Создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов

Что такое доступная среда для маломобильного человека

Доступная среда для инвалидов предоставляет множество возможностей при реабилитации и полноценном проживании людей, у которых ограниченные функции. Программа формирования таких мер даёт инвалидам возможность ездить на общественном транспорте и без особых препятствий передвигаться по городу. Это становится возможным, благодаря наличию различных подъемников и других устройств. В технологическую часть «Доступной среды» входит установка информаторов, извещателей, абонентских устройств, кнопок для вызова.

Программа обеспечивает маломобильных граждан необходимыми для жизни объектами. Для этого предусматриваются гранты, получение которых предполагает регулярные отчёты по выполнению строительства или внедрению программы.

Суть Федеральной программы

Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.

Это меры, поддерживаемые государством в момент реализации программы как на федеральном, так и на областном уровне. Они оказывают помощь в реабилитации больных

Внимание уделяется людям, которые относятся к малоподвижной группе. Необходимость помощи им обусловлена множеством различных причин

Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

Цели Программы

формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи Программы

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Что сделано к 2021 году, планы и текущее финансирование программы

  • функционирование федерального реестра, в который вносят лиц после успешного завершения комиссии МСЭ в регионах. Этот реестр является информационным сервисом, который может предоставить не только все данные по изменениям, но и позволить пользоваться госуслугами в электронной форме;
  • городской общественный транспорт стал оборудоваться специальными устройствами;
  • увеличено число телевизионных каналов с использованием сурдоперевода и субтитров;
  • стали доступны медицинские учреждения даже при ограниченных возможностях. Этот момент относится и к специализированным клиникам;
  • образовательные учреждения стали оборудоваться под потребности детей с отклонениями;
  • стало возможным пройти переквалификацию при инвалидности с помощью специальных условий.

Одними из наиболее важных моментов является качественное развитие МСЭ и создание специальных центров для реабилитации.

В целом меры принесли положительный результат, который позволяет инвалидам быстрее адаптироваться к обществу и получить необходимые условия для этого. 2019 год был этапом рассмотрения и корректировки ФЦП, которая на данный момент установлена до 2021 года. Именно на этот период рассчитан текущий процесс финансирования в целевом варианте.

Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы

Целью данного направления Программы является повышение доступности, объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Работа ведется в первую очередь в части повышения удовлетворенности граждан качеством предоставления услуги по проведению МСЭ. По итогам прошлого года доля тех, кто остался доволен работой учреждений МСЭ, в общем числе граждан, прошедших в них освидетельствования, ниже целевого показателя: 84,6% против 90%. Причина неудовлетворенности, как правило, – не в недостаточной компетентности экспертов, а в их отношении к лицам с инвалидностью и ОВЗ. Большинство обращений инвалидов к сенаторам касается именно работы учреждений МСЭ: недоброжелательного отношения со стороны сотрудников, длинных очередей и т. п., отметила заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова и предложила провести выборочный мониторинг бюро МСЭ в тех регионах, из которых поступает наибольшее количество жалоб. «Нужно сделать так, чтобы службы МСЭ поменяли отношение к людям с инвалидностью. Сейчас, допустим, если плохо поставлена печать на справке, человека с инвалидностью отправляют за новой. Иногда доходит до острых конфликтов, это нужно изменить», – заключила сенатор.

МНЕНИЕ

Алексей Вовченко, первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ

«Мы целенаправленно искореняем старые традиции в деятельности МСЭ. Прежде всего, стоит напомнить, что обмен медицинской документацией между медучреждениями и бюро МСЭ теперь происходит без участия человека, то есть медучреждения весь пакет документов самостоятельно направляют в МСЭ . Следующий шаг – сделать этот документооборот полностью электронным, надеемся, что уже в текущем году получится полностью наладить процесс. Сейчас мониторим, сколько медучреждений начали в электронном виде передавать пакеты документов, сколько по ним принято решений учреждениями МСЭ. Пока это количество измеряется в тысячах, а нам нужно достигнуть 100%-го перехода.

Кроме того, мы разрабатываем с Минздравом России проект совместного приказа, где будут определены списки обследований по конкретным заболеваниям, которые нужно будет пройти перед освидетельствованием. Это будут финальные списки, результаты проведенных в соответствии с ними обследований будут в электронном виде представляться в учреждения МСЭ, и никто уже не сможет человека послать на дообследование.

Также напомню, что в прошлом году были утверждены национальные стандарты, направленные на совершенствование МСЭ:

  • ГОСТ Р 55635-2020 «Медико-социальная экспертиза. Требования к персоналу учреждений медико-социальной экспертизы» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2020 г. № 1210-ст);
  • ГОСТ Р 58262-2020 «Медико-социальная экспертиза. Контроль качества услуг медико-социальной экспертизы» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2020 г. № 1211-ст);
  • ГОСТ Р 58265-2020 «Медико-социальная экспертиза. Система обеспечения качества учреждений медико-социальной экспертизы» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2020 г. № 1138-ст).

Кроме того, ведется работа по сокращению очередей, в том числе путем внедрения электронных систем управления очередью: 27 учреждений МСЭ уже оснащены необходимым оборудованием.

Проведены также мероприятия по созданию условий комфортного пребывания в бюро МСЭ для детей-инвалидов: почти в каждом главном бюро МСЭ, где есть педиатрические составы, созданы детские комнаты с игрушками, раньше такого в принципе не было».

Доступная среда для инвалидов — что за программа?

Чтобы облегчить существование лиц с инвалидностью и вывести в качество их жизни, одним из профильных министерств (Минтруда) разработана гос. программа «Доступная среда». Каждое десятилетие в нее вносят поправки, приближая строительные нормы к мировым, а морально устаревшие параметры заменяют современными.

  • комфорт использования объектов;
  • бережное отношение к инвалидам и их проблемам в обществе;
  • модернизация объектов и свободный доступ к ним МГН.

Ныне программа на четвертом этапе. Благодаря ей разработаны правила проектирования, организации инвалидов заявляют о себе, дети-инвалиды получили право на удобства в школах, кафе и концертных залах, а взрослые — минимальные удобства на работе.

Документы по доступной среде

Конвенция по правам инвалидов декларирует стремление государства к защите лиц с инвалидностью и МГН. К мировым соглашениям Россия присоединилась с 2014 года.

Гарантии в Конституции — основном законе государства (статья 27).

Кодексы, архитектурные правила, постановления властей и строительные нормы призывают создавать достойные условия жизни этим гражданам. За ненадлежащее исполнение на гос. чиновников налагаются штрафы, и немалые. И на всех, причастных к процессу.

Приспособления для инвалидов в гос. учреждениях

Со времен Сочинской олимпиады прошло не так много времени, и общество успело заметить, что инвалиды могут быть сильными и мужественными. Каждый день для большинства из них – сражение обычных человеческих желаний с ограниченными возможностями. Для адаптации к потребностям МГН разработан инструментарий, доступный для использования и в здании старой планировки, и в новостройках. Изготавливается индивидуально, ориентирован на слабослышащих, незрячих или спинальников с характеристиками малой мобильности, разрешен для гос. учреждений.

  • Системы информирования.
  • Тактильные знаки.
  • Вспомогательные средства — техника и комплектующие.
  • Запоры. Котельные и бойлерные закрывают на запор и вешают предупреждение. Ведь бывают и такие, внешне здоровые, но со специфическими диагнозами: так и норовят куда-нибудь залезть.

Все приспособления имеют гигиенические сертификаты и могут использоваться в учреждениях для инвалидов.

Около пяти процентов полезной площади в спроектированных для нужд общества помещениях (кафе, поликлиники, различные службы) по закону доступны для инвалидов. В многоэтажках — места отдыха для МГН: скамейка, диванчик в поликлинике, кресло в приемной чиновника. Какой будет зона для инвалида, регламентируется сводом правил (далее СП). Учитываются мобильность и заболевания посетителя, инвалиды располагаются по принципу: видно, слышно, комфортно.

Доступная среда для детей инвалидов в школе

Школы и сады в большинстве проектировались лет 40-50 назад. Потребности подрастающего поколения на инклюзии не учитывались. Поэтому доступность для них предполагает модернизацию: входов, лестниц, школьной территории. Переоборудование туалетов, пандусы на входе — только начало. Системы оповещения, «доводчик» на входе, перила с округлыми краями. «Доступная среда» в школе — это материалы и оборудование: нескользкие панели, шероховатая плитка под ногами, навигационные системы, звуковые и световые маяки, тактильные таблички.

Стандарты предполагают:

  • В школьных туалетах рядом с унитазом для инвалида нужна тревожная кнопка.
  • В идеале — лифт, как вариант мобильный подъемник.
  • Рядом с инклюзивами сенсорные комнаты. Психологи и другие специалисты, работающие с особенными детьми, обязаны использовать песочную, свето- и цветотерапию, другие методики коррекции, влияющие на сенсорику. Школа сможет не только учить, но и лечить душу ребенка.
  • Дооборудование школ и садов мягкими игровыми наборами, сухими бассейнами с яркими шариками или поролоновыми кубиками, фиброоптическими системами, звуковым и музыкальным оборудованием необходимо.
  • Для детей с нарушениями нужна мобильная или бескаркасная мебель, имеющая разрешения и гигиенические сертификаты, принтеры с печатью брайля, другие адаптационные устройства для компьютерной техники.
  • По персональной программе — занятия в бассейнах или на тренажерах, в общих залах для лечебной физкультуры.

Дети должны развиваться. Пример тому — теоретик физики С. Хокинг. А гениальность создает радость от успеха, общения и чувства востребованности у ребенка-инвалида.

Транспорт

Сегодня город закупает только низкопольные виды наземного пассажирского транспорта. Это делает его доступным для маломобильных граждан. Количество автобусов такого типа составляет свыше 90 процентов, троллейбусов — более 70 процентов, трамваев — 33 процента.

Более комфортным стал и метрополитен. На лестничных спусках устанавливают пандусы, в вагонах появляются места для инвалидов в колясках, а во многих поездах о закрытии дверей предупреждает световая сигнализация или световая и тональная сигнализация. Кроме того, в метро маломобильным горожанам помогают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров. 

Государственная программа «Доступная среда»: цели и задачи, промежуточные результаты

Российская Федерация присоединилась к конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2008 году и ратифицировала данную конвенцию в мае 2012 года.

По итогам колоссальной работы, проведенной в системе нормативно-правовых актов, более 700 документов на международном, федеральном и региональном уровнях претерпели изменения, либо были созданы новые.

На сегодняшний день нормативно-правовая база по организации доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения достаточно обширна. Ниже приведён список основных документов, на которые необходимо опираться при создании безбарьерной среды для людей с инвалидностью.

Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает необходимость адаптации для инвалидов объектов по предоставлению указанных услуг, в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов».

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Постановления Правительства РФ

Постановления Правительства РФ регламентируют для каждого органа исполнительной власти порядок и сроки разработки плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в различных сферах деятельности.

Постановление Правительства РФ № 1297 от 1 декабря 2015 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы».

Цели и задачи программы

В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.

Дмитрий Медведев во время недавнего разговора с представителями узкого круга организаций отметил: «Любого нестандартные ситуации могут застать врасплох. Общество с государством обязаны быть готовыми к тому, чтобы люди, оказавшиеся в нестандартной ситуации, не остались наедине с заболеванием».

Первоочередные задачи:

  1. Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически.
  2. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
  3. Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями.
  4. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху / зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды. Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности. Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.

Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:

  • организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране;
  • предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 ФЗ, 24 ноября 1995 г.

Первый законодательный акт Российской Федерации, в котором (статья 15) закреплены правовые нормы, гарантирующие создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Статья 15 . Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг осуществляется:

  1. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении федерального государственного надзора: — за соблюдением норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания; — федерального государственного транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта); — федерального государственного надзора в области связи; — государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; — федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств;
  2. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (при осуществлении ими соответствующих переданных полномочий Российской Федерации) в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора): — в сфере образования; — федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  3. Уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации при осуществлении: -регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания; — регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси; — регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; -регионального государственного жилищного надзора; -регионального государственного строительного надзора.

Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг устанавливается положением о соответствующем виде государственного контроля (надзора), утверждаемым: 1) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) — Правительством Российской Федерации; 2) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) — высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

 За исполнением этого закона следит также прокуратура, согласно ПРИКАЗу от 23 января 2018 г. N 24 ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ И СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ИНВАЛИДОВ.

Теперь рассмотрим перечень других законов актов и приказов, которые формируют в России дополняя друг друга правильное понимание значения социальной защиты инвалидов в нашей стране, а также какую ответственность несут все органы управления.

Описание подпрограмм

Чтобы конкретизировать задачи и упростить их выполнение, проект был разделён на несколько подпрограмм. Всего их 3 штуки:

  1. В первую подпрограмму входит улучшение условий предоставления государственных услуг для инвалидов. К ней относятся такие мероприятия, как изменение инфраструктуры и архитектурное проектирование зданий с учётом нужд этих людей, например, сооружение пандусов, перил и лифтов в школах, кинотеатрах, торговых центрах, больницах. В задачи проекта входит установка на улицах наглядных баннеров, карт и указателей и строительство новых жилых зданий, специально приспособленных под нужды инвалидов. Кроме того, первая подпрограмма отвечает за организацию культурных событий и мероприятий, направленных на поощрение активности лиц с физическими ограничениями.
  2. В подпрограмму № 2 входит повышение адаптации и абилитации инвалидов в обществе. Сюда входит обучение и изменение шаблонов мышления в обществе, направленное на то, чтобы здоровые люди нормально воспринимали физических инвалидов. В задачи подпрограммы входит мотивация предпринимателей на трудоустройство физически неполноценных людей и обеспечение им подходящих условий для работы, а также интеграция детей с ограниченными возможностями в общественную среду.
  3. Третья подпрограмма направлена на совершенствование медицины и увеличение доступности услуг. В неё входит обучение квалифицированного персонала для обслуживания инвалидов, совершенствование методов экспертизы и лечения, создание и ввод единой системы для взаимодействия больниц.

Сроки реализации программы

Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.

  1. Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
  2. Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
  3. На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
  4. С 2020 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.


Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.

Итоги

По данным статистики, около 9 % жителей России — инвалиды, треть из них молодые люди. Работу нашли только 800 тысяч, а чувствуют себя в безопасности на улицах и того меньше. «Доступная среда» для них — настоящее спасение. Когда есть слишком много свободного времени, можно посетить театр, кино или выставку. Встретиться с такими же, как сам, в кафе и торговом центре. Проехать в коляске по парку или по городу в адаптированном автобусе.

Их жизнь могла бы быть ярче и насыщенней. И последнее. Инвалид умеет думать, способен чувствовать. Многие из них ощущают себя затворниками, заключенными в четырех стенах. Инвалиды хотят находиться в социуме. У всех категорий инвалидов есть право быть услышанными, вне зависимости от достижений и способностей: инвалиду важны взаимоотношения с окружающим миром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector