Наказание за сбитого пешехода вне пешеходного перехода в 2018 году

Содержание:

Параметры определения наказания

При любой ситуации, даже при невиновности автомобилиста, избежать наказания не удастся, если был установлен факт смерти пешехода, вне зависимости от степени его вины и состояния в момент пересечения дорожного полотна в неположенном месте.

При определении наказания учитываются факторы, что будут установлены в отношении происшествия на дороге:

  • при тяжких повреждениях назначается уголовная ответственность;
  • признать автомобилиста невиновным могут только в случае установления намеренности в действиях пешехода, когда избежать столкновения было невозможно;
  • сокрытие с места ДТП означает усугубление вины – человек, совершивший наезд, обязан остановиться и оказать первую помощь, ожидая дальнейшего разбирательства, в противном случае виновным признается водитель с дальнейшим наказанием не только за наезд, но и сокрытие с места аварии;
  • при определении наказания к водителю обязательно учитывают ту скорость, с которой он передвигался в момент столкновения с пешеходом, нарушение скоростных ограничений только усугубит положение водителя;
  • максимальная мера назначается в случаях, когда автомобилист совершил наезд под воздействием алкоголя или иных веществ;
  • при определении наказании суд учтет состояние автомобиля – исправность тормозов, рулевого управления, общая пригодность к эксплуатации согласно требований Техрегламента, возможность избежать аварии со стороны водителя и предпринятые им меры, исследуется тормозной путь.

На видео о последствиях наезда на пешехода

В любом случае, при смертельном исходе надеяться на отсутствие последствий не приходится, однако можно смягчить наказание, сведя его к минимуму путем корректного поведения при аварии, оказания первой помощи потерпевшему, принятия всех мер, чтобы избежать наезда.

Важно доказать при судебном разбирательстве, что никакие действия не смогли бы предотвратить происшествие, а водитель передвигался на авто в полном соответствии с законом, положениями ПДД, требованиями к автомобилю и водителю

Какая ответственность ждет водителя за наезд

Основное правило, которое должны помнить все без исключения пешеходы, касается пересечения проезжей части. Положения ПДД устанавливают перечень мест, где можно перейти дорогу, а также обстоятельства, при которых возможно пересечение. Нарушение данного порядка влечет за собой катастрофические последствия, включая серьезные травмы или смерть.

Признание вины за пешеходом не может полностью освободить водителя от последствий и ответственности перед законом:

  • административной;
  • гражданской;
  • уголовной.

Многое будет зависеть от обстоятельств нарушения и последующих действиях сторон.

В соответствии с КоАП РФ

В рамках административной ответственности, автомобилисту может быть выписан штраф в размере, определяемом по степени тяжести последствий для пешехода и нанесенному ущербу.

Пешеход вправе требовать:

  • возмещения морального ущерба;
  • компенсации за травмы и вред здоровью;

Свои требования пострадавший вправе направить иском в суд, при этом не исключая несение водителем гражданской ответственности за происшествие при стечении определенных обстоятельств.

По ГК РФ

В рамках гражданского суда возможно истребование компенсации за ущерб, нанесенный при наезде. Гражданская ответственность не предполагает применение при наличии смертельных исходов. Процедуры истребования компенсации согласуется с процессуальными особенностями гражданского суда.

ВНИМАНИЕ! Наиболее тяжкие последствия ждут при наличии смертельного исхода, если автомобилист сбил человека. Водитель привлекается по уголовной статье с более суровыми последствиями и наказаниями

По УК РФ

При наезде, повлекшем смерть пешехода, автомобилист может понести уголовную ответственность с назначением судимости и лишение свободы до 7-9 лет.

Смертельные случаи предполагают виновность водителя, однако тяжесть наказания будет определяться судом, на основании:

  • представленных материалов дела;
  • поведения водителя в момент аварии и после нее;
  • наличия или отсутствия смягчающих обстоятельств.

ВАЖНО! Скрытие с места ДТП признается с серьезно отягчающим обстоятельствам, при которых назначают самое суровое наказание

При наезде на пешехода правоохранительные органы заводят дело о преступлении, совершенном по неосторожности

При условии отсутствия отягчающих оснований, суд назначает следующие варианты уголовного наказания:

  • принудительные работы до 4 лет;
  • запрет вождения автомобиля до 36 месяцев;
  • тюремный срок – в среднем, около 5 лет.

В ситуации совершения наезда, повлекшего смерть 2 и более лиц, водителю, находившемуся в состоянии алкогольного опьянения, грозит лишение свободы до 9 лет с запретом вождения в течение 36 месяцев.

Виды наказаний

В результате столкновения с транспортным средством пешеход получает травмы, которые разделяют на:

  • Легкие – когда временная нетрудоспособность длилась меньше трех недель или вовсе обошлось без больничного листа;
  • Средние – если срок лечения больше 21 дня, но потерпевший утратил менее 1/3 общей трудоспособности;
  • Тяжелые или несовместимые с жизнью.

Гражданская ответственность

Наступает в случае легкого вреда здоровью потерпевшего, либо вообще без повреждений. Мера гражданской ответственности по ст. 1079 ГК РФ – компенсация затрат на лечение и морального вреда. Суд может освободить от ответственности владельца автомобиля, если он сумеет доказать, что ДТП произошло по вине пострадавшего.

В статье 1082 ГК РФ предусмотрена возможность уменьшения компенсационной выплаты. Основание – сложное материальное положение виновника аварии или в случае провокации ДТП самим потерпевшим.

Административная ответственность

Наезд на пешехода, в результате которого причинены легкие и средние травмы подлежит административной ответственности. Рамки наказания регламентирует ст. 12.24 КоАП РФ:

  • Штраф 2500-5000 руб., в случае легких повреждений;
  • Штраф 10000-25000 руб., в случае вреда средней тяжести;
  • Лишение водительского удостоверения сроком 1-2 года.

Уголовная ответственность

Если в результате ДТП пострадавший умер или стал инвалидом, наступает уголовная ответственность. По ст. 264 УК РФ виновнику грозит:

  • Лишение свободы на срок до 2 лет, ограничение свободы до 3 лет – если жертвой стал один человек;
  • Срок заключения до 7 лет, условно-исправительный срок до 5 лет – если пострадали два пешехода и более.

Максимальный срок наказания по ст. 264 УК РФ – 9 лет лишения свободы, если водитель был пьян, а пострадавших пешеходов несколько.

Дополнительная ответственность

В рамках дела о наезде на пешехода или отдельным гражданским иском потерпевшая сторона имеет право подать на взыскание с виновного:

  • Стоимости лечения;
  • Размера недополученного дохода в связи с утратой здоровья;
  • Стоимости поврежденного при ДТП имущества (сумка, наручные часы, телефон и т.п.);
  • Ежемесячного возмещения, если в результате ДТП погиб кормилец семьи;
  • Затрат, связанных с погребением;
  • Компенсации морального вреда.

Как оформляется данное происшествие?

Как только на место происшествия прибудут сотрудники ГИБДД, вам необходимо им рассказать о том, как все произошло. Если у вас или у свидетелей ДТП есть видеозапись происшествия, то обязательно сообщите об этом инспектору ГИБДД.

Далее инспектор ГИБДД должен составить протокол и схему ДТП, эти документы должны быть составлены на месте. Обязательно следите, за правильностью составления схемы ДТП и если вы с чем то не согласны, то требуйте вносить изменения, внимательно следите, за тем как изображается дорога, сколько указано на ней полос, направление движения вашего транспортного средства, расположение осколков, изображение тормозного пути и прочие элементы дорожной структуры и следы ДТП. Также внимательно читайте протокол, если в документах или схеме есть детали с которыми вы не согласны, то требуйте исправлений или пишите в протоколе, с чем конкретно вы не согласны, от подписания документов если вы с ними не согласны не отказывайтесь, это вам ничего не даст, просто в приложении напишите, с чем вы не согласны и подпишите документы.

Вы сбили пешехода и он в любом случае получил травмы, хоть и на первый взгляд кажущиеся незначительными. В такой ситуации, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проводится административное расследование, обычно такое расследование занимает до 1 месяца, но данный срок может быть увеличен согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 28.7 КОАП РФ и увеличен срок рассмотрения может быть до 6 месяцев, по решению руководителя вышестоящего органа.

Расследование проводится для того, чтобы определить степень вреда причиненному здоровью потерпевшего, сбитого пешехода. Для того, чтобы определить степень вреда, проводится экспертиза, это называется Судебно-медицинская экспертиза, именно по заключению такой экспертизы можно установить, был ли причинен легкий вред здоровью, средней тяжести, либо тяжкий вред здоровью.

Общие сведения

В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.

И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.

Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.

Обязательно прочитайте статью нашего специалиста о том, когда устанавливается знак «Пешеходный переход».

Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.

Их три:

  • лёгкий;
  • средний;
  • тяжкий.

Тяжкая степень устанавливается только в ходе экспертизы по специальному методу. А лёгкая и средняя различаются по периоду, в течение которого пострадавший провёл на больничном. Если человек был нетрудоспособным меньше 21 дня, то увечья считаются лёгкими, если больше — то средними.

Длительность больничного определяет лечащий врач.

Пешеход виновен в ДТП: последствия

К сожалению, большая часть пешеходов не знает правила дорожного движения. Именно по этой причине у них сформировано мнение о том, что водитель должен пропускать людей на дороге в любом случае. Переходя дорогу в неположенном месте, многие люди забывают о своей безопасности, искренне считая, что у автомобилиста будет возможность резко снизить скорость и остановить авто или иным способом уйти от столкновения. К сожалению, технические характеристики авто не позволяют водителю полностью остановить авто за пару секунд, поэтому большая часть таких выходов на дорогу заканчивается неблагоприятными последствиями.

Пешеход – это такой же участник дорожного движения, поэтому на него также распространяются требования ПДД. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен следующий перечень видов ответственности, к которым может быть привлечен пешеход – виновник ДТП.

  1. За причинение вреда здоровью легкой или средней степени тяжести, виновник должен выплатить штраф в размере от 1 до полутора тысяч рублей.
  2. За причинение тяжкого вреда здоровью виновник может понести уголовное наказание и лишение свободы на срок до 2 лет.
  3. Если в результате столкновения пострадавший умер, виновное лицо привлекается к ответственности в рамках уголовного законодательства, а также лишается свободы на срок до 4 лет.
  4. Если в результате дорожно-транспортного происшествия умерло 2 пострадавших, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности и лишается свободы на срок до 7 лет.

Мнение эксперта

Даже если пешеход переходил в неположенном месте и ДТП произошло по его вине, Всю вину часто пытаются переложить на автовладельца. Ему вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД (не выбрал скорость, позволяющую избежать столкновение), пункта 8.1 ПДД (водитель мог бы избежать столкновения, если бы ехал прямо), пункта 1.5 ПДД (автомобилист создал опасность для движения). Для того, чтобы избежать вменения данных пунктов, необходимо позаботиться о показаниях свидетелей, видеозаписях с наружных камер или видеорегистратора. Также рекомендуется заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы. Она поможет доказать вину пешехода в нарушении ПДД.

Примирение сторон

Судебная практика показывает, что в результате примирения сторон уголовная ответственность с виновника дорожного инцидента снимается. По решению судьи сроки административного наказания могут снизиться при условии, что будет возмещен материальный ущерб в полном объеме.

Даже если родственники погибшего пешехода согласны снять все претензии к водителю, судебное разбирательство не прекращается, обстоятельства примирения могут лишь смягчить меру наказания в незначительной степени.

Известны случаи, при которых виноват пешеход, и его откровенные показания в суде станут аргументом для вынесения несурового приговора.

Инцидент во дворе

У пеших людей в жилых зонах есть преимущество, так как они могут передвигаться по улице беспрепятственно, и где им вздумается, даже если невольно создают помеху для машин. Автомобили же должны ехать во дворах со скоростью не более 20 км/ч (п. 10.2 ПДД).

Именно поэтому водитель в подавляющем большинстве ситуаций будет не прав при неумышленном наезде на пешехода. Однако если пострадавшая сторона не имеет претензий, стороны могут разойтись полюбовно.

Если аварийная ситуация на придомовой территории произошла с ребенком, порядок действий не изменяется. В первую очередь ему оказывается медицинская помощь, а затем привлекаются правоохранительные органы для выявления деталей наезда.

Примеры из практики

Порой сложно разобраться в нагромождении статей кодексов и ПДД, которые тесно связаны между собой и применяются при вынесении судебных решений. Вот такими бывают наказания за ДТП с участием пешеходов на реальных примерах из судебной практики:

  1. Двигаясь на автомобиле со скоростью 50 км/ч, водитель сбил пешехода на нерегулируемом переходе. Пострадавший получил тяжелые повреждения в виде переломов. В ходе следственной экспертизы установили, что при соблюдении водителем правил проезда пешеходных переходов, он мог аварию предотвратить. Водителя признали виновным в нарушении п. 10.1, 14.1 ПДД и  по ст. 264.1 УК РФ приговорили к 1,5 годам ограничения свободы с лишением прав на 2 года. Отдельным гражданским иском с виновника аварии взыскали стоимость лечения и компенсацию морального вреда в размере 200 тыс.руб.
  2. Ночью на загородной дороге посреди проезжей части нетрезвый пешеход искал свою зажигалку. Дорожное покрытие было покрыто льдом, шел дождь. Его сбила машина, водитель которой пешехода не видел и объективно не мог предотвратить ДТП. В результате столкновения потерпевший получил тяжелые травмы различных органов, которые привели к инвалидности. Водитель был признан невиновным, уголовное дело закрыто. Гражданский иск о компенсации вреда с владельца, управляющего источником повышенной опасности, удовлетворили частично. Вместо требуемой суммы в 250 тыс.руб., с водителя взыскали 20 тыс.руб. в пользу потерпевшего.
  3. В жилой зоне автомобиль двигался задним ходом и задел пешехода. Пострадавший получил травму средней тяжести. Водитель не убедился в безопасности своего маневра до его начала и был признан виновным в нарушении п.8.12 ПДД. В ходе разбирательства по делу об административном правонарушении приняли к сведению смягчающие обстоятельства: чистосердечное раскаяние, неработающая жена по причине ухода за грудным ребенком, профессия водителя автобуса. Семья останется без средств к существованию в случае утраты виновником ДТП водительских прав. Стоимость лечения и моральный вред потерпевшей стороне были компенсированы добровольно, о чем имеется расписка. По совокупности всех фактов суд вынес мягкое решение и постановил  по ст. 12.24 КоАП РФ взыскать с виновника штраф в размере 2500 руб.

Кто оплачивает ущерб, если пешеход бросился под колеса

Нередко можно услышать парадоксальные на первый взгляд рассказы о назначении компенсации каждому из участников аварии – и пешеходу, который бросился под колеса, и водителю, сбившему его. И если вред, причиненный здоровью пешехода, компенсируется по полису ОСАГО, то возмещение им расходов на ремонт машины осуществляется исключительно средствами его собственного бюджета. В случае наезда на пешехода в неустановленном месте суд, руководствуясь соответствующими статьями Гражданского кодекса РФ, может наложить обязательства возмещения ущерба на обоих участников ДТП.

Во-первых, автомобиль считается источником повышенной опасности, и водитель обязан выплатить компенсацию пострадавшему пешеходу независимо от того, кто виноват. Лечение мелких травм покроет страховка водителя, а восстановление после тяжелых травм или расходы на похороны в случае летального исхода, для которых страховых выплат будет недостаточно, автовладельцу придется оплатить самостоятельно.

Это стандартная практика, однако для многих она становится неожиданностью. Если пешеход погиб или стал инвалидом после того, как пьяным бросился под колеса, сбившему его водителю придется выплачивать его семье компенсацию, установленную судом, или возмещать ущерб, нанесенный здоровью, лично этому «камикадзе».

Если удастся доказать преднамеренность действий пешехода, согласно действующему законодательству суд может полностью оправдать водителя. Однако сделать это весьма непросто. Адвокат, достаточно поднаторевший в подобных делах, убедительно докажет, что пешеход бросился под колеса по своей невнимательности, а вовсе не из злого умысла. Таким образом, на владельца средства повышенной опасности налагаются обязательства по выплате компенсации.

В то же время существует и обратная сторона медали. Если после того, как пешеход бросился под колеса, он будет признан виновником аварии, суд вправе требовать от него возмещения затрат на ремонт автомобиля, поврежденного в результате столкновения. Данная норма закона подтверждена Конституционным судом, следствием чего стало увеличение числа исков автовладельцев, требовавших от пешеходов денежной компенсации ремонтных работ.

Страховая компания может возместить владельцу автомобиля расходы на ремонт по полису каско, а затем потребовать с пешехода, виновного в аварии, вернуть необходимую сумму. Чаще всего подобные разбирательства переходят в зал суда, после чего взыскание задолженности становится обязанностью приставов. Такая практика требует пересмотра, поскольку слишком часто страховые компании или автовладельцы начинают донимать семьи погибших или самих пострадавших исками с требованием возместить ремонт машины.

Для кого выше уровень риска при ДТП?

Естественно, с физической точки зрения, пешеход, который бросился под колеса автомобиля, рискует гораздо больше. Увечья, полученные при столкновении, могут сделать его инвалидом или даже привести к смерти. Проводимая в настоящее время органами ГИБДД политика делает пешехода правым в любой ситуации на дороге. А потому многие люди, уверенные в своем особом положении, переходят проезжую часть где и когда им угодно, не задумываясь о последствиях.

Вред от действий автомобилистов может быть покрыт за счет полиса ОСАГО. Пешеходы же такой страховки не имеют, поэтому вынуждены возмещать ущерб средствами своего бюджета. Зачастую это приводит к долгим судебным разбирательствам и привлечению приставов для взыскания долгов. Возмещения затрат на ремонтные работы владелец машины может ждать очень и очень долго.

Для автомобилиста риск столкновения с пешеходом, безусловно, ниже. Если человек бросился под колеса при небольшой скорости, автомобиль получит лишь незначительные повреждения. Выплаты по полису ОСАГО вполне способны покрыть ущерб, причиненный здоровью пешехода. Таким образом, легкие и средние травмы практически сводят на нет наказание для водителя.

Но забывать об осторожности на дороге в любом случае не стоит. Столкновение на высокой скорости грозит потерей управления и вылетом на встречную полосу или в кювет

Даже если пешеход бросился под колеса на малой скорости, он может получить серьезные травмы, порой не совместимые с жизнью. В этом случае страховка не покроет лечение или похороны пострадавшего.

Что делать при наезде на пешехода?

Первое, что нужно сделать водителю авто, наехавшего на пешехода — остановиться и оценить состояние пострадавшего. Если ему нанесена травма, нужно оказать посильную первую помощь, вызвать скорую. Не нужно спешно скрываться с места ДТП: виновника отыщут, а попытка «бегства» станет отягчающим обстоятельством на судебных слушаниях. Следующим шагом должен быть вызов на место происшествия сотрудников ГИБДД. Органы правопорядка проведут расследование ситуации:

  • Допросят свидетелей;
  • Изучат дорожное полотно;
  • Рассмотрят фото- и видеоматериалы, если таковые имеются;
  • Определят скоростной режим;
  • Оценят исправность транспортного средства;
  • Проверят, не находится ли водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если выяснится, что водитель был нетрезв, превышал скорость или ехал на заведомо неисправном автомобиле, это окажется отягчающими обстоятельствами. С высокой долей вероятности автолюбитель понесет уголовную ответственность за содеянное. При этом тяжесть этой ответственности будет зависеть от степени ущерба, причиненного здоровью и жизни пострадавшего пешехода.

Кто виноват, если сбил пешехода в неположенном месте

В правоприменительной практике предполагается, что за контакт машины с переходящим дорогу человеком отвечает водитель, причем независимо от того, где произошел инцидент. Особенно это касается случаев, произошедших на зебре.

Зачастую столкновение с человеком нередко обусловлено и его виной. Так, некоторые граждане стремятся свести счеты с жизнью, бросаясь прямо под колеса транспорта.

Если в машине есть видеорегистратор, то его данные помогут воссоздать реальную картину происшествия на дороге. Помогут и камеры внешнего наблюдения, установленные на окрестных офисах и других объектах.

Сидящий за рулем может быть и не виноват в том, что задавил пешехода насмерть, совершившего переход проезжей части в неустановленном месте.

Например, человек резко выбежал в границы проезжей части и у водителя попросту не было ни времени, ни места для маневра с целью предотвращения аварии. Тогда если шофер собьет пешехода, который перебегал дорогу, ответственность может быть минимальной.

Когда столкновение бывает незначительным, то пешеход может отказаться от медицинской помощи (особенно, сознавая свою вину).

Многие отказ от всех претензий стараются зафиксировать прямо на месте, полагая, что так водитель обеспечит себе страховку от возможных судебных исков в будущем.

Но наш совет, вызывать ДПС и оформлять все по правилам, иначе, возможно лишение прав за оставление места ДТП.

Ответственность за не предоставление преимущества пешеходу

Статья 12.18 КоАП не предусматривает какого-либо разграничения по объективной стороне правонарушения. В любом из случаев, за нарушение правил предоставления преимущества к водителю будут применены меры административной ответственности. Санкция предусматривает штраф от 1500 до 2500 рублей.

Ответственность может наступить только, когда у водителя была прямая обязанность предоставить преимущество. Про конкретные случаи было рассказано раннее в статье. Поэтому, штраф за нарушение на переходе 2021 будет полностью законным.

ВНИМАНИЕ !!! В случае, если человек пересекает проезжую часть вне установленного для этого места, водитель не обязан предоставлять ему преимущество. Поэтому штраф за отказ от пропуска пешехода вне перехода 2021 или в ином неподходящем месте не может быть законным основанием

Стоит отметить, что для применения санкций административного права необходимо доказать, что его действия принесли неудобства непосредственно для пешехода. Для этого следует требовать его привлечения в качестве свидетеля и просить с него дачу показаний. В большинстве случаев это невозможно и на этом основании можно отменять наложенные штрафы.

Однако в любой из вышеперечисленных ситуаций водитель может понести ответственность за совершение наезда на человека. В этом случае ответственность будет варьироваться от степени причинённого вреда. За вред легкой и средней тяжести водителю грозит крупный штраф и лишение права управлять транспортным средством до 2 лет.

ВНИМАНИЕ !!! Если столкновение привело к тяжким последствиям или смерти человека – наступает уголовная ответственность. Уголовное законодательство допускает лишение свободы до 5 лет, а для лица, находящегося в состоянии опьянения до 9 лет

Обязательным признаком преступления является наличие вины, однако доказать обратное – свою невиновность практически невозможно.

Шанс избежать уголовную ответственность есть, если водитель, совершивший наезд:
  • не нарушал никакие правила дорожного движения, не предвидел появления человека в неположенном месте и не мог этого сделать;
  • после столкновения оказывал медицинскую помощь, доставил в медицинское учреждение.

Судебная практика показывает, что вероятность быть освобожденным есть, но она крайне мала. В то же время наезд на человека в зоне пешеходного перехода практически во всех случаях повлечет уголовную ответственность.

Таким образом, несмотря на наличие сложностей в толковании положений КоАП и правил дорожного движения, каждый водитель обязан не нарушать их требования и действовать исходя из конкретной обстановки. Ответственность за нарушение может быть разной: от административного штрафа до лишения свободы при наступлении тяжких последствий. Естественно, существуют условия для снижения или отмены ответственности. На практике действует лишь отмена административного взыскания. В то время как наступления тяжких последствий в 9 из 10 случаев повлечет наказание. Поэтому наилучшим вариантом будет совершение превентивных мер и недопущений опасных ситуаций.

Если привлекают к ответственности: рекомендации юриста

Для любого водителя сбитый пешеход доставляет серьезные проблемы. Ведь может последовать уголовная ответственность вплоть до лишения свободы

Поэтому важно сохранять спокойствие и следовать линии поведения, заранее согласованной с адвокатом

Пригодятся и следующие эффективные советы. Они помогут если не уйти от ответственности, то существенно уменьшить ее размер.

Перечень основных рекомендаций:

  1. Нужно максимально сотрудничать со следствием, участвуя в допросах, экспертизах, экспериментах на месте аварии.
  2. Необходимо заняться поиском и установлением контакта с максимальным кругом свидетелей. В их силах сообщить важные детали.
  3. На суде делается акцент не только на том, что потерпевший перебегал дорогу в неположенном месте. Наличие в крови алкоголя, наркотиков имеет значение.
  4. В ряде случаев имеет смысл настаивать на проведении дополнительных экспертных исследованиях. Круг задаваемых вопросов обсуждается с адвокатом.
  5. Смягчить наказание способно предоставление денежной компенсации пострадавшему или его родственникам, признание своей вины.

Вынесенный в отношении него приговор гражданин вправе обжаловать в апелляционном порядке. Этой возможностью нужно воспользоваться в любой ситуации. Ведь даже самые незначительные детали способны в корне поменять ход дела.

В заключение полезно напомнить, что причиненные пешеходу легкие или средние телесные повреждения наказываются в административном порядке. Водителю могут грозить штраф, лишение прав.

Что грозит водителю за сбитого пешехода?

Рассмотрим сначала ситуацию, когда вина водителя установлена.

Обратите внимание, что установлена она должна быть сотрудниками ГИБДД, судом или следственными органами – только официальное постановление означает виновность в каком-либо нарушении, но и само это нарушение не всегда является причиной ДТП

Например, если пешеход перебегал улицу в неположенном месте, и на его со смертельным исходом совершил наезд пьяный водитель, то само состояние опьянения ещё не означает автоматическую вину автолюбителя… По меньшей мере до тех пор, пока экспертиза не установит, к примеру, что будь водитель трезв, то время его реакции позволило бы избежать ДТП или смягчить его последствия (пешеход бы не погиб, а получил тяжкий вред здоровью). В этом случае вина может быть обоюдной либо полностью лечь на сбитого пешехода. Водитель, конечно же, понесёт наказание за пьяное вождение, но смерть пешеходу причинило не это.

Теперь давайте перейдём непосредственно к статьям законодательства, актуального на 2020 год.

Ответственность по КоАП?

Итак, раз уж мы сначала рассматриваем ситуации, когда в наезде на пешехода виноват водитель, то, увы и ах, но по Административному кодексу такое нарушение не квалифицируется. Самая жёсткая статья КоАП России предусмотрена за причинение тяжкого вреда здоровью – часть 2 статьи 12.24. А за лёгкий наезд назначается часть 1 этой нормы.

В целом же, при сбитом насмерть пешеходе или причинении вреда его здоровью (или других людей) водителю грозит как бы двойная ответственность:

  • непосредственно за нарушение ПДД (но не за все нарушения есть наказания – например, за нарушение пункта 10.1 нет, а за выезд на встречку – лишение прав),
  • за причинение вреда здоровью или смерть человека – уже как результат ДТП.

Уголовная ответственность

Именно УК РФ ждёт водителя, если будет доказана его (обоюдная с пешеходом) вина в причинении смерти человеку.

Есть в кодексе специальная статья 264, отвечающая за наказания за нарушения Правил дорожного движения или других нормативных актов, следствием чего стало причинение тяжкого вреда здоровью или смерти другим лицам.

В общих случаях, когда водитель сбил пешехода насмерть, ему грозит ответственность по части 3 этой статьи, которая предусматривает следующие наказания:

  • принудительные работы на срок до 4 лет,
  • лишение свободы до 5 лет.

Обратите внимание, что, согласно судебной практике 2020 года, такие смягчающие обстоятельства, как признание вины, оказание помощи ближайшим родственникам сбитого насмерть пешехода, помощь в погребении и другие являются основанием для назначения условного наказания

Сколько дадут, если водитель был пьяный?

Ещё раз напомним, опьянение само по себе не может являться причиной ДТП – речь идёт о нарушении пункта ПДД, а опьянение как отягчающий фактор. Например, водитель не выбрал нужную скорость движения с учётом погодных условий (на дороге был гололёд) и нарушил пункт 10.1 Правил, не успев остановиться перед пешеходным переходом, будучи пьяным – что привело его к нижеследующему наказанию.

Часть 4 статьи 264 УК РФ предусматривает специальную норму ответственности по отношению к части 3, рассмотренной выше, которая грозит пьяному водителю, сбившему насмерть человека при наличии вины в нарушении ПДД:

За пьяное ДТП с наездом на пешехода, в результате которого последний погиб, автолюбителю грозит лишение свободы сроком от 5 до 12 лет. И здесь уже очень редко приходится говорить об условном наказании

Обратите внимание, что по новому закону скрытие с места происшествия с недавних пор приравняли к состоянию опьянения

Если сбили двух пешеходов и более насмерть

В этом случае наказания более жёсткие, чем за наезд на одного пешехода со смертельным исходом и предусматриваются частью 5 статьи 264:

  • принудительные работы до 5 лет,
  • лишение свободы до 7 лет.

Принудительные работы – это непосредственно привлечение осужденного к отработке в специальных учреждениях, установленных судами.

А если водитель был пьян или скрылся с места ДТП, сбив насмерть 2 человек, то в этом случае уже будут грозить самые жёсткие меры – суд даст лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

Велосипедист – тоже пешеход?

В контексте причинения вреда здоровью да. По сути, уголовное законодательство вообще не различает при определении ответственности при наезде на человека, пешеход это или велосипедист. Те же наказания, к слову, будут грозить и в результате ДТП только автомобилей, где по вине одного из водителей (или обоих) погибли пассажиры или невиновный водитель.

Поэтому за сбитого насмерть человека на велосипеде ответственность ровно та же, что и за пешехода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector