Статья 41 тк рф. содержание и структура коллективного договора

Условия и содержание

Условия КТД согласуются обеими сторонами. В него можно включать обязательства сторон, льготы, привилегии, гарантии и надбавки сотрудникам в зависимости от фин. положения работодателя, которые улучшат положение работающих в сравнении с условиями, установленными законом и прочими НПА.

В КТД можно устанавливать систему выплат, надбавок и других льгот, утверждать показатели премирования и другие положения, которые не были отражены в нормативных актах фирмы. Применение КТД позволяет избежать текучки кадров, повысить производительность и степень ответственности и мотивации каждого сотрудника. Кроме того, его можно использовать в качестве доказательства обоснованности затрат организации на основании ст. 255 НК РФ.

Другой комментарий к статье 41 ТК РФ

§ 1. Круг вопросов, которые могут включаться в коллективный договор в соответствии со ст. 41, уточнен и дополнен.

Вместо соблюдения интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья предусмотрено соблюдение их интересов при приватизации государственного и муниципального имущества, поскольку переход именно этого имущества (в том числе организаций и жилья) в частную собственность является приватизацией.

Содержание коллективного договора в соответствии со ст. 41 дополняется вопросами частичной или полной оплаты питания работников, порядком информирования работников о выполнении коллективного договора, отказом от забастовки при выполнении условий коллективного договора.

Последняя часть ст. 41 утратила силу. Это не означает, что в коллективные договоры не могут включаться нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. И без этого указания в ст. 41 такие положения должны быть включены в коллективный договор в силу норм, которыми это предписано (см., например, ст. 101, ч. 2 ст. 135). Возможность решения тех или иных вопросов коллективными договорами предусмотрена во многих статьях ТК (ст. 94, 96, 134, 149 и др.).

§ 2. Стороны свободны в определении содержания и структуры коллективного договора. Эти вопросы выносятся на обсуждение комиссии по коллективным переговорам.

Примерный круг вопросов, которые следовало бы включать в коллективные договоры, рекомендован в ч. 2 ст. 41 ТК.

Все условия (положения), включаемые в коллективные договоры, по юридической природе подразделяются на обязательственные, информационные и нормативные.

Обязательственные условия (положения) содержат обязательства сторон выполнить те или иные действия, обычно организационно-технического характера (например, обязательство работодателя установить к определенному сроку приточно-вытяжную вентиляцию в цехе N 1).

Информационные условия (положения) включаются в коллективные договоры с целью доведения до сведения работников основных норм трудового законодательства.

Нормативные условия (положения) характеризуют коллективный договор как правовой акт, содержащий установленные этим договором обязательные к применению нормы о коллективных условиях труда работников (формах и системах оплаты труда, гарантиях, компенсациях и др.).

§ 3. Уровень прав и гарантий, предусматриваемых коллективным договором, как правило, выше минимальных трудовых стандартов, установленных Кодексом, иными актами трудового законодательства. Льготы и преимущества, более благоприятные по сравнению с установленными законами условиями труда, предусматриваются в коллективных договорах исходя из финансово-экономического положения работодателя.

§ 4. Помимо положений, введенных в коллективный договор по воле сторон, в нем могут присутствовать также нормативные положения, в отношении которых в законах и иных нормативных правовых актах прямо предусмотрена возможность или необходимость закрепления в коллективных договорах.

§ 5

Важно помнить, что коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не могут применяться (см

ч. 2 ст. 9 ТК).

Комментарий к статье 40 ТК РФ

В комментируемой статье сформулированы правовое понятие, стороны и значение коллективного договора, уточнены стороны, заключающие этот договор.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у отдельного предпринимателя. Его главная цель — на основе взаимного соглашения сбалансировать условия труда и заработной платы, определяющие содержание социально-трудовых отношений коллектива работников соответствующей организации или индивидуального предпринимателя.

Сторонами, заключающими коллективные договоры, выступают работники и работодатели в лице своих представителей.

Расширена сфера заключения коллективных договоров, поскольку в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи они регулируют социально-трудовые отношения не только в организации, но и у индивидуального предпринимателя.

Значение коллективных договоров заключается в том, что они являются правовым актом, содержащим нормы трудового права, которые регулируют трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. Коллективные договоры впервые включены в официальный перечень источников трудового права, предусмотренный ст. 5 ТК.

Определение коллективного договора полностью соответствует определению, данному в Рекомендации МОТ N 91 «О коллективных договорах» (1951 г.), согласно которому под коллективным договором подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся, или при отсутствии таких организаций с представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными, или их представителями.

В них также подчеркивается, что всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен.

Срок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора — три месяца со дня начала переговоров, который исчисляется со дня, следующего за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров согласия по ним.

Если в течение установленного срока не достигнуто согласия сторон по отдельным положениям проекта коллективного договора, стороны не освобождаются от обязанности подписать его на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Тем самым ТК, по существу, обязывает стороны к заключению коллективного договора, а также устанавливает срок и процедуру разрешения возникающих разногласий в период коллективных переговоров по оставшимся спорным вопросам или вынесения их на решение компетентных органов в соответствии с установленным порядком.

Важно учесть, что коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Определения филиала и представительства даны в п

п. 1, 2 ст. 55 ГК

Определения филиала и представительства даны в п. п. 1, 2 ст. 55 ГК.

Понятие обособленного структурного подразделения раскрывается в ст. 11 НК, в соответствии с которым обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В ч. 5 комментируемой статьи решен вопрос о полномочиях сторон, участвующих в переговорах, по заключению коллективных договоров в соответствующих подразделениях.

Интересы работодателя в них представляют руководители подразделений или иные лица, в соответствии со ст. 33 ТК наделенные необходимыми полномочиями работодателем-организацией.

Правом представлять интересы работников в этих подразделениях наделяются представители работников этого подразделения, определяемые в соответствии с правилами ведения коллективных переговоров в организации в целом (ч. ч. 2 — 5 ст. 37 ТК).

Что такое коллективные переговоры

Любые переговоры представляют собой обмен мнениями до достижения приемлемого соглашения. Коллективные переговоры не исключение. Это основанный на социальном партнерстве обмен точками зрения между представителями работодателя и сотрудников относительно общего мнения по положениям коллективного договора. Они регламентируются Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) «О коллективных договорах и соглашениях», а также ст. 27, 36-40 ТК РФ.

Сам термин «коллективные переговоры» был официально введен в трудовой обиход 19 июля 1981 г. Конвенцией Международной Организации Труда № 154 от «О содействии коллективным переговорам».

Нет договора – нет переговоров

Предметом коллективных переговоров являются те или иные пункты документа, согласовывающего отношения персонала и работодателя – коллективного договора. Но этот нормативный акт не является обязательным для заключения. Трудовой Кодекс РФ не предписывает его оформлять в обязательном порядке. Часть 1 ст. 21 ТК РФ и ч. 1 ст. 22 ТК РФ говорит о том, что стороны имеют право заключать коллективный трудовой договор и, соответственно, вести переговоры о его содержании. А часть 2 ст. 36 ТК РФ утверждает обязанность ответа на письменное предложение о начале коллективных переговоров. Но если такое предложение не направлялось, то и заключать коллективный договор нет необходимости. Нигде в законе не сказано обратного, так же, как и нет никаких санкций за незаключение коллективного договора.

Следовательно, если организация не считает нужным, она может обойтись и без этого документа, а значит, и не принимать участия в коллективных переговорах. Другое дело, что на практике установлена целесообразность этого документа, поэтому организации предпочитают его оформлять, а значит, проводить перед этой процедурой коллективные переговоры.

Основные признаки коллективных переговоров:

  • общая цель – выработка отвечающего интересам обеих сторон проекта колдоговора;
  • могут быть инициированы любой стороной трудовых отношений, в процессе ведения инициатива может передаваться;
  • обе стороны являются равноправными в процессе переговоров;
  • обсуждаться могут любые вопросы, выбор «острых углов» для обсуждения не лимитируется;
  • обязанность другой стороны в недельный срок после предложения о переговорах письменно ответить на это предложение и вступить в них.

Принципы ведения коллективных переговоров

Данная процедура проводится на основании следующих принципов:

  • следование действующему законодательству РФ (федеральным законам и соответствующим статьям Трудового Кодекса;
  • полномочия в рамках переговоров распределяются между равноправными сторонами;
  • необходимо уважать интересы противоположной стороны – на то и договор, чтобы прийти к обоюдоприемлемому решению;
  • решения принимаются по доброй воле, но принятые ­– обязательны к исполнению, что контролируется, а неисполнение карается;
  • принцип «хуже не будет»: какие бы вопросы не обсуждались и не пересматривались, из решение не вправе ухудшить условия, которые были у работников по предыдущему колдоговору или до его принятия.

К СВЕДЕНИЮ! Ответ на предложение о переговорах не может быть отрицательным – в нем должны содержаться данные о представителях для ведения переговоров. Сам диалог обязан начаться не позднее следующего за получением ответа рабочего дня.

Финал коллективных переговоров предусматривает подписание одного из двух документов:

  • коллективного договора, который и являлся предметом обсуждения – если стороны договорились;
  • протокола разногласий – если достичь общей точки зрения по одному или нескольким принципиальным вопросам не удалось (это является основанием для открытия вместо переговоров коллективного трудового спора).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Выработанные в результате переговоров реальные обязательства принимаются сторонами на себя по доброй воле. За их исполнением должен быть систематический контроль, а за неисполнение предусмотрена ответственность

Следующий комментарий к статье 50 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 50 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Государство устанавливает обязательность государственной регистрации коллективного договора, соглашения. Обязанность направления коллективного договора, соглашения на государственную регистрацию возложена на работодателя, представителя работодателя (работодателей).

Регистрацию коллективного договора, соглашения осуществляют соответствующие органы по труду федерального, регионального или территориального уровней (министерство, комитет по труду и т.п.), а также органы местного самоуправления (если такое право предоставлено им законами субъектов РФ).

Уведомительная регистрация отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашений проводится Федеральной службой по труду и занятости (п. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324).

Коллективный договор, соглашение направляются на регистрацию в течение семи дней со дня их подписания.

2. Государственная регистрация коллективного договора, соглашения носит уведомительный характер, ее отсутствие не влияет на юридическую силу коллективного договора, соглашения, которые вступают в силу со дня подписания или со дня, определенного в самом коллективном договоре, соглашении.

3. Орган, осуществляющий регистрацию коллективных договоров, соглашений, проводит проверку соответствия их положений законодательству о труде. В случае выявления условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, данный орган обязан сообщить об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, для устранения допущенного нарушения прав работников.

Одновременно о выявленных нарушениях законодательства извещается соответствующая государственная инспекция труда. О полномочиях государственной инспекции труда см. гл. 57 ТК и комментарий к ней.

4. Для признания недействительности условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников, не требуется принятия особых решений государственных органов. Такие условия недействительны с момента их принятия и не подлежат применению сторонами коллективного договора, соглашения.

Когда коллективный договор вступает в силу?

Одним из важных вопросов, относительно порядка составления коллективного договора, являются и нюансы по вступлению данного документа в свою законную силу. Здесь действующие законодательные нормы предусматривают два возможных варианта:

  • в момент подписания документа сторонами профессиональных отношений;
  • в момент наступления даты, которая ранее была указана в соответствующем разделе коллективного договора.

Дополнительные аспекты по вопросам вступления документа в законную силу могут быть установлены сторонами самостоятельно, во время проведения официальных переговоров. Например, при наличии такой необходимости стороны могут договориться даже о том, что какие-то положения договора вступят в законную силу в ближайшем времени, а другие – несколько позднее. Главное, чтобы все эти нюансы были отражены в официальной форме – путем занесения необходимой информации в соответствующий раздел созданного договора.

Какие пункты могут включаться в текст коллективного соглашения

Приведенный выше список вопросов, которые могут являться предметом обсуждения на переговорах между руководством и сотрудниками, далеко не полон. К примеру, если в интересах коллектива находится наличие четких критериев приёма новых работников, профсоюз может потребовать включения в текст документа конкретных параметров, которым должен соответствовать новый сотрудник. К ним можно отнести обязательное профильное высшее или средне-специальное образование, прохождение военной службы, наличие опыта работы по специальности в течение нескольких лет.

Аналогичные условия может внести и работодатель. Если на предприятии происходит или планируется сокращение штата, а между коллективом и руководством существуют довольно напряженные отношения, четкий регламент приёма на работу или параметры, дающие основания сократить сотрудника, избавит руководство от возможных обвинений в дискриминации или нарушении прав рабочих.

Сокращение штата или вывод части сотрудников в бесплатный простой в связи со сложной конъюнктурой на рынке — наиболее болезненный вопрос, как для коллектива, так и для руководства

Однако стоит принять во внимание, что включение в КД пунктов, которые делали невозможным увольнение тех или иных сотрудников, должно быть одобрено большинством трудового коллектива

Например, представители профсоюза, ранее делегированные для ведения переговоров, заинтересованы в том, чтобы сокращения не коснулось сотрудников, проработавших на предприятии более 15 лет, или социально незащищенных граждан, имеющих, к примеру, трёх и более детей. Однако руководство может иметь другие планы на параметры, по которых будут проводиться увольнения. Это может объясняться тем, что в интересах развития компании будет оставить в штате лишь наиболее квалифицированных работников. Таким образом, возникает конфликтная ситуация, не позволяющая включить в текст договора согласованный пункт. Выходом здесь будет вынос спорного пункта за пределы переговорного процесса. В случае если подобная ситуация действительно возникнет, вопрос с увольнением может решаться на очередном собрании коллектива или в ином порядке.

Кто может являться инициатором начала коллективных переговоров

Инициатором начала коллективных переговоров могут стать:

  1. Работодатель.
  2. Работники в лице инициативной группы, профсоюза и пр.

Согласно положениям ст. 31,3 7 и 40 Трудового кодекса, текст договора разрабатывается в ходе заседания специальной комиссии. В нем участвуют представители первичной профсоюзной организации, которые выступают от лица коллектива. Комиссия работает по принципу равенства и равноправия. Первичной считается та профсоюзная организация, в которой объединились более 50% персонала работодателя.

В случае если профсоюз в организации не создан, или в него входит менее половины от всего персонала, то интересы сотрудников может представлять организация, которая объединяет большее количество сотрудников. Работники, которые не состоят в профсоюзах, могут назначить своим представителем созданный ими орган первичной организации. Перечень представителей определяется на собрании работников, в котором должны участвовать более 50% от общей численности.

При очень большой численности коллектива допустимо избрание представителей сотрудников на конференции. На конференции должно присутствовать не менее 2/3 от избранных делегатов.

Согласно ст. 36 Трудового кодекса инициатор переговоров в письменной форме направляет предложение другой стороне. Когда такое предложение получено, то у второй стороны есть неделя на выбор своих представителей.

Согласно законодательству, в разработке договора не вправе принимать участие организации, которые были созданы или финансируются из средств работодателя, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, а также политическими партиями.

От имени работодателя инициатором и участником переговорного процесса могут выступать:

  1. Руководитель компании, а также высшее руководство.
  2. Уполномоченные им лица.
  3. Объединение работодателей.

В качестве представителей работодателя могут выступать юристы, кадровики, бухгалтеры. Передача им представительских функций может осуществляться через подписание соответствующего приказа.

Также работодатель вправе привлекать внешних специалистов по договору подряда или договору возмездного оказания услуг.

Протоколирование переговоров

Поскольку коллективные переговоры – регламентированная законом процедура, их ведение должно документально фиксироваться. В ходе переговоров обязательно ведется их протокол. Он должен обязательно содержать:

  • номер официального документа, под которым он регистрируется;
  • наименование заседания;
  • его дата и время проведения;
  • состав комиссии по переговорам (ФИО и должности участников);
  • повестка дня;
  • кто выступал по каждому вопросу;
  • что именно решили;
  • сколько было голосов «за» и «против» (если производилось голосование) по каждому конкретному вопросу;
  • подписи участников переговоров (в конце протокола).

Чем отличается коллективный договор от трудового

Основные отличия коллективного договора и трудового договора друг от друга следующие:

Подпишитесь на рассылку

  1. Трудовой договор заключается с работником в индивидуальном порядке, а коллективный — со всеми трудящимися, входящими в штат предприятия.
  2. Трудовой договор, как правило, является бессрочным (за исключением случаев, когда работник принимается на работу на определенный срок), коллективный же заключается на срок, не превышающий 3 календарных лет (при этом законодатель предусматривает возможность его продления еще на 3 года).
  3. Отсутствие трудового договора между работником и работодателем является прямым нарушением действующего трудового законодательства, в то время как отсутствие коллективного таковым признано быть не может.
  4. При заключении трудового договора работодателем используется унифицированная форма, применяемая (возможно, с некоторыми незначительными коррективами) для всех работников предприятия. Разработка же положений коллективного соглашения ведется в индивидуальном порядке с учетом особенностей функционирования конкретного предприятия, уровня его финансовой стабильности на момент составления документа и ряда других факторов, которые могут оказать существенное влияние на взаимодействие работника и работодателя.
  5. Внесение изменений в уже подписанное трудовое соглашение осуществляется после согласования всех корректив с работником; для изменения положений коллективного договора необходимо вновь провести коллективные переговоры и утвердить решение о внесении необходимых поправок.

Заключение коллективного договора – обязанность или право работодателя?

Работодатель, нанимающий работников в рамках трудовых отношений (напоминаем, что отношения с работником в некоторых случаях можно оформить в рамках гражданско-правового договора), уже имеет немало обязанностей. В рамках индивидуального трудового договора с каждым работником он должен:

  • обеспечить безопасные условия труда работника;
  • предоставить работнику инструменты, оборудование и другие средства, необходимые для выполнения его трудовых обязанностей;
  • своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату;
  • соблюдать режим труда и график рабочего времени;
  • предоставлять работнику ежегодный оплачиваемый отпуск и оплачивать нерабочие праздничные дни;
  • обеспечивать социальные гарантии;
  • уплачивать за работника страховые взносы;
  • при необходимости возмещать вред, причиненный работнику при исполнении им трудовых обязанностей.

Возникает вопрос – обязан ли работодатель, помимо индивидуальных трудовых договоров с каждым работником, заключать еще и коллективный договор? Ситуация неоднозначна, давайте разберемся.

Необходимость заключения индивидуального трудового договора прямо выражена в статье 67 ТК РФ: «работодатель обязан оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе». Что касается коллективного договора, то в главе 7 ТК РФ, которая содержит регулирующие нормы, нигде обязанность работодателя на его заключение прямо не указана.

Статьи 21 и 22 ТК РФ дают работникам и работодателю право (но не обязанность) заключать коллективный договор, и только статья 36 ТК РФ обязывает сторону трудовых отношений, которая получила письменное предложение о начале коллективных переговоров, вступить в эти переговоры.

Получается, что работодатель не обязан заключать коллективный договор, но ровно до тех пор, пока с такой инициативой не выступят его работники. Точнее даже, работодатель обязан только вступить в коллективные переговоры в семидневный срок со дня получения такого предложения.

Что будет, если работодатель откажется участвовать в переговорах о заключении коллективного договора? Административные санкции к работодателю за такой отказ достаточно мягкие:

  • за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора – предупреждение или штраф по ст. 5.28 КоАП РФ от 1 до 3 тысяч рублей;
  • за непредоставление работодателем информации, необходимой для проведения переговоров и контроля над соблюдением коллективного договора — предупреждение или штраф по ст. 5.29 КоАП РФ от 1 до 3 тысяч рублей;
  • за необоснованный отказ работодателя или его представителя от заключения коллективного договора – предупреждение или штраф по ст. 5.30 КоАП РФ от 3 до 5 тысяч рублей.

Такими же щадящими будут санкции и за нарушение или невыполнение обязательств по заключенному коллективному договору — предупреждение или штраф по ст. 5.31 КоАП РФ от 3 до 5 тысяч рублей. Привлечь к административной ответственности за эти нарушения может только государственная инспекция по труду (ГИТ).

Правда, работники могут пойти дальше и обжаловать отказ работодателя от участия в переговорах и заключения коллективного договора в судебном порядке. В некоторых случаях суд обязывает работодателя принять участие в коллективных переговорах, а за неисполнение судебного решения штраф намного существеннее – до 70 тысяч рублей.

В целом, представители малого бизнеса достаточно редко сталкиваются с подобной инициативой своих работников, но надо знать, что такое право есть у любого трудового коллектива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector