Коренные малочисленные народы севера, сибири и дальнего востока российской федерации

Карелы

К западу от лесного и болотистого Заволочья, на берегах Ладоги и Онеги, а также на территориях к северу от них расположена страна мелких озер и порожистых рек, которая сейчас называется Карелия. Когда с XI века новгородцы стали осваивать эти области, они встретили там финские племена карелов и лопарей (саамов).

Когда-то карелы обособились от вепсов и ушли с южного Приладожья на север. Их первые поселения со столицей Корелой в районе нынешнего Приозерска находились на Карельском перешейке. Славянские письменные источники впервые упоминают об этом народе в XII веке. Речь шла о столкновениях карелов с соседними племенами и об их участии в княжеских междоусобицах в составе новгородских войск. В 1143 году карелы воевали вместе с новгородцами против других финских племен под названием емь (хяме). Так что в те времена карелы были такими же союзниками славян, как весь.

В том же XII веке карелы успешно захватывали шведские города, причем в 1187 году им даже удалось разрушить столицу свеев Сигтуну. Однако в XIII веке они уже были не в силах тягаться с окрепшими шведами, которые успели завоевать территорию нынешней Финляндии и вовсю обращали там коренное население в католичество. Новгородцы же, пустив корни на землях карел, активно крестили их в православие. Ведь в то время у колонистов действовал принцип «чья вера, того и власть».

Среди насельников первых скитов и монастырей на этих территориях были и коренные жители. Один из монахов, основавших в XV веке известную Соловецкую обитель на одноименных островах в Белом море, был по национальности карелом. Известен он как Герман Соловецкий.

Соловецкий монастырь: 10 важнейших мгновений из истории великой обители

Лаврентьевская летопись даже указывает год крещения карелов: «В лето 6735 … Того же лета князь Ярослав Всеволодич, послав, крести множество корел, мало не все люди». С тех пор войны за эти территории между нашими предками и шведами не стихали вплоть до XVIII века.

В XIII веке карелы еще сохраняли родоплеменные отношения, проживая небольшими группами, хуторами с четко установленными границами. Как и у всех северных финно-угров, традиционными занятиями карел были охота и рыболовство, и только с приходом в их земли славян они стали использовать земледелие и скотоводство.

Как и на всем Русском Севере, русские миссионеры строили в погостах храмы, в результате чего вместо рода объединяющей силой становился приход, который исполнял функцию центра местного самоуправления. Здесь собиралась дань, устраивались суды, решались спорные вопросы, принимали присягу.

Административная власть Новгорода в Карелии окончательно утвердилась в 1277 году после похода князя Дмитрия Александровича, когда летопись фиксирует термин «Карельская земля». В городе Корела светскую власть представлял князь-наместник, а церковную — епископ.

Ореховецкий мирный договор между Новгородом и Швецией в 1323 году окончательно демаркировал русско-шведские границы. Карелы, оказавшись в составе владений Великого Новгорода, в течение двух следующих столетий приняли православие.

Верность этого народа православию подтвердил так называемый «исход карелов». В 1617 году Столбовский мир заставил их бежать из завоеванных шведами приладожских территорий. Именно тогда Карельский перешеек лишился карельского населения. Дело в том, что шведы, только что обратившиеся в лютеранство, показывали резкую нетерпимость к другим христианским конфессиям, в том числе и к православию.

В середине XVII века остатки карелов покинули Карельский перешеек. В результате территории нынешнего Всеволожского и Приозерского районов Ленинградской области, а также области вокруг Сортавалы и Питкяранты по приказу шведского правительства заселили финны. Карелам же были предоставлены земли для переселения на территории современной Тверской области. Кроме того, значительная их часть осела по пути в новгородских пределах.

В 1937 году постановлением Президиума ВЦИК был образован Карельский национальный округ с центром в Лихославле, который просуществовал всего 20 месяцев. В то время здесь проживали 140 000 карелов. В 1939 году округ был ликвидирован, а его руководителей и представителей национальной интеллигенции репрессировали. С тех пор начался период забвения, в течение которого ускорились процессы ассимиляции и утраты языка.

Согласно переписи 2010 года в России начитывается 60 815 карелов. Наибольшая часть проживает в Карелии (45 570 человек) и в Тверской области (7394 человек). В настоящее время их численность продолжает сокращаться. Если в 1939 году в СССР насчитывалось 252 716 карелов, то сейчас их меньше в четыре раза. В современной Карелии топонимы карельского происхождения составляют 47 % от их общего числа. 

6

Особенности проживания народов

Впервые перечень народов, проживающих на территории России, составили в середине XVIII века, чтобы упорядочить взимание налогов. Академия наук в Санкт-Петербурге всерьёз занималась этим вопросом, и в течение XVII-XIX веков было выпущено несколько десятков серьёзных этнографических исследований на эту тему, а также множество иллюстрированных альбомов и атласов, ставших очень ценными для современных учёных.

На конец первого десятилетия XXI века население страны можно формально поделить на 192 этнических группы. Наций с численностью свыше 1 миллиона в России всего 7. К ним относятся:

  • Русские — 77,8%.
  • Татары — 3,75%.
  • Чуваши — 1,05%.
  • Башкиры — 1,11%.
  • Чеченцы — 1,07%.
  • Армяне — 0,83%.
  • Украинцы — 1,35%.

Также существует термин «титульная нация», под которым понимают этнос, давший название региону. Причём это может быть не самый многочисленный народ. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают многие народности России (список состоит из более, чем 50 пунктов). Но только ханты и манси, составлявшие всего 2% от населения региона, дали ему официальое название.

Этнографические исследования продолжаются в XXI веке, и работы по теме «народы России: список, численность и процентаж» интересны не только серьёзным учёным, но и обычным людям, которые хотят знать больше о своей родине.

Культура[править | править код]

Праздникиправить | править код

  • День оленевода
  • День Оленя — праздник оленеводов в Ненецком автономном округе.
  • День саамского флага — официальный международный день саамского флага.
  • День Хоомея — праздник, посвящён искусству горлового пения.
  • Древо жизни — национальный праздник вепсского народа, проходящий летом.
  • С 1969 года в последнее воскресенье января отмечается общенародный праздник народов Севера – «Здравствуй, Солнце!».
  • Медвежий праздник — центральный обряд культа медведя, широко распространённого среди северных народов.
  • Международный день саамов
  • Наадым — тувинский национальный праздник животноводов.
  • Праздник Севера — спортивные соревнования по зимним видам спорта.
  • Цаган Сар — праздник монгольских и некоторых тюркских народов (например, тувинцев-тоджинцев) в честь начала весны.
  • Шагаа — тувинский Новый Год по лунно-солнечному календарю.

Литератураправить | править код

  • Вепсская литература
  • Ительменская литература
  • Корякская литература
  • Мансийская литература
  • Нанайская литература
  • Нивхская литература
  • Тувинская литература
  • Удэгейская литература
  • Ульчская литература
  • Хантыйская литература
  • Чукотская литература
  • Эвенская литература
  • Эскимосская литература

Ремёсла и промыслыправить | править код

  • Корневатик — плетёный сосуд, изготовляемый из кедрового корня и черёмухового прута у хантов и манси.
  • Леуку — большой тяжёлый нож, используемый саамами в быту.
  • Нухуко — традиционная детская игрушка ненцев, кукла, в основу которой положен птичий клюв.
  • Паренский нож — разновидность традиционного северного ножа, изготавливаемая коряками.
  • Чукотская резная кость — фигурки из моржового клыка, гравированные и рельефные изображения на моржовых клыках.

Утары (5)

Такая народность исторически проживала в Астраханской области. По религиозной принадлежности представители народа относятся к мусульманам-суннитам. Появление утаров или алабугатских татар связано с Золотой Ордой и сформировавшимися после ее распада Ногайским и Астраханским ханством. Исконными традиционными занятиями представителей народности считались бахчеводство, животноводство и рыболовство. Сегодня большая часть утар не выделяют себя в отдельную этническую группу. По последней проведенной переписи к этому народу себя причисляют всего 5 человек, однако по подсчетам этнографов разговаривают на алабугатском языке 1144 человека, а численность астраханских татар превышает 50 тысяч.

Топор войны

Как правило, сигналом к восстанию чуди служили избиения данников, что влекло за собой нашествие новгородского войска и ожесточенные сражения. Восстания коренного населения периодически возникали с XI до XV века. Последний известный бунт заволоцкой югры произошел в 1445 году.

Русский этнограф XIX века Петр Ефименко в своем труде «Чудь заволоцкая» приводит народные предания жителей Шенкурского уезда Архангельской губернии:

«Чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжений новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам. Услышав и узнав о пришествии новгородцев, туземцы во всяком возвышенном и удобном месте строили крепости и оттуда с остервенением защищались от пришельцев. Однако же им трудно было противостоять стремлению новгородцев, и они должны были уступить одно место за другим. При явной неудаче отпора некоторые из чуди бежали в леса, другие добровольно умерщвляли себя копьями и луками, иные со всем своим имуществом погребались живыми в глубоких рвах, а некоторые оставались в своих местах. Закапывалась в землю чудь, по преданию, таким способом: выкапывала ямы, ставила по углам столбики, делала над ними крыши, накладывала на крыши камни и землю, потом сходила в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибала».

В мае 1079 года жертвой заволоцких финно-угров стал новгородский князь Глеб Святославич, внук Ярослава Мудрого, который отправился на север за данью. Чудины убивали не только данников, но и христиан-проповедников, среди которых были Андриян Ондрусовский, Макарий Вышкоезерский, Леонтий Ростовский и другие святые мученики.

Андриян Ондрусовский

Тот факт, что чудь заволоцкая также не отличалась ангельским нравом, подтверждают предания Каргопольского уезда, записанные в XVIII веке академиком П. Б. Иноходцевым: «Древнейшие люди сего края — поганые сыроеды и белоглазая чудь, кои приходя в пределы Белозерские, делали великие опустошения: поджигали селения, младенцев пожирали, взрослых и престарелых разнообразно умерщвляли».

В то же время археологические исследования свидетельствуют, что в северных русских поселениях напрочь отсутствовали какие-либо укрепления. На бывших русских погостах не было никакого подобия фортификаций, похожих на те, что строили европейцы в своих колониях… Да и в могильниках найдено крайне мало оружия. Все это позволяет говорить, что колонизация Русского Севера в целом носила мирный характер. По крайней мере, в сравнении с европейским опытом освоения новых территорий (можно сравнить, например, с колонизацией Латинской Америки или Африки). К тому же, учитывая крайне низкую плотность северных территорий, славянам было невыгодно истреблять аборигенов, которые приносили им дань

Еще одной важной причиной относительно мирного освоения Заволочья считается тот факт, что колонисты и местные жители на первых порах занимали разные хозяйственные ниши. Наши предки практиковали преимущественно земледелие и скотоводство, а северяне — охоту, рыбную ловлю и бортничество

4

Основы национальной политики

С востока Российское государство омывается водами Тихого океана, северная граница проходит по Северному Ледовитому океану. На западе страна граничит с Балтийским бассейном и имеет выходы к Азовскому и Каспийскому морям.

Россия граничит с 16 государствами:

  • западный рубеж имеет выход на Литву, Эстонию, Беларусь и Латвию;
  • на юго-западе располагается Украина;
  • южная граница проходит по краю Азербайджана, Грузии и Казахстана;
  • с северо-западной стороны — Норвегия и Финляндия;
  • на юго-востоке — Китай, Монголия и Северная Корея;
  • морской водораздел отделяет государство от Японии на востоке и Америки (Аляска) на юго-востоке.

Многонациональная федерация гарантирует равенство свобод и прав людей независимо от их расовой принадлежности, языка общения и национальности. Любые ограничения прав малочисленных и малых групп народонаселения запрещаются по этнической и религиозной принадлежности на законных основаниях, не разрешается национальная пропаганда и агитация к вражде и ненависти.

Представитель многонациональности наделен правом самостоятельно указывать свою принадлежность к определенной семье или народности на территории республики. Крупное государство не может принуждать население к определению принадлежности или расы. Все многочисленные национальности России выбирают приемлемое для них языковое общение, творчество, воспитание и образование потомков в соответствии с их этносом и историей.

Описание народов

Из-за географического положения на стыке континентов Российская нация контактирует с различными культурами. Необходимость существования на рубеже европейской цивилизации и азиатской культуры сформировала своеобразный национальный менталитет, привела к образованию особой структуры развития русского государства.

Список народов России:

  • русские — 116 млн человек, процент соотношения приближается к 80%;
  • татары — 5,6 млн людей, в массе занимают 3,8%;
  • украинцы — около 3 млн, 2,1%;
  • башкиры — 1,7 млн, 1,2%;
  • чуваши — 1,64 млн, 1,1%;
  • чеченцы — 1,36 млн, 0,9%;
  • армяне — 1,03 млн, 0,8%;
  • белорусы — 0,81 млн, 0,6%;
  • казахи — 0,66 млн, 0,5%.

Русский народ относится к коренному этносу, который преобладает на территории страны. Во всем мире насчитывается около 150 млн русских людей, россияне большей частью населяют Украину, Беларусь, Казахстан и республики Прибалтики. Стандартным местом поселения татар является республика Татарстан, где обитает свыше 2 млн человек. Меньше всего татар проживает в Ингушетии.

Башкиры представляют собой коренное население республики Башкортостан, где живет почти 1,5 млн. Остальные представители распределяются по всей территории и в странах бывшего СНГ. Около 880 тыс. населения Чувашской республики распределяются по всем регионам РФ и в Казахстане.

На севере Кавказа обосновались чеченцы, а их родина находится в Чечне. Представители Мордовии также расселились по территории Ульяновской, Самарской, Оренбургской и Пензенской области. Удмурты, а это 0,4% от населения России, рассредоточились по территории Башкортостана, Татарстана и Свердловской области, а также площади Ханты-Мансийского округа.

Основные народности в большинстве занимают 8 республик из 21. Самый низкий процент титульного коренного населения проживает в Хакасии и Карелии (11 и 10%, соответственно).

Факторы изменений

Сдвиги национального состава связываются с влиянием некоторых обстоятельств. Перемены вызываются естественным перемещением населения по территории и сменой места проживания. На втором месте стоит внешняя миграция людей, которая связывается с распадом Советского Союза. Третьей причиной выступает изменение этнической принадлежности из-за вступления в смешанные браки или под действием другого влияния.

Сведения из Госкомстата свидетельствуют, сколько народов живет в России, и фиксируют изменения:

  1. Русское население, как и прежде, составляет основное большинство, но уменьшилось на 1,7% по сравнению с информацией прежней переписи. Количество изменилось по причине естественной убыли (8 млн) результаты которой не компенсировались миграционным приростом людей (3 млн).
  2. На втором месте стоит татарская народность, а количество евреев и немцев снизилось до 0,23 млн и 0,6 млн соответственно.
  3. За счет миграции увеличилось число проживающих азербайджанцев (0,62 млн), таджиков (0,12 млн), китайцев (35 тыс.).
  4. Впервые были получены сведения о кряшенах — к народности отнесли себя 25 тыс. лиц. Стала известна информация о казаках (140 тыс.) и представителях малочисленных народов Дагестана.
  5. Около 1,5 млн лиц не пожелали заполнить в анкете строку о национальной принадлежности. Из них почти 2/3 живут в Санкт-Петербурге, Москве и области.

Языки и религии народов России

Многоэтническая Российская Федерация является светским государством, но религия всё же играет большую роль (культурную, этическую, властную) в жизни населения. Характерно, что малые этносы придерживаются своей традиционной религии, полученной «в наследство» от предков. А вот славянские народы более мобильны и исповедуют различные виды богославия, включая обновлённое язычество, сатанизм и атеизм.

В настоящее время в России распространены следующие религиозные течения:

  • Православное христианство.
  • Ислам (мусульмане-сунниты).
  • Буддизм.
  • Католицизм.
  • Христианство протестантского толка.

Довольно простая ситуация сложилась с языками народов. Государственным языком в стране является русский, то есть язык большинства населения. Однако в национальных регионах (Чечня, Калмыкия, Башкортостан и пр.) язык титульной нации имеет статус государственного.

И, конечно же, почти каждая народность имеет свой, отличных от прочих, язык или диалект. Часто случается, что говоры живущих в одной местности этносов имеют разные корни формирования. Например, алтайская народность Сибири разговаривает на языке тюрской группы, а у расположенных неподалёку башкир корни устной речи спрятаны в монгольском языке.

Стоит отметить, что при взгляде на список народов России этноязыковая классификация предстаёт в почти полном виде. В частности, среди языков разных народов «отметились» практически все языковые группы:

1. Индоевропейская группа:

  • Славянские языки (русский, белорусский).
  • Германские языки (еврейский, немецкий).

2. Финно-угорские языки (мордовские, марийский, коми-зырянский и пр.).

3. Тюрские языки (алтайский, ногайский, якутский и пр.).

4. Монгольские языки (калмыцкий, бурятский).

5. Языки Северного Кавказа (адыгейский, дагестанские языки, чеченский и др.).

В XXI веке Российская Федерация продолжает оставаться одним из самых многонациональных государств мира. Нет нужды в навязывании «мультикультуризма», потому как в этом режиме страна существует уже много веков.

КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА

Природа земель, на которых живут народы Севера и Дальнего Востока, сурова: тундра, лесотундра, тайга. Посёлки почти всегда расположены у воды — на берегу залива, озера или реки. И это не случайно. Именно по воде завозят сюда необходимые товары, и прежде всего уголь, бензин. Срок навигации очень короткий, и за него нужно успеть доставить всё необходимое для долгой зимы. В остальное время года в посёлок можно попасть (или выбраться из него) только вертолётом.

Жители работают на звероферме, где разводят норок и песцов, или в пошивочной мастерской — здесь шьют одежду как европейского типа, так и национальную, чаще всего из оленьего меха. В посёлке работают мотористы, механики, продавцы, санитарки. Но всё это — и почта, и магазин, и пошивочная мастерская, и звероферма, и бревенчатые рубленые дома, почти такие же, как в русских посёлках, — лишь современная «надстройка», привнесённая из России «городская цивилизация».

В основе же национального существования малых народов, их самобытности лежит как раз то, что находится не в посёлке, а в окружающих его тундре и тайге. Здесь работает не так много людей, но именно они занимаются традиционными для малых народов России видами хозяйственной деятельности. Это оленеводы, большую часть года всей семьёй живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома, обычно стоящие пустыми. Это охотники, которые проводят в тайге или в тундре весь охотничий сезон, возвращаясь домой только время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни часто на моторных снегоходах. И наконец, рыбаки, в путину (в период активной ловли рыбы) живущие вдали от посёлка, «на песках», т. е. на участках берегов рек и озёр, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые чукчи и эскимосы, промышляющие моржей, на много дней выезжают охотиться на дальние острова и мысы.

Здесь, на берегу реки или моря, в тайге и в тундре, идёт настоящая жизнь — жизнь оленеводов, рыбаков, охотников. Она идёт в значительной мере так, как шла и сто, и двести лет назад, — с соблюдением традиционных обычаев, обрядов, правил взаимоотношений между людьми. Впрочем, и тут можно увидеть много примет современности — радиостанцию, радиоприёмник, традиционный очаг иногда заменяют бензиновым примусом, на лодках установлены моторы.

Оленеводством занимаются преимущественно жители Севера (кроме эскимосов, береговых чукчей и алеутов). Саамы, ненцы, оленные чукчи, коряки, северные селькупы и ханты имеют крупные стада, для себя и на продажу получают мясо, шкуры, молоко. У других народов оленей меньше, и используются они в основном как транспортные животные. В этом случае оленей на мясо забивают редко, а питаются таёжной дичью — дикими оленями, лосями, пернатой дичью и т. д. Таков быт эвенков, эвенов, манси. Народы Приморского края — южные селькупы, юкагиры — великолепные охотники.

Охота происходит в течение всего года. Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на маленькие санки. Тянуть их ему почти всегда помогает собака. Охотятся обычно в одиночку, реже вдвоём или втроём. В тайге и лесотундре на определённом расстоянии друг от друга устроены охотничьи избушки — маленькие домики с печкой, где можно обогреться, переночевать, сварить еду. Уходя из такой избушки, охотник обязательно оставит чай, спички, запас дров — для следующего посетителя.

Основное занятие хантов Приобья и народов Приамурья (негидальцев, нанайцев, нивхов, удэгейцев) — рыболовство. Однако в той или иной мере как подсобным промыслом рыболовством занимаются все народы Севера.

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности[править | править код]

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Сдерживающие факторы устойчивого развитияправить | править код

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоёмов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

6 ноября 2019 года по требованию Минюста РФ Мосгорсуд ликвидировал правозащитную организацию Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦСКМНС). Минюст заявил, что центр «неоднократно нарушал законодательство» об НКО. Глава центра Родион Суляндзига связывает претензии с тем, что представители НКО неоднократно рассказывали «на международных площадках» о проблемах коренных жителей Арктики (включая конфликт между коренными народами Арктики и российскими нефтяниками).

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ Н А Н А Й Ц Е В

Традиционный костюм нанайцев — халат с запахивающейся направо полой, узкие и короткие штаны и ноговицы (деталь одежды типа гетр). Женщины под халат надевали нагрудник с металлическими подвесками. Зимнюю обувь (её носили поверх меховых или кожаных чулок) делали из рыбьей кожи, а летнюю — из кабаньей. В холода носили меховые шапки с наушниками, а в тёплое время года — берестяные шляпы. Женские головные уборы, особенно зимние, отличались от мужских: надевали или стёганую шапку на вате наподобие шлема и с шишечкой на макушке, или фетровые шапки в форме колпака с отогнутыми вверх краями.

Своеобразным был костюм охотника на соболя. Самые оригинальные его детали — богато вышитая шапочка с наушниками, увенчанная собольим или беличьим хвостом, и передник, украшенный разноцветными нашивками из материи.

Мужчины переняли от соседей-мань чжуров обычай брить переднюю часть го ловы от виска до виска, а остальные во лосы заплетали в косу. Женщины, по примеру маньчжурок, заплетали две косы и укладывали их вокруг головы.

ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЮТ СЕВЕРНЫЕ НАРОДЫ

Малые народы отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить самобытность. Китаец может приехать в Хельсинки, жениться на финке, прожить там с ней всю жизнь, но он до кониа своих дней останется китайцем, а финном не станет. Более того, даже в детях его, наверное, будет много китайского, и это проявляется не только во внешнем облике, но значительно глубже — в особенностях психологии, поведения, вкусов (хотя бы просто кулинарных). Если же в подобную ситуацию попадёт кто-нибудь из народа саами — они живут на Кольском полуострове, в Северной Норвегии и в Северной Финляндии, — то, несмотря на близость к родным местам, он через какое-то время по существу станет финном.

Так происходит и с народами Севера и Дальнего Востока России. Они сохраняют национальную самобытность, пока живут в посёлках, занимаются традиционным хозяйством. Если же уезжают из родных мест, отрываются от собственного народа, то растворяются в другом и становятся русскими, якутами, бурятами — в зависимости от того, куда попадут и как сложится жизнь. Поэтому численность их почти не растёт, хотя рождаемость достаточно высока. Чтобы не потерять национальную самобытность, нужно жить среди своего народа, в его исконной среде обитания.

Конечно, у малых народов есть интеллигенция — учителя, художники, учёные, писатели, врачи. Они живут в окружном или областном центре, но, чтобы не потерять связь с родным народом, им нужно немало времени проводить в посёлках.

Чтобы сохранить малые народы, необходимо поддерживать традиционное хозяйство. В этом главная трудность. Оленьи пастбиша из-за растущей добычи нефти и газа сокращаются, моря и реки загрязнены, поэтому не может развиваться рыболовство. Падает спрос на оленье мясо и пушнину. Интересы коренного населения и краевых властей, крупных компаний, просто местных браконьеров вступают в противоречие, и в таком конфликте сила не на стороне малых народов.

В конце XX в. руководство округов и республик (в особенности в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) стало уделять больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Стали регулярны фестивали культур малых народов, на которых выступают сказители, исполняются обряды, проводятся спортивные состязания.

Во всём мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств (индейцев в странах Америки, аборигенов Австралии, айнов Японии и т. д.) входят в визитную карточку страны, служат показателем её прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.

Автор статьи: С.Арутюнов.

Как появились этносы севера?

Север – земля тяжелая для жизни, а потому и заселение его происходило довольно поздно. Лишь III-II тысячелетия до н.э. стало временем, когда здесь заселилось постоянное население.
Известно, что местные скоро научились каменные орудия шлифовать, из древесных стволов лодки долбить, луки и стрелы изготавливать. Появилась у них и посуда из глины, покрытая орнаментами, когда и гончарного круга-то не было.
Сегодня лишь петроглифы служат явным подтверждением, что места эти обитаемы были, даже о занятиях населения, быте его рассказывают. Сохранились эти скальные рисунки из прошлого на побережье Белого моря.
Может это странным покажется, но с далеких пор Европейский Север был территорией межрасового смешения. И доказывает это ранненеолитический могильник острова Олений, что в Онежском озере. Изучили его погребения (а их почти две сотни) и обнаружили, что люди в них разным расам принадлежат: европеоидной и монголоидной. У их потомков сохранились и следы смешения – облик-то европеоидный, а налет монголоидности все же имеется.
По мнению ученого люда, племена, что в древности эти земли заселяли, говорить должны были на самодийских языках, что родственны языку современных ненцев. Языки финно-угорской группы проникли сюда позже.
Предки наших современников-саамов не сразу заговорили на нынешнем языке, родным для них был самодийский. А вот современные ненцы свой самодийский сохранили.
К концу I – началу II тысячелетия н.э. образовалось племенное обединение, называемое пермяне. Именно они стали предками современных коми-зырян и коми-пермяков со своими языками, отнесенными к финно-угорским.
Письменные источники VI столетия упоминают о народности, что «сидит на Белом озере». Когда-то начальная русская летопись XI века назвала этот народ «весь». Их современные потомки зовут вепсами.
А история древних карел оказалась куда богаче событиями. Обитали они на Карельском перешейке в IX столетии, торговали с Великим Новгородом, оттуда и христианство приняли. В XVI веке область, где обитали они в Российское государство вошла, а в 1617-ом стала уездом Швеции. Но сами корелы вернулись на российские земли, не пожелали под шведским королем ходить, да так и остались жить на карельской, ярославской и тверской землях.
Словене пришли сюда позднее, к веку VII-XI, и теперь русских здесь большинство.
Много воды с тех пор утекло. И языки многие забыты. Какие-то из них энтузиасты пытаются сохранять, даже восстанавливать, но говорит стар и млад преимущественно на русском, а родной свой если и учат, то как иностранный.
Как живется северным народам?
Суровая земля им досталась: лесотундра, тундра, тайга. С давних времен не случайно селились люди у воды: берег залива, озеро или речка. По воде все товары нужные завозились. Навигация здесь короткая, только и хватает времени, чтобы запастись необходимым на долгую зиму. Потому как в другое время есть единственное средство – вертолет, чтобы попасть в селение или из него выбраться.
А занятия себе находят на зверофермах, разводя песцов и норок, в пошивочных мастерских, за пошивом одежды разной, и национальной тоже) из меха оленей. Есть и магазин, и даже почта, и дома рубленные. Однако все это – дань городской цивилизации.
Потому что не здесь, не в поселении основа их национального существования, их самобытности, а в окружающих лесах и тундре. Не особенно много людей работает здесь. Но как раз именно они семьями живут с оленьими стадами в тундре, заглядывая в поселок в свой пустующий дом несколько раз в году. Они проводят за охотой весь сезон, добираясь пешим ходом, на оленях или собачьих упряжках от урочища к урочищу. Они в путину живут вдалеке от дома, на самых удобных для рыбной ловли местах.
В этих самых местах и идет самая настоящая жизнь так шла она столетия назад, с той лишь разницей, что у современного оленевода, охотника и рыболова найдутся и приметы современности: радиостанция или хотя бы радиоприемник, лодочные моторы и бензиновые примусы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector