соблюдением законодательства всеми участниками рынка, выдает лицензии юр.лицам на право заниматься отдельными видами страховых услуг и предупреждает банкротство юридических лиц.

Основное предназначение Банка России – осуществление контроля над выполнением требований законодательства РФ субъектами рынка. Надзорный орган выдает и аннулирует лицензии страховщиков, следит за рынком ОСАГО, устанавливая государственные коэффициенты и тарифы на страховку.

СПРАВКА! Банк России работает на основании принципов гласности и законности, поэтому у клиентов всегда есть доступ к сведениям о компаниях, испытывающих трудности, а также новых законопроектах в сфере страховых услуг. Узнать об этом граждане РФ могут на сайте «Вестника Банка России». Информация предоставляется бесплатно.

В законе прописаны обязанности регулятора, в том числе относительно мер в адрес юридических лиц, нарушающих финансовые требования. Банк России имеет право направить предписание, если страховщик отличается нестабильной финансовой ситуацией или отказывается представлять бухгалтерские документы в срок.

Повторное нарушение договора грозит юр.лицу заменой руководства: временная администрация будет решать проблемы с платежеспособностью и соблюдением законодательства РФ. Если принятые меры не помогут справиться с проблемами, компании может грозить ограничение в продаже полисов с последующим отзывом лицензии.

Срок разбирательства долгий: не менее 6 месяцев.

Статья 4.1. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом

1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:

1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;

2) страховые организации, в том числе перестраховочные организации;

3) общества взаимного страхования;

4) страховые агенты;

5) страховые брокеры;

5.1) операторы финансовых платформ;

6) актуарии;

7) Банк России, осуществляющий функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (далее — орган страхового надзора);

8) объединения субъектов страхового дела, объединения страховых агентов, объединения страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, а также саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие страховые организации, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие страховых брокеров, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие общества взаимного страхования (далее — саморегулируемые организации в сфере финансового рынка);

9) специализированные депозитарии.

2. Страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры являются субъектами страхового дела.

Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.

Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.

Единый государственный реестр субъектов страхового дела содержит сведения о субъекте страхового дела, его наименовании, месте нахождения, руководителе, об учредителях (акционерах, участниках), основной государственный регистрационный номер юридического лица, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, сведения о номере и дате выдачи лицензии, виде страховой деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, видах страхования, которые осуществляются в рамках соответствующего вида страховой деятельности (для страховых организаций и обществ взаимного страхования), о правилах страхования, принятых и утвержденных страховыми организациями и обществами взаимного страхования в рамках соответствующих видов страхования, о субъектах Российской Федерации, на территориях которых осуществляется деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, доменном имени и (или) сетевом адресе официального сайта субъекта страхового дела в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», филиалах и представительствах страховщика, их месте нахождения, принятии решения о приостановлении, возобновлении действия лицензии либо об отзыве лицензии, о назначении временной администрации и прекращении ее деятельности (дата и номер приказа органа страхового надзора и дата вступления его в силу), а также иные относящиеся к деятельности субъектов страхового дела сведения.

В случае изменения сведений о субъекте страхового дела соответствующая информация подлежит внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела не позднее пяти рабочих дней со дня получения органом страхового надзора документов, содержащих информацию об изменении сведений о субъекте страхового дела.

3. Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела — юридического лица должно содержать:

1) указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела;

2) указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо «страхование» и (или) «перестрахование», либо «взаимное страхование», либо «страховой брокер», а также производных от таких слов и словосочетаний;

3) обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела;

4) указание на то, что акционерное общество является публичным, для публичных акционерных обществ;

5) слова «потребительское общество взаимного страхования» для обществ взаимного страхования.

4. Субъект страхового дела — юридическое лицо не вправе использовать полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние общества и аффилированные лица субъекта страхового дела.

Другие положения

К заключительным положениям, представленным в законе о страховании, относятся:

  • Принципы организации страховых услуг для иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц с иностранным капиталом на территории России. При оформлении полисов не имеет значения, кто хочет стать клиентом страховщика, если иное не предусмотрено правилами страхования. Иностранцы, в том числе иностранные предприятия, а также лица без гражданства имеют равные права на получение услуг по защите личных и имущественных интересов на территории России.
  • Споры и конфликты в страховом деле. Рассмотрением споров, которые перешли в разряд разбирательств на законодательном уровне, занимаются арбитражные и третейские суды в рамках своей юрисдикции.
  • Международные договоры страхования. По закону РФ от 27.11.1992 №4015-1, нормы, прописанные в международных страховых документах и полисах, оформленных в СССР, преобладают над указаниями, которые содержатся в действующей версии законодательного акта о страховании в РФ.

Федеральный закон обязательного пенсионного страхования

В Пенсионном фонде РФ ежегодно проводят регистрацию порядка 5 млн человек, среди которых и дети и взрослые. Зарегистрированные граждане получают свидетельство о регистрации, а также уникальный страховой номер индивидуального лицевого счета, больше известный как СНИЛС.

Документ требуется для сокращения количества документов при оформлении государственных услуг, позволяет получать льготы и необходимые сервисы в электронном виде, а также служит для формирования пенсии. По рекомендации ПФ РФ СНИЛС советуют получить всем взрослым гражданам, которые еще не имеют документа по различной причине.

Описание закона РФ № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации

Согласно этому ФЗ, в действующий законопроект были внесены следующие изменения:

  • уточнены требования, предъявляемые к организациям, занимающимся страховым делом и перестраховкой – внесение запрета таким компаниям на коммерческую деятельность, не относящуюся к основным обязанностям;
  • изменен порядок лицензирования на право ведения страховой деятельности, включая посредников и брокеров, скорректирован необходимый перечень документации, предоставляемой претендентами на получение разрешительных документов;
  • порядка проведения процедуры выдачи лицензионной документации, проводимой ЦРБ РФ или отказа в ее предоставлении;
  • изменена структура государственного реестра с корректировкой указываемых данных по субъектам страхования в РФ.

Дополнительно в РФ ужесточены условия применительно к страховщикам, для обеспечения финансовых гарантий:

  • организациям, работающим в сфере медицинского (включая ДМС и ОМС), профессионального и имущественного страхования, защиты рисков для жизни и здоровья и пр. вменено в обязанность поэтапно увеличить размер уставных капиталов с достижением на январь 2022 года отметки в 300 миллионов рублей;
  • ранее существовавшим страховым организациям, оказывающим страховые услуги по дожитию или в имущественной сфере – на указанную выше дату выйти на уровень уставного капитала не менее 450 миллионов рублей;организациям, задействованным в области перестрахования, на указанную дату обеспечить размер уставного капитала от 600 миллионов рублей;
  • организациям, приступившим к работе после принятия указанного ФЗ, установить минимальный размер уставного капиталa в пределах от 120 миллионов рублей;
  • вменение в обязанность страховщиков (исключая медицинские страховые услуги) разработать и утвердить собственные положения, учитывающие оценку рисков, а для вновь созданных организаций – в дополнение к указанному принять бизнес-план.

Также следует отметить дополнения, внесенные в апреле 2021 года относительно технического обеспечения страховых организаций, уточнения полномочий и обязанностей страховых брокеров и агентов, характер их взаимоотношений со страховщиками.

Действующий закон об организации страхового дела в России регулирует характер взаимоотношений всех участников процесса, включая физические лица и организации, порядок взаимодействия страховщиков с государственными надзорными органами, определяет организационные требования к данной сфере деятельности.

  • на обязательную область страхования, устанавливая границы правового поля взаимоотношений участников страхового дела;
  • на юридических лиц – страховщиков, занятых в области медицинского страхования.

Обратите внимание! Закон не следует применять в отношении защиты банковских вкладов, организаций, занимающихся инвестированием и кредитованием в РФ

Закон об обязательном страховании от несчастных случаев

Страхование от несчастных случаев распространяется на страхователя, заключившего договор, а также на третьих лиц. По рассматриваемому виду страхования предусмотрены страховые несколько основных страховых случаев:

  1. Временная потеря трудоспособности и травмы.
  2. Хирургические операции и госпитализация.
  3. Полная потеря трудоспособности.
  4. Смерть, которая наступила по причине несчастного случая.

Возможности страхового полиса могут быть и более широкими. Часто страхование распространяется на заболевания, диагностированные впервые, а также на такие серьезные проблемы со здоровьем как инфаркт, инсульт, инфаркт миокарда, рак и другие.

Понятие страховой деятельности

Понятие страхования и страховой деятельности в РФ раскрывается в ст.2 закона от 27.11.1992 №4015-1. Согласно документу, страховая деятельность в России представляет собой работу страховщиков в отдельных отраслях рынка, включая перестрахование и взаимное заключение договоров.

В понятие страховой деятельности входят интересы брокеров и других посредников, представителей, выступающих в качестве субъектов рынка. Подробнее о страховой деятельности читайте на нашем портале.

СПРАВКА! Страховая деятельность и страховое дело, согласно законодательству РФ – тождественные понятия.

Закон об обязательном страховании транспортных средств

Федеральный закон об обязательном страховании транспортных средств принят в рамках развития норм Гражданского кодекса РФ, которые также определяют принцип страхования ответственности в результате причиненного вреда. Соответствующие положения сформулированы в статье 931 ГК РФ. Действие закона об обязательном страховании транспортных средств направлено на защиту интересов и прав потерпевшей стороны путем возмещения вреда, причиненного имуществу, здоровью и жизни владельцами транспортных средств. В рамках закона предусмотрено оформление полиса ОСАГО в обязательном порядке для всех без исключения водителей на территории РФ.

Журналы и бланки

БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияКанатные дороги, фуникулерыКладбищаЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовАрхивыАттракционы

Общие положения

ФЗ о личном страховании был принят Государственной Думой 27 ноября 1992 года. Последние изменения в него были внесены 31 декабря 2017 года. Федеральный закон 4015-1 содержит 5 глав и 36 статей, одна глава из него исключена. Этот закон регулирует и контролирует возникающие правоотношения при осуществлении страховой деятельности, а также правоотношения, возникающие при контроле и надзоре за компаниями и организациями, осуществляющими страхование. Закон регламентирует организацию страхового дела в РФ и объясняет цели и задачи страхования.

Краткое содержание закона номер 4015-1 об организации страхового дела:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описаны цели, задачи, сфера и отношения, регулируемые настоящим ФЗ. Дано определение понятия страхование. Перечислены объекты, которые могут быть застрахованы. Даны списки лиц, являющихся страхователями и лиц, являющихся страховщиками. Перечислены законы, акты и нормативы, регулирующие деятельность общества при взаимном страховании. Даны списки страховых агентов и брокеров. Описаны риски, при которых действует или не действует страховка, оформлена информация о страховых случаях. Даны сведения о денежных суммах, требуемых к оплате за страховку. Оформлены взносы и список тарифов в разных учреждениях. Описана система сострахования и перестрахования. Оформлена информация об объединениях участников страхования;
  • Вторая глава настоящего Федерального закона была исключена 31 декабря 1997 года, при изменениях, внесенных с принятием ФЗ номер 157;
  • В главе третьей оформлена информация о устойчивости финансирования и способах и требованиях для платежеспособности участников страховой деятельности. Оформлен список условий, при которых возможно обеспечение финансирования и также оформлен список условий и требования для платежеспособности страховщиков. Описаны резервы настоящей сферы деятельности. Описаны процессы ведения учета, оформлены сведения о внесении информации в отчет и способы и формы подачи отчета. Также оформлены способы подачи и опубликования бухгалтерского отчета, формы и процессы обязательного аудита;
  • В главе номер четыре оформлены способы и процессы ведения контроля и надзора над субъектами страховой деятельности. Даны списки мер и способов осуществления надзора. Оформлена информация о процессах и способах получения лицензии в настоящей области. Описаны сроки действия лицензии, способы получения, причины отказа и виды и категории страхования. Оформлена информация о приостановлении действия лицензии и возобновлении ее действия. Описано соблюдение тайны, конфиденциальная информация при страховании;
  • В г. пять оформлены дополнительные требования и заключительные положения и условия настоящего Федерального закона.

Согласно четвертой статье описываемого закона, объектами страхования могут стать имущественные интересы лица, связанные с его дожитием до определенного возраста. Либо имущественные интересы лица, связанные с определенными событиями, а также связанные со смертью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector