442 фз об основах социального обслуживания граждан в рф

Как получить помощь от государства?

Чтобы пенсионеру была насчитана прибавка к пенсии, льгота или он получил любую другую помощь, он обязан написать заявление в органы соцобеспечения с соответствующим прошением. Без этой формальности государственные службы ничего не назначат и не начислят человеку.

Кроме того, в России практически нет единой системы помощи пожилым людям. Размер всех видов соцпомощи и выплат регулируется в регионах. Лидерами по уровню прибавок являются Северный округ, Санкт-Петербург и Москва.

Соцобеспечение пенсионеров также сильно зависит от прожиточного минимума по стране, от того, в каких условиях живет человек, есть ли у него супруг, дети или близкие родственники. Помощь жителям столицы и других крупных населенных пунктов начисляют, исходя из городского социального стандарта (ГСС). По Москве в 2017-2018 годах он был равен примерно 14,5 тысячи рублей, в Подмосковье это чуть меньшая сумма – пенсионеры, проживающие в области, не могут получать меньше 9 тысяч рублей. При этом для столичных пенсионеров, проживающих в Москве не менее 10 лет, ГСС составляет 17,5 тысячи рублей.

Что полагается пенсионерам в рамках социальной защиты престарелых

Престарелые люди в силу состояния здоровья зачастую не могут самостоятельно сходить в магазин за продуктами, купить лекарства, сделать уборку в доме. Если такой гражданин не хочет отправиться жить в дом престарелых, соцзащита должна обеспечить его помощью социальных работников. Что именно может входить в обязанности соцработников:

  • помощь в бытовых вопросах;
  • приготовление пищи;
  • покупка продуктов и товаров первой необходимости (в том числе лекарств);
  • организация досуга;
  • уборка;
  • стирка;
  • проведение косметического ремонта;
  • топка печи (если нет системы центрального отопления);
  • подвоз питьевой воды (если нет водопровода);
  • оплата коммунальных услуг и иных счетов;
  • вызов доктора;
  • сопровождение к местам отдыха и др.

Соцработники совершают покупки и оплачивают счета из личных средств пожилого человека.

Особое внимание уделяется инвалидам, которые не могут сами за собой ухаживать. При работе с такой категорией граждан в обязанности соцработников входит:

  • сопровождение престарелого человека в медицинские учреждения;
  • проведение гигиенических и иных процедур;
  • поддержка при прохождении медико-социальной экспертизы, в том числе в сборе и подаче необходимых документов;
  • юридическое консультирование.

В муниципальных образованиях существуют центры социального обслуживания: муниципальные и частные. Сегодня забота о престарелых людях может быть передана специализированным организациям или индивидуальным предпринимателям, их деятельность финансируется государством, а значит, они должны обладать лицензией. На официальных сайтах муниципальных образований можно ознакомиться с перечнем таких организаций. Согласно законодательству РФ каждый регион самостоятельно занимается организацией поддержки престарелых граждан.

Всю информацию относительно помощи престарелым можно узнать:

  • в организациях социальной защиты;
  • в многофункциональных центрах.

В рамках сотрудничества между организацией и гражданином заключается договор. Порядок его оформления описан в статье 8.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. В договоре прописывают:

  • время действия (от трех месяцев до года);
  • перечень услуг и их объем;
  • желаемый результат;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок изменений;
  • основания прекращения действия.

Заявление на предоставление социальной помощи подает сам гражданин, который в ней нуждается. Государственный орган принимает решение в течение 10 дней. В случае если необходимо уточнить какие-то моменты (например, условия проживания гражданина), срок может увеличиться до 1 месяца.

По закону организация, оказывающая помощь престарелым гражданам в рамках социальной защиты, имеет право самостоятельно выбирать подопечных. Однако есть категории граждан, которые должны обслуживаться в обязательном порядке:

  • женщины старше 60 лет;
  • мужчины старше 65 лет;
  • инвалиды любого возраста.

Помимо престарелых людей социальная помощь оказывается сиротам, малоимущим, опекаемым и опекунам и иным категориям граждан.

Денежные выплаты

Пенсионеры, находящиеся на соцобеспечении государства, вправе рассчитывать на ежемесячную прибавку к пенсии, если у них слишком маленькие доходы. Это так называемая ежемесячная денежная выплата, которая в каждом случае рассчитывается индивидуально Пенсионным фондом России. Именно в одно из управлений этой организации должен обращаться человек, чтобы получить надбавку.

Ее сумма зависит от многих факторов:

  • размера пенсии;
  • наличия льгот и субсидий;
  • семейного положения человека;
  • наличия у него других доходов.

В случае любых изменений в материальном положении пенсионера ЕДВ может быть уменьшена, увеличена или отменена.

Областная повестка

20 апреля в 17:46Новые правила предоставления выплаты на детей от 3 до 7 лет включительновчера в 14:32В Подмосковье пройдет II Межрегиональная конференция «Социальные инновации (технологии) и их роль в защите семьи и детства»вчера в 12:12Более 420 тысяч пенсионеров в Московской области получают компенсацию расходов по оплате ТКО20 мая в 16:54Здоровое питание — залог крепкого здоровья!19 мая в 17:41Фестиваль домашних пирогов состоялся в Подмосковье

18 мая в 15:35В Подмосковье с начала года более 14 тысяч семей получили выплату для новорожденных14 мая в 10:26Как приобрести путевку в детский лагерь и получить за нее кэшбек11 мая в 16:22Подмосковье входит в тройку по уровню безработицы по ЦФО7 мая в 12:15В Подмосковье для федеральных льготников дополнительно закуплено более 2 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение7 мая в 09:17До конца июля встать на учет в качестве безработного можно дистанционно

сегодня в 04:30Турнир по дзюдо памяти первого главы Дзержинского пройдет в субботусегодня в 01:00Хоровой фестиваль «Поющее Подмосковье» пройдет в Подольске в субботусегодня в 00:45Поэтический марафон состоится в парке Подольска в субботусегодня в 00:30Территорию парка «Городской лес» Домодедова уберут в субботувчера в 23:35Задолженность за электроэнергию в Подмосковье сократится на 1,4 млрд руб к 2022 г

вчера в 23:25Деревья высадили в Богородском округе в рамках подготовки к строительству трассы М‑12вчера в 23:18Подмосковный бизнес‑омбудсмен помог предпринимателю, чьи права нарушили в регионевчера в 23:15Земельные контролеры в Ступине проверили свыше 2,1 тыс земельных участков на нарушениявчера в 23:09Собянин рассказал о масштабных транспортных проектах Москвывчера в 22:51Аварийность снизилась почти в 2 раза на 10 вылетных трассах Подмосковья

вчера в 21:30Управляющая компания ООО «УК «Орион-Юг» заплатит штраф за плохое содержание дома в Домодедовевчера в 21:00Суд признал законным решение о внесении изменений в реестр лицензий УК в Балашихевчера в 20:29Андрей Воробьев поздравил с завершением учебы выпускников школы №1 Рузского городского округавчера в 19:05Шесть гектаров земли выкупит АО «Алиум» под своим производством в Серпухове вчера в 18:00Объем захоронения мусора в Московской области может сократиться в два раза к 2022 году

вчера в 17:10Свыше 100 наименований сыров представят на ярмарке в Одинцовевчера в 16:45Результаты опроса на портале «Добродел» о цифровых финансовых услугах направили в ЦБ Россиивчера в 16:30Конференция по развитию малого предпринимательства пройдет в Подмосковье 26 маявчера в 16:23Новый подрядчик завершит строительство котельной в Егорьевскевчера в 16:20Свыше 300 детей посетили «Уроки доброты» в Московской области

Описание 442 Закона о социальном обслуживании

Ранее действовавший в данной сфере Федеральный закон 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» утратил силу с принятием нового закона. ФЗ 442 был утвержден 28 декабря 2013 года, в силу вступил 1 января 2015, с данного момента перестал действовать ФЗ 195.

Действующий Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» сохраняет правопреемство предыдущего документа, однако значительно расширяет перечень рассматриваемых вопросов. Структурно в ФЗ 442 выделены следующие главы:

  • общие положения документа;
  • полномочия федеральных и региональных органов власти;
  • права и обязанности получателей регулируемых законом услуг;
  • права, обязанности, а также соблюдение информационной открытости поставщиков;
  • предоставление социального обслуживания, его организация, формы и виды услуг;
  • финансирование системы предоставляемых услуг и условия их оплаты гражданами;
  • государственный и общественный надзор и контроль.

В соответствии с общими положениями Закон ФЗ 442 определяет следующие принципы предоставления населению требуемых услуг:

  • соблюдение прав человека;
  • гуманность;
  • уважение достоинства человека и его чести;
  • равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию;
  • адресная направленность;
  • близкое расположение поставщиков к месту жительства граждан;
  • формирование достаточного количества поставщиков для обеспечения потребностей населения;
  • создание привычной и благоприятной среды для человека;
  • добровольность обращения обеспечиваемыми услугами;
  • конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни.

По ст 19 ФЗ 442 социальное обслуживание производится на дому, полустационарно или в стационарной форме. В первом случае поставщик прибывает по месту жительства обратившегося. Полустационарные услуги подразумевают возможность получить к ним доступ в определенное время работы учреждения. Стационарность – это проживание получателя на территории учреждения, обеспечивающего предоставляемые услуги.

Виды социального обслуживания по статье 20 ФЗ 442 определяются следующими категориями:

  • бытовые услуги, нацеленные на поддержание жизнедеятельности граждан в жилищных вопросах;
  • медицинские, ориентированные на обеспечение и сохранение здоровья населения;
  • психологические, обеспечивающие адаптацию к социуму и комфортные состояние граждан;
  • педагогические, направленные на помощь в организации развития детей и устранении отклонений в их поведении и адаптации к социуму;
  • трудовые, решающие проблемы с трудоустройством;
  • правовые, обеспечивающие юридическую помощь;
  • коммуникативные, помогающие наладить контакты тем гражданам, которые ограничены в своей жизнедеятельности.

К видам социального обслуживания относят и срочную помощь в экстренных и чрезвычайных ситуациях.

Так же в РФ существует ФЗ о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Узнать больше о данном законе можно в статье: 

Скачать 442 ФЗ

Скачать Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 442-ФЗ можно здесь. Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2014 года. Текст может использоваться правозащитниками, должностными лицами, а также гражданами, углубленно изучающими свои права и обязанности.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» был принят ГосДумой РФ 23 декабря 2013 года, а одобрен законопроект был спустя 2 дня того же года. Последние поправки в ФЗ 442 вносились 5 декабря 2017 года.

ФЗ 442 был принят после того как 195 ФЗ об основах социального обслуживания населения в РФ утратил силу.

Закон состоит из 10 глав и 37 статей. Краткое содержание ФЗ 442:

  1. Сфера действия законопроекта.
  2. Принципы и система социального обслуживания.
  3. Полномочия гос органов в данной сфере.
  4. Права и обязанности граждан, которые пользуются социальными услугами.
  5. Формы соц обслуживания и порядок его предоставления.
  6. Методы организации предоставления соц услуг гражданам.
  7. Орган, контролирующий данный орган.

Льготы на проезд

Те пенсионеры, которые не отказываются от социальных льгот, чтобы взамен получить денежную компенсацию (около 200 рублей в месяц), могут бесплатно ездить на всех городских видах общественного транспорта:

  • автобусах;
  • трамваях;
  • троллейбусах;
  • метрополитене.

Также у них есть скидки на проезд в пригородных электричках и поездах дальнего следования. Вместе с тем за поездки в такси или на маршрутках им придется платить в полном объеме.

Существует в России и программа по компенсации за проезд к местам отдыха. Она предоставляется в виде билетов, по которым можно добраться до места лечения, или денег на их покупку. Однако касается эта программа лишь жителей Крайнего Севера и областей, приравненных к этому региону.

Изменения закона

Согласно изменениям (статья 7), внесенным в Федеральный Закон № 442, контроль за предоставлением услуг теперь находится в компетенции специальной экспертной комиссии.

Поправки в статье 13 предписывают поставщикам услуг давать возможность пользователям Всемирной паутины оставлять свои отзывы и комментарии. За счет них формируется объективное мнение и оценка качества получаемой помощи.

Статья 15 отныне дает четкую формулировку недееспособному человеку, которым признается таковым, если:

  • является инвалидом;
  • не может самостоятельно передвигаться;
  • не способен самостоятельно себя обслуживать.

Согласно статье 21, в случае наступления экстренной или чрезвычайной ситуации, организация-поставщик обязана предоставить нуждающимся гражданам обувь, одежду, продукты, другие средства первой необходимости.

Таким образом, ФЗ-442 регламентирует право на получение социальной помощи лицами, которые действительно в ней нуждаются. Это опора, поддержка и хорошее подспорье для тех, кто не в состоянии в силу возраста или заболеваний, особых обстоятельств, обеспечивать качество своей жизни.

В следующих статьях подробнее расскажем о том, что говорится в 442-ФЗ о пожилых людях.

Статья 13. Информационная открытость поставщиков социальных услуг

1. Поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.

2. Поставщики социальных услуг обеспечивают открытость и доступность информации:

1) о дате государственной регистрации, об учредителе (учредителях), о месте нахождения, филиалах (при их наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

2) о структуре и об органах управления организации социального обслуживания;

3) о форме социального обслуживания, видах социальных услуг, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на социальные услуги;

4) о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;

5) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);

6) о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (наличие оборудованных помещений для предоставления социальных услуг, в том числе библиотек, объектов спорта, наличие средств обучения и воспитания, условия питания и обеспечение охраны здоровья получателей социальных услуг, доступ к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети «Интернет»);

7) о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также оплачиваемых в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;

8) об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;

9) о наличии лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) о финансово-хозяйственной деятельности;

11) о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре;

12) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в сфере социального обслуживания, и отчетов об исполнении указанных предписаний;

12.1) о проведении независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания, которая определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

13) об иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению поставщика социальных услуг и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и форма ее предоставления) утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 05.12.2017 N 392-ФЗ.

Кому могут отказать в соцзащите престарелых граждан

Есть несколько категорий граждан, которым по закону можно отказать в предоставлении социальной защиты и помощи. Во-первых, это люди с психическими отклонениями, склонные к агрессивному поведению. Во-вторых, это граждане:

  • имеющие инфекционные заболевания, в том числе венерические;
  • больные туберкулезом в открытой форме;
  • имеющие алкогольную или наркотическую зависимость.

Отказать в помощи могут также по причине занятости всех сотрудников организации.

Человека, не способного самостоятельно передвигаться и ухаживать за собой, могут поместить в стационар. Для этого нужно согласие самого человека и его родственников (при наличии) либо решение суда.

Организация пенсионного обеспечения

В России каждый гражданин имеет право на получение пенсии по достижении им определенного возраста.

Каковы законодательные аспекты социальной защиты престарелых граждан в части пенсионного обеспечения?

  • Закон гласит, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на начисление ему базовой пенсии, размер которой не зависит от его трудового стажа и величины заработной платы. Ее определяет Правительство РФ и Пенсионный фонд. Базовая часть пенсии в 2019 году составляет 5334,19 руб. Это тот минимум, который могут получать все граждане РФ, достигшие пенсионного возраста. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии регулярно индексируется. Задачей Правительства является увеличение размера базовой пенсии до размера прожиточного минимума.
  • Пенсия имеет также страховую часть. Размер страховой части пенсии у всех граждан индивидуален, он рассчитывается по определенной формуле, которая включает такие показатели, как величина трудового стажа и заработной платы, наличие льгот (к примеру, надбавки получают люди, имеющие несколько лет трудового стажа сверх установленной государством нормы, ветераны или участники ВОВ, инвалиды и т.п.).
  • Кроме того, существует третья часть пенсии – накопительная. Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.

Итак, у большинства пожилых людей в наши дни пенсия формируется их двух частей: базовой и страховой. У некоторых граждан размер пенсии несильно превышает базовую ставку. Это связано с незначительным размером страховой пенсии, на который может влиять небольшой трудовой стаж, низкий уровень заработной платы в прошлом или же отсутствие документов, которые подтверждали бы наличие большого стажа. К примеру, нередки случаи, когда людям, всю свою жизнь проработавшим в советских колхозах, выплачивается критически маленькая пенсия. А все потому, что они не смоги подтвердить свой стаж документами: в силу определённых экономических и политических обстоятельств, сложившихся в то время, когда они работали, зарплата на селе выплачивалась не деньгами, а, к примеру, продовольственным пайком. Кроме того, она могла быть сильно занижена.

Понятно, что базовый размер пенсии не может обеспечить нормальный уровень жизни. Эти деньги не закрывают даже основные потребности человека. Таким людям и требуется социальная защита.

На сегодняшний день государству необходимо работать по нескольким направлениям для обеспечения престарелым гражданам нормального уровня жизни: повышать размер пенсий, усовершенствовать систему пенсионного обеспечения, а социальная защита инвалидов и престарелых граждан в целом должна базироваться на их реальных потребностях

Важно делать упор на обслуживании стариков в домашних условиях, увеличивать число пансионатов и интернатов, осуществляющих уход за ними, а также повышать качество их работы

Последние поправки

Федеральный закон №442 был отредактирован 5 декабря 2017 года. Изменения вносились в следующие статьи:

Статья 13 была исключена из действующей редакции закона.

Ст 23.1

В наименование статьи было добавлено слово «условий». Часть 1 была изложена в новой редакции. Согласно внесенным поправкам, независимая оценка качества предоставляемых услуг проводится:

  • для повышения их качества;
  • в целях предоставления потребителям информации.

Часть 2 статьи была изменена. В ней перечислены критерии проведения оценки условий предоставления услуг:

  • открытость;
  • доступность информации;
  • комфортность оказываемого обслуживания;
  • доброжелательность;
  • вежливость служащего, предоставляющего соц помощь;
  • доступность предложений для людей с ограниченными возможностями.

При последней редакции закона из ст 23.1 была исключена часть 4.

Ч 5 статьи 23.1 была дополнена частями 5.1 и 5.2.

В Федеральном законе №442 есть ряд статей, в которые не вносились поправки, но необходимо их рассмотреть:

Статья 4

В положениях ст 4 перечислены принципы социального обслуживания:

  1. Соблюдение прав человека.
  2. Уважение достоинства личности гражданина РФ.
  3. Неограниченное право лиц на пользование соц обслуживанием.
  4. Адресность.
  5. Добровольность.
  6. Конфиденциальность.
  7. Сохранность привычной для человека атмосферы.
  8. Разнообразие поставщиков и вариантность предоставления возможностей.

Ст 6 ФЗ 442

Уполномоченным лицам запрещается разглашать информацию о получателях социальных услуг. Совершение неправомерных действий влечет за собой ответственность по закону.

Разглашение информации о потребителе без его согласия допускается только в следующих случаях:

  1. При проведении расследования или в ходе судебного разбирательства.
  2. По запросу уполномоченных органов в ходе проведения контроля качества предоставляемых социальных услуг.
  3. При регистрации гражданина на едином портале гос и муниципальных услуг.
  4. В иных ситуациях, допустимых законом.

Статья 9

В ст 9 перечислены права получателей соц услуг. Они обладают правом на:

  • гуманное и уважительное к себе отношение;
  • бесплатный доступ к информации о предоставляемых услугах;
  • свободный доступ к выбору поставщика;
  • отказ от предоставленных услуг;
  • защиту личных прав и интересов, в соответствии с положениями законодательства;
  • социальное сопровождение.

Ст 10

В данной статье перечислены обязанности получателей социальных услуг. Они должны:

  1. Предоставлять необходимые документы уполномоченным лицам.
  2. Информировать поставщиков услуг об изменившихся обстоятельствах.
  3. Соблюдать условия заключенного договора и своевременно оплачивать оказанные ему услуги.

Статься 11

В ст 11 обозначены права поставщиков. Они вправе:

  • получать необходимую для оказания услуг информацию от органов местного самоуправления;
  • при нарушении получателем условий договора, отказывать ему;
  • подавать заявку на включение в реестр поставщиков;
  • получать информацию о включении в выше перечисленный гос документ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector