15 фактов о малочисленных народах мира, о которых нам не рассказывали в школе

Содержание:

Найдено научных статей по теме — 15

Этноматематика коренных малочисленных народов Севера — юкагиров

Дьячковская Мотрена Давидовна, Мерлина Надежда Ивановна

Народы Севера, веками развиваясь в громадном студеном крае, суровых природно-климатических условиях Арктики, имеют не только своеобразный уклад жизни, быт, но и присущие им мышление, определенные знания об окружающей среде.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ МОНГОЛИИ

Беспалов Александр Михайлович, Прудникова Марина Михайловна, Бавуу Нямдорж, Даваа Ундармаа

Рассматриваются результаты эмпирического исследования когнитивного и эмоционального аспектов этнической идентичности малочисленных этносов Западной Монголии: олётов, урянхайцев, мянгатов, торгутов и хотонов.

Элементный статус у детей коренных малочисленных народов Приамурья

Евсеева Г. П., Супрун С. В., Козлов В. К., Козлов А. В.

Представлены результаты исследования показателей элементного статуса (I, Ni, Co, Cu, Mn, Li, Pb, Zn, Fe, Se) сыворотки и форменных элементов крови у 1340 детей коренного и пришлого населения Приамурья.

Русскоязычная проза малочисленных народов Севера для иностранных учащихся

Хазанкович Юлия Геннадьевна

В статье обосновывается актуальность изучения литературы малочисленных народов Севера иностранными студентами в рамках постижения русской литературы.

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА В ГЛОБАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Попков Ю.В.

В современных условиях, когда Арктика превратилась в арену жесткой геополитической борьбы, проблема коренных малочисленных народов Севера становится особенно актуальной.

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ ЯКУТИИ: ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Тобуков Павел Захарович

Десятки веков назад, наряду со степными кочевыми народами, исчезли и оседлые, более цивилизованные и культурные народы. Причины малоизвестны. Сохранение северо-арктических малочисленных народов Якутии феномен-парадокс.

Особенности самоидентификации молодежи коренных малочисленных народов Севера

Осипова Ольга Валерьевна, Маклашова Елена Гавриловна

Статья посвящена проблеме самоидентификации молодежи коренных малочисленных народов Севера. Приведены данные социологического исследования, осуществленного в пяти Арктических районах Республики Саха (Якутия).

Репродуктивное здоровье женщин малочисленных коренных народов Крайнего Севера

Захарова Татьяна Григорьевна, Петрова М. М., Кашина М. А.

Проведено медико-социальное исследование репродуктивного здоровья фертильных женщин коренных национальностей Крайнего Севера Красноярского края.

Государственно-национальная политика в отношении малочисленных народов России

Никитин Максим Александрович

В статье дается критический анализ проведения в Российской Федерации Первого международного десятилетия коренных народов мира в контексте социально-экономического положения России.

Коренные малочисленные народы Арктики: концепт, современное состояние культуры

Соколова Флёра Харисовна

Раскрываются этимологические корни и сущность понятий «коренной житель», «коренное население», представлена эволюция содержания дефиниций «коренные народы», «коренные малочисленные народы» в международной и российской правовой пра

Языковая ситуация в среде коренных малочисленных народов города Горно-Алтайска

Чемчиева Аржана Петровна

Статья посвящена изучению современного состояния миноритарных языков северных алтайцев кумандинцев, тубаларов, челканцев.

Этнокультурное развитие малочисленных народов (на примере андо-цезских этносов)

Шахбанова Мадина Магомедкамиловна

Рассматривается этническое самочувствие малочисленных дагестанских народов, в частности, андо-цезской этнической общности.

Патологическое развитие зависимой личности у коренных малочисленных народов Севера

Ковешников A.A.

Экспонированными к табаку/алкоголю молодыми людьми из числа коренного населения ХМАО Югры являются более половины обследованных лиц (пятьдесят пять процентов).

Профильное обучение в школах малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)

Терешкина Галина Дмитриевна

Раскрывается модернизация образования в местах компактного проживания малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

Одежда

Русский национальный костюм очень красив и самобытен. Использовалась одежда двух типов: накидная и распашная. Первая надевалась через голову, вторая застегивалась на пуговицы. Основными деталями мужского костюма являются рубаха, штаны, пояс, лапти. Классическим видом русской рубашки считается косоворотка. Такое название означает, что разрез для ворота делался не посередине, а с краю. Также носили и рубахи с разрезом посередине. Для косоворотки характерно отсутствие воротника. Разрез украшается вышивкой по обеим сторонам. Классикой является белая рубаха с красной вышивкой. Также носили красные, синие рубашки. Их шили из льняных, хлопковых тканей, нарядные — из шелка. Штаны делали из конопляной или льняной ткани. Рубаха носилась навыпуск, ее подвязывали тонким пояском. В холодное время поверх надевали кафтан длиной до колен или до пола (также — опашень, охабень). Для защиты от дождя надевали епанчу — плащ без рукавов. Зимой все слои общества носили меховые шубы в пол.

Характерной особенностью женской одежды является многослойность. Нижним бельем считалась нательная длинная рубаха-туника. Поверх нее надевали летник — платье на застежке с длинными рукавами. Сельские жительницы носили сарафаны и понёвы. Сарафан представлял собой платье без рукавов с выраженным лифом. Его надевали поверх рубахи. Понёва — это длинная юбка в сборку, сшитая из нескольких кусков полотна. Чаще всего в одежде присутствовали красно-белые тона. Также женщины носили наряды ярких расцветок: синего, зеленого, малинового, розового. Праздничная одежда богато украшалась вышивкой, бисером, цветной тесьмой, гарусом. Зимой носили различные меховые наряды разной длины: шубки, душегреи, опашни, муфты. Символическим русским головным убором является кокошник. Также на голове носили платки, волосники, повязки, шапки с высокими тульями. У крестьянок обувью служили лапти, онучи, поршни, зимой — валенки. Городские жители носили кожаные сапоги, башмаки на каблуках.

 

Эскимосы (инуиты)

Это коренная народность крайнего северо-востока России, хотя осталось их здесь уже менее 2000 человек. Сами себя они называют инуитами, а название «эскимос» означает «сыроед», поскольку они едят сырую рыбу. Российские эскимосы живут на Чукотке.
Неясно их происхождение, но некоторые историки считают их остатками древней культуры, существовавшей в первом тысячелетии до н. э. на побережье Берингова моря. Рыболовство и охота являются двумя важнейшими сферами деятельности эскимосов. С древних времён они преуспевали в китобойном промысле, изобрели поворотный гарпун, от древка копья которого отделялся костяной наконечник

С течением времени поголовье морских гигантов постепенно снижалось, что заставило эскимосов обратить внимание на более мелкую добычу – моржей и тюленей. Эскимосы придумали иглу – снежные хижины куполообразной формы, имевшие высоту около 2 метров и диаметр 2-4 метра

Строили они их из ледяных или спрессованных снежных блоков.

Слoжнocти ocтаютcя

На пpактике есть мнoгo cлoжнocтей: oхoтники и pыбаки жалyютcя на бюpoкpатизацию, на тo, чтo им не дают квoты. Так как в паcпopте тепеpь нет гpафы «нациoнальнocть», дoказать, чтo ты эвен или кopяк мoжнo, лишь пoказав cвидетельcтвo o poждении, либo чеpез cyд. Не cyщеcтвyет единoгo дoкyмента, кoтopый пoдтвеpждал бы, чтo челoвек — пpедcтавитель малoчиcленнoгo этнocа, или как гoвopят за Пoляpным кpyгoм – КМНC (кopеннoй малoчиcленный наpoд cевеpа). В oднoм pегиoне тpебyют cвидетельcтвo, в дpyгoм — инфopмацию o cтаpoм coветcкoм паcпopте, в тpетьем — пpocят пpедъявить cпpавкy из cельcoвета или из pайoннoй opганизации КМНC.

Пятая графа

В советском паспорте был обязательным пункт о принадлежности к определенной этнической группе. В анкетах российской социал-демократической партии еще до революции была введена графа «национальность» по указанию вождя Ленина.

Верным продолжателем этой национальной политики стал Сталин. Его целью было скрыть межэтнические проблемы, не учитывая того, какое в России многообразие народностей и национальностей. Он мог создавать искусственные образования типа автономных республик, сложных по составу, или выселять с привычных мест целые народы.

При распаде СССР такой подход породил огромные проблемы в виде конфликтов межнациональных. Очень часто применялись вооруженные силы.

Мощной силой делал государственную бюрократию советский документооборот. При таком документообороте учесть количество национальностей было проще. Были и народности, которые в утвержденный список не попали и считались несуществующими (финно-угорские группы).

На национальное самосознание современные взгляды носят характер приближения к определенному человеку, который делает вывод о принадлежности к этнической группе самостоятельно, основываясь на предпочтениях культурных и языковых.

ЖИЛИЩЕ НАРОДОВ СЕВЕРА

Оленеводы и рыбаки, как правило, кочуют и селятся по три-четыре селище почти всех народов Севера — чум. Чум представляет собой конический шатёр в несколько метров высотой. Основу его составляют 16- 20 сходящихся вершинами длинных шестов. Чум обтягивают нюками — покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или какой-либо иной непромокаемой ткани. Шесты и ню-ки перевозят с места на место на санях, запряжённых оленями. По влажной, покрытой травой тундре сани едут и летом, безо всякого снега, только оленей запрягают больше, чем зимой, обычно по четыре.

Ставить чум считается женским делом, и две-три женщины справляются с этим меньше чем за час. Посередине чума горит костёр или стоит жестяная печка. Справа и слева от входа на плетённых из ветвей ивы подстилках, накрытых шкурами, устроены лежанки. Напротив входа — священное место, где стоит сундучок с ценностями, висят мешочки с амулетами, а у крещёных — иконы. Если печка гаснет, в чуме сразу становится очень холодно, так что спать приходится или одетыми, накрывшись шкурами, или в тёплых меховых спальных мешках.

У рыбаков чумы могут быть покрыты не шкурами, а тиской — пластинами, сшитыми из жёлто-коричневых кусков вываренной берёзовой коры. Переезжают с места на место рыбаки летом в лодках, зимой — на нартах с собачьей упряжкой, а в последние годы — на снегоходах. Эвенки кочуют на оленях.

Долганы и другие оленеводы Таймыра часто живут не в чумах, а в балках. Балок — реечный каркасный домик, обтянутый шкурами и парусиной. Внутри он похож на вагонное купе: койки в два яруса, столик, маленькая железная печка. Такой домик ставится на широкие прочные сани, и его перевозят четыре-пять оленей. Первоначально этот вид жилища изобрели русские купцы, разъезжавшие по тундре с товарами.

У чукотских и корякских оленеводов жилищем служит не чум, а яранга. Яранга гораздо шире чума, у неё более сложный деревянный каркас.

Внутри выделяют два помещения — холодное у входа (здесь готовят пишу и занимаются хозяйственными делами) и тёплое заднее. Заднюю часть целиком занимает полог — сшитый из шкур навес-балдахин, подвешенный у задней стенки. Когда полог опущен, под ним внутри тепло, и люди сидят без верхней одежды. В пологе спят. Если становится душно, доступ воздуха регулируют с помощью кожаного рукава наверху полога, он играет роль форточки.

В чуме и яранге, в кочевых условиях, можно жить достаточно комфортно, только нужно уметь обустроить быт. Современные юноши и девушки, которые с 8 до 18 лет зиму проводят в общежитиях школ-интернатов и лишь на лето возвращаются к родителям в рыбацкие и оленеводческие стойбища, плохо владеют специальными навыками, необходимыми для этого. Поэтому им зачастую трудно и не хочется включаться в традиционное хозяйство.

: С.Арутюнов.

Политика государства

У антропологов принято критиковать государственную политику по отношению к малочисленным народам Севера.

Политика по отношению к народам Севера в разные годы менялась. До революции они были особым сословием – инородцами, которые обладали самоуправлением в определенных пределах. После 1920-х гг. культура, экономика и общество северян, как и остальной страны, претерпели серьезные трансформации. Была принята идея развития народов Севера и вывода их из состояния «отсталости». Экономика Севера стала дотационной.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. этнографы сформулировали обоснование прямой взаимозависимости традиционной культурной самобытности, традиционного хозяйства и традиционной среды обитания. К романтическому тезису о почве и крови были добавлены хозяйство и язык. Парадоксальная идея того, что условием сохранения и развития этнической культуры – языка и обычаев – является ведение традиционного хозяйства в традиционной среде обитания. Эта фактически концепция герметичной традиционности стала идеологией для движения КМНС. Она была логичным обоснованием альянса этнических интеллигенции и нарождающегося бизнеса. В 1990-х гг. романтизм получил финансовую базу – сначала гранты благотворительных иностранных фондов, а затем и добывающих компаний. Индустрия этнологической экспертизы была закреплена в том же законе.

Исследования антропологов сегодня показывают, что хозяйствование может существовать и развиваться без сохранения языка. В то время как и языки могут выходить из живого семейного общения при ведении хозяйства. К примеру, удэгейский, саамский, многие диалекты эвенкийского и многие другие языки КМНС уже не звучат в тайге и тундре. Однако, это не мешает людям заниматься оленеводством, охотой, рыболовством.

Кроме культурных деятелей и бизнесменов, среди КМНС сформировался самостоятельных слой лидеров и политических активистов,

Среди активистов КМНС существует точка зрения, что льготы должны быть не выборочными, а распространяться на всех представителей КМНС, где бы они ни жили и чем бы ни занимались. В качестве аргументов предлагаются, например, доводы, что в организме необходимость рыбы в рационе заложена на генетическом уровне. Вариантом решения этой проблемы предлагается расширение районов традиционного проживания и традиционного хозяйства на всю территорию региона.

Сельская местность в районах Крайнего Севера – весьма не простое место для жизни. В сельском хозяйстве там работают люди различного этнического происхождения. Они используют те же технологии, преодолевают те же трудности, сталкиваются с теми же вызовами. Эта деятельность должна получать государственную поддержку также независимо от этнической принадлежности. Государственная гарантия защиты прав народов России прежде всего в гарантии отсутствия какой-либо дискриминации по этническому и религиозному признаку.

Как показывает анализ, Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» выделяется своим подходом из всей российской правовой системы. Этот закон рассматривает народы как субъекты права. Невозможность вести дает основание для формирования сословия – группы людей, наделяемые правами благодаря своему этническому происхождению. Исполнители законов на местах будут долго сталкиваться с попытками юридически закрыть принципиально открытую социальную систему.

Принципиальным выходом из этой ситуации может быть преодоление романтизма традиционности и разделение политики поддержки экономической деятельности и поддержки этнокультурной деятельности. В социально-экономической части необходимо льготы и субсидии КМНС распространить на все сельское население Крайнего Севера.

В этнокультурной части государство может оказать следующие виды поддержки:

  1. Научная поддержка, в лице научно-исследовательских организаций и вузов, в разработке ими программ и подготовке специалистов.
  2. Правовая поддержка в виде разработки и принятия норм сохранения и развития этнокультурного наследия.
  3. Организационная поддержка в виде разработке и реализации этнокультурных программ учреждений культуры и образовательных учреждений.
  4. Финансовая поддержка НКО, развивающих этнокультурные инициативы в виде грантовой поддержки перспективных проектов.

Очевидно, что это предполагает коренное изменение Закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Дальний Восток

Например, известно, что чукчи издавна жили на территории Чукотского автономного округа. Первые признаки их пребывания здесь относят к рубежу IV–III веков до н.э. Правда, есть одна тонкость – народ сформировался во внутренних районах Чукотки, где долгое время просто охотился на оленей. Климат на полуострове не менялся тысячелетиями, а экология полуострова сохранялась в первобытном виде до XVIII века, что и позволило чукчам веками жить, не меняя своих привычек. Антропологи считают, что на побережье моря чукчи вышли не так давно – в начале нашей эры («Народы и религии мира. Энциклопедия»), а оленеводами стали незадолго до появления русских, переняв этот образ жизни у своих давних врагов – коряков, аборигенов полуострова Камчатка, которые пришли в этим места из Восточной Сибири около 15 тыс. лет назад. Это было воинственное и сильное племя, прекрасно владевшее луком и стрелами. Чукч в России сейчас прживает 15 908, а коряков – 7953.
К этому же времени (XIII век до нашей эры) антропологи относят появление на территории России древнего народа айны, чье происхождение до сих пор вызывает жаркие споры ученых: одни считают, что они пришли на Дальний Восток из Полинезии, другие – что из Сибири, а третьи доказывают европейское происхождение. Айны действительно резко отличаются от монголоидных народов Востока России – они имеют густые волосы, европейские черты лица, белую кожу, а у мужчин наблюдается сильное оволосение лица и тела. Кстати, айны являются настоящими аборигенами Японии; в России айнов всего 109 человек, они живут на юге Камчатки.

Калаши обладают уникальной религией, прошедшей сквозь века

Существует легенда, что этнос, который выделяется своим внешним видом среди местного населения иранских народностей, является потомками Александра Македонского и его воинов. Другие исследователи считают, что калаши родственны древним ариям. Всему «виной» светлый волос и голубые глаза. Вряд ли такой подход к изучению этноса можно назвать научным, но в чем мы уверены точно, так это в том, что этот народ не сломят внешние проблемы и давление.

Несмотря на то что живут они среди исламских племен, калаши остаются язычниками. Они отождествляют природу с Богом и всевозможно стараются приписать божественное начало любому природному явлению.

Что нужно для того, чтобы оказаться в этом списке?

В первую очередь тебе как народу официально запрещается плодиться и размножаться в том смысле, что, пусть это прозвучит грубо, ты не должен быть более 50 000 человек. Есть ограничение по численности. Ты должен жить на территории своих предков, заниматься традиционным хозяйством, сохранять традиционную культуру и язык. Все на самом деле не так просто, не просто иметь особое самоназвание, а ты должен считать себя самостоятельным народом. Все очень-очень непросто, даже с тем же самоназванием.

Попробуем посмотреть, скажем, на алтайцев. Алтайцы сами по себе не входят в список коренных малочисленных народов. И долгое время в советской этнографии, советской науке считалось, что это единый народ, сформировавшийся, правда, из разных групп, но они сложились в единую социалистическую народность. Когда наступил конец 1980-х – начало 1990-х годов, выяснилось, что те, из кого сложились алтайцы, до сих пор помнят, что они не вполне алтайцы. Так появились на карте Республики Алтай и на этнографической карте новые этнические группы: челканцы, тубалары, кумандинцы, собственно алтайцы, теленгиты. Часть из них попала в список коренных малочисленных народов Севера. Была очень сложная ситуация – перепись 2002 года, когда властные структуры Республики Алтай очень боялись, что за счет того, что значительная часть бывших алтайцев вдруг записалась в коренные малочисленные народы, численность населения республики, то есть титульного народа, существенно уменьшится и тогда у них отберут портфели – не станет республики, и люди лишатся своих должностей. Все оказалось хорошо: в нашей стране нет такой прямой корреляции между титульной этнической группой и статусом того образования, в котором она живет, – это может быть республика, автономный округ или что-то еще.

Но, что касается этнической идентичности, ситуация гораздо сложнее. Мы сказали, что выделилось несколько групп из этих алтайцев. Но если мы возьмем каждую из них, то обнаружится, что каждая из них состоит из 5, 10, а может быть, 20 подразделений. Они называются род, или, по-алтайски, «сьок» (‘кость’), часть из них имеет очень древнее происхождение. В тот же самый 2002 год руководители родов – они называются зайсаны, – когда узнали, что ответ людей никак не скажется на статусе республики, сказали: «Ой, как хорошо. Так, может, сейчас запишемся найманами, кыпчаками (по названию рода)». То есть реально получается так, что человек в общем алтаец, но в то же время он может быть представителем какой-то этнической группы в составе алтайцев. Он может быть представителем своего рода. Если покопаться, то можно обнаружить еще более мелкие.

ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЮТ СЕВЕРНЫЕ НАРОДЫ

Малые народы отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить самобытность. Китаец может приехать в Хельсинки, жениться на финке, прожить там с ней всю жизнь, но он до кониа своих дней останется китайцем, а финном не станет. Более того, даже в детях его, наверное, будет много китайского, и это проявляется не только во внешнем облике, но значительно глубже — в особенностях психологии, поведения, вкусов (хотя бы просто кулинарных). Если же в подобную ситуацию попадёт кто-нибудь из народа саами — они живут на Кольском полуострове, в Северной Норвегии и в Северной Финляндии, — то, несмотря на близость к родным местам, он через какое-то время по существу станет финном.

Так происходит и с народами Севера и Дальнего Востока России. Они сохраняют национальную самобытность, пока живут в посёлках, занимаются традиционным хозяйством. Если же уезжают из родных мест, отрываются от собственного народа, то растворяются в другом и становятся русскими, якутами, бурятами — в зависимости от того, куда попадут и как сложится жизнь. Поэтому численность их почти не растёт, хотя рождаемость достаточно высока. Чтобы не потерять национальную самобытность, нужно жить среди своего народа, в его исконной среде обитания.

Конечно, у малых народов есть интеллигенция — учителя, художники, учёные, писатели, врачи. Они живут в окружном или областном центре, но, чтобы не потерять связь с родным народом, им нужно немало времени проводить в посёлках.

Чтобы сохранить малые народы, необходимо поддерживать традиционное хозяйство. В этом главная трудность. Оленьи пастбиша из-за растущей добычи нефти и газа сокращаются, моря и реки загрязнены, поэтому не может развиваться рыболовство. Падает спрос на оленье мясо и пушнину. Интересы коренного населения и краевых властей, крупных компаний, просто местных браконьеров вступают в противоречие, и в таком конфликте сила не на стороне малых народов.

В конце XX в. руководство округов и республик (в особенности в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) стало уделять больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Стали регулярны фестивали культур малых народов, на которых выступают сказители, исполняются обряды, проводятся спортивные состязания.

Во всём мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств (индейцев в странах Америки, аборигенов Австралии, айнов Японии и т. д.) входят в визитную карточку страны, служат показателем её прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.

: С.Арутюнов.

ОДЕЖДА Ч У К Ч Е Й

Холодный климат во многом определял и определяет особенности одежды чукчей. Верхняя одежда была глухой, т. е. без продольного разреза спереди или сзади. Шили её из шкур молодых оленей и нерп. Мужчины на голое тело надевали двойную меховую рубаху до колен: нижнюю — мехом внутрь, верхнюю — мехом наружу. Подол, рукава, ворот кухлянки (так называли этот вид одежды русские) обшивали собачьим или росомашьим мехом. Штаны делали также двойные: верхние из оленьего меха или тюленьей шкуры, нижние из оленьих шкур. Обувь носили с меховыми чулками. Кухлянку подпоясывали ремнём и подвешивали к нему нож и кисет. Летняя одежда и обувь была из ровдуги (замши) и нерповых шкур. В дождливую погоду чукчи, жившие на побережье, надевали непромокаемую одежду, сшитую из кишок моржа.

Даже зимой чукчи часто ходили с непокрытой головой, а шапку надевали только в дороге. Эти маленькие шапочки с наушниками оставляли открытым темя. Во время буранов спасал замшевый балахон с капюшоном.

Для грудных детей чукчи придумали специальные комбинезоны. Рукава и штанины для тепла зашивали наглухо; в штанах прорезали отверстие, которое закрывалось специальным клапаном, а на клапан клали подстилку из сухого мха или оленьей шерсти.

Чукчам была известна татуировка: нитку натирали сажей или порохом и продёргивали под кожей. Мужчины наносили рисунок (небольшие кружки) по краям рта, а женщины две прямые линии на носу и лбу и нескольких линий на подбородке. Считалось, что татуировка зашишает от злых духов, а бездетным женщинам помогает избавиться от бесплодия.

Мужчины обычно брили верхнюю часть головы, а волосы у лба и на затылке оставляли — получался обруч из волос.

Женшины чаще всего заплетали волосы в две косы, а концы их туго стягивали ремешком.

Ногайцы или карагаши

Карагаши (ногайцы) — малочисленная этническая группа, которая поселилась и проживает на территории современной Астраханской области. В 2008 году их насчитывалось около 8 тысяч человек, однако есть предположения, что на сегодняшний день их численность существенно увеличилась. Именно на территории Красноярского района находится большая часть сел, в которых сегодня обитают эти малочисленные народы России.

Большинство малочисленных или кочевых племен очень схожи между собой родом деятельности — это скотоводство и овощеводство. Если в этой местности есть озеро или река, местные жители не упускают возможности порыбачить. Женщины в подобных племенах очень хозяйственные и почти всегда занимаются каким-то замысловатым рукоделием.Одними из самых известных кочевых племен являются астраханские татары. Это поистине титульная национальность Республики Татарстан, которая на сегодняшний день входит в состав Российской Федерации. По сравнению с другими районами России, Татарстан является относительно многочисленным. По некоторым данным, зафиксированным в 2002 году, во всем мире татар насчитывается около 8 миллионов. Астраханские татары — одна из их, так сказать, разновидностей. Их скорее можно назвать этнотерриториальной группой. Их культура и традиции недалеко отошли от обычных татарских обычаев, и только лишь немного переплелись с русскими обрядами. Это издержки того, что самый малочисленный народ России живет на территории не совсем родного государства.

Удэгейцы. Исторически сложилось, что местом обитания этого маленького племени стал Приморск. Эта одна из немногих групп, населяющих Россию, не имеет своей собственной письменности.Их язык также разбит многими диалектами и не имеет одной официально утвержденной формы. К их традиционным занятиям можно отнести охоту. Это, пожалуй, именно то, чем мужская половина племени должна владеть в совершенстве. Малочисленные народы севера России живут в поселениях, где совсем плохо развита цивилизация, поэтому их руки, их умения и навыки — это практически единственный способ выжить в этом мире. И это довольно успешно у них получается.

Характер

Историки считают, что на формирование русского характера во многом повлиял суровый климат России. Это воспитало в людях такие черты, как стойкость, упорство, целеустремленность. Длительная зима, в течение которой люди отдыхали, сменялась периодом сельскохозяйственных работ, когда нужно было прикладывать максимум усилий с утра до вечера. Благодаря этому сложился так называемый авральный принцип работы. Это означает, что человек долгое время бездействует, а потом быстро делает всю работу за короткий период. Такой метод нашел отражение в поговорке: русские долго запрягают, но быстро ездят. Для русских людей не характерны такие черты, как высокомерие, заносчивость. Они отличаются прямотой в общении, сразу говорят, что думают. Также русских отличают терпеливость, умение выслушать, сострадание. Характерными чертами можно назвать щедрость, гостеприимство, широту натуры.

КУХНЯ НАРОДОВ СЕВЕРА

Традиционная кухня соответствует требованиям климата, хотя непривычного к ней человека может привести в смятение. Рыба и мясо — основная пища. Когда они свежие, их охотно едят в сыром виде, лишь чуть-чуть присаливая; пьют свежую, ещё тёплую оленью кровь. Но нужно быть уверенным, что рыба и мясо не заражены личинками глистов. В оленине, лучших сортах рыбы (таких, как чир, муксун, нельма, белорыбица) их, как правило, нет, но тюлени, медведи, частиковая рыба (щука, язь, карась) могут быть заражены. Их едят либо варёными, либо после длительного провяливания; жарить мясо и рыбу у северян не принято. Топлёный тюлений (нерповый) жир могут пить чашками, на нём пекут лепёшки и в него, как в соус, макают куски мяса.

Хотя сырое или полусваренное мясо содержит все необходимые витамины, жители Севера остро ощущают нехватку растительной пищи. Летом женщины выходят в тундру собирать дикорастущие травы и ягоды. Ягод в тундре немереное количество — морошка, голубика, клюква, брусника, водяника… Их едят свежими, а также заготавливают на зиму. И ягоды, и съедобные травы (дикий щавель и лук, молодые листья полярной ивы) консервируют в кожаных мешках — бурдюках, залив растопленным жиром. Зимой их используют как приправу к мясу. Моржатина, мелкими кусочками тушенная в жиру с листьями ивы, — блюдо, которое сделало бы честь самому изысканному столичному ресторану. Однако в ресторанах её не найдёшь, а вот китовые котлеты и варёная китовая кожа (её можно есть и сырой) в местных столовых иногда бывают. Десятки блюд получаются из разных частей моржа: варёный язык, варёные кишки, студень из ластов, кровяные клёцки, вяленое мясо с жиром и т. д.

В тундре и тайге в изобилии растут грибы — сыроежки, маслята, подберёзовики. Олени очень любят грибы, и в грибных местах их трудно пасти — в поисках лакомства они разбредаются во все стороны. Местные жители грибов, по традиции, не едят. Впрочем, во второй половине XX в., под влиянием русских, их стали сушить и солить про запас и на продажу.

В питании народов Севера начиная с 30-40-х гг. XX в. произошли существенные перемены. Сегодня даже оленеводы и охотники и дня не могут прожить без хлеба, крупы, чая, соли, сахара. Привычка к сладкому влияет на здоровье детей и молодёжи: раньше у местных жителей совсем не было кариеса, а сейчас им страдают многие с раннего возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector