Статья 23. право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Виды сервитутов по законодательству

Какие существуют виды сервитутов по земельному законодательству? Право ограниченного пользования чужим земельным участком принято подразделять на следующие виды:

  • частные и публичные (зависит от субъектов, в интересах которых осуществляется ограниченное право пользования);
  • срочные и постоянные (зависит от срока, на который определяется сервитут);

Частный сервитут

Устанавливается, для перемещения через другой участок, а также для прокладки жизненно важных линий (электропередачи, связи и трубопроводов). Данный вид ограничений может потребоваться и для других нужд. Но учтите, тот факт, что установление ограниченного права на земельный участок — это мера, применяемая, только если нужды невозможно обеспечить иным путем.

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Обычно вопрос о частном ограничении на чужой объект возникает между лицом, нуждающемся в нем, и владельцем соседних объектов.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Договор сервитута оформляется письменно и регистрируется в Едином государственном реестре в обязательном порядке. Без регистрации процесс считается недействительным. При получении отказа, всегда можно добиться установления через суд. Но даже судебное решение должно быть занесено в Единый государственный реестр.

Публичный сервитут

Процесс установления происходит иным путем. Публичные сервитуты на участок земли устанавливаются законом в случае необходимости удовлетворения интересов государства. Основной причиной установления этого вида является возможность разрешения задач, связанных с обеспечением нужд. Решение об установлении этого вида сервитутов выносится только после общественных слушаний

Они устанавливаются для размещения на нем межевых знаков, а также для изъятия ресурсов, для проведения работ государственной важности, и даже для прогона животных. Продолжительность ограничений соответствует административным условиям

Публичный, как и частный сервитут, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре. Каждая сторона имеет право на помощь судебного исполнителя. Владелец собственности, может подать исковое заявление в суд об установлении соразмерной платы за использование его земли.

О следующих видах много говорить не придется, так как названия говорят обо всем. Срочный и постоянный сервитуты на участок земли. Срочный устанавливается на определенный срок, а в постоянном — срок не указывается.

Как платить налоги

Заключая соглашение по обременению, должна быть уплачена госпошлина за регистрацию данной бумаги. Но это далеко не единственный налог, который надо будет заплатить. Но кто его должен платить? Как правило, деньги выплачивает как сторона, которая заинтересована в сервитуте, так и владелец участка, где лежит данное ограничение.

После регистрации платится два вида налогов:

  • На услугу;
  • На доход.

Кроме того, в российском законодательстве предусматриваются такие типы налогообложения, после того как будет оформлен договор:

  • Стандартный. Облагается прибыль, которая остаётся после всех расходов. Но поскольку в случае с сервитутом прибыли практически нет, и она рассчитывается соразмерной расходам и очень редко превышает их, то оплата налогов после того, как будет проведена регистрация сделки, окажется минимальной, если налог вообще придётся платить;
  • Упрощённый. Это закрытая схема оплаты сервитута, потому пользоваться ею не так просто. Но она популярна и удобна, потому упрощённый налог пользуется спросом.

Тем не менее, налоги надо платить. Иначе будет судебное разбирательство не только между сторонами сделки, но и с налоговой инспекцией. Исходя из чего придётся платить не только госпошлину за суды, но и штраф.

Обратите внимание: >Сервитут на землю сколько стоит

Сроки действия и стоимость процедуры

Частный и публичный сервитут оговариваются сроками, на которые они устанавливаются. Согласно периоду действия сервитуты разделяются на:

срочные;
постоянные.

Срочный период предусматривает установление срока окончания действия сервитута, а продолжительность периода действия постоянного не ограничена.

Процедура и порядок установления земельного сервитута на земельный участок регулируется законодательными актами РФ, а также оговаривает стоимость процесса оформления документов. Статьей 333.33, пунктом 22 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины гражданскими лицами в сумме 2000 рублей, для юридических эта цифра составит 22000 рублей.

Оценка сервитута

В законодательстве чётко прописано, что владелец имеет право требовать соразмерную плату, это означает, что цена сервитута должна быть разумной и покрывать возможные убытки, которые могут появиться из-за его установления. Если вторая сторона считает стоимость сервитута завышенной, то он может потребовать дополнительной оценки и пересмотра цены.

ГК и ЗК России не регламентируют право на проведение оценки стоимости сервитута. Это подразумевает, что оценка лежит на заинтересованных в установлении сервитута сторонах. В спорных ситуациях законодательство не накладывает ограничений на привлечение независимых экспертов, а также на обращение в судебную инстанцию для урегулирования спора.

В первом случае инициатор установления сервитута или правообладатель участка могут самостоятельно обратиться в независимую оценочную компанию. Во втором варианте судебная инстанция назначает проведение экспертной оценки. Однако в обоих случаях выбор оценочной компании оговаривается между владельцем и инициатором установления сервитута.

Основания для введения

Основание для введения сервитута зависит от его вида. Для установления частного обременения основаниями являются:

  • Соглашение, которое подписывается при добровольной договоренности между заинтересованными участниками обременения. Инициатор ограничения права пользования территорией выдвигает свое предложение владельцу участка. Если тот не имеет возражений, то стороны заключают письменное соглашение. Данный документ после подписания сторон должен быть поставлен на учет в Росреестр.
  • Решение суда – мера, которая применяется, когда достичь мирным путем согласования не удалось. Инициатор подает заявление в местную управу, которая выносит свое решение по данному вопросу. В случае согласия заявитель передает документы с разрешением местных властей в судебную инстанцию. Суд рассматривает дело. Положительный ответ является основанием для объявления сервитута.

Подробнее о составлении искового заявления на установление сервитута на землю можно прочитать здесь

Основаниями для публичного обременения являются законодательные и правовые акты тех органов власти, которые производят ограничения. Данные документы носят нормативный характер согласно статье 23 ЗК.

В каком порядке устанавливается плата за публичный сервитут на земельный участок

При установлении публичного сервитута можно потребовать соразмерную плату, если он создает существенные затруднения в использовании вашего участка. Обращаться с заявлением, составленным в свободной форме, следует в орган, который установил сервитут (п. 13 ст. 23 ЗК РФ). Учтите, что плата за пользование участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые вы испытываете из-за публичного сервитута. Рекомендуем обосновать требования и собрать доказательства того, что использование участка стало затруднительным. Например, указать площадь, которую вы из-за публичного сервитута не можете использовать по назначению.

Также следует приложить к заявлению заключение оценщика, в котором рассчитана плата за публичный сервитут. Оно подтвердит ваши доводы и поможет рассчитать размер платы.

Если вам отказали в установлении платы, вас не устроил ее размер или на заявление не отреагировали, обращайтесь в суд (п. 14 ст. 23 ЗК РФ). Для этого нужно подготовить иск об установлении соразмерной платы и определении порядка выплат. К иску нужно приложить документы, подтверждающие претензии.

Плата за публичный сервитут, установленный в специальном порядке, определяется с учетом особенностей.

Порядок проведения

Процесс наложения обременения также регулируется 23 статьей ЗК.

  1. На первом этапе подается заинтересованными лицами заявление в органы власти по поводу установления публичного сервитута.
  2. После рассмотрения заявления органы выносят свое решение.
  3. Проводятся публичные слушания с участием заинтересованных сторон, на основании слушаний составляется протокол.
  4. Издается нормативный акт о применении данной меры обременения. Акт обязательно регистрируется в органах государственной власти, только после этого он будет иметь правовую силу.
  5. Осуществляется также государственная регистрация в ЕГР прав на недвижимость.

После выполнения всех этих этапов сервитут вступает в действие. Нельзя нарушать порядок осуществления процесса, иначе его результат может считаться недействительным, его моно будет легко оспорить через суд.

КС РФ: если собственность на землю не разграничена, участок нельзя приобрести по давности владения

Стать собственником земельного участка в силу приобретательной давности не получится, если он находится в публичной собственности. Это касается в том числе земли, государственная собственность на которую не разграничена. Даже если участок не стоит на кадастровом учете и пустует, это не значит, что публичный собственник отказался от него. К таким выводам пришел КС РФ в недавнем определении.

В июне 1990 года гражданин Г. получил земельный участок площадью 6 соток под строительство жилого дома. Границы участка не были определены.

Со временем гражданин Г. построил на нем дом и огородил участок большей площади – около 12 соток. В огороженную территорию вошли его собственный участок и земли, находившиеся в муниципальной собственности. На кадастровом учете участок не стоял.

В 2005 году суд признал право собственности на построенный на участке дом за сыном гражданина Г.

Суть пора

Через несколько лет сын гражданина Г. обратился в суд с требованием признать за ним право собственности на весь огороженный участок.

Суды отказали в иске. Они пришли к выводу, что приобрести право собственности по давности владения можно только в отношении земельных участков, которые находятся в частной собственности. Иные земельные участки не следует считать бесхозяйным имуществом, так как такие земли являются либо государственной, либо муниципальной собственностью. Добросовестного, открытого и непрерывного владения спорным земельным участком с 1990 года недостаточно для признания права собственности в соответствии со ст. 234 ГК РФ, поскольку сам по себе факт владения земельным участком не порождает право собственности на него.

Тогда сын гражданина Г. обратился в КС РФ. Он считал, что абз. 1 п. 1 ст. 234 ГК РФ противоречит Конституции РФ в той мере, в какой он, по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не позволяет приобрести в порядке приобретательной давности земельные участки, относящиеся к собственности муниципального образования.

Позиция ВС РФ

КС РФ не принял жалобу к рассмотрению, однако дал несколько разъяснений.

Одним из условий приобретения права собственности по давности владения имуществом является добросовестность. Добросовестность давностного владельца предполагает, что его владение не было противоправным, было совершено внешне правомерными действиями.

П. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ закрепляют презумпцию государственной собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В условиях такой презумпции и большого количества нераспределенной земли сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означают, что публичное образование отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.

Для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности. Отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.

Определение КС РФ от 11.02.2021 № 186-О

10.02.2021 697

Земля и недвижимость

В законе появилось новое основание для изъятия практически любой недвижимости — реализация проекта комплексного развития территории. Причем узнать об этом…

Подробнее

03.12.2020

416

Земля и недвижимость

Даже если давностный владелец знал об отсутствии оснований возникновения у него права собственности, он все равно может получить право собственности…

Подробнее

Теги: давность владенияземельный участокземляКС РФприобретательная давностьпубличная собственностьшортрид

Методика оценки сервитута

Еще совсем недавно были актуальны Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные Росземкадастром 17 марта 2004 г. Соразмерность платы означает следующее: величина платы за сервитут сопоставима с размером убытков, возникших при обременении земельного участка.

В п. 2.2 указано, что величина соразмерной платы за сервитут включает в себя 3 составляющие:

  • Размер реального ущерба;
  • Размер упущенной выгоды;
  • Размер убытков.

На текущий момент указанные рекомендации не действуют. Их основной минус заключается в возможном учете одного и того же дважды. Разберем по пунктам, что считается по этой методике:

  • Реальный ущерб – разница между стоимостью земельного участка без обременения и с обременением. Если бы собственник мог продать участок до, то цена сделки могла быть выше.
  • Упущенная выгода – разница денежных потоков, которые мог бы получить собственник от использования участка без установления на него сервитута и с установлением. Например, если по пашне проложили дорогу, то полезная площадь сельхоз угодий снизится, что приведет к снижению денежных потоков.
  • Размер убытков – реально понесенные расходы в результате установления ограничения на использование участка.

Эксперт при расчете составляющей «упущенная выгода» формирует модель дисконтированных денежных потоков. В зависимости от своей компетентности, он может по незнанию включить в эту модель и «размер убытков». Тогда в стоимости сервитута будет дважды учтена величина «убытков»: один раз в явном виде, а второй раз в скрытом, что приведет к завышению стоимости. Для последующей проверки расчета на адекватность, необходимо разбираться в тематике оценки.

На сегодняшний день действующим является Постановление Правительства о Правилах определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков от 23 декабря 2014 г. В п.3 указано, что величина соразмерной платы, может быть определена как разница рыночной стоимости земельного участка до и после установления сервитута, которая определяется оценщиком. Таким образом, от Временных рекомендаций из 3ех составляющих остался только «реальный ущерб».

Согласно Законодательству об оценочной деятельности существуют 3 классических подхода к оценке любых объектов. В таблице ниже приведена общая идея каждого подхода к оценке сервитута:

Наименование подхода Сравнительный Затратный Доходный
Общая идея Стоимость сервитута определяется на основе предложений по продаже на открытом рынке земельных участков. Для этого подбираются 2 максимально похожих (сопоставимых) земельных участка, которые выставлены на продажу, на одном из которых установлен сервитут. Разница в стоимости объектов и является стоимостью сервитута. Стоимость сервитута определяется на основе:

· Величины расходов, понесенных собственником в будущем, в результате наложения сервитута. А также и в случаях ответственности собственника перед третьими лицами за несоблюдение условий договора.

· Величина расходов, связанных с обслуживанием сервитута.

Стоимость сервитута определяется на основе:

· Снижения величины денежных потоков, произошедших в результате установления сервитута на земельный участок.

· Платы за ограничение использования собственником земельного участка.

Реализуемость на практике В реальной жизни практически невозможно подобрать объекты для проведения такого расчета. Особенно, если речь идет о земельных участках в черте населенных пунктов, где предложение сильно ограничено. Как правило, один из подходов используется на практике. Результат расчета выглядит обоснованным, поэтому принимается обеими сторонами.

Таким образом, актуальное на сегодняшний день Постановление невозможно использовать на практике, ведь оно прямо указывает на применение сравнительного подхода

Практически все заинтересованные лица при изучении вопроса об установлении сервитута обращают внимание на данный документ, о чем непременно сообщают и нам

Размер платы за сервитут в судебной практике

В настоящее время вопрос об определении соразмерной платы за сервитут решаются судами исходя из общих «пожеланий» вышестоящих судебных инстанций.

Например, в п. 12 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; утвержденном  Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года, указывается следующее:

«..Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами.

При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком.

Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов истца и ответчика необходимо учитывать не только содержание заявленных истцом требований, но и конкретные условия, и объем сервитута».

Ранее, например, в определении от 11.06.2015 по делу N 301-ЭС14-9021, А43-11824/2013 Верховный Суд РФ указывал, что при новом рассмотрении дела суду надлежит сформировать размер платы за сервитут в соответствии с положениями п. 5 ст. 274 ГК РФ, а также с учетом:

— срока и площади установления сервитута;
— характера и интенсивности использования земельного участка собственником;
— выводов о размере реального ущерба, причиненного собственнику земельного участка;
— периода установления сервитута, указанного в повторной судебной экспертизе.

Виды сервитутов

В российской правоприменительной практике используется несколько классификаций. Так, исходя от срока учреждения сервитута, обременение земли может быть:

  1. срочным;
  2. постоянным.

Базовое различие двух разновидностей — это наличие либо отсутствие срока установления. Срочное ограниченное право земельного использования устанавливается, соответственно, в границах конкретного временного периода. Потребность в срочном обременении чаще всего появляется при осуществлении конкретных работ, к примеру, при проведении через чужую территорию коммуникативных систем. По окончании монтажных и настроечных работ действие сервитута завершается.

Исходя из юридических оснований и конкретных целей учреждения сервитута, осуществляется классификация на публичные и частные сервитуты. Данные правовые категории разграничиваются по следующим критериям:

  • Обладатель сервитута. Установление публичных сервитутов вызвано необходимостью ввести ограниченное право использования участка в интересах российского публичного образования — государства или муниципального образования. Частный сервитут учреждается для реализации прав одного либо нескольких частных землевладельцев (граждан, юрлиц).
  • Правовое основание установления. Частные сервитуты основываются на требовании лица либо группы лиц, а публичное обременение земли — на положениях нормативной документации.
  • Условия использования. В большинстве случаев обременение, устанавливаемое в интересах субъектов публичного права, имеет безвозмездный характер, а частные сервитуты, наоборот, предполагают возмездное пользование частью чужой земли. Бесплатное использование участка в последнем случае допускается в качестве исключения на основе законодательных положений, регламентированных на федеральном уровне.
    В остальных случаях правообладатель обремененного частным сервитутом участка, может требовать и, соответственно, получать справедливую плату от землепользователей, в пользу которых регистрировался сервитут. Безвозмездное использование земли при частных сервитутах также допустимо в случае отказа самого правообладателя земли от получения оплаты.
  • Документы, требуемые для регистрации

. Частные сервитуты, касающиеся прав конкретного лица, учреждаются путем оформления соглашения об установлении сервитута земли или путем вынесения соответствующего решения суда. Именно эти документы, определяющие факт установления и конкретные условия обременений, потребуются при регистрации сервитута. Публичные сервитуты буду регистрироваться в территориальных подразделениях Росреестра на базе действующих законов или другой нормативной документации РФ, российских регионов или муниципалитетов. Соответственно, при регистрации публичного сервитута нужна не договорная документация, а резолюция полномочной госструктуры.

Особую категорию сервитутов земли составляют лесные и водные сервитуты, представляющие собой обременения, установленные на территории земель лесного и водного фондов.

Согласно 43 статье Водного кодекса, права ограниченного использования водных объектов могут быть введены и частным, и публичным водным сервитутом.

Публичные сервитуты предполагают, что каждый вправе использовать водные объекты на российской территории, за исключением конкретных законодательных ограничений. Частные водные сервитуты могут устанавливаться соглашением лиц, которым водный объект был предоставлен в кратковременное или длительное пользование, и заинтересованных граждан (компаний). Другое основание для учреждения частного водного сервитута — решение суда.

Аналогичные положения закреплены и в Лесном кодексе, предусматривающем возможность установления частных и публичных лесных сервитутов в отношении земель российского лесного фонда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector