Что такое дорожно-транспортное происшествие? определение и условия

Содержание:

Ответственность за ДТП с пострадавшими

Законодательство располагает широким набором санкций и предусматривает привлечение виновного к ответственности:

  • административной;
  • гражданской;
  • уголовной.

Ответственность водителя за вред, причиненный здоровью людей вследствие ДТП.

Административная

Административная ответственность за ДТП с пострадавшими определена в КоАП. В ст.12.24 говорится:

  • за легкий вред здоровью предусмотрен штраф 2500-5000 руб. или лишение прав на год-полтора;
  • за средний вред придется отдать 10-25 тыс. руб. и водительское удостоверение – до 2 лет.

Когда нарушение ПДД совершено пешеходом, пассажиром или другим участником движения, кроме водителя, причинен легкий или средний ущерб, виновнику грозит штраф в размере 1-1,5 тыс. руб. (ст. 12.30 КоАП). Если водитель был пьян или не имел права управлять ТС, предусмотрено более жесткое наказание (ст.12.8 Кодекса):

  • арест до 15 суток;
  • штраф 30 тыс. руб.

Гражданская

Штраф и лишение прав при ДТП с пострадавшими – далеко не единственные и не самые строгие меры наказания по закону. Штраф получит государство, но и пострадавшая сторона может рассчитывать на выплату за нанесенный вред здоровью. И компенсация по ОСАГО – один из наиболее эффективных способов возмещения ущерба. При этом выплата может осуществляться не только страховщиком, но и виновником ДТП. Эти вопросы регулирует Гражданский кодекс.

Ст.1079 ГК возлагает ответственность за причиненный вред и обязанность компенсации на владельца машины, которая послужила причиной ДТП. Собственник от ответственности освобождается, если докажет, что:

  • машина похищена;
  • авария произошла под влиянием непреодолимой силы;
  • пострадавший действовал умышленно.

Управление машиной другим лицом владельца от ответственности не освобождает. Если вред третьим лицам нанесен несколькими ТС, их собственники понесут солидарную ответственность. Размеры, периодичность выплат и условия погашения возникших расходов устанавливает суд. Подается иск, и виновники или их родственники платят по счетам.

Уголовная

Наказание за ДТП с пострадавшими может быть уголовным, если нанесен тяжкий вред. Вина и мера ответственности определяется судом с учётом доказанных смягчающих или отягчающих обстоятельств. В ст. 264 УК представлен широкий список предусмотренных мер наказания за тяжкий вред, причиненный неумышленно:

  • ограничение свободы до 3 лет или исправительные работы до 2 лет;
  • арест до 6 месяцев или тюремный срок до 2 лет.

За то же нарушение в состоянии опьянения закон определяет принудительные работы до 3 лет или тюремное заключение до 4 лет.

За смерть одного человека могут назначить принудительные работы до 4 лет или лишат свободы до 5 лет. Если виновник был пьян, судья имеет право лишить его свободы на 2-7 лет.

Если погибших больше, предусмотрены:

  • принудительные работы – до 5 лет;
  • тюремный срок – до 7 лет.

Пьяного водителя накажут тюремным заключением на 4-9 лет, плюс лишат ВУ на 3 года.

Если будет выявлен злой умысел, это уже уголовное преступление, которое предусматривает более строгое наказание.

Если сбит пешеход, а вина водителя не выявлена, предполагается ответственность по ст. 109 УК. Речь идет об исправительных, принудительных работах, ограничении или лишении свободы до 2 лет. Если пострадавших более одного, сроки увеличиваются вдвое.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

В УК не существует понятия «смягчающие обстоятельства», но они перечислены в ст. 4.2 КоАП:

  • раскаяние;
  • добровольное сообщение о правонарушении;
  • возмещение нанесенного вреда до вынесения постановления по делу;
  • состояние аффекта, сложные личные и семейные обстоятельства;
  • несовершеннолетие;
  • помощь пострадавшему на месте;
  • беременность или малолетний ребенок.

В КоАП сказано, что судья может признать смягчающими прочие обстоятельства, не включенные в представленный выше список.

Отягчающие обстоятельства перечислены в ст. 4.3 КоАП. В части, касающейся ДТП, такими закон считает:

  • повторное совершение нарушения;
  • алкогольное опьянение;
  • отказ от медосвидетельствования.

Точно так же суд может принять во внимание иные обстоятельства, которые сочтет отягчающими вину нарушителя

Виды дорожно-транспортных происшествий

Сегодня сотрудники ГИБДД в протоколах фиксируют происшествия на дорожном полотне и условно разделяют их на несколько категорий.

Столкновение

Это вид дорожного происшествия, при котором транспортные средства столкнулись между собой в процессе движения.

Существует несколько видов столкновений:

  1. Касательное, при котором один движущийся автомобиль задел другой движущийся автомобиль по ходу движения. Такие случаи бывают при нарушении правил перестроения и опережения;
  2. Боковое столкновение, когда одно ТС сталкивается с другим в боковую часть. Часть происходят при неправильном проезде перекрестка, непредоставлении приоритета для транспорта, движущегося по главной дороге, а также при проезде на запрещающий сигнал светофора;
  3. Лобовое столкновение, одно из наиболее опасных ДТП, в которых очень часто гибнут люди. Они происходят при нарушении правил обгона, а также при столкновении с неподвижными объектами и составами;
  4. Заднее столкновение. Зачастую происходящее по причине несоблюдения безопасного расстояния (дистанции) и при резком торможении впереди идущего автомобиля, водитель ТС не успевает затормозить.

Также, нередкими бывают столкновения с железнодорожным транспортом, виновником которого в 99% случаев является водитель автомобиля. Поэтому, чтобы избежать наезда поезда на авто, следует выполнять правила проезда железнодорожных переездов.

Опрокидывание

Причинами опрокидываний может быть нарушение ПДД, несоответствие выбранного скоростного режима на повороте, техническая неисправность или плохие погодные условия.

Часто опрокидывание случается в результате столкновения, однако, в протоколе это фиксируется непосредственно, как столкновение, поскольку это первичное ДТП, а перевернулся транспорт уже позднее.

Наезд на препятствие

Наездом на препятствие называют ДТП, в котором движущийся транспорт столкнулся с неподвижным объектом, например, столб, дерево, сугроб и т.д. Такие дорожные инциденты достаточно опасны.

Также, наездом на препятствие будет считаться, если маршрутка наехала на бордюр, а пассажир при этом разбил нос о стекло. Такой инцидент не может остаться без разбирательства, поскольку есть транспорт, есть движение и есть физический ущерб пассажира.

Наезд на пешехода

Нередко случаются такие аварии и на тротуарах, когда водитель, не справившись с управлением вылетает на пешеходную зону.

К пешеходам в данных ситуациях относят:

  • катающихся на коньках, лыжах, санках;
  • инвалидов, перемещающихся в инвалидном кресле без мотора;
  • дети на трехколесных велосипедах.

Следует заметить, что наезд на человека, движущегося на велосипеде квалифицируется отдельной категорией.

Наезд на велосипедиста

Не смотря на то, что данное понятие говорит само за себя, уточним: под ним понимается ситуация, когда движущийся транспорт задел велосипедиста, или же велосипедист ударился о транспортное средство.

Однако, если велосипедист упал на стоящий автомобиль, то дорожно-транспортным происшествием это не считается.

Наезд на животное

Достаточно распространенная ситуация на дороге, когда домашнее животное – собака, кошка или домашняя птица не правильно выбирает место перехода, выбегает на дорогу, в результате чего, водителю приходится либо резко тормозить, либо уходить в сторону.

В результате такого маневра может быть нанесен ущерб пассажирам, может пострадать сам водитель либо транспортные средства других участников дорожного движения.

Наезд на гужевой транспорт

Это достаточно редкий вид ДТП, однако ущерб от него может рассчитываться, как для автотранспорта, так и для пострадавших в упряжке животных.

Иные виды аварий

Ситуаций на дорожном полотне может быть достаточно много. Поэтому невозможно вынести каждое в отдельную категорию. Для оформления документации по той или иной автокатастрофе можно вносить и другие причины.

Так, например, если водитель ранил человека на тротуаре отброшенным колесом вблизи дороги, либо выезд на зону тротуара и нанесение вреда лицу или лицам, находящимся там – все это является иными видами ДТП.

Варианты получения информации из базы

Самый удобный способ – использование официального сайта ГИБДД. Это объясняется тем, что этот онлайн-ресурс позволяет выполнить проверку за короткий промежуток времени. Здесь можно отследить авто в базе ДТП по номеру машины или СТС.

Получить аналогичные сведения можно и при личном обращении в отделение, куда подается письменный запрос. Однако такая процедура занимает много времени (до 30 дней). Поэтому нужная информация о происшествии ДТП по номеру может быть получена посредством онлайн-сервиса.

Этапы проверки:

После обработки запроса на экране появятся данные о транспортном средстве вместе со сведениями о ДТП. На сайте ГИБДД также можно выполнить проверку ТС на наличие неоплаченных штрафов, ограничений или ареста.

Можно отдельно проверить ТС в РСА. Однако для этого понадобятся данные о машине, которые могут быть недоступны лицам, не являющимся владельцами. Речь идет о номерах кузова и шасси, требуемых чтобы отследить транспортное средство.

Опасное вождение

Фактически аварийная обстановка создаётся, когда автомобилист не придерживается ПДД, которые призваны обеспечить максимально безопасное передвижение по проезжей части как авто- и мотолюбителей, так и пешеходов.

Далее будут описаны ситуации, которые приравниваются к опасной езде.

  1. Несоблюдение дистанции. В правилах дорожного движения установлена минимально разрешённая дистанция, на которой могут двигаться транспортные средства (ТС). При этом нельзя забывать и о таких факторах, как погодные условия, условия видимости и время суток. Например, в гололёд – даже в светлое время суток – лучше увеличить дистанцию, чтобы успеть правильно среагировать при экстренном торможении впереди движущегося ТС или при переезде через перекрёсток, когда не все участники движения успевают затормозить, чтобы уступить дорогу.
  2. Неуместное использование экстренного торможения. В ПДД чётко сказано, что экстренное торможение можно применять только для предотвращения ДТП. В остальных случаях сотрудник ГИБДД может приравнять подобное действие к опасному вождению.
  3. Необоснованное частое перестроение из ряда в ряд. Шансы приравнять это действие к опасному вождению заметно увеличиваются, если оно происходит в плотном потоке движущихся ТС, когда все полосы для движения заняты.
  4. Необоснованное движение со слишком малой скоростью. Иногда встречаются водители, которые двигаются спереди, но со скоростью меньшей скорости общего потока. Другие водители в таком случае (если это не запрещено правилами) начинают их обгонять. Последние замечают это и нарочно ускоряются, чтобы не пропускать ТС на обгон. Это также считается опасной ездой.
  5. Непредставление приоритета движения тем транспортным средствам, которые имеют преимущество, согласно ПДД.

Причём фиксацию нарушения ПДД могут производить не только сотрудники Госавтоинспекции (ГАИ), но и водители других транспортных средств.

Хотя, кто виноват, решает именно работник ГАИ.

Анализируют каждую ошибку

С середины 2019 года на базе ЦОДД действует рабочая группа по разбору дорожно-транспортных происшествий. На заседаниях специалисты разбирают серьезные ДТП — с погибшими, с тремя и более пострадавшими, с пострадавшими несовершеннолетними, с неудовлетворительными дорожными условиями, потенциальные очаги аварийности.

Совещания проводятся каждые две недели, чтобы по горячим следам разобраться в причинах аварий и выработать список мероприятий, позволяющих обезопасить тот или иной участок и избежать повторных ДТП. Помимо сотрудников центра в группе участвуют представители других городских ведомств — «Мосгортранса», департаментов ЖКХ, строительства, капитального ремонта, префектур округов, а также ГИБДД Москвы.

А теперь все вместе

Ситуационный центр в Центре организации дорожного движения в Москве

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

В ходе совещаний рассматриваются все факторы, которые могли стать причинами ДТП: поведение водителя, исправность автомобиля, состояние дорожного покрытия, погодные условия, наличие разметки, исправность светофоров. Выявленные недочеты и ошибки оперативно устраняются. Прорабатываются и более долгосрочные мероприятия: установка светофоров, организация пешеходных переходов, изменение схем движения. Обстоятельства аварий исследуются по карточке ДТП и данным с видеокамер. После обсуждения рабочая группа принимает решения о том, кто и что должен сделать для устранения причин и побочных факторов аварий.

Классификация видов ДТП

Законодательно выделяют несколько видов ДТП. Классификация происходит по признакам аварии. Определение вида ДТП необходимо для правильного составления протокола.

Столкновение

Это физический контакт одного транспортного средства с другим. Может быть несколько ТС. Если у авто происходит физический контакт с поездом, что стало следствием нарушения правил пересечения ж/д переездов, происшествие будет классифицировано, как столкновение.

Опрокидывание

Если движущаяся машина переворачивается на бок или на крышу, происшествие будет квалифицировано как опрокидывание. Причиной является потеря водителем контроля над ТС.

Наезд на пешехода

Это наезд на пешехода, переходящего дорогу в положенном или неположенном месте. Не играет роли, получил пешеход травмы и увечья или нет.

Наезд на велосипедиста

Велосипедист является таким же участником дорожного движения, как автомобили и мотоциклы. Ситуация очень похожа на предыдущую, но пострадавший идёт не пешком, а едет на велосипеде.

Провокатором ДТП может быть сам велосипедист или водитель. Происшествие классифицируется как наезд.

Наезд на гужевой транспорт

К гужевому транспорту относятся повозки, телеги и прочие средства передвижения, которые управляются с помощью животных (не обязательно лошадей). В черте города такие повозки не встречаются, но вероятность аварии увеличивается в сельской местности.

Не имеет значения, кто стал инициатором ДТП – авто или гужевая повозка. Авария будет считаться наездом.

ДТП с участием более двух автомобилей

Если сталкиваются несколько авто – это также ДТП, но с участием более двух ТС. Аналогичная ситуация, если итогом происшествия стали травмы у нескольких пешеходов.

Порядок возмещения ущерба пострадавшим сторонам определяется в зависимости от многих факторов. Взаимодействуют сразу несколько страховых компаний, которые определяют размер ущерба по ОСАГО и занимаются возмещением. В таких случаях нередки судебные разбирательства.

Бесконтактные ДТП

На дороге может произойти ситуация, когда авто или пешеход не испытывают определённого контакта с другим авто или пешеходом, при этом получают урон.

Для более осмысленного понимания стоит привести пример. Один участник дорожного движения «подрезает» другого, потом уезжает. Второй участник, чтобы избежать столкновения, осуществляет манёвр – «уходит в сторону». Если «на стороне» нет препятствий, то урона можно избежать. Но, чаще всего, «на стороне» находится дерево, «отбойник», забор или иное препятствие. Машина сталкивается с ним. Виновник спокойно уезжает.

Второй пример. Из впереди идущего грузового авто выпадает груз, повреждая ТС, идущее сзади. В обоих случаях, виновником является водитель «первичного» авто – его ищут и привлекают к ответственности.

На парковке

Авария может произойти и со стоящим автомобилем. Часто подобное ДТП происходит на парковках – стационарных или возле жилых домов.

Столкновение с предметами (наезд на препятствие)

Авто может столкнуться со препятствием – стационарным предметом. Например, с фонарным столом, рекламным столбом. Не имеет значения – наехал водитель на предмет или столкнулся с ним. Происшествие будет расценено как ДТП, потребуется оформление соответствующих документов.

Классификация ДТП

Согласно действующей редакции правил дорожного движения под ДТП понимается событие, которое имело место в процессе движения автомобиля или любого другого транспортного средства.
Читайте: Что такое бесконтактное ДТП. Какие последствия ждут участников?

При рассмотрении классификации аварии в первую очередь стоит рассмотреть их разделение на контактные и бесконтактные:

  • К контактным относят наиболее распространенный тип аварий, когда имело место столкновение двух или более авто или же наезд на пешехода. В таких ситуациях гораздо легче выявить степень виновности каждого лица и установить непосредственную причину столкновения;
  • К бесконтактным относят ситуации, когда авария произошла в результате действий третьего лица (автомобилиста) в результате его определенных действий, при которых он не контактировал с пострадавшими или поврежденным ТС. К примеру, если один автомобилист не уступил дорогу другому авто, вследствие чего тот совершил наезд на пешехода. Или автомобилист при совершении маневра не включил сигнал поворотника, в результате чего второй автомобиль, вынужденно маневрируя, столкнулся с третьим.

Обращаясь к Приложению к Инструкции по учету ДТП, типы аварий также можно выделить следующие:

  • Столкновение, в процессе которого транспортные средства в процессе передвижения столкнулись друг с другом;
  • Опрокидывание одного или двух транспортных средств;
  • Наезд на стоящее авто. Такой тип ДТП определяет ситуацию, при которой одно авто наезжает на другое (или прицеп), что не находилось в движении;
  • Наезд на препятствие. При такой аварии машина наезжает на стационарно установленное препятствие, в качестве которого может выступать столб, дерево, ограждение и т.д.;
  • Наезд на велосипедиста – в этой ситуации происходит столкновение велосипеда и автомобиля или другого типа механического ТС;
  • Наезд на гужевой транспорт с участием повозки, управляемой животными;
  • Падение пассажира – когда один или несколько человек в процессе движения транспорта выпадает из него;
  • Прочие типы ДТП.

Последнее изменение термина ДТП

В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.

До изменения После изменения
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения. Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.

ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД

Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:

  1. автомобиль, попавший в ДТП, должен двигаться,
  2. транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
  3. машина должна участвовать в этом событии,
  4. следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:

    • причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
    • автомобиль (любой) должен быть повреждён,
    • причинён вред здоровью людей,
    • произошла гибель людей.

Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено. Все последние условия, исходя из фразы «при котором», должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило. То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.

Обязанности водителя при аварии

То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить «аварийку»,
  3. если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
  4. иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.

Все эти пункты не нужно выполнять, если та «передряга», в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.

Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!

Ударили на парковке: ДТП или нет?

Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке, по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.

И ответ на данный вопрос достаточно прост:

  • если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
  • если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.

В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.

В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.

Также не являются ДТП такие происшествия:

  • поджог машины пешеходами,
  • угон,
  • любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.

А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.

Слегка притёрлись (зеркалами)

Ещё одна важная тонкость ПДД 2021 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.

Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём. 

Кому выпишут, если вина обоюдная?

Обоюдной бывает виновность участников, когда у них всех обнаружены нарушения Правил. Но не стоит смешивать вместе такие нарушения, которые стали или не являются причиной аварии. Например:

  • если один неопытный водитель двигался задним ходом, а другой не включил поворотник, тогда в ДТП признают виновником двигающегося задом,
  • если первый участник ехал без прав или пьяным, а другой создал ему помеху, то виновным признают не предоставившего преимущество пьяному (хотя водителя в нетрезвом виде привлекут за нарушение),
  • а если первый ехал задним ходом, а второй перестраивался, то вина обоюдная.

При обоюдной виновности штрафы выписывают обоим водителям. Обязанность по возмещению вреда также устанавливается для обоих: либо по половине суммы ущерба (если участников двое), либо в определённой степени от степени виновности (её устанавливает только суд).

Оформление ДТП без пострадавших

ДТП, в которых нанесен ущерб только имуществу участников, оформляются двумя способами – без участия инспекторов
ГИБДД и с их участием. Рассмотрим каждый вариант.

По европротоколу

С июля 2015 года большинство ДТП могут оформляться без участия инспектора ГИБДД. Участники аварии сам фиксируют
ее факт и сообщают о ней в страховую компанию. На ближайший пост ГИБДД или в отделение полиции передается только
извещение. Это так называемый «европротокол». ДТП по нему можно оформить, если:

  • участвует не более 2 автомобилей;
  • повреждено только имущество участников аварии;
  • не нанесен ущерб государственному имуществу;
  • у обоих участников оформлены полисы ОСАГО;
  • у участников аварии нет разногласий по поводу виноватой стороны, обстоятельств ДТП, размера ущерба.

Максимальная сумма возмещения ущерба по европротоколу – 100 000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге она
увеличена до 400 000 рублей, если обстоятельства аварии зафиксированы с помощью специального приложения или
системы ГЛОНАСС.

В течение 5 дней после оформления европротокола пострадавшей стороне необходимо обратиться в страховую компанию.
Там потребуется предъявить извещение, заполнить заявление, пройти оценку повреждения авто и подписать акт.

Для получения страхового возмещения по европротоколу важно правильно заполнить извещение об автоаварии и
составить схему ДТП

С участием ГИБДД

Если у участников аварии есть разногласия или ущерб автомобилям явно превышает установленные для европротокола
суммы, то нужно вызывать на место ДТП инспектора ГИБДД. Представитель Госавтоинспекции проводит следующие
действия:

  • осматривает место происшествия, при необходимости огораживает его;
  • если виновник аварии скрылся, выявляет направление его движения;
  • обеспечивает присутствие на месте происшествия водителей и свидетелей, если должна прибыть оперативная
    группа;
  • опрашивает свидетелей;
  • проводит замеры, составляет схему ДТП;
  • заполняет протокол;
  • предоставляет участникам ДТП возможность ознакомиться с протоколом.

Протокол подписывается участниками аварии только в том случае, если они согласны с его содержанием.

По итогам оформления ДТП нужно получить следующие документы:

  • Постановление об административном нарушении, если водитель нарушил ПДД.
  • Протокол ДТП со схемой аварии, перечнем механических повреждений ТС, показаниями участников и свидетелей.

Эти документы, а также извещение о страховом случае по форме страховой компании, передаются страховщику для
получения компенсации по полисам ОСАГО или КАСКО. Они же необходимы для предоставления в судебные органы, если
возмещение ущерба приходится требовать через суд.

Инспектора ГИБДД осматривают место ДТП и составляют его схему

При оформлении ДТП можно вызвать аварийного комиссара – независимого или от страховой компании. Но учтите, что
специалист только помогает правильно оформить аварию, свидетелем он не является.

Причины дорожно-транспортных аварий

К сожалению, многие автомобильные происшествия приносят большое горе близким. Для них разбираться в причинах в такой ситуации нет смысла, ведь человека уже не вернуть.

Однако, если задуматься, то анализируя то или иное ДТП, можно сделать вывод для себя, чего нельзя допускать, чтобы такое не произошло с другими.

Объективные причины – это общая дорожная ситуация, не зависящая от поведения водителя на дорожном полотне. К ним относят неправильные развязки, некачественное дорожное покрытие, недостаточная освещенность улиц, недостаток дорожных знаков и регулирующих элементов, а также техническое состояние непосредственного транспортного средства.

Как правило ДТП является результатом совокупности факторов, поэтому важно установить и определить, дабы понять какую ответственность будет нести каждая сторона

Субъективные причины

  1. Употребление алкоголя или наркотических веществ является одной из вероятных причин, ведущих к авариям. Поскольку в результате снижается концентрация и замедляется реакция у водителя, вполне возможны не только дорожные инциденты, но и тяжелые последствия в виде больших штрафов, лишения водительских прав, а также физического вреда себе и окружающим.
  2. Нарушение скоростного режима имеет место практически в любом большом городе. На сегодня, по правилам дорожного движения разрешенная скорость в населенном пункте 60 км/ч, в некоторых местах до 80 км/ч, но если двигаться в общем потоке, то зачастую скорость других участников 100 и выше. И не смотря на то, что считается, что придерживаться скорости транспортного потока – это максимально безопасно для себя и окружающих, непредвиденные обстоятельства могут сильно повлиять на исход ДТП. Так, при лобовом столкновении при скорости 60 км/ч у двух транспортных средств, люди, находящиеся в автомобилях практически не имеют шансов на выживание. А если взять скорость свыше 100?
  3. Нарушение безопасной дистанции часто приводит к задним столкновениям в транспортном потоке. Место аварии в таком случае, может быть и не похоже на катастрофу, но даже замена бамперов сегодня достаточно дорогостоящая процедура. Поэтому, соблюдайте безопасную дистанцию и на дорогах, и в городской черте, на светофорах, рядом с остановками и пешеходными переходами.
  4. Усталость водителя. Правила безопасности на дороге четко регламентируют необходимость отдыхать каждые 2-3 часа дороги в течение 15-30 минут. Тем не менее, большинство водителей легковых и грузовых автомобилей игнорируют эти правила и теряют концентрацию внимания.
  5. Отвлечение водителя. К этому относятся посторонние разговоры, звонки по телефону, курение за рулем, настройка радио. Также, частой причиной аварий в современном мире являются социальные сети.
  6. Плохие навыки вождения. Как правило, сразу после автошколы, молодые водители сразу же сталкиваются в реальной дорожной обстановкой, а некоторые попросту не знают, какое решение следует принять. Неуверенность и недостаточный опыт – причина ДТП в первый год вождения. Кроме того, проблема многих новичков в том, что сначала они получают водительское удостоверение, а автомобиль появляется лишь спустя 2-3 года. За эти годы навыки вождения теряются, а на дорогах в большой загруженностью восстановить их достаточно сложно.
  7. Лихачество. Так случается у молодых водителей спустя несколько месяцев самостоятельного вождения. Появляется лишняя самоуверенность, ощущение расслабленности за рулем, нарушение ПДД. Все это рано или поздно приводит к трагическим последствиям.
  8. Невнимательность и хамское отношение к другим участникам дорожного движения. Эта причина аварий является очень частой, а уж говорить о уважительном отношении водителей к пешеходам можно очень долго.

Объективные причины

Объективные причины сводятся к плохому состоянию дорог, техническому состоянию автотранспорта, а также к погодным условиям.

Довольно-таки часто одной большой причиной является трагическое стечение всех этих обстоятельств, к которым добавляются еще и манера езды, и нарушение ПДД.

Шофер – не собственник машины

Все документы оформляются точно так же, только вместе с данными второй стороны необходимо получить номер доверенности, по которой ездит водитель. Проблемы могут возникнуть позднее.

Случается, что страховая компания отказывает в выплате денег, так как водитель не является собственником транспорта и не имел права садиться за руль.

В этом случае возможны два варианта:

  1. Стороны могут заключить добровольное соглашение на возмещение потерь. Для этого достаточно получить с виновного расписку с соглашением на возмещение вреда.
  2. Если вторая сторона, не являющаяся владельцем ТС, не соглашается на мирное решение, придется обратиться в суд. Нужно написать исковое заявление мировому судье (при ущербе менее 50 тысяч рублей) или в районное отделение (при ущербе более 50 тысяч рублей) и приложить имеющиеся доказательства.

Типичные ошибки при попадании в ДТП

Мы рассказали, что нужно делать при ДТП, а теперь перечислим, чего делать нельзя, если вы не хотите получить
отказ в компенсации ущерба от страховой компании, нарваться на штрафы и другие наказания.

В состоянии стресса из-за аварии многие водители допускают следующие ошибки:

Вносят некорректные данные в протокол, извещение о страховом случае и другие документы. Не торопитесь и
несколько раз проверьте все сведения, включая дату рождения, госномер автомобиля и т. д.

Забывают зафиксировать место ДТП на фото/видео или делают это неправильно.

Неправильно или неполно заполняют форму европротокола. Обязательно пользуйтесь инструкцией по заполнению
извещения, которая всегда к нему прилагается, вносите полные сведения в каждую графу документа

Уделяйте
особенное внимание составлению схемы ДТП.

Договариваются о добровольном возмещении ущерба без привлечения страховой компании и не составляют расписку.

 

Подписывают протокол, не ознакомившись с его содержанием.

На эмоциях совершают неосмотрительные действия – скрываются с места аварии, затевают драку с другими
участниками ДТП и т. д

В этой ситуации обычное ДТП, которое можно было оформить без привлечения ГИБДД,
нередко перерастает в уголовное дело.

Не поддавайтесь эмоциям, если попали в ДТП

Обезопасить себя от ДТП на 100% невозможно. Даже если вы откажетесь от личного транспорта, вы все равно можете
стать участником аварии как пешеход или как пассажир автобуса или такси. Но все же, если соблюдать ПДД и не
отвлекаться от дороги, шансов попасть в ДТП куда меньше. А чтобы точно знать, как вести себя в случае аварии,
распечатайте и положите в бардачок короткую памятку или сохраните нашу статью в закладках браузера своего
смартфона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector