Пешеходы на дороге. спорные ситуации

Содержание:

○ Что значит не уступил дорогу?

Прежде всего разберёмся, что означает с точки зрения права «уступить дорогу». ПДД предусматривают ряд ситуаций, когда один из участников движения имеет преимущественное право проехать либо пройти, если это пешеход.

В этом случае термин означает, что водитель машины, не имеющей такого преимущества, должен не начинать, не возобновлять или не продолжать движение либо манёвр, если при этом он заставит того, кто имеет в силу ПДД преимущество, изменить направление движения либо скорость.

На практике преимуществом пользуются:

  • Те, кто движутся по главной дороге – перед тем, кто находится на второстепенной (в том случае, если у перекрёстка установлен соответствующий знак).
  • Спецавтомобили, оборудованные соответствующими сигнальными устройствами и включившие их: полицейские машины, скорая помощь, пожарные и т. д.
  • Маршрутные транспортные средства – автобусы, троллейбусы, маршрутные такси и т. д.
  • Пешеходы, движущиеся по переходам.
  • Велосипедисты – при повороте.

В том случае, если при движении не было предоставлено преимущество каждой из этих категорий, виновного ждёт наказание. Разберёмся, с чем может столкнуться виновный.

Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?

Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей . Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.

Может ли быть ужесточено наказание? КоАП РФ подразумевает несколько типов нарушений, за которые при их повторении санкции могут быть увеличены, однако непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе к ним не относится.

Обратите внимание, что речь идет именно о нерегулируемой зебре. Проезд с нарушением пешеходного перехода, оборудованного светофором или имеющем регулировщика, является нарушением ст.12.12 КоАП, и предполагает свои санкции

Могут ли лишить прав за то, что не уступил дорогу?

Уже не первый год идут горячие споры о лишении ВУ за непредоставление преимущества пешеходу. Некоторые источники уверяют, что подобный закон существует. Что якобы имеется «статья 12.38 КоАП», предполагающая лишение за троекратное нарушение.

Мы не случайно взяли статью в кавычки – подобной нормы (да и самой такой статьи) на момент публикации в Кодексе нет. Слухи связаны с обсуждением законопроекта, предполагающего данные санкции, и такие предложения действительно рассматриваются Парламентом. Однако принятие поправок происходит с 2021 года, и на данный момент проект с трудом прошел только первое чтение в ГД РФ, после чего и забуксовал.

На данный момент лишение прав за невыполнение требований уступить дорогу – будь то первое, повторное или троекратное нарушение – не предполагается.

Есть ли скидка на штраф за пешехода?

Есть. Этот параметр споров не вызывает. В соответствии со ст.32.2 КоАП, штраф, если водитель не уступил дорогу пешеходу (ст.12.18 КоАП), может быть оплачен в размере 50% от указанного в постановлении.

При этом существует четко установленное правило: оплата должна быть произведена в течение 20 дней с момента фиксации правонарушения. Далее придется оплачивать полностью.

Что такое помеха справа?

Отвечая на вопрос, что такое помеха справа, можно отметить, что правило «правой руки» знают все без исключения водители. К нему за помощью обращаются в большом количестве разных ситуаций.

Вот самые основные правила ПДД помеха справа:

  1. При пересечении нерегулируемого пересечения равных по статусу трасс.
  2. При разъездах на стоянках и на станциях АЗС.
  3. В процессе перестройки авто, двигающихся в одном направлении, но по разным полосам дороги.

В данной статье можно вспомнить автошколу и особенности правила «помехи справа». Можно узнать, что это такое, а также в каких ситуациях может быть использовано.

Сразу стоит отметить, что в ПДД полностью отсутствуют такие общепринятые между водителями термины, как «правило правой руки» и «помеха справа на перекрестке».

По сути, это на условном уровне упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД России. Его суть заключается в том, что правила не могут особым образом регламентировать все возникающие на дороге ситуациях с тем, кому отдается приоритет на трассе.

Говоря иными словами, если по пути следования человек пересекает путь иного транспортного средства, и, если общая очередность движения не оговорена ПДД, он должен уступить этому автомобилю трассу, если на момент пересечения машина будет находиться справа.

К знакам приоритета относятся такие обозначающие указатели, как «Главная дорога», «Пересечение с дополнительной дорогой», «Уступите дорогу», «Движение без остановки запрещен», «Преимущество перед встречным движением».

Особого внимания заслуживает равнозначный перекресток. Это обычное пересечение трасс с равным покрытием, а также тех, что характеризуются равным приоритетом.

Если знаков приоритета, перечисленных выше, нет, между водителями автоматически начинает действовать правило «правой руки». В этом случае перекресток на автоматическом уровне становится равнозначным.

Если помеха появляется справа от водителя, уступает он, если слева был замечен автомобиль, он обязан уступить дорогу.

Согласно данному правилу должен действовать и оппонент. Если он сталкивается с помехой справа, он обязательно должен обеспечить рядом едущему водителю право первичного проезда.

Если при нарушении данного правила возникают аварийные ситуации, причин для этого может быть три. Виновник ДТП не очень хорошо знаком с ПДД. Такие водители полагают, что раз на прошлом перекрестке он ехал по главной, то и в данной ситуации ситуация повторится.

На деле это не так, отчего и появляется аварийная ситуация. Также виновник ДТП может полагать, что в процессе его выезда с грунтовой дороги, его обязаны все пропускать и те, кто передвигается слева, в том числе.

Если осуществляется выезд на асфальт, водитель должен всем уступить дорогу, так как грунтовка – это во всех случаях второстепенная трасса. Данное правило распространяется к выезду со стадионов, парковок и иных подобных территорий.

Нередко между участниками движения возникает аварийная ситуация, возникшая на основании того, что водитель посчитал, что он не обязан пропускать водителя с правой стороны по той причине, что он поворачивал налево. Поворот в этом случае ничего не меняет.

Поворот из второго ряда

Правила запрещают перестроение через сплошную линию разметки. Самое распространенное нарушение — поворот (как и перестроение) не из того ряда. Правила запрещают перестроение через сплошную линию разметки. Самое распространенное нарушение — поворот (как и перестроение) не из того ряда.

А что, если ширина полосы позволяет двигаться в два ряда? При этом, если из этой полосы разрешен поворот направо или налево, встает вопрос, а можно ли поворачивать пусть и с «правильной» полосы, но из второго ряда? Пункт 8.5 Правил говорит о том, что водитель перед поворотом обязан занять именно крайнее положение на проезжей части. Не полосы, как считают многие.

Особенности национальной парковки

Действие дорожного знака движение прямо Еще один важный момент, о котором надо позаботиться заранее, — парковка, особенно в центре крупных европейских городов. Зачастую в исторической части нельзя не только парковаться, но и вообще ездить. Автоматические системы пропускают только машины местных жителей и такси. Парковка строго регламентирована и недешева. За неуплату можно получить еще больший штраф, а то и вовсе остаться без автомобиля. В Вене, Барселоне или Праге машину эвакуируют за считаные минуты. Найти бесплатную или недорогую парковку можно у крупных торговых центров, в районе портов или религиозных учреждений. Обычно их знают работники офисов или таксисты, так что стоит захватить с собой карту города.

Аварийная остановка тоже может обойтись в круглую сумму, если не включить аварийные огни и не выставить предупреждающий знак. Водитель и пассажиры при выходе из автомобиля должны надеть световозвращающие жилеты. Особенно строго за этим следят в Латвии, Литве и скандинавских странах.

Виды «помех справа»

Встречаются разные случаи на проезде пересечении равнозначных дорог:

  • Вы хотите повернуть вправо. Если пути движения транспортных средств не конфликтуют, дорогу уступать никто не обязан.
  • Вы проезжаете перекрёсток прямо, а иное транспортное средство движется с правой стороны и его водитель намерен повернуть вправо. Если на перекрёстках с учётом ширины дороги и габаритов транспортов Вы не мешаете манёвру оппонента, то можно пересечь перекрёсток одновременно. В ином случае Вы обязаны дорогу уступать.
  • Вы хотите проехать прямо, а второй автомобиль подъезжает справа или спереди, или с левой стороны по равнозначной дороге. Тут придётся автомобиль пропускать.
  • Вы хотите повернуть налево, а транспортное средство движется справа, намереваясь тоже совершить поворот направо: Ваши пути никак не могут пересечься, и если габариты позволяют, то проезжаем синхронно.
  • Вы желаете повернуть влево, а Ваша помеха, подъезжает с правой стороны, чтобы проехать по прямой или повернуть влево, тут надо пропустить.

Нерегулируемым перекрёстком равнозначных дорог обычно бывают перекрёстки с круговой организацией движения.

Сейчас прорабатывается задача правки российских ПДД:

водители на круге будут иметь преимущество перед тем, кто заезжает на перекрёсток (в настоящее время работает обратный принцип, кроме случаев, когда при входе на круг установлен знак «Уступи дорогу»).

Логика очевидна: иначе по кругу, возможно, придётся долго кататься.

«Помехи с правой стороны» при синхронном маневрировании

При параллельном движении водитель, который хочет перестроиться в соседнюю полосу, тот и обязан предоставить дорогу транспорту, двигающемуся по своей полосе. Если оба хотят перестроиться, имеет значение принцип «помеха справа».

Правило «правой помехи» на перекрёстке

Перекрёсток дорог с равнозначным приоритетом требует соблюдения его, если выполнены такие условия:

  • стоит знак «пересечение двух и более равнозначных дорог»,
  • до перекрёстка стоит знак «конец главной дороги»,
  • не присутствуют остальные знаки приоритетного проезда,
  • дороги из одинакового качества покрытия (обе асфальтовые, или грунтовые).

И только в этом случае, если на перекрёстке выполнены все перечисленные условия, используется принцип «помехи справа».

«Помеха справа» в круговых перекрёстках

Перекрёстком с организацией кругового проезда по определению есть часть дороги, представленная как остров, езда вокруг него происходит против хода часовой стрелки (в странах с правосторонним движением).

Особенности:

  • При левостороннем движении — круг едет по часовой стрелке. Круговое движение продолжается до съезда транспортных средств с такого участка.
  • Эти перекрёстки обычно не регулируются. На них не предусматривают установку светофоров.
  • Приоритеты участников движения в таких случаях определяются дорожными разметками или знаками приоритета.
  • Включение сигналов поворота при въезде на круг не является обязательным (будущая траектория Ваша очевидна).
  • Необходимость их применения важна тогда, когда водитель желает поменять ряд или покинуть круговой перекрёсток.
  • Если Вы движетесь на главной дороге, то при въезде на круг обязательно убедитесь в том, что другие водители пропускают Ваше транспортное средство.
  • Въезжать на перекрёсток с круговым движением можно с любой полосы, а выезжать — только с правой.

Шпаргалка для новичков

Лично я для простоты запоминания держу в голове такую шпаргалку:

  • Я не перестраиваюсь – никому ничего не должен.
  • Если я захотел направо – уступить должен всем.
  • Если захотел налево – пропустить должны те, кто тоже планирует маневр. Но могут и не пропустить!

О чем еще нужно помнить начинающим водителям?

  • Соблюдайте скоростной режим. Держите ту скорость, с которой движутся машины в полосе, куда вы хотите попасть.
  • Не забудьте включить поворотник, а то ведь другие водители телепатическими способностями не обладают и вряд ли догадаются о ваших намерениях без подсказки.
  • Смотрите в зеркала во время перестроения постоянно, оценивая каждую секунду происходящего на дороге.
  • Перестраивайтесь только при абсолютной уверенности, что маневр безопасен.
  • Закончили дело – гуляйте смело, но не забудьте на радостях выключить поворотник.

Куда и как жаловаться?

Постановление по делу об административном правонарушении можно обжаловать либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) – например, в ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу (району, округу), либо в районный суд по месту нахождения этого органа.

Орган (вышестоящее должностное лицо), в адрес которого жалобу можно направить почтой, указывается в постановлении. Его копия вручается водителю под роспись.

В жалобе укажите на отсутствие в деле об административном правонарушении доказательств вашей вины. Формулировки, подходящие под конкретный случай, можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе следует приложить сделанную вами копию постановления, а также дополнительные материалы при их наличии – видеозапись, фотографии.

Судебная практика

  • Татарстанский суд удовлетворил жалобу водителя, которому было вменено неуступление дороги при одновременном перестроении и нарушение пункта 8.4 ПДД и который в обоснование жалобы указал и привёл фотодоказательства того, что он уже успел перестроиться в целевую полосу раньше другого автомобиля.
  • Один из пензенских судов вынес решение, где водителю автомобиля сначала было вменено нарушение пункта 9.10 ПДД в части несоблюдения дистанции, но впоследствии выяснилось, что автомобиль, в который въехал водитель, перестраивался до этого. И ещё одно аналогичное решение суда.
  • Тверской суд лишь частично удовлетворил иск потерпевшего к виновнику ДТП, который не уступил дорогу при перестроении, так как имеющий преимущество автомобиль двигался с большей, чем разрешено на данном участке дороги скоростью.
  • Спорное решение суда с назначением обоюдной вины по причине того, что никто не перестраивался, но столкновение произошло.

Знак «Уступи дорогу» и его разновидности

Это один из самых распространённых дорожных знаков на планете. Он появился ещё в самом начале XX столетия для того, чтобы обозначить приоритет транспортных средств при пересечении перекрёстка. Ранее этот указатель носил название «Не создавай помех», но со временем его наименование изменилось. Сам по себе этот указатель является разновидностью знака 2.5 «Движение без остановки запрещено».

Знак «Уступи дорогу» по сравнению со знаком 2.5 носит менее строгий характер

В России знак выполнен в виде перевёрнутого острым углом вниз треугольника. Стороны треугольника выполнены красным цветом, заливка и фон — белого цвета. Такая форма и внешний облик указателя позволяет водителям распознавать его даже в плохую погоду или при механическом повреждении. Размещается знак на опорных столбах.

Все дорожные знаки в России изготавливаются согласно соответствующему ГОСТу, так что на всей территории страны этот знак унифицирован и выглядит одинаково

Нередко «Уступи дорогу» также называется «Знак 2.4», так как именно в этом пункте Правил дорожного движения он описывается.

В России знак 2.4 используется в различных условиях дорожного движения, так что можно говорить о нескольких разновидностях этого указателя.

  • Применяется при выезде с грунтовой дороги на автомагистраль, которая по умолчанию является главной дорогой по отношению к выезду.
  • При пересечении главной и второстепенной асфальтовых дорог. Может встречаться на автотрассах или в городе на перекрёстках, не оборудованных светофорами. Также знак устанавливается и на оборудованных светофорами пересечениях улиц в качестве страховки на те случаи, когда светофор находится в нерабочем состоянии.
  • При выезде с автодороги на кольцо с круговым движением. С 2018 года по умолчанию круговое движение означает, что въезжающий на круг должен уступать дорогу транспорту, уже находящемуся на круге. Так что в данной ситуации знак служит дополнительным напоминанием водителям о действующих ПДД.
  • При пересечении автодороги с трамвайными путями, на которых электротранспорт имеет право преимущественного движения.
  • И последний случай, когда применяется указатель «Уступи дорогу» — перед железнодорожными переездами.

Во всех этих случаях знак выполняется именно в форме перевёрнутого вниз треугольника красно-белой расцветки.

Комментарии и разъяснения: как правильно пропускать пешеходов

Чтобы соответствовать требованию «уступить дорогу», необходимо знать не только ПДД, но и взаимодействие пункта 14.1 с КоАП, ведь предыдущая формулировка «пропускать» вступала в конфликт с наказанием за факт пресечения попытки человека перейти дорогу. Многим может показаться, что смысл не изменился, но на законодательном уровне разность формулировок может приводить к непредсказуемым последствиям.

Траектории автомобиля и пешего человека должны совпадать таким образом, чтобы человек не был вынужден изменить быстроту и направление своего передвижения в результате испуга. Иначе он может подвергнуться опасности со стороны машин встречной полосы. Если пропускать пеших людей неправильно, происходит прямое нарушение пункта 14.1 ПДД.

В разъяснениях речь идет о предоставлении преимущества человеку, который пересекает дорогу в специально обозначенном месте.

Пример 1: Пешеход находится на тротуаре возле проезжей части

Предположим, что авто приближается к нерегулируемому переходу. Заметив на тротуаре человека, который по всем признакам собирается пересечь полосу, автомобилист должен его пропускать, поэтому начинает торможение. В этот момент в соответствии с ПДД человек должен начать передвижение по «зебре», однако очень часто многие люди, испытывая страх перед движущимся автотранспортом, ждут полной остановки машины.

В данном случае неправ пешеход. По правилам пропуска, если автомобилист не замечает за человеком намерения совершить переход, он имеет право не уступать дорогу.

Нарушением п. 14.1 в данной ситуации будет считаться вынужденное изменение быстроты передвижения человека, если, например, автомобиль полностью остановился, а пешеход замер на тротуаре. Водитель, решив, что человек не собирается переходить дорогу, едет, а пешеход, опомнившись, перебегает дорогу.

Пример 2: Пешеход заступил на проезжую часть встречной полосы движения

Еще одна «западня» для автомобилей скрывается в п. 14.1. В соответствии с пояснениями к этому пункту ПДД водитель авто обязан пропустить пешехода, который уже перемещается по проезжей части вдоль «зебры», и не вынуждать его ускоряться или замедляться.

Однако неудобство может заключаться в том, что прохожий выходит на полосу относительно «встречки». Так как участник дорожного движения не должен начинать ехать, пока человек не покинет зону пересечения траекторий с транспортом, ориентироваться следует именно на п. 14.1, а не на поведение других водителей. Зачастую нетерпеливые автолюбители начинают ускоряться еще до того, как человек пройдет мимо, что может напугать его, вынудить изменить темп или направление. Это прямое нарушение противоречия п. 13.1 и п. 14.1.

Если дорога разделена на две проезжие части полосой, которая может выглядеть как разметка или быть оформлена в виде газона или бордюра, пропускать в обязательном порядке следует, если человек передвигается:

  • в сторону пешеходного перехода по встречной проезжей части;
  • по разделительной полосе;
  • по трамвайным путям.

Пример 3: Пешеход движется по проезжей части в сторону пешеходного перехода

Если человек передвигается вдоль проезжей части в сторону «зебры», водитель авто должен заблаговременно снизить скорость и осуществить пропуск движущегося пешехода. Это следует из точной формулировки п. 14.1 «водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу».

Однако и пешеходам, и водителям следует знать, что двигаться по проезжей части человек может только в направлении, противоположном автомобилям (по «встречке»).

По дороге с односторонним движением лучше вообще не передвигаться, только в крайнем случае.

Пример 4: Пешеход движется на пересечении траекторий движения с водителем

В этом случае водитель должен полагаться на скорость передвижения человека. В зависимости от положения пешего на дороге автомобилисту надо либо начать плавное торможение, либо полностью остановиться.

Знак СТОП

Знаки приоритета, к которым относится 2.5, устанавливают с целью обеспечить безопасное движение автомобилей на сложных пересечениях городских дорог и на междугородних трассах. Размещают их в непосредственной близости от территории пересечения дорог. В большинстве случаев это нерегулируемые перекрестки. ПДД (пункт 13.3) разъясняет — перекресток без светофора нерегулируемый. В местах въезда со второстепенной дорогу на главную, на Т-образных, в зоне ограниченной дорожной видимости устанавливают знак СТОП.

Если видимость в обе стороны достаточная, разрешено применять 2.4 (уступи дорогу). Главное требование 2.5 — движение без остановки запрещено. Сначала надо уступить первоочередность проезда всем ТС, проезжающим по пересекаемой (боковой) дороге — требование пункта 1.2 ПДД. Если рядом размещена одна из табличек серии 8.13, тогда необходимо уступить дорогу автомобилям на главной дороге. Уточняют действие знаков приоритета разметка 2.12 и информационный знак 6.16 (СТОП линия). Изменить порядок проезда может регулировщик.

Разметка СТОП-линия

Знак 2.5, как правило, дополняется разметкой 1.12 – СТОП-линия, которая определяет зону остановки автомобилей. По ПДД знак и разметка должны располагаться в одном сечении дороги. Поперечный размер линий определяется техническими условиями данного участка дороги. Там, где установлены знаки 2.5 и 6.16, она должна быть широкой. Наезд на линию 1.12 запрещен. Нельзя также заезжать на пешеходный переход. В зоне действия светофоров линия может быть узкой. Сквозной проезд разрешен во время включенного зеленного сигнала светофора. Тогда требования знаков приоритета отменяются. Когда разметка отсутствует или плохо видна, необходимо останавливаться за 5 метров до пересечения дорог. Разметки 1.12 применяются совместно со знаками 2.5 на ж/д переездах. Движение автомобилей легковых и грузовых в этом случае определяется правилами проезда через нерегулируемые перекрестки и разделом 15 ПДД.

https://youtube.com/watch?v=0u7hgbfXoSg

Знак СТОП линия

Знак 6.16 определяет место остановки транспорта на перекрестках, где движение регулируется с помощью сфетофоров. Размещают его или на опоре светофора, когда он размещен справа на обочине, или непосредственно над проезжей частью дороги. По правилам российского стандарта Р 52289-2004 он может подобно знаку 2.5 устанавливаться двумя способами. Первый способ — единолично. Второй способ предполагает дублирование разметки СТОП. Тогда они должны располагаться на одной линии. Это обязательное требование стандарта, иначе остановка транспортного средства может привести к наезду на сплошную разметку. Знаки 6.16 устанавливают на нерегулируемых ЖД переездах (пункт 6.2.14 стандарта) самостоятельно или в одном створе со знаком 2.5 на расстоянии 10 метров до первого рельса. Понятие «створ» равносильно определению «в одном поперечном сечении с дорогой».

Особенности применения

На междугородних трассах в настоящее время не запрещено высокоскоростное движение. Например, проезд по трассе М4 допустим со скоростью 150 км/час. На таких дорогах опасными считаются зоны пересечений со второстепенными дорогами. В местах выезда на магистраль обязательно устанавливают знак СТОП.

Порядок информирования водителей, проезжающих по второстепенной дороге, следующий. На обочине заранее устанавливается 2.4 с табличкой 8.1.2, где указано расстояние до знака 2.5. Определенный ПДД, порядок остановки на перекрестках имеют право нарушать машины специального назначения (скорая помощь, полиция…). Их необходимо пропустить, а только потом выезжать на перекресток.

Исключаем ошибки

Главное требование 2.5 — дальнейшее передвижение разрешено только после полной остановки.

Варианты проезда по участкам дорог, отмеченных символом СТОП, следующие:

  • Впереди идущая машина остановилась, затем начала движение. Следующая за ней, после остановки, подъезжая к перекрестку, должна снова остановиться.
  • Две машины подъехали одновременно. Повторное движение первым начинает водитель справа.
  • Начинать движение можно, только когда на проезжей части дороги нет пешеходов (ПДД пункт 14.1).
  • Въезжать на перекресток можно, когда другие движущиеся автомобили находятся на большом расстоянии, и их скорость не превышает разрешенную для данного участка дороги.
  • Рекомендовано пропустить все машины, проезжающие в прямом направлении с противоположной стороны. Частые нарушения ПДД — не включение сигналов поворота.

Когда нужно

В Правилах нет отдельного списка случаев, когда водитель должен уступить. Однако, изучив все разделы и пункты, такой перечень можно составить самостоятельно.

Приведем список некоторых случаев, при которых необходимо предоставить преимущество иным участникам движения:

водители должны дать преимущество во всех случаях, если у автомобиля, на котором установлены специальные сигналы (проблесковый маячок синего цвета и особый звуковой сигнализатор), одновременно включен и проблесковый маячок, и звуковой сигнал (п. 3.2. Правил);

  • при выезде с прилегающей территории (дворы многоквартирных домов, автозаправки и др.) на автомобильную дорогу (п. 8.3. Правил);
  • при перестроении надо уступить тем водителям, которые движутся без изменения направления движения по той полосе, на которую водитель хочет перестроиться (п. 8.4. Правил);
  • при левом повороте или развороте с трамвайных путей нужно не создавать помех попутному трамваю (п. 8.5. Правил);
  • в случаях, когда очередность проезда какого-либо места не указана в Правилах, дать преимущество нужно тем, кто приближается справа (п. 8.9. Правил);
  • если на стороне автомобилиста имеется какое-либо препятствие, он должен предоставить преимущество (п. 11.7. Правил), однако данное правило на уклонах, которые обозначены указателями 1.13. и 1.14., не действует – в этих случаях, уступить дорогу должен тот, кто движется на спуск;
  • при любых поворотах (направо или налево) автомобилист обязан дать преимущество пешеходам и велосипедистам (п. 13.1. Правил);
  • на нерегулируемых и регулируемых перекрестках при повороте налево или развороте нужно уступить тем, кто движется прямо или направо (трамваю нужно уступить вне зависимости от направления его движения, если и водитель, и трамвай находятся на равнозначных дорогах);
  • на регулируемых перекрестках, после включения “зеленого”, водитель должен предоставить преимущество пешеходам, не закончившим переход проезжей части, и другим автомобилям, не успевшим завершить маневр (п. 13.8. Правил);
  • на всех перекрестках водители, движущиеся по второстепенной автодороге, обязаны уступить тем, кто на главной;
  • не создавать помех нужно и тогда, когда автомобиль съезжает с грунтовой или проселочной дороги на асфальтовую;
  • во всех случаях, когда тип покрытия определить не удается (грунтовое, асфальтовое и др.), водителю следует считать, что он находится на второстепенной (п. 13.13. Правил);
  • уступать следует и поезду, руководствуясь правилами проезда ж/д переездов (Раздел 15 Правил), а также всем пешеходам, осуществляющим движение в жилой зоне (п. 17.1. Правил).

Автобусу, отъезжающему от остановки

П. 18.3. Правил гласит об обязанности владельцев безрельсовых транспортных средств дать преимущество автобусам, начинающим движение от обозначенной зоны остановки.

Указанное требование распространяется только на населенные пункты – то есть вне них уступать дорогу автобусам, отъезжающим от места остановки, не нужно.

Определить зону остановки маршрутных ТС можно по наличию:

  • знака 5.16.;
  • разметки 1.17. (имеет желтый цвет и исполняется в виде “зигзага”).

При сужении дороги

Сужение автодороги с обеих сторон обозначается предупреждающим указателем 1.20.1.

Также о сужении дороги (уменьшении количества полос) может свидетельствовать разметка 1.19.

При сужении дороги действует общий порядок предоставления приоритета при перестроении, предусмотренный в п. 8.4. Правил – при сужении дороги или изменении количества полос нужно уступить дорогу тем, кто движется попутно без изменения направления движения.

В особых случаях (например, при одновременном перестроении) следует прибегнуть к требованию, предусмотренному п. 8.9. Правил – а именно, предоставить преимущество тому, кто находится справа.

При сужении справа

Сужение справа обозначается знаком 1.20.2., а если правая полоса как бы “вливается” в левую – то знаком 5.15.5.

Разберем ситуацию на классическом примере. На картинке видим, что зеленому автомобилю не нужно совершать каких-либо маневров (например, перестроения), красному же автомобилю, чтобы продолжить движение, придется перестроиться на полосу, которую занимает зеленый автомобиль. Соответственно, действует порядок, установленный в п. 8.4. Правил – то есть уступить должен красный автомобиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector